Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: ПРЕЗЕНТАЦИИ В ОБУЧЕНИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: ПРЕЗЕНТАЦИИ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН ДОСКИ / ПРЕЗЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оскольская Ирина Анатольевна

В рамках данной статьи обращается внимание на проблематику использования презентаций в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Рассматриваются ключевые тенденции в развитии образования на современном этапе, как в общем, так и применительно к преподаванию иностранного языка, в частности акцент делается на использовании мультимедийных технологий и дистанционного обучения. Исходя из поколенческого подхода, обращается внимание на специфические возрастные и психологические черты характерные для современных студентов, которые обуславливают необходимость более активного использования мультимедийных технологий, в частности мультимедийных презентаций в обучении иностранному языку, прежде всего для развития иноязычной коммуникативной компетентности. В статье так же рассмотрена специфика применения презентаций в обучении иностранному языку на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оскольская Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION: PRESENTATIONS IN EDUCATION

In the framework of this article, attention is drawn to the problems of using presentations in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university. The article considers the key trends in the development of education at the present stage, both in general and in relation to the teaching of a foreign language, in particular, the emphasis is on the use of multimedia technologies and distance learning. Based on the generational approach, attention is drawn to the specific age and psychological traits characteristic of modern students, which determine the need for more active use of multimedia technologies, in particular multimedia presentations in teaching a foreign language, primarily for the development of foreign language communicative competence. The article also considers the specifics of the use of presentations in teaching a foreign language at the present stage.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: ПРЕЗЕНТАЦИИ В ОБУЧЕНИИ»

Современные методики преподавания иностранного языка в неязыковом вузе: презентации в обучении

Оскольская Ирина Анатольевна,

старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: i_oskol@mail.ru

В рамках данной статьи обращается внимание на проблематику использования презентаций в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Рассматриваются ключевые тенденции в развитии образования на современном этапе, как в общем, так и применительно к преподаванию иностранного языка, в частности акцент делается на использовании мультимедийных технологий и дистанционного обучения. Исходя из поколенческого подхода, обращается внимание на специфические возрастные и психологические черты характерные для современных студентов, которые обуславливают необходимость более активного использования мультимедийных технологий, в частности мультимедийных презентаций в обучении иностранному языку, прежде всего для развития иноязычной коммуникативной компетентности. В статье так же рассмотрена специфика применения презентаций в обучении иностранному языку на современном этапе.

Ключевые слова: иноязычное обучение, мультимедийные технологии, дистанционное обучение, онлайн доски, презентации.

Современные процессы глобализации, возрастающая роль информации, динамичность развития современного общества свидетельствуют о необходимости пересмотра подходов к образованию в целом. Развитие современной педагогической науки возможно лишь через применение инновационного подхода, который требует творческой интеграции новых методов и технологий в систему общего образования.

В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования через внедрение информационно-коммуникационных технологий, которые обладают огромным образовательным потенциалом и предоставляют новые возможности для обучения. В России так же наблюдается данная тенденция. Так, в федеральных государственных образовательных стандартах, как общего, так и высшего образования сказано, что образовательное учреждение должно обеспечивать обучение в современной информационно-образовательной среде [10].

Процессы компьютеризации и технологизации образовательного процесса необратимы и касаются всех направлений образовательного процесса. Так, использование мультимедийных средств в преподавании иностранного языка является на сегодняшний день актуальным направлением в методике преподавания. Одним из самых главных преимуществ использования мультимедийных средств в том, что они способствуют созданию иноязычной коммуникативной среды при изучении иностранного языка в как в профильных, так и в неязыковых ВУЗах [8].

В соответствии с ФГОС ООО и ВО, целью обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Развить её вне языковой среды достаточно трудно, поэтому перед педагогом иностранного языка стоит трудная задача создания ситуации общения, которые будут приближены к реалиям страны изучаемого языка [5]. Технические средства обучения могут оказать огромную помощь в решении этого вопроса. Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - одна из важных проблем современной методики, так как с ней связано обучение одному из четырех основных видов речевой деятельности: говорению, который труднее всего развивать.

