Научная статья на тему 'Особенности формирования имиджа руководителя как фактор повышения эффективности деятельности предприятия'

Особенности формирования имиджа руководителя как фактор повышения эффективности деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5580
683
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ / ПЕРЦЕПЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ / ИМИДЖ ТОП-МЕНЕДЖЕРА / ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дурдыева Д.А.

В статье рассмотрены особенности формирования имиджа руководителя, его структура, подходы к его исследованию. Исследовано понятие и сущность термина «имидж», составляющие имиджа руководителя, грани рассмотрения имиджа и место имиджа руководителя в управленческой культуре, формирование имиджа руководителя компании; влияние непосредственно имиджа на деловые отношения; взаимозависимость профессиональных и личностных характеристик имиджа руководителя; перцепция управленческого коллектива, руководителя; образ идеального руководителя; коммуникативные характеристики личности топ-менеджера; психологические нюансы и особенности непосредственно личности руководителя; психологический профессионализм руководителя; гендерные различия в сфере управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования имиджа руководителя как фактор повышения эффективности деятельности предприятия»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Затем для каждого предприятия рассчитывается значение рейтинговой оценки по формуле:

R = [(1-C1i)2 + (1-C2i)2 + (1-C3i)2 + (1-C4i)2]1/2 Деятельность предприятия с минимальным значением рейтинговой оценки является наиболее эффективной.

Список использованной литературы:

1. Салихова И.С. Показатели и методы оценки эффективности использования заёмных средств // Устойчивое развитие социально-экономических систем: наука и практика: сборник материалов III Международной научно-практической конференции [Электронное издание] - М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016.С. 1170-1178

2. Велиева С.Э., Агеева Ю.П. Теоретические аспекты несостоятельности и диагностики вероятности банкротства // Символ науки.2016. №3-1. С 45-47.

© Доронина Ф.Х., 2017

УДК 332.1

Д.А.Дурдыева

канд.экон.наук, доцент, Пятигорский медико-фармацевтический институт филиал ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» Минздрава России, г.Пятигорск

E-mail: 89283740781@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности формирования имиджа руководителя, его структура, подходы к его исследованию. Исследовано понятие и сущность термина «имидж», составляющие имиджа руководителя, грани рассмотрения имиджа и место имиджа руководителя в управленческой культуре, формирование имиджа руководителя компании; влияние непосредственно имиджа на деловые отношения; взаимозависимость профессиональных и личностных характеристик имиджа руководителя; перцепция управленческого коллектива, руководителя; образ идеального руководителя; коммуникативные характеристики личности топ-менеджера; психологические нюансы и особенности непосредственно личности руководителя; психологический профессионализм руководителя; гендерные различия в сфере управления.

Ключевые слова

Имидж руководителя, перцепция, эффективность организации, личностные характеристики руководителя, имидж топ-менеджера, образ идеального руководителя, профессионализм руководителя.

Современный динамичный тем жизни и развития бизнеса диктует свои правила выживания, характеризующиеся изменениями в структуре и жизни общества. Любая организация, таргетированная на эффективность и прибыль, ключевым ресурсом имеет персонал и зависит, прежде всего, от руководителя. Именно поэтому исследование базовых характеристик профессиональной компетенции современных руководителей различного ранга вызывает повышенный интерес экономистов.

Затруднение социальных связей и деловой жизнедеятельности активизируют пристальное внимание к такому феномену, как имидж. Информационный стресс и непрерывный поток требует от субъектов увеличения оперативности регулирования отношений и суждений, что увеличивает значимость социально-ролевого взаимодействия в обществе. Главным феноменом психологического базиса такого взаимодействия

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

является имидж. Проблемы, имеющие отношение к имиджу, разрабатываются в исследованиях различных областей и наук: менеджмента, психологии, социологии.

Современные исследования в области имиджа и его составляющих имеют достаточно высокий потенциал роста. Алгоритм формирования и субъективного восприятия своего имиджа и имиджа реципиента затрагивает механизм функционирования личностного сознания, что имеет непосредственное значение для менеджмента и психологии. Имидж любого управленца, в частности топ-менеджера, нередко становится главенствующим показателем эффективности его работы, т. к. необходимы новые модели презентативного поведения. В рамках концепции личностного и профессионального становления также исследуется ряд проблем профессионального имиджа [1].

