УДК 81'23
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ОНИМОВ В ТАМБОВСКОЙ ЭРГОНИМИИ
© Татьяна Олеговна ПРОКОФЬЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра русского языка, e-mail: tania_prok@mail.ru
Исследование опирается на одно из основных положений теории прецедентности, согласно которому любое, получившее известность имя собственное, называющее иной («несобственный») денотат, квалифицируется как прецедентное. Актуальность темы обусловлена отсутствием в лингвистической литературе специальных работ, посвященных проблеме функционирования прецедентных они-мов в качестве эргонимических номинаций. Использование прецедентного онима в эргонимии расценивается как коннотативное употребление имени собственного, реализующее первичное либо метафорическое его значение, поскольку такой эргоним одновременно служит и для именования, и для ха-рактеризации объекта через указание на его непосредственную причастность к носителю прецедент-ности или путем «приписывания» его свойств. Исходя из количества носителей, воспринимающих концептуальность прецедента, в эргонимии Тамбовской области выделяются номинации, основанные на общечеловеческих, цивилизационных, национальных, региональных и коллективных прецедентных онимах. Оценка культурологического содержания таких эргонимов дается на основании классификации источников, из которых заимствованы образующие их прецедентные имена. Выявленные прецедентные основы: антропонимы, топонимы, мифонимы, хрононимы и астронимы, поэтическая ономастика, онимы кинематографического и медийного дискурса - заимствуются номинаторами в оригинальном виде, иногда даже на языке-источнике прецедента, а также подвергаются графической трансформации и гибридизации с иноязычным компонентом с целью создания рекламного визуального эффекта. Мотивированность эргонимов с прецедентной основой определяется исходя из разработанной Д.Б. Гудковым, И.В. Захаренко и В.В. Красных структуры прецедентного имени, ядро которой образуют дифференциальные признаки: внешность, черты характера и некая прецедентная ситуация, а периферию - менее значимые атрибутивные признаки, которые все же делают прецедент узнаваемым. В ходе исследования эргонимии Тамбовской области установлен еще один мотивировочный признак -собственная семантика слова или словосочетания, образующего прецедентный оним, которая отражает специфику деятельности именуемого объекта или характеризует качество предоставляемых им услуг. Случаи немотивированного использования прецедентных онимов в качестве основ эргонимиче-ских номинаций объясняются личными симпатиями номинаторов либо культурологическими ошибками в выборе прецедента. По результатам исследования делается вывод, что в процессе создания но-минатором и восприятия адресатом эргонима с прецедентной основой реализуются когнитивные способности человека извлекать хранящиеся в его сознании ономастические знания, относящиеся к одним денотатам, и проецировать их на другие. В итоге, такие названия, содержащие определенный объем энциклопедических сведений и собственно языковой информации как индивидуального, так и коллективного свойства, обладают особой лингвокультурной коннотацией что создает перспективы для образования оригинальных эргонимов с большим прагматическим потенциалом.
Ключевые слова: эргоним; прецедентный оним; антропоним; топоним; мифоним; хрононим; поэтическая ономастика; ономастическая коннотация; ономастическое знание; мотивировочный признак номинации; структура прецедентного имени.
В современной массовой коммуникации -рекламном дискурсе, языке СМИ, эпиграфике и прагматике - широко используются прецедентные имена собственные, яркая образность и выразительность которых обусловлена представлениями, хранящимися в когнитивной базе лингвокультурного сообщества. Прецедентные имена, выполняющие функцию оценки и типизации действительности в коллективной памяти, являются важной составляющей частью национальной картины мира и потому в условиях глобали-
зации способствуют формированию и развитию национальной культуры и самоидентичности с опорой на общечеловеческие ценности. В силу этих причин теория прецедент-ности в настоящее время является одной из наиболее востребованных в когнитивно-дискурсивных и лингвокультурологических исследованиях.
Понятие прецедентности в рамках термина «прецедентный текст» было введено в научный оборот в 1986 г. на VI Международном конгрессе преподавателей русского
языка и литературы Ю.Н. Карауловым в докладе «Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности»: «Назовем прецедентными - тексты, (1) значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях,
(2) имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такие,
(3) обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности» [1, с. 216].
Концепция Ю.Н. Караулова получила дальнейшее развитие в работах В.Г. Костомарова и Н.Д. Бурвиковой (1994), Д.Б. Гудко-ва (1999), Г.Г. Слышкина (2000), В.В. Красных (2002), Е.А. Нахимовой (2007) и других исследователей.