Мультимедийные технологии сегодня занимают лидирующие позиции в образовательном процессе, и, как следствие, оказывают все большее влияние на выбор форм и систем обучения и их организацию, форм контроля учебной деятельно-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

сти, структур электронных учебно-методических комплексов. Особую роль здесь играет дистанционное обучение. Педагогические, методические, социальные и экономические преимущества дистанционного обучения иностранному языку явились стимулом для дальнейшего развития подходов, методов обучения иностранному языку, ориентированных на концепции обучения в цифровом пространстве, уровень подготовки учащихся и цели овладения иноязычной коммуникативной компетенцией с учетом ее компонентного состава: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной [1].

Мультимедийные технологии используют массу разнообразных ресурсов и средств для обучения, они способствуют индивидуализации и интенсификации обучения, с их помощью возможно организовать самостоятельное дистанционное обучение, что в нашей ситуации - нехватке аудиторных занятий, является возможным решением данной проблемы [2].

Для осознания необходимости поиска новых, более эффективных методик и способов обучения при преподавании иностранного языка стоит обратиться к изучению психолого-педагогических особенностей студентов. С учетом которых можно оптимизировать реализации методики преподавания иностранного языка и конкретные педагогические технологии, в частности использование презентаций в обучении. Ведь именно на основании отличительных особенностей современного поколения возможно эффективно организовывать процесс обучения. В современной педагогике и психологии существуют различные подходы к изучению возрастных особенностей обучающихся. Одним из самых продуктивных представляется поколенческий подход, основанный на исследовании социально-исторического процесса.

Самой близкой и интересной нам представляется современная теория поколения, которая возникла в начале 90-х годов прошлого века в США, где, независимо друг от друга, экономист Нейл Хоув и историк Вильям Штраус изучали вечный конфликт поколений.

Согласно этой теории, место поколенческих ценностей занимает важное место в системе ценностей каждого человека, причем он зачастую этого не осознает. Ведь поколение - это такая общность людей, которая рождается в определенный период и формирует свое мировоззрение под влиянием одних и тех же событий, и условий, становясь, таким образом, носителями одинаковых ценностей. Именно они определяют весь наш образ жизни: как мы общаемся, конфликтуем, выстраиваем деловые и личные отношения, о чем мечтаем и к чему стремимся, какие мотивы управляют нашими поступками.

На основании своих исследований, авторы представили следующую систему смены поколений:

- поколение GI (1900-1923 г.р.);

- молчаливое поколение (1923-1943 г.р.);

- поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г.р.);

- поколение Х (1963-1984 г.р.);

- поколение Миллениум, или Y (1984-2000 г.р.);

- поколение Z (с 2001 г.р.) [7].

В России сегодня одновременно взаимодействуют представители шести поколений. Интересно, что в нашей стране проблемы конфликта поколений волнуют в первую очередь представителей бизнеса - маркетологов, специалистов по работе с кадрами, руководителей малых предприятий, испытывающих кадровый голод. В системе образования такие исследования лишь начинают появляться, хотя именно в школьном периоде закладываются резервы для будущей успешности или неуспешности человека.

Для разговора о проблемах системы образования особо важным, согласно этой теории, представляется тот факт, что учителя и преподаватели в большинстве своей являются представителями поколений X и Y, с небольшим процентом представителей более старшего поколения «бумеров», а учащиеся - дети поколения Z.

Часто декларируемое непонимание между поколениями имеет под собой вполне определенную основу. Представители поколения Х росли самостоятельными и самодостаточными личностями, индивидуалистами, постоянно готовыми к переменам и рассчитывающими только на свои собственные силы. Самой главной ценностью для них стала возможность выбора - своего пути, спутника, способа заработать и отдохнуть. Важным критерием выбора работы является возможность проявить свои творческие возможности. Все это сочетается с прагматичностью и патриотизмом, воспитанным за «железным занавесом» [9].

