Научная статья на тему '«Битва за молодежь» христианских церквей: особенности миссионерской политики (на примере Тюменской области)'

«Битва за молодежь» христианских церквей: особенности миссионерской политики (на примере Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
342
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ковальчук Ю. С.

The article compares efforts of Russian Orthodox and Pentecostal churches in Tyumen region their policv, methods in attracting voung people to these religious institutes. It analvses the last liberal changes in the policy of Russian Orthodox Church towards youth conversion but argues that new methods are not fully used in reality. The article also describes the contemporary religious situation in the region, social actions of Pentecostal churches and their programs that aim at youth conversion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«STRUGGLE FOR YOUTH»:

The article compares efforts of Russian Orthodox and Pentecostal churches in Tyumen region their policv, methods in attracting voung people to these religious institutes. It analvses the last liberal changes in the policy of Russian Orthodox Church towards youth conversion but argues that new methods are not fully used in reality. The article also describes the contemporary religious situation in the region, social actions of Pentecostal churches and their programs that aim at youth conversion.

Текст научной работы на тему ««Битва за молодежь» христианских церквей: особенности миссионерской политики (на примере Тюменской области)»

© 2008

Ю.С. Ковальчук

«БИТВА ЗА МОЛОДЕЖЬ» ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ: ОСОБЕННОСТИ МИССИОНЕРСКОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)*

«Времени у нас остается все меньше и меньше.

Если мы проиграем битву за молодежь, мы потеряем Россию»

(Архимандрит Геннадий (Гоголев))1

Важным фактором стабильного развития ресурсных и промышленных центров Западной Сибири является формирование молодежной среды, творческий потенциал которой найдет свою реализацию в ближайшем будущем. Личные социально-экономические, образовательные и культурные стратегии в жизни молодежи определяются целым рядом факторов, в том числе и религиозных. На общем фоне секуляризованного общества в целом группы религиозной молодежи не велики, однако они составляют часть культурной, социальной и порой социально-политической жизни страны; в качестве институтов гражданского общества претендуют на участие в обсуждении законодательных инициатив, в том числе касающихся реализации государственной молодежной политики.

Задачей данной статьи является анализ форм работы с молодежью Русской православной церкви и протестантских церквей, их сравнение, выделение общего и особенного, оценка их эффективности в деле воцерквления молодежи на примере Тюменской области.

Население Тюменской области, по всероссийской переписи 2002 г., составляло 1 325 018 чел.; в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) проживало на тот момент 1 432 817 чел.. По данным Ханты-Мансийского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, на территории ХМАО было зарегистрировано на 1 февраля 2008 г. 126 религиозных объединений, из них: Русская православная церковь (РПЦ) — 47; ислам — 24; протестантизм — 40; Римско-католическая церковь — 2; других религиозных организаций — 13.

В Ямало-ненецком автономном округе (ЯНАО), население которого составляло полмиллиона человек, на 2008 г. было зарегистрировано 59 религиозных организаций: из которых к РПЦ относились 21 религиозная организация, к исламу — 16, к протестантизму — 22, из них: Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) — 10, Евангельские христиане (ЕХ) — 2, Христиане веры евангель-ской-пятидесятники (ХВЕ-пятидесятники) — 7, Христиане веры евангельской

* Работа осуществлена при поддержке гранта Президента Российской Федерации молодым ученым МК-1031.2008.6. «Протестантские миссии в ресурсных и промышленных центрах Западной Сибири начала ХХ1 в. в свете проблемы этно- и социокультурной безопасности региона».

2

(ХВЕ) — 1, Новоапостольская церковь — 1, Свидетели Иеговы — 1 .

По югу Тюменской области зарегистрировано 181 религиозная организация на 2008 г.: Русская православная церковь, Московская патриархия (РПЦ МП) — Тобольско-Тюменская епархия — 75, Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) — Ишимско-Сибирская епархия — 4, Русская православная старообрядческая церковь — 1; ислам: Духовное управление мусульман Тюменской области — 32, Духовное управление мусульман Азиатской части России —

16, Центральное Духовное управление мусульман России — 2, 1 автономная; протестантизм: Евангелическо-лютеранская церковь — 1, Объединенная методистская церковь — 1, Пресвитерианская церковь — 1, Евангельские христиане-баптисты — 3, Евангельские христиане — 15, Адвентисты седьмого дня — 3, Христиане веры евангельской-пятидесятники — 12, Новоапостольская церковь — 3, Свидетели Иеговы — 1, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) — 1; Иудейская реформистская организация — 1; Римско-католическая церковь — 5; Армянская апостольская церковь — 1; Общество сознания Кришны — 2. При этом без государственной регистрации действует ряд религиозных групп: РПЦ МП — 5 групп, РПЦЗ — 2, Русской православной старообрядческой церкви — 3, мусульмане — 26, протестанты — 37, католики — 1, Свидетели Иеговы — 93.

