Научная статья на тему 'Прецедентное имя как средство регулятивности в газетно-публицистических текстах'

Прецедентное имя как средство регулятивности в газетно-публицистических текстах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
312
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ / МИФОНИМ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА / РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / PRECEDENT NAME / MYTHONYM / TEXT COMMUNICATIVE STYLISTICS / REGULATIVE POTENTIAL / REGULATIVE FUNCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карпенко Светлана Михайловна

Анализируется регулятивный потенциал прецедентного имени в публицистическом дискурсе. На материале текстов газетного корпуса «Национального корпуса русского языка» рассматриваются способы актуализации регулятивной функции прецедентного имени. Проанализированы мифонимы, являющиеся яркими регулятивными средствами, привлекающими внимание адресата. Определены факторы, влияющие на степень регулятивности прецедентного онима в газетной публицистике, например, использование ситуативно обусловленного иллюстративного контекста, апелляция к первоисточнику, применение образных средств, трансформированных высказываний. Установлено, что регулятивный потенциал прецедентных онимов обусловлен реализацией культурно-просветительской и воздействующей функций газеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRECEDENT NAME AS A MEANS OF REGULATIVITY IN JOURNALESE TEXTS

The article is dedicated to the analysis of the regulative potential of the precedent name in media discourse. This problem is relevant in modern linguistics and is studied in the framework of different directions. The article points to communicative stylistics of the text in the aspect of the regulative theory. Methods of actualizing the regulative function of the precedent name are described on the textual material of the corpus of modern newspapers of the Russian National Corpus. Mythonyms which are prominent regulatory means of attracting the attention of the addressee were analysed in the article. Thus, contexts analysis of a newspaper corpus mythonyms Zeus, Hera, Athena, Aphrodite, Prometheus showed that in case of realization of mythonyms only the nominative function its regulative potential might be due to the invariant perception of a precedent text that is stored in the cognitive basis of the addressee and which is determined by its presuppositions. The factors influencing the degree of precedent onym’s regulativity in newspaper journalism, for instance, the use of situation-based illustrative context, the appeal to the source, the use of figurative means and transformed statements have been defined. Situational contexts that direct the recipient to the mythological stories serve as the actualizing mean of the relevant background information, its presuppositions. Mythonym in such a context is a strong regulatory tool, as not only appeals to the cultural memory of the audience, but fills in gaps in the information thesaurus. It is established that the regulative potential of precedent onyms is due to the implementation of cultural, educational and operating functions of the newspaper.

Текст научной работы на тему «Прецедентное имя как средство регулятивности в газетно-публицистических текстах»

УДК 81'42; 801. 7 + 81'38; 801. 6; 808

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-2-75-79

ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ КАК СРЕДСТВО РЕГУЛЯТИВНОСТИ В ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ

С. М. Карпенко

Томский государственный педагогический университет, Томск

Анализируется регулятивный потенциал прецедентного имени в публицистическом дискурсе. На материале текстов газетного корпуса «Национального корпуса русского языка» рассматриваются способы актуализации регулятивной функции прецедентного имени. Проанализированы мифонимы, являющиеся яркими регулятивными средствами, привлекающими внимание адресата. Определены факторы, влияющие на степень регулятивности прецедентного онима в газетной публицистике, например, использование ситуативно обусловленного иллюстративного контекста, апелляция к первоисточнику, применение образных средств, трансформированных высказываний. Установлено, что регулятивный потенциал прецедентных онимов обусловлен реализацией культурно-просветительской и воздействующей функций газеты.

Ключевые слова: прецедентное имя, мифоним, коммуникативная стилистика текста, регулятивный потенциал, регулятивная функция.

