Научная статья на тему 'Специфика использования приема моделирования со старшими дошкольниками при решении простых текстовых задач'

Специфика использования приема моделирования со старшими дошкольниками при решении простых текстовых задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ПРОСТАЯ ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА / ПРИЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ / ФОРМУЛЫ-СХЕМЫ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ / SENIOR PRESCHOOLER / A SIMPLE TEXT TASK / MODELING METHOD / FORMULAS FOR ADDITION AND SUBTRACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Людмила Сергеевна, Бажан Зинаида Ивановна

Статья посвящена определению специфики организации практической работы с дошкольниками по формированию их элементарных представлений о решении текстовых задач. Авторами представлен вариант диагностического инструментария и содержания экспериментальной программы исследования проблемы формирования приема моделирования у старших дошкольников при решении простых текстовых задач на сложение и вычитание на занятиях по математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE MODELING METHOD''S USE WITH SENIOR PRESCHOOLS WHILE SOLVING SIMPLE TEXT TASKS

The article is devoted to the organization's specifics of practical work with preschoolers on the basic ideas about the solution of text task's formation. The authors presented a variant of the diagnostic tools and the content of the experimental research program. The formation of a modeling method for solving simple text tasks is an actual problem, but it is not sufficiently represented in the methodological literature.

Текст научной работы на тему «Специфика использования приема моделирования со старшими дошкольниками при решении простых текстовых задач»

вопросы жители сельского социума жители городского социума

Участвует ли ваш отец в традиционной сезонной охоте? 88 % 40%

Участвуете ли вы в традиционной ловле рыбы «мунха»? 62 % 22 %

Существует ли в Вашей семье половозрастная дифференциация при выполнении домашнего труда? 76 % 45 %

Распространен ли в вашей семье опыт коллективного труда? 86 % 39 %

Участвовали ли вы в «мясной» охоте со взрослыми? 54 % 11 %

Наблюдения показывают, что больше знаний о традиционных занятиях народов Севера у детей, живущих в сельской местности, чем в городе.

Сегодня на воспитание ребенка оказывает влияние большое количество самых различных факторов. Формирование личности нового человека происходит под влиянием не только специальной, целенаправленной работы, но и всего уклада жизни общества. Сравнивая воспитание прошлого и настоящего нужно подчеркнуть что, по мере развития общества ребенок постепенно отошел от деятельности взрослых: разобщились потребности и интересы родителей и детей, исчезла объективная причина прохождения детьми жизненной школы непосредственно в семье. Сузились, по сравнению с прошлым, вопросы, нуждающиеся в совместном обсуждении в семье.

Для возрождения и популяризации традиционных занятий народов Севера на базе Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова ежегодно проводится республиканский конкурс творческих продуктов «Ай уол». Это этнопедагогический и профориентационный конкурс, направленный на выявление творческих, способных юношей. Целевой аудиторией выступают юноши 7-11 классов РС(Я). В конкурсе 7 номинаций - одна из них посвящена, выбранной нами теме «Охота, рыбалка, туризм». Проведение подобных конкурсов способствует приобщению подростков к промысловым традициям и обычаям народов Севера, так как осуществляется принцип преемственности поколений.

Выводы. На современном этапе развития общества, назрела необходимость сохранения промысловых традиций народов Севера как части культурного наследия народа, бережного отношения к природе, преемственности поколений и привлечение отцов к воспитанию мальчиков.

Литература:

1. Андросова, М.И., Афанасьева, Л.И. Этнокультурные традиции семейного воспитания народов Северо-востока России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - выпуск 55, часть 6 С. 10-17.

2. Николаев, Семен Иванович. Народ Саха / Сомоготто. - Якутск: Якутский край, 2009. - 300 с.

3. Наслежно-улусное социальное воспитание. Ч. 1 и 2 / Под ред. Д.А. Данилова и А.Г. Корниловой. М.: РАО, 1997. - 127 с.

4. Репринцева, Г.И., Азизова, Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России : Учебно-метод. Пособие / Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова - М.: ФОРУМ, 2013. - 304 с.

Педагогика

УДК : 372.47:373.2

кандидат педагогических наук, доцент Анисимова Людмила Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); старший преподаватель Бажан Зинаида Ивановна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОСТЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. Статья посвящена определению специфики организации практической работы с дошкольниками по формированию их элементарных представлений о решении текстовых задач. Авторами представлен вариант диагностического инструментария и содержания экспериментальной программы исследования проблемы формирования приема моделирования у старших дошкольников при решении простых текстовых задач на сложение и вычитание на занятиях по математике.