Протестантские церкви юга Тюменской области работают отдельно от церквей ХМАО и ЯНАО и практически не взаимодействуют друг с другом, за исключением баптистов Тюмени, которые ведут миссионерскую деятельность в ЯНАО. Межконфессиональный диалог в регионе отличается отсутствием контакта между организациями Русской православной церкви и другими христианскими религиозными организациями. По инициативе последних, в мае 2005 г. был создан Конгресс религиозных организаций Тюменской области, в который вошли протестанты, мусульмане, иудеи. Задачей совета является установление межконфессионального диалога, проведение совместных просветительских и социальных акций, юридическая защита религиозных организаций в случае необходимости. Ряд конфликтов, произошедших в связи с «антисектантскими» обвинениями протестантских организаций со стороны представителей епархии, вылился в Тюмени в судебные разбирательства.

Тобольско-Тюменская епархия РПЦ МП была выделена из Омско-Тюменской епархии в 1989 г. На сегодняшний день при активной поддержке государства восстановлены многие храмы, действует 2 мужских и 2 женских монастыря, Тобольская православная духовная семинария, Тюменское духовное училище, 12 православных гимназий. На 1 января 2008 г. открыто 227 приходов, 147 храмов, 21 молитвенный дом и 12 часовен, служит 205 священнослужителей4.

Епархия активно привлекает фонды нефтяных компаний и ресурсы администраций автономных округов для проведения социальных акций5. В летнее время организует православные лагеря для детей и подростков и миссионерские поездки по сибирским рекам. В рамках летней практики семинаристы отправляются в поездки по деревням и селам пробовать себя в деле евангелизации. Отличительной чертой является активная паломническая деятельность епархии, на каждый месяц предлагается список паломничеств по местам Тюменской области, Уралу и другим районам.

Из православных средств массовой информации в области зарегистрированы: журнал «Православный просветитель» (тираж 5 400 экз.) с отдельным приложением — детским журналом «Православный сибирячок» (тираж 10 тыс. экземпляров), студенческий православный журнал «Семинария» (тираж 999 экземпляров). При этом в Тюменской областной библиотеке кроме журнала «Православный просветитель», отсутствуют какие-либо другие периодические издания религиозной направленности. Епархия с 1995 г. также издает ежемесячную «Сибирскую православную газету» (тираж 12 8000 экз.), все номера которой с 2001 г., выложены в электронном варианте на сайте газеты.

При высокой активности религиозных организаций, по оценке специалистов из Института изучения проблем севера и религиозных лидеров, уровень религиозности в регионе остается очень низким. По данным мониторинга религиозной ситуации в Сургуте 2005 г., среди опрошенных лишь 2 % православных, 10 % мусульман, 97.3 % протестантов заявили о том, что посещают церковь (мечеть) как минимум раз в неделю6. Воцерквленность не входит в систему актуальных ценностей народонаселения региона.

В рейтинге, составленном по данным Росстата в 2006 г., по уровню благосостояния населения Тюменская область следует сразу за лидирующей Москвой7. Высокий уровень доходов жителей Тюмени дает им возможность самореализации и построения собственных стратегий в экономической, социальной и культурной сферах без учета религиозных практик.

Выражая беспокойство в связи с тем, что общий уровень религиозности тюменцев остается низким, лидеры различных христианских деноминаций видят основное направление своей работы в повышении духовности общества и обращении людей, а особенно молодежи, к церкви. Основная часть православной студенческой молодежи Тюменской области — это выпускники православных гимназий. Как и в целом по России, проблема воцерквления молодежи, номинально считающей себя православной, остается в регионе нерешенной.

В области нет представительств «Братства православных следопытов» и «Всероссийского молодежного православного движения» — всероссийских православных организаций. В то же время при поддержке Тобольско-Тюменской епархии действует Межрегиональное молодежное общественное движение «Сибирь молодая православная», цель которого приобщение молодежи к духовному богатству православия8.

С 2001 г. Объединение проводит православные съезды, в 2007 г. силами объединения был проведен VII съезд движения, на котором присутствовало 300 делегатов. В рамках съезда проходила научно-практическая конференция «Роль молодежи в развитии гражданского общества», в ходе которой рассматривались проблемы молодежного экстремизма, перспективы развития молодежного и детского отдыха, миссионерское и социальное служению среди молодежи; но при этом конференция носила формализованный характер.

При ближайшем рассмотрении деятельность «Сибири молодой православной» может быть оценена как неэффективная, т.к. ее актив состоит в основном из семинаристов, съезды имеют формализованный характер, а программы, рассчитанные на невоцерквленную молодежь и мирян, отсутствуют.

