Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуализация обучения / иноязычное обучение / высшая школа / дистанционное обучение / студенческий возраст / individualization of teaching / foreign language training / higher school / distance learning / student age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Г. Кондрахина, Н.Е. Южакова

В статье рассматривается проблематика индивидуализации в рамках иноязычного обучения студентов. Обращается внимание на сущность феномена индивидуализации обучения, проведен анализ данного понятия и его конкретизация. Изучены различные формы реализации индивидуализации обучения и их соотношение с условиями эффективности. Рассматриваются ключевые аспекты и специфика и условия индивидуализации иноязычного обучения студентов. Особое внимание уделяется взаимосвязи дистанционного обучения и индивидуализации обучения как когерентно реализуемых технологий в рамках образовательного процесса. Обращается внимание на значимые технологии, обеспечивающие индивидуализацию иноязычного обучения в вузе, в частности технологий дистанционного обучения, кейс-технологий, трансляционных и сетевых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINGUISHING FEATURES OF INDIVIDUALIZATION WITHIN THE FRAMEWORK OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO STUDENTS

The article examines a problem of individualization of foreign language training within the framework of foreign language teaching of students. Attention is drawn to the essence of the phenomenon of individualization of education, the analysis of this concept and its refinement are carried out. Various forms of implementation of training individualization and their correlation with the conditions of the effectiveness of training individualization have been studied. Key aspects and specificity of the individualization of foreign language training within the framework of foreign language teaching of students, conditions for individualization of foreign language education are considered. Particular attention is paid to the relationship between distance learning and individualization of learning, as coherently implemented technologies within the educational process. Attention is drawn to significant technologies that provide individualization of foreign language teaching at a university, in particular distance learning technologies, case technologies, broadcast technologies and network technologies.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

жизни», «существование, развитие человека», «качество жизни» и способствует качественному освоению ими всех предметных результатов.

Эти категории всецело отражены и в самой сущности «гуманитарных технологий». Все это вытекает из самой дефиниции слова «гуманитарный», которая придает ему следующий смысл: обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека [3; 4].

В настоящее время преподавателю недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности.

Для успешной реализации гуманитарных технологий в процессе обучения необходимо создание и выполнение ряда условий:

- понимание учителем сущности гуманитарной технологии;

- учет индивидуальных качеств учителя при подборе гуманитарной технологии, поскольку от этого зависит ее эффективность;

- реализация гуманитарной технологии целиком, так как эффект достигается при полной реализации всех ее компонентов;

- развитие технологической компетентности учителя, которая предполагает анализ собственных профессиональных знаний, умений и навыков, анализ педагогического процесса, определение цели деятельности, знание преподавателем теоретических положений в области педагогической технологии;

- наличие высокого уровня развития педагогического мастерства, которое включает в себя мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой, сформированной эмоциональной культурой учителя [7; 8];

Библиографический список

- наличие у учителя высокого уровня развития технологической культуры.

Технологическая компетентность учителя - это «динамическая система педагогических ценностей, технологических умений (педагогической техники и образовательной технологии) и творческой индивидуальности» [5, с. 16]. Уровень развития технологической компетентности определяется степенью сформиро-ванности ее компонентов, таких как педагогическая позиция и профессионально-личностные качества учителя, технологические знания и культура его педагогического мышления; технологические умения и опыт творческой деятельности.

Также для успешного применения гуманитарных технологий учителю необходимо:

- уметь чётко формулировать учебные задачи и предполагаемый результат учебной деятельности и определять соответствие гуманитарных технологий поставленным задачам;

- уметь отбирать материал, связанный с гуманитарными знаниями о личности (потребности, интересы, мотивы),

- владеть комплексными знаниями личности обучающихся;

- ориентироваться в процессе преподавания на выработку диалогично-сти с учащимися, направленную на взаимопонимание, выработку общего языка общения, что в конечном итоге позволит достичь предполагаемого результата;

Применение гуманитарных технологий в процессе обучения диктует выполнение всех вышеперечисленных условий, предъявляемых ко всем педагогическим технологиям. От высокого уровня технологической компетенции учителя зависит успешное построение учебного процесса, эффективное достижение поставленных целей и предполагаемых результатов, целостное и обоснованное применение выбранных гуманитарных технологий.

