УДК 37
СПЕЦИФИКА ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
© Лариса Викторовна Сафарычева
Тамбовский филиал Московской открытой социальной академии, г. Тамбов, Россия,
директор, тел.: 89537018166
Статья посвящена традиционно актуальной проблеме формирования имиджа руководителя. В ней описываются атрибуты имиджа и специфика его формирования именно в условиях динамично изменяющейся управленческой среды, уровни организации такого имиджа и взаимосвязи между ними. В ней выдвигается положение о глубокой зависимости имиджа руководителя и личностных комплексов.
Ключевые слова: имидж; уровни структуры имиджа; личность.
Имидж руководителя - один из важнейших каналов реализации как диалектики управления в конкретной организации или отрасли, так и властного потенциала самого руководителя. Выявление такого потенциала чрезвычайно затруднено в силу сложности отделения собственно имиджа руководителя от его просто образа в глазах подчиненных. Кроме того, в системе таких методологиче-
ских операций приходится отвлекаться и от процессов формирования имиджа на отдельных уровнях, что уменьшает достоверность обобщений. Выделим, тем не менее, общие основы бытия имиджа руководителя.
1. Такой имидж не является только «выходной» или чисто «уровневой» характеристикой личности. Его бытие выражает необходимость, за счет стереотипизации пове-
денческих выборов, психологической защиты человека в группе, а также несводимость «социального Я» к витальному и экзистен-циональному «Я».
2. Имидж есть феномен личности, а не внеличностных структур психики, которые оказывают лишь общедетерминирующие воздействия, причем разные элементы и уровни организации личности в разной степени влияют на формирование имиджа.
3. На глубинных уровнях в структуре личности оформляются лишь общие, достаточно безличные условия возникновения имиджа. Наиболее важной из них является, видимо, ассоциативная связь первичного эк-зистенционального страха с социально опасными символами. Другими словами, символы социального поведения оформляются как «правильные», принятые статистически чаще. Движение от одного такого символа к другому как один из моментов выбора поведенческого решения энергетически выгодно, создает чувство психологической защищенности [1].
4. Необходимость имиджа растет от «нижних» уровней личности к «верхним», более социализированным.
5. Окончательное оформление конкретного имиджа идет на уровне социального обоснования модели поведения. В таком случае игровые, подражательные потребности руководителя реализуются с учетом образа желаемого социального успеха и подавления глубинных комплексов и фобий.
Логически рассуждая, в конкретной точке старта имиджа в жизни психики надо учитывать и то, что в психологии называется «эффектом сшибки», борьбу противоположных влечений в человеческой душе. Такой механизм психики должен как бы ограничивать те ее подсистемы, которые лишь провоцируют, делают возможным возникновение имиджа от тех, которые конструируют уже собственно структуру имиджа. По представлениям автора, таким рубежным механизмом является воля.
Имиджи, таким образом, представляют собой как бы своеобразный «ген» нашей цивилизации, особый механизм воспроизводства собственно социального поведения человека. Такой «ген» выражает программирование поведения людей символами и образами социального успеха, причем используя в ка-
честве средства самих себя. Иначе говоря, имиджи, будучи выходной характеристикой психики, показывающей ее готовность к общению, гарантируют высокую вероятность постоянного воспроизводства ориентации поведения именно на социум, на групповые, а не индивидуальные ценности.
Отметим также, что имиджи имеют сложную структуру, не бывают изолированными («пакетируются»), даны одновременно на нескольких уровнях (индивидуальной психики, коммуникативного поля, на чисто внешнем, визажном уровне) и др. Конечно, проще всего было бы объяснять формирование имиджей воздействием некоего «коллективного бессознательного», в духе К. Юнга и Л.Н. Гумилева [2, 3].
Другими словами, по представлениям автора, воля работает так, чтобы в результате возник мотив: «То, что я хочу, может быть выражено социально, думать по такому поводу не стоит, потому что тревожно. Чтобы достичь цели и получить удовольствие в процессе достижения, вполне допустимо и необходимо нравиться другим людям».
