Научная статья на тему 'Формирование предпринимательской деятельности в табачной промышленности России: уровень и тенденции развития'

Формирование предпринимательской деятельности в табачной промышленности России: уровень и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
674
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАЧНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / TOBACCO BUSINESS / STATE ECONOMY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диков Виктор Владимирович

В статье рассмотрены научные аспекты развития экономики табачного предпринимательства в России. Приводятся результаты исследований деятельности табачных корпоративных предприятий, обосновываются решения повышения эффективности табачного производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TOBACCO BUSINESS IN THE INDUSTRY OF RUSSIA: BACKGROUND AND TRENDS

The article discusses the scientific aspects of the development of the economy of tobacco industry in Russia. We have presented the results of research of corporation researches in the tobacco industry; we have justified the solutions of improvement of the effectiveness of the tobacco production

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательской деятельности в табачной промышленности России: уровень и тенденции развития»

УДК 663.97.003(470)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАБАЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: УРОВЕНЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Диков Виктор Владимирович аспирант

Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий, Краснодар, Россия

В статье рассмотрены научные аспекты развития экономики табачного предпринимательства в России. Приводятся результаты исследований деятельности табачных корпоративных предприятий, обосновываются решения повышения эффективности табачного производства

Ключевые слова: ТАБАЧНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

Современная экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высокой степенью расширения глобализации бизнеса, ужесточением и изменением характера конкуренции на рынке. Среда современного бизнеса нестабильна и агрессивна. Приспособление бизнеса к этой среде идет за счет совершенствования управленческой деятельности в различных областях (производство, финансы, персонал, маркетинг, менеджмент).

Табачная отрасль Российской Федерации является составной частью пищевой и перерабатывающей промышленности АПК. В современных рыночных условиях она работает сравнительно эффективно, обеспечивая наполнение бюджета от розничной торговли доходами свыше 253 млрд.руб.(2012г.) При этом одна из основных целей определяется в создании устойчивой эффективности предпринимательской деятельности на табачных предприятиях страны, и повышение безопасности курительных изделий.

UDC 663.97.003(470)

FORMATION OF TOBACCO BUSINESS IN THE INDUSTRY OF RUSSIA: BACKGROUND AND TRENDS

Dikov Victor Vladimirovich postgraduate student

All-Russian Research Institute of tobacco, makhorka and tobacco products, Krasnodar, Russia

The article discusses the scientific aspects of the development of the economy of tobacco industry in Russia. We have presented the results of research of corporation researches in the tobacco industry; we have justified the solutions of improvement of the effectiveness of the tobacco production

Keywords: TOBACCO BUSINESS, STATE ECONOMY, EFFICIENCY

В настоящее время почти все ведущие табачные фабрики России принадлежат крупным зарубежным предпринимательским структурам-ТНК (Транснациональным компаниям), которые производят более 350 млрд. шт. сигарет (свыше 95% от всей выручке в стране) и работают полностью на импортном сырье.

Экономический рост табачной продукции обусловлен мощным притоком табачного сырья и капиталообразующих инвестиций, которые российский табачный рынок привлекает своей большой емкостью и растущим потребительским спросом. При этом инвестиции направлялись в основном на технико-технологическую модернизацию производственного потенциала крупных табачных фабрик.

Так как представители крупного мирового табачного бизнеса начали реализовывать свои интересы на территории России, появилась потребность к более детальному исследованию природы и принципов функционирования крупного корпоративного предпринимательства в табачной отрасли России. Вместе с тем возникла необходимость формирования правовой хозяйственной среды и экономических условий развития крупных корпоративных структур.

Материал и методика.

Крупнейшие табачные компании России:

ЗАО "Филип Моррис Ижора" — корпоративное предприятие, табачная фабрика, дочернее предприятие Philip Morris International, одной из ведущих табачных компаний в мире. "Филип Моррис Ижора" является предприятием полного производственного цикла - от первичной обработки табака до производства и упаковки сигарет. Производственная мощность фабрики - до 75 миллиардов сигарет в год. Предприятие располагается в России в Санкт-Петербурге. Фабрика была открыта в феврале 2000 г. Объем инвестиций в новое производство превысил $330 млн. В начале 2006 года «Филип Моррис Ижора» завершила проект по

расширению производственных мощностей ($240 млн). Теперь это самое большое табачное предприятие в России и самый крупный производственный актив компании в Европе [2,10].

