Научная статья на тему 'Специфика использования прецедентных мифонимов "Зевс" и "Юпитер" в названиях групп сети "ВКонтакте"'

Специфика использования прецедентных мифонимов "Зевс" и "Юпитер" в названиях групп сети "ВКонтакте" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
377
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ / МИФОНИМ / ТЕОНИМ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / PRECEDENT NAME / MYTHONYM (MYTHOLOGICAL NAME) / THEONYM / INTERNET-COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьминых Е.О., Ильинова Т.А.

В данной статье исследуются особенности использования прецедентного имени в Интернет-коммуникации. В качестве объекта выбрана одна из разновидностей прецедентного имени мифонимы. Материалом для анализа послужили теонимы Зевс и Юпитер , используемые в названиях групп и сообществ сети «ВКонтакте». Выбор данных онимов продиктован общностью сферы-источника (античная мифология) и ассоциаций, возникающих по отношению к ним в массовом сознании. В результате проведенного анализа были выявлены и сопоставлены различные инварианты восприятия исследуемых теонимов. Сделан вывод о том, что в большинстве случаев имена античных богов Зевс и Юпитер используются в выбранных наименованиях на основе ассоциативной связи между характеристиками персонажа и обозначенного объекта. Часто выбор мифонима может быть немотивирован или мотивирован личными симпатиями и культурологическими ошибками в выборе прецедента. Было доказано, что при использовании имен «Зевс» и «Юпитер» в названиях групп и сообществ сети «ВКонтакте» не всегда подразумевается инвариант восприятия конкретного мифологического персонажа, что вызвало необходимость выделения трех уровней апелляции: названия, обращающиеся к инварианту восприятия конкретного мифонима; к греческому/римскому контексту; к мифониму как части древнего, культурно значимого. В наибольшей степени мотивированы названия, относящиеся к первому и второму уровням.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of usage of precedent mythonyms "Zeus" and "Jupiter" in group names in the social network "VKontakte"

The article considers the specificity of usage of precedent names in the Internet-communication. Mythological names as a type of precedent names were chosen as the object of our research, especially theonyms Zeus and Jupiter used in the names of groups and societies in the social network “VKontakte”. Our choice is based on mutual source sphere (antique mythology) and associations connected with these mythological names in mass consciousness. Our analysis resulted in discovery and comparison of different perception variants of the researched theonyms. It is concluded that in the majority of cases the names of antique gods Zeus and Jupiter are used because of direct associations between the features of the mythological character and the object signified by his name. Quite often the choice of the mythological name is not motivated at all or motivated by personal preference or by cultural mistakes in the choice of the precedent name. It is proved that usage of the mythonyms Zeus and Jupiter in the names of groups and societies in the social network “VKontakte” does not always presuppose a certain variant of perception of the mythological character. This fact calls for formation of three application levels: names based on a certain variant of mythonym perception; names based on Greek or Roman context; names based on mythonyms as a part of something ancient and culturally significant. The names of the first and the second levels demonstrate the highest degree of motivation.

Текст научной работы на тему «Специфика использования прецедентных мифонимов "Зевс" и "Юпитер" в названиях групп сети "ВКонтакте"»

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ LANGUAGE AND CULTURE STUDIES

УДК 801.313.1 : 292 (044.056.57)

Воронежский государственный университет кандидат филологических наук, преподаватель кафедры гуманитарных наук и искусств Кузьминых Е.О.

Россия, г. Воронеж, тел. + 7(900)928-52-23 e-mail: eleshka-82@yandex.ru

Voronezh State University

The chair of humanities and arts

PhD, lecturer

Kuzminykh E.O.

Russia, Voronezh,

tel. +7(900)928-52-23

e-mail: eleshka-82@yandex.ru

Московский институт психоанализа Бакалавр факультета психологии Ильинова Т.А.

Россия, г. Воронеж, тел. +79003086257 e-mail: tatyana. ilinova@list. ru

Moscow Institute of Psychoanalysis The department of psychology Bachelor Illinova T.A. Russia, Voronezh, tel. +79003086257 e-mail: tatyana.ilinova@list.ru

Е.О. Кузьминых, Т.А. Ильинова

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ МИФОНИМОВ «ЗЕВС» И «ЮПИТЕР» В НАЗВАНИЯХ ГРУПП СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

