Научная статья на тему 'Роль теоретических основ этнопедагогического процесса в рассмотрении этнопедагогической ситуации'

Роль теоретических основ этнопедагогического процесса в рассмотрении этнопедагогической ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ETHNOPEDAGOGICAL PROCESS / THE SITUATION ETHNOPEDAGOGICAL / ETHNO-PEDAGOGICAL SYSTEM / ETHNIC CULTURE / PERSONAL SPHERE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

Статья посвящена решению проблемы теоретического обоснования этнопедагогического процесса. Этнопедагогическая ситуация рассматривается как вид воспитательных ситуаций и как единица этнопедагогического процесса. В данной работе рассматриваются специально организованные и спонтанные этнопедагогические ситуации и алгоритмы их разрешения. Приводятся конкретные примеры этнопедагогических ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THEORETICAL BASES OF ETHNOPEDAGOGICAL PROCESS IN THE CONSIDERATION OF ETHNOPEDAGOGICAL SITUATION

The article is devoted to solving the problem of theoretical substantiation of ethnopedagogical process. Ethno-pedagogical situation is considered as a kind of educational situations and as a unit of ethno-pedagogical process. This paper examines organized and spontaneous ethno-pedagogical situations and algorithms of their solution. Specific examples of ethno-pedagogical situations.

Текст научной работы на тему «Роль теоретических основ этнопедагогического процесса в рассмотрении этнопедагогической ситуации»

3. Козловская, С.Н. Технологии организации профориентационной работы в школе: практич. пособие / С.Н. Козловская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 176 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

Чеченский государственный университет (г. Грозный),

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный),

Академия наук Чеченской Республики (г. Грозный),

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Комплексного

научно-исследовательского института имени Х. И. Ибрагимова Российской академии наук (г. Грозный)

РОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАССМОТРЕНИИ

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена решению проблемы теоретического обоснования этнопедагогического процесса. Этнопедагогическая ситуация рассматривается как вид воспитательных ситуаций и как единица этнопедагогического процесса. В данной работе рассматриваются специально организованные и спонтанные этнопедагогические ситуации и алгоритмы их разрешения. Приводятся конкретные примеры этнопедагогических ситуаций.

Ключевые слова: Этнопедагогический процесс, этнопедагогическая ситуация, этнопедагогическая система, этнокультура, личностная сфера, компетенция.

Annotation. The article is devoted to solving the problem of theoretical substantiation of ethnopedagogical process. Ethno-pedagogical situation is considered as a kind of educational situations and as a unit of ethnopedagogical process. This paper examines organized and spontaneous ethno-pedagogical situations and algorithms of their solution. Specific examples of ethno-pedagogical situations.

Keywords: Ethnopedagogical process, the situation ethnopedagogical, ethno-pedagogical system, ethnic culture, personal sphere, the competence.

Введение. Практический опыт многих педагогов позволяет утверждать, что этнопедагогика является уникальным научным направлением, в котором практика опережает теорию. Этнопедагогический процесс в современном образовательном пространстве приобретает особую важность, поскольку способствует формированию национальной самоидентичности личности и формированию общей культуры. Это определяет актуальность разработки основ этнопедагогического процесса, особенно тех теоретических положений, которые лежат в основе его реализации. Опыту народного воспитания, внедрение которого позволит повысить эффективность формирования и развития личностной сферы в контексте ее этнокультурных основ, необходимо теоретическое обоснование, которое представляет собой достаточно сложный процесс, поскольку должно учитывать достижения многих наук и этническое многообразие современного мира.

Изложение основного материала статьи. Народная педагогика способна решить те задачи формирования личностной сферы, которые связаны с формированием этнокультурного фона, с осознанием этнокультурной принадлежности и самоидентификацией как представителя определенного этноса и представителя данного этноса в мировом культурном процессе.

Этнопедагогическое пространство, в котором осуществляется формирование и развитие этнокультурной личности, можно представить в виде интегральной модели, представляющей собой совокупность пяти отдельных моделей (рис.1). Акцентируем внимание на том, что речь идет о специально разрабатываемом и обоснованном с научной точки зрения этнопедагогическом процессе, планируемом в определенной обоснованной последовательности действий.