В последнее время в поисках путей воцерквления российской молодежи и

выхода в светскую аудиторию на уровне программных документов РПЦ заявила новые методы работы. Для разработки и внедрения методов духовно-просветительской работы с молодежью в 2000 г. был создан Синодальный отдел по делам молодежи. Отдел собирает имеющийся опыт в регионах, распространяет его на православных конференциях, поддерживает инициативы по созданию православных детских и молодежных организаций. И хотя РПЦ на сегодняшний день не имеет программного документа относительно молодежной политики, в Концепции миссионерской деятельности РПЦ выделен отдельный параграф (п.3.4) «Миссия в молодежной среде», где изложены основные принципы и подходы к работе с различными группами молодежи. Концепция предполагает создание открытой христианской социокультурной молодежной среды; заявляется, что обозначенные формы занятий с молодежью «должны быть привычными для нее, но наполнены христианским содержанием».

Важно, что православная церковь, пусть даже пока на уровне заявлений, стала выделять молодежь как отдельную группу для евангелизации и учитывать ее возрастные психологические и духовные запросы. Основными направлениями работы объявлены: просветительская деятельность; привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и др.); организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости); продуманное использование в миссионерской деятельности современных форм творчества: музыкального, литературного, художественно-изобразительного9.

Залогом успеха молодежной политики во многом является верно выстроенная информационная политика. В принятой в 2007 г. Концепции Миссионерской деятельности РПЦ подчеркивается важность информационной миссии, под которой понимается «православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации»10.

РПЦ стремится утвердиться и в Интернет-пространстве, ставшем мощным каналом прозелитизма для всех конфессий. Это оказывается важным инструментом евангелизации молодежи — активного пользователя системы Интернет. В феврале 2006 г. Синодальный отдел создал молодежный портал «МИР РПЦ — Молодежный информационный ресурс Русской православной церкви «Обретенное поколение» — mir-rpz.ru. На этом и других сайтах в последнее время представлены аудио и видео файлы, богословские материалы, православная музыка; создана христианская поисковая система.

Председатель Синодального отдела по делам молодежи архиепископ Костромской и Галичский Александр отметил: «Нужно не только создавать свои ресурсы, но и смело заходить на те чаты и гостевые книги, где собирается молодежь, чтобы затем повести ее на наши ресурсы»11. Речь также идет об использовании персональных Интернет-блогов для евангелизации, в частности ресурса Живого Журнала. Кроме информационных форм еванеглизации молодежи, изменились подходы к включению молодежи в приходскую жизнь.

Пытаясь отвечать запросам времени, РПЦ сделала ставку на диалог и выстраивание отношений с различными группами прихожан, уделяя отдельное внимание молодежи. На съезде православной молодежи “Сибирь молодая православная” в Тобольске присутствовавший руководитель учебно-методического кабинета Отдела по делам молодежи РПЦ МП, дьякон М. Першин поделился опытом молодежного служения. По его словам, сегодня выделяются следующие подходы для воцерковления молодежи: «Первое — воцерковление через участие, создание пространства активной деятельности для ребенка, молодого человека: туризм, скаутское движение, клубы по интересам. Второе — внутри-приходская работа: система работы при приходе, чтобы для каждого возраста была своя сфера приложения интересов, для каждого таланта было место. Для детей — это братство православных, для студентов и учащихся старших классов школы — церковно-историческое общество. Далее студенты заканчивают обучение, у них появляются семьи. Для этого существует система семейных клубов, куда они могут прийти с детьми. Так цикл замкнулся — с раннего детства до создания семьи человек охвачен программами Церкви,..»12.

Данная новаторская для РПЦ форма работы внедряется медленно, некоторые клирики расценивают новшества как «клубную работу» с молодежью, которую РПЦ всегда осуждала у протестантов. Катастрофически не хватает кадров из клира. Критикуя создавшуюся ситуацию, руководитель молодежного отдела Екатеринбургской (соседней Тобольско-Тюменской) епархии, И. Григорьев подчеркнул, что «задача Церкви — не только привлечь человека на богослужения, направить на путь спасения, но и помочь во всей своей жизни стать христианином, а это возможно при развитой общинной жизни. С сожалением нужно сказать, что у нас в церковной жизни очень мало делается в этом отношении, особенно на фоне успехов протестантов. От церковных структур молодежь почти не получает помощи — ни материальной, ни духовной»13.

Основанные более 10 лет назад централизованные молодежные православные организации не становятся массовыми и не имеют представительств во многих регионах. Так, например, «Братство православных следопытов» (БПС) было создано в 1991 г., оно организует Рождественские, весенние и осенние православные детские лагеря, краеведческие экспедиции в ряде епархий, туристические слеты и курсы молодежных лидеров, морские всероссийские летние православные лагеря. По данным РПЦ, в детских лагерях и на сборах, организованных БПС, ежегодно принимают участие до 10 000 детей. Межрегиональная общественная организация «Всероссийское православное молодежное движение» (ВПМД) была создана в 1991 г. при Синодальном отделе по делам молодежи14. В настоящее время отделения ВПМД действуют в 23 епархиях и объединяют до 4 000 молодых людей. В масштабах России это мизерные цифры. То же самое можно увидеть и в реализации студенческих православных программ. Так, например, для студентов и аспирантов в 2001 г. было создано Православное историко-культурное общество, структурными единицами при этом являются студенческие историко-культурные общества, сегодня в деятельности общества принимает участие не более 500 человек. РПЦ подчеркивает, что ответственный фронт миссионерской работы с молодежью сегодня проходит через высшие учебные заведения. В 2002 г. по инициативе Отдела по де-

лам молодежи была создана Ассоциация православных студенческих общин России; спустя 6 лет их насчитывается всего 3015.