В данной статье исследуются особенности использования прецедентного имени в Интернет -коммуникации. В качестве объекта выбрана одна из разновидностей прецедентного имени - мифонимы. Материалом для анализа послужили теонимы Зевс и Юпитер, используемые в названиях групп и сообществ сети «ВКонтакте». Выбор данных онимов продиктован общностью сферы-источника (античная мифология) и ассоциаций, возникающих по отношению к ним в массовом сознании. В результате проведенного анализа были выявлены и сопоставлены различные инварианты восприятия исследуемых теонимов. Сделан вывод о том, что в большинстве случаев имена античных богов Зевс и Юпитер используются в выбранных наименованиях на основе ассоциативной связи между характеристиками персонажа и обозначенного объекта. Часто выбор мифо-нима может быть немотивирован или мотивирован личными симпатиями и культурологическими ошибками в выборе прецедента. Было доказано, что при использовании имен «Зевс» и «Юпитер» в названиях групп и сообществ сети «ВКонтакте» не всегда подразумевается инвариант восприятия конкретного мифологического персонажа, что вызвало необходимость выделения трех уровней апелляции: названия, обращающиеся к инварианту восприятия конкретного мифонима; к греческому/римскому контексту; к мифониму как части древнего, культурно значимого. В наибольшей степени мотивированы названия, относящиеся к первому и второму уровням.

Ключевые слова: прецедентное имя, мифоним, теоним, Интернет-коммуникация.

THE SPECIFICITY OF USAGE OF PRECEDENT MYTHONYMS «ZEUS» AND «JUPITER» IN GROUP NAMES IN THE SOCIAL NETWORK «VKONTAKTE»

© Кузьминых Е.О., Ильинова Т.А., 2019

E.O. Kuzminykh, T.A. Illinova

The article considers the specificity of usage of precedent names in the Internet-communication. Mythological names as a type of precedent names were chosen as the object of our research, especially theonyms Zeus and Jupiter used in the names of groups and societies in the social network "VKontakte". Our choice is based on mutual source sphere (antique mythology) and associations connected with these mythological names in mass consciousness. Our analysis resulted in discovery and comparison of different perception variants of the researched theonyms. It is concluded that in the majority of cases the names of antique gods Zeus and Jupiter are used because of direct associations between the features of the mythological character and the object signified by his name. Quite often the choice of the mythological name is not motivated at all or motivated by personal preference or by cultural mistakes in the choice of the precedent name. It is proved that usage of the mythonyms Zeus and Jupiter in the names of groups and societies in the social network "VKontakte" does not always presuppose a certain variant of perception of the mythological character. This fact calls for formation of three application levels: names based on a certain variant of mythonym perception; names based on Greek or Roman context; names based on mythonyms as a part of something ancient and culturally significant. The names of the first and the second levels demonstrate the highest degree of motivation.

Key words: precedent name, mythonym (mythological name), theonym, Internet-communication.

Прецедентные феномены понимаются в науке как «культурно нагруженные знаки, которые известны значительной части представителей национально-лингвокультурного сообщества» [1; c. 69]. На сегодняшний день принято выделять следующие виды прецедентных феноменов: прецедентные имена, прецедентные высказывания, прецедентные тексты и прецедентные ситуации. Прецедентные имена - это широко известные имена собственные, которые используются в тексте не столько для обозначения конкретного человека (ситуации, города, организации и др.), сколько в качестве своего рода культурного знака, символа определенных качеств, событий, судеб» [2].

По мнению Е.А. Флейшер, «прецедентные имена — это имена собственные, при функционировании которых в различных дискурсах возможна апелляция не только к денотату, но также к сигнификату имени, представленному особым образом структурированным инвариантом восприятия» [3; 11]. Под инвариантом восприятия понимается структура, состоящая из ядра и периферии. В ядро входят дифференциальные признаки прецедентного имени (определенные характеристики, отличающие данный предмет от ему подобных: внешность, черты характера или прецедентная ситуация). В периферию входят атрибуты - элементы, тесно связанные с прецедентным именем, являющиеся достаточными, но не обязательными для его сигнификации. [4; 80-83].

Источниками прецедентных феномено может быть кино, телевидение, литература, тексты песен, политика, шоу-бизнес, реклама, религия и мифология и т.д. Объектом изучения в данном исследовании выступает разновидность имени собственного, получившего в различных классификациях название мифоним, - «собственное имя вымышленного объекта любой категории в мифах и сказаниях» [5; c. 109]. При этом основное внимание в настоящей работе уделяется не всем группам мифонимов, а их отдельной категории - теонимам (собственным именам божеств), которые, вслед за А.В. Суперанской мы будем определять как более узкое понятие относительно понятия мифоним. В выборку нашего исследования ограничена теми теонимами, источником которых являются античная мифология и античная литература, что обусловлено известностью данных наименований широкой аудитории, поскольку мифы Древней Греции входят в школьную программу.

Материалом исследования стали названия групп социальной сети «ВКонтакте», которые представляют собой не только сообщества по интересам, но и реальные организации сферы товаров и услуг. Поэтому при рассмотрении материала мы опирались на исследования, связанные с изучением прецедентных имен в рекламном контексте и в наименованиях урбанистического пространства.

