Научная статья на тему 'Моделирование этнопедагогических технологий в контексте современной научной картины мира'

Моделирование этнопедагогических технологий в контексте современной научной картины мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELLING / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ETHNOPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ПОДХОД / APPROACH / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КАРТИНА МИРА / WORLD VIEW / ETHNOCULTURAL PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсалиев Шавади Мадов-хажиевич, Писаренко Вероника Игоревна

Данная работа посвящена проблеме моделирования технологий в области этнопедагогики. В статье рассматриваются основы конструирования этнопедагогических технологий с учетом современного этапа развития науки, методологические основы разработки и реализации этнопедагогических технологий, их компонентный состав и принципы разработки. Предлагаемый подход к разработке основ этнопедагогического процесса на технологическом уровне обеспечивает формирование этнокультурной личности, способной к самореализации в условиях поликультурного пространства, миролюбивого и уважительного отношения к представителям другой этнической принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF ETHNOPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF MODERN SCIENTIFIC WORLD VIEW

The given work is devoted to the problem of modelling of technologies in the field of ethnopedagogics. This paper considers the bases of designing of ethnopedagogical technologies taking into account the present stage of development of science, methodological bases of working out and implementation of ethnopedagogical technologies, their component structure and the principles of working out. The offered approach to working out of the bases of ethnopedagogical process at technological level promotes the formation of ethnocultural person capable of constant self-improvement in the context of polycultural field, peaceful and respectful attitude to the representatives of another nationality.

Текст научной работы на тему «Моделирование этнопедагогических технологий в контексте современной научной картины мира»

УДК 37.017.925:1

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

MODELLING OF ETHNOPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF MODERN SCIENTIFIC WORLD VIEW

Ш. М-Х. Арсалиев1, В. И. Писаренко2

Sh. M-Kh. Arsalievi, V. I. Pisarenko2

ФГБОУВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный 2ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог

Аннотация. Данная работа посвящена проблеме моделирования технологий в области эт-нопедагогики. В статье рассматриваются основы конструирования этнопедагогических технологий с учетом современного этапа развития науки, методологические основы разработки и реализации этнопедагогических технологий, их компонентный состав и принципы разработки. Предлагаемый подход к разработке основ этнопедагогического процесса на технологическом уровне обеспечивает формирование этнокультурной личности, способной к самореализации в условиях поликультурного пространства, миролюбивого и уважительного отношения к представителям другой этнической принадлежности.

Abstract. The given work is devoted to the problem of modelling of technologies in the field of ethnopedagogics. This paper considers the bases of designing of ethnopedagogical technologies taking into account the present stage of development of science, methodological bases of working out and implementation of ethnopedagogical technologies, their component structure and the principles of working out. The offered approach to working out of the bases of ethnopedagogical process at technological level promotes the formation of ethnocultural person capable of constant self-improvement in the context of polycultural field, peaceful and respectful attitude to the representatives of another nationality.

Ключевые слова: моделирование, этнопедагогические технологии, подход, методология, этнокультурная личность, картина мира.

Keywords: modelling, ethnopedagogical technologies, approach, methodology, ethnocultural person, world view.

Актуальность исследуемой проблемы. Глобальные перемены на современном этапе развития общества изменили требования к формированию личности в образовательном пространстве. Современная личность должна быть готова к жизнедеятельности в полиэтнической среде, к межкультурному общению, к творчеству в практической и интеллектуальной деятельности. В связи с этим проблема совершенствования этнопедагогического образования в вузе и моделирования технологий в этой области является одной из актуальных для современного образования. Это связано также с активно развивающимися поли- и этнокультурными процессами во многих сферах общественной деятельности.

Материал и методика исследований. Данное исследование базируется на анализе теории и практики разработки и реализации основ этнопедагогического процесса и обобщении опыта учебно-воспитательной работы с будущими педагогами. В соответствии с диалектико-материалистической методологией был использован комплекс философских методов в форме основополагающих принципов: объективности, всесторонности, историзма, конкретности, противоречия и генетического, системного, культурологического, логико-исторического, интегрального, парадигмального и синергетического подходов применительно к разработке методологических основ этнопедагогики.