В частности, знаковым этапом в разработке проблем прецедентности явилась предложенная Д.Б. Гудковым, В.В. Красных, И.В. Захаренко и Д.В. Багаевой теория «прецедентных феноменов», признаки которых исследователи определили следующим образом: «1) хорошо известные всем представителям национально-лингво-культурного сообщества <...>; 2) актуальные в когнитивном (познавательном и эмоциональном) плане <...>; 3) обращение (апелляция), которые постоянно возобновляются в речи представителей того или иного национально-лингво-культурного сообщества» [2, с. 44-45]. На этом основании ученые распространили понятие прецедентности на широкий круг единиц: к невербальным они отнесли произведения искусства, а среди собственно языковых выделили феномены вербальные - прецедентное имя и прецедентное высказывание - и вербализуемые - прецедентная ситуация и прецедентный текст.
Также более широкое понимание преце-дентности, по сравнению с трактовкой Ю.Н. Караулова, представлено у Г.Г. Слышкина. По определению ученого, «любой текст, формирующий коллективный концепт, является прецедентным», на основании чего он различает микро- и макрогрупповые, национальные, цивилизационные и общечеловеческие прецедентные тексты, причем некоторые из них могут быть таковыми относительно недолго (например, анекдот или рекламный ролик), «однако в период своей пре-
цедентности эти тексты обладают ценностной значимостью, а основанные на них реминисценции часто используются в дискурсе этого отрезка времени» [3, с. 28].
Следует отметить, что в процессе разработки теории прецедентности значительно увеличился ее терминологический аппарат. Так, если исходным понятием у Ю.Н. Караулова был «прецедентный текст», то в работах последовавших за ним отечественных исследователей используются такие термины, как «прецедентное имя» (Д.Б. Гудков (1999), Ю.А. Блинова (2007), Е.А. Нахимова (2007)), «прецедентное высказывание» (И.В. Захаренко (1997), В.В. Красных (2002)), «прецедентный феномен» (Д.Б. Гудков, В.В. Красных, И.В. Захаренко (1997), М.С. Алексеева (2009), Л.В. Быкова (2009)), «прецедентная ситуация» (Д.Б. Гудков (2000), В.В. Красных (2002)), «прецедентный концепт» (Г.Г. Слыш-кин (2000), С.В. Елисеева (2010)), «прецеден-тема» (Н.А. Голубева (2008)), «прецедентный оним» (Е.А. Нахимова (2011)) и др.
В соответствии с заявленной темой исследования считаем необходимым выяснить соотношение понятий «прецедентное имя» и «прецедентный оним».
Термин «прецедентное имя» был предложен Д.Б. Гудковым для обозначения индивидуального имени, которое связано «1) с широко известным текстом, относящимся, как правило, к числу прецедентных (Обломов, Илья Муромец), или 2) с ситуацией, широко известной носителям языка и выступающей как прецедентная (Иван Сусанин, Павлик Морозов)» [4, с. 83]. Выделяя в семантике прецедентного имени инвариантную часть восприятия обозначаемого им культурного феномена, исследователь разграничил таким образом его денотативное и коннота-тивное использование в дискурсе. В первом случае прецедентное имя употребляется как обычный оним и указывает на «собственный» денотат, например, теоним Деметра; во втором - оно применяется по отношению к референту, который напрямую с исходным денотатом не связан, например, использование имени древнегреческой богини плодородия и земледелия в качестве названия фирмы, занимающейся переработкой, хранением и продажей зерна, - ОАО «Деметра».
На основе рассмотренных критериев Е.А. Нахимова считает целесообразным раз-
личать у прецедентных имен два значения -первичное и метафорическое - и, учитывая их когнитивно-дискурсивный потенциал, а также применяя специальную терминологию, она определяет такие единицы, как «прецедентные онимы», т. е. «широко известные имена собственные, которые регулярно используются метафорически без дополнительного пояснения истоков метафоричности в соответствующем тексте» [5, с. 10]. Такое использование имени собственного, по мысли ученого, является свидетельством того, что говорящий или пишущий оценивает его как общеупотребительное и потому не считает необходимым пояснять метафору.
В настоящем исследовании мы опираемся на одно из основных положений теории прецедентности, согласно которому любое, получившее известность имя собственное, называющее иной («несобственный») денотат, квалифицируется как прецедентное. Использование прецедентного онима в качестве эргонима мы, следуя определениям Д.Б. Гуд-кова и Е.А. Нахимовой, расцениваем как коннотативное употребление имени собственного, реализующее его первичное либо метафорическое значение, поскольку он одновременно служит и для именования, и для характеризации объекта через указание на его непосредственную причастность к носителю прецедентности или путем «приписывания» его свойств.
В свою очередь, семантика эргонимиче-ской номинации, основанной на прецедентном имени собственном, включает в себя:
- собственно ономастическое значение, определяющее номинативно-выделительную функцию названия через соотнесение его с конкретным деловым сообществом: коммерческим предприятием, заводом, союзом, организацией, учреждением, кружком и т. д.;
- обусловленную прямым или переносным значением прецедентного имени собственного ономастическую коннотацию, которая, по определению И.В. Крюковой, составлена из таких компонентов, как «ассоциации, культурно-исторический опыт, индивидуальное и групповое мировоззрение, этнолингвистические и этнопсихологические особенности данного лингвокультурного сообщества, эмоционально-оценочные параметры», благодаря чему реализуется прагматическая направленность эргонима [6, с. 341].