Анализируя название групп сети «ВКонтакте», стоит учитывать, что в рекламе апелляция к прецедентным именам «отражает специфику приемов речевого воздействия, основанных на обращении к внутренним установкам, направленных на активизацию механизмов образной трансформации, служащих для привлечения и удержания внимания адресата» [6; с. 135]. Если говорить об особенностях сфер-источников прецедентных мифонимов, то С.Л. Кушнерук выяснил, что «сходство ценностных установок, отражающих общность человеческой природы, приводит к однотипности большинства сфер-источников культурного знания, востребованных в рекламе» [7]. Это художественная литература, киноискусство, музыка, а также политика. Особенностью российской рекламы будет использование таких сфер-источников, как «религия» и «фольклор» [7]. Согласно авторитетному мнению Г.Ф. Ковалева, наиболее прецедентными в рекламных наименованиях «могли быть имена из классической античности» [8; 161].

Среди прецедентных феноменов в наименованиях городских объектов особой популярностью пользуются мифонимы . «Достаточно часто имена богов и героев становятся наименованиями различных заведений на основе ассоциативной связи между характеристиками персонажа и обозначенного объекта» - пишет Т.А. Кадоло [9; с. 54]. Отметим, что не всегда номинация будет мотивирована. «Случаи немотивированного использования прецедентных онимов в качестве основ <.. .> номинаций объясняются личными симпатиями номинато-ров, либо культурологическими ошибками в выборе прецедента» [10; а 196].

Целью нашего исследования является изучение специфики использования прецедентных мифонимов в названиях групп сети «ВКонтакте». В статье мы проанализировали наименования групп и сообществ, к которых использовались имена античных богов Зевс и Юпитер. Выбор данных мифонимов обусловлен сходством их значений при различных сферах употребления, а также тем, что данные онимы встречаются в поисковых запросах чаще, чем другие имена античных богов: Зевс - 18204, Юпитер - 3183 (для сравнения, Афродита -1731, Гермес - 1188, Афина - 968, Дионис - 613, Венера - 2136, Меркурий - 2136, Минерва -154, Бахус/Вакх 198 и т.д.)

Проанализируем самый популярный теоним из нашей выборки - «Зевс». Большая часть выборки приводит на страницу бизнес-инкубатора Зевс.т - финансовой пирамиде, которая уже прекратила свое существование, эти сообщества уже не обновляются. Примечательно, что наряду с многочисленными «Зевсами.ин», есть сообщества «ВКонтакте», названные «Анти-Зевс» и посвященные разоблачению мошенничества этого бизнес-инкубатора, а также группы о заработке в интернете, которые противопоставляют себя этой организации («не Зевс»). «ВКонтакте» существует также мужской журнал «Зевс», имеющий одноименный сайт.

Отдельно можно выделить группы-организации, в названиях которых встречается ми-фоним Зевс:

• сфера спорта (фитнес-, спорт- клубы, магазины спортивного питания и спорт-товаров, клуб тэквондо, клуб боевого самбо, прогнозы на спорт, художественная гимнастика, конный клуб );

• автомобили (автостудия, студия тонирования, автомойка, такси);

• гостиницы (Зевс-аппартаменты, гостевой дом Зевс) и путешествия (Зевс-тур);

• рестораны, пиццерия (У Зевса);

• обустройство квартир (натяжные потолки, керамогранит, входные металлические двери, окна ПВХ), твердотопливные котлы Зевс, металлическая мебель, сейфы;

• сфера отдыха (СПА-комплекс, баня, детский лагерь Зевс-Норд, пейнтбольный клуб, бильярд, ночной клуб);

• юридическая сфера (межевание земельных участков, центр правовой помощи);

• кинологический клуб;

• сеть ювелирных бутиков;

• студенческий строительный отряд

• магазин мужской одежды и аксессуаров ZenaZevs

Все эти группы объединяет то, что они связаны с существующей вне Интернета организацией.

Помимо групп, имеющих отношение к реально сущетвующим организациям, «ВКонтакте» можно выделить сообщества по интересам. Это «Зевс Громовержец» - группа, автор которой выкладывает информацию юмористического характера, «Зинаида - рожденная Зевсом», «Зинаида - дочь Зевса» (сообщества для Зин), «Зевс: повелитель Олимпа» (ряд групп посвященных компьютерной игре-стратегии), «Зевс» - музыкальная группа, сообщества связанные с животными (овчарка по имени Зевс, Зевс кот, который никогда не сдается).

Рассмотрим инвариант восприятия теонима Зевс. Стоит отметить, что «Русский ассоциативный словарь» не дает реакций на лексему Зевс, но интересно, что из 102 реакций на слово миф 28 связаны с древнегреческими мифами, на слово бог 5 из 294 реакций, выраженных мифо-нимом Зевс, из которых только 6 реакций соотносятся с древнегреческой мифологией и еще по одной, со скандинавской и славянской, чуть меньшее количество реакций вызвало слово Юпитер - 4. По одной реакции присутствовало на такие слова, как гнев, гром, завеса, молния, небо [11].