Модель этнокультурной

Модель этнокультуры как Модель этнопедагогического

предмета изучения процесса

Рисунок 1. Интегральная модель этнопедагогического пространства

Модель этнокультурной личности представляет собой тот самый идеал, ту цель, на реализацию которой направлено вообще все функционирование всего этнопедагогического пространства. В общей модели личности, включающей элементы личностной сферы, компетентность, представляющую собой совокупность

компетенций, которыми должна владеть личность, мы акцентируем внимание на этнокультурной составляющей, которая определяется тем этнокультурным фоном, на котором личность формируется, развивается и совершенствуется.

Модель личности этнопедагога также включает элементы личностной сферы и компетенции, в совокупности которых мы акцентируем особое внимание на блоке профессиональных компетенций, в который входит этнопедагогическая компетенция.

Модель личности воспитанника аналогична по компонентному составу личности этнопедагога, разница будет проявляться только в совокупности компетенций и уровне их сформированности у воспитанника. Фактически это та отправная точка, от которой берет начало этнопедагогический процесс, и в конечном варианте - та личность, цели формирования которой подчинено функционирование всего этнопедагогического процесса.

По результатам опроса среди студентов педагогического вуза (Чеченский государственный педагогический университет) без опыта преподавания (в анкетировании приняли участие 177 студентов 1-2 курсов) основными информационными источниками об этноориентированном обучении выступают средства массовой информации. Опрос среди студентов с опытом работы (в анкетировании приняли участие 65 студентов старших курсов) показал, что основную информацию об этноориентированном обучении они получают через средства массовой информации, документы Министерства образования и науки РФ, с которыми сталкиваются в ходе обучения, а также от других студентов.

Опрос учителей (в анкетировании приняли участие 130 учителей региональной системы образования) показал, что информацию об этноориентированном обучении они получают через средства массовой информации, документы Министерства образования и науки РФ и Министерства образования республики, районные управления образованием, а также в общении с коллегами.

Недостаточность информации об этноориентированном обучении отметили: 32% опрошенных студентов, не имеющих опыта работы, 44% опрошенных студентов, имеющих опыт работы и 55% опрошенных учителей.

Ответить на вопрос «Что Вы понимаете под термином «этноориентированное обучение?» не смогли 87% студентов без опыта работы, но зато имеют представление об этноориентированном обучении 69% студентов, имеющих опыт работы, и 73% учителей.

На вопрос «Что вы понимаете под региональными, национальными и этнокультурными потребностями и особенностями учащихся? Приведите в пример несколько этнокультурных особенностей обучения и воспитания учащихся школ Чеченской Республики» только 71 % опрашиваемых смогли привести примеры. При этом большинство респондентов ограничились перечислением таких общих понятий как «индивидуальные особенности учащихся», «национальные особенности», «физиологические особенности», «природно-географические условия» и т. п. Это свидетельствует о недостаточной методической и психологической подготовке студентов в области этноориентированного обучения.

Также 73% опрошенных студентов и 74% опрошенных учителей выразили мнение, что в данный момент этноориентированное обучение вообще не реализуется. 61% студентов и 73% учителей не смогли указать преимущества и недостатки этноориентированного обучения по причине недопонимания его сущности и особенностей.

Таким образом, по результатам проведенного опроса мы можем сделать вывод о недостаточной оценке учителями и будущими педагогами важности этнокультурного компонента в обучении и недостаточном понимании его сущности и структуры.

Существует форма реализации этнопедагогического процесса, которая не подразумевает четко запланированных действий, однако, иногда является гораздо более действенной. Речь идет о выявлении и использовании этнопедагогического потенциала различных воспитательных ситуаций. Окружающая нас многогранная, сложная, достаточно динамичная жизнедеятельность часто предлагает нам ситуации, этнопедагогический потенциал которых этнопедагог должен оценить, выявить, осмыслить и использовать в воспитательных целях. Сложность заключается в том, что на все это дается достаточно мало времени, поэтому этнопедагогу необходимо быть готовым к такому развитию событий. Что наиболее важно в данной ситуации - педагогу необходимо владеть умениями и навыками быстрой оценки ситуации и ее использования в воспитательных целях. Действия педагога в данном случае определяют успешность использования этнопедагогического потенциала ситуации.