Например, ойконим Вавилон в эргони-мии Тамбовской области используется в качестве названия нескольких деловых объектов: агентства недвижимости, компании по производству строительных изделий из бетона и бюро переводов. В первом случае ономастическая коннотация онима определяется значением «большой дом, большая постройка», во втором - реализуется символическое значение одного из крупнейших городов Древнего мира как грандиозного строительства, в третьем - Вавилон используется в качестве метафоры многоязычия [7, с. 83].
Следует отметить, что в лингвистической литературе нет специальных исследований, посвященных проблеме использования прецедентных имен в эргонимии. Однако современные исследователи этого разряда онимов отмечают специфику производства, а также семантическое и функциональное своеобразие подобных номинаций.
Так, И.В. Крюкова в работе «Рекламное имя: от изобретения до прецедентности» называет эргонимы, «образованные путем трансонимизации прецедентных имен литературных и фольклорных героев», метафорическими [8, с. 90].
Н.В. Шимкевич, Ю.В. Вайрах важнейшим компонентом семантики эргонимов, основанных на прецедентных именах, считают культурологическое содержание, формируемое культурно значимыми концептами и ассоциациями. В частности, Н.В. Шимкевич определяет такие эргонимы как «культурно обусловленные» и относит их к разряду прагматических, оказывающих выраженное речевое воздействие на адресата [9, с. 15].
Поддерживая точку зрения о культурной коннотации подобных эргонимических номинаций, А.А. Трапезникова рассматривает мотивирующие их прецедентные имена в качестве элементарных единиц «неосознаваемого уровня ономастического сознания имядателя», поскольку они включены в фоновые знания языковой личности» [10, с. 8].
Учитывая специфику образования, особую коннотативную нагруженность семантики и сложный характер мотивированности номинаций, включающих в себя прецедентный оним, для дальнейшего исследования нам представляется целесообразным выделить их в особую группу эргонимов с прецедентной основой.
Наша цель - на примере ономастикона Тамбовской области выявить источники прецедентных онимов в эргонимии, оценить их востребованность и определить признаки мотивации использования прецедентных имен собственных для создания названий деловых объектов.
В качестве материала для исследования мы использовали базы данных справочных интернет-ресурсов www.tambov7m.ru,
www .tamboff.ru, www .morefirm .ru/tambov, городские и областные рекламно-информационные издания, а также тексты вывесок предприятий и учреждений1. Нами проанализировано около 4000 номинаций, из них 534 - это эргонимы с прецедентной основой, культурные коннотации и функциональный потенциал которых довольно разнообразны.
В частности, опираясь на изложенную выше концепцию Г.Г. Слышкина, который классифицировал прецедентные тексты исходя из количества носителей, воспринимающих формируемые ими концепты, в эргонимии Тамбовской области можно выделить номинации, основанные на общечеловеческих, цивилизационных, национальных, региональных и коллективных прецедентных онимах:
1. К общечеловеческим относятся религиозные, мифологические и сказочные они-мы, которые известны большинству достаточно образованных людей и входят в некое «универсальное когнитивное пространство» как результат межкультурного диалога, т. е. они либо воспринимаются представителями иной культуры в оригинальном виде, либо интерпретируются в соответствии с особенностями национального менталитета [2, с. 51]. Такие онимы образуют, к примеру, следующие номинации: ООО «Перун», торгово-производственная компания «Зевс», магазин мебели «Ной», ООО «Артемида», строительная фирма «Самсон», ООО «Троя», свадебное агентство «Амур», клининговая компания «Золушка», рекрутинговое агентство «Колобок».
2. Цивилизационные прецедентные имена также по своему характеру являются интернациональными, но, в отличие от общечеловеческих, отражают специфику ког-
1 В статье эргонимы приводятся с сохранением оригинальной орфографии и особенностей графикса-ции, которые зафиксированы в указанных источниках.
нитивной базы и систему ценностей определенного этапа развития социума. Например, прецеденты современного общества информационных и космических технологий положены в основу эргонимов: ООО «Матрица», электромонтажная компания «Сталкер», компания по оптовой торговле «Солярис».
3. Национальные прецедентные онимы как составляющие национальную основу когнитивной базы среднестатистического представителя русского лингвокультурного сообщества образуют следующие эргонимы Тамбовской области: гранитная мастерская «Данила-мастер», магазин бытовой химии «Мойдодыр», ООО «Садко», торгово-закупочная компания «Велес», ООО «Теремок», строительная фирма «Третий Рим».
У номинаторов Тамбовщины востребованы также инокультурные прецедентные онимы, которые отражают культурно-историческую сферу представителей других национальностей: салон красоты «Соло Мерлин», кафе «Синьор Помидор», английский клуб «Britannia», салон кожгалантереи «Эс-меральда».
