наглядные условные модели при работе над текстовыми задачами позволят старшим дошкольникам осознать смысл и значение совершаемых ими арифметических действий и, тем самым, повысить у них уровень сформированности решать простые текстовые задачи на сложение и вычитание. Окончательные выводы об эффективности разработанной программы можно будет сделать после проведения экспериментального исследования.
Литература:
1. Венгер, Л. А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. -М.: Просвещение, 1988. - 366 с.
2. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. - М.: Просвещение, 1977. - 262 с.
4. Щербакова, Е.И. Арифметические модели для решения арифметических задач / Е.И. Щербакова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 14-16.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич
Чеченский государственный университет (г. Грозный),
Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный),
Академия наук Чеченской Республики (г. Грозный),
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Комплексного
научно-исследовательского института имени Х. И. Ибрагимова Российской академии наук (г. Грозный)
ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВ В РАЗРАБОТКЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
Аннотация. В работе сформулирована цель этнопедагогической системы. Предлагается характеристика компонентов этнопедагогической системы, характеристика ситуативной основы, механизмов и алгоритм реализации этнопедагогического процесса, сформулированы педагогические условия его эффективности. Рассмотрены проблемы основ проектирования этнопедагогического процесса.
Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогический процесс, этнопедагогическая система, педагогические условия.
Annotation. The author has formulated the goal of ethnopedagogical system. The characteristic of components of ethnopedagogical system, the characteristic of a situational basis, mechanisms and algorithm of realization of ethnopedagogical process is offered, pedagogical conditions of its efficiency are formulated. The problems of ethnopedagogical process design bases are considered.
Keywords: pedagogy, ethnopedagogical process, ethno-pedagogical system, pedagogical conditions.
Введение. Этнопедагогика на современном этапе находится на стадии оформления собственного понятийного аппарата, разработки общей этнопедагогической концепции и технологий ее реализации, выработки критериев оценивания эффективности этнопедагогической системы и технологий. Этнопедагоги обращаются к проектированию как способу создания этнопедагогических систем, вырабатывают критерии и параметры оценки этнопедагогической деятельности. Все это свидетельствует о том, что этнопедагогика становится полноправной частью общенаучной картины мира [1]. В то же время это говорит о необходимости реализации научных разработок, посвященных различным теоретическим аспектам этнопедагогики как науки и этнопедагогической образовательной концепции.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является формулировка цели этнопедагогической системы, выявление ее основных структурных компонентов, характеристика ситуативной основы, механизмов и алгоритма реализации этнопедагогического процесса, определение педагогических условий эффективности его реализации в образовании на современном этапе.
Изложение основного материала статьи. В основе этнопедагогики как науки - многочисленные и многовековые традиции воспитательных действий, характерных для определенного этноса. Средствами и основой этнопедагогики выступают как традиции и обычаи, так и культура этноса. В связи с этим можно утверждать, что этнопедагогика занимает промежуточное место между культурой и педагогикой. Это повышает ее потенциал в решении межнациональных проблем в формировании и развитии личности [2].
Реализация этнопедагогического процесса должна осуществляться с учетом сущности, характеристик и тенденций развития социума. Современное отечественное общество характеризуется стремительными темпами развития, а также такими особенностями, как индивидуализм, прагматизм, стремление к формированию конкурентоспособной во всех отношениях личности.
Так, главной целью этнопедагогического процесса на современном этапе является формирование, развитие и совершенствование личности. В данном контексте стоит уточнить, что личность в этнопедагогике рассматривается в рамках теории этноса, прежде всего, как носитель национальной культуры, взаимодействующей с культурой общенациональной и мировой [3; 4].
В соответствии с системным подходом в этнопедагогике [5, 6] формируется этнопедагогическая система. По нашему мнению, системообразующим элементом, ядром указанной системы является этнос, так как он, обладая специфическими свойствами, определяет особенности систем данного типа. В рамках этнопедагогической системы этнос является носителем национальных особенностей, национального характера, национальной культуры, которая включает ряд педагогических элементов. Этнос выступает центральным компонентом этнопедагогической системы, обеспечивающим взаимосвязь ее остальных составляющих.
В процессе адаптации к условиям жизнедеятельности в социуме каждый этнос вырабатывает индивидуальный стереотип поведения - как фундамент этнической традиции, компонентами которой являются культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства [9].
