Преемственность дошкольного и начального математического образования как
условие развития детской самостоятельности при решении простых задач
Continuity of preschool and primary mathematics education as a condition for the development of children's independence in solving simple problems
Русенко О. А.
студентка 2 курс (магистратура) ФГАОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» г. Архангельск, Архангельская область e-mail: rusenko. rusenko@yandex. ru
Rusenko O.A
student 2 course
«Northern (Arctic) Federal University. M. V. Lomonosov» Arkhangelsk, Arkhangelsk oblast, Russia e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье автором рассматривается понятие преемственность дошкольного и начального образования. Особое место в статье уделяется формированию элементарных математических представлений. Преемственность в данном виде деятельности играет важную роль. Влияет на самостоятельность при формировании элементарных математических представлений. В работе представлен теоретический анализ понятия преемственность и ее отражение в математическом образовании у детей дошкольного возраста при решении простых арифметических задач. После проведения преобразующей работы, автором представлен результат экспериментального исследования на заданную тему. Итоговые показатели продемонстрированы в сравнении начального этапа работы с конечным этапом. Результаты данного исследования позволяют выявить важность проявления самостоятельности у детей в математической деятельности уже в дошкольном детстве в подготовительной к школе группе.
Annotation.
In this article, the author discusses the concept of continuity of preschool and primary education. The special place in article is paid to the formation of elementary mathematical concepts. Continuity in this kind of activity plays an important role. Affects the autonomy in the formation of elementary mathematical concepts. The paper presents a theoretical analysis of the notion of continuity and its reflection in the mathematical education of preschool children in solving simple arithmetic problems. After carrying out transformative work, the author presents the results of experimental research on a given topic. The totals shown in comparison to the initial stage from the final stage. The results of this study reveal the importance of intellectual freedom in children's mathematical activities for preschool children in preparation for school group.
Ключевые слова: преемственность, математическое образование, самостоятельность, дошкольный возраст, простые арифметические задачи.
Key words: continuity, mathematical education, independence, preschool age, simple arithmetic problems.
Вступление в силу ФГОС дошкольного образования стало важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы, что способствует повышению качества образования в целостной системе образования. Реализация преемственности осуществляется по трем направлениям:
1. Согласование целей и задач дошкольного и начального школьного образования.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
На современном этапе преемственность между дошкольным и начальным звеном школьного образования рассматривается как одно из непременных условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности [1].
Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. Однако наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, важно, чтобы ребенок самостоятельно умел их добывать и применять.
Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такое определение дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Интерес к проблеме самостоятельности обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Марковой Т.А., Е. О. Смирновой, К.П. Кузовковой, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, А. А. Люблинской. По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность - не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения [6].
В курсе по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста особое место отводится простым задачам. Умение самостоятельно решать такие задачи - фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами в школе.
В ходе решения простых задач дети усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы. Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя знакомство с понятием «задача» и ее составными частями, перевод словесного текста на построение математической модели, математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Проблема обучения детей решению задач раскрывается в исследованиях Бантовой М. А., Белошистой А. В., Бельтюковой Г. В., Истоминой Н. Б., Пышкало А. М., Статкевич В. В. и др.
Изучив вопросы методики обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста по решению задач и возможности развития детской самостоятельности. На этой основе была проведена экспериментальная работа. Детям подготовительной к школе группы были предложены для самостоятельного решения задачи-упражнения, направленные на сложение, на вычитание, увеличение числа на несколько единиц и уменьшение числа на несколько единиц. На этапе констатирующего эксперимента были выявлены результаты, по показателям которых можно наблюдать, что в экспериментальной группе дети имеют различные уровни развития детской самостоятельности при решении простых задач.
После проведения формирующего эксперимента, направленного на развитие детской самостоятельности при решении простых задач у детей подготовительной к школе группе, в условиях преемственности дошкольного и начального математического образования, пришли к следующим выводам, которые были продемонстрированы на этапе контрольного эксперимента. Оно проводилось аналогично исследованию, представленному в констатирующем эксперименте.
Вновь была проведена работа по выявлению уровня развития детской самостоятельности при решении простых задач в условиях преемственности дошкольного и начального математического образования.
Полученные результаты, как и на констатирующем эксперименте обрабатывались в соответствии с определенными критериями уровня выполнения задания:
Высокий уровень: ребенок составляет и решает задачи самостоятельно, правильно и быстро. Имеет представление об арифметической задаче, правильно и развернуто формулирует ответы на вопросы задачи. Способен верно изобразить задачу схематическим рисунком. Не испытывает трудностей в счете предметов. Понимает смысл того, к каким количественным изменениям приводят практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.
Средний уровень: ребенок с заданием справляется, испытывает трудности при счете предметов. Действует медленно, требуется много времени на размышление при составлении задачи. При изображении задачи схематическим рисунком просит уточнение взрослого. Ребенок старается представить задачу, понять ее смысл.
Низкий уровень: ребенок испытывает значительные трудности в составлении и решении задач. Не способен изобразить задачу схематическим рисунком. Не может дать ответ на вопрос задачи. Не пытается понять смысл задачи, постоянно просит помощи взрослого, не может справится самостоятельно. Наглядно результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение результатов выполнения заданий.