Портал Kartaslov.ru предоставляет такие ассоциации к мифониму Зевс: миф, Аполлон, молния, богиня, гром, кентавр, бог, Венера, божество, Олимпиада, гроза, тучи, утро [12]. Словарь ассоциаций Word Association.RU дает более широкий ряд ассоциаций к лексеме Зевс: Аполлон, мифология, миф, молния, богиня, гром, кентавр, титан, колонна, рай, бог, гроза, Венера, божество, Олимпиада, тучи, храм, утро, Египет. Интересно отметить, что присутствующие в ряду ассоциаций отсылки к мифонимам Венера и Юпитер свидетельствуют о наложении древнеримской и древнегреческой мифологии в сознании языковой личности, что, отчасти находит отражение в наименовании групп социальной сети «ВКонтакте».

Интернет-сайт Sociation.org предлагает такие ассоциации к мифониму Зевс, как Олимп, бог, молния, гром, громовержец, Геракл, Юпитер,Греция, Гера, Посейдон, божество, статуя, трезубец, зев, Перун, Гея, боги, повелитель, Марс, мифология, Афины, похищение Европы, бык, гроза, фараон, наковальня и др [13]. Некоторые из них формируются за счет включения слова Зевс в ядро или периферию таких объединений, как «имена богов» (Зевс, Гера, Перун), «мифология» и уже «древнегреческая мифология», «Греция» (Афины), «Древний мир» (фараон), а другие являются атрибутами или характеристиками этого имени (бог, молния, повелитель) и входят в его инвариант восприятия.

В мифологии Зевс - верховное божество древнегреческого пантеона, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов, третий сын титана Кроноса и Реи. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Он является «организующим сосредоточием космической и социальной жизни на Олимпе» [14]

Анализ инвариантов восприятия, представленных в словарях, и соотнесение их с мифологическим значением позволяет указать на мотивированность названия мужского журнала. Зевс -глава пантеона, «имеет успех у женщин» (многочисленные мифы о возлюбленных Зевса: Данае, Европе, Леде, Калллисто и др [14; c. 465]). «До нас дошли культовые статуи Зевса, изображающие его на троне со всеми атрибутами власти» [11; c. 466], обычно глава олимпийских богов изображался зрелым мужчиной. Этот образ вполне может соотноситься с образом успешного мужчины, который востребован в современном мире. К образу Зевса как главы пантеона и организующего начала (в нашей реалии это может быть бизнес) апеллирует название журнала, а также и финансовая пирамида Зевс.ин(здесь может играть роль и образ пирамиды - Зевс глава пантеона), магазин мужской одежды и аксессуаров ZenaZevs, а, возможно, и пейнтбольный и бильярдный клуб.

Местоприбыванием Зевса считается гора Олимп в Греции. В честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии - как символ единения и взаимного согласия греческих полисов [14; с. 465]. Поэтому мы можем указать на мотивированность названия сообществ, посвященных спорту. Ассоциативный ряд понятен: Зевс Олимпийский -Олимпийские игры - спорт.

Частотно употребление теонима Зевс в названиях автомобильной сферы: автостудия, автомойка, такси и др. При этом употребление мифонима в этой сфере не ограничивается рамками сообществ «ВКонтакте». В этом случае сложно определить мотивированность. Можно предположить, что здесь присутствует такой ассоциативный ряд как Зевс - Молния (атрибут божества [14; с. 466]) - мгновенная, быстрая - скорость. Возможно, эта сфера также соотносится с образом Зевса как «успешного мужчины», так как рассчитана в основном на мужскую аудиторию.

В представленный выше ассоциативный ряд вписывается и названия турагентств: молния, скорость - «горящие» туры (туры с вылетами на ближайшую неделю по ценам ниже обычных). А также ассоциация: Зевс - Греция / Средиземноморье как место отдыха. Этому ряду будут соответствовать также название гостиниц и некоторых организаций из сферы отдыха: детский лагерь, баня, СПА-салон. Наименования бани и СПА-салона мотивированны также тем, что Греция знаменита своими банями.

Имя Зевс используется как кличка животных. В этом случае оно не является прецедентным, а выбирается, по всей вероятности, из-за краткости и красивого звучания. Сюда будут относиться не только группы, в названии которых присутствует имя животного, но и кинологический клуб.