Международная табачная компания Japan Tobacco International на российский рынок пришла в 1992 г. В России такой огромной международной компании как Japan Tobacco International принадлежат такие табачные фабрики: ЗАО«Лиггетт-Дукат» (Москва); ООО «Петро», (Санкт-Петербург);

К табачным предприятиям, занимающимся производством восстановленного табака и расширенной жилки, относятся: ОАО «Дж. Т. И. Елец» (Елец); ООО «Крес Нева», (Санкт-Петербург). В состав

компании также входят более 60 офисов, которые расположены по всей стране.

Среди популярных локaльных российских марок стоит выдeлить «Наша Прима», «Русский стиль», «Невские», «Пётр I», «Золотой Лист» и другие. В общем ассортименте продукции Japan Tobacco International на рынке России находятся более 20 марок сигарет, не говоря уже о таких известных и глобальных флагманских брендах как Sobranie, Winston, More, Camel, LD, MildSeven, Salem, Glamour, MonteCarlo, SilkCut.

Компания Japan Tobacco International является в табачной отрасли России одной из ведущих представительниц иностранных инвесторов. Весь объем прямых инвестиций, которые были вложены, начиная с 1992 г. в экономику Российской табачной промышленности, превышает размер $ 650 млн. За такой же период времени компанией было перечислено больше $ 1,5 млрд. в различные бюджеты по всем уровням в виде таможенных пошлин и налогов.

Производственный комплекс в Санкт-Петербурге «Петро» является крупнейшей табачной фабрикой компании Japan Tobacco International во всем мире, не говоря уже о самой современной табачной фабрике в России,

в создание производственных мощностей которой инвестиции превысили $ 400 млн.

Завод по производству восстановленного табака «Дж.Т.И. Елец» входит в группу компаний международного уровня Japan Tobacco International и является единственным в России и в государствах участниках СНГ предприятием, специализирующегося на переработке табачных отходов в восстановленный табак. Вся продукция этого завода полностью соответствует всем международным стандартам и с большим успехом экспортируется в разные страны мира — Германию, Турцию, Японию, Малайзию, Канаду.

Одна из табачных фабрик, входящих в состав Japan Tobacco International — «КРЕС Нева», занимается поставками на различные предприятия компании в России и в Украине уникального продукта — расширенной табачной жилке, являющейся одним из основных компонентов в производстве сигарет[8,11].

Группа компаний «Бритиш Американ Тобакко» открыла свое представительство в России в 1991 г. и в 1994 г. начала в стране собственное производство. К концу 2010г. объем инвестиций в российскую табачную промышленность составил около $ 1 млрд. «Бритиш Американ Тобакко Россия» производит такие известные международные и российские марки: Dunhill, Kent, Vogue, Rothmans, Lucky Strike, Pall Mall, Viceroy, Ява Золотая, Alliance, Ява.

География прямой дистрибуции охватывает более 670 городов по всей стране. В компании работает около 3,5 тыс. сотрудников. В состав предприятий «Бритиш Американ Тобакко Россия» входит три фабрики -ОАО «БАТ-Ява» (Москва),ЗАО «БАТ-СПб» (Санкт-Петербург) и ОАО «БАТ-СТФ» (Саратов) и ЗАО«Международные услуги по маркетингу табака» - ЗАО «МУМТ» (Москва)

В 2010 г. компания «БАТ Россия» выпустила 76,8 млрд сигарет. Самыми популярными премиальными сигаретами является марка Kent, на долю которой приходится 31,6% продукции в своей категории[12].