Одной из распространенных точек зрения является мнение о том, что поскольку православная составляющая в российской культуре занимает ключевое место, то возможность воцерковления российской молодежи заложена уже в самом культурном поле России. Ее сторонники, например, указывают, что российская гуманитарная наука накопила большой объем переведенных текстов христианских мыслителей, и это может стать той интеллектуальной базой, которая способна сподвигнуть молодого человека к изучению православной традиции. Однако ставка на то, что интерес к православию у молодых людей проявится как часть их интереса к российской истории и культуре, не оправдывается. Тем не менее, многие православные лидеры продолжают делать основной акцент именно на исторические заслуги церкви, они обращаются к образу православных деятелей прошлого как идеалов духовного возрождения.

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий на Всероссийской научно-практической конференции «Наследие Сибири: мировоззрение, духовность, культура» в апреле 2008 г., анализируя возможные пути выхода из современного кризиса духовности, сказал следующее: «В чем мы видим выход? В освоении духовного богатства, наших исторических и культурных сокровищ, в овладении накопленным опытом жизни тех поколений, которые формировали нашу Отчизну... Нам следует помнить, что без исторической памяти, не зная своего прошлого, нельзя сделать осознанный выбор своего будущего»16. Но раскрытие понятий духовности и нравственности через исторические примеры далеко не всегда находит отклик в молодежной среде.

Несмотря на тенденцию акцентирования исторического прошлого, РПЦ вынуждена учитывать те реалии, которыми живет российское общество сегодня. Однако смена форм работы с молодежью на практике проходит медленно. О неготовности диалога на региональном уровне говорит руководитель Молодежного отдела Екатеринбургской епархии И. Григорьев: «...Мы своим менталитетом, своим церковно-историческим сознанием находимся еще в прошлой эпохе, мы не осмыслили современность. Это идеологическая проблема, ее корень — в том, что Церковь более полутора тысяч лет существовала в состоянии симфонии, определенного симбиоза с государством. Сейчас Церковь свободна, но она оказалась к этому совершенно не готова: слишком велика сила инерции византийского и имперского периода церковной истории», — что, по мнению И. Григорьева, также является корневой причиной неэффективности работы с молодежью17.

Для большей части молодежи проблемными для возможного воцерковления являются непонятная литургия, оторванный от светской жизни и проблем клир, отсутствие проповеднического слова, а также ксенофобские высказывания некоторых представителей РПЦ. Красоту старославянского языка и глубокий смысл литургии могут по достоинству оценить лишь единицы прихожан. Кроме того, как отмечают и сами православные деятели, и замечает большинство прихожан — сам облик православных людей и клира в церкви зачастую далек от здорового жизнерадостного оптимизма, «которым должно быть озарено миссионерство и служение Господу».

Отмечая существующие недостатки, следует подчеркнуть, что предлагаемая

в Концепции миссионерской деятельности РПЦ схема работы с молодежью все же может быть эффективна. Аналогичная схема работы с молодежью действует в протестантских церквях.

Известно, что протестантские церкви занимают активную социальную позицию, ориентируются на различные этнические, социальные и возрастные группы при евангелизации. Обращение в протестантизм происходит вследствие предпринимаемых миссионерских усилий в социальной, образовательной и других сферах, а также как результат личного свидетельствования верующих. Работа протестантских организаций в реабилитационной сфере находит свой отклик среди молодежи и приводит ее в пятидесятнические и другие протестантские церкви. Естественно, что протестантский лагерь не однороден: есть церкви, чьи доктрины максимально приближены к основам Евангелия, проповеди отличаются богословской глубиной; деятельность этих церквей отличается социальной ориентированностью и активным патриотизмом.

Некоторые международные сетевые религиозные организации, чьи филиалы действуют в России, коммерциализируют евангелизацию18. По словам протестантских лидеров, действия подобных церквей дискредитируют протестантский лагерь России в целом19.

Протестантские церкви г. Тюмени объединены в Союз христианских церквей, куда входят 47 церквей евангельского направления. Миссионерская политика каждой церкви реализуется по мере финансовых возможностей и видения руководства. Одни церкви нацелены на активный рост, других же удовлетворяет имеющаяся паства, в связи с чем они объявляют приоритетным «сохранение и укрепление истинной веры» прихожан своей церкви.

