Научная статья на тему 'Специфика инновационных процессов в табачной отрасли'

Специфика инновационных процессов в табачной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
944
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТАБАКОВОДСТВО / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / АГРОТЕХНОПОЛИС / INNOVATION / TOBACCO-CULTIVATION / STRATEGY / MANAGEMENT / AGROTECHNOPOLIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саломатин В. А.

Представлены основные научно-технические разработки по развитию табачной промышленности РФ. Проанализирована инновационная деятельность предприятий табачной отрасли. Для повышения инновационной активности предложена идея формирования агротехнополиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific of innovation processes in tobacco industry

Main Science and Technology development of working out of the elaboration of tobacco industry in RF. The innovation activity of tobacco enterprises industry was analyzed. For increasing innovation activity the idea of forming agrotechnopolis was offered.

Текст научной работы на тему «Специфика инновационных процессов в табачной отрасли»

СПЕЦИФИКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТАБАЧНОЙ ОТРАСЛИ

САЛОМАТИН В.А.,

кандидат экономических наук, Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий

Российской академии сельскохозяйственных наук, е-mail: vniitti1@mail.kuban.ru

Представлены основные научно-технические разработки по развитию табачной промышленности РФ. Проанализирована инновационная деятельность предприятий табачной отрасли. Для повышения инновационной активности предложена идея формирования агротехнополиса.

Ключевые слова: инновации; табаководство; стратегия; управление; агротехнополис.

Main Science and Technology development of working out of the elaboration of tobacco industry in RF. The innovation activity of tobacco enterprises industry was analyzed. For increasing innovation activity the idea of forming agrotechnopolis was offered.

Keywords: innovation; tobacco-cultivation; strategy; management; agrotechnopolis.

Коды классификатора JEL: L66, O31.

Ключевым фактором эффективности функционирования табаководства является инновационноориентированное развитие, которое возможно при формировании необходимых условий, стимулирующих генерацию, освоение и распространение нововведений. На результативность производства оказывают влияние следующие факторы инновационного развития отрасли:

♦ биологические (биотехнологии, генная инженерия);

♦ технико-технологические (средства автоматизации, компьютеризации, энергоэффективности; ремонтная база, транспорт, связь, дорожная сеть);

♦ организационные (организационные формы управления, программы и т.д.);

♦ социально-экономические (высококвалифицированные кадры, подготовка научных кадров, сеть НИИ, стимулирование кадров);

♦ финансовые (инвестиции, налоговая политика, страхование рисков, маркетинг).

Инновационно-ориентированный путь развития табаководства имеет три взаимосвязанных и взаимообусловленных направления:

♦ инновации в человеческий фактор, связанные с разработкой нововведений, созданием банка данных по инновациям, информационно-консалтинговой системы для табаководов;

♦ инновации в биологический фактор, связанные с разработкой и освоением нововведений, обеспечивающих повышение плодородия почвы, рост урожайности табака;

♦ инновации технологического характера, обеспечивающие совершенствование технико-технологического потенциала отрасли на основе применения энергоэффективной и ресурсосберегающей техники, наукоемких технологий.

Основные научно-технические разработки по развитию табачной промышленности РФ сгруппированы в табл. 1.

Инновационный процесс в табаководстве характеризуется достаточно острой ситуацией, вызванной уменьшением объемов прибыли сельскохозяйственных производителей, значительным снижением бюджетного финансирования НИОКР. Экономический кризис затруднил возможность получения табаководческими хозяйствами кредитов.

Выделим основные проблемы инновационных процессов в табаководстве:

1) слабое финансирование, внешнее и, особенно, внутреннее (лишь 15-20% сельскохозяйственных предприятий имеют возможность обновлять основные фонды);

2) острый недостаток квалифицированных управленческих кадров, особенно специалистов в области инновационного менеджмента;

3) низкий уровень организации разработки и внедрения инноваций в производство. Несмотря на достаточно большое количество организационных форм инновационной деятельности, для табаководства сегодня

© В.А. Саломатин, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

реально возможна только одна - создание центров развития. Данная форма организации инновационного процесса предполагает создание хозяйственно самостоятельных подразделений. На начальном этапе базой для таких центров могут служить сельскохозяйственные научные и учебные заведения (в Краснодарском крае - ГНУ ВНИИТТИ и КубГАУ);

4) низкий уровень социальных инвестиций (образование, культура, квалификация, здоровье).

