УДК [37.01:39]:004.9
Ш. М.-Х. Арсалиев12,3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
'Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия
2Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия 3Академия наук Чеченской Республики, г. Грозный, Россия
Аннотация. Статья посвящена решению проблемы совершенствования обучения и воспитания личности посредством информационных технологий. Подробно рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в этнопедагогическом процессе, структура которого включает в себя конструирование содержания, отбор и конструирование материальных средств, конструирование деятельности. На основе рассуждений автор приходит к выводу о том, что использование информационных технологий в этнокультурном образовании позволит вывести его на новый уровень, соответствующий современной научной картине мира.
Ключевые слова: этнопедагогика, средства обучения и воспитания, образовательное пространство, информация, информационные технологии.
Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях реформирования системы российского образования наблюдается активное насыщение педагогического процесса информационными и телекоммуникационными средствами, что требует, в свою очередь, решения задач его грамотного методического сопровождения и всестороннего обеспечения. В связи с этим возникает необходимость разработки концептуальных основ организации эффективного использования технических средств обучения (ТСО), что лишний раз актуализирует рассматриваемую в статье проблему использования современных средств обучения и воспитания, основанных на новых информационных технологиях. Еще одна цель исследования - актуализация проблемы применения информационных технологий в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.
В стратегии деятельности общей и высшей школы, наряду с современными содержательными нововведениями, необходимо предусмотреть последовательную этнопедаго-гизацию всей системы учебно-воспитательной работы на основе разработки организационно-педагогических условий обеспечения эффективности деятельности образовательно-воспитательной системы школы в этнической среде.
© Арсалиев Ш. М.-Х., 2018
Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета; профессор кафедры педагогики Чеченского государственного педагогического университета; член-корреспондент Академии наук Чеченской Республики, г. Грозный, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2018
Большим потенциалом в данном случае обладают новые информационные технологии, внедрение которых обеспечивает эффективное взаимодействие членов социума и информации. Цель исследования - раскрыть особую роль информационных технологий в изучении и преподавании гуманитарных наук, в частности, этнопедагогики, изучающей особенности национальных народных образовательных и воспитательных методов, приемов, традиций с научной точки зрения.
Материал и методика исследований. В процессе исследования были изучены теоретические и методические изыскания по обозначенной проблеме, проведены разработка технологий и анализ особенностей использования информационных средств обучения и воспитания в процессе изучения материалов этнопедагогического содержания. Моделирование и конструирование явились ведущими методами. Исследование основано на системно-обобщающем, культурологическом, деятельностном подходах.
Результаты исследований и их обсуждение. Сегодня развитие педагогики характеризуется появлением новых технологий, реализация которых невозможна без опоры на современные средства обучения. Инновации в этой области связаны прежде всего с широким использованием компьютеров и телекоммуникаций. Несмотря на активное использование современных средств обучения в школе и вузе, методический аспект этой проблемы остается недостаточно разработанным. Кроме того, современное образовательное пространство претерпевает определенные изменения, которые также необходимо учитывать.
Одним из основных понятий в концепции информатизации образовательного процесса, в соответствии с целями и направлениями развития общества, является обеспечение его информационно-технологическими средствами. Этнопедагогика как полидисциплинарная научная область знаний изучает традиционную культуру воспитания и обучения этнических общностей, выявляет общие закономерности их эволюции и определяет возможности использования воспитательного потенциала в современном этнокультурном образовании. Она взаимодействует с этнографией, социальной философией, народной психологией и педагогикой [1], [2], [10]. Этнопедагогический опыт становится объектом изучения педагогов, психологов, работников образования и других специалистов, работающих в области формирования национального образовательного пространства, межнациональных отношений, формирования поликультурного пространства. Большую роль в дальнейшем развитии этнопедагогики как научного направления играют средства обучения и воспитания, которые должны соответствовать современному развитию общества, науки и технологий [8].
Информатизация является ведущим направлением развития образования в России. Под «„информатизацией образования" в широком смысле понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, в узком - внедрение в учреждениях системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах» [4].
В педагогической науке проблема оптимального обеспечения учебного процесса раскрыта отечественными педагогами и методистами (В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. П. Давыдов, М. В. Кларин, В. А. Сластенин и др.). Вопросы создания и применения технических средств в обучении и воспитании освещены в работах С. И. Архангельского, Ю. Б. Шехтера, Н. М. Касаткиной, И. М. Кошмана, И. Ф. Комкова, И. Д. Салистры, В. И. Ивановой-Цыгановой, Е. П. Кирилловой, Л. В. Шилкиной, Ю. О. Овакимяна, В. Л. Полевого, Л. П. Прессмана, Г. И. Хозяинова, Н. М. Шахмаева и других.