Имидж руководителя определяется как регулятор профессионального поведения как непосредственно самих руководителей, так и их работников. Основываясь на исследованиях особенностей перцептивного восприятия сложившегося образа управленца и подчиненного в компании, руководитель имеет возможность корректировать и совершенствовать реализуемый профессиональный имидж.

Другими словами, имидж является составной частью управленческой деятельности, его наличие, формирование и алгоритм реализации — существенная профессиональная характеристика руководителя.

В настоящее время, несмотря на множество теоретических, методологических и эмпирических исследований данной проблемы, остается целый ряд вопросов, требующих дальнейшей разработки и современного осмысления.

Известно, что новые социально-экономические условия в России актуализируют спрос на ярких, креативных, профессиональных руководителей с выраженными моральными, нравственными, интеллектуальными характеристиками и развитыми управленческими компетенциями, и знаниями, сознательно внедряющих все эти показатели проектируемый имидж. Однако в известных исследованиях нет однозначных императивов по поводу природы, условий и необходимых факторов формирования имиджа топ-менеджера. Исследования, посвященные имиджу (Е.А. Петрова, В.Л. Черепанова, И.Л. Чертыкова и др.), рассматривают профессионально значимые морально-нравственные качества личности руководителей, мировоззренческие установки, презентация внешности, владение специальными приемами общения и др.

Вопрос формирования имиджа руководителя является недостаточно разработанной в отечественной науке. Условия формирования положительного имиджа руководителя до настоящего времени не были предметом целенаправленного, комплексного исследования, хотя в реальной практике формирование имиджа руководителя являются одной из самых массовых проблем современного менеджмента.

Развитие экономических и рыночных отношений, трансформация управленческих навыков и ресурсов, динамичное изменение окружающей среды - все это способствует значительному изменению подходов к руководителю как к таковому. Именно поэтому на первый план выходит такое понятие как имидж руководителя, который до настоящего времени не использовался вообще, или употреблялся крайне редко. В настоящее время и научные публикации, и практические споры, и дискуссии, и деловые тренинги имеют объектом исследования, внедрения и реализации имидж.

В настоящее время у исследователей в области менеджмента и психологии нет единого однозначно сложившегося мнения о категории «имидж».

Мнения ученых диаметрально противоположны. Некоторые высказываются о наличии и необходимости целенаправленно формировать имидж, его корректировать и совершенствовать, учитывать этнопсихологические особенности воспринимающего субъекта, учитывать окружающую среду реализации имиджа, влиять с его помощью на поведение и решения людей. Другие, указывая на этическую сторону данного вопроса, говорят о некоторой неэтичности в отношении манипулирования человеческим сознанием, мнением и поведением людей путем формирования заданного, заранее определенного имиджа. Некоторые ученые считают, что имидж не приспособляем к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом и социумом.

Углубляясь в изучение данного вопроса и анализируя высказывания различных авторов о сущности и признаках сформировавшегося понятия «имидж» в современном менеджменте, можно утверждать о многогранности, многозадачности, объемности данного понятия и вв. практическом плане соблюдении

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

осторожности в реализации данного управленческого феномена. На формирование понятия имиджа первоначально оказывало влияние различных отраслей наук, чем и объясняется его многогранность и неоднозначность трактовок.

Оно образовывалось в поле зрения различных наук и стало непосредственно междисциплинарным понятием. В его поступательном развитии условно хотелось бы обозначить несколько этапов — от достаточно простого, этимологического, до однозначно научно структурированного понятийного аппарата:

• имидж как достаточно простая совокупность некоторых окружающих характеристик, которые часто являются импульсом для ассоциаций с тем или иным стилем в моде («деловой имидж», «имидж в спорте», «романтический имидж»);

• имидж как взаимосвязь внешних характеристик и психологических поведенческих компетенций;

• имидж не только как совокупность обозначенных компонентов, но и самостоятельный объект; все структурные компоненты которого при этом играют роль непосредственно имиджформирующей информации;

• имидж как однозначно устойчивое мнение, складывающееся у потребителя имиджа на основе полученной имиджформирующей информации, как репутация объекта или явления.