Таким образом, можно говорить о подготовленном и спонтанном этнопедагогических процессах. Подготовленный подразумевает четко определенную последовательность этнопедагогических действий, спонтанный этнопедагогический процесс практически представляет собой использование этнопедагогического потенциала создавшейся воспитательной ситуации. Здесь можно говорить о параллели с воспитательным процессом, который также подразумевает наличие спонтанных ситуаций и специально подготовленного воспитательного процесса.

Этнопедагогическая ситуация представляет собой своеобразную единицу педагогического процесса, обладающую определенной автономией в нем и в то же время представляющую его. Выражается она как конкретные воспитательные отношения, возникающие в зависимости от того, как организован педагогический процесс и вся воспитательная система образовательного учреждения. Воспитательная ситуация состоит из ее участников, т.е. субъектов педагогического процесса, возникшего противоречия между ними и способов его разрешения. Ситуации в педагогическом процессе очень похожи на акты и действия в пьесе. Проживание таких ситуаций и есть накопление жизненного опыта, в том числе ученического и учительского.

Существуют различные определения педагогических ситуаций. Так, Е.А. Руднева и соавторы полагают, что педагогическую ситуацию можно определить как « ... совокупность сложившихся обстоятельств и условий в педагогической практике, требующую их анализа. ... Под педагогической ситуацией мы подразумеваем фрагмент действий субъектов педагогического процесса в определенных условиях. То есть педагогическая ситуация - это составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, с опорой на разрешение которой педагог имеет возможность управлять педагогическими явлениями» [10]. Более общее определение данному явлению дает Г.А. Лопушнян, который полагает, что педагогическую ситуацию необходимо рассматривать «как форму взаимодействия и воздействия в различных направлениях: учитель -ученик, ученик - учитель, и одно из условий проявления толерантности как учителем, так и учащимися» [9].

Разработка теоретических основ этнопедагогического процесса требует рассмотрения этнопедагогической ситуации как единицы этнопедагогического процесса.

Под этнопедагогическими ситуациями мы понимаем совокупность обстоятельств, обусловленных учебно-воспитательным взаимодействием участников ситуации и происходящих в определенном этнокультурном пространстве, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников. То есть разница между педагогической и этнопедагогической ситуацией заключается в акцентуации этнокультурного содержания и фона, на котором разворачивается ситуация. В содержательном плане речь идет о педагогическом потенциале этнокультурного опыта определенного этноса. Но в этнопедагогических ситуациях речь идет об усилении акцента именно на этнических особенностях.

Многообразие критериев дифференциации педагогических ситуаций, о котором мы говорили выше, безусловно, имеет место и для этнопедагогических ситуаций, но, учитывая их своеобразие, предлагаем их дифференцировать как специально организованные и спонтанные.

Разрешения этнопедагогической ситуации имеет две взаимосвязанные стороны, которые мы определяем как внешнюю (система вербальных и невербальных действий человека) и внутреннюю (этнокультурные, социальные и биологические потребности, ценности, мотивы, чувства).

Если говорить о внешней стороне процесса разрешения этнопедагогических ситуаций, то любая этнопедагогическая ситуация требует определенной последовательности действий этнопедагога для своего разрешения. Акцентируем внимание на том, что речь идет именно об этнопедагоге, у воспитанника будет несколько другой алгоритм действий.

