Научная статья на тему 'Переход Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата: историко-политический аспект проблемы'

Переход Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата: историко-политический аспект проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
827
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ / МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ / ЮРИСДИКЦИЯ / ОБЪЕДИНЕНИЕ / УКРАИНА / РОССИЯ / ORTHODOXY / THE KIEVAN METROPOLITANATE / PATRIARCHATE OF MOSCOW / JURISDICTION / ASSOCIATION / UKRAINE / RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олейник Н.Н., Олейник А.Н.

В рамках предлагаемой статьи автор видит своей целью показать историко-политический контекст объединения православной церкви на Украине с православной церковью в России. Показывается сложность, противоречивость и постепенность этого процесса, растянувшегося почти на половину 17-го века. Формально он завершился 330 лет назад (1686 г.) Рассматривается роль основных политических и церковных деятелей того периода, содействовавших или препятствующих интеграционному процессу. Актуальность статьи обуславливается попытками отколоть украинскую православную церковь от российского православия, начавшимися после распада Советского Союза и активизировавшимися после смены власти в Украине в 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Within the scope of the article author supposes to show the historical and political context of the unification of the Orthodox Church in Ukraine with the Orthodox Church in Russia. This article considers the complexity, contradictions and gradualism of this process, stretching for almost half of the 17-th century (formally, it ended 330 years ago (1686)), examines the role of major political and ecclesiastical figures of the period, promoting or hampering the integration process. The currency of the article is caused by attempts to split the Ukrainian Orthodox Church from Russian Orthodoxy, which began after the collapse of the Soviet Union and since the change of power in Ukraine in 2014.

Текст научной работы на тему «Переход Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата: историко-политический аспект проблемы»

УДК 322 (477) "17"

ПЕРЕХОД КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПОД ЮРИСДИКЦИЮ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА: ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПРОБЛЕМЫ

THE TRANSFER OF THE KYTV METROPOLITANATE TO THE JURISDICTION OF THE MOSCOW PATRIARCHATE: HISTORICAL-POLITICAL ASPECT OF THE

PROBLEM

Н.Н. Олейник, А.Н. Олейник N.N. Oleinik, A.N. Oleinik

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды, Украина, 61145, г. Харьков, ул. Клочковская 154 А

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

Kharkov National Pedagogical University named G.S. Skovoroda, 154 A Kochkovskaya str. Kharkov, 61145, Ukraine

E-mail: Oleinik@bsu.edu.ru, oleynik.oleks@gmail.com

Аннотация. В рамках предлагаемой статьи автор видит своей целью показать историко-политический контекст объединения православной церкви на Украине с православной церковью в России. Показывается сложность, противоречивость и постепенность этого процесса, растянувшегося почти на половину 17-го века. Формально он завершился 330 лет назад (1686 г.) Рассматривается роль основных политических и церковных деятелей того периода, содействовавших или препятствующих интеграционному процессу. Актуальность статьи обуславливается попытками отколоть украинскую православную церковь от российского православия, начавшимися после распада Советского Союза и активизировавшимися после смены власти в Украине в 2014 г.

Resume. Within the scope of the article author supposes to show the historical and political context of the unification of the Orthodox Church in Ukraine with the Orthodox Church in Russia. This article considers the complexity, contradictions and gradualism of this process, stretching for almost half of the 17-th century (formally, it ended ,3,30 years ago (1686)), examines the role of major political and ecclesiastical figures of the period, promoting or hampering the integration process. The currency of the article is caused by attempts to split the Ukrainian Orthodox Church from Russian Orthodoxy, which began after the collapse of the Soviet Union and since the change of power in Ukraine in 2014.

Ключевые слова: православие, Киевская митрополия, Московский патриархат, юрисдикция, объединение, Украина, Россия.

Keywords: orthodoxy, the Kievan Metropolitanate, the Patriarchate of Moscow, jurisdiction, association, Ukraine, Russia.

Прошло 330 лет с того момента (июнь 1686 г.), когда Киевская митрополия окончательно перешла под юрисдикцию Московской патриархии и вся последующая церковная жизнь украинского православия будет тесно связана с Русской православной церковью. На этом историческом пути в церкви происходило много организационных изменений, различные факторы влияли на её жизнь, однако церковное единение оставалось и укреплялось духовно не только верующими, но и братскими народами - украинцами и россиянами. Это подтверждают и последние визиты (2009, 2010 гг.) в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые направлены на пасторское единение, бережное отношение к нашей общей истории, к единой духовной купели, князю Владимиру и его крещению.

