МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
изменения и проблемы, так как в ходе социальной адаптации осваиваются и усваиваются не все, а только относительно стабильные и значимые элементы социальной среды, наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем.
© Косик С.Л., 2016
УДК 316.473
Коско Александр Александрович
Слушатель Академии управления МВД России,
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
О ПОНЯТИИ ИМИДЖА. ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ (НАЧАЛЬНИКА) ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация
В статье раскрывается понятие имиджа, в том числе руководителя (начальника) органа внутренних дел.
Ключевые слова
Имидж, средства массовой информации, руководитель (начальник) органа внутренних дел.
Вопросам формирования и развития имиджа уделяли внимание представители разных сословий на различных исторических этапах. Цицерон, раскрывая природу имиджа, заметил: «...нам было легче всего казаться такими, каковы мы были в действительности - хотя важнее всего, чтобы мы были такими, какими хотим считаться...» [1, с.4]. Макиавелли Н., в трактате «Государь», писал: «Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность... Государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать - вредно, тогда как обладать ими - полезно» [2, с.52-53]. Кроме того, Макиавелли Н. составляет портрет имиджа идеального: «Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это необходимо» [2, с.53]. Таким образом, Макиавелли Н. среди качеств, необходимых государю указал на: сострадание, верность слову, искренность, честность, милостливость, прямодушие, благочестие» [2, с.53].
Руководители (начальники) органов внутренних дел, как государственные служащие обязаны обладать, прежде всего, такими качествами как: профессионализм, компетентность, честность, порядочность, ответственность.
Впервые понятие имидж появилось в сфере рыночных отношений в начале 60-ходов XX века как инструмент психологической борьбы за потребителя и в дальнейшем эта область знаний сформировалась в такую науку как имиджведение, основоположником которой стал американский экономист К. Боулдинг.
Позднее понятие имидж широко стало использоваться в американской практике избирательных кампаний. Имидж употребляется уже в политической науке, как необходимое знание, используемое при организации и проведении избирательных кампаний.
Термин имидж (от английского image - изображение, образ, отражение) в современной научной литературе имеет множество определений.
Впервые научные определения имиджа даны такими зарубежными исследователями как Н. Вейл, Г. Вудвард, М.Джейм, П. Друкер, Р. Дентон, Ф. Котлер, П. Берд, Д. Мерсер, Э. Сэмпсон, Э. Барноу, К. Болдинг, Д. Ягер и другие.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
В исследованиях П. Берд имидж определяется как «общее впечатление, которое человек производит на окружающих. Оно складывается из того, как субъект представляет людям свои идеи, как ведет себя в обществе, как одевается, как говорит, что говорит и делает. Таким образом, личный имидж определяет и имидж работы человека и организации в целом, становясь визитной карточкой» [3, с.59]. Свои рассуждения, П. Берд дополняет тем, что имидж - это восприятие вас другими людьми. Имидж - общая картина вашей личности в глазах окружающих. Она складывается из того, как вы смотрите, говорите, одеваетесь и действуете, отражает ваши способности и моральные качества, позу и движения тела, аксессуары и окружение, компанию, в которую вы входите, и т. д. «...Так что, какой бы имидж вы не старались явить миру, он прежде всего должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней» [3, с.59].
«Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа им» [4, с.24], - пишет Э. Сэмпсон. Другими словами предлагается рассматривать имидж с позиции саморекламы. «Картинка снаружи рекламирует то, что есть внутри»,- считает Э. Сэмпсон [4, с.24].
Дж. Ягер, включает в свое определение прежде всего внешние характеристики личности: «имидж складывается из всей совокупности черт вашего облика, речи, манеры поведения и даже умения общаться с людьми» [5, с.18].
Поскольку многие исследователи относят имидж к знаковым характеристикам, где присутствует форма и содержание, следует выделить внешние признаки, обуславливающие содержательные характеристики имиджа. Как отмечает в своих исследованиях Э. Сэмпсон, наиболее характерными являются визуальные характеристики имиджа. В быстро двигающейся и динамично изменяющейся культуре у человека нет времени детализировать информацию о каждом индивиде. Визуальный имидж отличается первым. Тело, поза, одежда и другие внешние характеристики человека говорят задолго до того, как будет произнесено первое слово. Таким образом, это не просто параллельный процесс передачи информации, а процесс доминирующий [4, с.34].