Проблема прецедентности является актуальной в современной лингвистике и изучается в рамках разных направлений. В лингвокультурологии прецедентные тексты, «актуализирующие значимую для автора фоновую информацию и апеллирующие к „культурной памяти" читателя» [1, с. 107], рассматриваются как феномены, имеющие ценностную значимость для определенной культурной группы (см. работы Г. Г. Слышкина, А. А. Проскуриной и др.). В рамках когнитивной лингвистики прецедентные контексты анализируются как средство концептуализации и категоризации действительности (В. В. Красных, Д. Б. Гудков, Е. А. Нахимова и др.). В данной статье исследуется прецедентное имя в текстах газетной публицистики с позиций коммуникативной стилистики текста в аспекте регулятивности. Регулятивность определяется как «системное качество текста» (Е. В. Сидоров), «отражающее способность текста „управлять" интерпретационной деятельностью адресата в соответствии с интенцией автора» [2, с. 165]. В качестве основных особенностей регулятивности современной публицистики выделяют регулятивную функцию, связанную с доминированием экспрессии над стандартом (В. Г. Костомаров), расширение способов регулятивности, выражающихся в усилении различных форм диалогичности, возрастание роли экстралингвистических средств воздействия на адресата, использование сильных регулятивов в связи с интенсивным воздействием на адресата, применение регулятивных стратегий разного типа [3, с. 367-368]. Учитывая данные положения, рассмотрим прецедентное имя как одно из средств ре-гулятивности публицистического текста, способствующее установлению контакта с адресатом, реа-

лизации основных функций публицистики: информативной, воздействующей, экспрессивной, агитационно-пропагандистской, культурно-просветительской, функции ценностной ориентации и социальной оценки (Н. Д. Данилевская, М. Н. Кожина, В. Г. Костомаров, Г. Я. Солганик и др.).

При изучении имен собственных как прецедентных феноменов закономерно возникает вопрос: в каком случае имя собственное приобретает прецедентную семантику и выступает в качестве «культурного знака, символа определенных качеств, событий, судеб»? [4]. В работах, посвященных данной проблеме, сформулированы положения, позволяющие дифференцировать данные понятия. Так, прецедентным называется имя, «связанное или с широко известным текстом, относящимся, как правило, к прецедентным, или с ситуацией, хорошо известной всем носителям данного языка и выступающей как прецедентная» [5, с. 88]. При этом прецедентность традиционно понимается как взаимодействие текстов (М. М. Бахтин), «многослойное перемещение различных текстов», (Ю. М. Лот-ман), явление интертекста (Р. Барт, Д. Б. Гудков, Ю. Н. Караулов, В. В. Красных, Ю. Кристева, Е. А. Нахимова и др.). Прецедентный текст, являясь маркером диалогических отношений, служит посредником между автором и адресатом, актуализируя в тезаурусе последнего соответствующие зоны смысла. Е. А. Нахимовой разработана методика описания прецедентных имен - известных имен собственных, «которые регулярно используются метафорически без дополнительного пояснения истоков метафоричности в соответствующем тексте» [6, с. 10], при этом автор выделяет дополнительные признаки прецедентности - графиче-

ские, пунктуационные, деривационные, синтаксические и др. Исследователи отмечают, что в когнитивной базе хранятся инварианты восприятия прецедентных имен, наличие которых позволяет отличить прецедентное имя от непрецедентного [5, с. 88]. Таким образом, степень прецедентности имени обусловлена его известностью в определенной культуре, частотностью использования представителями национально-культурного сообщества, метафоричностью, наличием инварианта восприятия и дополнительных графических и др. признаков.

В задачи данной статьи входит анализ регулятивного потенциала прецедентного имени, свойственного ему по факту принадлежности имени собственного к числу прецедентных феноменов. На основе газетного корпуса «Национального корпуса русского языка» [7] рассмотрены способы актуализации регулятивной функции прецедентного имени. В качестве материала анализа послужили они-мы, относящиеся к понятийной сфере «Мифология», содержащиеся в 350 контекстах газетного корпуса. Следует отметить, что имя собственное имеет сильный регулятивный потенциал в силу его «познавательной ценности», «ритма жизни» (П. Флоренский). Размышляя о природе имени, П. Флоренский отмечает: «...каждое данное имя есть целый спектр нравственных самоопределений и пучок различных жизненных путей» [8, с. 116]. Таким образом, имя собственное является регулятивным средством, привлекающим внимание адресата и реализующим в тексте ряд функций: номинативную, коммуникативную, апеллятивную, экспрессивную, дейктическую (о функциях имени собственного см: [9, с. 272-273]).