С точки зрения функциональных особенностей, по мнению некоторых ученых, под средствами обучения следует понимать все материалы, все орудия учебного процесса, благодаря которым поставленные цели обучения и решение конкретных задач более успешно достигаются за рациональное время при минимальной затрате учебных усилий [3]. Отличительной особенностью структуры понятия средство обучения является то, что в него входит важнейший компонент - аппарат, носитель информации, т. е. техническое устройство.
Ученые по-разному подходят к сущностно-содержательной характеристике понятия средства обучения. К примеру, профессор П. И. Пидкасистый основной функцией средств обучения считает усвоение новых знаний и определяет средства обучения как материальный или идеальный объект [9]. Другие авторы средства обучения причисляют к материальным и природным объектам носителя учебной информации, организации познавательной деятельности обучаемых и управления этой деятельностью [5], [6], [7]. Н. И. Гез средство обучения как средство-материал и средство-орудие обучения предлагает рассматривать дифференцированно, ибо считает, что такая дифференциация помогает лучше осознать структурные компоненты учебного средства, что может в определенных случаях повысить эффективность его применения [5].
Все средства обучения, по мнению ученых, в контексте общих дидактических возможностей целесообразно разделить на: 1) традиционные (нетехнические); 2) современные технические. В пределах каждой группы, с точки зрения источников, т. е. канала поступления речевой информации, имеются подразделения, отличающиеся сензитивными (чувственными) доминантами восприятия информации (слух и зрение).
В настоящее время стремительного развития научного и технического прогресса заметно возрос научно-исследовательский интерес к использованию ТСО и выявлению социально-педагогических и организационных условий эффективности их применения в образовательном процессе. Это способствовало появлению многочисленных исследований по данной проблеме.
Технические средства обучения уже имеют собственную историю. Конец 60-х гг. ХХ в. ознаменован заметной активизацией технизации учебно-образовательного процесса в советской школе. Существовала точка зрения, согласно которой использование ТСО в учебном процессе лежало в основе решения всех проблем повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием. Далее последовал спад популярности ТСО, который объясняется, во-первых, низким уровнем технических характеристик этих средств, использовавшихся в учебном процессе, во-вторых, отсутствием желания и возможности у преподавателей активно их использовать, поскольку подготовка к работе с ними занимала довольно большое количество времени. Кроме того, внедрение компьютерных технологий и использование Интернет также снизили интерес к ним, не было четкого определения их функционального назначения с точки зрения педагогических особенностей.
Основными функциями современных средств обучения является циркуляция информации на всех этапах учебного процесса, т. е. обеспечение процесса получения, преобразования и передачи информации. ТСО представляют собой комплекс информационно-технических устройств и дидактических материалов информирования обучающихся по разным каналам поступления и выполняют следующие функции: информационную, т. е. простую передачу информации (информационные технические средства); контролирующую, обеспечивающую обратную передачу информации (контролирующие техниче-
ские средства); управленческую, позволяющую организовать цикл управления учебным процессом (управляющие технические средства); развивающую (дополнительные технические средства, включающие приспособления, приборы, инструменты для совершенствования работы и взаимодействия преподавателя и обучаемого).
Эффективность использования информационных технических средств, как показали анализ теоретической литературы по соответствующей проблеме и образовательная практика, зависит от:
- методического обоснования и грамотной организации их использования в учебном процессе;
- качества, т. е. их технической исправности и предварительной готовности к работе;
- профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов к организационно-методической работе, умения ставить мотивированные задачи получения конкретных результатов своей деятельности;
- умения грамотно применять ТСО, знать и учитывать особенности их технических и учебных возможностей;
- учета основных положений (закономерностей, принципов, технологий и т. д.) образовательного процесса, включая специфику обратной связи на рефлексию и самоконтроль обучаемых;
- организации процесса обучения на принципах комплексности и системности; системный подход к применению этих средств в учебно-воспитательном процессе обязывает заранее запланировать их применение на участках структуры учебного процесса.