Подобной позиции, например, придерживается руководство Церкви евангельских христиан «Преображение» г. Тюмени, зарегистрированной в качестве автономной церкви евангельских христиан. На практике это Церковь евангельских христиан-баптистов. С 1994 г. церковь возглавляет пастор А.И. Бойченко, прибывший с семьей из г. Одессы. Церковь имеет свое здание, на службе присутствует около 150 чел. Церковь не ориентируется на активный рост: у церкви нет собственных организаций социального служения, своих СМИ, интернет-сайта. Из миссионерских методов в большей степени делается акцент на личное свидетельствование веры; подчеркивается, что вера прихожан имеет приоритетное значение по сравнению с их количеством. Церковь участвует в служении глухонемым, имеет кукольный театр для сирот, кормит бездомных. Небольшие домашние группы работают в поселках Яр, Юшала, Боровое, Антипино, Верхний бор, Акияры, Онохино.

Одной из наиболее активных церквей в общественной жизни города является «Тюменская христианская церковь» христиан веры евангельской пятидесятников. Численность ее прихожан составляет 50 чел., по праздникам 100 чел. Церковь имеет свое здание, которое сдает в аренду еще трем протестантским церквям для проведения богослужений. Одним из арендаторов является Церковь христиан веры евангельской «Краеугольный камень» (около 30 чел.); ее прихожане в основном прошедшие реабилитацию молодые люди, в прошлом страдающие алкогольной и наркозависимостью. Второй арендатор — Церковь евангельских христиан «Великая благодать»; третий арендатор — Церковь хри-

стиан веры евангельской пятидесятников «Благая Весть», состоящая в большей степени из пожилых женщин. Количество прихожан этих церквей около 20—40 чел. Пресвитерианская и методистская церкви города также имеют в своем составе лишь несколько десятков человек (ПМА, 2008).

«Тюменская христианская церковь» входит в союз С. Ряховского РОСХВЕ. Церковь возглавляет с 1995 г. молодой пастор Л.И. Бродовский, выпускник семинарии из Киева. В 1990-е гг. церковь арендовала кинотеатры, в 2001 г. было куплено собственное здание в городе. Сегодня Церковь имеет свой реабилитационный центр (сейчас проходит реабилитацию 15 человек), проводит социальные акции помощи пожилым людям и служит в течение четырех лет еженедельно в колонии для несовершеннолетних. В рамках тюремного служения проводятся соревнования по футболу и настольному теннису; вместе с другими церквями ТХЦ участвует в проведении акции «Рождественская елка ангела», обеспечивая подарками детей женщин, отбывающих наказание в женской колонии г. Тобольска.

Сегодня в церкви существует армянская домашняя группа, около 7-10 армян приходят на службы. По словам пастора, часть армян посещали евангельскую церковь у себя на родине до приезда в Тюмень (ПМА, 2008).

В церкви ведется работа с подростками, для которых устраиваются туристические и спортивные мероприятия. Молодежь церкви составляет около 20% прихожан. В здании церкви проведено кабельное телевидение для того, чтобы молодежь могла собираться и смотреть христианские каналы.

Несмотря на мнение пастора о том, что повышение образовательного уровня прихожан является неотъемлемым условием развития церкви, на практике лишь единицы прихожан проходят обучение в библейских школах. Сам пастор и еще 2 лидера служения проходят обучение в Российской государственной христианской академии, отделение которой находится в соседнем здании церкви «Свет миру». В проповедях Л.И. Бродовский призывает прихожан заниматься бизнесом, говорит об экономическом росте, в рамках церкви оказывается помощь начинающим предпринимателям-прихожанам (ПМА, 2008).

Наиболее большой и активной протестантской церковью города является Церковь христиан веры евангельской пятидесятников Тюменская христианская церковь «Свет Миру», которая построила собственное здание и насчитывает до 1000 прихожан, а также имеет филиалы в ряде городов Тюменской области и на Урале.

Пастор и основатель церкви С.Э. Лавренов был включен в общероссийский журнал «1000 кумиров России» 2006—2007 гг. в номинации «Религия». Он имеет четко выработанную стратегию развития своей церкви и ставит приоритеты в двух основных направлениях: евангелизаторско-миссионерском и

социально-образовательном.

Социальная работа церкви проходит по нескольким направлениям. С 2008 г. церковь курирует работу Российской Ассоциации Тюремных служителей. Члены ассоциации имеют доступ в тюрьмы, оказывают помощь колониям в покупке спортивного инвентаря, аудио, видео техники для образовательных целей. Церковь также проводит кормление бездомных, имеет один из крупнейших реабилитационных центров «Соль земли». Центр действует уже более 10 лет и

располагается на территории в 5 га.; реабилитационная программа рассчитана на 6 месяцев в Центре и 6-месячную адаптацию в условиях города. За эти годы в центре прошли реабилитацию 2 тыс. чел. В церкви активно ведется детское служение — это воскресная школа и подготовка больших детских праздников для детей из приюта; на постоянной основе работает центр дневного пребывания детей — автономная некоммерческая организация «Дорога к жизни». В церкви проходят бесплатные занятия по рисованию и вокалу для детей, организована начальная общеобразовательная христианская школа «Пилигрим». Существует специальное служение для женщин, активно развито молодежное служение.