Поколение Y отличают свободная ориентация в компьютерных сетях, ведь период их взросления пришелся на время бурного развития информационных и коммуникационных технологий, для них достаточно условно разделение реального и виртуального миров, они одинаково свободно чувствуют себя и там, и там. Они менее самостоятельны, чем предшественники, не верят в дальнюю перспективу и предпочитают получать признание за свою работу немедленно. Они наивны и управляемы, склонны к работе в команде - ведь так проще достичь желанного успеха. Характерной чертой данного поколения стал гедонизм - стремление всегда и от всего получать удовольствие [7].

Отличия поколения Z, которые очевидны, заключаются в том, что для них «технологии будущего» являются настоящим, тем миром, в котором они родились и растут. Они естественным образом осваивают любые новинки и живут в ярком, зрелищном сенсорном мире. Это формирует в них такие качества личности, как зависимость от цифровых технологий (в то время как для их родителей и учителей телевизор был лишь альтернативой книгам), они нетерпеливы и способны сосредоточиться лишь на краткое время, менее амбициозны и больше ориентированы на потребление. Нынешние подростки не склонны к работе в груп-

пе, ценят собственное мнение и получают почти всю информацию из Интернета. Они предпочитают общение в сетях, бывая при этом настолько откровенными, что это шокирует старшие поколения. Из-за легкого доступа к любой информации они уверены в своих взглядах [9].

При этом они способны на внимательное прочтение максимум небольшой статьи (в отличие от предшественников), образ мыслей их отличается фрагментарностью и поверхностностью. Они привыкли к немедленному исполнению виртуальных желаний простым нажатием кнопки и не понимают, что в реальной жизни это невозможно. Их, как правило, программируют на успех, и они лучше разбираются в технике и материальных вопросах, чем в человеческих эмоциях и поведении, что сказывается на общении с родителями и учителями. Идет процесс отдаления, взрослые не являются уже для подростков авторитетом, поскольку сами у них учатся владению современными технологиями.

В свое работа Дж. Коатс «Поколения и стили обучения» описал основные трудности, с которыми сталкиваются учителя в процессе обучения поколения Z. Рассмотрим их. В познавательной сфере все эти особенности выражаются в ряде проблем, с которыми неизбежно сталкивается каждый учитель.

Во-первых, это клиповое мышление современных подростков. Они способны работать только с короткими смыслами конкретной длины и испытывают затруднения при встрече с семиотическими структурами произвольной сложности. Качество это не врожденное, оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и адаптированном виде через СМИ и Интернет [7].

Это приводит нас к необходимости искать возможности грамотного применения клипового мышления в обучении, чтобы, вычленяя яркую информацию, в дальнейшем подросток мог передавать фундаментальные знания. Практикующие учителя видят, что на уроке учащийся не может сосредоточиться более чем на 10-15 минут, потом он теряет внимание и переключается, особенно, если материал занятия не особенно интересен. У подростков, старших школьников и студентов та проблема усугубляется тем, что к ним предъявляются более жесткие требования: читать первоисточники, конспектировать, анализировать.

Возможности мгновенного доступа к любой информации вселяют в учащегося уверенность в простом решении сложной для него задачи, а значит, нет необходимости брать в библиотеке книгу (ведь всегда можно посмотреть экранизацию в сети). У клипового мышления не только недостатки, это развитие одних когнитивных навыков за счет других. Подростки сегодня, например, более способны к многозадачности, они легко делают одновременно несколько дел. Правда, зачастую платой за это становится рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпо-

чтение визуальных символов логике и углубленности в текст. У студентов страдает понимание причинно-следственных взаимосвязей, падает авторитет учителя, и они часто вступают в спор, отстаивая «свое» мнение, которое на самом деле почерпнули в сети, не заметив этого и став проводником чужих идей.