4. На прецедентных онимах территориального значения - региональных - основаны следующие эргонимические номинации: кондитерский магазин «Тамбовская Казначейша», сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив «Иван Мичурин», ОАО имени «Зои Космодемьянской».
5. Коллективные прецедентные онимы, актуальные для той или иной общественной группы (профессиональной, возрастной, социальной, конфессиональной и т. д.) и зачастую не обусловленные национальной культурой, в эргонимии Тамбовской области востребованы мало. На данный момент нами обнаружены лишь две единицы: рекламное агентство «ПальмиРА» (по названию шрифтовой кириллической гарнитуры) и цветочный салон «Ванда» (по названию рода орхидей «Vanda»).
Необходимо отметить, что такое деление весьма условно, поскольку прецедентность онима, положенного в основу эргонимиче-ской номинации, может по-разному актуализироваться в разных сообществах. Так, оним «Тамбовская казначейша» можно отнести к национальным, поскольку одноименная поэма М.Ю. Лермонтова как основа преце-
дента, безусловно, является достоянием русской культуры. Однако прагматический эффект эргонима, построенного на базе этого названия, за счет содержащегося в нем регионального компонента максимально проявляется именно в нашей области, т. к. поэма стала своего рода визитной карточкой Там-бовщины.
Оценку культурологического содержания эргонимических номинаций можно дать на основании классификации источников, из которых заимствованы образующие их прецедентные онимы. Исследование тамбовских эргонимов в этом аспекте позволяет выделить следующие прецедентные основы:
1. Антропонимы-реалионимы представлены в небольшом количестве названий деловых объектов. Номинаторами «отмечены» деятели искусства: ресторан-караоке «Шаля-пинъ», ООО «Центр по работе с предприятиями и партнерами «Рахманинов»; ученые, путешественники: клуб путешествий «Колумб», бюро путешествий «Марко Поло», фотостудия «Да Винчи», ООО «Фарадей»; политические и государственные деятели, исторические лица: салон ювелирных изделий «Нефертити», ООО «Ярославна», ООО «Мономах», оптовая компания ООО «Бисмарк».
2. Топонимы-реалионимы, обозначающие действительно существующие или существовавшие топообъекты, которые получили прецедентную известность, также используются в качестве основы эргонимов: ООО ЧОП «Эверест», оптовая компания ООО «Ривьера», туристическое агентство «Лазурный Берег», магазин «Эллада», торгово-закупочная компания «Карфаген», кафе «Цветной бульвар», магазин спортивного питания «Sparta», ООО «Троя», агентство недвижимости «Арбат».
3. Среди прецедентных основ-мифони-мов можно выделить:
- теонимы: торгово-закупочная компания «Юпитер», туристическая фирма ООО «Нептун», парикмахерская «Юнона», рекламная компания «Аврора», оптовая компания ООО «Селена», компания по оптовой торговле зерном ООО «Веста», хлебопекарня «Церера», ювелирная мастерская «Гелиос», ЧОП «Прометей», компания по оптовой торговле зерном «Дионис», фирма по оптовой торговле алкогольными напитками «Бахус»,
ООО «Перун», магазин-салон для беременных «Лада»;
- имена героев и царей: автомойка «Электра», ООО «Одиссей», медицинский центр кинезетерапии «Медея», строительная фирма «Дедал», ООО «Галатея»;
- имена демонических существ: торгово-закупочная компания «Берендей», транспортная компания ООО «Пегас»;
- топонимы-фиктонимы (названия вымышленных топообъектов): компания по оптовой торговле продуктами питания ООО «Вирий», мебельная фабрика «Эдем», оптовая компания ООО «Валгалла».
4. Прецедентная поэтическая (литературная) ономастика представлена в эргони-мии Тамбовской области следующими группами имен собственных:
- названия литературных произведений: кондитерский магазин «Тамбовская Казначейша», зоомаркет «Кошкин Дом», творческая студия ТГУ им. Г.Р. Державина «Сумерки кумиров», кафе-бар «Три толстяка», магазин постельного белья «Тысяча и одна ночь», магазин товаров для детей «Золотой ключик», ООО «Дворянское гнездо»;
- антропонимы героев: пиццерия «Папа Карло», компания по оптовой торговле продуктами питания «Добрыня», парикмахерская «Ассоль», электромонтажная компания ООО «Флинт», магазин испанских деликатесов «Дон Кихот», строительная фирма «Левша»;
- имена антропоморфных существ: магазин «Железный Дровосек», кафе «Синьор Помидор», зоомагазин «Тортила», магазин бытовой химии «Мойдодыр»;
- в современном ономастиконе Тамбовской области нами также отмечен случай, когда номинатор заимствовал уже готовый литературный эргоним - название трактира «Адмирал Бенбоу» из романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ» - и использовал его в качестве номинации сходного с прототипом по роду деятельности объекта - кафе «Адмирал Бенбоу». В частности, у Р.Л. Стивенсона читаем: «И вот в ненышнем, 17.. году я берусь за перо и мысленно возвращаюсь к тому времени, когда у моего отца был трактир «Адмирал Бенбоу» и в этом трактире поселился старый загорелый моряк с сабельным шрамом на щеке» [11, с. 7].