1. Пак М.С., Орлова ИА Гуманитарное обновление химического образования. Санкт-Петербург: МИРС, 2010.

2. Юдин Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям. Знание. Понимание. Умение. 2005; № 3: 129 - 138, № 4: 104 - 110.

3. Узлов Н.Д. Настоящее и будущее гуманитарных технологий. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011; № 4: 62 - У0.

4. Митин A.E., Филиппова С.О. Гуманитарные технологии: обоснование основных положений применения в образовании. Знание. Понимание. Умение. 2013; № 3: 255 - 262.

5. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина ОА, Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. Санкт-Петербург, 2015.

6. Сорокопуд Ю.В., Окунев СА, Лапшова ИА Применение гуманитарных технологий в процессе формирования профессионально важных качеств будущих юристов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (S3): У6 - УУ.

У. Рачковская H.A. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 200S; № 4: 12 - 1У.

S. Рачковская H.A. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.

References

1. Pak M.S., Orlova I.A. Gumanitarnoe obnovlenie himicheskogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg: MIRS, 2010.

2. Yudin B.G. Ot gumanitarnogo znaniya k gumanitarnym tehnologiyam. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005; № 3: 129 - 138, № 4: 104 - 110.

3. Uzlov N.D. Nastoyaschee i buduschee gumanitarnyh tehnologij. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2011; № 4: 62 - У0.

4. Mitin A.E., Filippova S.O. Gumanitarnye tehnologii: obosnovanie osnovnyh polozhenij primeneniya v obrazovanii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013; № 3: 255 - 262.

5. Dautova O.B., Ivan'shina E.V., Ivashedkina O.A., Kazachkova T.B., Krylova O.N., Mushtavinskaya I.V. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii osnovnoj shkoly v usloviyah FGOS. Sankt-Peterburg, 2015.

6. Sorokopud Yu.V., Okunev S.A., Lapshova I.A. Primenenie gumanitarnyh tehnologij v processe formirovaniya professional'no vazhnyh kachestv buduschih yuristov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (S3): У6 - УУ.

У. Rachkovskaya N.A. Psihologicheskie mehanizmy upravleniya 'emocional'nym sostoyaniem cheloveka. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 200S; № 4: 12 - 1У.

S. Rachkovskaya N.A. Razvitie 'emocional'noj kul'tury buduschego social'nogo pedagoga v vuze: metodologiya, teoriya, prakiika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 04.06.21

УДК 378.147

Kondrakhina N.G., Cand. of Sciences (Philology), Professor, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NKondrakhina@fa.ru

Yushakova N.E., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NYuzhakova@fa.ru

DISTINGUISHING FEATURES OF INDIVIDUALIZATION WITHIN THE FRAMEWORK OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO STUDENTS. The article examines a problem of individualization of foreign language training within the framework of foreign language teaching of students. Attention is drawn to the essence of the phenomenon of individualization of education, the analysis of this concept and its refinement are carried out. Various forms of implementation of training individualization and their correlation with the conditions of the effectiveness of training individualization have been studied. Key aspects and specificity of the individual-ization of foreign language training within the framework of foreign language teaching of students, conditions for individualization of foreign language education are considered. Particular attention is paid to the relationship between distance learning and individualization of learning, as coherently implemented technologies within the educational process. Attention is drawn to significant technologies that provide individualization of foreign language teaching at a university, in particular distance learning technologies, case technologies, broadcast technologies and network technologies.

Key words: individualization of teaching, foreign language training, higher school, distance learning, student age.