Во-вторых, у современных студентов затруднено проектное мышление. Постоянное пребывание в сети создает у студента иллюзию, что он может проникнуть куда угодно и подействовать там на свое усмотрение (что особенно характерно для азартных геймеров). На самом же деле, он может лишь познакомиться с особенностями разработанного кем-то и предложенного ему дискурса, проиграть готовую схему, но не действовать самостоятельно, за рамками данной схемы. Именно поэтому подростки часто испытывают затруднения, когда им предлагают ситуацию реального действия. В-третьих, следует учитывать то, как деформировалось внимание у представителей поколения Z по сравнению с их предшественниками. В классических учебниках по возрастной психологии утверждалось, что к подростковому возрасту формируется устойчивое произвольное внимание, нарастает объем и способность к переключению, что человек способен сам себя организовать, при этом, у поколения Z устойчивость внимания в сравнении с предыдущими поколениями демонстрирует отрицательную динамику, что диктует необходимость больших усилий для удержания внимания студентов [7].

В-четвертых, имеет смысл обратить внимание и на развитие памяти, ведь современным студентам необходимо держать в голове огромные объемы информации хотя бы для успешного результата при сдаче экзаменов. У информационного поколения, к сожалению, больше развита кратковременная память, сохраняются лишь небольшие порции информации. Если подросток не считает ее важной, то просто «стирает», не видя смысла хранить в голове сведения, которые он легко в любой момент может получить снова в сети. Подростки лучше запоминают не содержание, а место, где хранится нужная информация. Им нет необходимости хранить в голове данные, которые предыдущие поколения знали наизусть (даты, события, имена, номера телефонов, коды и т.д.) У предыдущих поколений новый подход (хранить данные в гаджетах) наслаивался на уже развитую привычку запоминать, а новое поколение растет уже с новым типом памяти, и это данность, с которой тоже нужно работать.

В-пятых, необходимо учитывать в работе с современными подростками особенности их восприятия. Из-за постоянного сидения за компьютером сложилась значительная депривация - лишение определенных сенсорных сигналов, которые связаны с окружающим миром (запахи, прикосновения и т.д.) [9].

Исследователи также отмечают определенный набор личностных характеристик, присущих пред-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ставителям поколения Z. Одним из наиболее часто встречающихся качеств они называют гиперактивность, выражающуюся в расторможенно-сти, несосредоточенности. Испытывая недостаток конструктивного внимания и избыток информации, подростки, особенно одаренные, бывают нетерпеливы и легко возбудимы. С возрастом эти реакции сглаживаются либо выражаются в виде постоянного поиска новизны, новых ощущений.

Еще одну особенность, склонность к аутиза-ции, исследователи называют «интравертирован-ным индивидуализмом». Это такой способ ухода от взаимодействия с внешним миром, погруженность в себя и затрудненность в общении, переходящая в десоциализацию, если не принять вовремя меры.

Одной их характерных черт является также инфантилизм, который в этом поколении выражается в низкой ответственности, неготовности признать свою вину за срывы и неадекватное поведение при одновременном ожидании одобрения всего, что ими сделано.

Отсутствие критичности по отношению к информации, которую они добывают в сети. Возможность получить чужие знания или готовое решение в свое пользование очень быстро лишает студентов желания задуматься насколько правдивы эти знания и не стоит ли их перепроверить. При этом они вполне самостоятельны в своем поиске и часто используют с легкостью возможности сетевого обучения или заработка [9].

Исследователи также отмечают размывание жизненных принципов и ориентиров, которые «устаревают» по мнению студентов, вместе с родителями. Это увеличивает и разрыв, прежде всего, эмоциональный, между поколениями. Принципы и убеждения родителей уже неактуальны для них. Для поколения Z характерны завышенные ожидания от мира, поверхностные знания и желание найти свой уникальный путь в жизни, но при этом зачастую у них нет реальной цели. Все это, безусловно, давит на них, вызывает желание избежать выбора и искать лидера, который поможет.

