Игумен Серапион (А. Е. Митько), иеромонах Лев (С. С. Скляров)
Синодальный миссионерский отдел РПЦ МП
ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ2
В начале XXI века перед соборным сознанием Церкви стала задача необходимости переосмысления исторического опыта православной миссии. Эта необходимость определяется миссионерскими императивами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и теми задачами, которые Его Святейшество ставит перед современными православными миссионерами. Целостное осмысление исторического опыта Русской Православной Церкви в сфере миссионерского служения является не только научной программой или данью памяти подвижникам прошлого, - без такого осмысления возникают трудности дальнейшего развития церковного строительства.
Ключевые слова: миссия, миссионерское служение, история православной миссии, освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока, история Российского государства.
Hegumen Serapion (A. E. Mitko), hieromonk Leo (S. S. Sklyarov)
The Synodal Missionary Department of the Russian Orthodox Church (Moscow, Russia)
HISTORY OF THE ORTHODOX MISSION AND CONTEMPORANEITY
At the beginning of the 21st century, before the conciliar consciousness of the Church, it became necessary to rethink the historical experience of the Orthodox mission. This need is determined by the missionary imperatives of His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia and the tasks that His Holiness poses for the modern Orthodox missionaries. A holistic interpretation of the historical experience of the Russian Orthodox Church in the field of missionary service is not only a scientific program or tribute to the memory of the ascetics of the past, without such comprehension, difficulties arise in the further development of church construction.
Keywords: mission, missionary activity, history of the Orthodox mission, development of the North, Siberia and the Far East, history of the Russian state.
Существующая от начала времен Церковь именуется Апостольской [4, с. 94]. Миссия, состоящая в проповеди Благой вести, предшествовала видимому становлению земной Церкви. Исторически Церковь прирастала обращением новых христиан через миссию и рождение детей в христианских семьях, поэтому и ныне главными задачами миссии являются проповедь Слова Божия и защита христианской семьи.
Господь наш Иисус Христос в своей земной жизни проповедовал Евангелие Царства, исцелял страждущих и призывал юных. Важно сознавать, что миссия обращения, социальная миссия и миссия в среде молодежи имеют
2 Данная статья подготовлена по материалам документа «Миссионерская декларация «История православной миссии и современность»», автором проекта которого является игумен Серапион (Митько А. Е.). Текст документа размещен по адресу: http://www.k-istine.ru/mission/mission_v_kongress_final_document-05.htm
прочное евангельское христоцентрическое основание, отражая различные аспекты Тайны Боговоплощения, открывающееся современному человеку через Евхаристию и миссионерское служение Церкви.
Призывая святых апостолов, Господь заповедовал им спасительную проповедь Евангелия, то есть миссию во свидетельство всем народам. Именуемая апостольской, Церковь была, есть и пребудет по образу святых апостолов миссионерской.
Призванием миссионера является свидетельство о Христе, это свидетельство есть выражение обретенной веры и преизбыточествующей любви, пределом которой является мученичество. Большинство святых апостолов стали мучениками за Христа, их подвиг продолжили мученики древней Церкви - миссионеры, обратившие ко Христу Римскую империю. В основе служения миссионера во все времена лежит мученичество и исповедничество, состоящее в верности Христу даже до смерти [1 Фил. 2:8].
Первые поколения христиан столкнулись с ожесточенным противостоянием мира, выражающимся в гонениях и клевете на христианскую веру. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. [Ин. 16:33]. Во имя защиты христианской веры Господь призывает к служению первых апологетов, среди которых был свт. Ириней Лионский, чей трактат «Против ересей» является первой энциклопедией по сектоведению. Апологетическая миссия Церкви берет истоки от начала Ее земного бытия. Современная антисектантская, антираскольная миссия не есть лишь явление новейшей церковной истории, ее корни в Священном Писании и Священном Предании, которые необходимо рассматривать как основу для этого вида миссионерского служения.
Призвание апостолов, подвиг мучеников, мудрость первых апологетов и учителей Церкви соединились в служении миссионеров, обративших ко Христу многие народы. Святой равноапостольный император Константин Великий был правителем-миссионером, чей личный опыт обращения стал примером для многих. В сознании Церкви христианское государство стало Катехоном (Удерживающим) [1, 2 Фес. 2:7].