Н.Г. Кондрахина, канд. филол. наук, доц., проф., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: NKondrakhina@fa.ru

Н.Е. Южакова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: NYuzhakova@fa.ru

СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается проблематика индивидуализации в рамках иноязычного обучения студентов. Обращается внимание на сущность феномена индивидуализации обучения, проведен анализ данного понятия и его конкретизация. Изучены различные формы реализации индивидуализации обучения и их соотношение с условиями эффективности. Рассматриваются ключевые аспекты и специфика и условия индивидуализации иноязычного обучения студентов. Особое внимание уделяется взаимосвязи дистанционного обучения и индивидуализации обучения как когерентно реализуемых технологий в рамках образовательного процесса. Обращается внимание на значимые технологии, обеспечивающие индивидуализацию иноязычного обучения в вузе, в частности технологий дистанционного обучения, кейс-технологий, трансляционных и сетевых технологий.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, иноязычное обучение, высшая школа, дистанционное обучение, студенческий возраст.

Система образования вследствие постоянного и быстрого обновления знаний должна формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками. В нормативно-правовых документах всех уровней заявляется о необходимости формирования личности, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения. Важность раскрытия способностей каждого студента, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире является не просто правовой нормой, которой должна руководствоваться система высшего образования, а запросом времени, общества и будущего [1 - 12].

Вместе с тем в реальной практике современной системы образования существует противоречие, обусловленное, с одной стороны, необходимостью раскрытия способностей каждого студента в соответствии с запросами времени и общества, и существованием традиционной системы обучения, которая в ситуации совместного пребывания и взаимодействия одновременно многих студентов препятствует индивидуализации образования, которое особенно важно в рамках высшей школы, поскольку высшее образование само по себе требует большей индивидуализации и дифференциации для достижения высокой степени овладения профессионально значимыми компетенциями [4; 12].

Необходимость разрешения указанного противоречия определяет проблему исследования, суть которой заключается в том, что существующая традиционная система обучения в современных социокультурных и экономических условиях является устаревшей, не учитывает индивидуальные способности студентов, что, в свою очередь, приводит к поиску альтернативных форм организации образовательного процесса в современной школе. Одним из средств индивидуализации обучения в текущих условиях может стать организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий [10].

Реализация индивидуальных возможностей студентов является одной из сложнейших задач, поскольку в условиях господствующей традиционной системы ее решение представляется крайне затруднительным. Проблема индивидуализации учебно-воспитательного процесса интересовала и сегодня интересует многих ученых и практиков. Однако в этой области до сих пор нет общепринятых дефиниций. Термин «индивидуализация обучения» понимается исследователями по-разному. Несмотря на некоторые отличия в трактовке понятия, возможности индивидуализации учебного процесса советскими авторами рассматривалась преимущественно в рамках коллективных форм традиционной системы через разнообразные формы и методы обучения.

В данной работе в понимании разницы между понятиями «индивидуализация обучения» и «индивидуальный подход» мы будем придерживаться точки зрения О.А. Скворцовой, которая, анализируя трактовку данных терминов разными авторами (схема применима как к школьному, так и к вузовскому обучению), определяет их сходства и различия, представленные в табл 1. Автор делает вывод о том, что индивидуальный подход в основном реализуется в условиях класса через систему разноуровневых заданий, в то время как при индивидуализации эффективность обучения индивидуума осуществляется через его личный прогресс [8, с. 227].

Таблица 1

Сравнение понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход» (по О.В. Скворцовой)

Параметр для сравнения Индивидуальный подход Индивидуализация

Субъект Педагог действующий на основе программы Педагог как наставник и ученик как личность

Объект Ученик в группе Принцип субъект- субъектных отношений

Условия осуществления Анализ в группе, выделение среднего значения по группе, деление студентов на категории по успеваемости, подбор индивидуальных заданий в соответствии с уровнем развития Проведение анализа индивидуальных особенностей и подбор индивидуальной программы, разработка индивидуального пути развития

Результат Эффективность обучения в группе за счет разноуровневых заданий Эффективность обучения индивидуума через его прогресс

Наряду с термином «индивидуализация обучения» учеными активно используется понятие «дифференциация обучения». Рассмотрим трактовку понятия «дифференциация обучения» через его отношение к понятию «индивидуализация обучения». Проблема индивидуализации обучения в принципе не может быть решена в рамках традиционной системы [3; 11]. Как уже было сказано выше, максимально, что может сделать педагог в рамках занятия или семинара, - это осуществлять дифференциацию.