К Зевсу как организующему началу, связанному с законом и порядком, покровителю общности людей апеллируют названия юридической сферы. Сложнее определить мотивацию названий связанных с отделкой помещения (натяжные потолки, окна ПВХ, металлические двери), а также металлических котлов и сейфов. Если с потолками можно усмотреть ассоциацию - небо (дом Зевса [14; с. 464]) - верх - потолок, то с остальными вариантами нельзя сделать однозначных выводов. Может присутствовать ассоциативный ряд гром и молния, а также молот (атрибуты Зевса [14; с. 466]) - наковальня - металл (сюда же относится ИеуьтйаП группа Зевс). Также, Зевс как глава пантеона, порождающий богов, вносящих в этот мир закон и порядок, может олицетворять собой надежность и уверенность, чем мотивированы названия сейфов, дверей, кера-могранита, твердотопливных котлов, а также строительного отряда. При этом, не мотивированными остаются названия сети ювелирных бутиков, ресторанов и пиццерии, а также группы с юмористическим контентом.

В русском языке присутствуют имена, изначально образованные от имени главного божества древнегреческого пантеона Зевса: «Зиновий, Зина, Зинаида, Зинон («рожденные Зевсом»)» [15; с. 115]. А значит, понятными становятся названия сообществ по интересам: «Зинаида - рожденная Зевсом» и др.

Итак, мы рассмотрели специфику восприятия мифонима Зевс. В ядро инварианта восприятия входят определенные характеристики, отличающие этот мифоним от других, ему подобных: внешность, черты характера или прецедентные ситуации. Зевс выступает здесь древнегреческим божеством, зрелым мужчиной имеющим все атрибуты власти, главой Олимпа, организующим началом. В периферию входят такие атрибуты, как гром и молния (Зевс - бог громовержец), а также молот.

В наименованиях групп оказываются наиболее востребованы такие значения:

1) Зевс - глава пантеона или пирамиды власти, организующее начало;

2) прецедентная ситуация - олимпийские игры в честь Зевса, или же место пребывания - гора Олимп;

3) связь Зевса с Грецией, а значит со всем греческим.

Атрибуты Зевса - гром, молния, молот и ассоциации с ними.

Подводя итог, скажем, что большинство наименований групп, в названиях которых используется мифоним «Зевс», оказываются мотивированны, при этом их мотивированность может выявляется путем подбора ассоциаций к атрибутам и признакам, входящим в инвариант восприятия прецедентного имени в названии.

Перейдем к рассмотрению особенностей употребления мифонима Юпитер в названиях групп сети «Вконтакте». Обращение к данному ониму обусловлено тем, что он является «парным» к уже проанализированному нами теониму Зевс. Древнеримские божества отождествлялись с совпадающими по функциям древнегреческими, поэтому их инвариант восприятия будет частично совпадать.

Анализируя особенности употребления онимов, связанных с древнеримской мифологией, следует учитывать и тот факт, что некоторые имена собственные употребляются не только как теонимы. Например, онимы Юпитер, Венера, Меркурий соотносятся также с названиями планет и вулкана. В связи с этим, при классификации результатов отдельным пунктом имеет смысл отметить вторичную номинацию - немифологическое значение этих имен.

Главная проблема при анализе особенностей использования древнеримских мифонимов заключается в следующем: массовой аудитории известны имена древнеримских богов, но фактически незнакомо содержание древнеримских мифов. Зачастую под именами римских богов подразумеваются греческие боги с сопутствующими им мифологическими сюжетами. Поэтому интересно проследить влияние ассоциативного ряда мифонима Зевс на мифоним Юпитер и выявить, насколько восприятие одного онима отличается от другого.

Итак, по запросу Юпитер было получено 3 183 результатов, большинство из которых можно представить в виде следующей классификации:

• группы, где наименование Юпитер ассоциируется не с божеством, а с планетой: многочисленные группы, посвященные мотоциклам, в том числе связанные с их продажей и ремонтом (отсылка к легендарному мотоциклу ИЖ, одна из серий которого носила название Планета, впоследствии замененное на Юпитер); группы, посвященные Сейлор Юпитер (персонаже одноименного аниме названы в честь небесных тел), эзотерическое издательство;

• транспортная сфера: шиномонтаж, автоцентр, сервис-маркет, студия тюнинга, такси, автомойка, грузчики, эвакуатор, эвакуация грузовая и легковая, автосервис;

• спортивная сфера: футбольные клубы, баскетбольный клуб, хоккейный клуб, клуб фигурного катания, спорт-школа, спортивная организация, волейбольный клуб, фитнес клуб (с изображением бога на аватаре), боксерский клуб, прогнозы на спорт, танцевально-спортивный коллектив;

• фото- и киносфера: фотостудия, фотоклуб, школьная киностудия, фотограф, киностудия, общество фотохудожников, телеканал;

• музыка: название музыкальных групп и групп с музыкальным контентом, диджей, псевдоним певицы, студия звукозаписи, радио Юпитер. FM;

• объединения по интересам:два подростково-молодежных клуба, центр развития и досуга, клуб саморазвития личности, союз студенческих отрядов, студенческо-педагогический отряд, центр развития;

• животные: конно-спортивный клуб, ветеринарный центр, кинологическое объединение, кличка бультерьера и кота;

• личные группы с цитатами, юмором и картинками

• торговля: торговые центры, магазины одежды, интернет-магазины, вейп-магазин, маркетинг, магазин компьютерной техники, агентства недвижимости, окна, свет для дома, детские коляски, мебель;

• кафе, клубы и бары (бар с изображением древнеримского бога Юпитера на аватаре, паб);

• турагентства, гостиницы.