Таблица 1

Основные научно-технические разработки по развитию табачной промышленности в Российской Федерации

Наименование разработок Эффективность

1. Оснащение современным технологическим оборудованием табачных цехов Внедрение прогрессивной техники и технологии Сокращение расхода табачного сырья на 3-5% Улучшение технологических показателей резаного табака Обеспечение поточности, механизации и автоматизации производственных процессов Усиление контроля качества табачной продукции Использование в технологии установок для соусирования и ароматизации сырья при выпуске новых марок курительных изделий

2. Оснащение прогрессивными высокопроизводительными сигаретными линиями табачного производства Сокращение расхода сырья на 4%. Повышение качества табачных изделий

3. Увеличение производства сигарет с фильтром Снижение токсичности табачного дыма

4. Технология нанесения комбинированных добавок на бумажные фильтры с целью повышения их удерживающей способности и снижения токсичности сигарет Повышение селективной способности фильтров к никотину, смоле и фенолам в дыме сигарет на 40-50%

5. Внедрение перфораторов сигаретной бумаги. Выпуск сигарет пониженной токсичности за счет использования эффекта вентиляции Снижение содержания токсических веществ в табачном дыме

6. Технология утилизации отходов сигаретного производства Сокращение потерь табачного сырья на 0,5% Снижение расходов табачного сырья на 0,5-1,0 %

7. Использование композиции табачных смесей с добавками растительного и минерального происхождения Создание новых марок сигарет пониженной токсичности Снижение содержания токсических веществ в табачном дыме: никотина - на 10-20%, сухого конденсата и смолы -на 10 %, окиси углерода - на 10-15%, повышение горючести сигарет - на 30%. Сокращение расхода табачного сырья на 10-20%.

Исследование показало, что в структуре затрат на технологические инновации в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак, значительный удельный вес занимают затраты на приобретение машин и оборудования (табл. 2) [1-3]. Так, в 2010 г. их удельный вес составил 56,6% по сравнению с 43,2% в 2005 г.

Существенный удельный вес в структуре затрат на технологические инновации в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак, в докризисный период занимали также затраты на приобретение новых технологий (в 2009 г. 10,5% в сравнении с 2005 г. 3,6%). В 2010 г. они сократились на 71,8%, их удельный вес в анализируемом году составил 3,3%. Помимо этого, в 2010 г. в 3,6 раза по сравнению с 2009 г. снизился размер затрат на приобретение новых технологий.

Значимым резервом ресурсосбережения в табачной отрасли является внедрение высокопроизводительного оборудования, позволяющего повысить производительность труда, улучшить качество продукции, а также достичь энергосбережения на всех технологических процессах.

Из 6620 наименований оборудования, необходимого для обеспечения конкурентоспособности предприятий по производству пищевых продуктов, включая напитки и табак, в стране производится 2307. Но лишь 19% из них отвечают мировому уровню. Отечественное машиностроение способно оснастить предприятия данной отрасли только на 35%, причем далеко не самым современным оборудованием.

По причине недостаточного финансирования не получили должного развития такие важные виды инновационной деятельности, как новые исследования и разработки. Закупается мало высокопроизводительных машин и более совершенного оборудования для новых технологий, меньше поступило новых заявок на изобретения, сократилась выдача патентов. Анализ работы организаций в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак, показал, что инновационная активность их невелика и находится в настоящее время в пределах 9-10% (табл. 3) [1].

Таблица 2

Затраты на технологические инновации в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак, млн руб.

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Затраты на технологические инновации, всего 16095,4 9221,9 11058,7 12698,2 12182,8 10837,7

в том числе: исследования и разработки 644,4 373,0 546,9 674,7 1063,0 1119,9

приобретение машин и оборудования 6952,9 7764,4 7157,1 9262,0 7148,6 6138,0

приобретение новых технологий 575,0 65,5 236,6 720,5 1275,6 359,4

из них: прав на патенты, лицензии 20,0 57,3 23,9 229,7 60,8 26,4

программных средств 51,3 128,0 82,8 191,9 283,5 382,2

производственное проектирование 92,9 168,4 183,5 261,7 281,1 476,5

другие подготовительные производства 353,8 457,9 406,0 1052,4

обучение и подготовка персонала 13,7 105,5 28,5 22,0 92,4 13,5

маркетинговые исследования 167,6 239,3 256,2 364,9 891,4 551,0

прочие затраты 7597,5 377,9 561,8 742,5 741,2 744,8

Таблица 3

Инновационная активность организаций в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак

Год Число организаций, осуществляющих технологические инновации Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации (в общем числе обследованных организаций), %

2004 400 7,9

2005 384 7,7

2006 387 8,0

2007 407 8,8

2008 377 8,5

2009 360 9,9

2010 349 9,5

Данные, приведенные в табл. 4, показывают, что удельный вес нововведений в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак, значительно ниже, чем в целом в других секторах (для сравнения, в производстве транспортных средств и оборудования доля инноваций составляет 16.2%; в химическом производстве - 11,0%) [1-3].