В современном менеджменте имидж руководителя рассматривается в рамках такого раздела психологии как психология управления. Имидж руководителя как явление анализируется в разрезе следующих вопросов: формирование имиджа компании; влияние непосредственно имиджа на деловые отношения; взаимозависимость профессиональных и личностных характеристик имиджа руководителя; перцепция управленческого коллектива, руководителя; образ идеального руководителя; коммуникативные характеристики личности топ-менеджера; психологические нюансы и особенности непосредственно личности руководителя; психологический профессионализм руководителя; гендерные различия в сфере управления и др.

В научном сообществе понятие «имидж» было обозначено только в начале 60-х гг. ХХ века К. Болдингом, выделившим вопросы исследования имиджа в самостоятельную отрасль, назвав ее имиджеведением.

Изучая и анализируя иностранные источники литературы, позволяет сделать вывод о том, что многогранность трактовок понятия имиджа как институциональной категории менеджмента может быть интерпретирована по-разному:

1. Искусственно сформированная имитация или презентация внешней формы определенного объекта, чаще всего личности. Имидж является образным представлением о воспринимаемом человеке, определенном товаре или институте, целенаправленно формируемым в сознании общества с помощью средств массмедиа, публикаций и рекламы.

2. Определение желаемого определенного образа, который формируется, создаётся в целях побуждения желаемых изменений в восприятии и поведении работников и подчиненных, оказать на них заранее определенное непосредственное социально - психологическое влияние.

3. Набор смыслов и впечатлений, из-за которых определенный объект становится достаточно известным и, благодаря которым, потребители имиджа в определенной степени описывают его, долго помнят и начинают относиться к объекту заранее заданным образом.

Таким образом, популярность, стабильность, престиж, репутация, авторитетность конкретного человека зависят именно от его имиджа. А имидж, как известно, является центральным компонентом сферы нематериальных ресурсов любого индивида.

Таким образом, можно утверждать, что имидж - это целенаправленно сформированный образ организации, политического деятеля, лидера, менеджера, руководителя, характеризующийся системой впечатлений, значений, перцепций и эмоционального восприятия, которые ассоциируются с определенным объектом [2].

Понятие «имидж» является синонимом понятий «образ», «персонификация», но оно более обобщенное, включающее не только естественные свойства данного объекта, но специально выработанные, созданные, сформированные. Суть персонификации - довести до общественности мотив процветания

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

человека, прочность его материально-финансовых возможностей, высокий профессионализм, что способствует формированию благожелательного отношения работников, потребителей, конкурентов.

На основании исследования сущности понятия «имидж», концептуальных базисов и особенностей управленческой культуры менеджера, можно говорить о дефиниции понятия имидж - «имидж - устойчивый, эмоционально окрашенный образ, направленный на создание, поддержание и усиление позитивного общественного мнения о престиже и репутации человека» [3].

В зарубежной литературе термин «имидж» обычно используется для обозначения особого рода образов-представлений, часто употребляемых различными государственными институтами, формирующими массовое сознание. Например, в США широко распространены имиджи «американского образа жизни», «среднего американца», «патриота» и т. п. Особое внимание проблемам имиджа уделяется в литературе, рассматривающей психологические и социально-психологические аспекты рекламного бизнеса.

Существенной особенностью подхода к понятию имиджа за рубежом можно назвать его практическую направленность. Обзор и анализ западных публикаций позволяет сделать вывод, что большинство авторов подходит к имиджу, как к набору определенных конкретных рекомендаций (практические навыки правильно двигаться, вести беседу и диалог, устанавливать визуальный контакт, играть интонацией и т.п.) и не ставят целью теоретического обобщения понятия имидж.

В России исследовательский интерес к категории «имидж» возник в конце ХХ века и был связан с фамилиями таких ученых, как В.М. Шепель, П.С Гуревич, А.П. Жмыриков, Е.В. Егорова-Гантман, И.Д. Ладанов, О.Л. Феофанов и другие. Преимущественно, имидж рассматривался учеными как действенное средство формирования и управления массовым сознанием людей.