Помимо вышеуказанных по запросу Юпитер были выявлены следующие группы и сообщества, которые мы не внесли в общую классификацию: онлайн-игра, гильдии в онлайн-играх, пирсинг, полигон, катушечные магнитофоны, знакомства, украшения ручной работы, драматическая студия и театральная студия, жилые комплексы, парк, консалтинговые агентства, школа юного предпринимателя для старшеклассников, правозащитный центр, ремонт квартир, система автоматизации малого бизнеса, производство мягкого инвентаря, рекламное агентство, сауны, печи и бани, клуб трейдеров и инвесторов, мастерская одежды.

Отдельно стоит отметить, что при наименовании групп частым явлением становится игра слов: Юпитер образовано от урбонима Питер (Петербург) или антропонима Piter (Питер) и английского личного местоимения you в русской транскрипции (такси, радио и др.). Конечно, подобные названия характерны для организаций, находящихся в Санкт-Петербурге. Происходит одновременная апелляцию к усеченному названию города - Питер, к кальке английского выражения you Piter (твой Питер), а также к божеству или планете, что кажется нам очень удачным с точки зрения привлечения внимания. При такой языковой игре к инварианту восприятия добавляется значение город, которое входит в его ядро, наряду со значениями бог, планета.

Ассоциативные словари дают разные ассоциации со словом Юпитер. «Русский ассоциативный словарь» фиксирует 104 реакции на стимул Юпитер, самые частотные из них: планета (60), Марс (11), бог (4), Зевс (4), Сатурн (3), шар (3), звезда (3), космос (2), мотоцикл (2), единичные реакции: большой, варево, Венера, всемогущий, далекий, далеко, Земля, летает, Плутон, ты сердишься, значит, ты неправ, Фольмагаут. При этом, на слово планета - 6 реакций Юпитер, на спутник - 3, на луну и Марс по 2 и одна на Венера [11].

Портал Картаслов.ру вообще не дает ассоциации к лексеме Юпитер [12], а в словаре ассоциаций WordAssociation.RU, наоборот, представлена 51 ассоциация. Здесь указано, что «чаще всего используются ассоциации: планета, космос, земля, Марс, звёзды. Слово Юпитер является ассоциацией к планеты, парад планет, Марс (планета), земли, планета Земля. К мифологии восходят ассоциации: бог и бык [13].

Обратимся к мифологической составляющей слова Юпитер. В древнеримской мифологии это бог неба, дневного света, грозы, отец всех богов, верховное божество римлян, отождествлялся с греческим Зевсом. Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии [14]. Он считался гарантом верности клятве, хранителем границ, защитником свободы, «в том числе был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде Юпитера с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок»[14]. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе совет из богов, «сотрудничающих, помогающих» и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Юпитер с эпитетом «наилучший, величайший» становится богом римского государства, его власти и мощи. Юпитером названа и одна из планет солнечной системы.

В мифологии Юпитер, как и Зевс, является верховным божеством, воплощением власти и мощи. Однако анализ названий групп сети «Вконтакте» и их классификация не обнаруживает апелляции к инварианту восприятия конкретного персонажа. В большей степени названия групп будут апеллировать к контексту, связанному с античностью, как, например, названия, относящиеся с кафе, клубами, барами, турагентствами и отелями, саунами и банями, или ко всему древнему, культурно значимому, например, названия групп, связанные с украшениями ручной работы, драматической студией и театральной студией, ремонтом квартир, производством мягкого инвентаря, ателье мастерской одежды и т.д.

Следом идут названия с вторичной номинацией: фотоаппараты и мотоцикл. Этим объясняется мотивированность наименований, связанных с мототранспортом и кино-, фотосферы. Сюда частично относится и сфера транспорта.

Спортивные названия, названия кинологического и конно-спортивного клуба, гильдий в онлайн-играх, полигон могут отсылать к связи Юпитера с триумфом и победой. Наименование сферы спорта также может идти по такой ассоциативной цепочке: Юпитер - Зевс - Олимп. Как уже говорилось выше, древнеримские боги в массовом сознании слиты по функциям с древнегреческими.

Юпитер как гарант верности клятве, хранитель границ, защитник свободы, выступает в названии правозащитного центра. Прецедентная ситуация: Юпитер как глава совета богов, то есть общность, собрание людей - названия объединений по интересам, а также клуб трейдеров и инвесторов.