Однако события последних лет жизни Украинской православной церкви (УПЦ) осложнено расколом, который начался с конца 80-х годов XX ст. и привел до того, что часть украинского православия (прежде всего УПЦ - КП и некоторые другие) активно проявляют стремление к разъединению церквей. Бывший митрополит Галицкий Филарет (смещенный с Киевской кафедры и с поста Предстоятеля УПЦ, а также не имеющий права на священослужение1 предпринимает активные действия по признанию своей каноничности в качестве главы УПЦ - Киевского патриархата со

1 См.: Православный церковный календарь, 94. Киев, 1994. С. 57-59.

стороны Святейшего Вселенского патриарха Константинопольского Варфоломея I. Однако усилия Филарета и некоторых политических сил желаемого результата сегодня не получили.

Уже исполнилось почти 30 лет с того дня (октябрь 1990 г.), когда Архиерейский Собор РПЦ даровал Украинской церкви статус независимой и самостоятельной в управлении, а Собор украинских епископов УПЦ (Харьков, май 1992 г.) избрал митрополитом Киевским и всея Украины Высокопрео-священейшего Владимира (Сабодана). Украинская православная церковь во главе со своим Предстоятелем постоянно молиться о том, чтобы «невозможное человеком» оказалось возможным по воле Бо-жией, и украинское Православие вновь обрело единство и канонично было связано с РПЦ1.

Православный фактор был одним из определяющих духовного единения братских народов, во времена Б. Хмельницкого2, он играл важную роль в борьбе с униатами, влиял на развитие геополитических процессов и расстановку сил в Европе. Но украинское православие оставалось под властью Царгородского (далее - Константинопольского) патриархата. Поэтому в статье ставится задача проанализировать церковную жизнь Киевской митрополии первой трети - второй половины XVII ст. и шаги церковных иерархов, до перехода под юрисдикцию Московского патриархата украинского православия.

В 1620 году под защитой П. Сагайдачного Иерусалимский патриарх Феофан III, возвращавшийся на родину через Украину из Москвы, восстановил упраздненную королем Сигизмундом после унии православную иерархию. Митрополитом Киевским с титулом «Экзарх Константинопольского трона» был поставлен Иов (Борецкий), игумен киевского Михайловского монастыря, первый ректор Киево-Братской школы (впоследствии Киевской академии). Киев, в котором находился митрополит Иов и его сподвижники, стал административным центром митрополии и главным очагом духовной жизни православных Речи Посполитой. Митрополит Иов и епископы поддерживали постоянную связь с православным Московским государством. Особенно тесные связи установились с Московской патриархией у тех кругов духовенства, которые группировались вокруг настоятеля Межигорского монастыря, епископа Перемышльского Исаии (Копинского). 18 января 1619 г. он основал Мгарский монастырь около г. Лубны, братство которого активно противостояло окатоличиванию левобережных украинцев. А после смерти Иова (Борецкого) Исая (Копинский) был избран в 1631 г. Киевским православным митрополитом.

Король не согласился с патриаршим назначением и только в 1632 г. новый король Владислав VI, обеспокоенный непрекращающимися волнениями в Украине, признал православную иерархию с видным богословом архимандритом Киево-Печерской Лавры Петром Могилой. Основанная им Киево-Печерская коллегия, высшая школа, открытая для всех сословий, заняла важнейшее место в духовном образовании Украины и России. Однако давление на православных с целью заключить новую унию возобновилось, в Киеве активно начали действовать иезуиты.

С началом украинской национальной революции под руководством гетмана Б. Хмельницкого, на занятой им территории Украины была прекращена деятельность униатской и католической Церквей. На переговорах с властями Речи Посполитой казаки решительно требовали ликвидации унии. Но приемник святителя Петра Киевский митрополит Сильвестер (Косов) относился к гетману и его делу весьма сдержано: вел тайные переговоры с польскими властями, неоднократно заверяя их в лояльности.

Б. Хмельницкий угрозами заставлял Киевского митрополита отстаивать права Православной Церкви перед властями Речи Посполитой. Сильверст и его окружение, опасаясь подчинения своей митрополии Московскому Патриархату, отрицательно отнеслись к документам 1654 г., подписанным между Б. Хмельницким и Москвой. Он отказался присягать и заявил боярину Бутурлину: «Мне не известна переписка между гетманом и царем». В том же 1654 г. митрополит Сильвестр отправил посольство к Алексею Михайловичу с просьбой подтвердить старые права украинской церкви, а главное - не разрывать подчинения Константинопольскому патриарху: эта подчиненность - корень всех наших вольностей и прав3.