Этнопедагогические ситуация, представляют собой спонтанное явление, возникающее в ходе учебной деятельности этнопедагога и воспитанника, в внеучебной деятельности, в повседневном учебном и внеучебном общении этнопедагога и воспитанников. Сложность данного вида ситуаций заключается в том, что этнопедагогу необходимо мгновенно почувствовать, оценить, проанализировать и использовать потенциал этнопедагогической ситуации, которая возникает или может возникнуть спонтанно. Успех в разрешении и воспитательном воздействии данного вида этнопедагогических ситуаций зависит во многом от опыта этнопедагога, от внешних факторов и от обстоятельств, в которых возникает этнопедагогическая ситуация. Самая главная сложность в использовании данного вида этнопедагогических ситуаций -ограниченность временного промежутка, который необходим этнопедагогу для реализации указанных действий, поэтому большую роль здесь играет опыт этнопедагогической деятельности и этнопедагогическая компетентность. Мы полностью разделяем мнение Ф.П. Харитоновой, которая полагает: «Для осуществления педагогом успешной этнопедагогической деятельности в поликультурном среде требуется специально организованная профессионально-педагогическая подготовка с использованием педагогических технологий, способствующих формированию этнопедагогической компетентности» [11].

Удачные, на наш взгляд, примеры таких ситуаций при решении математических задач с региональным содержанием обучающимися 5-6 классов приводят Корощенко Н.А. и соавторы [8].

Примером подготовленных этнопедагогических ситуаций является проектная деятельность в области этнокультуры, осуществляемая воспитанниками совместно с этнопедагогом. На наш взгляд, проектная деятельность вообще является наиболее продуктивным и оптимальным видом этнопедагогической деятельности, поскольку позволяет максимально погрузить воспитанников в мир этнокультуры, создать условия для организации их деятельности в этнокультурном пространстве, что, как известно, усиливает этнопедагогический эффект [1]. Кроме того, в ходе работы над этнокультурным проектом, воспитанники попадают в большое количество спонтанных этнокультурных ситуаций, что оптимизирует формирование их этнокультурной компетентности.

Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что современный этнопедагогический процесс осуществляется в этнопедагогическом пространстве, компонентами которого являются личности этнопедагога и воспитанника, будущая личность воспитанника как цель функционирования этнопедагогического пространства, этнокультура как явление и сам этнопедагогический процесс как последовательность этнопедагогических операций. Этнопедагогический процесс может осуществляться в спонтанной и подготовленной формах, что определяет существование двух видов этнопедагогических ситуаций, каждая из которых разворачивается в соответствии с предложенными педагогическими алгоритмами. Приведенные примеры использования элементов этнокультуры в обучении математике показывают, что элементы этнокультурных знаний могут использоваться абсолютно на всех этапах общего учебно-воспитательного процесса, однако только системность в их использовании может способствовать их выстраиванию в четкую систему этнокультурных компетенций, позволяющих личности воспитанника далее не только осуществлять этнокультурную самоидентификацию, но и быть представителем определенной этнокультуры в мировом культурном процессе. «Задача мультикультурного воспитания школьников в современных условиях становится как никогда актуальной. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание им своей принадлежности к этим мировым культурным ценностям» [12].

Литература:

1. Арсалиев Ш.М-Х. Использование проектных технологий в этнопедагогике: «Education & Science -2016»: Материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования (1 марта, 201б г.). Часть 4 / Научные редакторы: Е.Ю. Бобкова, Т.А. Магсумов, Я.А. Максимов. - St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2016. - 268 с. - С. 194 - 199.

2. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогическая система в образовательном пространстве / Известия Чеченского государственного педагогического института. 2014. № 2 (8). С. 54-57.

3. Арсалиев Ш.М-Х. Теоретические основы проектирования этнопедагогической системы в современном образовательном пространстве / В сборнике: Педагогика: наука и искусство. Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. Киров, 2015. С. 7-15.

4. Богомолова М. И., Захарова Л. М. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие. - М.: Флинта, 2016. - 176 с.

5. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

6. Гумерова Ф.Ф. Содержание этнопедагогического образования в системе подготовки студентов к педагогической деятельности // ИСОМ. 2017. №1-2. URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/soderzhanie-

etnopedagogicheskogo-obrazovaniya-v-sisteme-podgotovki-studentov-k-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата

обращения: 27.05.2018).

7. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия) [Текст] / Е. П. Жирков. - М.: Просвещение, 1992. - 239 с.

8. Корощенко Н.А., Кушнир Т.И., Шебанова Л.П., Яркова Г.А., Демисенова С.В. Математические задачи с региональным содержанием как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21391 (дата обращения: 27.05.2018).

