Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»'

СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / музыкальная информация / информационно-библиотечная грамотность педагога-музыканта / электронная информационная среда вуза / музыкальные библиотеки / music education / music information / information and library literacy of music teacher / electronic information environment of university / music libraries

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.С. Майковская, М.Н. Свирина

В статье раскрываются специфика и содержание понятия «информационно-библиотечная грамотность педагога-музыканта» в контексте проблемы формирования информационно-библиотечной грамотности у будущих педагогов-музыкантов, обучающихся в вузе. Рассматриваются основные специфические факторы, обусловливающие содержание понятия «информационно-библиотечная грамотность педагога-музыканта», среди которых выделяются следующие: природа музыкальной информации, способы ее фиксации и передачи; содержание профессиональных информационных потребностей педагогов-музыкантов; ценностное отношение к информационно-библиотечной грамотности как к одной из значимых профессиональных компетенций педагога-музыканта. На основе анализа исследований музыкальной психологии, музыкальной информатики и педагогики музыкального образования раскрываются дефиниции, входящие в концептосферу понятия «информационно-библиотечная грамотность педагога-музыканта». Подчеркивается необходимость формирования информационно-библиотечной грамотности студентов музыкально-педагогических специальностей в период обучения в вузе для становления информационной компетентности, дальнейшего профессионального и творческого роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.С. Майковская, М.Н. Свирина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY AND CONTENT OF THE CONCEPT OF “INFORMATION AND LIBRARY LITERACY OF A TEACHER-MUSICIAN”

The article reveals the specifics and content of the concept of “information and library literacy of a teacher-musician” in the context of the problem of forming information and library literacy in future teachers-musicians studying at a university. The article considers the main specific factors that determine the content of the concept of “information and library literacy of a music teacher”, including: the nature of musical information, ways of its fixation and transmission; the content of professional information needs of music teachers; the value attitude to information and library literacy as one of the most important professional competencies of a teacher-musician. Based on the analysis of studies of music psychology, music informatics and pedagogy of music education, the definitions included in the concept sphere of the studied concept are revealed. The article emphasizes the need for the formation of information and library literacy of students of music and pedagogical specialties during their studies at the university to develop information competence, further professional and creative growth.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»»

УДК 378

Maykovskaya L.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: maykovskaya@gmail.com

Svirina M.N., postgraduate, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: mahtelt@gmail.com

SPECIFICITY AND CONTENT OF THE CONCEPT OF "INFORMATION AND LIBRARY LITERACY OF A TEACHER-MUSICIAN". The article reveals the specifics and content of the concept of "information and library literacy of a teacher-musician" in the context of the problem of forming information and library literacy in future teachers-musicians studying at a university. The article considers the main specific factors that determine the content of the concept of "information and library literacy of a music teacher", including: the nature of musical information, ways of its fixation and transmission; the content of professional information needs of music teachers; the value attitude to information and library literacy as one of the most important professional competencies of a teacher-musician. Based on the analysis of studies of music psychology, music informatics and pedagogy of music education, the definitions included in the concept sphere of the studied concept are revealed. The article emphasizes the need for the formation of information and library literacy of students of music and pedagogical specialties during their studies at the university to develop information competence, further professional and creative growth.

Key words: music education, music information, information and library literacy of music teacher, electronic information environment of university, music libraries.

Л.С. Майкоеская, д-р пед. наук, проф., Московский педагогический государственный университета, г. Москва, E-mail: maykovskaya@gmail.com

М.Н. Сеирина, аспирант, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, E-mail: mahtelt@gmail.com

СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»

В статье раскрываются специфика и содержание понятия «информационно-библиотечная грамотность педагога-музыканта» в контексте проблемы формирования информационно-библиотечной грамотности у будущих педагогов-музыкантов, обучающихся в вузе. Рассматриваются основные специфические факторы, обусловливающие содержание понятия «информационно-библиотечная грамотность педагога-музыканта», среди которых выделяются следующие: природа музыкальной информации, способы ее фиксации и передачи; содержание профессиональных информационных потребностей педагогов-музыкантов; ценностное отношение к информационно-библиотечной грамотности как к одной из значимых профессиональных компетенций педагога-музыканта. На основе анализа исследований музыкальной психологии, музыкальной информатики и педагогики музыкального образования раскрываются дефиниции, входящие в концептосферу понятия «информационно-библиотечная грамотность педагога-музыканта». Подчеркивается необходимость формирования информационно-библиотечной грамотности студентов музыкально-педагогических специальностей в период обучения в вузе для становления информационной компетентности, дальнейшего профессионального и творческого роста.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальная информация, информационно-библиотечная грамотность педагога-музыканта, электронная информационная среда вуза, музыкальные библиотеки.