Результаты проведенного анализа работ зарубежных исследователей, позволяет сделать вывод о том, что они имеют целью практические обобщения и позволяют более адаптироваться как к внутренней, так и внешней среде. В них содержатся конкретные рекомендации о том, как говорить, ходить, смотреть, какую выбрать интонацию и т.д.
В отечественной научной литературе отдельные вопросы имиджа более детально стали исследоваться во второй половине XX века, такими научными деятелями как В.М. Шепель, А.П. Жмыриков, О.Л. Феофанов, П.С. Гуревич, Е.В. Егорова-Гантман и другие, которыми имидж рассматривался как способ манипулирования массовым сознанием, заключающийся в контроле над сознанием и поведением людей на основе искаженных представлений об окружающей действительности.
По мнению Е.В. Егоровой-Гантман: «имидж - это образ, постоянно воспроизводимый самим субъектом и средствами коммуникации: определенные черты, качества лидера, взятые в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях электората» [6, с.30].
Б.И. Манякина, раскрывает имидж как «ассоциативный образ, представление о ком-либо или о чем-либо, наделяющий эти объекты различными социальными, политическими, личными и эстетическими и другими ценностями, не всегда имеющими основания в реальных свойствах самих объектов, но обладающими социальной значимостью для воспринимающих такой образ. Имидж блокирует когнитивное (рациональное) познание объекта и в то же время своим внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия» [7, с.62].
И.Д. Ладанов под имиджем понимает образ человека, прежде всего имеющего авторитет и высокий социальный статус [8].
Интересным представляется подход Р.Ф. Ромашкиной, имидж - это возникающий в массовом сознании образ, который дифференцирует другие образы, конкретен, целенаправленно формируется, относится к
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
конкретному человеку, существует в данный конкретный момент. Обратный процесс создания имиджа -процесс социального восприятия [9, с.60].
Применительно к профессиональной деятельности органов внутренних дел, категория имидж употребляется и в официальных документах [10]. Однако в приказе МВД России от 11.12.2015 г. N° 1165 этот термин не встречается, а вместо него говорится о положительном образе сотрудников органов внутренних дел [11].
Таким образом, большинство зарубежных и отечественных авторов определяют имидж через образ, что на наш взгляд не совсем правильно. Попробуем выявить отличия между понятиями образ и имидж.
В словаре русского языка С.И. Ожегова образ имеет следующие значения: облик, вид; живое, наглядное представление о чем-либо; обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления; характер, тип (в художественном представлении) [12, с.382]. Понятие образ употребляется в науке, литературе, политике, искусстве, в художественных произведениях и иных сферах.
В психологии образ определяется как «структурное формирование объекта (явления) в сознании субъекта, на основании интерпретирования получаемой информации органами чувств. Образ формируется в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями зависящий от системы знаний, которыми оперирует субъект, включающее в себя ощущение, восприятие, представление, понятийный слой, суждение, умозаключение» [13, с.123].
Таким образом, основными отличительными признаками между категориями имидж и образ являются:
1. Имидж включает в свою структуру, как внешние, так и внутренние характеристики, с одновременной их оценкой, соотнесением с определенной позицией в структуре социума;
2. Имидж основывается на коммуникации, формируется на сознательном и подсознательном уровнях;
3. Имидж могут иметь политики, известные деятели, фотомодели, фирмы, товары;
4. Имидж подразумевает целенаправленные усилия на его создание, корректировку, тогда как образ, как правило, возникающее стихийно представление о предмете или явлении.
Таким образом, имидж - это манеры поведения, внешняя привлекательность, которые являются видимыми элементами. Образ это общая характеристика личности, зависящая от исторического периода времени, отношению к определенной социальной группе. Следовательно, человеку, имеющему цель повлиять на общественное мнение, необходимо формировать свой имидж постоянно и целенаправленно, с привлечением различных средств воздействия, в том числе и при помощи средств массовой информации.