Прецедентное имя в тексте может обладать разной степенью регулятивности, выступая при этом как сильный или слабый регулятивный знак. Слабая степень регулятивности присуща онимам, используемым в качестве номинации какого-либо объекта, при этом в газетном материале отсутствуют указания на прецедентный текст, содержащий прецедентное имя. Так, анализ контекстов газетного корпуса с мифонимами Зевс, Гера, Афина, Афродита, Прометей показал, что в случае реализации мифонимом только номинативной функции его регулятивный потенциал может быть обусловлен инвариантом восприятия прецедентного текста, хранящимся в когнитивной базе адресата и определяющимся его пресуппозицией. Учитывая тот факт, что данные мифонимы являются универсально-прецедентными феноменами (термин В. В. Красных), предположим, что они знакомы носителям языка, имеющим среднее образование, и могут вызывать ассоциации, соответствующие дифференциальным признакам онимов. Так, мифоним Зевс использован для названия глубоководного робота,

компьютерного вируса «Зевс Троян», корпорации, туристической фирмы («Зевс Трэвел»), ресторана, фонда облигаций («Метрополь Зевс»), авиалайнера, также для названия крупных животных и хищных птиц (клички льва Новосибирского зоопарка, жеребца, уссурийского тигра, сокола) и др. Данный мифоним акцентирует некоторые признаки прецедентного онима (имени греческого бога), экстраполируя их на называемый объект. Дифференциальные признаки мифонима Зевс («повелевающий», «господствующий») проецируются на качества животных, признак «обладающий разрушительной силой» (ср.: «производит гром», «вызывает бури», «оружие его - молнии» [10, с. 86]) отражен в названии компьютерного вируса. Вероятно, стремлением подчеркнуть превосходство в ряду подобных объектов, первенство, приоритет вызвано именование объекта данным мифонимом (например, названия корпорации, турфирмы, фонда), тем самым как бы наделяя его признаком лидерства - «господство», «верховная власть» (дифференциальные признаки мифонима выделены в соответствии с его характеристикой в «Кратком словаре мифологии и древностей» [10]). Именем греческой богини Афина названы система противоракетного предупреждения, торговый центр, фонд облигаций, торговая компания (ООО «Афина»), частное охранное предприятие (ЧОП «Афина»). Афина Паллада, согласно греческой мифологии, - богиня мудрости, искусств и наук, считалась и богиней войны [10, с. 47]. В названиях некоторых объектов (охранное предприятие, система противоракетного предупреждения) акцентируются дифференциальные признаки данного мифонима: воинственный, охраняющий (покровительствующий). Имя Гера носят региональная футбольная лига, авиалайнер, общество с ограниченной ответственностью. Именами греческих божеств Зевс, Гера, Афродита названы подъемники на лыжных трассах. Название Прометей имеют книжное издательство, детский лагерь, детский санаторий. Полагаем, что приведенные прецедентные имена могут вызывать ассоциации с мифологическими героями лишь в случае наличия у адресата соответствующей пресуппозиции. Использование мифонима в заголовке - сильной позиции текста - безусловно, привлекает внимание читателя, но не является достаточным основанием для реализации регулятивной функции онима. Следует отметить, что мифоним в заголовке текста -явление нечастое в газетной публицистике, нами выявлены единичные примеры употребления его в данной позиции («Зевс в ожидании любви» В. Жарков // Труд-7. 2004.02.12; «О зловредная, вечно коварная Гера!» А. Портнов // Труд-7. 2002.11.21).

Регулятивный потенциал прецедентного имени обусловлен рядом факторов - наличием в контек-

стном окружении (как правило, это минимальный, развернутый или расширенный контексты в соответствии с терминологией С. Ш. Чагдурова) образных средств, ситуативно обусловленным контекстом, использованием мифонима в качестве примера, для демонстрации какого-либо утверждения.