Imperial Tobacco Group - ведущая международная табачная компания, которая занимается производством, дистрибуцией и продажей широкого спектра табачных продуктов. На её долю приходится 10% рынка сигаретной продукции с выпуском 43,8 млрд. шт. (2011г.). Компания представлена в более 160 странах мира, управляет около 50 фабриками в разных регионах. Imperial Tobacco в России представлена компаниями ООО "Империал Тобакко Продажа и Маркетинг" в Москве, ООО "Империал Тобакко Волга" в Волгограде и ЗАО "Империал Тобакко Ярославль" в Ярославле. Портфель брендов Imperial Tobacco в Ро^ии охватывает все существующие на рынке сигаретные форматы и ценовые сегменты. Компания производит и представляет на отечественном рынке международные сигаретные бренды Davidoff, R1, West, Gauloises, Style, а также локальные марки «Максим», «Золотое кольцо», «Балканская звезда», «Столичные» [13].

Таблица 1 -Корпоративное производство табачных изделий в России

2006г. 2011 г.

Название компании млрд. шт. в % млрд. шт. в %

ДЖАПАН ТОБАККО ИНТЕРНЕШНЛ 147,7 35,7 145,4 35,7

ФИЛИП МОРРИС 113,8 27,5 111,6 27,5

БРИТИШ АМЕРИКАН ТОБАККО 84,2 20,4 82,6 20,3

ИМПЕРИАЛ ТОБАККО 44,1 10,6 43,8 10,8

ДРУГИЕ ТАБАЧНЫЕ КОМПАНИИ 24,2 5,8 22,6 5,7

Всего 414 100 406 100

По рейтингу значимости табачные компании, работающие в России, первые три занимают в Российской экономике 83,5%. К ним относятся ТНК «ДЖАПАН ТОБАККО ИНТЕРНЕШНЛ», «ФИЛИП МОРРИС», «БРИТИШ

АМЕРИКАН ТОБАККО» (табл. 1, рис 1).

Сегментация табачных изделий в России, 2010 г.

■ ДЖАПАНТОБАККО ИНТЕРНЕШНЛ

■ ФИЛИП МОРРИС

■ БРИТИШ АМЕРИКАН ТОБАККО

■ ИМПЕРИАЛТАБАКО

■ ДРУГИЕТАБАЧНЫЕ КОМПАНИИ

Рис. 1

Таблица 2 - Экономическая эффективность табачного бизнеса в России (в среднем за 2006-2008гг.)[8].

Показатели ОАО «Филипп Моррис-Кубань» г. Краснодар ОАО «Донской табак» г. Ростов на Д°ну «Погарская ССФ», г. Брянск

Производство табачных изделий, млрд. шт. 29,0 18,2 9,1

Прибыль в расчете на 1 млрд. шт., тыс. руб. 267,0 168,0 87,1

Уровень рентабельности, % 15,1 10,5 6,05

По уровню эффективности выпуска курительных изделий, одно из первых мест занимает ОАО «Филипп Моррис-Кубань», где табачный бизнес приносит 267 руб. прибыли ( в расчете на 1 млрд. шт. сигарет, что в 1,6; 3,1 раз больше, чем у других рядом расположенных табачных фабрик (табл. 2)

Таким образом, зависимость отечественного табачного производства от экономики зарубежных транснациональных компаний и практически

полное отсутствие сырьевых ресурсов усиливают актуальность отечественных и организационно-экономического обоснования решений по созданию в России устойчивого и эффективного табачного производства на основе повышения эффективности предпринимательской деятельности в табачной отрасли.

Результаты и их обсуждение.

В последние годы, предприятия России стали все смелее проникать в мировое экономическое сообщество, а представители крупного мирового бизнеса начали реализовывать свои интересы на территории нашей страны, появилась потребность к более широкому исследованию природы и принципов слияния и функционирования крупных корпоративных предприятий.

Слияние может осуществляться двумя путями:

♦ путем простого объединения капиталов двух и более корпораций, при котором не производится переоценка стоимости их активов, а их размеры попросту суммируются;

♦ путем закупки одной корпорацией другой (или других), при которой происходит переоценка стоимости приобретаемых активов, а разница, выплаченная сверх балансовой стоимости, фиксируется на счетах корпорации-инвестора как часть нематериальных активов.