Образовательные цели в этнопедагогическом процессе формулируются соответственно компетентностям, формирование которых у воспитанников является первоочередной задачей этнопедагога. Формирование этих компетентностей происходит путем развития и совершенствования имеющихся у обучающегося и входящих в структуру его личности групп целей, а именно:
- системных;
- предметных;
- уровневых;
- промежуточных;
- целей конкретной единицы учебно-воспитательного процесса;
- целей конкретного задания.
Такая последовательность целей позволяет осуществлять учет всех особенностей современного образовательного пространства и реализовать единство целей государства, общества и личности, что является одним из важнейших условий успешности любой педагогической системы.
Одной из ведущих задач современного педагога является формирование у воспитанников этнокультурной компетентности как системной цели этнопедагогического процесса.
Данная компетентность представляет собой свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, а также готовность к педагогическому сопровождению указанных процессов.
Этнокультурная компетентность включает систему знаний, умений и навыков личности, идентифицирующей себя как носителя опыта и знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия [7].
Анализ теоретических работ ученых, разрабатывающих проблемы современной этнопедагогики (Н.Г. Арзамасцева, М.Л. Воловикова, Л.Б. Зубарева, И.В. Мусханова, Т.В. Поштарева и др.), позволяет выделить следующие субкомпетентности в структуре этнокультурной компетентности:
- культурно-ценностную;
- коммуникативную;
- социально-адаптивную;
- лингвистическую.
Показателями этнокультурной компетентности являются следующие способности и готовности обучающихся:
- придерживаться этнокультурных традиций, владеть этноспецифическими умениями своего народа;
- изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде;
- осуществлять поиск информации информацию, добывать знания об этнокультурах, используя различные базы данных;
- осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные процессы на основе анализа и систематизации знаний об этнических культурах;
- включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества [10].
Современные учреждения образования призваны осуществлять воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам, то есть реализовывать целенаправленную педагогическую деятельность по формированию этнокультурной компетентности [8].
Формирование этнокультурной компетентности происходит в рамках организации учебно-воспитательного процесса, причем четко разделить во временном плане процессы обучения и воспитания не представляется возможным, так как в учебном процессе постоянно возникают ситуации этнокультурного характера, позволяющие педагогу формировать данный вид компетентности, в то же время и в ходе воспитательных мероприятий этнопедагог стремится передать новую учебную информацию, расширяющую знания воспитанников.
Каждая из дисциплин, входящих в школьную программу, обладает потенциалом в плане формирования этнокультурной компетентности, необходимо только акцентировать внимание, создавать и развивать соответствующие ситуации.
Механизмами формирования и развития этнокультурной компетентности, по нашему мнению, являются деятельность и общение, реализуемые как индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Указанные взаимодействия и отношения могут быть:
- специально организованными (знания, умения, навыки и опыт, приобретаемый школьником в ходе учебного процесса, участия в лекциях, дискуссиях, конференциях, совместных мероприятиях и т.д.);
- стихийными (знания, умения, навыки, опыт, получаемые в воспитательных ситуациях, которые возникают спонтанно, без подготовки и разработки);
- частично организованными (знания, умения, навыки и опыт, ежечасно обретаемые ребенком в бытовых и семейных отношениях, в отношениях со сверстниками, старшим поколением, различными другими людьми, другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, из средств массовой информации и др.).
Реализацию этнопедагогической системы в образовательном процессе можно передать виде алгоритма осуществления этнопедагогического процесса, включающего последовательность следующих операций:
- целеполагание;
- отбор методов, приемов, способов организации этнопедагогического процесса;
- отбор содержательного наполнения этнопедагогического процесса;
- разработка алгоритма процессуальной части этнопедагогического процесса; создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность этнопедагогического процесса;
- реализация этнопедагогического процесса; диагностика результатов; анализ результатов, оценки эффективности и актуализация.