Мифонимы часто применяются в газетных текстах в составе трансформированных высказываний, образных средств - перифраз, сравнений, антитез, эпитетов, актуализирующих дифференциальные признаки имени и другие характеристики объекта. Так, образным перифразом «Зевс мяча» назван известный футболист - англичанин Дэвид Бэкхем (В. Прокофьев. Труд. № 7. 2005.05.28). Ми-фонимы используются в составе сравнения: «Непреклонная, как богиня войны Афина, взлетела она на брусья» (К. Серов, И. Емельянов. Судьи отняли у российских гимнасток «золото» // Комсомольская правда. 2004.08.18); «Жил он в Кремле как Зевс на Олимпе...» (РИА Новости. 2005.04.07); «Зевс - что-то вроде потомственного путчиста» (Диакон А. Кураев. Право обращаться к Богу на «ты» // Труд. № 7. 2001.04.05); «Он прикован к пяти охранникам в синей форме, как Прометей к скале. Как только он шевелится, Месси сразу клюют в печень и врезают по ногам» (А. Семьянинов. Самый большой негодяй следующей недели // Известия. 2012.04.19); в составе антитезы «Он - Зевс всемогущий, который вмиг может оставить 20 тысяч человек без работы, она инфантильная девочка-студентка, ищущая покровительства» Д. Завгородняя // Комсомольская правда. 2013.03.21). Эпитеты всемогущий, мудрейшая актуализируют дифференциальную сему имени, увеличивая при этом его регулятивную силу: «Даже мудрейшая Афина Паллада - и та полна скепсиса по отношению к женщинам, она наставляет Одиссея...» («О зловредная, вечно коварная Гера!» А. Портнов // Труд-7. 2002.11.21). Прецедентное имя в трансформированном высказывании обиходно-разговорного стиля усиливает экспрессивность текста, реализуя тем самым воздействующую функцию газеты: «Ну и Зевс с ним - пусть будет без крыши!» (А. Гусятинсткий. Олимпийским богам снесло крышу // Комсомольская правда. 2004.03.25).

В ряде материалов газетного корпуса приводятся ситуативно обусловленные контексты с анализируемыми мифонимами. Например: «Многоуровневая инсталляция переосмысливает миф о Данае, которую отец заточил в подземный дом, однако Зевс проник к ней в виде золотого дождя» (О. Краснов. Открывается 55-я Венецианская биеннале современного искусства // РБК Дейли. 2013.05.31); «Главная фишка новых банкнот - их теперь украшает портрет той самой Европы из древнегреческой мифологии, которую похитил,

прикинувшись быком, Зевс и по имени которой и назван Европейский континент» (Е. Аракелян. Европейский Центробанк показал новые пять евро // Комсомольская правда. 2013.01.10); «Жена Зевса Гера, ревновавшая его к любовникам и любовницам, превратила Каллисто в итоге в медведицу. Зевс потом поместил ее на небе в виде созвездия Большой Медведицы» (В. Лаговский. Европейское космическое агентство решило посмотреть, кто живет на крупнейшем спутнике Юпитера // Комсомольская правда. 2012.05.05). Приведенные ситуативные контексты, отсылающие адресата к мифологическим сюжетам, служат актуализаторами соответствующей фоновой информации, его пресуппозиции. Мифоним в такого рода контекстном окружении является сильным регулятивным средством, так как не только апеллирует к культурной памяти аудитории, но и восполняет лакуны в ее информационном тезаурусе.

Еще одним способом актуализации регулятивной функции мифонима является прием введения его в контекст посредством иллюстративного примера: «Но вообще, когда женщина идет по мужскому пути, она может пойти гораздо дальше мужчины. Например, богиня войны в Греции -Афина Паллада. В кельтской мифологии тоже всех учила воинскому искусству женщина» (В. Иванова. Большое кино становится зрелищем для детей // Известия. 2014.06.16).

В проанализированных контекстах используются такие способы актуализации регулятивной функции прецедентных имен, как особый иллюстративный контекст, апелляция к первоисточнику, использование перифраз в значении уточнения: богиня красоты, бог морей, богиня мудрости, богиня войны. Обращение к первоисточнику способствует также реализации культурно-просветительской функции газетно-публицистического подстиля, усиливая при этом регулятивный потенциал прецедентных онимов. Авторы газетных текстов, вводя мифонимы в ткань повествования, приводя примеры мифов, указывают на источники заимствования: «Напомним, согласно древнегреческим мифам, младенец Геракл голыми руками задушил двух ядовитых змей, которых подослала богиня Гера» (Малыш закусил змеей // Комсомольская правда. 2012.01.28); «Это якобы из Гипербореи в Грецию прилетели боги-близнецы Аполлон и Артемида, Гера и многие другие. Там побывал Геракл, когда совершал очередной подвиг - охотился за златорогой Керинейской ланью. - Это мифы Древней Греции, все мы их в школе проходили...» (А. Моисеен-ко. Поскреби русского - найдешь гиперборейца? // Комсомольская правда. 2013.04.22); «По мифам выходит, что Зевс, заметивший красавчика, похитил его, обернувшись орлом. <...> Жена Зевса