Многие исследователи выделяют три вида индивидуального имиджа: самоимидж, реальный, идеальный. В то же время каждый исследователь внес свои названия и небольшие нюансы в эту структуру. Так, С.Ф. Лисовский различает объективный имидж (впечатление об образе), субъективный (представление команды о своем руководителе) и моделируемый имидж (целенаправленно формируемый). Кроме того, С.Ф. Лисовский, решая вопрос классификации имиджа, полагает, что его необходимо условно делить на первичный (изначальный, базовый) и вторичный (базовые черты сохраняются, но в процессе коррекции добавляются некоторые новые «поверхностные» черты) [14, с.71].
Руководитель - это официально назначенное лицо, которое управляет, контролирует и несет юридическую ответственность за деятельность коллектива (организации).
Имидж руководителя включает разнообразные характеристики - личностные качества; организационные, управленческие способности; характеристики, сближающие руководителя с социумом (простота, сходное происхождение). Имидж создастся из реально присущих определенному лицу характеристик, а также дополняются качествами, необходимыми для усиления значимости личности, которые и ней самой представлены лишь потенциально.
При социологическом подходе имидж руководителя изучается во взаимосвязи его межличностных и коммуникативных взаимоотношений в коллективе. Основная функция имиджа заключается в самоидентификации, самопрезентации субъекта, а также в целенаправленной презентации определенного имиджа.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Самоидентификация заключается в психологического отождествлении себя с людьми, группами, в целях эффективного освоения различных видов социальной деятельности, общественных норм и ценностей. Самоидентификация может выражаться в виде подражания поведению какого-либо лица, путем причисления определённой группе, организации. Наиболее заметно она проявляется при совместной деятельности или функционирования.
При рассмотрении социологического подхода интересен подход драматурга И. Гофмана - на основе театрального представления. Гофман сравнивает взаимодействие между людьми с театром, когда человек в определённой ситуации играет порученную ему роль, под которой автор усматривает «...свод прав и обязанностей, сопряженных с данным статусом» [15, с.48-50]. Исполнители ролей И. Гофманом разделяются на две группы: искренние и циники. Циниками он называет людей, у которых отсутствуют, как вера в собственное действие, так и интерес к верованиям своей аудитории. Искренние это люди, которые верят в собственное действие и во впечатление, создаваемое своим исполнением. Циник - тот, кто не отождествляет себя со своей ролью, его цель - управлять своей аудиторией. Циника абсолютно не волнует, какое представление сформируется о нём у зрителей. Искренний исполнитель роли честно и неподдельно играет свою роль, отождествляя себя с ней.
И. Гофман сопоставляет человека с актером, играющему в каждой конкретной ситуации порученную режиссером роль. Автор считает, что существует три уровня управления убеждениями при взаимодействии: во-первых, индивидуальный исполнитель (индивидуальная самопрезентация), во-вторых, группа исполнителей (команда) и взаимодействие между исполнителем и командой. Таким образом, в процессе коммуникации (обмена информацией), индивид развивает свои идентичности [15, с.120-121].
Структурную схему имиджа руководителя предлагает отечественный исследователь Е.В. Егорова-Гантман. Существует три группы, из которых состоит имидж руководителя: персональные, социальные и символические [16, с.117-118]. Персональная группа включает в себя физические, психофизиологические особенности, тип личности, его характер и т.д. К социальной группе относятся должностной статус, богатством, происхождением и иными признаками. Указанные две группы характеристик довольно гибкая часть имиджа, связанная с требованием реальности и выработкой качества или приобретением определенного статуса. Символическая группа характеристик устойчива и неизменна. Данная группа связана с идеологиями, не меняющимися в течение определенного времени.
Таким образом, имидж следует понимать как в узком, так и в широком смыслах. Имидж в узком смысле - это зрительная, внешняя сторона субъекта. Имидж в широком смысле - это совокупность характеристик определяющих индивидуальную часть субъекта. К таким характеристикам относятся и естественные свойства личности, и свойства которые могут быть сконструированы искусственным путем.