Поскольку, при операциях слияния или поглощения речь, как правило, идет о достаточно больших суммах, в которые оценивается приобретаемое имущество, неизбежно возникает вопрос об источниках и способах финансирования процессов концентрации собственности.

В этой связи, необходимо отметить, что крупные корпоративные структуры возникают не в безвоздушном пространстве. В результате социально-экономических реформ, сформированные в 1992 г., "правила игры" в политическом, социальном и экономическом пространстве современной России коренным образом изменились. "Игра" по этим

правилам привела к возникновению новых хозяйственных субъектов, отличающихся целым рядом специфических свойств и особенностей существования.

В частности, одним из последствий ставки на монетаристские схемы осуществления реформ, стало то, что ключевую роль в жизни общества имеет сегодня наличие или, наоборот, отсутствие у тех или иных субъектов "финансового ресурса". Его дефицит приводит к известным социальным последствиям, его концентрация порождает явление экономического монополизма. Последний возникает либо в результате действия "гравитационного поля" территорий-монополистов, либо в случае сближения экономических субъектов с "естественным монополистом" в кредитно-денежной сфере - государством, либо как следствие ориентации указанных субъектов на международные финансовые рынки. Третий из перечисленных выше вариантов предопределен опять-таки "стратегией" реформ, диктующей необходимость максимальной близости к сырьевым монополистам, а значит, и к обслуживанию импортно-экспортных потоков и наиболее значительных средств, поступающих в государственный бюджет [4].

Высокий уровень инфляции в первые годы реформ предопределил не только монопольные позиции банков в финансовом секторе экономики, но и сделал эти финансовые институты основными субъектами всей хозяйственной и политической действительности. Основной причиной возникновения данной ситуации явилась избранная Правительством РФ программа акционирования и приватизации государственной

собственности, которая создала прослойку новых собственников -владельцев крупных (блокирующих и контрольных) пакетов акций. Ими стали главным образом банковские структуры, имеющие соответствующие финансовые возможности и связи.

Будучи динамично растущими субъектами экономики, они оказались держателями основной массы ценных бумаг, символизирующих право владения неспецифическими для кредитно-финансовых учреждений объектами и структурами. При этом оперативное руководство предприятиями часто оставалось в руках чуждых новым собственникам лиц, либо было минимизировано, что привело к деградации так называемого реального сектора, следствием чего на ряде предприятий явилась неуправляемость.

Именно так выглядел процесс формирования в российской экономике многих финансово-промышленных групп и корпораций. Кстати, эти стихийные образования не соответствуют формальным параметрам ФПГ, которые задает правительство для вносимых в Государственный реестр групп. Но как бы то ни было сегодня владение пакетами акций многих чрезвычайно разнородных предприятий вынуждает банки осуществить ряд шагов, направленных на повышение управляемости тех структур, номинальными владельцами которых они оказались.

Указанная тенденция находит выражение в создании реальных управляющих компаний и передаче им функций, ранее стихийно принятых на себя банковскими структурами. Такое перераспределение функций имеет, на наш взгляд, несколько чрезвычайно важных и положительных моментов для корпораций, в табачной отрасли:

— руководители корпораций получают возможность эффективно контролировать ситуацию в принадлежащих компаниях и, достигать максимально возможное повышение капитализации корпорации в целом и каждого предприятия в отдельности в интересах их акционеров;

— предприятия, входящие в корпорацию, смогут повысить эффективность своей работы, постепенно превращаясь в современные технические и управленческиеструктуры;

— экономические успехи предприятий корпорации будут способствовать стабилизации социальной ситуации в регионах, где они расположены. У менеджеров управленческих программ есть реальный шанс создать

в табачной экономике структуры, по своим характеристикам соответствующие постиндустриальным формам функционирования и организации хозяйственных субъектов.

С нашей точки зрения, для этого в табачных корпорациях имеются необходимые предпосылки[1]:

— наличие в распоряжении современных российских корпораций финансовых и информационных ресурсов;

— наличие и способность к внедрению наработок в области управления и деловой культуры;

— возможность быстрого внедрения технических и управленческих инноваций, хорошо известных в мировой практике.