Известно, что эффективность успешного применения технических средств в педагогическом процессе обеспечит только соблюдение всех методических требований и наполнение их соответствующим содержанием. Использование новых информационных технологий в этнопедагогическом процессе предполагает наличие своих особенностей и подразумевает две важные составляющие: саму этнокультурную информацию и технологии ее поиска, восприятия, переработки и актуализации [8]. По нашему мнению, эффективность этнопедагогического процесса зависит от: 1) грамотно организованного конструирования содержания, внутри которого происходят отбор, систематизация и анализ информационной составляющей, а также рассмотрение содержания этнокультурных компетенций; 2) отбора и выборки материальных средств, который означает подбор литературы, наглядных пособий и аппаратуры, соответствующей целям и задачам обучения, и т. д.; 3) конструирования деятельности, подразумевающей пошаговые, последовательные операции (алгоритм действий) на разных этапах этнопедагогического процесса в целях развития и формирования этнокультурной компетентности, которая входит в общую структуру социальной компетентности и представляет собой интегральное социально-педагогическое явление в системе подготовки профессионала и его личностного развития.
Информационный компонент этнопедагогического процесса, реализующийся в образовательной деятельности в рамках реализации учебных дисциплин и воспитания обучающихся, как показала практика, обеспечивает достижение учебно-воспитательного результата как индивидуально, так и в процессе педагогического и активного информационного взаимодействия, за счет интеграции с технологией обучения, т. е. информационно-технологическим обеспечением учебного процесса. Фактически информационный компонент - это этнокультурная учебная информация по изучаемой дисциплине, последовательно и логично развивающаяся сумма знаний в профессиональной области. В эт-нопедагогике это географические, исторические, культурные этнографические, филоло-
гические и другие составляющие. В соответствии со структурой этнокультуры их можно дифференцировать на следующие компоненты: этнофилологический (родной язык, фольклор), этнохудожественный (предметы народно-прикладного искусства и народно-декоративное творчество, игра, этноэстетика (архитектура и хореография), самобытная культура), поведенческий - стереотип поведения (отношение к женщине, этика семейных отношений, народный эстетический идеал, эстетика народных обычаев и традиций), ментально-мировоззренческий (мировоззренческие конструкты, история происхождения этноса, традиция почитания предков, уважения к своему роду, знание родословной, нравственно-этнические и этические понятия, народное воспитание, самосознание природо-сохранности и т. д.).
Реализация данного содержания этнопедагогического процесса осуществляется благодаря информационным технологиям. С учетом потребности развивающейся личности, специфики социального окружения, полиэтничности общества, задач этнокультурного развития сформулируем принципы, лежащие в основе использования информационных технологий в этнопедагогическом процессе:
- принцип личностной направленности в целостном развитии человека -расширение и формирование мировоззрения, развитие сознания и самосознания посредством использования информационных технологий;
- культурологический принцип, который подразумевает формирование культуры и общечеловеческой нравственности человека с сохранением национальной и личностно-индивидуальной самобытности;
- принцип вертикальности, учитывающий непрерывное и последовательное развитие личности, начиная с раннего дошкольного возраста, по восходящей линии: от родной этнической - к мировой культуре;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- принцип компетентностной направленности, согласно которому успешная реализация этнопедагогического процесса гарантирует формирование базисной характеристики личности.
Взаимодействие обучаемого и этнокультурной информации происходит по следующему алгоритму: восприятие этнокультурной информации; осмысление, соотнесение с личностными смыслами; переработка этнокультурной информации и актуализация. Информация этнокультурного характера воспринимается личностью, которая далее соотносит ее с собственными личностными смыслами, то есть фактически принимает решение, интересна личности эта информация или нет. Если личность находит для себя значимые личностные смыслы в данной информации, далее осуществляется ее переработка, в результате которой она, ее содержание и особенности становятся достоянием личности. После этого происходит процесс актуализации переработанной информации, то есть ее использование в ситуациях, требующих личностных проявлений.
Резюме. Таким образом, получение личностью этнокультурной информации осуществляется в различных формах и разными средствами. Основную роль здесь играют информационные технологии, т. е. технологии, позволяющие донести информацию до воспринимающего. Средствами передачи информации выступают компьютер (сеть Интернет), средства массовой информации (телевидение, радио, кино, печатная продукция и т. д.). Соблюдение предложенных нами принципов позволит повысить эффективность информационного обмена в ходе реализации этнопедагогического процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсалиев Ш. М. -Х. Методология современной этнопедагогики. - М. : Гелиос АРВ, 2013. - 320 с.
2. Арсалиев Ш. М.-Х., Писаренко В. И. Моделирование этнопедагогических технологий в контексте современной научной картины мира // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 79-84.
3. Вербицкая Л. А., Лисовский В. Т. Некоторые проблемы современного высшего образования в России // Высшее образование в России. - 2001. - № 3. - C. 8-11.