Традиционная система в условиях перехода и существования фабрично-заводского производства удовлетворяла потребность общества в грамотных людях на протяжении нескольких веков, однако с переходом на всеобщее образование в XX столетии стали очевидны ее недостатки. В современных условиях необходим отказ от фронтальной системы и поиск новых форм обучения, учитывающих способности учащихся, темп и содержание их учебы.

Рассмотрим индивидуализацию обучения в аспекте форм ее реализации. На наш взгляд, в условиях современной школы приемлемы и в той или иной степени реализуются следующие формы.

Во-первых, это индивидуальные занятия с детьми с особыми потребностями. К этой категории студентов относят одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, занятия с последними реализуются по индивидуальному учебному плану. Однако зачастую в условиях массовой школы реализация данной формы обучения ограничена в связи с недостатком ресурсов как временных, так и материальных. Возникают сложности в вопросах оплаты труда учителя, осуществляющего систематические индивидуальные консультации. Финансирование осуществляется в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, но не в отношении одаренных детей.

Другой распространённой формой индивидуализации является самостоятельная работа учащихся с рабочими тетрадями и другими носителями информации. Реализация данной формы имеет те же недостатки, что и предыдущий вариант. Для получения обратной связи, разбора ошибок необходимо снова прибегать к индивидуальным консультациям.

Обучение по индивидуальным учебным планам, предусмотренное ФГОС ВО, тоже весьма условно можно назвать способом индивидуализации, так как реализуется, скорее, дифференциация учебного процесса. Учебный план примерной основной образовательной программы предусматривает возможность индивидуализации только на уровне институциональной системы, то есть обучающиеся выберут перечень изучаемых дисциплин, но образовательный процесс будет выстраиваться по-прежнему в рамках традиционной системы [2]. Педагог не будет управлять процессом учения студентов в соответствии с индивидуальными особенностями каждого, а вынужден будет ориентироваться на группу.

Еще одной формой индивидуализации, на наш взгляд, может являться обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Анализируя преимущества каждой из названных форм индивидуализации, возникает необходимость соотнести их с ранее выделенными условиями, необходимыми для обеспечения индивидуализации обучения.

Развитие компьютерных технологий открывает новые пути разрешения проблемы индивидуализации обучения. Еще в 2010 году ряд отечественных авторов заявил о наступлении нового этапа информатизации школы. Суть его - в индивидуализации учебного процесса на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий [7, с. 202]. Внедрение в учебным процесс дистанционного обучения и дистанционных технологий позволяет решить одно из основных противоречий образования - индивидуализацию в условиях всеобщности обучения. В науке уже начало складываться понятие «дистанционная педагогика» [8].

Важно в первую очередь развести понятия «дистанционное обучение» и «дистанционное образование», которые, на наш взгляд, не являются тождественными, хотя некоторые авторы продолжают использовать их как синонимы. Ключевыми в данном случае являются базовые категории педагогической науки «образование» и «обучение». В педагогике под образованием понимается единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, а под обучением - целенаправленный процесс организации деятельности студентов по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями.

То есть понятия «образование» и «обучение» соотносятся как общее и частное, образовательный процесс включает в себя обучение. В Толковом словаре находим трактовку понятия «дистанционный», означающее 'действующий на определенном расстоянии' [9]. Таким образом, дистанционное образование

и дистанционное обучение - это процессы, которые осуществляются удаленно от субъекта, при этом, повторим, что образовательный процесс - понятие более широкое, чем процесс обучения, даже при реализации их на расстоянии.

