Научная статья на тему 'Специфика и стратегии деятельности православных СМИ в Украине'

Специфика и стратегии деятельности православных СМИ в Украине Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Задоянчук О.А.

The article deals with the specifics of the activities of Orthodox media on the example of the Ukrainian Orthodox Church the most numerous religion organization by the number of dioceses, communities of believers in the country. Author shows that the process of information activity of the church in the media remains at the stage of active development and improvement of existing projects, new projects appear regularly, in which there is a new vision of presentation of information and material. Yet its specific remains the same: media projects are oriented both on church-going reader, and the secular. The author emphasizes that the active usage of the media by representatives of this religious organization is primarily associated to the process of mediatization of religion and the process of transformation of the culture as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE STRATEGY AND ACTIVITIES OF ORTHODOX MEDIA IN UKRAINE

The article deals with the specifics of the activities of Orthodox media on the example of the Ukrainian Orthodox Church the most numerous religion organization by the number of dioceses, communities of believers in the country. Author shows that the process of information activity of the church in the media remains at the stage of active development and improvement of existing projects, new projects appear regularly, in which there is a new vision of presentation of information and material. Yet its specific remains the same: media projects are oriented both on church-going reader, and the secular. The author emphasizes that the active usage of the media by representatives of this religious organization is primarily associated to the process of mediatization of religion and the process of transformation of the culture as a whole.

Текст научной работы на тему «Специфика и стратегии деятельности православных СМИ в Украине»

Задоянчук О.А.

СПЕЦИФИКА И СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ СМИ В УКРАИНЕ

Oksana Zadoianchuk

THE SPECIFICS OF THE STRATEGY AND ACTIVITIES OF ORTHODOX MEDIA IN UKRAINE

The article deals with the specifics of the activities of Orthodox media on the example of the Ukrainian Orthodox Church - the most numerous religion organization by the number of dioceses, communities of believers in the country. Author shows that the process of information activity of the church in the media remains at the stage of active development and improvement of existing projects, new projects appear regularly, in which there is a new vision of presentation of information and material. Yet its specific remains the same: media projects are oriented both on church-going reader, and the secular. The author emphasizes that the active usage of the media by representatives of this religious organization is primarily associated to the process of mediatization of religion and the process of transformation of the culture as a whole.

Теория медиатизации, обозначенная С. Хьюгвардом (Stig Hjarvard), основывается на переосмыслении роли и влияния средств массовой информации в различных областях общественной жизни, таких, как культура, политика, образование. Эта теория характеризует долгосрочные социальные и культурные изменения, которые могут быть отнесены к ряду таких процессов современности, как секуляризация и глобализация1. Анализ процесса медиатизации религии в Украине и активного вовлечения СМИ в канонические коммуникации представлен в работах 1 Hjarvard S. The mediatisation of religion: Theorising religion, media and social change [Text] // Culture and Religion: An Interdisciplinary Journal. - Vol. 12, No. 2, June 2011. - P. 120.

украинских исследователей - М. Балаклицкого, М. Петрушкевич, С. Свистунова. Так, М. Петрушкевич, рассмотрев доминирующие черты и различия в коммуникационных системах конфессий в христианстве, отметила, что модернизация культа и переосмысление отношения к СМИ в православии происходит медленнее, чем в католицизме и протестантизме. Исследовательница связала это с умеренностью и склонностью православной церкви к консерватизму1. По нашему убеждению, подобный вывод требует более детальной аргументации, ведь объяснение отсутствия значительных новаций в модернизации культа исключительно консерватизмом религиозной институции не учитывает исторические обстоятельства формирования восточного христианства и современные изменения.

Отдельно к вопросу информационной деятельности православных церквей в Украине обращались в своих работах украинские ученые А. Бойко, В. Бондаренко, И. Жердева, А. Колодный, А Стородуб. В своих работах А. Бойко и А. Колодный анализировали содержание отечественной религиозной прессы с точки зрения соблюдения в ней свободы совести и вероисповеданий. Исследования И. Жердевой посвящены периодическим изданиям православных конфессий в независимой Украине, их численности и содержанию.