Гера, ревновавшая его к любовникам и любовницам, ализации регулятивной функции прецедентного

превратила Каллисто в итоге в медведицу» (В. Ла- имени, а также культурно-просветительской и воз-

говский. Европейское космическое агентство решило действующей функций газетно-публицистическо-

посмотреть, кто живет на крупнейшем спутнике го стиля. Усиление регулятивного потенциала пре-

Юпитера // Комсомольская правда. 2012.05.05); «Са- цедентного имени происходит за счет следующих

мое сильное впечатление осталось от поездки к Кам- факторов: 1) демонстрации иллюстративного при-

ню Афродиты, откуда, если верить мифу, богиня Аф- мера, приведенного в препозиции или постпози-

родита впервые явилась на свет из пены морской» ции по отношению к мифониму; 2) наличия ситуа-

(В. Вертий. На Литовском взморье // Труд-7. тивно обусловленного контекста, отсылающего к

2006.07.06); «Древние греки жили как раз в окрестно- мифологическому сюжету; 3) указания на источ-

стях нынешнего Сочи, как раз там я увидел камень, к ник прецедентности; 4) использования онима с

которому, как гласит легенда, был прикован Проме- образными средствами в минимальном, расширен-

тей. Именно Прометей, как мы помним, дал людям ном или развернутом контекстах. В качестве

огонь, который стал огнем Олимпиады» (Как Путин образных средств, влияющих на регулятивный по-

накрыл Красную Поляну // Комсомольская правда. тенциал мифонимов как прецедентных имен, чаще

2007.07.06) (подчеркнуто нами. - С. К.). всего используются эпитеты, подчеркивающие

Таким образом, использование различных спо- дифференциальные признаки онима, сравнения,

собов введения мифонима в текст способствует ре- антитезы.

Список литературы

1. Баженова Е . А . Интертекстуальность // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред . М . Н . Кожиной . М .: Флинта: Наука, 2003.С . 104-108.

2 . Болотнова Н . С . Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус . Томск : Изд-во ТГПУ, 2008 . 384 с .

3 . Болотнова Н . С . , Бабенко И . И ., Бакланова Е . А. и др . Некоторые особенности регулятивности публицистических текстов // Коммуника-

тивная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности / под ред . Н .С . Болотновой . Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. С . 366-368.

4 . Нахимова Е . А. Прецедентные имена в массовой коммуникации . Екатеринбург, 2007 . 207 с.

5 . Захаренко И . В . , Красных В . В . , Гудков Д . Б ., Багаева Д . В . Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных

феноменов // Язык, сознание, коммуникация: сб . ст . / ред . В . В . Красных, А. И . Изотов . М . : Филология, 1997 . Вып . 1.192 с .

6 . Нахимова Е . А. Теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования прецедентных онимов в современной российской массовой

коммуникации: автореф .... д-ра филол . наук. Екатеринбург, 2011. 44 с .

7 . Национальный корпус русского языка . URL: http://www. ruscorpota .ru (дата обращения: 10 .12 . 2017) .

8 . Флоренский П . А. Имена . СПб . : Авалонъ, Азбука-классика, 2007 . 336 с. URL: https://books . google.ru/books?isbn=5352021335 (дата обра-

щения: 10 .12 .2017) .

9 . Суперанская А. В . Общая теория имени собственного / отв . ред . А. А. Реформатский . М .: Наука, 1973. 365 с.

10 . Форш М . Краткий словарь мифологии и древностей . Калуга: Золотая аллея, 1993. 208 с.

Карпенко Светлана Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: karpenko_si@mail.ru

Материал поступил в редакцию 26.12.2017.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-2-75-79