Большое внимание церковь уделяет образованию и просвещению. Речь идет не только о религиозном, богословском образовании, но и о получении светского религиоведческого образования. Важным является обращение к молодежи, чей социальный и материальный уровень не позволяет иметь доступ к платным светским образовательным ресурсам. Эта часть молодежи активно обучается в библейских школах в крупных городах, на предлагаемых курсах по христианскому ведению бизнеса, курсах молодых лидеров. По инициативе руководства церкви в здании церкви размещается филиал Российской христианской государственной академии, где обучаются 2 группы по специальности «психология» и 3 группы по специальности «религиоведение». Церковь ориентируется на постройку отдельного образовательного корпуса.

По словам пастора, выход в светское образовательное пространство необходим для ведения адекватного диалога со светским сообществом, поскольку богословское образование, полученное пасторами в большинстве протестантских семинарий и библейских школах, не позволяет протестантам быть понятыми и донести слово до светской аудитории. Пастор говорит, что около 100 служителей и прихожан церкви уже получили или получают высшее религиоведческое светское образование. Помимо этого, в церкви реализуются и внутренние образовательные проекты, такие как конференция «Альфа-курс», дающие базисные основы христианского учения. Просвещение видится руководством церкви как наиболее эффективный способ для нормализации межконфессионального диалога.

В церкви работает библиотека. На полках представлена подборка мировой классической прозы, религиоведческая, философская, юридическая литература; выписываются периодические издания. По мнению пастора, повышение образовательного уровня должно вывести людей за предел ценностей потребительского общества и поставить перед ним духовные ориентиры.

Многие церкви евангельского направления имеют контакты с братскими церквями за рубежом, принимают лидеров служения из-за рубежа во время христианских конференций, организуют паломничества и международные молодежные акции. Дети прихожан церкви летние каникулы проводят в христианском лагере в Германии. По линии Операции Мобилизации секретарь церкви провела 2 года на миссионерском корабле в Африке и Европе, вторая молодая прихожанка церкви в августе 2008 г. уехала для участия в такой же программе.

Как и большинство пасторов тюменских протестантских церквей, С.Э. Лав-

ренов видит личное свидетельство основным евангелизаторским приемом. Тем не менее, церковь проводит крупные молодежные акции, такие как рок-фестиваль христианских музыкальных групп «Метаморфоза» в Тюмени, молодежные акции против употребления наркотиков и против распространения СПИДа. Привлекательной для молодежи является музыкальная, мистическая форма евангелизации (личный религиозный опыт в пятидесятничестве по обретению даров Святого Духа); популярны спортивные акции (туристические походы, скаутское движение, детские выездные палаточные лагеря), а также творчество (постановка христианских мюзиклов, журналистика, дизайн христианских Интернет-сайтов, пр.). Одна из прихожанок, имеющая собственную керамическую мастерскую, производит и продает керамические сувениры христианской тематики, настенные панно с библейскими изречениями, прочее.

Руководство церкви предоставляет молодежи церкви возможность реализовать свои проекты. Сегодня в церкви занимаются три музыкальные группы, две из них играют христианскую рок-музыку. Воскресное прославление для детей и молодежи проходит в специально выделенном зале со световым и музыкальным оборудованием, в этом же зале располагается христианское кафе, где прихожане могут собираться для общения (ПМА, 2008).

Среди туристических проектов 2008 г. активисты церкви организовывали христианский палаточный лагерь «Поток» для подростков с программой «Герой нашего времени»; они участвуют в ежегодном слете туристов и путешественников «Странник-2008». При церкви работает христианский туристический клуб «Мамонтенок». Отзывы туристов-прихожан и объявления о походах печатаются в дайджесте «Твоя стихия», который продается в церкви.

Информационное поле протестантской молодежи имеет свое Интернет-пространство в виде сайтов церквей, электронных газет, журналов, форумов и библиотек. Руководство церкви «Свет миру» придает большое значение выходу в информационное пространство. В церкви начало работу собственное телевидение SvetTVR. В церковной лавке продаются видео диски «Социальная работа церкви», спектакль-постановка прихожан церкви «Под маской», видеоматериалы христианских семинаров, прошедших в церкви. Церковь планирует создание и поддержку радиотрансляционного узла, для охвата прилегающих к церкви территорий христианским радиовещанием. Большинство прихожан имеет доступ к кабельным русскоязычным христианским каналам СМЬ, ТБН (Телеканал Благих Новостей), «Родной» (ПМА, 2008).

Особый акцент на службах делается кроме духовной составляющей, на личный рост — речь идет как об образовании, так и о смелой реализации творческих проектов прихожан — сочинение стихов, музыки, прикладного творчества.