Основатель Лиги имиджмейкеров В.М. Шепель относительно недавно в конце 90х годов ввел в России новую отрасль развития менеджмента и психологии - имиджелогию, которую определелил как «науку о технологии личного обаяния». В. М. Шепель обозначал «практическое предназначение - сделать людское общение радостным и взаимопритягательным. Обаяние личности всегда было и остается наимощнейшим фактором впечатляющего воздействия на тех, с кем она общается» [5].

В.М. Шепель ввел нестереотипное понимание имиджа. Он отразил тонкую грань различий между калькированными переводом слова «имидж» с английского языка как «образ» и сущностным наполнением явления. По утверждениям В.М, Шепеля, «...имидж является внешним отражением... человеческого образа в глазах окружающих, наглядно-выразительным „срезом" его личностных характеристик» [5]. То есть полностью отождествлять имидж с образом было бы достаточно грубым обобщением, поскольку имидж -это только видимые элементы образа (импульсивность, манеры, внешность, визуальная привлекательность). А образ определяется как некоторое обобщение личности, на которую оказывают влияние и историческая эпоха существования, и социальный статус, и характерные условия проживания. А имидж в данном случае выступает некоторой формой жизнепроявления, в результате которого отражаются только видимые, как правило, лучшие личностные и деловые характеристики. «Личный имидж - это средовое явление. В том смысле, что он выступает как оценочное отношение какой-то группы или слоя людей»[4].

В некоторых исследованиях акцентируется внимание на том, что понятие «имидж» может формироваться не только включая существующие естественные характеристики человека, но и искусственно выработанные, специально созданные с заданными параметрами.

Важным аспектом сущности имиджа является его функциональность. Дургими словами, имидж не должен быть конечной целью, он рассматривается лишь как средство и создается, формируется и корректируется для определенных целей. При помощи целенаправленно сформированного имиджа можно добиться определенных целей, оптимизировать деятельность.

Рассмотрение имиджа руководителя практически невозможно без исследования его непосредственно профессиональных особенностей. Профессиональный имидж управленца формируется не только под влиянием требований определенной профессиональной отрасли функциональных обязанностей, но при значительном влиянии выполняемой социальной роли, определенной на уровне взаимодействия с подчиненными. В частности, менеджер среднего звена вынужден находится достаточно сложных взаимоотношениях с работниками различных уровней иерархии компании и, соответственно, реализует

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

гораздо более сложную ролевую функцию. Следовательно, необходимо отметить важность влияния типа организации, вида иерархических управленческих взаимоотношений, в которых состоит субъект, реализующий имидж.

Следует выделить некоторые существенные качества, характеризующие профессиональную компетенцию руководителя. Для определения сущности имиджа необходимо понимать, что руководитель должен быть успешным при решении следующего ряда задач:

• целеполагание, разрешение конфликтов, планирование и др.;

• качества, определяющие основы успешного поведения - умение внимательно слушать, умение доступно излагать свои мысли, достаточная стрессоустойчивость, тактичность и т.д.;

• на уровне личности — мотивационные, ценностные ориентации, интеллектуальные умения и др.

При варьировании данных качеств формируется некоторая динамическая модель руководителя,

которая у различных категорий окружающих воспринимается по-разному: клиенты наполняют данный образ одними характеристиками, партнеры - другими ожидаемыми качествами, подчиненные - свойствами, желаемыми и ожидаемыми для успешного процветания предприятия. И учитывая динамику и дифференциацию мировоззренческих установок различных категорий реципиентов имиджа руководителя, можно предположить, что имидж руководителя может пониматься в двух смыслах — широком в узком.

В узком смысле понимание имиджа сводится к набору знаков и символов, отражающих визуально определенный посыл обществу, это внешняя сторона субъекта, некая ожидаемая и желаемая картинка успешного руководителя.

Имидж в широком смысле представляет собой внутреннюю работу индивида по созданию многогранно сложной взаимозависимой связи качественно дифференцированных, разнородных явлений физической и духовной природы, гармоничную органическую совокупность взаимосвязанных внутренних и внешних проявлений человека.

