Научная статья на тему 'Имидж как атрибут социального поведения'

Имидж как атрибут социального поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
724
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гузенина С. В., Федоров И. А., Логвинова Т. В.

Статья посвящена социальному поведению человека. Одним из атрибутов социального поведения выступает имидж, суть которого заключается в целенаправленной организации символьной стороны духовной жизни и ориентации поведения субъектов на эталон желаемого впечатления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE AS AN ATTRIBUTE OF SOCIAL BEHAVIOR

Article is devoted to social behavior of the person. As one of attributes of social behavior the image which essence consists in the purposeful organization of the symbolical party of spiritual life and orientation of behavior of subjects to a standard of desirable impression acts.

Текст научной работы на тему «Имидж как атрибут социального поведения»

Гузенина С. В.

кандидат социологических наук доцент кафедры теоретической и прикладной социологии ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»

Федоров И. А. доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной социологии ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»

Логвинова Т. В.

преподаватель кафедры государственного и муниципального управления

Тамбовского филиала РАНХиГС г. Тамбов

ИМИДЖ КАК АТРИБУТ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена социальному поведению человека. Одним из атрибутов социального поведения выступает имидж, суть которого заключается в целенаправленной организации символьной стороны духовной жизни и ориентации поведения субъектов на эталон желаемого впечатления. Ключевые слова: социальное поведение, имидж.

Guzenina S. V.

candidate of sociological sciences associate professor of theoretical and applied sociology FGOUVPO «The Tambov state university of a name of G. R. Derzhavin»

Fedorov I. A.

doctor of sociological sciences, professor, professor of chair of theoretical and applied sociology FGOUVPO «The Tambov state university of a name of G. R. Derzhavin»

Logvinova T. V.

teacher of chair of the public and municipal administration of the Tambov branch РАНХиГС city of Tambov

IMAGE AS AN ATTRIBUTE OF SOCIAL BEHAVIOR

Abstract: Article is devoted to social behavior of the person. As one of attributes of social behavior the image which essence consists in the purposeful organization of the symbolical party of spiritual life and orientation of behavior of subjects to a standard of desirable impression acts.

Key words: social behavior, image.

Проблемное поле социального поведения столь колоссально, что выделить какие-то единые положения или просто инварианты для всех научных методологических подходов, не впадая в субъективизм, невозможно. Это делает особенно актуальной задачу интеллектуального выбора в вопросе о природе и морфемах социального поведения.

Довольно сложно выделить грань, отделяющую социальное поведение человека от несоциального, поскольку в целом поведение человека имеет топологические, «сквозные» детерминанты, которые действуют в любом поведенческом акте.

Авторская трактовка социального поведения может быть обозначена в рамках следующих положений:

1. Социальное поведение является очевидной реальностью и выражает важнейшие законы человеческого общежития; оно не является частью поведения человека и выражает осознанную необходимость коллективизма; такое поведение изначально возникло из несимметричности рефлексии и задач выживания;

2. Социальное поведение поддерживается соответствующими функциями всех социальных институтов и самой топологией психики большинства людей, основанной на принципе «экономии сил» через символьное подражание;

3. Человеческое существование в мире протекает как блокирование экзистенциального давления базовых чувствований (одиночества, смертности и в этой связи - абсурдности бытия), поскольку основу личности составляют психические комплексы, данные через систему фобий, страхов, предубеждений, условно называемые «экзистенциалом», при этом страх перед экзистенциалом провоцирует личность «блокировать» данный комплекс, таким образом, в среднем социальное поведение личности может быть описано как постоянно воспроизводящаяся (нон-стоп) и вынужденная попытка быть «не-собой»;

4. Некоторые акты человеческого поведения не могут быть признаны социальным поведением, девиантным поведением или асоциальным поведением, поскольку они детерминированы экзистенциальным личностным выбором, а потому не могут быть классифицированы по шкале «социальности»;

5. Социальное поведение, очевидно, может быть признано регулируемым атрибутом общественной жизни, что абсолютно не характерно для духовной жизни общества (на всех уровнях социальной организации);

6. Личность несводима к сумме социальных ролей и постоянному стремлению к социальному поведению; существуют ситуации, когда психика личности вообще не подчиняется социальным нормам, правилам, эталонам, традициям и даже формальной логике: любовь, бескорыстная дружба, самопожертвование, жалость, рефлексия, творчество, тоска, ностальгия и др.;

7. Подлинное бытие личности выражено в переживании человеком своего «бытия-в мире», которое не может быть познано внешне, объяснимо через объективные причины;

8. Нерасчлененность человека и мира ставит перед личностью целый ряд важнейших вопросов о нравственном выборе, степени свободы, экзистенциальной вины, способности принимать решения, отношении к смерти, ответственности за других людей;

9. В самой социальной жизни существует ее самоотрицание или возможность «выхода» за пределы отчужденной социальности, которая дана в духовной коммуникации, высшей форме человеческого общения;

10. Духовная коммуникация представляет собой дисфункциональный процесс, поскольку как часть мира духовности она противостоит отчуждению коллективного бытия, указывая самим своим существованием на редкую, почти утопическую возможность духовных коммуницирований и на уровне коллективного сознания.

Одним из атрибутов социального поведения выступает имидж, суть которого заключается в целенаправленной организации символьной стороны духовной жизни и ориентации поведения субъектов на эталон желаемого впечатления.