Результаты исследований и их обсуждение. Обзор современных научных источников позволил установить, что спектр предлагаемых сегодня педагогических технологий весьма широк. В качестве педагогических технологий предлагаются коллективные способы обучения, технологии личностно ориентированного образования, технологии знаково-контекстного обучения, игровые технологии, активные методы обучения, вита-генное обучение с топографическим методом проекций, проблемное обучение, информационные технологии обучения, программированное обучение, технологии модульного, интегративного, развивающего обучения, метод проектов, технология открытых форм, этнокультурные технологии, дистанционное обучение и т. д. [10], [11].

Говоря о конструировании этнопедагогического процесса, отметим, что, на наш взгляд, оно включает в себя три составляющие: отбор и конструирование материальных средств, конструирование деятельности, конструирование содержания.

Конструирование деятельности подразумевает разработку алгоритмов, представляющих собой последовательность операций, которые будут осуществляться различными участниками этнопедагогического процесса.

Конструирование содержания представляет собой отбор, систематизацию, анализ, формирование информационной составляющей этнопедагогического процесса, а также рассмотрение содержания этнокультурных компетенций, овладение которыми определяется как цель этнопедагогического процесса. Отбор и конструирование материальных средств воплощается в подборе средств реализации этнопедагогического процесса: литературы, наглядности, аппаратуры и т. д.

Для разработки модели этнопедагогической технологии примем за основу универсальную модель педагогической технологии [2], [3], [4], позволяющую не только проследить последовательность операций в ее разработке и реализации, но и обозначить связи между ее структурными компонентами.

Методологический компонент подразумевает цель обучения и воспитания, выбор методологических подходов к разработке этнопедагогической технологии; этнопедагоги-ческие задачи, которые необходимо решить в ходе реализации технологии; педагогические принципы и педагогические условия ее реализации. В соответствии с диалектико-материалистической методологией, играющей все возрастающую роль в современном познании, на первом уровне вышеуказанной концепции находятся философские методы в форме следующих методологических принципов: объективности, всесторонности, конкретности, историзма и противоречия.

При разработке и реализации этнопедагогической технологии мы опирались на методологические подходы, включающие четыре уровня анализа [8], [13]: философский (мировоззренческий) общенаучный, конкретно научный, собственно методический (технологический). Данные уровни представляют практически всю методологию в виде стройной иерархической системы [3]. В соответствии с этими четырьмя уровнями анализа для современной этнопедагогики мы примем концепцию четырехуровневости методо-

логического анализа в качестве основополагающей и предложим следующие подходы: генетический и эволюционный, системный, интегральный, синергетический, смыслоцен-трированный, парадигмальный, личностно ориентированный, культурологический, антропологический, деятельностный и смыслоцентрированный, технологический, коммуникативный и задачный.

В соответствии с диалектико-материалистической методологией, играющей все возрастающую роль в современном познании, на первом уровне вышеуказанной концепции находятся философские методы в форме следующих методологических принципов: объективности, всесторонности, конкретности, историзма и противоречия [12].

Остановимся кратко на специфике указанных на разных уровнях подходов и их преломлении в этнопедагогике.

В соответствии с генетическим подходом социальные явления и процессы исследуются на основе анализа их происхождения и развития. Обращаясь к этнопедагогиче-ским процессам, отметим, что генетический подход в изучении этнопедагогических явлений позволяет: анализировать условия происхождения определенных этнических особенностей воспитательных систем различных народов, этнопедагогических явлений и процессов, прогнозировать их последующее развитие; выявлять моменты смены одного уровня сформированности этнокультурной компетенции другим (качественно иным); исследовать механизм возникновения уже сложившихся качеств и характеристик этнопеда-гогического процесса и его субъектов.

В соответствии с эволюционным подходом [9] этнопедагогическое пространство рассматривается как развивающаяся социальная система, ее функционирование - неотъемлемая часть глобального эволюционного процесса. Ее развитие происходит в соответствии с общими универсальными алгоритмами развития, в основе которых лежит самоорганизация.

Использование системного подхода применительно к разработке методологических основ этнопедагогики означает: разработку системы методологических оснований этнопедагогического процесса и его информационно-технологического обеспечения; рассмотрение системообразующих факторов этнопедагогизации развития личности обучаемого; рассмотрение этнокультурной компетентности обучаемого и педагога как системы, а также как элемента целостной системы личностных свойств человека.

Логико-исторический подход предполагает изучение предыстории, истории, зрелого состояния, а также перспектив развития этнопедагогики и этнопедагогических явлений. Без учета истории развития этнопедагогических идей невозможно глубоко разобраться в современном состоянии теории, а уж тем более определить тенденции ее дальнейшего развития.