Рассмотрим чуть более подробно возможную аргументацию в пользу приведенного тезиса. Оговорим сразу один важный аспект проблемы. Дело в том, что сама необходимость поведенческого выбора в имидже руководителя не абсолютна. В некоторых простейших случаях мы вообще обходимся без осознанного выбора, переходя на уровень сложных условных рефлексов. Переход к такому варианту поведения зависит от объема единичных ощущений и их целостных блоков («гештальтов»), оцененных психикой как новые, причем такая «оценка» осуществляется автоматизировано, выражаясь в уровне тревожности и непроизвольного внимания.
Кроме того, работа воли опосредована чисто физиологической готовностью человека к нагрузкам, его тонусом, что прямо учитывается в поведенческом выборе.
Иными словами, имидж руководителя совершенно не сводим к его визажу, он воздействует на подчиненных сразу на нескольких уровнях. Все бытие имиджа руководителя осуществляется как бы на нескольких энергетических уровнях, отличающихся друг от друга прежде всего именно степенью включенности личностных психических подсистем. Таких уровней три, что отражено на рис. 1.
А
/ \
___
I
Рис. 1. Уровни организации имиджа
Ордината графика выражает энергетические затраты, причем подчеркнем, что речь идет о психической энергии, которая всегда тратится «по минимуму» («принцип экономии сил»), необходимому для решения типичных для такого уровня поведенческих задач; по абсциссе - время (соответственно знаки «Е» и «Т» на графике). Для первого уровня («1») характерна деятельность условно- и безусловно-рефлекторных систем, что, естественно, объясняет приведенный выше принцип для поведения в несложных условиях или для решения довольно сложных объективно (например, в спорте), но часто повторяющихся задач. Имидж представлен здесь в основном неосознанно, на уровне миметических и поведенческих привычек.
Для второго уровня («2») нормой является следование групповым поведенческим стереотипам, и, в соответствии с принятой концепцией, роль имиджа здесь резко увеличивается. Третий уровень («3»), уровень чистого понимания, творчества, слишком сложен, чтобы говорить о нем в двух словах.
Роль имиджа на третьем уровне невелика и чувствуется лишь в стартовых, чувственных, психологических операциях, о чем речь пойдет ниже, равно как и о ментальных аспектах имиджа.
Такая роль обозначена на графике линией с кодом «Jm». Она отражает еще одну фундаментальную особенность личности. По представлениям автора, самосознание дискретно, прерывно. Переход с уровня на уровень может идти скачками; иначе говоря, «уровневая инерция» падает от 1 к 3 уровню. Дело в том, что на высших уровнях очень велики энергетические траты, и при первой иллюзии решения сложной задачи идет «сброс» на низший уровень.
Имидж руководителя, таким образом, выражает преимущественно социализированный уровень человеческой психики. Он реализуется, прежде всего, на «выходном» уровне, уровне готовности к выполнению групповой роли, поскольку сам имидж, оформляющийся именно тут, выражает единство группового и индивидуального опыта психологической защиты, опосредованного социальными целями человека и ситуацией. Естественно, общая логика схемы подразумевает зависимость - чем «ближе» уровень организации личности к подсознанию, дальней памяти, тем ниже роль чисто социальных ориентиров в процессах формирования имиджа; разумеется, дело сильно осложняется тем, что процессы формирования имиджа опосредованы микросредой человека и детерминирующими воздействиями макросреды, что часто переплетено самым затейливым образом.
Остается лишь выделить, хотя бы в самом общем виде, специфику каждого из уровней. Подчеркнем еще раз, что они различаются энергетикой, степенью управляемости (или долей т. н. рефлекторно-личностных ориентаций), частотой апелляций к дальней памяти, интуиции и т. д.
Уровень А. Будем понимать под таким шифром уровень социального обоснования поведения человека. Отличается высокой ролью рационально-понятийного «тракта» (психологическое социальное планирование, знаково-семантическая подсистема, выработанные предубеждения, непосредственная шифровка имиджей, коммуникационные феномены и т. д.). Здесь рекомендации по повышению эффективности имиджа руководителя очевидны, необходима акцентуация уверенности в себе, перспективности, связей, выгодности и совместимости с ценностями подчиненных.