В целом, имиджи представляют собой своеобразную, закрепленную в образах, символах и нормах программу социального поведения людей и их объединений, они возникли вместе с феноменами группового поведения и существовали ещё в догосударственную эпоху цивилизации, имеют ряд очевидных функций тотемного поведения и показывают опыт закрепления норм общежития в индивидуальной психике, групповом сознании и позволяют сберечь психические силы за счет копирования эталонных образцов, то есть гарантируют воспроизводство ориентации людей на символы группового успеха.

Стартовой точкой конкретного имиджа является не желание «транслировать себя», но желание создать такую модель себя у других, чтобы достичь успеха.

Сама структура имиджа показывает, что он является условным «социальным компасом» в общении с другими.

Элементарными «молекулами» структуры имиджа выступают фиксированные символьные аспекты одежды, речи, интонации, паузы, мимики, позы, походки, организации пространства вокруг себя, секс -символов, запаха и другого, что опосредовано ситуацией и образами тех, для кого строится имидж.

Выделяют следующие функции имиджа:

- психической защиты (маскировки),

- социального тренинга (выработки стереотипов поведения),

- мимесиса (получения наслаждения от реализаии тяги к игре, актерству);

- любой имидж показывает духовный опыт социального эгоизма, живучесть жизненного принципа «показаться, чтобы преуспеть».

Имидж поддается моделированию, причем возможна социальная технология, воссоздающая его качество в ходе лабораторного эксперимента, более того, он имеет измеряемые социологическими методами свойства (в том числе атрибутивные), определенные характеристики, функции и маркеры.

Имидж представляет собой систему социального программирования духовной жизни и поведения субъектов (индивидов и групп) общецивилизованными и ментальными стереотипами и символами группового поведения, опосредованную мощью мотивации успеха, эталоном желаемого впечатления, мимитическими способностями субъекта и ситуацией.

В целом, имиджи ортогональны нравственности; иными словами, в жизни человека и общества есть состояния «вне имиджа» (высокая духовность, вера, любовь), когда психические затраты личности максимальны. Имидж же, напротив, выражает фундаментальный принцип «экономии психических сил» через распространение комплекса стереотипных выборов варианта поведения на возможно большее число ситуаций.

Однако даже и в имидже есть точка его собственного отрицания, т. е. такой набор признаков человека как духовного существа, который не может скрыть даже самый совершенный имидж. Это так называемая «жалоба», то есть невербальная просьба о понимании.

Хотя такая просьба присутствует в имидже очень скрыто, её почти всегда можно зафиксировать в поведении, облике или организации личного пространства. К примеру, навязчивая демонстрация дорогих часов, элитной марки сигар, последней модели сотового телефона большой загруженности и постоянной необходимости «сделать звонок», успеха у женщин (допустим, в кабинете на самом видном месте расположено соответствующее фото). Все такие примеры на самом деле работают вовсе не «на», а как раз «против» имиджа, т. к. иллюстрируют отчаянную попытку произвести нужное впечатление и обнажают вовсе не социальное, а именно человеческое в человеке, показывают в имидже наличествующую «трещину» как психологический крик о помощи.

Весьма любопытный аспект имиджа - эффект «прирастания маски».

Поскольку отрицание имиджа никогда не прощается социумом (достаточно вспомнить громкие истории о похождениях высокопоставленных лиц, которые закончились плачевно для их карьеры), публичная личность сталкивается с ситуацией вынужденного нахождения в рамках имиджа практически постоянно. Должность чиновника не предполагает, что вечером горожане увидят его танцующим ламбаду в ближайшем ресторане: в той или иной форме, но расплата будет неизбежной, поскольку социальное поведение не должно нарушаться, имидж требует социальной покорности и всегда апеллирует к нормативности и социальному конформизму. По этой причине имидж становится естественно -привычным, а потому и любая возможность его изменения воспринимается как угроза для системной устойчивости индивидуальной психики. Если имидж был незаметно и окончательно интериоризирован психикой, социальные ценности становятся для человека приоритетными. При этом важно понять, что если точка бифуркации пройдена - психологически для личности нет «пути назад» и имидж (маска) становится качественной характеристикой ценностных приоритетов.

Но при сохраняющейся психической возможности выхода за пределы имиджевого общения, человек, так или иначе, будет стремиться к духовным коммуникациям, поскольку только в искренней дружбе, симпатии, любви и совместном творчестве мы способны преодолеть социальное отчуждение и саму трагичность, конечность и абсурдность человеческой жизни.

Духовная внеимиджевая коммуникация позволяет выйти за границы установленных правил: морали, социальных норм и стереотипов, заданных образцов поведения. Она дает альтернативу душевному одиночеству и возможность для самовыражения, в которой могут присутствовать любые формы искреннего диалога: игра, исповедь, флирт, размышление, воспоминание, спор, дискуссия, шутка и т. д.

Коммуникация вне имиджа всегда служит источником вдохновения и обеспечивает ощущение истины бытия и полноты жизни без назидания, отторжения или опасности социального осуждения, поскольку мы принимаем и понимаем человека как «самоё себя» без учета статусных, материальных, гендерных и иных социальных атрибутов.

Список литературы

1. Федоров И. А. Имидж как программирование поведения людей / И. А. Федоров. Рязань: Новое время,1997. 235с.

2. Гузенина С. В. Образ Родины как духовная основа социального поведения: Монография / С. В. Гузенина. -Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG., 2014. - 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.