Ключевые слова: старший дошкольник, простая текстовая задача, прием моделирования, формулы-схемы на сложение и вычитание.

Annatation. The article is devoted to the organization's specifics of practical work with preschoolers on the basic ideas about the solution of text task's formation. The authors presented a variant of the diagnostic tools and the content of the experimental research program. The formation of a modeling method for solving simple text tasks is an actual problem, but it is not sufficiently represented in the methodological literature.

Keywords: senior preschooler, a simple text task, a modeling method, formulas for addition and subtraction.

Введение. Современные тенденции развития дошкольного образования связаны с его переориентацией на приоритет развивающей функции по отношению к информационной. В связи с этим на первый план выдвигается задача целенаправленного обучения дошкольников познавательной деятельности, то есть способам познания окружающего мира: наблюдению, анализу, сравнению, классификации, моделированию.

Прием моделирования является одним из наиболее перспективных методов реализации эффективного обучения детей дошкольного возраста элементам математики. Он открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании дошкольников, способствует развитию образного мышления и учит их логически рассуждать. Моделирование является относительно универсальным дидактическим методом, применение которого способствует более глубокому освоению программного материала, выработке общих принципов познавательной стратегии дошкольников [4].

При формировании математических представлений у дошкольников в большом количестве используются простые текстовые задачи. Делается это в целях подготовки детей к обучению в школе. В существующих учебниках по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников авторы раскрывают работу над текстовой задачей, придерживаясь традиционного подхода, направленного в первую очередь, на развитие наглядно-действенного мышления дошкольника. Однако в психолого-педагогических исследованиях Л. А. Венгера [1], А. В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова [3] выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось раньше. Ребенок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способен овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Именно применение на практике педагогами приема моделирования при работе над простыми текстовыми задачами способствует формированию умений у старших дошкольников осмысленно подойти к их решению и дает детям более полно увидеть отражение зависимости между данными и искомой величиной в задаче. Однако в современных дошкольных образовательных учреждениях ощущается противоречие между обоснованной в теории необходимостью использования моделирования в обучении старших дошкольников решению простых текстовых задач и реальной практикой, на которой предпочтение все же еще отдается традиционным методам обучения решению текстовых задач. Следовательно, проблема использования приема моделирования в процессе обучения старших дошкольников решению текстовых задач актуальна.

Формулировка цели статьи. Раскрыть специфику организации исследования по проблеме формирования приема моделирования у старших дошкольников при решении простых текстовых задач на сложение и вычитание в процессе изучения элементарной математики.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы (она является базовой в детских учреждениях Крыма), в ее содержании по математической подготовке каждый дошкольник должен овладеть знаниями и навыками по решению простых текстовых задач на сложение и вычитание [2]. Поэтому проблемой нашего исследования стал поиск эффективной методики работы над простыми текстовыми задачами.

В нашей статье мы предлагаем для рассмотрения разработку экспериментальной программы по формированию приема моделирования у старших дошкольников при решении простых текстовых задач, которая впоследствии будет нами апробирована на практике.

Эксперимент по проблеме исследования планируется проводить в старшей группе детского сада, в естественных условиях, в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный). Каждый этап преследует свои цели. Так, на констатирующем этапе, мы должны будем определить исходный уровень сформированности у старших дошкольников, взятых в эксперимент, решать простые текстовые задачи, и на основе полученных данных спланировать дальнейшую работу по программной задаче - формирование умений решать простые текстовые задачи на сложение и вычитание средствами моделирования.

Для проведения констатирующего эксперимента нами были разработаны критерии и показатели, определяющие уровень сформированности у старших дошкольников умения решать простые текстовые задачи. Разработанные критерии и показатели включают: мотивационный (позитивное отношение к занятиям по математике; проявление интереса к решению простых текстовых задач), когнитивный (знание структуры текстовой задачи, отличие ее от рассказа и загадки; знание об арифметических действиях сложения и вычитания, о знаках этих действий); деятеятельностный (умение решать простые текстовые задачи на действия сложение и вычитание; умение составлять простые текстовые задачи на сложение и вычитание). На основе разработанных критериев и показателей нами охарактеризованы следующие три уровня сформированности умений старших дошкольников решать простые текстовые задачи:

Высокий уровень. Ребенок проявляет стойкий интерес к решению задач. Умеет самостоятельно правильно найти решение текстовой задачи. Без затруднения составляет простые текстовые задачи.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к решению текстовых задач. При решении задач испытывает некоторые трудности. Хотя им правильно осуществляется выбор арифметического действия, но в процессе вычисления может допустить ошибку, поэтому требует внимания и контроля со стороны воспитателя при решении простых текстовых задач. Составляет задачи с незначительной помощью воспитателя.