Распространение христианской веры столкнулось с ее сознательными и несознательными искажениями. В эпоху Вселенских соборов святые отцы хранили и отстаивали чистоту веры, находя под водительством Святого Духа точные догматические формы ее выражения. Эпоха Вселенских соборов включала в себя не только богословские дискуссии, но и миссионерский подвиг святых отцов, отстаивавших Истину Православия перед лицом еретиков. Обретение догматической истины сопровождалось ее распространением средствами христианской миссии. Сегодня, как никогда прежде, Церковь призвана хранить догматическую чистоту своего миссионерского свидетельства.
Уже в первые века истории Церкви христианская миссия вышла за пределы империи, охватив огромные пространства. В раннем средневековье в Церковь вошли многие народы, что привело к появлению христианских государств. Миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ввела в
Христианскую Церковь славянские народы, которые через служение солунских братьев обрели свою письменность, литературный язык и литургическую традицию.
Более тысячи лет назад славянские племена восприняли Православие от единой крещальной купели святого равноапостольного великого князя Владимира, который и доныне является образцом миссионера-мирянина. Святой равноапостольный великий князь Владимир совершил сознательный и ответственный выбор, определивший пути духовного и исторического развития нашего Отечества. Так, Церковь посредством миссии созидала новое христианское государство - Святую Русь. Духовно-нравственный смысл этого события для современности состоит в том, что православная миссия является важнейшим фактором исторического развития, государствообразующим и культурообразующим началом для нашей цивилизации.
Первое богословское произведение Древней Руси «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона было посвящено богословию миссии [5]. Всемирная история рассматривается как процесс просвещения народов, завершающим этапом которого является Крещение Руси, утверждающее каждое исторические события как осуществление Божественного Промысла.
Первыми миссионерами на Руси были греческие и болгарские иноки. В лице преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Русь обретает собственную аскетическую традицию, открытую миссионерскому призванию. Преподобный Феодосий Киево-Печерский был одним из первых русских апологетов. Благодаря преподобному Сергию Радонежскому, Русская Церковь обретает собственную духовную традицию, вобравшую в себя опыт подвига и боговидения Вселенской Церкви. Духовный подвиг преподобного Сергия позволил не только сохранить русский народ и отстоять русскую государственность, но и значительно расширить пространство проповеди Слова Божия. Монастыри, основанные учениками преподобного, создавались как миссионерские. Призвание современного монашества состоит, прежде всего, в молитве за весь мир, однако, подлинная любовь ко Христу не ограничивается стремлением к собственному спасению на пути духовного совершенствования. Христианский подвижник, познавший Любовь Христа, органически стремиться разделить Ее с ближним. Миссионерское служение монашествующих глубоко укоренено в истории Церкви и является необходимым продолжением аскетического подвига. Современные монашествующие должны хранить и развивать свое миссионерское призвание как дар Христовой любви и средоточие апостольского духа.
Проповедь учеников преподобного Сергия охватила многие народы, соединившие свою историческую судьбу с русским государством. Выдающимся примером такой миссии является служение святителя Стефана Пермского. Период с начала XI по конец XV вв. был эпохой православной миссии. Миссия же Западной Церкви в тот период если и осуществлялась, то в виде насильственного обращения полабских и поморских славян, язычников Прибалтики, еретиков Южной Франции, мусульман и иудеев Пиренейского
полуострова. Православная миссия всегда носила ненасильственный характер и, в дальнейшем, в отличие от латинских миссионеров Америки, Африки и Азии православные миссионеры Сибири и Дальнего Востока рассматривали обращение нехристианских народов как цель, а не средство для их эксплуатации. Современные православные миссионеры, наблюдая значительные успехи западных христиан в деле миссии, должны сознавать, что в определенные исторические периоды православная миссия была не менее успешной, эффективной и вдохновляться этим в своем миссионерском служении.
В своем историческом становлении Русская Церковь столкнулась с внутренними деструктивными силами в лице стригольников и жидовствующих. Стригольники явились прообразом тех сил, которые ныне клевещут на Церковь, используя немногочисленные негативные примеры. Ересь жидовствующих зародилась под внешним влиянием в среде отступивших от Православия представителей духовенства и высшей бюрократии, создавших с целью захвата государства тайное антихристианское общество. Русская Церковь в лице святителя Геннадия Новгородского явила образец антисектантской миссии, благодаря которой русский народ сохранил православную веру. Современным православным христианам следует помнить, что недобросовестная критика негативных явлений в жизни отдельных членов Церкви и излишняя восприимчивость к неправославным духовным идеям и практикам может привести к отпадению от полноты веры и церковного общения.