Посредством реализации аналитического подхода в определении имиджа выделены три группы характерных качеств, определяющих основы формирования и восприятия реципиентами имиджа.

В первой группе определены: коммуникабельность (возможность легко контактировать с окружающими), эмпатичность (способность к сочувствию), рефлексивность (понимание другого человека), красноречивость (способность воздействовать словами). Обладание данными компетенциями и способностями и перманентное их развитие является залогом создания эффективного имиджа.

Ко второй группе относятся характеристики личности вытекающие из уровня образования и характера воспитания: определенные нравственные ценности, степень психического здоровья.

Третью группу составляют личностные компетенции, выработка которых обусловлена жизненным и профессиональным опытом индивида.

Рассматривая профессиональные характеристики имиджа, можно утверждать, что в формировании имиджа не последнюю роль играет физический облик человека. Внешность человека характеризуется типом сложения, гендерными, возрастными и расовыми особенностями. Кроме анатомических признаков, которые формируют физический облик человека, немаловажным компонентом его внешнего образа являются функциональные признаки. Они включают в себя мимику, жестикуляцию, походку, осанку, голос, а также речь.

Для понимания сущности менеджера необходимо выделить в структуре его имиджа мировоззренческую и поведенческую стороны. Сторона мировоззренческая включает осознание общественной значимости профессии, убежденность в правильности профессионального выбора, сформированность системы принципов гуманистических ценностных ориентации на работу с персоналом заведения. Поведенческая сторона позиции - это способность руководителя самостоятельно принимать решение в различных ситуациях, проявление активности и оказание помощи подчиненным, создание благоприятных условий для их развития.

Профессионально осуществляемая управленческая деятельность в современных условиях значительной нестабильности экономических и социальных процессов безусловно требует от менеджера

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

таких компетенций как адекватное реагирование на изменение ситуации, способность к риску, внедрение и управление инновациями.

Среди динамических особенностей управленческих навыков и процессов в имидже руководителя наиболее важными являются способность к длительной напряженной работе, скорость мышления, умения быстро включаться в новую деятельность и переходить с одного вида на другой, эмоциональная уравновешенность, избежание импульсивных реакций.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первичное представление о человеке, о руководителе формирует именно имидж. Имидж является определенной личностной особенностью, определенной маской, вывеской, логотипом, если так можно выразиться в отношении человека. Имидж чаще всего использует синергетический эффект от совокупности личностно-деловых качеств, положительно характеризующих руководителя: в целом имидж привлекательнее, чем просто человеческий профессионализм, авторитет, престиж организации, которую он возглавляет. В настоящее время обладание имиджем - насущная необходимость ведения деловой жизни, поскольку без создания такового ведение успешной и эффективной деятельности практически невозможно (например, в некоторых отраслях сферы услуг, привлекательность которых складывается из имиджа руководителя и его команды - юридические компании, консалтинговые и т.д.).

Список использованной литературы:

1. Алдаганова Р.В., Новоселова Н.Н. Кадровый потенциал предприятия и основные направления его совершенствования// Тенденции и императивы управления бизнес-процессами и отраслевыми рынками в обеспечении устойчивого развития региона Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск. 2015. С. 12-14.

2. Андреева Ю.В. Взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителя : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Казань, 2014. - 179 с. РГБ ОД, 61:02-19/352-8

3. Березина Д.В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Новосибирск -2015. - с. 16

4. Гениндоржиева Димид Батоболотовна Концепция харизмы Макса Вебера // Вестник БГУ. 2013. №°5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kоntseptsiya-harizmy-maksa-vebera (дата обращения: 06.01.2017).

5. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям / М.: Народное образование, 2012. - с.12

© Дурдыева Д.А., 2017

УДК 339.137.21

Жердецкая А.М.,

студент, СПбГЭУ

Просвирин А.А.,

студент, ПГУПС г. Санкт-Петербург, Российская Федерация zherdetsckaya.lina@ya. ги

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

Современные условия хозяйствования обусловливают необходимость регулярного проведения оценки конкурентоспособности предприятия. В статье подчеркивается, что методы оценки конкурентоспособности разнообразны и зависят от цели и субъектов исследования, а также возможности получения необходимой исходной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.