Проблема формирования информационно-библиотечной грамотности и информационной культуры личности педагога-музыканта особенно остро ощущается в условиях глобальной информатизации. Ее актуальность обусловлена необходимостью модернизации форм работы вузовской библиотеки с учетом профессиональных интересов студентов, ориентированных на освоение би-блиотечно-библиографических знаний; потребностью в анализе, объяснении и прогнозировании процессов взаимодействия научной библиотеки и музыкально-педагогического сообщества по формированию информационно-библиотечной грамотности у студентов-музыкантов; осмыслением информационных и психолого-педагогических функций библиотеки вуза, направленных на обеспечение качества музыкально-педагогического образования; влиянием библиотеки на формирование личности педагога-музыканта в процессе получения высшего образования.

Информация, способы ее сохранения и обмена во все времена являлись одной из ключевых сфер жизни человека. Однако вплоть до середины ХХ века данная категория не являлась предметом специального исследования. Показательно, что «общенациональный лексикон предыдущих этапов развития общества, представленный в словаре В.И. Даля, не содержит слова «информация»» [1, с. 257]. И только получив статус одного из важнейших стратегических ресурсов развития современного общества, категория «информация» пополняет общенациональную лексику что закрепляется ее включением в словарь С.И. Ожегова. Стремительный рост информационных потоков сделал приоритетными источниками научной и обучающей информации электронные библиотечные системы и наукометрические базы данных.

Наряду с изменениями ценностного отношения к информации, ее источникам и способам обмена трансформировались и подходы к процессу высшего, в том числе музыкально-педагогического образования [2]. Наиболее ярко это проявилось в период вынужденного массового перехода вузов на дистанционное обучение. Постоянное использование информации как ресурса развития личности повысило значимость решения проблемы формирования информационно-библиотечной грамотности будущего педагога-музыканта, так как умение находить достоверную информацию, анализировать качество информационных ресурсов положительно влияет на результаты обучения и постоянный профессиональный рост музыканта.

Высшее музыкально-педагогическое образование стремится максимально эффективно использовать российские и мировые информационные ресурсы, студенты получают возможность доступа к профессиональным базам данных, в работе с которыми необходимо использовать все имеющиеся навыки по поиску, обработке и усвоению полученной информации в общедоступной текстовой форме и в специализированных профессиональных форматах записи и сохранении музыки.

Понятие «информационно-библиотечная грамотность» трактуется учеными как один из важнейший компонентов духовной культуры общества в целом, так и отдельной личности в частности [3, с. 16]. В начале XXI в. Г Росс писала, что «несмотря на множество определений информационной грамотности, все они, так или иначе, связаны с персональной профессиональной компетентностью, выраженной последовательностью действий: осознание потребности в информации ^ разработка стратегии поиска, т.е. формулирование запроса и отбор источников информации ^ синтез ^ эффективное использование новой информации» [4, с. 70]. Данный феномен в отношении педагогов-музыкантов имеет свою специфику, которая определена несколькими факторами, среди них: природа музыкальной информации, способы ее фиксации и передачи; содержание профессиональных информационных потребностей педагогов-музыкантов; ценностное отношение к информационно-библиотечной грамотности как к одной из значимых профессиональных компетенций педагога-музыканта.