Низкий уровень. Ребенок не испытывает интереса к решению простых текстовых задач. Самостоятельно решить задачу не может, поэтому требует постоянного внимания и контроля со стороны воспитателя. Также самостоятельно не может составлять текстовые задачи.

Для проведения диагностики старших дошкольников были подобраны методики согласно разработанным критериям и показателям. Диагностика на констатирующем этапе эксперимента состояла из 4 методик. Диагностические задания планируется давать детям индивидуально в свободное от занятий время. Причем время на выполнение задания ребенком не ограничивается и обучающее воздействие в обследовании не используется. Подобранные методики достаточно полно отвечают поставленным задачам. Раскроем цель каждой из методик и кратко их опишем.

Так, методика № 1 ориентирована на изучение отношения и проявления интереса старших дошкольников к математике, к решению простых текстовых задач, к вычислениям. Этой методикой проверяется мотивационный критерий и показатели: позитивное отношение к занятиям по математике; проявление интереса к решению простых текстовых задач.

С детьми проводится беседа (устный опрос) по следующим вопросам:

1. Нравятся ли тебе занятия по математике?

2. Какие задания тебе нравится выполнять на занятиях по математике?

3. Любишь ли ты решать задачи?

4. Всегда получается у тебя самостоятельно решить задачу?

5. Можешь ли самостоятельно составлять задачи?

Параметры оценивания данных по методике №1 реализуется по следующим аспектам: ребенок положительно относится к занятиям по математике; ребенок отрицательно относится к занятиям по математике; ребенок нейтрально относится к занятиям по математике.

В рамках реализации методики № 2, предполагается выявить знания о структуре текстовой задачи и ее отличие от рассказа, загадки, стихотворения. Этой методикой проверяется когнитивный критерий и показатель: знание структуры текстовой задачи и отличие ее от других текстов, не являющихся задачей. Каждому дошкольнику предлагается прослушать 3 текста и сказать, какой из них является задачей и почему:

1) «Во дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина».

2) «Над бабушкиным клубничным джемом летали 3 пчелы и один большой шмель. Сколько всего насекомых летало над джемом?».

3) «С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны стола одного мальчика. Как зовут этих детей?».

Специфика оценивания результатов методики № 2 заключается в следующем: 1 балл - ребенок знает основные структурные элементы текстовой задачи и умеет отличить её от рассказа, загадки, стихотворения; 0,5 балла - ребенок затрудняется в определении структуры задачи и не всегда может отличить текст задачи от других текстов (рассказа, загадки, стихотворения); 0 баллов - ребенок не знает структуру задачи, поэтому не может отличить её от рассказа, загадки, стихотворения.

Так же в рамках организации работы по проблеме исследования может быть использована методика № 3, цель которой — проверить у дошкольников сформированность умения решать простые текстовые задачи, правильно выбирая нужное арифметическое действие: сложение или вычитание. Этой методикой проверяется когнитивный критерий и показатель: знание об арифметических действиях сложения и вычитания, о знаках этих действий; деятельностный критерий и показатель: умение решать простые текстовые задачи на действия сложение и вычитание.

Старшим дошкольникам предлагается решить простую текстовую задачу и дать ответ на ее вопрос. Задача: «У Коли было 6 карандашей. Три из них потерялись. Сколько карандашей осталось у Коли?». Особенности оценивания результатов по методики № 3 заключается в следующем: 1 балла - ребёнок не испытывает трудностей при решении задачи, самостоятельно делает выбор арифметического действия, которым решается задача, и правильно формулирует ответ на вопрос задачи; 0,5 баллов - ребенок испытывает некоторые трудности при решении текстовой задачи, поэтому необходима незначительная помощью воспитателя; арифметическое действие в решении задачи определяет правильно, хотя не исключена вычислительная ошибка, которую сам может исправить после указания на нее; 0 баллов - ребенок не может самостоятельно решить текстовую задачу, поэтому требует постоянного внимания и контроля со стороны воспитателя.

В качестве заключительного диагностического инструментария выступила методика № 4, направленная на проверку умения дошкольниками составлять простые текстовые задачи на сложение (вычитание). Этой методикой проверяется когнитивный критерий и показатель: знание структуры текстовой задачи; деятельностный критерий и показатель: умение составлять простые текстовые задачи на действия сложение и вычитание.