Как известно, в Переяславских статьях 1654 г. не было зафиксировано положений про Киевскую митрополию и она оставалась в подчинении Константинопольского патриарха. После смерти Сильвестра, в 1657 г. на Черниговскую кафедру был поставлен епископ Лазарь (Барано-вич), а на Соборе уже после смерти Б. Хмельницкого избирают митрополитом Киевским Дионисия (Балабана, 1657-1663 гг.). Эти изменения проходили без участия Московского патриархата.

Впервые вопрос о подчинении Киевской митрополии Московской патриархии был поставлен в 1659 г., когда гетман Ю. Хмельницкий подписал с Москвой статьи, так называемые «Переяс-лав - 2». Статья 8 зафиксировала следующее положение: «Митрополиту Киевскому, так и иным духовным Малыя Руси быть под благословением святейшего патриарха Московского и всея Вели-кия и Малыя, и Белыя России, а в права духовныя святейший патриарх вступать не будет»4. Таким

1 См.: Православный церковный календарь, 94. Киев, 1994. С. 57-59.

2 Юрченко Н. С. Влияние православного фактора на Переяславскую раду // Переяславская рада: ее историческое значение и перспективы развития славянской цивилизации. Харьков, 2008 С. 58-61.

3 Полонська-Василенко Н. В. Укра'шська православна церква тсля Переяславсько! угоди. // Релтя в житп укра'шського народу. - Париж - Рим - Мюнхен, 1996. - С. 149 -156.

4 Яковлiв А. Допжр гетьмана Богдана Хмельницького 1654 г. // Переяславска рада 1654 року (iсторiографiя та до-слщження). Киев, 2003. С. 150-151.

образом, пока что в очень осторожной форме устанавливалось подчиненность митрополита Киевского патриарху Московскому, который был назван «митрополитом Малыя Руси».

В 1660 г. Москва не решилась избирать митрополита, который был бы рукоположен Московским патриархом, хотя были обращения Лазаря (Барановича), игумена Киево-Печерской Лавры Иннокентия (Гизеля) и всего духовенства Левобережной Украины. Москва ограничилась только назначением Митрополичим местоблюстителем Лазаря (с позиций церковных правил это было незаконно).

Среди православного духовенства произошел раскол. Митрополит Дионисий поддержал И. Выговского, а сменивший его митрополит Рюсиф (Пелюиович-Тукальский, 1663-1675 гг.) ориентировался на П. Дорошенко. Эти митрополиты уехали из подчинявшегося власти царя Киева и поселились на Правобережной Украине (Чигирин), которая после перемирия 1667 г. осталась во власти Речи По-сполитой.

Другая часть духовенства во главе с епископом Черниговским Лазарем (Барановичем) и архимандритом Киево-Печерского монастыря Иннокентием (Гизелем) выступала за тесную связь гетманства с православным Московским государством, но одновременно хотела бы сохранить традиционные подчинение Киевской кафедры Константинопольскому патриарху.

Москва же с 60-х годов XVII ст. стала предпринимать более активные действия по переходу Киевской метрополии под юрисдикцию Московского патриарха. Вот только несколько таких предпринятых активных шагов с боку Москвы. В 1661 г. на должность местоблюстителя Киевской митрополии назначен Мефодий, который перед этим был высвячен в епископа Мстиславского и Могилевского. Константинопольский патриарх не признал этих действий со стороны Московского патриарха, это вызвало протест и среди духовенства. В 1663 г. Алексей Михайлович отправил грамоту Константинопольскому патриарху и признал неканоничность высвячения Мефодия, а также подтвердил подчинение Киевской митрополии до юрисдикции Константинопольского патриархата1. В 1667 г. Собор в Москве незаконно дал Черниговской епископии - архиепископию, и епископ Лазарь (Баранович) стал архиепископом и в 1670 г. его снова назначили местоблюстителем Киевской митрополии.

В 1683 г. после смерти архимандрита Иннокентия (Гизеля) гетман Самойлович просил Москву избрать архимандрита Киево-Печерского монастыря (Лавры), хотя она была ставропиги-альной и подчинялась непосредственно Константинопольскому патриарху.