Особенности фиксации, передачи, хранения и воспроизведения музыкальной информации вытекают из ее природной сущности. Специфика музыкальной информации обусловлена различными информационными объектами, представляющими ее. Это графические и аудиовизуальные носители, содержащие отдельное музыкальное произведение, конкретные элементы музыкального языка или результаты творческой деятельности музыкантов. Музыкальное сообщение воспринимается при помощи слуха и/или визуально (текст или видео), при этом задействованы различные источники информации, а интонационные, гармонические, ритмические и иные элементы музыкального сообщения выступают в неразрывной совокупности. Важно отметить, что графическая нотная фиксация музыкальной информации и тексты о музыке и музыкальном образовании чаще отображают структуру музыкального искусства и знаний о нем, а непосредственно звучащая музыка или аудиозапись представляют динамичную «живую» информацию. Совокупность информационных компонентов, представленных в различных музыкальных сообщениях, позволяет педагогу-музыканту получить наиболее исчерпывающие знания о том или ином музыкальном явлении или произведении.

Вышеперечисленные особенности музыкальной информации привели к возникновению музыкальных библиотек, которые собирают, хранят и предоставляют пользователям нотные, аудиовизуальные и мультиформатные ресурсы. Поиск музыкальной информации в каталогах библиотек и базах данных наиболее эффективен, когда освоен алгоритм работы с электронными каталогами, содержащими специализированные поисковые поля для выбора инструмента, тональности, типа ресурса, носителя информации и др. Именно поэтому формирование информационно-библиотечной грамотности педагога-музыканта становится одним из важных аспектов музыкально-педагогического образования.

По мнению исследователей (К.Б. Давлетова [5], РФ. Сулейманов, С.М. Ха-бибрахманова и др.), содержание профессиональных информационных потребностей педагогов-музыкантов обусловлено в первую очередь направлением творческой и педагогической деятельности; наличием навыков применения тех или иных источников музыкальной информации и доступностью необходимых ресурсов. Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере музыкального искусства, с одной стороны, позволяет педагогам самостоятельно удовлетворять свои профессиональные информационные потребности, производя поиск ресурсов в сети Интернет, создавая и размещая результаты собственной творческой и преподавательской деятельности. С другой стороны, постоянно обновляющиеся и нарастающие потоки информации создают у педагогов-музыкантов потребность в формировании специально организованной информационной системы и среды, ориентированной на профессиональную деятельность. Зачастую при поиске музыкальной информации в сети Интернет и ресурсах свободного доступа пользователь получает неудовлетворительный результат, не соответствующий запросу по несколькими причинам: текстовая информация, вместо нотной или аудиовизуальной, платный доступ к коллекциям электронных библиотек и медиаресурсам, отсутствие необходимой редакции нотного текста, отсутствие записей конкретного исполнителя или произведения в медиатеке, недоступность полного текста источника или просто большое количество результатов поиска. Специализированными ресурсами для поиска музыкальной информации становятся коллекции учебно-методических пособий, научных трудов, нотных изданий и аудиоресурсов в электронных библиотечных системах и фондах факультетских библиотек. Для освоения будущими педагогами-музыкантами информационно-библиотечной среды вуза используются традиционные и дистанционные формы занятий, что позволяет наиболее полно удовлетворить профессиональные информационные потребности данной группы обучающихся.

Ценностное отношение к информационно-библиотечной грамотности как к одной из значимых профессиональных компетенций педагога-музыканта определяет содержательную сторону информационных потребностей и мотивирует творческую личность к саморазвитию и самоактуализации. В процессе овладения информационно-библиотечной грамотностью студенты получают системные знания о природе и структуре музыкальной информации, формах ее хранения и способах передачи, осваивают алгоритмы поиска информации, сохраненной графически и аудиовизуально, вырабатывают навыки, необходимые для создания собственных музыкальных информационных продуктов и баз данных. В дальнейшей профессиональной и творческой деятельности применение полученных навыков позволит расширять свои творческие возможности, эффективно представлять результаты собственного труда, обмениваться опытом использования музыкальных образовательных и информационных ресурсов с коллегами и другими участниками образовательного процесса. Э.Б. Абдуллин неоднократно подчеркивал необходимость формирования информационно-библиотечной грамотности у студентов музыкального факультета: «Педагог должен стремиться не отставать от своих учеников в умении работать с компьютером и Интернетом. Во-первых, это позволит улучшить взаимопонимание и даст возможность, при необходимости, говорить с учениками на «одном языке», а, во-вторых, открывает много новых возможностей применения в процессе обучения компьютерных музыкальных программ» [6, с. 41].