Функционирование этнопедагогической системы требует создания определенных организационно-педагогических условий. К таким организационно-педагогическим условиям, по нашему мнению, стоит отнести следующие:
- учет возрастных особенностей и интересов воспитанников;
- учет национальных особенностей личности, характерных для представителей конкретного этноса;
- учет своеобразия стиля воспитания в моно- и равноэтнических семьях;
- учет специфики межнациональных отношений в полиэтническом коллективе воспитанников;
- учет конкретного социокультурного контекста, в котором растут и развиваются воспитанники;
- учет регионального своеобразия местности, среды, в которой находится образовательное учреждение;
- соблюдение принципа необходимости и достаточности в отборе содержания, методов, способов и приемов организации этнопедагогического процесса;
- визуализация этнопедагогического содержания, использование новых информационных технологий.
Выводы. Воспитательный процесс в современном мире - это не только передача опыта последующим
поколениям, но и приобщение к миру культуры, способствующему раскрытию новых личностных смыслов. Именно в культурной составляющей заключен богатый потенциал, позволяющий воспитанной в новых условиях личности воспринимать себя и окружающий мир с позиции его культурного многообразия, равенства всех культур и народов, необходимости их взвимоизучения, взаимодействия и взаимодополнения.
Таким образом, рассмотренные в работе основы реализации этнопедагогического процесса при названных организационно-педагогических условиях позволят достичь цели - формирования этнокультурной личности, способной полноценно функционировать в жизненном пространстве, идентифицирующей себя как носителя этнических ценностей и свободно взаимодействующей с носителями других культур в поликультурном пространстве.
Системный подход в рассмотрении этнопедагогических явлений позволяет взглянуть на них комплексно, глобально, с использованием современных общенаучных методов.
Литература:
1. Арсалиев, Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики [Текст] / Ш. М-Х. Арсалиев. - М.: Гелиос АРВ, 2013. - 320 с. ISBN 978-5-85438-224-3.
2. Арсалиев, Ш. М-Х., Мусханова, И.В. Экспериментальная проверка модели этнопедагогизации формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики [Текст] / Ш. М-Х. Арсалиев, И.В. Мусханова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: «Новые гуманитарные исследования». - Орел: Изд-во Орловского государственного университета. - 2012. - №3. - С.102-106.
3. Арсалиев, Ш.М-Х. Этнопедагогика в контексте современной научной парадигмы: монография. Saarbrucken, Deutschland: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 285 c.
4. Арсалиев, Ш.М-Х., Писаренко, В.И. Моделирование этнопедагогических технологий в контексте современной научной картины мира / Ш.М-Х. Арсалиев, В.И. Писаренко // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2015. №1 (85). С. 79-84.
5. Арсалиев, Ш.М-Х., Писаренко, В.И. Системный подход как методологическая основа этнопедагогики [Текст] // Ш.М-Х. Арсалиев, В.И. Писаренко // European Social Science Journal. - М. - 2014, №2 (41). Том 1. С. 34-42.
6. Арсалиев Ш.М-Х., Писаренко В.И. Эволюционный и генетический подходы в теории этнопедагогики // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2013. №3 (20). С. 85-92.
7. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с. ISBN 5-7695-0413-7.
8. Волков Г.Н., Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогические ценности, тенденции и прогнозы // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 28-44.
9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: «Мишель и К», 1993.
10. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. - 2005. - № 3. -С. 35-42.
Педагогика
УДК 371
преподаватель кафедры иностранных языков Бамбурова Елена Анатольевна
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Набатова Лидия Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» (г. Ульяновск)
МОДЕЛЬ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АВИАЦИОННОМУ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Аннотация. В статье говорится о сущности, цели, принципах и уровнях интегративного подхода. Также рассматриваются средства, формы и методы, необходимые для успешной реализации интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе. В статье также говорится о педагогических условиях, при которых интеграция становится необходима для формирования иноязычно-коммуникативной компетенции. Представлена модель реализации интегративного подхода, в которой рассмотрены все составляющие данного подхода.
Ключевые слова: содержание образования, интегративный подход, методологический аспект, уровневые звенья, педагогические условия, блочно-модульная технология, интерактивное обучение.
Annotation. The article deals with the essence, purpose, principles and levels of the integrative approach. It also discusses the means, forms and methods necessary for the successful implementation of an integrative approach in aviation English teaching in a military university. The article also speaks about the pedagogical conditions under which integration becomes necessary for the formation of foreign language and communicative competence. A model for implementing an integrative approach is presented, all the components of this approach are considered in it.