После 1054 г. Православная Церковь противостояла латинской экспансии, проявляющейся в насильственных попытках обращения и проектах унии. В период Смутного времени латинский Запад пытался духовно и политически поработить русский народ, который был искушаем возможностью полной интеграции в единую европейскую цивилизацию ценой отказа от Православия. Русский народ выстоял, в том числе потому, что репрессивные методы миссии были для него неприемлемы. Опыт Смутного времени важен для современного миссионера как пример необходимости противодействия экспансии новых религиозных движений, несущих угрозы духовной безопасности общества.
Церковная реформа XVII века породила раскол, нарушивший духовное единство русского народа. Историкам и богословам еще предстоит дать окончательную оценку этим событиям. На протяжении последующих 250 лет антираскольная и антисектантская миссия становится важнейшим направлением миссионерского служения Церкви. Формы и методы этой миссии, как правило, определялись государством, поэтому антираскольная миссия этого периода не всегда была ненасильственной. Вместе с тем, именно в этот период был накоплен огромный теоретический материал и практический опыт в сфере расколоведения и сектоведения.
В последние десятилетия Церковь столкнулась с новыми формами расколов, поэтому антираскольная миссия является важнейшим направлением миссионерского служения Церкви. Сохраняя строгую верность каноническому
устроению Церкви, современные миссионеры призваны совершать свое служение в среде раскольников с любовью и осознанием высокой нравственной ответственности.
В Синодальный период особое развитие получила внешняя миссия Церкви, начало которой было положено столетиями раньше. Начиная с XVI в. освоение Сибири сопровождается обращением в христианство ее коренного населения. Проект освоения Сибири стал успешным, прежде всего, благодаря тем православным миссионерам, которые приходили в Сибирь вместе с казаками. Они желали привести эту землю ко Христу, а ее жителей в Царство Небесное. Географическим пределом этого служения стала Русская Америка. Именно их трудами Сибирь навсегда соединилась с Россией. Со временем православная миссия в Сибири стала восприниматься как важная составляющая государственной политики. Российские императоры осознали, насколько важным является миссионерский фактор для становления государственности. Церковь явилась гарантом сохранения народов Сибири и их культур. За все время пребывания в Сибири русские не уничтожили ни одного коренного народа. Этого нельзя сказать о европейцах в Северной и Южной Америке. Коренное население Сибири не подвергалось систематической эксплуатации и не обращалось в рабство. Русская цивилизация не создавала общество, подобное апартеиду. Поэтому и в данном случае сравнение православных и неправославных миссионеров требует отказов от псевдоисторических мифов.
Духовным символом и покровителем православной миссии стал свт. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, уроженец Иркутской земли, будущий апостол Америки и Сибири. Перед современными миссионерами Сибири по-прежнему стоит цель обращения и воцерковления ее коренных народов, однако, особенно актуальной является необходимость свидетельства Евангелия более многочисленному русскоязычному населению региона.
Задачи внешней миссии требовали подготовки значительного числа миссионеров, обладающими знаниями языков, культур и религиозных традиций тех народов, которых они стремились обратить в Православие. В духовных академиях стали создаваться различные кафедры миссиологической направленности. Крупнейшим центром миссионерского образования стала Казанская духовная академия. Уровень миссионерского образования в дореволюционной России так и не был превзойден. В миссиологических исследованиях духовных академий берут свое начало целые направления современной науки: синология (архим. Иакинф (Бичурин)), этнография и отдельные школы лингвистической компративистики (свт. Иннокентий (Вениаминов)). Современному религиоведению, выросшему из научного атеизма, предшествовала мощная традиция православного религиоведения в духовных академиях. Современным миссионерам следует уделять достаточное внимание изучению других религий для повышения убедительности проповеди православия в нехристианской среде.
Отдельным направлением внешней миссии стало свидетельство Православия за пределами Российского государства. Деятельность Пекинской
миссии, видимые успехи Урмийской миссии являются тому примерами. Особое место занимает миссионерская деятельность св. равноап. Николая (Касаткина). Миссия в Японии не только привела к Истине Православия многих ее жителей, но и ознаменовалась рождением отдельной национальной церковной традиции, выразившейся в создании Поместной Церкви. В XX веке православные миссионеры достигли огромных успехов в Африке. В настоящее время русские миссионеры осуществляют свое служение в Таиланде, странах Индокитая, в Индонезии, на Филиппинах и в Индии. Опыт миссионеров XIX века является источником упования современных миссионеров в нехристианской среде.