Учитывая все это, перед педагогом в обучении студентов встают сразу несколько задач, продиктованных новыми реалиями жизни. Современному педагогу необходимо владеть современными мультимедийными и информационно-коммуникационными технологиями для создания положительной мотивации к обучению.

Психолого-педагогические характеристики студентов, особенности их восприятия информации, их зависимость от цифровых технологий свидетельствуют о том, что необходимо искать новые способы и методы обучения, которые будут отвечать интересам обучающихся поколения Z и требованиям современного образования. 5 Важной составляющей в обучении студентов § является мотивация, поэтому современному педа-^ гогу необходимо искать новые, интересные и эф-еЗ фективные возможности для обучения. Знание ав особенностей обучения студентов будет способ-

ствовать правильному выбору приемов и технологий обучения, соответствующих потребностям и способностям обучаемых данного возраста. Один из возможных привлекательных для этого поколения вариантов обучения - это удаленное, дистанционное обучение и активное использование мультимедийных средств. В связи с тем, что поколение, о котором идёт речь не признаёт авторитетов (компьютер знает гораздо больше, чем педагог), необходимо строить партнерские отношения, основанные на взаимном уважении.

На сегодняшний день одним из наиболее применяемых продуктов мультимедийных технологий (далее МТ) являются мультимедийные презентации (далее МП). Мультимедийная презентация -это специальные учебные мультимедийные материалы, созданные с помощью компьютерной программы Power Point, сочетающие различные виды наглядности - текстовую, визуальную и аудиаль-ную [6]. Они способствуют эффективному усвоению материала, благодаря возможностям наглядной демонстрации, а также комбинирования аудио-, видеоматериалов, графических, анимационных изображений и текстового материала [10].

Проблема состоит в том, что МП пока еще не стали в нашем образовании неотъемлемым приемом обучения, недооценены как эффективное средство, сокращающее время на восприятие и усвоение информации, а при его конструировании способствующее умению работать с содержанием: отбирать нужное, главное, обобщать, систематизировать, осуществлять логические построения и т.д. - словом, конструктивно работать с материалом. Необходимость обучения технологии создания МП заключается еще и в том, что широкое использование самостоятельно грамотно составленных презентаций привлекает внимание, повышает мотивацию и продуктивность учебно-научной деятельности [6].

МП отличается от стандартной презентации тем, что она, как правило, содержит комбинации следующих основных элементов: видео, аудио, 3D модели, рисунки, фотографии, текст, анимация, навигация. Причем комбинации этих элементов могут быть представлены по-разному в каждом конкретном случае.

При составлении педагогом инструкций для презентации следует иметь в - любое мультимедийное средство должно повышать уровень интереса у студентов, причем они должны оценить разнообразность этих средств;

- повысить уровень понимания: богатые и разнообразные средства помогают учащимся быстрее освоить сложные темы и понять отдельные темы лучше;

- благодаря использованию мультимедийных средств улучшается память, а наглядность и доступность мультимедийных средств помогает учащимся лучше запомнить изучаемый материал [6].

Презентации успешно применяются не только при изложении нового материала, но и на других

этапах занятия, а именно: на организационном, при проверке домашнего задания, при применении знании и формировании умений, а также контроле и учете знаний, помимо этого, презентация подойдет при тренировки любого из важных заданий на экзамене.

В рамках преподавания иностранного языка в неязыковом ВУЗе мультимедийные презентации помогут в отработке заданий, где имеются наглядности, так как возможно с помощью ИП составить множество заданий и прорабатывать их без доступа к интернету, а при выводе на интерактивную доску работать с большим количеством студентов.

Далее обратим внимание на применение презентаций в рамках преподавания иностранного языка в ВУЗе. Одной из причин их активного применения выступает потребность в развития иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), которое на данном возрастном этапе эффективнее всего осуществляется с использованием средств мультимедиа. Важной составляющей процесса овладения ИКК в цифровом пространстве ДО в вузе является электронный ресурс по учебной дисциплине (ЭРУД) - программно-методический обучающий комплекс, размещенный на образовательном портале.