Целью же данного исследования является определение специфики и стратегии деятельности православных средств массовой информации на примере деятельности Украинской православной церкви Московского патриархата (далее -УПЦ). Будучи наиболее численной религиозной организацией по количеству епархий, общин, верующих в Украине, эта церковь по уставу остается самоуправляемой, с правами широкой автономии в составе Русской православной церкви на территории Украины. Деятельность церкви в вопросе использования СМИ

1 Петрушкевич М. Релшйт комушкацп: християнський контекст. Монография [Текст] / М. Петрушкевич. - Острог: Видавництво Нацюнального ушверситету «Острозька академшя», 2011. - С. 159.

официально была определена только в 2002 г., когда был принят документ «Основи сощально! концепци Укра'шсько! Православно! Церкви». В нем сказано: «...церковь использует собственные информационные средства», тогда как «.мысли представителей церкви, которые распространяются через СМИ, должны отвечать её учению и позиции по общественным вопросам»1. С этого момента представители УПЦ стали уделять особое внимание информационной деятельности и уровню представленности своей церкви в средствах массовой информации. Наличие вышеуказанного положения активизировало не только официальные органы, но и локальные представительства в епархиях.

Совершенствуя свою работу, отдел

информационной поддержки церкви претерпел ряд изменений и трансформаций. Решением священного синода УПЦ от 28.12.2004 г. был создан синодальный отдел «Миссия духовного просвещения» (Журнал заседания священного синода (далее Журнал) № 69). На заседании священного синода Украинской православной церкви от 09.07.2009 г. этот отдел был переименован в синодальный информационно-просветительский УПЦ (Журнал № 33), решением от 23.09.2008 г. протоиерей Г. Коваленко был назначен председателем этого отдела. В декабре 2009 г. на заседании священного синода Русской православной церкви был принят ряд решений по информационной деятельности РПЦ вцелом, а Украинская православная церковь, будучи самоуправляемой частью РПЦ, закрепила свои позиции в этой деятельности. Как результат, состав и компетенцию синодального информационно-просветительского отдела УПЦ были определены решениями священного синода церкви от 18.04.2008 г. (Журнал № 7) и 26.02.2010 г. (Журнал № 13) и пресс-секретарем предстоятеля УПЦ. Перед синодальным информационно-просветительским отделом, соответственно,

1 Основи сощально! концепци Украшсько! Православно! Церкви [Текст]. - К.: 1нформ.-вид. центр УПЦ, 2002. - С. 96-97. 93

был поставлен ряд задач в контексте развития информационного общества. Они касались координации информационно-просветительской деятельности УПЦ, реализации общецерковных и общеукраинских информационных и просветительских проектов, информирования общества о жизни и новостях УПЦ, служения предстоятеля, а также точки зрения представителей церкви по важным и общественно значимым вопросам1. До 2014 г. синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ под руководством протоиерея Г. Коваленко выполнял ряд значимых задач, ключевыми направлениями деятельности стали работа пресс-службы предстоятеля, выпуск печатных СМИ, проекты на телевидение и радио, работа со светскими СМИ, интернет-проекты.

После смерти митрополита Владимира (Сабодана) 5 июля 2014 г. и избрания 13 августа 2014 г. главой церкви митрополита Онуфрия (Березовского), церковь вновь претерпела ряд реорганизаций. Эти изменения коснулись и информационно-просветительской деятельности отдела Украинской православной церкви. Так, решением священного синода от 16 сентября 2014 г. Журнал № 56 был создан синодальный просветительский отдел УПЦ. Синодальный информационно-просветительский отдел был реорганизован путем преобразования в синодальный информационный отдел Украинской православной церкви, а его председателем назначен епископ Ирпенский Климент, викарий Киевской митрополии. Уже 29 января 2016 г. деятельность просветительского отдела была приостановлена, а название информационного отдела снова было заменено на ин-формационно-просветительский2. Таким образом, в деятельности

1 Офщшний сайт синодального ввддалу / http://info.church.ua/, дата обращения 10.09.2015.

2 Журнали заадання Священного Синоду Украшсько! Православно! Церкви ввд 29 ачня 2016 року. Режим доступа: http://news.church.ua/2016/01/29/zhurnali-zasidannya-svyashhennogo-sinodu-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkvi-vid-29-sichnya-2016-roku/, дата обращения 29.02.2016.

информационно-просветительского отдела сегодня полностью повторяется и используется структура передачи информации, созданная ранее представителями церкви под руководством митрополита Владимира (с момента проведения Харьковского собора 1992 г).