Экспериментал ьная группа Задача№1 На сложение Задача№2 На нахождение остатка Задача№3 На уменьшение числа на несколько единиц Задача№4 На увеличение числа на несколько единиц Уровни
НЭР КЭР НЭР КЭР НЭР КЭР НЭР КЭР НЭР КЭР
Д 1 + + + + + + + + В В
Д 2 + + + + + + + + В В
М 1 + + - + - - - - Н С
М 2 + + + + + + + + В В
М 3 + + + + + + + + В В
Д з + + + - - + + + С С
М 4 - + - + + - + + Н С
Д 4 + + + + - + + - С С
М 5 + + + + - + + + С В
М 6 + + + + + + + + В В
Д 5 + + + + + - - + С С
Д 6 + + + + + + + + В В
Д 7 + + + + + + + + В В
Д 8 + + - + + + + - С С
Примечание: «+» - ребенок справлялся с заданием самостоятельно, без помощи со стороны, «-» - просил необходимой помощи в решении задач; В-высокий, С- средний, Н-низкий НЭР- начало экспериментальной работы; КЭР -конец экспериментальной работы
Таким образом, как свидетельствуют результаты, представленные в таблице, к концу экспериментальной работы уровень решения задач повысился.
Задача №1, направленная на выявление умения самостоятельно решать простые задачи на сложение, изображать схематическим рисунком условие и записывать его в математический пример, а также правильно формулировать ответ на вопрос задачи, была успешно выполнена всей экспериментальной группой. Испытуемые самостоятельно, и при этом верно, определили содержание и смысл предложенной задачи, выполняли данное задание не допустив ошибки.
При решении задачи №2, направленной на выявление умения самостоятельно решать простые задачи на нахождение остатка. С этой задачей справились 11 испытуемых, что на 2 человека больше, чем на констатирующем этапе работы.
Задаче №3, направленная на выявление умения самостоятельно решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц, выполнили верно 11 человек из экспериментальной группы, это на 3 человека больше, чем в констатирующем эксперименте.
Успешно выполнили задачу №4, направленную на увеличение числа на несколько единиц, 12 испытуемых, что также больше на 3 человека, чем на первом этапе нашей работы. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику развития самостоятельности испытуемых при решении каждого вида простых задач.
При анализе работ нас интересовал и характер ошибок, допущенных испытуемыми. Их результаты представлены в таблице №2
Таблица 2. Анализ характера ошибок в начале и в конце экспериментальной работы.
Характер ошибок Количество человек, допустивших ошибку
НЭР КЭР
Задача №1 на сложение
Правильно решил задачу на сложение, изобразив схематическим рисунком ее условие и сосчитав арифметический пример, грамотно сформулировал ответ на вопрос задачи 12 14
Допустил ошибку 2 0
Задача №2 на нахождение остатка
Правильно решил задачу на нахождение остатка, изобразив схематическим рисунком ее условие и сосчитав арифметический пример, грамотно сформулировал ответ на вопрос задачи 9 11
Допустил ошибку 5 3
Задача №3 на уменьшение числа на несколько единиц
Правильно решил задачу на уменьшение числа на несколько единиц, изобразив схематическим рисунком ее условие и сосчитав арифметический пример, грамотно сформулировал ответ на вопрос задачи 8 11
Допустил ошибку 6 3
Задача №4 на увеличение числа на несколько единиц
Правильно решил задачу на увеличение числа на несколько единиц, изобразив схематическим рисунком ее условие и сосчитав арифметический пример, грамотно сформулировал ответ на вопрос задачи 9 12
Допустил ошибку 5 2
На этапе контрольного эксперимента в решении первой задачи на сложение, на этапе контрольного
эксперимента ошибок не выявлено, задачу на сложение решили достаточно быстро, самостоятельно, трудностей не возникало
При решении задачи №2 на нахождение остатка, испытуемыми было допущено 3 ошибки, затруднения вызывали как схематический рисунок условия задачи, так и ее решение, следовательно, некорректно был сформулирован и ответ в задаче. Данное задание выполнялось испытуемыми медленнее остальных. Помощь взрослого просил лишь один из испытуемых.
Решая задачу №3, на уменьшение числа на несколько единиц, были допущены ошибки 3 детьми, что в половину меньше, чем на этапе констатирующего эксперимента.
Задача №4 на увеличение числа на несколько единиц была неуспешно решена двумя испытуемыми. Одному из них не удалось решение задачи, а, следовательно, не верно был обозначен и ответ. Другой испытуемый
испытывал трудности в изображении схематического рисунка, условие было воспринято им не полностью, благодаря чему было затрачено гораздо больше времени при понимании смысла и решения задачи.
Обобщенные данные по выявлению уровня развития детской самостоятельности при решении простых задач представлены в таблице 3.
Таблица 3. Уровни развития детской самостоятельности.
Уровни выполнения Количество человек
НЭР КЭР
Высокий 7 8
Средний 5 6
Низкий 2 0
Примечание: НЭР- начало экспериментальной работы; КЭР -конец экспериментальной работы
Основываясь на этих данных, мы можем сделать следующие выводы:
1. Увеличилось количество детей, отнесенных нами к высокому уровню с 7 до 8 человек
2. Увеличилось количество детей, отнесенных нами к среднему уровню с 5 до 6 человек
3. Уменьшилось количество детей, отнесенных нами к низкому уровню с 2 до 0
Таким образом, теоретический анализ проблемы и результаты экспериментальной работы нашли свое подтверждение в том, что преемственность дошкольного и начального математического образования как условие развития детской самостоятельности при решении простых задач будет осуществляться успешно, если:
-- будут учтены последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических
задач
- будут использоваться практические действия, направленные на развитие детской самостоятельности.
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. - 32с.
3. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 288с.
4. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1984. - 256с.
5. Непомнящая Н. Формирование математических представлений у дошкольников. // Дошкольное воспитание.1971. № 4.
6. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006.