Исходя из этого, можно критически подойти, например, к определению А.М. Новикова: дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств [6, с. 50]. Следуя представленному толкованию, любой урок информатики в общеобразовательной школе уже можно назвать дистанционным, поскольку обучающиеся работают за компьютерами. Названное определение, скорее, можно частично отнести к электронному обучению, но не к дистанционному, так как ключевым признаком дистанционного обучения, как уже было сказано выше, является его удаленность, реализация на расстоянии.

Анализ определений позволяет выделить три ключевых, на наш взгляд, аспекта дистанционного обучения.

Во-первых, это процесс обучения, а значит, для него характерны сущностные характеристики учебного процесса (двусторонний характер этапа преподавание -учение), совместная деятельность субъектов, специальная планомерная организация всего процесса, воспитание и развитие учащихся в ходе обучения) [5].

Во-вторых, удаленность данного процесса, то есть реализация обучения может происходит на расстоянии между субъектами.

И, наконец, взаимодействие, которое предполагает осуществление систематической обратной связи между преподавателем и обучающимся. При отсутствии хотя бы одного из названных аспектов говорить о реализации дистанционного обучения, по-нашему мнению, не совсем правильно.

Под дистанционными образовательными технологиями мы будем понимать совокупность информационно-коммуникационных, компьютерных технологий, с помощью которых происходит осуществление учебного процесса на расстоянии при регулярном взаимодействии субъектов данного процесса. Таким образом, дистанционные образовательные технологии выступают в качестве средств, которые можно классифицировать по четырем группам [4]: технологии на основе передачи текста (печать, аудио, видео), web-технологии (онлайн-курсы, интернет-обучение, вебинары, веб-трансляции и т.д.), web 2.0 (гугл-сервисы, виртуальный мир) и мобильные технологии (приложения на смартфонах, планшеты, электронные девайсы).

Стоит рассматривать понятия «дистанционное обучение» и «обучение с использованием дистанционных образовательных технологий» как синонимы и, соглашаясь с современными авторами, мы утверждаем, что это новая форма

Библиографический список

обучения наряду с такими традиционными, как традиционная или лекционно-се-минарская [10, с. 237]. В книге «Теория и практика дистанционного обучения» дистанционное обучение трактуется как новая форма обучения наряду с очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстернатом [9, с. 11]. Таким образом, ставится знак равенства между формой организации образовательного процесса и формой получения образования. Однако мы считаем, что такой подход является не совсем точным. В данной работе будем придерживаться мнения о том, что дистанционное обучение является формой организации образовательного процесса, но не является формой получения образования, особенно эффективной в рамках языкового образования [3].

В вузе реализация образовательной программы осуществляется очно (форма получения образования), но может также реализовываться дистанционно (в этом случае дистанционное обучение выступает как форма организации учебного процесса). Обратим внимание на специфику дистанционного обучения в рамках иноязычного образования студентов. В данном контексте наиболее современные модели представили М.Е. Вайндорф-Сысоева и В.А. Шитова [2]: модель с использованием кейсов, модель с применением трансляционной технологии и модель с применением сетевой технологии.

Модель с использованием кейсов подразумевает размещение учебно-методических материалов либо на специально созданном сайте, или в системе дистанционного обучения. Возможна также рассылка материалов по электронной почте. Данная модель характеризуется быстротой внедрения и небольшими финансовыми затратами. Однако в случае отсутствия систематической обратной связи реализация данной модели не будет являться эффективной.

Следующая модель с применением трансляционных технологий похожа на первую, только материалы записываются в видеорежиме. Отсутствие интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса также не позволит достичь желаемого эффекта.

Наконец, модель с применением сетевой технологии, по мнению авторов, более энергоемкая и трудозатратная, но в то же время в рамках этой модели можно говорить о возможности достижения планируемых результатов обучения. Данная модель подразумевает разработку курсов в системе дистанционного обучения, которую использует образовательная организация. На наш взгляд, именно модель с применением сетевой технологии, точнее, ее технические возможности, позволяют осуществлять индивидуализацию образовательного процесса с учетом условий, необходимых для эффективной реализации иноязычного обучения в вузе.