Основными направлениями остаются пресс-служба предстоятеля, печатные СМИ, телерадиопроекты, работа со светскими СМИ и интернет-проекты. Важно также отметить функционирование проекта «Фестиваль СМИ православных», который был основан в 2009 г. и стал наиболее авторитетным медиафорумом в церковных кругах. Инициатором проекта выступил синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ при содействии синодального отдела по делам молодежи. За годы своего существования фестиваль имеет широкую географию проведения в пределах Украины: I Фестиваль-2009 в г. Киев, II Фестиваль-2010 в г. Ялта, III Фестиваль-2010 в г. Киев, IV Фестиваль-2011 в г. Балаклава, V Фестиваль-2012 в г. Донецк, VI Фестиваль-2012 в г. Киев, VII Фестиваль-2013 в г. Львов. Организаторы и участники (представители всех епархий УПЦ, которые вовлечены в процесс освещения религиозной жизни региона) общаются на темы деятельности, проблем и перспектив конфессиональных СМИ, повышают компетенцию православных журналистов путем обмена мнениями и опытом между собой и светскими журналистами.

Заявленные темы форума всегда актуальны. К примеру, в 2014 г. IX Фестиваль СМИ православных проходил в г. Виннице с актуальной темой в связи с социально-политическими реалиями в Украине - «Церковь объединяет Украину. Соборные медиа Украинской Православной Церкви - единство в многообразии». Мы констатируем, что конфессиональные средства массовой информации УПЦ и Фестиваль СМИ православных как консолидирующий фактор в информационной деятельности церкви и сегодня продолжают свою деятельность. В течении пяти

лет на сайте фестиваля в открытом доступе находятся презентации существующих проектов, регулярно освещаются актуальные вопросы, доступен каталог православных СМИ — наиболее полный перечень всех имеющихся в УПЦ медиаресурсов, структурированный по типу издания, статуса (официальное — неофициальное), принадлежности к епархии и т.д.1 Благодаря оперативному обновлению данных, проект остается авторитетным по выявлению лучших периодических изданий и рекомендует их для чтения и распространения.

Возвращаясь к информационной деятельности, отметим, что на сегодняшний день УПЦ имеет 598 медиапроектов, в число которых входят печатные издания, телерадиопроекты, работа в сети интернет. Остановимся на этом вопросе более детально.

Печатные средства массовой информации УПЦ составляет огромную часть ее информационной деятельности — 89 газет и 47 журналов. В их число входит 16 наиболее авторитетных источников, которые решением священного синода внесены в список «рекомендованы к распространению». В их число входит пять официальных изданий церкви: «Церковная православная газета», «Академический летописец», «Православие и медицина», «Труди Кшвсько! духовно! академп» и «Православний вюник». Эти рекомендованные издания имеют разную возрастную сегментацию: дошкольники («Шишкин лес»), младшие школьники («Серебряный звоночек»), молодежь («Отрок. иА»), старшее поколение («Православний вюник»). Журналы имеют разную информационную направленность — могут обращаться к представителям разных сфер деятельности: к военным («В1ра 1 честь»), медикам («Православие и медицина»), студентам («Академический летописец») и т.д.

Издания либо двуязычные, либо выходят на одном из двух языков - на русском или украинском. Последнее объясняется представителями церкви тем, что русскоязычные материалы

1 Фестиваль ЗМ1 православних. Режим доступа: http://festZMI.org., дата обращения 10.09.2015.

могут быть доступны большему количеству населения Украины и распространяться за пределами страны. Периодичность выхода печатного издания зависит от содержательного наполнения и финансовой поддержки, так как ее осуществляет либо издающая епархия, либо церковь в целом. На ранних этапах становления печатных изданий УПЦ в них часто подавался материал из других изданий, в том числе и прессы РПЦ, формируя тем самым общее информационное поле. В сегодняшних реалиях наши наблюдения подтверждают слова представителей церкви о том, что эта тенденция больше не имеет места в печатных материалах УПЦ.

В качестве примера рассмотрим студенческий православный журнал «Академический летописец» более детально. Данное официальное периодическое издание выходит два раза в год (осенью выпуск приурочен к празднованию памяти преподобного Нестора Летописца (духовный покровитель студенчества), а весной - к выпуску Киевской духовной академии и семинарии)1. Журнал был основан в 2007 г. и выходит при финансовой поддержке Киевской духовной академии тиражом 1200 экземпляров с целью формировать научную школу и распространять официальную информацию и материалы из повседневной жизни духовного учебного заведения. Сегодня это глянцевое издание формата А4 (в среднем - 70 страниц) и огромным количеством фотографий, репродукций икон и картин.

