Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ'

СПЕЦИФИКА ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
35
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ / ИНФЛЯЦИЯ / ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН / ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пылинская Полина Сергеевна

В статье анализируются особенности социалистической экономики, которые сохраняются на этапе перехода к рынку и затрудняют процесс институциональной трансформации экономической системы. Либерализация цен - важнейшая составляющая рыночных реформ, которая во многом определяет их ход. В процессе внедрения рыночных механизмов проблема борьбы с инфляцией актуализируется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

СПЕЦИФИКА ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Пылинская П.П.

Пылинская Полина Сергеевна - студент, кафедра теории регионоведения, Институт международных отношений и социально-политических наук Московский государственный лингвистический университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются особенности социалистической экономики, которые сохраняются на этапе перехода к рынку и затрудняют процесс институциональной трансформации экономической системы. Либерализация цен - важнейшая составляющая рыночных реформ, которая во многом определяет их ход. В процессе внедрения рыночных механизмов проблема борьбы с инфляцией актуализируется.

Ключевые слова: социалистическая экономика, рыночные реформы, инфляция, переходная экономика, либерализация цен, финансовая стабилизация.

Особенностью, сопровождающей развитие любой экономической системы, является наличие инфляции. Для стран же с переходной экономикой уровень инфляции является одним из самых важных экономических показателей.

В книге «Дни поражений и побед» Е. Гайдар так описал проблемы, с которыми рано или поздно сталкивается любая социалистическая экономика: «Проявились неизбежные и очень болезненные побочные эффекты социалистической индустриализации: бюрократизация хозяйственной жизни, структурная негибкость, неспособность перераспределять ресурсы в пользу наиболее динамичных хозяйственных звеньев. Сложившиеся в ходе индустриализации предприятия и целые отрасли продолжали существовать и даже расти практически вне всякой связи с эффективностью их работы» [1, с. 32].

Постепенно выявляются все новые и новые структурные пороки социалистической экономики. Нет механизма постоянного генерирования и отбора эффективных инноваций, нет действенных стимулов к полноценному труду, к повышению качества продукции, научно-техническому прогрессу [1, с. 32].

Все вышеперечисленные проблемы плановой экономики обуславливают необходимость перехода к рынку. Притом, чем быстрее руководство приступит к проведению реформ, тем менее болезненным окажется переход.

Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому -ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или либерализация цен.

При социализме государственные цены являются плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривается как база цены и занимает в структуре затрат примерно 85%. Поскольку цены служат прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влияет на уровень цены, то такое ценообразование называется затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могут служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могут показывать производителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос через уровень цены определяет размеры производства, объективно требует реформирования всей системы цен.

Но размышляя над тем, с чего стоит начать проведение рыночных реформ, Гайдар приводит в пример попытки польских реформ 1970-х годов, когда финансовая дестабилизация быстро подорвала эффективность всех введенных рыночных механизмов

[1, с. 38]. В связи с этим он делает вывод: меры по финансовой стабилизации необходимо осуществить в первую очередь [1, с. 39]. Опыт рыночных преобразований показывает, что путь к успеху лежит через сохранение достаточно жесткого контроля за важнейшими денежными и финансовыми параметрами.

На старте рыночной реформы, сразу после либерализации основного (или значительного) массива цен происходит резкий скачкообразный рост общего уровня цен. Происходит либерализация цен, ослабевает административный контроль, и инфляционная пружина распрямляется. Однако повышение уровня ценовой инфляции в этот период не свидетельствует об интенсификации инфляционных процессов. Либерализация цен сама по себе не порождает инфляции. Она только осуществляет переход от подавленной к открытой ценовой инфляции. Стартовый скачок общего уровня цен при переходе к рынку есть не что иное, как выражение инфляционного потенциала, накопленного в форме дефицита в предшествовавший период [3, с. 86].

В то же время переходной экономике свойственны собственные механизмы, способствующие усилению инфляции. Стартовый скачок общего уровня цен вызывает необходимость повышения зарплаты, что сопровождается ростом издержек производства. Это порождает стагфляцию - инфляцию издержек, которая характеризуется одновременным повышением цен и сокращением производства. Положение усугубляется высокой степенью монополизации в постсоциалистической экономике. Монополистические объединения, получив в результате реформы экономическую свободу, реализуют свою монопольную власть классическими методами: сокращают производство с целью повышения цен. Сокращение производства, а следовательно, и реальных доходов в условиях стагфляции сокращает реальные налоговые поступления в бюджет. Это может вызвать значительный дефицит госбюджета. Поскольку рынок государственных ценных бумаг в постсоциалистическом обществе не развит, то возрастающий дефицит бюджета приходится покрывать в основном за счет денежной эмиссии [2, с. 142].

Итак, реформа цен - это важнейшая составная часть постсоциалистической трансформации. Либерализация цен (постепенная или одномоментная) означает ослабление административного контроля над ценами, который существует в командной экономике, а это неизбежно означает переход инфляции из подавленной формы в открытую. Поэтому инфляция составляет основную проблему переходной экономики на ранних этапах, в случае игнорирования этой проблемы может произойти развал экономики как таковой. Преодоления «мягких бюджетных ограничений» не добиться без прояснения отношений собственности, то есть без приватизации [4, с. 14]. А пока не проведены реформы в системе собственности, нужна специальная антиинфляционная политика - политика финансовой стабилизации.

Список литературы

1. Гайдар Е. Т. Дни поражений и побед. М., 1996. С. 32-39.

2. Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста. М., 1997. С. 138-210.

3. Гайдар Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры. М., 1989. С. 45-137.

4. Чжан Цзюнь. Реформы, трансформация и рост: Обобщение и объяснение. Пекин, 2010.

С. 14-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.