Основная сложность, возникающая перед такого рода образованиями, и состоит в том, что управляющая компания будет иметь в своем распоряжении объекты и структуры разных типов. Это может создать эффект "прорыва в будущее" за счет разработки современных управленческих проектов, обеспечивающих конкурентоспособность в рамках мирового хозяйства.

В сферу деятельности табачных корпораций вовлекаются тем или иным способом различные категории людей, поэтому руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать интересы таких экономических составляющих общества:

-потребители, которые требуют к себе самого пристального внимания со стороны корпорации. Без потребителей она просто не сможет существовать. Потребители хотят получить от нее качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если корпорация не стремится направить силы на удовлетворение

потребностей потребителей, то это можно назвать главным стратегическим просчетом корпорации, из-за которого ее может постичь неудача как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Это обусловлено тем, что отношение общества к корпорации в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг.

-служащие, суть отношений которых с корпорацией переходит от обычных требований справедливой оплаты труда и к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенство возможностей, защита здоровья на рабочем месте, финансовая безопасность, невмешательство в личную жизнь, свобода самовыражения и обеспечение соответствующего уровня жизни.

-местное население,на которое табачные корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. Именно здесь от них ждут непосредственного участия в решении местных, муниципальных проблем: образование, организация транспорта, условия для отдыха, система здравоохранения, решение проблем окружающей среды. В России, где много градообразующих предприятий, эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь корпорации, прежде всего, должны объяснять суть и характер своей деятельности.

-общество в целом, на которое табачные компании оказывают воздействие на национальном уровне. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных групп и организаций, включая академические круги, правительственные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштаба. В то же время их первой и главной обязанностью перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, в качестве нанимателя и создателя рабочих мест. Одной

из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства.

-поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения крупных корпораций и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны корпораций.

-акционеры вступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации как поставщики "рискового" капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества, корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние (рис 2.).

Рисунок 2 - Корпоративная среда в табачной отрасли России [3].

Во всех принципиальных решениях корпорации должен быть достигнут баланс интересов участников корпоративных отношений, что повышает их важность и значимость. В этих целях крупные корпорации, как правило, разрабатывают и утверждают следующий примерный перечень документов, регламентирующих правила взаимоотношений и устанавливающих структуру в рамках корпоративной среды:

— кодекс поведения;

— рекомендации по оплате и вознаграждениям служащим, обеспечению равных прав для служащих, невмешательство в их частную жизнь, свободу самовыражения;

— нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте;

— нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества производимых товаров и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования, а также соблюдение этических аспектов рекламной деятельности;

— нормы и правила, определяющие приоритеты благотворительной деятельности корпорации;

— программы информирования, подготовки и обучения менеджеров проблемам корпоративных отношений.

Все это составляет весьма важную часть корпоративного права, представляющую интерес и для формирующейся системы корпоративных взаимоотношений, складывающихся в табачной отрасли России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, корпорация в табачной промышленности России - это одна из эффективных форм организации и самоорганизации крупного капитала. Структура, состав и специализация корпораций разнообразны, в качестве же общего признака этих объединений является то, что базу для их формирования и развития составляет крупный капитал. Без концентрации финансового и промышленного капиталов в масштабах,

достаточных для успешной конкуренции на мировом рынке, подъем российской табачной экономики и достижение целей преобразований государства затруднителен.

Библиографический список

1. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. - Пер. с англ. - М.: "Джон Уайли энд Санз", 1996 г.- 240 с.

2. Исаев А.П. Развитие табачной отрасли в Российской Федерации в

условиях формирования рыночной экономики / А.П. Исаев, В.А. Саломатин, Ш.А. Зелимханов и др. // Сб. науч. тр. Института ВНИИТТИ. - Краснодар, 2009.- Вып. 178.-с. 51-56

3. Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях/ В.В. Андронов: - М.: „Издательство „Экономика”, 2003.

4. Попов Н.А. Предпринимательство в АПК./ Н.А. Попов, В.Р. Захарьин,

Н.П. Карпусь. -М.: -«Издательство «ЭКМОС», 2001. -352 с.