5. В качестве прецедентной основы эр-гонимов востребованы также имена собственные из мультфильмов, кинофильмов и телевизионных программ: автомойка «ГУБКА-БОБ», магазин «Нафаня», бутик «Римские каникулы», парикмахерская «Зимняя вишня», кафе «Ванильное небо», ООО «Матрица», электромонтажная компания «Сталкер», агентство недвижимости «Квартирный вопрос», рекламное агентство «Очевидное невероятное».
Кроме того, в эргонимии Тамбовской области нами отмечены:
- астронимы: компания по производству мебели «Орион», оценочно-правовой центр «Альтаир», строительная компания «Сириус»;
- хрононимы: торгово-закупочная компания «Татьянин День», магазин люстр и светильников «Ренессанс», торговая компания «Серебряный век».
Анализируя приведенные примеры, можно заключить, что прецедентные онимы, как правило, заимствуются номинаторами в оригинальном, исходном виде, иногда даже на языке-источнике прецедента. Однако в эргонимии Тамбовской области отмечаются также случаи графической трансформации таких онимов и гибридизации с иноязычным компонентом, например:
- кафе «Чай.Кофский» - в результате сегментации фамилии великого русского композитора П.И. Чайковского с заменой буквы «в» ее звуковым вариантом образуются компоненты «чай» и «коф», имеющие отношение к деятельности ресторана, а сам эр-гоним с прецедентной основой получает двойную мотивацию;
- рекламное агентство «ПальмиРА» -капитализация двух последних букв в названии типографского шрифта, положенного в основу эргонимической номинации, выделяет аббревиатуру, определяющую специализацию компании;
- студия дизайна интерьера «daVinci» -сращение предлога «da» и топонима «Vinci» в имени мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (< итал. Leonardo da Vinci) направлено на создание рекламного визуального эффекта;
- прием сращения номинации использован также при образовании эргонима-гибрида «Dr.Айболит» (ветеринарная клини-
ка), прецедентной основой которого является название повести К.И. Чуковского «Доктор Айболит». С целью усиления прагматического эффекта номинации лексема «доктор» заменена эквивалентным ей международным сокращением «Dr.» (< англ. Dr. < doctor «врач, доктор, медик»).
Очевидно, что представленные способы визуального обыгрывания формы прецедентного онима помогают номинаторам придать достаточно растиражированному имени собственному новый эффектный, а значит, привлекательный для адресата облик, сохраняя при этом его прецедентность и обеспечивая таким образом правильное прочтение эрго-нима воспринимающим субъектом.
Необходимо отметить, что прецедентные онимы используются номинаторами не только как самостоятельные единицы, но и в составных номинациях:
- в сочетании с региональным компонентом: фармацевтическая фирма «Бормен-таль - Тамбов», бюро переводов «Вавилон-Тамбов», оптовая компания «Велес 68»;
- с компонентом, обозначающим сферу / род деятельности именуемого объекта: ООО «Добрыня-Агро», фирма по оптовой торговле напитками «Гермес Аква», ООО «ГЕРМЕС-КОНСАЛТ», ООО «Соломон -трейд»;
- с компонентом, указывающим на уровень профессиональной деятельности объекта либо качество оказываемых им услуг: консалтинговая компания «ПРЕМЬЕР -РАХМАНИНОВ», рекрутинговое агентство «Сириус-эффект», юридическая фирма «Фемида-сервис».
Особо следует отметить функционирование прецедентных онимов в составе многокомпонентных описательных названий в качестве элементов именного посвящения, где они используются в прямом - первичном, по терминологии А.А. Нахимовой, - значении, поскольку указывают на собственный денотат. Подобные номинации были широко распространены в эргонимии советского периода, прецедентный антропоним в их структуре выполнял важную идеологическую функцию. К примеру, тамбовские предприятия в этот исторический период носили такие названия: «Завод им. 15-й годовщины Октября», «Тамбовский завод «Тракторо-
деталь» им. М.М. Кагановича» [12, с. 99, 119].
Для эргонимов, образуемых по такой модели в постсоветсткий период, прецедентное имя, как правило, выбирается с точки зрения исторической, научной, культурной значимости его носителя для данного делового объекта или профессиональной сферы в целом. В частности, в Тамбовской области нами отмечены: некоммерческое партнерство «Театр-студия оперы им. Сперанских», ТОГБУК «Камерный хор имени С.В. Рахманинова», ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки города Тамбова», ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» имени Н.С. Артемова».