Уровень В. Уровень бытия личностнодеятельной ориентации (или, пользуясь термином польских социологов, «стиля жизни»).
В нем как бы обобщаются, системно связываются процессы, идущие на предыдущих уровнях. Своеобразным нормативно-ценностным «центром» такого уровня должна являться картина целей, ради которой человек готов действовать реально. Как уже отмечалось, возможны несколько ориентаций
(или «стилей жизни») - прагматическая, гедонистическая, дионисийская, ригористическая и т. д. Уровни А и В можно объединить в известном термине «социальная Я-сис-тема». Именно эти уровни и определяют бытие имиджа руководителя.
Уровень С. Назовем его уровнем выбора предубеждений. На таком уровне происходит сложнейшее согласование неуправляемых, автоматизированных, стремящихся к гомеостазе психических процессов с социальным «Я». Центром такого уровня являются движения воли, о чем речь пойдет ниже. Будем называть такой уровень «витальным Я» человека.
Имидж руководителя на этом уровне дан в трансляции именно таких предубеждений, причем совместимых с нравственными эталонами окружающих, что часто создает эффект «человечности руководителя».
Уровень Д. Описание такого уровня наиболее затруднительно, поскольку именно тут формируются фобии, комплексы, цепочки ассоциативного разгона и т. д. Другими словами, здесь хранится и организуется доволе-вая экзистенциональная информация. Она выражает сам исходный принцип жизни высших уровней - боязнь и необходимость самопознания одновременно, фундаментальность страха себя как скрытую и формализуемую на других уровнях в десятках форм основу бытия личности.
Имидж руководителя должен закрывать этот уровень полностью.
Уровень Е. Назовем его условно рефлекторным уровнем личности, где происходит отождествление, идентификация собственно физиологических и психических реакций. Демонстрация простительных телесных и личностных слабостей вполне допускается в имидже руководителя.
Разумеется, такое описание гипотетических уровней организации личности очень фрагментарно и функционально, что опреде-
ляется целями работы. Качество и законы взаимосвязи «сквозных» и «уровневых» процессов жизни психики интересуют нас лишь со стороны формирования имиджа.
Подчеркнем, что существует и общий настрой, эмоциональное поле, заметно влияющее на имидж, зависящее, таким образом, от новизны информации восприятия, самочувствия, остаточных процессов предшествующих состояний, причем чаще всего оно удивительно точно чувствуется подчиненными. Но первичность попыток принять решение, отграниченное установками, достаточно ярко показывает, что опыт имиджей общения гораздо древнее, так что зачастую кажется, он возник не в XX в. и не является результатом индустрии развлечений и моды в эру истеблишмента, как иногда об этом пишут. Напротив, сама природа управления представляет собой одно из направлений приспособления мира социума к древней привычке человека к конструированию имиджей.
Таково, в общих чертах, понимание автором сложнейших проблем соотнесенности личности руководителя и имиджа, необычайно тонкого механизма возникновения последнего не за счет какого-то навязывания извне, но из самых интимных глубин воспроизводства ощущения «Я» в личности и боязни этого ощущения, мешающего спокойно и стереотипно общаться. Во всяком случае, остальные трактовки оставляют чувство несколько излишней тяги к иррационализму.
1. Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. Рязань, 1997.
2. Юнг К. Психологические типы. М., 1996.
3. Гумилев Л.Н. Этносфера. М., 1994.
Поступила в редакцию 8.04.2011 г.
UDC 37
IMAGE SPECIFICS OF CHIEF OF EDUCATIONAL INSTITUTION
Larisa Viktorovna Safarycheva, Tambov Branch of Moscow Open Social Academy, Tambov, Russia, Director, tel: 89537018166
The article is devoted to the traditionally actual problem of image formation of chief. The attributes of image and specifics of its formation in conditions of dynamically changing management environment, organization levels of this image and interrelations between them are described. The statement about deep dependence if chief’s image and personal complexes is introduced.
Key words: image; levels of image structure; personality.
1б0