1. Босова Л.Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной школе. Преподаватель XXI век. 2016; № 4: 108 - 116.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. О моделях применения дистанционных образовательных технологий в современном вузе. Педагогика и психология образования. 2013; № 4. Available at: http://cyberleninka.ru/artide/n/omodelyah- primeneniya-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-vsovremennom- vuze

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. Москва: Академия, 2008.

4. Ладыжец Н.С., Неборский Е.В. Университетский барометр: мировые тенденции развития университетов и образовательной среды. Науковедение. Интернет-журнал. 2015; № 2. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/68PVN215.pdf

5. Лискина О.А. Преподавание иностранного языка в техническом вузе после перехода на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013; № 4 (15): 113 - 114.

6. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013.

7. Полат Е.С. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России. Available at: http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm

8. Скворцова О.А. К теоретическому обоснованию понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход» в обучении детей с ОВЗ. Специальное образование. 2016; № XII: 226 - 230. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/k-teoreticheskomu-obosnovaniyu-ponyatiyindividualizatsiya- i-individualnyy-podhod-v-obuchenii-detey-s-ovz

9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2016.

10. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009; № 94: 236 - 240. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiyasredstvo

11. Gruzina Yu.M., Ponomareva M.A., Firsova I.A., Mel'nichuk M.V. Present-day challenges to an education system. European Journal of Contemporary Education. 2020; Т. 9, № 4: 773 - 785.

12. Melnichuk M.V., Osipova V.M., Kondrakhina N.G. Market-oriented lsp training in higher education: towards higher communicative skills. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017; Т. 13, № 8: 5073 - 5084.

References

1. Bosova L.L. IKT kak instrument individualizacii obucheniya v sovremennoj shkole. Prepodavatel' HHI vek. 2016; № 4: 108 - 116.

2. Vajndorf-Sysoeva M.E. O modelyah primeneniya distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v sovremennom vuze. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2013; № 4. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/omodelyah- primeneniya-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-vsovremennom- vuze

3. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika imetodika: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2008.

4. Ladyzhec N.S., Neborskij E.V. Universitetskij barometr: mirovye tendencii razvitiya universitetov i obrazovatel'noj sredy. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2015; № 2. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/68PVN215.pdf

5. Liskina O.A. Prepodavanie inostrannogo yazyka v tehnicheskom vuze posle perehoda na obuchenie v sootvetstvii s federal'nymi gosudarstvennymi obrazovatel'nymi standartami. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 4 (15): 113 - 114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Izdatel'skij centr I'ET, 2013.

7. Polat E.S. Koncepciya distancionnogo obucheniya na baze komp'yuternyh telekommunikacij v Rossii. Available at: http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm

8. Skvorcova O.A. K teoreticheskomu obosnovaniyu ponyatij «individualizaciya» i «individual'nyj podhod» v obuchenii detej s OVZ. Special'noe obrazovanie. 2016; № XII: 226 - 230. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/k-teoreticheskomu-obosnovaniyu-ponyatiyindividualizatsiya- i-individualnyy-podhod-v-obuchenii-detey-s-ovz

9. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Teoriya i prakiika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2016.

10. Sharov V.S. Distancionnoe obuchenie: forma, tehnologiya, sredstvo. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2009; № 94: 236 - 240. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiyasredstvo

11. Gruzina Yu.M., Ponomareva M.A., Firsova I.A., Mel'nichuk M.V. Present-day challenges to an education system. European Journal of Contemporary Education. 2020; T. 9, № 4: 773 - 785.

12. Melnichuk M.V., Osipova V.M., Kondrakhina N.G. Market-oriented lsp training in higher education: towards higher communicative skills. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017; T. 13, № 8: 5073 - 5084.

Статья поступила в редакцию 23.05.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.