Десять лет (1675-1685 гг.) Киевская митрополия жила без своего Предстоятеля. Это были годы, когда давление на православие с боку унии не ослабевало. Проходили процессы геополитических изменений, связанные с подписанием договоров Москвы с Речью Посполитой, Турцией, Крымским ханством. В этих условиях Москва начала переговоры с Константинопольским патриархом Яковом (1684 г.) о разрешении высвятить Киевского митрополита в Москве. На этом настаивал и московский патриарх Иоаким. Но патриарх Яков ответа не давал, поясняя тем, что нужно на это согласие всех восточных патриархов, Тогда Москва, не дождавшись окончательного ответа от Константинополя, дала указание гетману Самойловичу провести выборы митрополита2.

8 июля 1685 г. в Киеве на Соборе духовенства в Святой Софии было принято решение об избрании Киевским митрополитом переехавшего на Левобережье Луцкого епископа Гедеона (Чет-веринского) и о том, что он должен направиться на поставление к Московскому патриарху. 8 ноября того же года митрополит был посвящен патриархом Иокимом в Успенском Соборе в Москве с титулом «Малыя России митрополит Киевский и Галицкий»

Тогда же русское посольство провело сложные переговоры с визирем Константинопольским и Иерусалимским патриархами. Как пишет доцент Киевской духовной академии В. В. Бурега «в июне 1686 года в Константинополе был созван Собор архиреев, на котором было принято окончательное решение по вопросу перехода Киевской метрополии под юрисдикцию Московской патриархии. Собор издал грамоту (томос), повелевающую признавать Гедеона (Четвертин-ского) законным Киевским митрополитом. Кроме Константинопольского патриарха Дионисия грамоту подписал так же 21 митрополит. Дионисий в июне этого же года издал еще две грамоты, адресованные гетману Самойловичу и всем верным чадам Киевской митрополии, в которых говорилось, что уступает митрополию Московскому патриарху и повелевает отныне всех новоизбранных митрополитов отправляться для посвящения в Москву»3.

Недовольные Дионисием архиереи обвиняли его в тайных связях с Москвой, приводя в подтверждение факт передачи Московскому патриарху Киевской митрополии. В результате Дионисий лишился патриаршества через два месяца после официального вступления на Константинопольский престол. Однако акт передачи Киевской митрополии в московскую юрисдикцию отменен не был.

По мнению церковных историков обвинения в адрес Дионисия были лишь предлогом для его удаления с кафедры. О неканоничности этого действа рассуждают и сегодняшние некоторые православные иерархии, политики, которые устремлены в раскол Православия и отделения УПЦ от Русской православной церкви.

Юридически акт 1686 года остается в силе и по сегодняшний день. Предстоятель УПЦ Блажениший Владимир неоднократно отмечал: «Я верю, что нет воли Божьей на разделение меж-

1 Дорошенко Д. Нарис юторй Украши в 2-х т. Т. 2. Киев, 1992. С. 86.

2 Россия: Энциклопедический словарь. Л., 1991. С. 494-495.

3 Воспринимать визит сквозь призму Евангелия, а не политики (до визита Святейшего Патриарха Кирилла в Украину) URL: http://www.taday.ru/text/521882.html (19.07.2010).

ду христианами. Я убежден, что в значительной степени разные точки зрения не препятствуют находиться в единой Церкви. Ведь на самом деле нет реальных причин, которыми можно оправдать разделение. Единство важнее любой идеологической или политической позиции. Поэтому все зависят от нас. Если мы искренне возжелаем единства, если поставим единство выше собственных мнений, амбиций или политических взглядов, то ничто не помешает его обрести»1.

Организационно церковная жизнь Киевской митрополии после 1686 г. складывалась из двух частей. Собственно Киевская митрополия - в пределах русского государства, права которой постепенно свелись фактически к епископским. Два первых преемника избирались на Соборах в Киеве и после этого посвящались в Москве. После проведения Петром I Синодальной реформы право избирать митрополита у киевского духовенства было отнято.

Заграничная часть Киевской митрополии располагалось в пределах Речи Посполитой. Несмотря на условия Вечного мира (май 1686 г.), по которому польская сторона обязалась не принуждать православных к унии, на территории Правобережья процесс утверждения унии успешно продвигался. В 1691 г. унию официально приняла Перемышльская епископия, а в 1700 г. - Львовская, в 1702 г. - Луцкая. Соответственно они вышли из подчинения Киевскому митрополиту. На землях Речи Посполитой осталось только одна православная епархия - Мстиславская.