Присутствие в регионе крупной церкви безусловно во многом связано с личностью пастора и с широтой его взглядов на церковь. Высокий образовательный и интеллектуальный уровень проповедей привлекает в церковь представителей среднего класса, чей имущественный ценз в таких ресурсных регионах, как Тюмень, высок. Десятина и пожертвования обеспеченных прихожан большой церкви позволяют реализовывать крупные социальные проекты, строить реабилитационные центры, дополнительные корпуса церкви, оплачивать труд

своих сотрудников. Для прихожан приобщение к многогранному образу растущей успешной церкви, позволяет не только удовлетворять духовные, творческие потребности, но и дает возможность личного участия в различных проектах миссионерского или социального служения. Новые стратегии личного роста самого человека, а также дополнительные экономические возможности взаимопомощи христиан-предпринимателей церкви, создают условия и для повышения экономического уровня прихожанина.

Если факт прихода в церковь сами неофиты и религиозные деятели часто интерпретируют трансцендентно, ссылаясь на «волю Божью», то размышления о том, останется ли пришедший в церкви, пасторы ведут в поле социальной психологии и социологии религии.

Тюменская церковь «Свет миру» является одним из примеров т.н. церкви-тысячника, т.е. церкви, количество прихожан которой достигло 1000 чел. Наличие больших церквей характерно для крупных городов20; но есть и исключения из правила — так, например, церкви-тысячники существуют в г. Асбест «Любовь Христа» и г. Чайковский «Новый Свет» на Урале, хотя население этих городов составляет до 30 тыс. чел.

Характерно, что проповеди пасторов церквей-тысячников, отличаются интересным богословским содержанием, при этом они опираются на примеры из современной жизни, дают ответы на животрепещущие темы в рамках религиозного мировоззрения. С.Э. Лавренов, руководитель церкви «Свет Миру» г. Тюмени, так комментирует роль пастора в деле построения крупной церкви: «От пастора зависит очень много, это его кругозор, способность понимать время и ситуацию, работоспособность и целеустремлённость, чёткое видение и понимание того, что делать и куда двигаться, и ещё важнейшая вещь — использование новейших методов и технологий в молитве, в евангелизациии, в музыке, в телевидении, в работе с молодёжью и т.д. Другим языком — это квалификация и мышление лидера, плюс международный передовой опыт» (ПМА, 2008).

Ориентация на активный рост церкви подразумевает внутреннюю духовную, профессиональную и личную готовность пастора проповедовать различным возрастным и социальным группам, а также готовность сотрудничать с властью. Церковные лидеры с высоким образовательным уровнем, харизматическими чертами оказываются в состоянии выстраивать дееспособные растущие церкви. Важным фактором роста является то, что эти церкви ведут диалог со светским обществом и не являются закрытыми системами. Большую ставку они делают на привлечение молодежи.

Сравнивая деятельность протестантских церквей Сибири (тюменской области) и РПЦ в сфере молодежной политики, можно выделить общее и особенное. К числу общих черт можно отнести активизацию вовлечения молодежи в церковь. В последние годы Русская православная церковь стала предпринимать попытки выхода в сферу публичного. Смена курса обозначилась в новых программных документах относительно миссионерской, информационной политики; были основаны соответствующие этой политике организационные структуры. На практике ее проявления можно видеть в популизаторских акциях, направленных на пропаганду православия среди мирской молодежи — в проведении рок-концертов, фестивалей православных СМИ, активном выходе

в Интернет. Попытки создания православных молодежных организаций хотя и имеют национально-патриотическую направленность, но не пользуются интересом среди мирян.

По-прежнему сохраняется большая дистанция между прихожанами и мирянами. Акцентированная грань между религиозным и осуждаемым светскими мировоззрением, отсутствие переходных форм общения, оказываются причиной неприятия и отторжения пришедших в церковь людей, имеющих основные контакты со светским сообществом. На уровне приходской жизни в регионах также сохраняется дистанция между клиром и прихожанином, что затрудняет взаимодействие между представителями церковного института и паствой. Ксе-нофобные высказывания представителей епархии и организуемые антисектант-ские акции, исключают межконфессиональный диалог в регионе и ограничивают возможности объединения усилий в деле подъема духовно-нравственного уровня молодежи.

Протестантским церквям сегодня более эффективно удается решать проблемы евангелизации. Имеющаяся традиция «клубной работы», сформированная сеть подготовки молодежных лидеров через Библейские школы, социально дифференцированная ориентация на мирскую аудиторию, определяют во многом успех поместных протестантских церквей в регионах.

На примере Тюменской области хорошо просматриваются все вышеизложенные тенденции. Государственные структуры, в лице администрации (Комитет по делам религий), глав районов (Нижетавдинсий район, где находится реабилитационный центр «Соль земли»), представителей государственных учреждений (колоний, отдела профилактики Управления Федеральной службы за оборотом наркотиков) начинают рассматривать протестантские церкви Тюмени в качестве партнеров в совместном решении важнейших социальных проблем в регионе. Этот опыт заслуживает внимания.