Эффективность овладения ИКК с использованием ЭРУД зависит от качества его наполнения. Среди критериев, предъявляемых к качеству учебного материала, выделим следующие: релевантность, полнота, актуальность, оригинальность, уровни и особенности структурирования (модульность, интерактивность, проблемность, практико-ориентированность и др.) [4].

Эффективность деятельности студентов по овладению ИКК достигается также путем погружения их в комплекс упражнений и заданий, позволяющий овладеть умениями анализа содержания и структуры материалов (текстов, фильмов, графиков, таблиц и т.д.), осуществлять преобразование материалов, определять структуру учебного задания и требуемый результат, форму его презентации, осуществлять аргументацию, коррекцию и самокоррекцию. С целью развития студентами умений реализовывать как самостоятельную учебную деятельность, так и иноязычную коммуникативную деятельность для решения задач информационного обеспечения профессиональной и научно-исследовательской деятельности применяются комплексы заданий и упражнений проблемно-тематической и коммуникативной направленности, с активным использованием презентаций [3]. Такие комплексы включают в себя несколько этапов.

Задачей первого этапа является введение студентов в предметно-тематическое поле цикла, постановка общей проблемной задачи и подготовка к дальнейшей коммуникации в рамках заданной темы. Далее, на втором этапе осуществляется актуализация фоновых знаний студентов о рассматриваемой проблеме при помощи заполнения ментальных карт, схем-ассоциаций в режиме парной

и групповой работы, развиваются умения работы с предъявляемым материалом: прогнозирование содержания, соотнесение значения слова с темой/ проблемой, выделение смысловых опор, объединение отдельных фактов в смысловое целое, понимание тематической основы текста (презентации, фильма и т.п.). На третьем этапе проводится интерпретация и оценка собранного материала, определение коммуникативного намерения собеседника/оппонента.

Четвертый этап направлен на активизацию приобретенных студентами знаний и умений по теме в продуктивных видах речевой деятельности: говорении и письме. Обучаемым предлагается подготовить аргументированные высказывания по различным аспектам изучаемых проблем, составить электронные письма, написать аннотации к текстам. Также студенты развивают умения проводить анализ и синтез информации, представленной графически и в табличной форме.

Завершающий пятый этап работы предполагает самостоятельную работу студентов и требует использования всех видов речевой деятельности в ходе подготовки презентаций, дискуссий и круглых столов онлайн в рамках пройденных тематических циклов. Овладение умениями реферирования и аннотирования в ходе выполнения студентами заданий, направленных на компрессию текста с опорой на блок-схемы и ментальные карты позволяют моделировать образ изучаемого объекта или проблемы.

Одной из инноваций для образования, своеобразным развитием МП, являются интерактивные электронные доски, кардинально преобразующие педагогические технологии с использованием компьютеров и новейших программных средств. Интерактивные доски, как расширенные электронные экраны, подключенные к компьютеру, позволяют проводить не только презентации, доклады на лекциях, но и групповое обучение в небольшой аудитории с использованием самых различных программных продуктов.

В контексте обучения чтению и говорению МП следует использовать в совокупности с социальными сетями и мессенджерами, которые ^асеЬоок. сот, Skype, WhatsApp, Speaky, HiNative), позволяют учащимся установить дружескую переписку, способствуют межкультурной коммуникации, кроме того, происходит усвоение лексических единиц, свойственных Интернет-дискурсу.

Компьютерные технологии постоянно развиваются. В настоящее время учащиеся могут совершенствовать свой уровень владения иностранным языком не только посредствам компьютера, но и по средствам мобильных предложений, используя свои гаджеты.

Данный вид тренировки уникален своей мобильностью, так как можно выполнять упражнения даже, например, совершая поездку в общественном транспорте. Недостатком данных приложений является ограниченность в тренировке непосредственно «живого» говорения, однако данные приложения

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

подходят для тренировки произношения, что поможет избежать ошибок при выполнении задания. С помощью таких приложений можно тренировать построение вопросительных предложений. Также они содержат разнообразные упражнения на тренировку лексики и пополнение словарного состава.