Информационно-библиотечная грамотность педагога-музыканта представляет собой совокупность сформированных функциональных знаний, умений и навыков, позволяющих искать, находить, отбирать, критически анализировать и интерпретировать информацию о музыкальном искусстве и образовании в специфической предметной и художественной форме. Информационно-библиотечная грамотность как сложное и многогранное явление включает следующие компоненты: библиотечно-библиографические знания об общем и специализированном фонде библиотеки, о текстовых и аудиовизуальных ресурсах для музыкального и музыкально-педагогического образования; знания о различных коммуникативных системах, о специальной профессиональной символике (знаки музыкальной нотации, музыковедческие понятия и пр.); умения ориентироваться

Библиографический список

в совокупных информационных ресурсах вуза при выборе книг, нот, CD и DVD-из-даний для учебной и творческой деятельности; умения работать с такими ресурсами с применением компьютерных технологий; формировать собственные информационные продукты и поисковые системы.

Основные характеристики информационно-библиотечной грамотности будущих педагогов-музыкантов включают в себя комплекс навыков работы с текстом, аудио- и видеофайлами, справочно-поисковым аппаратом библиотеки и источниками из сети Интернет:

- умение грамотно и корректно сформировать поисковый запрос в соответствии с профессиональной спецификой музыкального искусства и музыкального образования;

- умение ориентироваться в источниках информации по музыкальному искусству и музыкальному образованию различных форматов, в системе специализированных библиографических и справочных пособий, в традиционных картотеках, электронных каталогах библиотеки и поисковых системах электронных библиотечных систем;

- системность и последовательность чтения и работы с медиаисточника-ми, необходимыми не только для успешного освоения образовательной программы, но и для саморазвития и самоактуализации педагога-музыканта;

- умение ориентироваться в книге или медиаресурсе с целью понимания ценности и усвоения найденной информации;

- умение использовать и применять на практике полученную из источников информацию, систематизировать, анализировать и творчески преобразовывать её;

- наличие навыков владения техническими приемами, обеспечивающими возможность дальнейшей работы с установленными источниками и создание собственной базы данных (выписки и оформление библиографических ссылок, создание конспектов и сохранение документов, организация фототеки или меди-атеки, оформление списков литературы и аудио- и видеофайлов).

Как уже отмечалось, информационные потребности музыкантов в силу их профессиональной деятельности носят специализированный характер: при формулировке запроса могут быть указаны не только автор музыки или текста и название произведения, но и тональность, вид певческого голоса, варианты изложения нотного текста (партитура, клавир, дирекцион, табулатура), инструмент или тип и средство исполнения, продолжительность звучания, исполнитель (для звукозаписей). При наличии у будущего педагога-музыканта удовлетворительного уровня информационной грамотности он может сформулировать поисковый запрос таким образом, что результат поиска полностью удовлетворит его профессиональные потребности.

Индивидуально-творческое освоение ценностного потенциала информационно-библиотечной грамотности становится средством формирования личности педагога-музыканта, свободно ориентирующегося в современных информационных процессах и умеющего применять новые технологии в своей педагогической практике и исследовательской работе. Высокий уровень знаний о возможностях современных ИКТ позволит будущим педагогам-музыкантам эффективно использовать весь спектр программного обеспечения в профессиональной педагогической деятельности: создавать электронные учебные и методические материалы для обучающихся, готовить техническое сопровождение выступлений детских творческих коллективов, создавать информационные порталы и сайты по проблемам музыкального искусства. «Только через непрерывно формируемый собственный опыт ... студенты приобретут системные навыки применения информационных технологий в трудовой деятельности, выработают привычку их широкого использования» [7, с. 72].

В дальнейшем у педагога-музыканта разовьётся способность не только к поиску необходимой для обучения и исследовательской деятельности информации, но и к критическому переосмыслению и личностно-творческой интерпретации накопленного опыта. Информационная компетентность будет осознаваться выпускниками как фундамент для успешной карьеры и профессионального педагогического и научного роста, станет первой ступенью на пути к самообразованию и саморазвитию.

1. Исаева Н.И., Петрова И.В. Информационная культура как объект научного психологического исследования. Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2006; № 4: 257 - 260.

2. Майковская Л.С., Мансурова А.П. К вопросу о формировании у педагогов-музыкантов новых профессиональных квалификаций в области электронных образовательных ресурсов. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2016; № 1: 1 - 15.

3. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006.

4. Росс Г Электронные библиотеки в образовании: возможности и перспективы. Научные и технические библиотеки. 2002; № 10: 64 - 90.

5. Давлетова К.Б. Особенности профессиональной деятельности педагога-музыканта системы дополнительного образования. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 6: 17 - 20.

6. Абдуллин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта. Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2014.

7. Майковская Л.С., Мансурова А.П. Образовательный процесс в сфере музыкального искусства на основе информационных технологий: состояние проблемы. Искусство и образование. 2017; № 4: 67 - 74.

References

1. Isaeva N.I., Petrova I.V. Informacionnaya kul'tura kak ob'ekt nauchnogo psihologicheskogo issledovaniya. Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoj kooperacii. 2006; № 4: 257 - 260.

2. Majkovskaya L.S., Mansurova A.P K voprosu o formirovanii u pedagogov-muzykantov novyh professional'nyh kvalifikacij v oblasti 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2016; № 1: 1 - 15.

3. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Ulenko Yu.V. Formirovanie informacionnoj kul'tury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhaniya uchebnoj discipliny. Moskva: Mezhregional'nyj centr bibliotechnogo sotrudnichestva, 2006.

4. Ross G. 'Elektronnye biblioteki v obrazovanii: vozmozhnosti i perspektivy. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2002; № 10: 64 - 90.

5. Davletova K.B. Osobennosti professional'noj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 6: 17 - 20.

6. Abdullin 'E.B. Osnovy issledovatel'skoj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta. Sankt-Peterburg: Lan', Planeta muzyki, 2014.

7. Majkovskaya L.S., Mansurova A.P. Obrazovatel'nyj process v sfere muzykal'nogo iskusstva na osnove informacionnyh tehnologij: sostoyanie problemy. Iskusstvo i obrazovanie. 2017; № 4: 67 - 74.

Статья поступила в редакцию 31.01.21

УДК 784.96

Matulova T.V., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: tvmiroshka@mail.ru

VOCAL AND CHORAL WORK IN CHILDREN'S ART COLLECTIVE AS A WAY OF FORMATION OF THE PERSONALITY AESTHETIC CULTURE. The author of the article addresses the methodological issues of working with children's choral collective, which requires a careful choice of methodological and methodological approaches to its organization. Clarification of the structure and content of vocal and choral work not only in the context of technical development, but also taking into account the artistic and aesthetic improvement of the individual ensures the achievement of high pedagogical goals. Through this prism, the article examines the content of the main stages of vocal and choral work, namely, the stage of singing and mastering the song repertoire, with a detailed explanation of their influence on the formation of the aesthetic culture of the participants of the children's choral collective. As a result, the author scientifically substantiates the content of all stages, types, methods and forms of vocal and choral work with the children's choir as significant components in the system of formation of the children's aesthetic culture.

Key words: children's choir, aesthetic culture of individual, vocal and choral work, chants, work on song repertoire, artistic and aesthetic education.

Т.В. Матулова, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: tvmiroshka@mail.ru

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Автор статьи обращается к методическим вопросам работы с детским хоровым коллективом, которая требует внимательного выбора методологических и методических подходов к ее организации. Прояснение структуры и содержания вокально-хоровой работы не только в контексте технического развития, но и с учетом художественно-эстетического совершенствования личности обеспечивает достижение высоких педагогических целей. Сквозь данную призму в статье рассматривается содержание основных этапов вокально-хоровой работы, а именно этап распевки и освоения песенного репертуара, с подробным пояснением их влияния на формирование эстетической культуры участников детского хорового коллектива. В результате автор научно обосновывает содержание всех этапов, видов, методов и форм вокально-хоровой работы руководителя детского хора как значимых компонентов в системе становления эстетической культуры детей.

Ключевые слова: детский хоровой коллектив, эстетическая культура личности, вокально-хоровая работа, распевки, работа над песенным репертуаром, художественно-эстетическое воспитание.

Анализ научных и учебно-методических источников художественного направления доказывает, что учеными Е.П. Печерской, А.П Раввиновым, ГС. Ри-гиной, А.Я. Ростовским, М.А. Румер, П.П. Стуловой, Л.А. Хлебниковой и другими исследованы различные аспекты вокально-хорового воспитания участников детских хоровых коллективов младшего и среднего школьного возраста на уроках и в рамках деятельности художественных коллективов.