5. Разработка организационно-экономических решений оздоровления

производства и переработки табака, и повышения эффективности хозяйствования в табачной отрасли РФ в условиях создания объединенного табачного рынка. Заключительный отчет ВНИИТТИ о НИР.- Краснодар, 2000г.- 93 с. (Рукописные фонды ВНИИТТИ).

6. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. - /Росстат. - М., 2012. - 786с.

7. Саломатин В.А. О стратегии развития табачной отрасли в Российской Федерации // Хранение и переработка сельхозсырья. -2010.- № 8.- С. 8-10.

8. Саломатин В. А. Организационно-экономические аспекты модернизации отечественного табаководства. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. - 316с.

9. Саломатин В.А., Ларькина И.И., Исаев А.П. Табачная отрасль, её экономические проблемы, научное обоснование и перспективы инновационного развития / Сб. науч. тр.- Краснодар, 2012 - Вып. 180 - с. 45-56.

10. Официальный сайт международной табачной компании Philip Morris International - www.philipmorrisinternational.com .

11. Официальный сайт международной табачной компании JTI -www.jti.com.

12. Официальный сайт международной табачной компании Бритиш Американ Тобакко Россия - www.batrussia.ru.

13. Официальный сайт международной табачной компании Imperial Tobacco Group - www.imperial-tobacco.ru

References

1. Korporativnoe upravlenie. Vladel'cy, direktora i naemnye rabotniki akcionernogo

obshhestva. - Per. s angl. - M.: "Dzhon Uajli jend Sanz", 1996 g.- 240 s.

2. Isaev A.P. Razvitie tabachnoj otrasli v Rossijskoj Federacii v uslovijah formirovanija

rynochnoj jekonomiki / A.P. Isaev, V.A. Salomatin, Sh.A. Zelimhanov i dr. // Sb.

nauch. tr. Instituta VNIITTI. - Krasnodar, 2009.- Vyp. 178.-s. 51-56

3. Korporativnyj menedzhment v sovremennyh jekonomicheskih otnoshenijah/ V.V.Andronov: - M.: „Izdatel'stvo „Jekonomika”, 2003.

4. Popov N.A. Predprinimatel'stvo v APK./ N.A. Popov, V.R. Zahar'in, N.P. Karpus'. -M.: -«Izdatel'stvo «JeKMOS», 2001. -352 s.

5. Razrabotka organizacionno-jekonomicheskih reshenij ozdorovlenija proizvodstva i pererabotki tabaka, i povyshenija jeffektivnosti hozjajstvovanija v tabachnoj otrasli RF v uslovijah sozdanija ob#edinennogo tabachnogo rynka. Zakljuchitel'nyj otchet VNIITTI o NIR.- Krasnodar, 2000g.- 93 s. (Rukopisnye fondy VNIITTI).

6. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2012: Stat. sb. - /Rosstat. - M., 2012. - 786s.

7. Salomatin V.A. O strategii razvitija tabachnoj otrasli v Rossijskoj Federacii // Hranenie i pererabotka sel'hozsyr'ja. -2010.- № 8.- S. 8-10.

8. Salomatin V.A. Organizacionno-jekonomicheskie aspekty modernizacii otechestvennogo tabakovodstva. - Krasnodar: Prosveshhenie-Jug, 2012. - 316s.

9. Salomatin V.A., Lar'kina I.I., Isaev A.P. Tabachnaja otrasl', ejo jekonomicheskie problemy, nauchnoe obosnovanie i perspektivy innovacionnogo razvitija / Sb. nauch. tr.- Krasnodar, 2012 - Vyp. 180 - s. 45-56.

10. Oficial'nyj sajt mezhdunarodnoj tabachnoj kompanii Philip Morris International -www.philipmorrisinternational.com .

11. Oficial'nyj sajt mezhdunarodnoj tabachnoj kompanii JTI - www.jti.com.

12. Oficial'nyj sajt mezhdunarodnoj tabachnoj kompanii British Amerikan Tobakko Rossija - www.batrussia.ru.

13. Oficial'nyj sajt mezhdunarodnoj tabachnoj kompanii Imperial Tobacco Group -www.imperial-tobacco.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.