В качестве примера можно привести такие мобильные приложения, как «Words - учи иностранные языки», «EnglishPhrasalVerbs», «FlipandLearn, неправильные глаголы» и др. Так как в процессе сдачи раздела «Говорения» обращается внимание не только на словарный запас студентов и умение правильно строить предложение, но и на фонетическую и интонационную грамотность, т.е. учащиеся должны верно интонировать предложения, ставить фразовые ударения, правильно и четко произносить слова.

Для этого необходимо использовать программы записи голоса в процессе отработки заданий. Существует так называемые «программы-говорилки», с помощью которых возможно записывать голос. Разнообразный перечень таких программ содержится на сайте http://soft.mydiv.net/ win/collections/show-Programmy-dlya- zapisi-golosa. html. Записать звук с экрана монитора так же может помочь бесплатная программа UV Sound Recorder, в настройках которой после её открытия необходимо поставить галочку напротив слова «Колонки», затем кликнуть «Запись» и «Стоп» по завершении. Можно также конвертировать запись в MP3. Скачав аудиофайл, вы сможете останавливать запись по желанию и начинать с того места, где остановились.

Более того, использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет провести серьезную работу, в том числе и самостоятельную, по формированию фонетических навыков. Полезный сайт для отработки чтения вслух -cdlponline.org. Здесь предлагаются короткие тексты уровня примерно pre-intermediate, начитанные носителями английского языка.

Таким образом, обобщая анализ проведенный в данной статье, можно сделать вывод что, при преподавании иностранного языка в неязыковом ВУЗе необходимо чётко определять цели и задачи общения, знать основные принципы обучения диалогической и монологической речи, учитывать возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения и уметь их преодолевать.

Важно создавать доброжелательную атмосферу взаимопомощи, учить создавать и пользоваться опорами, эффективно использовать отведенное на подготовку время. Так, применение мультимедийного обучения может способствовать способствуют резкому росту интереса студентов к предмету, улучшают качество усвоения материала (благодаря различным каналам предоставле-5 ния и восприятия информации), позволяют инди-g видуализировать процесс обучения и дают воз-^ можность избежать субъективности оценки. еЗ Внедрение информационных и коммуникаци-5в онных мультимедиа-технологий создает предпо-

сылки для интенсификации образовательного процесса в реалиях ВУЗа, помещают учащегося в ту среду, в которой он окажется и на самом экзамене, так как он проходит также с применением компьютера.

Литература

1. Авраменко А.П. Модель интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков для развития устных видов речевой деятельности (английский язык): дис.к.п.н. - М.: 2013. - 191 с.

2. Банарцева А.В. Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе / А.В. Банарцева // Наука сегодня: проблемы и пути решения материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2018. - С. 10-12.

3. Гуляева В.А. Мультимедийная презентация как средство ИКТ при обучении иностранному языку / В.А. Гуляева, Т.Л. Гуляева, А.А. Постнов // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. - Наука и Просвещение, 2017. -С.173-177.

4. Данилин Д.В. Инновационные технологии в образовательном процессе на базе мультимедийных средств и электронных учебников / Д.В. Данилин, В.Г. Самаркин Д.В. Кондратенко // Актуальные проблемы и перспективы развития гражданской авиации России. - 2017. -С.189-194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Замерченко Н.И. Модель электронного учебника по иностранному языку нового поколения в условиях введения ФГОС и профессионального стандарта педагога / Н.И. Замерченко, А.В. Владимиров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2018. - С. 417-419.

6. Игнатенко Т.Ф. Мультимедийная презентация как средство обучения / Т.Ф. Игнатенко, А.О. Штанько // «Липецкий опыт» и педагогика XXI века: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения К.А. Москаленко - Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. - С. 151156.