Для обоснования содержания вокально-хоровой работы руководителя детского хора мы сознательно сосредоточили внимание на распевках детского хора и работы над песенным репертуаром. В этом контексте необходимо отметить, что ведущее место в системе музыкального обучения и художественно-эстетического воспитания занимают распевки. «Распевки, - объясняют составители российского музыкального лексикона В.И. Дряпика и Ю.Е. Соколовский, - как выполнение специальных вокально-технических упражнений для подготовки голосового аппарата и слуха певца перед началом занятий или концертного выступления» [1, с. 152].

В зависимости от возрастных особенностей детей руководитель хора планирует распевки, которые предусматривают подготовку голосового аппарата к пению и считаются вокально-слуховой настройкой учеников для дальнейшей работы над песенным репертуаром. Распевки ставят своими задачами формирование вокально-хоровых навыков и развития детского голоса в процессе выполнения вокально-хоровых упражнений.

В зависимости от цели урока вокально-хоровые упражнения условно делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, которые не связаны с конкретными произведениями песенного репертуара и предусматривают овладение средствами вокально-хоровой выразительности для достижения определенного уровня художественного исполнения. Упражнения, которые принадлежат ко второй группе, направлены на преодоление вокальных трудностей, которые случаются в произведениях, предусмотренных хоровым репертуаром.

Упражнения для распевки классифицируют по двум основным категориям: упражнения для пения в унисон и гармонические (многоголосные) распевки. На уроках и в процессе вокально-хоровой работы для пения в унисон вводятся упражнения, построенные на основе гаммоподобного движения мелодии, которые способствуют выработке навыков унисонного ансамбля. Пение с чередованием больших и малых секунд являются залогом чистоты интонирования.

Упражнения для распевки дифференцируются также на следующие разновидности: унисонное пение тетрахордов и секвенций с гласными и на разные

слоги; пение упражнений с использованием гармонических сочетаний; распевки с использованием динамических оттенков; выполнение упражнений с использованием различных штрихов.

Вокальные упражнения должны быть лаконичными и легко запоминаться, соответствовать требованиям дальнейшей работы над песенным репертуаром. Кроме того, при подборе распевок руководитель детского хора сосредоточивает внимание на следующих задачах: достижение чистоты интонирования; формирование навыков звуковедения; расширение диапазона детских голосов; формирование высокой певческой позиции; развитие гибкости и подвижности детских голосов; воспитание навыков кантиленного пения; выравнивание детских голосов во время пения; развитие навыков пения в различных динамических оттенках.

Во время распевки звук у детей должен быть легким и звонким. Нужно стремиться к прозрачному звучанию и выполнять упражнения выразительно. Как правило, детям среднего школьного возраста необходимо предлагать упражнения на развитие головного и грудного регистров. Их пение отличается насыщенностью и динамичностью звучания. С ростом вокальных мышц начинается оформление голоса. У мальчиков, по сравнению с девочками, появляется грудное звучание.

Учитывая, что цель распевки заключается в подготовке голосового аппарата к пению художественного материала, не следует на каждом уроке предлагать детям новые вокальные упражнения. Целесообразно отрабатывать уже знакомые распевки и постепенно вводить новые, более сложные упражнения. Стоит отметить, что каждое упражнение дети должны воспринимать как музыкальную миниатюру и выполнять указания по исполнению четко и осознанно. Для этого руководитель детского хора должен обосновать ее цель, проиллюстрировать и объяснить методику и требования по ее воспроизведению. Общепризнанно выполнение упражнений в виде модулирующих секвенций по полутонам в восходящем и нисходящем направлениях.

На начальном этапе мелодию необходимо поддерживать инструментальным сопровождением. Для совершенствования вокально-хоровых навыков вокальные упражнения целесообразно в дальнейшем петь без инструментального сопровождения с предварительной ладовой настройкой. В процессе накопления исполнительского опыта выполнение упражнений доводится до уровня автоматизма. Дети сами выдерживают паузы между секвенциальными построениями и воспроизводят музыкальный материал в необходимом темпе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.