Издание ориентировано, в первую очередь, на студенческую молодежь духовных учебных заведений Украины и ближнего зарубежья. С этим, по нашему мнению, связано то, что ответственность за формирование номеров полностью возложена на студенческий состав, а номера печатаются на русском языке (для стран ближнего зарубежья он знаком и понятен).

В журнале поднимаются темы, которые волнуют студенчество учебного заведения и вкладываются в общую тематику номера

1 «Академический летописец». О жизни СМИ в Киевской академии. Режим доступа: http://www.taday.ru/text/1276977.html, дата обращения 29.02.2016. 97

и настоящее. Статьи освещают празднования и годовщины (юбилей митрополита Онуфрия, четырехсотлетие существования Киевских духовных школ, стопятидесятилетие со дня рождения профессора Духовной академии Ф.И. Титова, тысячелетие представления равноапостольного князя Владимира), экспертные мнения преподавателей, в контексте современных событий

- о соотнесении патриотизма и православия, о депрессии в современном мире, об оказании помощи людям с послевоенным синдромом, об отношении к убийству на войне и т.п. Также поднимаются вопросы эвтаназии, смертной казни, абортов, гражданских браков, каучсёрфинга, интернета, рекламы, и предоставляется ответ православного человека на них.

Выпуск журнала содержит следующие традиционные рубрики: «Слово редактора», «Вопросы ректору», «Вечная память», «Из истории КДА», «SOS», «Разговор о вечном», «Эврика», «Гостевая» и «Интервью», «Стоп-кадр» (фото-отчеты мероприятий), «Литературная страница» (стихи и проза студентов и преподавателей), «Путевые заметки» (о паломничестве), и «КДА: день за днем» (яркие фото из жизни учебного заведения).

По нашему мнению, наиболее показательны рубрики «Вопрос ректору» и «Эврика». В первой студенты получают ответы на самые разнообразные вопросы - о вызовах информационного общества, об использовании социальных сетей, о ценности жизни, об особенностях учебного процесса. В рубрике «Эврика», среди прочего, публикуются рецензии студенчества на фильмы, которые показывают в кинотеатрах, новые фильмы с христианской проблематикой («Ной») или такие, которые нуждаются в комментариях с точки зрения православного вероучения - затрагивают проблематику искусственного интеллекта, любви, человеческих взаимоотношений. Таким образом, реализуется главная цель данного молодежного проекта

- поделиться с представителями других духовных учебных заведений информацией и пониманием тех или иных вопросов.

«Академический летописец» можно приобрести в церковных лавках на территории Киево-Печерской лавры и в стенах Киевских духовных школ. Печатная версия частично представлена в фондах Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского, а электронный вариант можно найти на сайте Киевской духовной академии. Отметим также, что издатели журнала частично обеспечивают свободный доступ к опубликованным ранее материалам путем оцифровывания, тогда как открытый доступ к ним в сети интернет подтверждает свое прямое отношение именно к средствам массовой информации УПЦ.

Среди главных особенностей журнала отметим следующее: издание молодежное и современное с глянцевыми страницами; темы, которые поднимаются в рубриках - актуальные; авторство текстов принадлежит исключительно студентам; журнал ориентирован на духовные учебные заведения Украины и ближнего зарубежья.

В телепространстве с 2005 г. функционирует просветительский телеканал «Глас», который был создан силами представителей духовенства православной церкви и светскими людьми. Этот канал круглосуточно транслирует программы преимущественно духовного направления. Это единственный пример православного телевидения для Украины. Кроме этого, усилиями представителей церкви в телеэфир выходит еще ряд телевизионных программ всеукраинского и регионального масштаба. Эти программы можно условно разделить на информационные, документально-образовательные и познавательно-развлекательные (детские). Есть тенденция к созданию сайтов телепроектов и размещению в сети интернет выпусков телепередач. Стоит отметить и неполное вовлечение епархий к выпуску телепрограмм - только 15 епархий из 52 имеют свои проекты. Лидерами по количеству выпускаемых программ выступают Киевская, Днепропетровская, Донецкая, Симферопольская и Одесская епархии. В региональных проектах официальные новости из жизни УПЦ занимают малую часть

эфиров, тогда как акцент делается на новости региона, истории храмов и монастырей на прилегающей территории.