4. Волков Г. Н., Петрова Т. Н., Панькин А. Б. Введение в этнопедагогику : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М. : Большая Медведица, 2006. - 304 с.
5. ГезН. И., ЛяховицкийМ. В., Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов C. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М. : Высшая школа, 1982. - 372 с.
6. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию : учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М. : Б. и., 1999. - 268 с.
7. Педагогика: теории, системы, технологии : учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С. А. Смирнова. - 7-е изд, стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 512 с.
8. Петрова Т. Н., Кожанов И. В. Этнокультурные педагогические технологии в формировании гражданской идентичности личности // Педагогика. - 2017. - № 7. - С. 68-74.
9. Пидкасистый П. И. Методологические проблемы разработки педагогических технологий // Народное образование в XXI веке : тезисы научных докладов Международной юбилейной научно-практической конференции. - М., 2001. - С. 3-4.
10. Kuznetsova L. V., Petrova T. N., Ivanov V. N., Tenyukova G. G., Kozhanov I. V., Morova N. S., Yakovlev S. P. Social and Educational Effects (Dominants) in Schoolchildren' Ethno-cultural Education // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6. - №. 2, S. 3. - Р. 77-83.
UDC [37.01:39]:004.9
Sh. M.-Kh. Arsaliyev1'2'3 INFORMATION TECHNOLOGIES IN ETHNOPEDAGOGICAL PROCESS
1Chechen State University, Grozny, Russia
2Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia
3Academy of Sciences of the Chechen Republic, Grozny, Russia
Abstract. The article is devoted to the solution of the problem of improving training and education of the individual is primarily due to information technologies. The author considers some peculiarities of their application in ethnopedagogical process, the structure of which includes the formation of the content, selection and formation of material means and activity. As a result the author concludes that the use of information technologies in ethnocultural education contributes to taking it to a new level of the modern worldview.
© Arsaliyev Sh. M.-Kh., 2018
Arsaliev, Shavadi Madov-Khazhievich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics and Psychology, Chechen State University; Professor of the Department of Pedagogics, Chechen State Pedagogical University; Corresponding Member of the Academy of Sciences of the Chechen Republic, Grozny, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on April 27, 2018
Keywords: ethnopedagogics, means of training and education, educational environment, information, information technologies.
REFERENCES
1. Arsaliev Sh. M.-Kh. Metodologiya sovremennoj etnopedagogiki. - M. : Gelios ARV, 2013. - 320 s.
2. Arsaliev Sh. M.-Kh., Pisarenko V. I. Modelirovanie etnopedagogicheskikh tekhnologij v kontekste sovremennoj nauchnoj kartiny mira // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2015. - № 1(85). - S. 79-84.
3. Verbickaya L. A., Lisovskij V. T. Nekotorye problemy sovremennogo vysshego obrazovaniya v Rossii // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2001. - № 3. - C. 8-11.
4. Volkov G. N., Petrova T. N., Pan'kin A. B. Vvedenie v etnopedagogiku : uchebnoe posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij. - M. : Bol'shaya Medvedica, 2006. - 304 c.
5. Gez N. I., LyakhovickijM. V., Mirolyubov A. A., Folomkina S. K., Shatilov C. F. Metodika obucheniya in-ostrannym yazykam v srednej shkole. - M. : Vysshaya shkola, 1982. - 372 s.
6. Mizherikov V. A., ErmolenkoM. N. Vvedenie v pedagogicheskuyu professiyu : uchebnoe posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedenij. - M. : B. i., 1999. - 268 s.
7. Pedagogika: teorii, sistemy, tekhnologii : uchebnik dlya studentov vyssh. i sred. ucheb. zavedenij / pod red. S. A. Smirnova. - 7-e izd, ster. - M. : Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007. - 512 s.
8. Petrova T. N., Kozhanov I. V. Etnokul'turnye pedagogicheskie tekhnologii v formirovanii grazhdanskoj identichnosti lichnosti // Pedagogika. - 2017. - № 7. - S. 68-74.
9. Pidkasistyj P. I. Metodologicheskie problemy razrabotki pedagogicheskikh tekhnologij // Narodnoe obrazovanie v XXI veke : tezisy nauchnykh dokladov Mezhdunarodnoj yubilejnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -M., 2001. - S. 3-4.
10. Kuznetsova L. V., Petrova T. N., Ivanov V. N, Tenyukova G. G., Kozhanov I. V., Morova N. S., Yakovlev S. P. Social and Educational Effects (Dominants) in Schoolchildren' Ethno-cultural Education // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6. - No. 2, S. 3. - R. 77-83.