Чтобы определить признаки мотивации использования номинаторами прецедентных имен собственных для создания эргонимов, мы будем опираться на разработанную Д.Б. Гудковым, И.В. Захаренко и В.В. Красных структуру прецедентного имени, ядром которой являются дифференциальные признаки, определяющие объект по внешности, чертам характера и некой прецедентной ситуации, а на периферии находятся его менее значимые атрибуты, «которые принадлежат денотату <...> и по которым его можно «идентифицировать», «узнать» [2, с. 82]. Рассматривая в качестве объектов-носителей прецедентного имени не только личности, реальные или вымышленные, но также топо-объекты, прецеденты кинематографического и масс-медийного дискурса, мы можем констатировать, что в эргонимии Тамбовской области актуализируются следующие признаки прецедентного онима:
1. Дифференциальные:
1.1. Признак «внешние / физические данные». Например, в названии свадебного салона «Снежная Королева» актуализируется признак идеальной красоты и белого убранства героини одноименной сказки Г.Х. Андерсена. Часто этот мотивировочный признак номинации уже содержится в семантике лексем, составляющих прецедентный оним: магазин чулочно-носочных изделий «Пеппи Длинныйчулок», магазин жестяных изделий и климатического оборудования «Железный Дровосек», зоомаркет «Кошкин Дом», магазин бытовой химии «Мойдодыр».
1.2. Признак «внутренние качества / умения / достижения» в основном мотивиру-
ет эргонимы, основанные на прецедентных именах личностей и антропоморфных существ. Так, магазин бытовой электротехники, радио- и телеаппаратуры «Нафаня» назван по имени старого опытного домового из цикла советских мультфильмов о приключениях домовенка Кузи. Нафаня владеет сундуком, в котором есть все, что может понадобиться в хозяйстве. Вероятно, эти составляющие образа персонажа использованы но-минатором для характеристики ассортимента магазина. Данный признак также является мотивировочным для таких номинаций: строительная фирма «Левша», студия дизайна интерьера «daVinci», агентство торжеств «Марья Искусница», клуб путешествий «Колумб», компания по производству цветных металлов ООО «Авиценна», бюро путешествий «Марко Поло».
1.3. Признак «прецедентная ситуация / обстоятельство» проявляется в мотивации небольшого числа эргонимов. К примеру, компания по производству отделочных работ ООО «Аттика» использует название одной из областей Греции, где добывают высококачественный белый мрамор; консультационно-правовое бюро «Эсфирь», очевидно, гарантирует благоприятное для клиентов разрешение юридических вопросов, подобно защищавшей иудеев библейской героине, чье имя оно носит; в названии магазина модной детской одежды «Золушка» актуализируется представление о прекрасном наряде сказочной героини, в котором она отправилась на бал.
2. Атрибутивные признаки прецедентного объекта для образования эргонимов но-минаторы Тамбовской области используют крайне редко. Нами обнаружены лишь две номинации: салон красоты «Соло Мерлин», ООО «Шатер Али Бабы».
Необходимо отметить, что в отдельных случаях мотивом выбора прецедентного имени для создания эргонима является не характеристика его носителя, а собственная семантика слова или словосочетания, образующего прецедентный оним. Номинаторы просто заимствуют уже известное и, с их точки зрения, удачное название, более или менее точно отражающее специфику деятельности именуемого объекта, например, агентство недвижимости «Квартирный вопрос» использует название телевизионной
программы о дизайне и проектировании интерьера; или номинацию, характеризующую уровень / качество предоставляемых услуг: тамбовское рекламное агентство «Очевидное невероятное» не имеет никакого отношения к одноименной научно-популярной программе, но такое название призвано убедить клиентов в возможности реального воплощения их немыслимых пожеланий.
Вместе с тем в ономастиконе Тамбовской области довольно часто встречаются неудачные и немотивированные эргонимы с прецедентной основой. Согласно общему мнению, неудачными являются номинации, вызывающие негативные или неправильные ассоциации у адресатов. Так, весьма сомнительным следует расценивать выбор названия «Медея» для медицинского центра кине-зетерапии. Хотя эта калхидская царевна и волшебница, согласно древнегреческим мифам, обладала даром исцеления, но все же более известна тем, что убила собственных сыновей и брата. Название «Соло Мерлин», на наш взгляд, для парикмахерской является неуместным, поскольку сочетание музыкального термина с именем американской киноактрисы и певицы больше подойдет для объекта, чья деятельность так или иначе связана с музыкой. Неясным, с точки зрения адресата, является мотив выбора прецедентного топонима Ривьера, ставшего символом идеального курортного отдыха, в качестве названия фирмы, занимающейся оптовой торговлей металлами и станками; или имени сказочного Колобка для рекрутингового агентства.