7. Коатс Дж. Поколения и стили обучения / Дж. Коатс. - М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2018.

8. Кулаева С.М. Роль визуально-графического компонента мультимедийных программ по иностранному языку / С.М. Кулаева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2006. - № 3. - С. 152-158. /// Кондрашова Е.В. Анализ опыта дистанционного обучения иностранным языкам / Е.В. Кондрашова, Н.Е. Цатурян // Теория и практика преподавания языков и культур: философские

и методологические аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 168-173.

9. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! - 2015. - № 7.

10. Сысоев П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 5. -С. 2-11.

MODERN METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION: PRESENTATIONS IN EDUCATION

Oskolskaya I.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

In the framework of this article, attention is drawn to the problems of using presentations in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university. The article considers the key trends in the development of education at the present stage, both in general and in relation to the teaching of a foreign language, in particular, the emphasis is on the use of multimedia technologies and distance learning. Based on the generational approach, attention is drawn to the specific age and psychological traits characteristic of modern students, which determine the need for more active use of multimedia technologies, in particular multimedia presentations in teaching a foreign language, primarily for the development of foreign language communicative competence. The article also considers the specifics of the use of presentations in teaching a foreign language at the present stage.

Keywords: foreign language teaching, multimedia technologies, distance learning, online whiteboards, presentations.

References

1. Avramenro A.P. Model of integration of mobile technologies in teaching foreign languages for the development of oral types of speech activity (English): dis. of the c.p.s. - M.: 2013-191 p.

2. Banartseva A.V. The use of multimedia technologies in the process of teaching a foreign language at a university / A.V. Ba-

nartseva // Science today: problems and solutions. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference: in 3 parts. - 2018. - p. 10-12.

3. Gulyaeva V.A. Multimedia presentation as a means of ICT (Information and Communication Technologies) in teaching a foreign language/ V.A. Gulyaeva, T.L. Gulyaeva, A.A. Postnov / / Modern education: actual issues, achievements and innovations. Collection of articles of the IX International Scientific and Practical Conference. - Science and Education, 2017. - pp. 173-177.

4. Danilin D.V. Innovative technologies in the educational process based on multimedia tools and electronic textbooks / D.V. Danilin, V.G. Samarkin D.V. Kondratenko // Current problems and prospects for the development of civil aviation in Russia. -2017. - p. 189-194.

5. Zamerchenko N.I. Model of an electronic textbook on a new generation foreign language in the context of the introduction of the Federal State Educational Standard and the professional standard of a teacher / N.I. Zamerchenko, A.V. Vladimirov / / Philological sciences. Issues of theory and practice. - Tambov: Gramota, 2018. - p. 417-419.

6. Ignatenko T.F. Multimedia presentation as a means of teaching / T.F. Ignatenko, A.O. Shtanko / / "Lipetsk experience" and pedagogy of the XXI century: collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of K.A. Moskalenko-Lipetsk: LSPU named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, 2017. -pp. 151-156.

7. J. Coates. Generations and learning styles. J. Coates. - M.: International Association of Professional Continuing Education (IAPDO); Novocherkassk: NOK, 2018.

8. Kulaeva S.M. The role of the visual and graphic component of multimedia programs in a foreign language / S.M. Kulaeva // Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University. - 2006. -No. 3. - pp. 152-158. / / / Kondrashova E.V. Analysis of the experience of distance learning in foreign languages / E.V. Kondrashova, N.E. Tsaturyan // Theory and practice of teaching languages and cultures: philosophical and methodological aspects. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference. - 2017. - pp. 168-173.

9. Sapa A.V. Z-generation of the era of the Federal State Educational Standards / / Pedagogical Workshop. Everything for the teacher! - 2015. - № 7.

10. Sysoev P.V. The system of teaching a foreign language according to individual trajectories on the basis of modern information and communication technologies / P.V. Sysoev // Foreign languages at school. - 2014. - No. 5. - p. 2-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.