Региональные радиопроекты, основанные представителями епархий, нацелены, в первую очередь, на передачу местных новостей и на духовное просвещение: в эфирах звучат проповеди, читается Евангелия, ведущие и гости размышляют об актуальных проблемах и способах их решения. Большинство передач украиноязычные, что связано, в первую очередь, с выходами программ в эфире национального радио. Утренние эфиры также способствуют расширению аудитории слушателей. Представители церкви отмечают свое стремление улучшать выпускаемый продукт, увеличивать время эфира, расширять круг участников общения и обсуждения, предоставлять доступ к материалам в сети интернет.

Была создана сеть church.ua, благодаря которой с легкостью можно найти сайты епархий, центральных отделов, монастырей УПЦ. Наиболее авторитетными интернет-источниками выступают официальный сайт УПЦ, интернет-портал «Православie в Украш», проект «Фотштопис» и «Фестиваль ЗМ1 православних», официальные страницы церкви в социальных сетях Facebook (функционирует с 2012 г.) и Twitter (с 2013 г.). Отметим также, что большинство православных программ, печатных изданий и частично радиопрограмм имеют собственные сайты и каналы на видеохостинге Youtube. Но и на сегодняшний день эта работа не завершена, продолжается создание новых ресурсов, которые постепенно становятся авторитетными источниками информации. Мы связываем это с попыткой церкви адаптироваться к требованиям современных социокультурных особенностей, переосмыслением роли массмедиа в канонической коммуникации, процессами медиатизации и глобализации.

В предыдущих исследованиях мы уже обращались к сравнительному анализу уровня активности в СМИ представителей католической, протестантской и православной

церквей на территории Украины1, в ходе которых пришли к выводу, что вхождение православной церкви в медиапространство Украины пребывает на этапе становления в сравнении с другими христианскими направлениями. Это можно объяснить историческими особенностями православия как конфессии: начиная с ХГУ-ХУ вв. она не развивалась как вселенское явление, а скорее как федерация православных церквей2. Именно поэтому, не имея общего центра, представители церквей сами определяли для своих митрополий и патриархатов стратегии деятельности, способы реакции на те или иные вызовы современности, в том числе на урбанизацию, бюрократизацию, модернизацию, секуляризацию и т.д.

На фоне низкой вовлеченности православных церквей в медиапространство в целом (в сравнении с другими христианскими конфессиями), мы констатируем высокий уровень вовлеченности в информационную деятельность представителей именно Украинской православной церкви (в сравнении с другими православными церквями, представленными в Украине). В течение длительного времени УПЦ занимает лидирующие позиции по количеству медиаресурсов среди православных церквей на территории Украины. Также представители церкви регулярно организовывают и проводят Фестиваль СМИ православных, используя его как площадку для обучения и усовершенствования своей информационной работы и кадрового обеспечения. Такой масштабный подход мы связываем как с распространенностью конфессии в стране, так и с длительным процессом построения информационной поддержки церкви на протяженииболее двадцати лет. Специфика православных средств массовой информации

1 Задоянчук О.О. Рiвень представленосл християнських церков вукрашському шформацшному простора порiвняльний аналiз [Текст] // Софiя. Гуманггарно-релшезнавчий вюник № 2(4) / 2015. - С. 27-30.

2 Саган О.Н. Православ'я в його шституцшному розвитку: юторюсофський аналiз[Текст]: автореф. дис. на здобуття наук ступеня д. фiлос. наук iз спец. 09.00.11 - релтезнавство - 1н-т фшософи iм. Г.С.Сковороди НАН Украши. -К., 2004. - С. 3.

в Украине (в частности УПЦ) состоит в ориентированности всех медиапроектов как на воцерковленного читателя, так и на светского. На сегодняшний день процесс информационной деятельности церкви в СМИ пребывает на этапе активного развития: существующие источники усовершенствуются, и регулярно появляются новые проекты, в которых присутствует новое видение подачи информации и материала.

В перспективе последующих исследований считаем необходимым проанализировать содержание печатных изданий, телерадиопроектов, наполнение сайтов для детального понимания тематической направленности этих источников, сконцентрироваться на авторстве этих материалов с целью исследовать, изменяется ли позиция наиболее часто встречаемых авторов в разных изданиях в соответствии с социально-политическими и культурными изменениями в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.