Сложнее будет указать мотивированность наименований музыкальной сферы. Это может быть, как вышеназванная отсылка к прецедентной ситуации, так и вторичная номинация, отсылка к Юпитеру как к планете. Названия ветеринарного центра и клички также не мотивированы, как и в случае с онимом Зевс.

Стоит отметить, что инвариант употребления мифонима Юпитер отличается от инварианта употребления мифонима Зевс. Наряду с деловым характером и надежностью, в него входит молодость и творческий аспект. Это, с одной стороны, названия жилых комплексов, парка, консалтинговых агентств, правозащитного центра, ремонта квартир, системы автоматизации малого бизнеса, клуба трейдеров и инвесторов, относящиеся к деловой сфере, а с другой, названия салона пирсинга, музыкальных групп, а также различных молодежных организаций - явно названия, связанные с увлечениями и/или ассоциирующиеся с молодостью.

Итак, мы рассмотрели инвариант восприятия мифонима Юпитер. В ядро инварианта восприятия данного имени собственного входят определенные характеристики, отличающие этот мифоним от других, ему подобных: внешность, черты характера или прецедентные ситуации. К периферии относятся атрибуты божества. В ядро инварианта мифонима Юпитер входят такие отличительные черты, как: Юпитер - древнеримский бог, глава пантеона, бог неба, грозы, отец всех богов, отождествляющийся с Зевсом, являющийся гарантом верности клятве, в том числе богом войны и победы. Помимо этого Юпитер ассоциируется с названием планеты. В периферию входят такие атрибуты божества и прецедентные ситуации, как обычай триумфа, Римские игры, совет из богов.

Таким образом, большинство наименований, в которых используется теоним Юпитер оказываются мотивированы, хотя выявить ассоциации сложнее, чем в случае с парным к нему мифонимом. Это объясняется особенностью некоторых мифонимов древнеримской мифологии - вторичной номинацией, названных в честь богов планет.

В наименованиях групп оказываются востребованы такие значения:

1) Юпитер как бог триумфа и победы;

2) прецедентная ситуация - Юпитер, глава совета богов.

Теоним Юпитер вызывает ассоциации с образом молодого надежного мужчины, активно развивающего свои деловые качества, и помимо своих рабочих дел, имеющий увлекательное хобби.

По сравнению с восприятием теонима Зевс, в котором в большей степени выявляется образ, связанный с организующим началом, средоточием власти, в теониме, относящемся к древнеримской мифологии, больше выражено творческое начало, а из прецедентных ситуаций актуальной является только совет богов.

Сравнение инварианта восприятия, и востребованных / невостребованных значений мифонимов «Зевс» и «Юпитер»

Древнегреческая мифология Древнеримская мифология

Зевс Юпитер

Зрелый мужчина, глава пантеона, властное и организующее начало. Бог неба и грозы

Ядро Прецедентная ситуация - олимпийские игры, или же место пребывания - гора Олимп. Отец всех богов, гарант верности клятве, бог войны и победы, планета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Периферия Прецедентные ситуации - обычай триумфа, Римские игры, совет из богов

Атрибуты - гром и молния, молот

Глава пантеона, организующее начало. Деловой характер

Востребованные значения

Прецедентная ситуация - Олимпийские игры. Место пребывания -гора Олимп Атрибуты: гром, молния, молот. Образ зрелого мужчины Бог триумфа и победы. Творческая составляющая образа. Образ молодого мужчины

Невостребованные Прецедентная ситуация - измены Бог неба, грозы

значения

Проведнное исследование показало, что имена античных богов используются в наименованиях групп «Вконтакте» на основе ассоциативной связи между характеристиками персонажа и обозначенного объекта. При этом выбор мифонима в качестве названия может быть мотивирован личными симпатиями.

Так как прецедентные имена апеллируют к смыслам широко известным аудитории, название, в котором используется прецедентное имя, может вызывать интерес и доверие к организации, или же, напротив, создавать негативное впечатление. При правильном подборе наименования, создав верную аллюзию, можно привлечь внимание потенциальной аудитории. Для этого нужно точно знать как ядро значения слова, так и инварианты его восприятия.

Проведя сопоставительный анализ использования мифонимов в названиях групп сети «ВКонтакте», мы заметили, что называя те или иные организации именем божества, люди не всегда подразумевают инвариант восприятия этого конкретного персонажа и поэтому выделили несколько уровней апелляции в названиях:

1) названия, обращающиеся к инварианту восприятия конкретного мифонима;

2) названия, обращающиеся к греческому/римскому контексту;

3) названия, апеллирующие к этому мифониму, как относящемуся к чему-то древнему, культурно значимому.

Оказалось, что там, где присутствует первый уровень апелляции, то есть наименования, отсылающие к инварианту восприятия определенного мифонима, присутствует и второй и третий уровень апелляции. Но названия, апеллирующие к греческому или римскому контексту или

51

обращающиеся к мифониму как культурно значимому слову, могут не иметь первый уровень апелляции. Большинство названий с третьим уровнем будут немотивированны, а это чаще всего вызывает недоумение, и не будет создавать положительного впечатления о группе или организации.