Дошкольникам предлагается наглядный материал - трафареты фруктов: 5 яблок и два лимона. Задание: «Подумай, какую задачу можно составить про эти предметы?». В качестве оценивания можно использовать следующие рекомендации: 1 балл - ребёнок без затруднения составляет простую текстовую задачу; 0,5 баллов - ребенок испытывает некоторые трудности при составлении простой текстовой задачи, поэтому требуется помощь со стороны воспитателя; 0 баллов - не может самостоятельно составлять текстовые задачи.

По каждой методике (2-4) необходимо подсчитать максимальное количество баллов (п). Оценка успешности (ОУ) определялась по формуле:

ОУ= п • 100% , где п - максимально набранные баллы ребенком, птах -птах

максимальное количество баллов, которые можно набрать по этим методикам. По всем методикам ребенок максимально мог набрать 3 балла. Расчет оценки успешности (ОУ) в процентном отношении позволяет распределить дошкольников по трем уровням сформированности умений решать простые текстовые задачи:

1) Высокий уровень (75%-100%), когда ребёнок набирает 2,5 - 3 балла.

2) Средний уровень (50%-74%): когда ребёнок набирает 1,5 - 2 баллов.

3) Низкий уровень (от 49% и ниже): когда ребёнок набирает 0 - 1 балл.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для дошкольника, так как детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если на этом будут настаивать взрослые. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов, работающих с дошкольниками - это развивать у детей интерес к математике. Одним из важных программных вопросов по математическому развитию старших дошкольников является вопрос о том, как обучить дошкольников решению простых текстовых задач. Это одна из методических проблем, которая вызывает вопросы не только у воспитателей детских образовательных учреждений, но и у учителей начальной школы. Поэтому главной целью следующего этапа эксперимента -формирующего - стала разработка экспериментальной программы, направленной на формирование у старших дошкольников приема моделирования при обучении их решению простых текстовых задач на сложение и вычитание и проверка ее эффективности на практике. При разработке программы мы учитывали программный материал данной возрастной группы по математическому развитию, возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная программа состоит из трех взаимосвязанных между собой этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Цель подготовительного этапа: создать базовую основу для дальнейшей работы по обучению старших дошкольников решению простых текстовых задач на сложение и вычитание. В соответствии с целью на данном этапе исследования поставлены следующие задачи: установление связи между отношением «часть-целое» и действием сравнения; ознакомление старших дошкольников с моделью арифметических действий сложения и вычитания; формирование у дошкольников интереса к решению текстовых задач с помощью приема моделирования (формулы-схемы на сложение и вычитание).

Содержание занятий подготовительного этапа нацелено, прежде всего, на обеспечение мотивационно-ценностного отношения старших дошкольников к решению простых текстовых задач с помощью приема моделирования. Поэтому работа будет направлена на формирование представлений у детей о структуре целого и его частей, будем учить детей изображать (или конструировать с помощью геометрических фигур) в схеме целое и составляющие его части, будем учить читать схематические изображения. Также будем обучать устанавливать отношение «больше» и отношение «меньше» между целым и его частями, уравнивать части с целым, самостоятельно выбирать нужную арифметическую операцию (сложение или вычитание). На данном этапе с дошкольниками с помощью приема моделирования будут решаться простые задачи на нахождение суммы и остатка. Учитывая возраст детей, занятия планируем проводить в игровой форме на основе сюжетно-ролевых игр таких, как: «Ателье», «Магазин» и др. Этим самым мы попытаемся привлечь внимание детей и развить интерес к такому сложному программному вопросу как решение текстовых арифметических задач.

Целью основного этапа является формирование умения решать простые текстовые задачи других видов с использованием приема моделирования. На данном этапе мы должны познакомить дошкольников с решением простых задач на нахождение неизвестного компонента арифметических действий сложения и вычитания и учить дошкольников моделировать новые виды простых задач, используя формулу-схему. Знакомство дошкольников с новыми видами задач будет осуществляться с использованием приема преобразования исходной задачи в задачу нового вида, что дает возможность детям контролировать правильность своего решения. Решение простых текстовых задач будет связано только с вычислением, т.е. умением применять на практике прием сложения и вычитание числа по частям.