В то же время Киевская митрополия укрепляла духовную жизнь своих мирян. Архиепископ Лазарь (Баранович), святитель Феодосий Черничовский уделяли большое внимание возрождению монастырской жизни, восстановлению и постройке храмов. В Киеве видным московским архитектором Осипом Старцевым на средства Мазепы был возведен прекрасный образец украинского барокко - Никольский военный собор (уничтожен в 30-е годы XX ст.), возрождались древние храмы Чернигова, в Переяславе был построен другой выдающийся памятник - Вознесенский собор.

Большое внимание уделялось образованию и подготовке священнослужителей. В это время выдающуюся роль в управлении Киевской митрополии и в целом Русской церкви играли воспитанники и преподаватели Киево-Могилянской академии (получила этот статуе по указанию Петра I в 1701 г.).

В последующее столетие происходили новые организационные изменения церковной жизни, но духовное единение всегда оставалось неизменным. Ныне Украинская Православная Церковь Московского Патриархата - неотделимая часть Русской Православной Церкви, единой для братских народов, наследников Киевской Руси.

Библиография

Воспринимать визит сквозь призму Евангелия, а не политики (до визита Святейшего Патриарха Кирилла в Украину) URL: http://www.taday.ru/text/52i882.html (19.07.2010).

Дорошенко Д. Нарис гсторп Украши: в 2-х т. Т. 2. Киев: Глобус, 1992.

Полонська-Василенко Н. В. Украшська православна церква тсля Переяславсько1 угоди. // Релтя в жита украшського народу. - Париж - Рим - Мюнхен, 1996. С. 149 -156.

Полный православный богословский энциклопедический словарь / / Киевская митрополия. Т. 2.

Православный церковный календарь, 94. Киев: Издательский отдел УПЦ. 1994.

Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. С. 494-495.

Юрченко Н. С. Влияние православного фактора на Переяславскую раду // Переяславская рада: ее историческое значение и перспективы развития славянской цивилизации: Сб. науч. трудов по матер. II науч.-практ. конф., 13 декабря 2007 г. Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. С. 58-61.

Яковлiв А. Договiр гетьмана Богдана Хмельницького 1654 г. // Переяславска рада 1654 року (iсторiографiя та дослвдження). Киев: Смолоскип, 2003.

References

Vosprinimat vizit skvoz prizmu Evangilie, a ne politiki (do vizita Svyateyshego Patriarxa Kirilla v Ukrainu) URL: http://www.taday.ru/text/52i882.html (19.07.2010).

Doroshenko D. Naris IstorIYi UkraYini v 2-h t. T. 2. K.: Globus, 1992.

Polonska-Vasilenko N. UkraYinska pravoslavna tserkva pIslya PereyaslavskoYi ugodi. // Religia v gitti ukrainskogo narodu. - Parig-Rim-Munxen, 1996. P.149-156.

Polnyiy pravoslavnyiy bogoslovskiy entsiklopedicheskiy slovar / / Kievskaya mitropoliya. T. 2.

Pravoslavnyiy tserkovnyiy kalendar, 94. K.: Izdatelskiy otdel UPTs. 1994.

Rossiya: Entsiklopedicheskiy slovar. L.: Leninzdat, 1991. P. 494-495.

Vosprinimat vizit skvoz prizmu Evangeliya, a ne politiki (do vizita Svyateyshego Patriarha Ki-rilla v Ukrainu) / / Tserkovnaya pravoslavnaya gazeta. 2010. Iyul, № 14.

Yurchenko N. S. Vliyanie pravoslavnogo faktora na Pereyaslavskuyu radu // Pereyaslavskaya rada: ee is-toricheskoe znachenie i perspektivyi razvitiya slavyanskoy tsivilizatsii: Sb. nauch. trudov po mater. II nauch.-prakt. konf., 13 dekabrya 2007 g. Harkov: NTU «HPI», 2008. P. 58-61.

YakovlIv A. DogovIr getmana Bogdana Hmelnitskogo 1654 g. // Pereyaslavska rada 1654 roku (IstorIografI-ya ta doslIdzhennya). K.: Smoloskip, 2003.

1 Полный православный богословский энциклопедический словарь // Киевская митрополия. Т. 2. С. 1327-1329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.