THE PRECEDENT NAME AS A MEANS OF REGULATIVITY IN JOURNALESE TEXTS

S. M. Karpenko

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article is dedicated to the analysis of the regulative potential of the precedent name in media discourse. This problem is relevant in modern linguistics and is studied in the framework of different directions. The article points to communicative stylistics of the text in the aspect of the regulative theory. Methods of actualizing the regulative function of the precedent name are described on the textual material of the corpus of modern newspapers of the Russian National Corpus. Mythonyms which are prominent regulatory means of attracting the attention of the addressee were analysed in the article. Thus, contexts analysis of a newspaper corpus mythonyms Zeus, Hera, Athena, Aphrodite, Prometheus showed that in case of realization of mythonyms only the nominative function its regulative potential might be due to the invariant perception of a precedent text that is stored in the cognitive basis of the addressee and which is determined by its presuppositions. The factors influencing the degree of precedent onym's regulativity in newspaper journalism, for instance,

the use of situation-based illustrative context, the appeal to the source, the use of figurative means and transformed statements have been defined. Situational contexts that direct the recipient to the mythological stories serve as the actualizing mean of the relevant background information, its presuppositions. Mythonym in such a context is a strong regulatory tool, as not only appeals to the cultural memory of the audience, but fills in gaps in the information thesaurus. It is established that the regulative potential of precedent onyms is due to the implementation of cultural, educational and operating functions of the newspaper.

Key words: precedent name, mythonym, text communicative stylistics, regulative potential, regulative function.

References

1. Bazhenova E .A. Intertekstual'nost'[Intertextuality]. Stilisticheskiyentsiklopedicheskiyslovar'russkogoyazyka. Pod red . M . N . Kozhinoy [Stylistic Encyclopedic Dictionary of the Russian Language, Ed . by M . N . Kozhina] . Moscow, Flinta: Nauka Publ . , 2003. Pp . 104-108 (in Russian) .

2 . Bolotnova N . S . Kommunikativnaya stilistika teksta: slovar'-tesaurus [Communicative stylistics of the text: thesaurus] . Tomsk, TSPU Publ . , 2008 .

384 p (in Russian)

3 . Bolotnova N . S ., Babenko I . I ., Baklanova E . A. et al . Nekotoriye osobennosti regulyativnosti publitsisticheskikh tekstov [Certain peculiarities in

journalese texts regulativity]. Kommunikativnaya stilistika teksta: leksicheskaya regulyativnost' v tekstovoy deyatel'nosti . Pod red . N . S . Bolotnovoy [Communicative stylistics of the text: lexical regulativity in textual activity. Ed . by N . S . Bolotnova] . Tomsk, TSPU Publ . , 2011. Pp . 366-368 (in Russian)

4 . Nakhimova E . A. Pretsedentniye imena vmassovoy kommunikatsii [Precedent names in mass communication] . Yekaterinburg, 2007 . 207 p . (in

Russian)

5 . Zakharenko I . V., Krasnykh V. V. , Gudkov D . B ., Bagayeva D . V. Pretsedentnoye imya i pretsedentnoye viskazyvaniye kak simvoly pretsedentnykh

fenomenov [The precedent name and precedent statement as symbols of precedent phenomena] . Yazyk, soznaniye, kommunikatsiya: sb. statey. Red . V. V. Krasnykh, A. I . Izotov [Language, cognition, communication: collection of articles . Ed . V. V. Krasnykh, A . I . Izotov] . Moscow, Filologiya Publ ., 1997 . Vol . 1. 192 p . (in Russian) .

6 . Nakhimova E . A. Teoriya i metodika kognitivno-diskursivnogo issledovaniya pretsedentnykh onimov v sovremennoy rossiyskoy massovoy

kommunikatsiyi. Avtoref.... dokt. filol. nauk [Theory and methods in cognitive discourse analysis related to precedent onyms in contemporary mass communication in Russia .Abstract of thesis of doct. of philol . sci . ] . Yekaterinburg, 2011.44 p . (in Russian) .

7 . The National Corps of the Russian Language . URL: http://www. ruscorpota . ru (Accessed 10 December) (in Russian) .

8. Florenskiy P. A. Imena [Names], Saint Petersburg, Avalon, Azbuka-classika Publ . , 2007 . 336 p. URL: https://books.google .ru/ books?isbn=5352021335 (Accessed 10 December) (in Russian) .

9 . Superanskaya A. V. Obshchaya teoriya imeni sobstvennogo. Pod red . A. A. Reformatskogo [The general theory of a proper name . Ed . by

A. A. Reformatskiy] . Moscow, Nauka Publ . , 1973. 365 p . (in Russian) .

10 . Forsh M . Kratkiy slovar' mifologii i drevnostey [A concise dictionary of mythology and antiquities] . Kaluga, Zolotaya alleya Publ . , 1993. 208 p . (in

Russian)

Karpenko S. M., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: karpenko_si@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.