Интегральный подход ориентирует на «всеуровневое, всесекторное» представление о человеческом сознании и поведении, охватывающее весь спектр уровней в интенциональ-ном, культурном и социальном аспектах человеческих существ [16]. Использование интегрального подхода в разработке методологической основы этнопедагогики означает: интеграцию четырех уровней анализа — философского, общенаучного, конкретнонаучного и методического, интеграцию подходов на каждом из уровней; интеграцию культур в поликультурном образовательном пространстве, изучение и анализ этнокультурных явлений с позиций представителей различных культур; рассмотрение любого этноса как неотъемлемой части мировой цивилизации; осознание личностью необходимости достижения высокого уровня этнокультуры как залога успешности в дальнейшем росте и развитии личности, осознанности на всех этапах реализации этнопедагогических технологий.

Научная парадигма определяется совокупностью фундаментальных научных достижений, идей, концепций, и в соответствии с парадигмальным подходом необходимо говорить о наличии двух основных парадигм в современном образовании: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе обучения и воспитания.

В соответствии с синергетическим подходом мы рассматриваем субъекты образовательного процесса как самоорганизующиеся, сложные, открытые и нелинейные системы, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой [5].

Все общефилософские и общенаучные принципы, подходы и методы, о которых шла речь выше, должны быть конкретизированы с учетом особенностей социального познания и его предмета. На данном уровне методологического анализа в этнопедагогике предлагаем использовать личностно ориентированный, деятельностный, смыслоцен-трированный, культурологический и антропологический подходы.

Методы, подходы и способы научного познания конкретизируются на методическом уровне, который представлен технологическим, задачным и коммуникативным подходами и такими методами, как описательный, статистический, исторический, социологический, сравнительный, аналитический.

Далее в ходе разработки технологии осуществляется формулировка цели реализации проектируемой технологии, которая, как правило, формулируется как «формирование этнокультурной компетенции и развитие личности обучаемого». Затем преподаватель обязательно определяет для себя конкретные задачи, ведущие к достижению целей, анализирует педагогические условия реализации данной технологии, педагогические принципы обучения и воспитания этнокультурной личности. Вышеуказанное составляет теоретическую основу будущей технологии, ее методологию, позволяющую преподавателю сопоставить цели, методы и средства.

Диагностический компонент этнопедагогической технологии включает диагностику начального уровня сформированности этнокультурной компетенции, а также диагностику личностных особенностей обучаемых с целью оптимизации учебного и воспитательного процесса.

Информационно-технологический компонент содержит:

- информационный компонент, или этнокультурное содержание обучения и воспитания, представляющее собой информационную составляющую этнопедагогических технологий; набор и описание этнокультурных компетенций (формируемых свойств личности), формирование, совершенствование и развитие которых будут осуществляться в ходе реализации этнопедагогической технологии;

- технологический компонент связан с процессуальной частью этнопедагогиче-ских технологий: формы организации этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса; методы формирования этнокультурной компетентности; методы контроля (взаимоконтроль; тестирование); средства этнопедагогизации обучения и воспитания; алгоритмы процессуальной части этнопедагогических технологий.

Следующим является коммуникационный компонент. Он отражает систему и принципы взаимодействия субъектов этнопедагогического процесса на принципах равноправия и сотрудничества, взаимной поддержки и помощи.

Завершающим в структуре педагогической технологии является итогово-диагностический компонент, позволяющий педагогу определить степень достижения

результата реализации этнопедагогической технологии - сформированности цельной личности обучаемого, владеющей определенным уровнем этнокультурной компетентности, достаточным для самореализации и полноценного функционирования в поликультурном социуме.

Таким образом, в соответствии с данной моделью при разработке этнопедагогиче-ской технологии преподаватель имеет абсолютно четкие установки, которым необходимо следовать. Отметим, что сама технология конструирования этнопедагогического процесса фактически представляет собой разработку этнопедагогической технологии, включающую конструирование содержания, выбор средств его представления и разработку алгоритма (последовательности) действий [1].