Текстовые задачи будут даваться детям не только в готовом виде, но будем учить их составлять по предложенному сюжету тексты простых задач разных видов, которые детям будут известны на данный момент. Будем учить дошкольников анализировать задачу, выделяя в ней известное и неизвестное и представлять это в виде модели (схемы-формулы на сложение или на вычитание). Покажем применение приема преобразования исходной задачи (на нахождение суммы) в задачу нового вида - на нахождение неизвестного слагаемого. Модели арифметических действий сложения и вычитания представлены на доске, дошкольники при решении задачи находят, показывают модель-формулу и печатают только решение задачи.

Итак, дошкольникам предлагается для решения задача на нахождение суммы: «В аквариуме плавали 4 гуппи и 1 меченосец. Сколько всего рыбок плавало в аквариуме?» Просим детей выбрать модель арифметического действия и объяснить свой выбор. Поскольку такие задачи дети ранее решали, то выбор свой они делают на модели арифметического действия сложения, объясняя это тем, что в задаче нужно находить целое, а не часть, так как в вопросе спрашивается - сколько всего рыбок. Решают задачу, записывая решение с помощью карточек с математическими знаками: 4+1=5.

Далее предлагаем детям составить задачу с другим примером ?+1=5, только так, чтобы содержание совпадало с содержанием первой задачи.

Вспоминаем сначала, что обозначало число 5 в предыдущей задаче (сколько всего рыбок плавало в аквариуме) и что обозначало число 1 (сколько меченосцев было в аквариуме). Затем спрашиваем: «А какие еще рыбки плавали в аквариуме?» (гуппи). И далее сообщаем детям, что поскольку в новой записи это число неизвестно, то мы должны найти его, уточняем, какой вопрос будет в новой задаче (сколько в аквариуме было гуппи). Затем предлагаем по-ролям воспроизвести текст новой задачи, начиная с числа 5. Один ребенок воспроизводит условие задачи («В аквариуме плавало 5 рыбок, из которых 1 меченосец, а остальные рыбки -гуппи»), а другой - формулирует вопрос («Сколько в аквариуме было гуппи?»), третий и четвертый повторяет всю задачу: «В аквариуме плавало 5 рыбок, из которых 1 меченосец, а остальные рыбки - гуппи. Сколько в аквариуме было гуппи?» Далее спрашиваем, какая модель-формула подходит к решению нашей задачи и почему. На что дети должны ответить, что количество гуппи - это часть всех рыбок, которые были в аквариуме. А часть находят с помощью действия вычитания. Печатают пример: 5-1=4. Затем мы обращаем их внимание на то, что в ответе получили то же число, которое было в предыдущей задаче и указывало нам на количество рыбок - гуппи. И если мы вышли на это число, значит задача нами решена верно. Далее сообщаем им, что такие задачи по отношению друг к другу называются обратными. Новый термин мы ввели, но не для запоминания дошкольниками. Это понятие будет впервые рассматриваться в начальной школе.

Для обучения дошкольников контролировать свои действия в решении задач и осуществлять проверку ее решения мы обращаемся к иной модели - это разноцветные палочки Кьюизенера. С помощью этих палочек дети практически действуют с таким абстрактным понятием, как число. Это способствует формированию у них представлений о числах и основах вычислительной деятельности. Дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают суть арифметических действий.

Цель заключительного этапа - закрепить и обобщить знания дошкольников в решении простых текстовых задач средствами моделирования. Задачи на данном этапе ставятся следующие: выявить насколько дошкольники самостоятельно умеют решать простые текстовые задачи на сложение и вычитание с использованием схемы-модели; проводить коррекционную работу с дошкольниками для устранения выявленных ошибок при работе над задачей, приобщать к этой работе дошкольников; формировать общие умения в решении простых текстовых задач на сложение и вычитание.

Содержание работы на занятиях по математике будут направлены на закрепление и обобщение умений дошкольников составлять и решать простые задачи некоторых видов на сложение и вычитание с использование приема моделирования. Это такие задачи, как: задачи на нахождение суммы и остатка, задачи на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого и уменьшаемого (виды задач детям не сообщаются). Будем продолжать учить детей преобразовывать одну задачу в задачу другого вида, которая считается обратной по отношению к данной и, таким образом, контролировать свои действия. Будем обращать внимание насколько сформированы вычислительные приемы на сложение и вычитание чисел у старших дошкольников в ходе решения задач и проведения дидактических игр, связанных с вычислением.

На контрольном этапе эксперимента планируем провести повторную диагностику детей, взятых в эксперимент, по тем же методикам, но на другом дидактическом материале, сделать сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Это позволит нам дать объективную оценку применению на практике нетрадиционного метода моделирования при обучении старших дошкольников решению простых текстовых задач на сложение и вычитание.