Важнейшим миссионерским событием XIX века стали труды по переводу Священного Писания на русский язык. Один из переводов Пятикнижия был подготовлен прп. Макарием (Глухаревым), начальником Алтайской миссии. Синодальный перевод Священного Писания, выпущенный в 1876 году, был предназначен для домашнего чтения, то есть имел ярко выраженную миссионерскую направленность. Благодаря этому и иным переводам, Священное Писание стало доступным многим людям, плохо владеющим церковно-славянским языком. В современных условиях миссионеры должны помнить, что именно Священное Писание было и остается основой православной проповеди. Также важнейшим средством миссии является объяснение богослужебных текстов на языке, доступном современному человеку.
Начиная с Петровских реформ, набирал силу процесс расцерковления российского общества и, прежде всего, его образованной части. Зачастую, одной из причин этого стал излишний формализм во взаимоотношениях клира и паствы. С середины XIX века многие представители русской интеллигенции обретают духовное руководство в лице старцев Оптиной пустыни и иных обителей, явивших образец миссионерского служения монастырей. Сознательное воцерковление определенной части русской интеллигенции породило феномен русского религиозно-философского возрождения в период конца XIX - начала XX веков. Современные миссионеры должны помнить, что именно личный опыт богообщения и подвига является залогом успеха в обращении людей, взыскующих собственного духовного роста.
В Синодальный период на развитие приходской миссии был наложен ряд ограничений, связанный с зависимостью Церкви от государства. В начале XX века в церковной среде возникли инициативы по расширению сферы социально-миссионерского служения приходов, важнейшей из которых стал проект митрополита Санкт-Петербургоского и Ладожского Антония (Вадковского). Однако, эти инициативы не получили поддержки государства. Социальная активность народа, лишенная церковного окормления, приобрела форму политической борьбы, приведшую к трем русским революциям и разрушению государственности. Помня об этом, современные миссионеры должны со всей ответственностью использовать уникальные возможности социальной миссии в современном обществе.
После установления советской власти любые формы миссионерского служения были запрещены законодательно. В условиях непрекращающихся
гонений, обновленческого и иных расколов Русская Церковь продолжала свидетельствовать Истину Православия подвигом новомучеников и исповедников. Верность Христу и Матери-Церкви ценою своей жизни явилась ознаменованием истинности того опыта богообщения, который хранили и передавали миссионеры Церкви дореволюционного периода. Кровь новомучеников взрастила новые христианские поколения, обеспечившие непрерывность духовной традиции Русского Православия. Свидетельствуя в относительно благоприятной среде, современные миссионеры должны помнить, что проповедь Истины есть путь исповедничества, следуя которому нужно быть готовым подтвердить свою веру подобно новомученикам XX века.
Несмотря на значительные ограничения возможности миссии, Русская Церковь никогда не оставляла стремления к развитию миссионерства. Примером тому является создание в 1946 году Миссионерского совета при Священном Синоде. Однако, в период хрущевских гонений приоритетной задачей стало сохранение приходов как центров церковной жизни. Несмотря на беспрецедентное давление со стороны государства, разгул атеистической пропаганды, которая, во многом, черпала свои силы в вероотступниках, приобретая черты антимиссии, многие приходы оставались миссионерскими. Активное миссионерское служение вели такие выдающиеся пастыри как протоиерей Всеволод Шпиллер, архимандрит Серафим (Тяпочкин), протоиерей Борис Старк, протоиерей Александр Мень, священник Димитрий Дудко и др. Опыт этих пастырей остается актуальным и для современного миссионера. Важно сознавать, что традиции приходской миссии в Русской Церкви никогда не прерывались.
Оказавшись в изгнании, представители Русской Церкви сохранили в полноте свой миссионерский дух, что, во многом, было обусловлено значительно большей степенью свободы религиозной жизни. Благодаря этому, Православие было открыто для многих жителей Европы и Америки, многие из которых сами стали миссионерами. Голоса таких миссионеров русского зарубежья, как митрополит Сурожский Антоний (Блум), епископ Василий (Родзянко), протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф и др. были услышаны на исторической Родине. Их свидетельство вдохновляло православных христиан в России на активную проповедь Слова Божия среди своих соотечественников.
Обретение религиозной свободы отрыло новые перспективы для православной миссии. Празднование 1000-летия Крещения Руси само по себе стало выдающимся миссионерским событием в истории XX века. Вместе с тем, вновь открывшиеся возможности содержали в себе серьезные вызовы для Церкви. Духовное просвещение народа, освободившегося из плена атеистической идеологии требовало широкомасштабной миссии, к которой люди Церкви были недостаточно готовы. С другой стороны, наша страна стала объектом экспансии различных сект и новых религиозных движений, активно осуществлявших прозелитическую деятельность. Вследствие этого, в сознании многих миссионерское служение стало отождествляться с антисектантской деятельностью. Иногда эта полезная и нужная работа совершалась в отрыве от
духовного просвещения как главной задачи миссии. Современному миссионеру следует относится к религиозной свободе как к возможности обращения людей ко Христу через их просвещение, научение и воцерковление.