Осознание этнопедагогической задачи - это непременное условие ее продуктивного решения. Осознание предопределяет анализ исходных данных и постановку диагноза. Диагностика может быть оперативной, то есть строиться на анализе поведения, деятельности в конкретных ситуациях, психологического состояния, отдельных поступков, или долговременной, которая принимает во внимание отдельные черты индивидуальности воспитанника, результаты многочисленных наблюдений и т. д. В результате анализа исходных данных осуществляется постановка диагноза, представляющая собой оценку общего состояния этнопедагогического процесса или отдельных его элементов в определенный момент его протекания. Постановка диагноза завершается осознанием этнопеда-гогической задачи, причем на трех ее уровнях - стратегическом, тактическом и оперативном [14], [15].

Результаты решения этнопедагогической задачи обязательно должны быть проанализированы, что далее позволит педагогу внести коррективы в структуру и содержание разработанной этнопедагогической технологии.

Этап актуализации этнопедагогической технологии означает завершение ее формализации и, следовательно, предполагает адаптацию ее в соответствии с собственной необходимостью.

Учитывая потребности развивающейся личности, специфику социального окружения, полиэтничность общества, задачи воспитания, основополагающими принципами создания этнопедагогических технологий, на наш взгляд, являются: культурологический, соблюдение которого подразумевает, что результатом личностно ориентированного образования является, прежде всего, человек культуры, который гармонично сочетает в своем личностном образе общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность; принцип народности, принцип природосообразности: учет в этно-педагогическом процессе возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; целостное развитие личности, расширение ее кругозора, формирование мировоззрения, развитие самосознания; принцип компетентности, согласно которому реализация этнопедаго-гической технологии направлена на формирование компетентности - базисной характеристики личности, отражающей достижения человека в развитии отношений с другими людьми. Этнокультурная компетентность рассматривается в структуре общей социальной компетентности, которая является одним из показателей готовности к успешной жизнедеятельности в социуме.

Резюме. Предпринятый нами анализ основ конструирования этнопедагогического процесса нацелен на формирование в сознании каждого учащегося единой картины мира, включение его в систему национальной и мировой культур; развитие у него национального толерантного самосознания на базе включения в национальную и мировую культуру

и языковую среду; помощь в овладении достижениями мировой культуры, системой общечеловеческих и национально-этнических ценностей. Это позволит сформировать этнокультурную личность, способную к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, выработать социально-позитивное мировоззрение и мировосприятие.

Это означает, что, по выражению известного педагога современности, классика эт-нопедагогической науки, академика Г. Н. Волкова, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой [6], [7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсалиев, Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики / Ш. М-Х. Арсалиев. - М. : Гелиос АРВ, 2013. - 320 с.

2. Арсалиев, Ш. М-Х. Экспериментальная проверка модели этнопедагогизации формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики / Ш. М-Х. Арсалиев, И. В. Мусханова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 3. -С. 102-106.

3. Арсалиев, Ш. М-Х. Этнопедагогика в контексте современной научной парадигмы / Ш. М-Х. Арсалиев. - Saarbrücken : Palmarium Academic Publishing, 2013. - 285 c.

4. Арсалиев, Ш. М-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев / Ш. М-Х. Арсалиев. - М. : Изд-во Московского педагогического государственного университета, 1998. - 286 с.

5. Аршинов, В. И. Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов / В. И. Аршинов,

B. Г. Буданов, В. Э. Войцехович. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 536 с.

6. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. -М. : Академия, 1999. - 168 с.

7. Волков, Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков. - М. : Пресс-сервис, 1997. - 441 с.

8. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 400 с.

9. Лозовский, В. Н. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. Н. Лозовский,

C. В. Лозовский. - 2-е изд., испр. - СПб. : Лань, 2006. - 224 с.

10. Педагогика: теории, системы, технологии : учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С. А. Смирнова. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 512 с.

11. Педагогические технологии : учеб. пособие / под ред. В. С. Кукушина. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д. : МарТ ; Феникс, 2010. - 333 с.

12. Петрова, Т. Н. Цивилизационный подход к изучению исторической этнопедагогики: сущностно-содержательная характеристика // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4(72). Ч. 2. - С. 102-110.

13. Писаренко, В. И. Методология инновационного образования в контексте динамики общенаучной картины мира // Известия ЮФУ. Педагогические науки. - 2008. - № 5. - C. 13-21.

14. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин и др. - М. : Школа-Пресс, 1997. -

512 с.

15. Сластенин, В. А. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования / В. А. Сластенин, Г. В. Палаткина. - М. : Прометей, 2004. - 170 с.

16. Уилбер, К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / К. Уилбер ; пер. с англ. ; под ред. А. Киселева. - М. : АСТ, 2004. - 412 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.