Как свидетельствует проведенный нами опрос номинаторов, подобные немотивированные эргонимы можно объяснить:
- личными, субъективными причинами присвоения номинации, в большинстве случаев скрытыми от адресата. Например, торгово-закупочную компанию «Татьянин День» номинатор назвал в честь дочери Татьяны, для фирмы, занимающейся земляными и строительными работами, - ООО «Карлсон» - владелец взял свое детское прозвище;
- культурологическими ошибками, когда один прецедентный объект путают с другим, как в случае с древнегреческими богинями Афиной и Афродитой, в результате - в Тамбове есть салон-парикмахерская «Афро-
дита» и салон красоты «Афина»; либо объекту приписывают несвойственные ему качества. К примеру, итальянский ресторан назван «Фигаро», однако герой пьес французского драматурга Бомарше - испанец из Севильи, и с Италией этот персонаж не связан.
Очевидно, что эффективное функционирование эргонимов с прецедентной основой предполагает узнавание их адресатом и апеллирует к его экстралингвистическим знаниям. С одной стороны, в каждой подобной номинации «свернут» некий текст, описывающий определенные качества именуемого делового объекта. Вместе с тем, опираясь на прецедентные имена, такие эргонимы выражают уже сложившиеся в лингвокуль-турном сообществе типичные оценки наиболее актуальных свойств объектов. Таким образом, можно констатировать, что эргоними-ческие номинации, основанные на прецедентных онимах, коннотативны по своей природе и требуют от номинатора при выборе названия и адресата при интерпретации мотива наречения обширных ономастических знаний, которые А.С. Щербак квалифицирует как «результат познавательной деятельности человека по хранению и отражению накопленного опыта использования имен собственных», т. е. предполагают знание самого имени собственного и всего, что с ним связано [13, с. 200].
Создание эргонима на основе прецедентного имени собственного реализует особый когнитивный механизм словообразования, который представляет собой синтез двух факторов номинации - когнитивных способностей человека извлекать хранящиеся в его сознании ономастические знания, относящиеся к одним денотатам, и проецировать их на другие. В результате, такие названия, содержащие определенный объем энциклопедических сведений и собственно языковой информации, как индивидуального, так и коллективного свойства, обладают своеобразной лингвокультурной коннотацией и специфическим деривационным потенциалом, реализуя принципы преемственности и творческого переосмысления традиций в процессе номинации деловых сообществ.
Оценивая востребованность в эргонимии Тамбовской области номинаций, основанных на прецедентных онимах, можно заключить, что на данный момент наибольшей популяр-
ностью у номинаторов пользуются мифони-мы - 187 единиц из общего числа эргонимов с прецедентной основой, что составляет 35 %. Причем довольно часто к разным по роду деятельности объектам применяют одни и те же имена собственные, т. е. имеет место эргонимическая омонимия. Наибольшее количество омонимических названий основано на имени древнегреческого бога-покровителя торговли Гермеса - 29 единиц, и 26 - на имени соответствующего ему в древнеримском пантеоне бога Меркурия. Вместе с тем в ономастиконе Тамбова и области маловостребованы эргонимы с графически трансформированной прецедентной основой, гибридные номинации, содержащие прецедентное имя на языке-источнике, а также составные названия с атрибутивными признаками прецедентного объекта. Это обстоятельство, очевидно, создает перспективы для образования оригинальных названий с большим прагматическим потенциалом, поскольку трансформация и творческое переосмысление известного, растиражированного имени позволяет номинаторам реализовать своеобразную игру в ассоциации, в процессе которой адресату предлагается более или менее сложная культурологическая загадка, а в результате полученного удовольствия от ее разрешения у него формируется интерес к названному таким именем деловому объекту, производимому им товару или услуге.
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2010.
2. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лин-гвокультурология. М., 2002.
3. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингво-культурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2000.
4. Гудков Д.Б. Прецедентное имя в когнитивной базе современного русского (результаты эксперимента) // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М., 1998. Вып. 4. С. 82-93.
5. Нахимова Е.А. Теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования прецедентных онимов в современной российской массовой коммуникации: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2011.
6. Крюкова И.В. Прагматика рекламного имени: основные направления исследований // Ономастика Поволжья. Казань, 2010. Вып. 12. С. 340-344.
7. Отин Е.С. Словарь коннотативных собственных имен. Донецк, 2004.
8. Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2004.
9. Шимкевич Н.В. Русская коммерческая эрго-нимия: прагматический и лингвокультуроло-гический аспекты: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002.
10. Трапезникова А.А. Ономастическое сознание современного горожанина (на материале эр-гонимии Красноярска): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 2010.
11. Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ / пер. с англ. Н. Чуковского. М., 2007.
12. Горелов А.А., Щукин Ю.К. Шли годы. Хронология дат и событий, связанных с городом Тамбовом, за период с 1918 по 1941 год. Тамбов, 2007.
13. Щербак А.С. Ономастический концепт как структура организации и хранения ономастических знаний // Когнитивные исследования языка. Вып. 10: Категоризация мира в языке: коллективная монография. Тамбов, 2012. С. 200-215.