Миссионерское служение всегда оставалось важнейшей сферой попечения Священноначалия Русской Православной Церкви. Благословением Святейшего Патриарха Алексия II, решением Священного Синода в 1995 году был создан Синодальный миссионерский отдел, который с того времени возглавляет митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Почти в каждой епархии Русской Православной Церкви были созданы епархиальные миссионерские отделы. Для подготовки миссионерских кадров в 1996 году была создана Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью), которая наряду с миссионерским факультетом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета является крупнейшим центром миссионерского образования в Русской Православной Церкви. В основную образовательную программу семинарий включена дисциплина «Миссиология», для которой разработан учебно-методический комплекс и миссионерские практики. Важнейшим направлением деятельности Синодального миссионерского отдела стало возрождение миссии в Сибири и на Дальнем Востоке. Во многих епархиях были открыты миссионерские станы, возрождены Общецерковные съезды епархиальных миссионеров, подготовлены основополагающие документы в области миссионерского служения. Деятельность Синодального миссионерского отдела является примером развития современного миссионерства на основе его исторических традиций [3].
Образцом православного миссионера для современной Церкви является ее Предстоятель - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В предверие своего Первосвятительства Святейший Владыка уделял в своем служении значительное место миссионерству. Примером тому является многолетнее ведение программы «Слово пастыря». Совершая свое первосвятительское служение, Святейший Патриарх свидетельствует Истину Православия как словом проповеди, так и личным примером подвига. Миссионерские императивы Святейшего Патриарха Кирилла легли в основу соборных и синодальных решений, определяющих миссию как главное дело Церкви. Основанная на двухтысячелетнем опыте православная миссия свидетельствует современному миру Истину Евангелия и спасительность жизни во Христе.
Литература
1. Библия. Священное писание Ветхого и Нового Завета [Электронный ресурс] // Библия Онлайн: сайт. М., 2003-2018. URL: https://www.bibleonline.ru/ (дата обращения 1.09.2017)
2. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 688 с.
3. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (принята Священным Синодом РПЦ 27 марта 2007 г.) // Собрание документов Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Моск. Патриархии РПЦ, 2014. Т. 2, ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. С. 368-394.
4. Митрополит Иларион (Алфеев). Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. 3-е изд. М.: Познание, 2017. 280 с.
5. Слово о законе и благодати митрополита Илариона [Электронный ресурс] // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН: сайт. М., 2006-2018. URL.: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4868 (дата обращения 1.09.2017)
References
1. Bibliya. Svyashchennoye pisaniye Vetkhogo i Novogo Zaveta [The Bible. Holy Scripture of the Old and New Testament] [The Electronic Resource] // The Bible Online: site. Moscow, 2003-2018. URL: https://www.bibleonline.ru/ (reference date: 01.09.2017)
2. Efimov A. B. Ocherki po istorii missionerstva Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Essays on the history of missionary work of the Russian Orthodox Church]. Moscow: PSTGU Publishing House, 2007. 688 p.
3. Kontseptsiya missionerskoy deyatel'nosti Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi (prinyata Svyashchennym Sinodom RPTS 27 marta 2007 g.) [The concept of missionary activity of the Russian Orthodox Church (adopted by the Holy Synod of the Russian Orthodox Church on March 27, 2007)] // Collection of documents of the Russian Orthodox Church. Moscow: Publishing House of Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church, 2014. Vol. 2, part 1: Deyatel'nost' Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Activities of the Russian Orthodox Church]. Pp. 368-394.
4. Metropolitan Hilarion (Alfeev). Katekhizis. Kratkiy putevoditel' po pravoslavnoy vere [Catechism. A short guide to the Orthodox faith]. 3rd ed. Moscow: Poznaniye, 2017. 280 p.
5. Slovo o zakone i blagodati mitropolita Ilariona [Word on the law and grace by Metropolitan Hilarion] [Electronic resource] // Electronic publications of the Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences: site. Moscow, 2006-2018. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4868 (reference date: 01.09.2017).
Статья поступила в редакцию 04.10.2017 Статья допущена к публикации30.11.2017
The article was received by the editorial staff04.10.2017 The article is approved for publication 30.11.2017