В условиях поликонфессионального Российского государства религиозные организации должны найти оптимальные варианты взаимодействия, основанные на имеющейся правовой базе, идеях формирования гражданского общества; сообща обратиться к решению насущных духовно-нравственных и социальных проблем общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Архимандрит Геннадий (Гоголев), заместитель председателя Отдела по делам молодежи Московского Патриархата РПЦ, «Миссия в молодежной среде» // http://www.ihtus.ru/m9.shtml (14.09.2008)

2. По данным на май 2008 (Официального сайта «Гражданское собрание Ямала» ЯНАО // http://portal.yanao.rU/62/1/346/ (15.08.2008)

3. Данные предоставлены Председателем отдела религий Комитета по делам национальностей по Тюменской области И.В. Бобровым автору в сентябре 2008 г.

4. Встреча владыки Дмитрия с журналистами. Сибирская православная газета. №3. 2008 // http://www.ihtus.ru/032008/ st09.shtml (22.09.2008)

5. Там же.

6. Этносы и конфессии Сургута: десять лет спустя (1995—2005). М.; Сургут, 2007. С. 69.

7. Рейтинг благосостояния российских регионов в 2006 г. // http://www.annews.ru/news/ detail.php?ID=75338.

8. Сибирь молодая православная // http://www.ihtus.ru/smp/g.shtml.

9. Концепция миссионерской деятельности РПЦ МП. Сайт межвузовской ассоциации «Покров» // http://pokrov-forum.ru/ txt_rpcMp/konc_misssia/.

10. Там же.

11. Доклад Председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Ко-

стромского и Галичского Александр на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, 2008 //

http://www.mospat.ru/index.php?page=41583 (3.10.2008)

12. Разрушить образ гетто // Сибирская православная газета // http://www.ihtus.ru/m11.shtml (19.09.2008)

13. Руководитель молодежного отдела Екатеринбургской Епархии Иннокентий Гри-

горьев: “Почему молодому человеку трудно войти в приходскую жизнь?” // Православная газета. Екатеринбург. Интернет версия. 2006 г. №34 //

http://orthodox.etel.ru/2006/34/grigor.htm (24.09.2008)

14. Доклад Председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года Официальный сайт РПЦ МП // http://www.mospat.ru/ index.php?page=41583 (3.10.2008)

15. Там же.

16. Архимандрит Тобольский и Тюменский Дмитрий «Наша патриотическая и граж-

данская позиция — это нравственно устойчивое и духовно здоровое общество» // Сибирская Православная газета №6. 2008. Интернет версия //

www.ihtus.ru/062008/st05.shtml (10.10.2008)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Руководитель молодежного отдела Екатеринбургской Епархии Иннокентий Григорьев: “Почему молодому человеку трудно войти в приходскую жизнь?” // Православная газета. Екатеринбург. Интернет версия. 2006 г. № 34 http://orthodox.etel.ru/2006/34/grigor.htm (12.09.2008)

18. К подобным церквям можно отнести, например, церкви «Хилсонг» (Австралия), церкви Ульфа Экмана (Швеция), церкви А. Ледяева «Новое поколение» (Латвия) и другие.

19. Например, С. Ряховский, председатель РОСХВЕ публично заявил о том, что Союз имеет отличную точку зрения и не согласен с концепцией «Нового мирового порядка» А. Ледяева. Официальное письмо С. Ряховского от 29.03.2005 опубликовано на официальном сайте Союза //www.cef.ru/6/6/a/90/ (3.09.2008)

20. Среди церквей-тысячников можно назвать пермскую церковь «Новый Завет» (пастор Эдуард Грабовенко), екатеринбургскую церковь «Новая жизнь» (пастор Виктор Судаков), челябинскую церковь «Новая жизнь» (пастор Олег Попов), ас-бестовскую церковь «Любовь Христа» (пастор Василий Боцян), нижневартовскую церковь (ХМАО) «Слово Жизни» (пастор Василий Витюк), тюменскую церковь «Свет Жизни» (пастор Сергей Лавренов), новосибирскую церковь «Церковь Завета» (пастор Виталий Максимюк) и другие.

«STRUGGLE FOR YOUTH»: MISSION POLICY OF CHRISTIAN CHURCHES (BY THE EXAMPLE OF TYUMEN' REGION)

Yu.S. Kovalchuk

The article compares efforts of Russian Orthodox and Pentecostal churches in Tyumen region their policy, methods in attracting young people to these religious institutes. It analyses the last liberal changes in the policy of Russian Orthodox Church towards youth conversion but argues that new methods are not fully used in reality. The article also describes the contemporary religious situation in the region, social actions of Pentecostal churches and their programs that aim at youth conversion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.