1. Karaulov Yu.N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost'. M., 2010.
2. Krasnykh V.V. Etnopsikholingvistika i lingvokul'turologiya. M., 2002.
3. Slyshkin G.G. Ot teksta k simvolu: lingvo-kul'turnye kontsepty pretsedentnykh tekstov v soznanii i diskurse. M., 2000.
4. Gudkov D.B. Pretsedentnoe imya v kognitivnoy baze sovremennogo russkogo (rezul'taty eksperimenta) // Yazyk, soznanie, kommunikatsiya: sbornik statey / otv. red. V.V. Krasnykh, A.I. Izotov. M., 1998. Vyp. 4. S. 82-93.
5. Nakhimova E.A. Teoriya i metodika kognitivno-diskursivnogo issledovaniya pretsedentnykh onimov v sovremennoy rossiyskoy massovoy kommunikatsii: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Ekaterinburg, 2011.
6. Kryukova I.V. Pragmatika reklamnogo imeni: osnovnye napravleniya issledovaniy // Onomastika Povolzh'ya. Kazan', 2010. Vyp. 12. S. 340-344.
7. Otin E.S. Slovar' konnotativnykh sobstvennykh imen. Donetsk, 2004.
8. Kryukova I. V. Reklamnoe imya: ot izobreteniya do pretsedentnosti: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2004.
9. Shimkevich N.V. Russkaya kommercheskaya ergonimiya: pragmaticheskiy i lingvokul'tu-rologicheskiy aspekty: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ekaterinburg, 2002.
10. Trapeznikova A.A. Onomasticheskoe soznanie sovremennogo gorozhanina (na materiale ergonimii Krasnoyarska): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Krasnoyarsk, 2010.
11. Stivenson R.L. Ostrov sokrovishch / per. s angl. N. Chukovskogo. M., 2007.
12. Gorelov A.A., Shchukin Yu.K. Shli gody... Khronologiya dat i sobytiy, svyazannykh s gorodom Tambovom, za period s 1918 po 1941 god. Tambov, 2007.
13. Shcherbak A.S. Onomasticheskiy kontsept kak struktura organizatsii i khraneniya onomasticheskikh znaniy // Kognitivnye issledovaniya yazyka. Vyp. 10: Kategorizatsiya mira v yazyke: kollektivnaya monografiya. Tambov, 2012. S. 200-215.
nocTynuna b pega^uro 25.03.2015 r.
UDC 81'23
THE FUNCTIONING OF THE PRECEDENT PROPER NAMES IN ERGONOMIE OF TAMBOV REGION
Tatyana Olegovna PROKOFYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Russian Language Department, e-mail: tania_prok@mail.ru
The study is based on one of the main provisions of the theory of precedence, according to which known as the proper name calling other ("non-native") denotation is qualified as a precedent name. The relevance of the study is due to the lack in linguistic literature of special studies devoted to the problem of the functioning of the precedent proper names as ergonyms. The use of the precedent proper name in ergonomie is regarded as connotative use of a proper name that implements the primary or its metaphorical value, because such ergonym simultaneously used for names and for characterization of the object through the indication of his direct involvement in a bearer of precedence or by "imputation" of its properties. Based on the number of speakers perceiving the concept of precedent, in ergonomie of Tambov region allocate the nominations based on human civilizational, national, regional and collective precedent proper names. The estimation of the cultural content of such ergonyms given on the basis of the classification of the sources from which borrowed forming their precedent proper names. The identified precedent basis: anthroponyms, toponyms, mythonyms, chrononyms and astronyms, poetic onomastics, onyms of cinematic and media discourse - are borrowed nominators in its original form, sometimes even in the language of the source of precedent and undergo a graphical transformation and hybridization with foreign language component to create advertising visual effect. Motivation of ergonyms with precedent basis determined on the basis of developed by D.B. Gud-kov, I.V. Zakharenko and V.V. Krasnykh patterns of precedent name, the core of which form the outstanding characteristics: appearance, character traits and some precedent situation, and the periphery is less important attribute of characteristics that make a precedent recognizable. In the study of ergonomie of Tambov region provides another motivational indication - self semantics of the word or phrase that forms a precedent proper name, which reflects the specifics of the referred object or characterizes the quality of its services. Cases of unmotivated use of precedent proper names as base of ergonyms are explained by personal sympathies of nominators or cultural mistakes in the choice of precedent. According to the research results was concluded that in the process of creating the nominator and perception by the recipient of ergonym with precedent basis implemented the cognitive ability of a person to retrieve the stored in his mind onomastic knowledge pertaining to the same denotations, and to project them on others. In the end, these names contain a certain amount of encyclopedic information and linguistic information, both individual and collective properties, have a special cultural linguistic connotation, which creates prospects for the formation of the original ergonyms with a large pragmatic potential.
Key words: ergonym; precedent proper name; anthroponym; toponym; mythonym; chrononym; poetic onomastics; onomastic connotation; onomastic knowledge; motivational indication of nomination; pattern of precedent name.