Библиографический список

1. Ворожцова О.А. Прецедентные феномены в российском и американском предвыборном президентском дискурсе 2004 года // Политическая лингвистика. Вып. 3(23). Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2007. С. 69-73.

2. Нахимова Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации. Екатеринбург: УрГПУ, 2007. 207 с.

3. Флейшер Е.А. Основы прецедентности имени собственного: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. СПб., 2014. 23 с.

4. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М.: Гнозис, 2002. 284 с.

5. Кузнецова Н.Ю. Функционирование мифонимов в немецких и русских сказках // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 7 (49): в 2-х ч. Ч. I. C. 109-111.

6. Рязанова М.С. Прецедентные имена в рекламе // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург: Урал.гос. ун-т, 2007. № 50. С. 129-136.

7. Кушнерук С.Л. Сопоставительное исследование прецедентных имен в российской и американской рекламе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2006. 22 с.

8. Ковалев Г.Ф. Имя собственное как прецедент в рекламе // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2004. № 1. С. 158-164.

9. Кадоло Т.А. Культурные смыслы в наименованиях торговых объектов города Aбакана: способы трансляции и разновидности // Язык и культура. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2003. № 3. С. 46-55.

10. Прокофьева Т.О. Мифы и сказки как источник эргонимических номинаций (на примере ономастикона Тамбовской области) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mify-i-skazki-kak-istochnik-ergonimicheskih-nominatsiy-na-primere-onomastikona-tambovskoy-oblasti/ (дата обращения: 30.05.2019).

11. Русский ассоциативный словарь. URL: http://www.tesaurus.ru/dict/ (дата обращения: 30.05.2019).

12. KARTASLOV.RU - карта слов и выражений русского языка. URL: http://www.KARTASLOV.RU (дата обращения: 30.05.2019).

13. Sociation.org — игра в ассоциации с коллективным разумом. URL: https://www.sociation.org (дата обращения: 30.05.2019).

14. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Москва: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1.

15. Павловская М.А., Свершаева Л.Г. О происхождении христианских имен // Инновационная наука. 2016. № 11 (2). С. 115-116.

References

1. Vorozhtsova О.А. Precedent phenomena in Russian and American election discourse in 2004 // Political linguistics. Iss. 3(23). Ekaterinburg: Urals State Pedagogical University, 2007. P. 69-73.

2. Nakhimova Е.А. Precedent names in mass communication. Ekaterinburg: Urals State Pedagogical University, 2007. 207 p.

3. Fleisher Е.А. Personal names: the basement of precedent phenomenon: abstract of thesis ... PhD in pholology. St.-Petersburg, 2014. 23 c.

4. Krasnykh V.V. Ethnical psycholinguistics and linguistic cultural studies. Moscow, 2002. 284 p.

5. Kuznetsova N.Y. Functioning of mythological names in German and Russian fairy tales // Philological sciences. Theoretical and practical issues. Tambov, 2015. Vol. 7 (49): in 2 parts. Part 1. P. 109-111.

6. Ryazanova M.S. Precedent names in advertisement // The Bulletin of Urals State University. Ekaterinburg, 2007. Vol. 50. P. 129-136.

7. Kushneruk S.L. Comparative study of precedent names in Russian and American advertisement: abstract of thesis ... PhD in pholology. Chelyabinsk, 2006. 22 p.

8. Kovalev G.F. Personal name as a precedent in advertisement // The Bulletin of VSU. Series: Philology. Journalism. 2004. Vol. 1. P. 158-164.

9. Kadolo Т.А. Cultural senses in naming of Abakan trade objects: methods of transmission and types // Language and culture. Tomsk: National Reearch Tomsk State University, 2003. Vol. 3. P. 4655.

10. Prokofieva Т.О. Myths and fairy tales as a source of ergonomic nominations (on the example of the onyms of Tambov region) // Human science: humanitarian studies. 2016. Vol. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7mify-i-skazki-kak-istochnik-ergonimicheskih-nominatsiy-na-primere-onomastikona-tambovskoy-oblasti/ (date of application: 30.05.2019).

11. Russian associative dictionary. URL: http://www.tesaurus.ru/dict/ (date of application: 30.05.2019).

12. KARTASLOV.RU - the chart of words and expressions of Russian language. URL: http://www.KARTASLOV.RU (date of application: 30.05.2019).

13. Sociation.org - association game with collective intellect. URL: https://www.sociation.org (date of application: 30.05.2019).

14. Myths of world nations. Encyclopedia: in 2 vol. Moscow, 1991. Vol. 1.

15. Pavlovskaya М.А., Svershaeva L.G. On the origin of Christian names // Innovation science. 2016. Vol. 11 (2). С. 115-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.