Имидж руководителя - это целостная, индивидуальная характеристика его личностных и профессиональных, которые в виде образа воспринимается членами коллектива и другими лицами, находящимися с ним во взаимодействии, как прямом, так и косвенном.
Если говорить о руководителе органа внутренних дел, то главными элементами его имиджа являются: 1) внешний вид и обстановка рабочего места (здания и кабинетов, и пр.); 2) язык и речь; 3) манеры общения и поведения; 4) невербальные средства коммуникации; 5) профессиональные характеристики (интеллектуальные, духовные, нравственные, коммуникативные и др.).
Что касается внешнего вида, то наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным («Встречаем по одежке ...»). В каждом человеке есть способность нравиться людям. Более того, сотрудник органов внутренних дел для создания собственного имиджа должен знать (и знает), что значительная часть людей отдают предпочтение, кроме внешней привлекательности, вежливым манерам общения и поведения, обращению к ним по имени и отчеству (а в системе МВД России - обращение по специальному званию), им интуитивно нравятся определенные невербальные средства общения и пр.
Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные, т.е. формируемые непосредственно в процессе профессиональной подготовки и самоподготовки, воспитания и самовоспитания, поэтому структура имиджа руководителя территориального ОВД, равно как и каждого сотрудника может быть представлена как совокупность личностных и профессионально важных качеств сотрудника [17, с.66].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
Отталкиваясь от изложенного, под имиджем руководителя (начальника) органа внутренних дел понимается формирующееся отношение, мнение об образе в сознании граждан (потерпевших, подозреваемых, должностных лиц и др.) и коллег, основанное на информации, поступающей из разных источников, включая средства массовой информации, а также личного опыта общения. Список использованной литературы:
1. Марк Тулий Цицерон, О старости. О дружбе. Об обязанностях / Марк Тулий Цицерон. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 249 с.
2. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. - 80 с.
3. Берд П. Социально-психологические факторы профессиональной подготовки государственных служащих. М.: 1998. - 112 с.
4. Сэмпсон, Э. Имиджелогия / Э. Сэмпсон. М., 1995. - 40 с.
5. Ягер, Дж. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М. 1994. - 288 с.
6. Егорова-Гантман, Е.В. Имидж лидера. - М., 1994. - 256 с.
7. Манякина, Е.И. Политический лидер: процесс формирования имиджа: дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Манякина Елена Ивановна. - М., 1994. - 228 с.
8. Ладанов, И.Д. Практический менеджмент. Психотеника управления и самотренировки. - М.: Издательство «Корпоративные стратегии», 2004, - 496 с.
9. Ромашкина, Р. Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Ромашкина Румия Фаисовна. - М., 1995. - 154 с.
10. Об объявлении дня пресс-служб и подразделений общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 10 апреля 2003 г. N 240 // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»
11.Об организации информационного сопровождения деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 11 декабря 2015 г. № 1165 // Документ опубликован не был.
12.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс-ЛИТ, 2014. - 1376 с.
13.Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996. - 224 с.
14.Лисовский, С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. - 181 с.
15.Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. - 304 с.
16.Имидж лидера. Психологическое пособие дня политиков / под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. - М.: Об-во «Знание» России, 1994. - 265 с.
17.Мальцева, О.А. Формирование позитивного имиджа сотрудника Госавтоинспекции / Наука и практика. -2012. - № 3 (52). Орел: ОрЮИ МВД России, - 158 с.
© Коско А.А., 2016
УДК 301
Крейк Альфред Иосифович
канд. социол. наук, доцент НГТУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА КАК АДЕКВАТНОЙ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ТЕОРИИ
Организационная наука должна выполнять свою основную функцию - развивать теорию в интересах практики, реальной жизни. Практика же требует конкретных актуально ориентированных подходов, теорий, методик и технологий. Поэтому при всём теоретико-методологическом различии взглядов, позиций, точек