9. Лопушнян Г. А. Структурно-динамическая модель толерантного решения педагогических ситуаций // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-dinamicheskaya-model-tolerantnogo-resheniya-pedagogicheskih-situatsiy (дата обращения: 25.05.2018).

10. Руднева Е.Л., Ткачева О.Н., Шмырева Н.А. Педагогические задачи и ситуации как средство профессиональной подготовки будущих педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-zadachi-i-situatsii-kak-sredstvo-professionalnoy-podgotovki-buduschih-pedagogov (дата обращения: 25.05.2018).

11. Харитонова Ф.П. Задачная технология в формировании этнопедагогической компетентности педагога // Вестник ЧГПУ. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachnaya-tehnologiya-v-formirovanii-etnopedagogicheskoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 27.05.2018).

12. Хрисанова Е.Г., Тенюкова Г.Г. Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017. №2 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskiy-podhod-v-podgotovke-bakalavrov-pedagogicheskogo-obrazovaniya-k-polikulturnomu-vospitaniyu-shkolnikov (дата обращения: 27.05.2018).

Педагогика

УДК [76+004](075)

кандидат педагогических наук, доцент Бакиева Ольга Афанасьевна

Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменского государственного университета» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Щетинин Игорь Дмитриевич

Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменского государственного университета» (г. Тюмень)

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ У СТУДЕНТОВ

ПЕДВУЗА

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы творческого становления будущего профессионала, формирования творческой манеры у студентов педвуза, которая способствует личностному росту, возможности проявлять в профессиональной деятельности творческую индивидуальность, все это будет способствовать профессиональному становлению. Для решения педагогических задач автором были выделены эффективные методы: анализ произведений художников, упражнения, направленные на использование различных способов и приемов композиции; творческое исследование студентами индивидуального творческого стиля художника.

Ключевые слова: стиль, манера, индивидуальная творческая манера, эффективные методы, анализ, упражнения, исследования.

Annotation. This article deals with the problems of creative formation of the future professional, the formation of creative poems of students of pedagogical University, which apparatus contributes to personal growth, the ability to show creative individuality, the ability to Express themselves in society. For the solution of pedagogical tasks, the author has identified the effective methods: analysis of works by the identified artists, illustrators, exercises Ilumina soglasovannaya modern ways of flexibility and techniques of composition; the individual features of this creative style of the artist - Illustrator are considered in full by the students.

Keywords: style, manner, individual creative manner, effective methods, analysis, exercises, research.

Введение. В свете реформирования высшего образования на современном этапе развития общества, особую остроту приобретают проблемы качественной подготовки студентов педагогических вузов. Постоянные изменения, происходящие в политической, социально-экономической и духовной жизни нашего общества требуют серьезного переосмысления целей и задач профессионального педагогического образования. Важной составляющей такого обучения является творческая деятельность, которая может выступать движущей силой в становлении будущего профессионала.

Особое значение в этой связи стоит уделять педагогам-художникам, так как учитель изобразительного искусства должен научить детей не столько рассматривать изображаемые предметы, но видеть их в сравнении с другими объектами, анализируя по форме, фактуре, цвету. Другими словами, научить видеть внутреннюю суть вещи, умению выражать свое отношение к окружающему миру через индивидуальную творческую манеру. Поэтому формирование творческой манеры у студентов педвуза является одной из проблем творческого становления будущего профессионала, что способствует личностному росту, возможности проявить творческую индивидуальность, позволяет самовыразиться в обществе.

Изложение основного материала статьи. Бытует мнение, что манера в изобразительном искусстве это нечто неизменное. Однако, как манера и стиль, и навыки, меняются становятся лучше и лучше, либо наоборот приобретают дисгармоничные качества. Точнее всего эту мысль сформулировал Рудольф Арнхейм, эстетик и психолог искусств. В своей книге «Искусство и визуальное восприятие» он писал: «Оригинальность - это непроизвольный продукт удачной попытки одаренного художника быть и честным и правдивым. Сознательный поиск личного неизбежно вредит ценности художественного произведения, так как этот поиск вводит элемент в процесс, который может управляться только закономерностью». Арнхейм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.