Таблица 4

Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак

Год Суммарный объем, млн руб. В % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

2004 30145,7 3,9

2005 52629,9 5,3

2006 50307,4 4,5

2007 65308,4 4,7

2008 86872,0 5,3

2009 97480,8 4,6

2010 101767,1 4,8

Наиболее неблагоприятное воздействие на развитие инновационных процессов в табачной отрасли оказывает низкий уровень платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию. Отсутствие у большинства отечественных товаропроизводителей собственных денежных средств, сопровождаемое ограниченностью бюджетных источников финансирования, не позволяет им заниматься освоением новых технологий.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

Основными организационными нововведениями в табаководстве являются: реализация мер по развитию персонала (61,3%), внедрение новых или значительно измененных организационных структур (54,7%), внедрение современных методов управления на основе информационных технологий (50,0%)(табл. 5).

Таблица 5

Удельный вес организаций по производству пищевых продуктов, включая напитки и табак, осуществляющих организационные инновации, %

Виды инноваций 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Реализация новой или значительно измененной корпоративной стратегии 36,3 34,5 29,2

Внедрение современных методов управления на основе информационных технологий 58,9 52,8 50,0

Внедрение новых или значительно измененных организационных структур 44,4 50,7 54,7

Нововведения в использовании сменного режима рабочего времени 31,5 31,7 26,4

Применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг 82,3 79,6 71,7

Внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих 46,8 50,0 45,3

Создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений 4,8 8,5 9,4

Внедрение корпоративных систем управления знаниями 16,9 17,6 20,8

Реализация мер по развитию персонала 61,3 66,2 61,3

Реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих видов кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями 19,4 21,8 17,9

Передача ряда функций и бизнес-процессов стратегическому подрядчику (аутсорсинг) 18,5 15,5 22,6

Прочие организационно-управленческие инновации 2,4 1,4 0,9

В активизации инновационной деятельности существенная роль отводится инновационному маркетингу, связанному с изучением рынка, управлением и регулированием производства и сбыта инновационного продукта (или инновационных технологий). В соответствии с конкретной маркетинговой стратегией строится ценовая политика предприятия на инновационную продукцию. На ее ценообразование оказывают влияние многочисленные факторы (тип рынка, стратегия предприятия, предложение и спрос, уровень доходов покупателя, государственные регуляторы и т.п.). Данные, характеризующие удельный вес организаций по производству пищевых продуктов, включая напитки и табак, осуществляющих маркетинговые инновации, в 2008-2010 гг. представлены в табл. 6.

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удельный вес организаций по производству пищевых продуктов, включая напитки и табак, осуществляющих маркетинговые инновации, %

Виды инноваций 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Внедрение значительных изменений в дизайн товаров и услуг 62,7 66,0 64,1

Внедрение значительных изменений в упаковку товаров 82,6 76,4 71,4

Реализация новой маркетинговой стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта 70,6 65,6 62,5

Использование новых приемов по продвижению товаров 63,7 62,7 61,5

Использование новых каналов продаж 41,3 35,4 34,9

Введение новых концепций презентации товаров в торговле 42,3 41,0 34,9

Использование новых ценовых стратегий при продаже товаров и услуг 49,3 50,5 47,9

Прочие маркетинговые инновации 2,5 2,4 4,2

Данные, приведенные в табл. 6, показывают, что в 2009 г. снизился удельный вес организаций по производству пищевых продуктов, включая напитки и табак, внедряющих значительные изменения в упаковку товаров, использующих новые приемы по продвижению товаров, новые каналы продаж, а также реализующих маркетинговую стратегию, ориентированную на расширение состава потребителей или рынков сбыта. Аналогичная тенденция была характерна и в 2010 г.

На наш взгляд, одним из важных инфраструктурных элементов организационно-экономического механизма освоения научных достижений в отрасли могли бы стать региональные агротехнологические формирования и инкубаторы малого агропромышленного бизнеса. В научной литературе активно разрабатывается идея формирования агротехнополисов на базе региональных агропромышленных кластеров.