Выводы. Таким образом, по нашему мнению, предложенные нами в экспериментальной программе

наглядные условные модели при работе над текстовыми задачами позволят старшим дошкольникам осознать смысл и значение совершаемых ими арифметических действий и, тем самым, повысить у них уровень сформированности решать простые текстовые задачи на сложение и вычитание. Окончательные выводы об эффективности разработанной программы можно будет сделать после проведения экспериментального исследования.

Литература:

1. Венгер, Л. А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. -М.: Просвещение, 1988. - 366 с.

2. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.

3. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. - М.: Просвещение, 1977. - 262 с.

4. Щербакова, Е.И. Арифметические модели для решения арифметических задач / Е.И. Щербакова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 14-16.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

Чеченский государственный университет (г. Грозный),

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный),

Академия наук Чеченской Республики (г. Грозный),

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Комплексного

научно-исследовательского института имени Х. И. Ибрагимова Российской академии наук (г. Грозный)

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВ В РАЗРАБОТКЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА

Аннотация. В работе сформулирована цель этнопедагогической системы. Предлагается характеристика компонентов этнопедагогической системы, характеристика ситуативной основы, механизмов и алгоритм реализации этнопедагогического процесса, сформулированы педагогические условия его эффективности. Рассмотрены проблемы основ проектирования этнопедагогического процесса.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогический процесс, этнопедагогическая система, педагогические условия.

Annotation. The author has formulated the goal of ethnopedagogical system. The characteristic of components of ethnopedagogical system, the characteristic of a situational basis, mechanisms and algorithm of realization of ethnopedagogical process is offered, pedagogical conditions of its efficiency are formulated. The problems of ethnopedagogical process design bases are considered.

Keywords: pedagogy, ethnopedagogical process, ethno-pedagogical system, pedagogical conditions.

Введение. Этнопедагогика на современном этапе находится на стадии оформления собственного понятийного аппарата, разработки общей этнопедагогической концепции и технологий ее реализации, выработки критериев оценивания эффективности этнопедагогической системы и технологий. Этнопедагоги обращаются к проектированию как способу создания этнопедагогических систем, вырабатывают критерии и параметры оценки этнопедагогической деятельности. Все это свидетельствует о том, что этнопедагогика становится полноправной частью общенаучной картины мира [1]. В то же время это говорит о необходимости реализации научных разработок, посвященных различным теоретическим аспектам этнопедагогики как науки и этнопедагогической образовательной концепции.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является формулировка цели этнопедагогической системы, выявление ее основных структурных компонентов, характеристика ситуативной основы, механизмов и алгоритма реализации этнопедагогического процесса, определение педагогических условий эффективности его реализации в образовании на современном этапе.

Изложение основного материала статьи. В основе этнопедагогики как науки - многочисленные и многовековые традиции воспитательных действий, характерных для определенного этноса. Средствами и основой этнопедагогики выступают как традиции и обычаи, так и культура этноса. В связи с этим можно утверждать, что этнопедагогика занимает промежуточное место между культурой и педагогикой. Это повышает ее потенциал в решении межнациональных проблем в формировании и развитии личности [2].

Реализация этнопедагогического процесса должна осуществляться с учетом сущности, характеристик и тенденций развития социума. Современное отечественное общество характеризуется стремительными темпами развития, а также такими особенностями, как индивидуализм, прагматизм, стремление к формированию конкурентоспособной во всех отношениях личности.

Так, главной целью этнопедагогического процесса на современном этапе является формирование, развитие и совершенствование личности. В данном контексте стоит уточнить, что личность в этнопедагогике рассматривается в рамках теории этноса, прежде всего, как носитель национальной культуры, взаимодействующей с культурой общенациональной и мировой [3; 4].

В соответствии с системным подходом в этнопедагогике [5, 6] формируется этнопедагогическая система. По нашему мнению, системообразующим элементом, ядром указанной системы является этнос, так как он, обладая специфическими свойствами, определяет особенности систем данного типа. В рамках этнопедагогической системы этнос является носителем национальных особенностей, национального характера, национальной культуры, которая включает ряд педагогических элементов. Этнос выступает центральным компонентом этнопедагогической системы, обеспечивающим взаимосвязь ее остальных составляющих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе адаптации к условиям жизнедеятельности в социуме каждый этнос вырабатывает индивидуальный стереотип поведения - как фундамент этнической традиции, компонентами которой являются культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.