Агротехнополис - это проект, позволяющий осуществлять скоординированные действия властей, бизнеса, сельскохозяйственных товаропроизводителей, населения, переработчиков, научных учреждений и вузов по развитию АПК, в том числе табаководства, на инновационной основе. Генеральная цель такого проекта - обеспечение условий для устойчивого развития табаководства на основе целенаправленного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний. Одна из главных проблем достижения цели - разработка механизмов реализации новых знаний, идей, технологий. Краснодарский край как развитый агропромышленный регион может стать идеальной площадкой для реализации идеи агротехнополиса.

Проектируемый агротехнополис может включать в себя следующие элементы:

1. теоретическое ядро в виде научных и образовательных учреждений, обеспечивающих создание рынка научнотехнической продукции, работ и услуг в региональном АПК. Ведущую роль здесь может играть ГНУ ВНИИТТИ;

2. группа предприятий-поставщиков материально-технических ресурсов;

3. перерабатывающий комплекс, представленный высокомеханизированными предприятиями подотрасли;

4. сельскохозяйственные товаропроизводители;

5. система органов власти, представленных, прежде всего департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и другими краевыми ведомствами, курирующими развитие АПК, муниципальные органы. Их задача сводится к тому, чтобы обеспечивать согласованность интересов и взаимодействие науки, образования, частного капитала, сельскохозяйственных товаропроизводителей на принципах государственно-частного партнерства.

Поскольку идея агротехнополиса является для России относительно новой, то необходимо соответствующее правовое, научное и организационно-экономическое обоснование. В конечном итоге создание интегрированной структуры будет способствовать позитивной динамике развития отечественного табаководства.

Разработку концепции развития инновационной деятельности целесообразно поручить коллективу ученых с привлечением руководителей и специалистов организаций АПК по договору. Россельхозакадемия и Министерство сельского хозяйства должны играть ключевую роль в организации подготовки, выработки и реализации научнотехнической инновационной политики в табаководстве. Комплексное решение приоритетных направлений инновационной деятельности обеспечит техническое и технологическое обновление отраслей и сфер регионального АПК и повышение его социально-экономической эффективности.

В этом контексте особую значимость приобретает стратегическое управление развитием табаководства. Стратегическое управление во многом зависит от того, насколько правильно поставлены и структурированы стратегические задачи, рационально используются ресурсы для их решения и насколько последовательны планируемые мероприятия. Большую сложность, особенно в посткризисной экономике, представляет согласование целей, плановых действий между государственными и местными органами власти. Поэтому сегодня региональные стратегические планы и программы реализуются крайне трудно, а нередко и вовсе сворачиваются (например, в Краснодарском крае). Формирование стратегии комплексного развития табаководства требует всестороннего анализа существующих тенденций и проблем в отраслевой структуре экономики, в развитии производственной, социальной, рыночной инфраструктуры, социальной и экологической сферах, в финансовой деятельности предприятий и организаций, деятельности финансовых и кредитных институтов. Разработка плановой стратегии невозможна без сценариев развития, построенных на данных прогноза результатов реализации запланированных мероприятий. Формирование иерархической системы целей начинается с систематизации проблем развития объекта управления в табаководстве на каждом уровне, предполагающем обоснованное их ранжирование. Проблемы систематизируются как первичные и как проблемы-следствия, что позволяет формировать «дерево целей» развития и выделять текущие задачи развития. Разработка и реализация стратегических планов и программ развития табаководства на разных уровнях управления включает основные процедуры:

♦ оценка внешних факторов в развитии экономики в различных сферах (налоговой, кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической и т.д.), насколько рационально используются ресурсы для их решения и насколько последовательны планируемые мероприятия;

♦ анализ уже разработанных проектов, действующих федеральных и региональных целевых программ и т.д.;

♦ выбор программно-целевой стратегии комплексного развития с определением основных целей и приоритетов, средств и методов их достижения;

♦ оценка существующих ресурсных возможностей и ограничений (природно-ресурсного потенциала, состояния производственной инфраструктуры, научно-технического потенциала и т.д.), а также возможностей привлечения дополнительных целевых ресурсов извне;

♦ разработка сценария развития и обоснование этапов реализации стратегического плана.

Итак, оценка ситуации в табаководстве свидетельствует, что активизация инновационной деятельности без реализации целой системы мер, прежде всего, финансового оздоровления и поэтапного восстановления производства, практически невозможна. В то же время аграрная наука страны располагает в настоящее время достаточным потенциалом, способным обеспечить реализацию активной инновационной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский статистический ежегодник. 2008. Стат. сб. М.: Росстат, 2008.

2. Российский статистический ежегодник. 2009. Стат. сб. М.: Росстат, 2009.

3. Российский статистический ежегодник. 2010. Стат. сб. М.: Росстат, 2010.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.