- развитие у учащихся навыков съёмки ЭЭГ в затылочном отделе;
- формирование у школьников умений, связанных с объяснением того, как меняются ритмы ЭЭГ в затылочной области под воздействием разных композиций.
Эффективность работы школьников в рамках данного учебного эксперимента во многом обеспечивалась их интересом к цифровым лабораториям, весьма полезным в ходе реализации проектной и исследовательской деятельности [3; 7; 10].
Использовавшиеся в ходе работы датчики позволили обеспечить в программных и аппаратных системах межпредметную интеграцию разных типов данных. Функционирование компьютера в структуре цифровой лаборатории превратило его в своеобразную единую совместную систему, применимую в ходе решения следующих исследовательских задач:
- достижение наглядности в показе биологических экспериментов;
- представление биологической информации в форме таблиц и графиков;
- иллюстрация возможного практического применения приобретенных теоретических знаний.
Таким образом, в системе школьного биологического образования цифровая лаборатория может применяться как эффективное средство освоения соответствующей дисциплины [1-2; 6]. Её использование позволяет раскрывать наиболее существенные особенности проведения биологических опытов, демонстрацию и иллюстрацию биологических явлений и процессов в динамике; манипулировать компьютерными моделями биологических объектов.
Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что использование в школьном биологическом образовании цифровой лаборатории позволяет существенно увеличить заинтересованность учащихся в проведении опытно-экспериментальной работы.
Их внедрение предоставляет школьникам широкий спектр возможности не только в смысле постижения законов живой, а через посредство межпредментых связей - и неживой природы, но также способствует развитию у них системы умений и навыков, касающихся обращения с современными цифровыми технологиями.
В частности, в ходе использования учащимися восьмых классов в «СОШ № 61» г. Махачкала цифровой лаборатории ДТ «Биоквантум» их деятельность не была строго ограничена рамками урока. Учащиеся делали измерения и проводили эксперименты самостоятельно, делая полноценные выводы по их итогам.
Таким образом, использование цифровой лаборатории позволяет формировать у обучающихся как предметные, так и метапредметные знания, умения и навыки.
Конкретно, это касается универсальных учебных действий. Последние включают: опыт работы с ИКТ, навыки взаимодействия между исследователями, а равно и опыт продуктивного поиска необходимой информации.
Литература:
1. Давыдов, В.Н. Использование цифровой лаборатории «Архимед» для изучения эффекта Ребиндера на внеурочных занятиях / В.Н. Давыдов // Физика в школе. - 2019. - № 6. - С. 57-60.
2. Давыдов, В.Н. Использование цифровой лаборатории в учебной проектной деятельности школьников / В.Н. Давыдов, Т.Г. Яковлева // Физика в школе. - 2020. - № 8. - С. 198-202.
3. Корнилов, В.С. Развитие ИКТ-компетентности у старшеклассников при обучении физике с использованием цифровых лабораторий / В.С. Корнилов, И.А. Ханина // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2020. -Т. 17. - № 2. - С. 146-152.
4. Пащенко, О.И. Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / Пащенко О.И. -Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. университета, 2013. - 227 с.
5. Рангайян, Р. Анализ биомедицинских сигналов. Практический подход / Р. Рангайян. - Моксва: Физматлит, 2010. - 440 с.
6. Рукавишникова, В.Н. Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов / В.Н. Рукавишникова, Г.В. Рыбакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. -№ 2(23). - С. 233-236.
7. Соколова, Н.Ю. Исследование изотермического и адиабатного процессов с использованием цифровой лаборатории / Н.Ю. Соколова // Физика в школе. - 2018. - № 1. - С. 51-54.
8. Тищенко, Л.В. Экспериментальный практикум по физике как средство обучения старшеклассников решению задач (углубленный уровень) / Л.В. Тищенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2(23). - С. 279-286.
9. Федорова, Н.Б. Методика организации исследовательского мини-проекта с использованием цифровой лаборатории как средство формирования ключевых компетенций на уроках физики / Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова, М.А. Огнева // Физика в школе. - 2020. - № 1. - С. 38-43
10. Kornilov, V.S. Teaching physics students of humanitarian oriented groups in the Middle Years Programme (basic school) of the International Baccalaureate / V.S. Kornilov, O.V. Lvova, I.S. Obolensky // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2019. - Т. 16. - № 3. - С. 270-280.
Педагогика
УДК 373:37.02:004
кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье раскрыты специфика и содержание интерактивных форм методического сопровождения педагогов в условиях дошкольной образовательной организации. Они направлены на профессиональный рост педагогов, развитие их творческого потенциала, совершенствование коммуникативной компетентности, систематизацию и конкретизацию профессиональных знаний, практическую отработку определенных умений и навыков педагогов, а также активное использование интерактивных методов в работе с детьми. Интерактивные формы работы интересны для педагогов, поскольку вносят в образовательный процесс свежие мысли, новые идеи, способствуют групповой сплоченности коллектива, имеют значительные преимущества перед традиционными формами работы. Их оригинальность и новизна вызывают интерес, а использование игровых методов помогает снять субъективные барьеры в общении (боязнь ошибиться, принять неправильное решение и тому подобное). Они охватывают весь потенциал человека: уровень и объем его
компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию решений, взаимодействию. Использование интерактивных методов обучения в условиях ДОО способствует развитию таких личностных качеств, как коммуникабельность, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы и т.п.
Ключевые слова: методическое сопровождение, педагоги, интерактивные методы, дошкольное образовательное учреждение.
Annotation. The article reveals the specifics and content of interactive forms of methodological support of teachers in the conditions of a preschool educational organization. They are aimed at the professional growth of teachers, the development of their creative potential, the improvement of communicative competence, the systematization and concretization of professional knowledge, the practical development of certain skills and abilities of teachers, as well as the active use of interactive methods in working with children. Interactive forms of work are interesting for teachers because they bring fresh thoughts and new ideas into the educational process, promote group cohesion of the team, and have significant advantages over traditional forms of work. Their originality and novelty arouse interest, and the use of gaming methods helps to remove subjective barriers in communication (fear of making a mistake, making the wrong decision, etc.). They cover the full potential of a person: the level and scope of his competence (social, emotional and intellectual), independence, ability to make decisions, interaction. The use of interactive teaching methods in pre-school conditions contributes to the development of such personal qualities as sociability, cooperation, the ability to defend one's point of view, compromise, etc.
Key words: methodological support, teachers, interactive methods, preschool educational institution.
Введение. Важным условием повышения эффективности работы педагогов ДОО является методическое сопровождение. Методическое сопровождение - это целостное системное взаимодействие методиста и педагога, направленное на оказание помощи последнему в выборе наиболее оптимальных путей решения профессиональных проблем с опорой на свой профессиональный и жизненный опыт в условиях конкретного образовательного учреждения. От уровня профессиональной компетентности педагога и его готовности к интерактивному взаимодействию зависит эффективность и результативность реализации интерактивного образования.
Цель статьи: рассмотреть специфику и содержание интерактивных форм методического сопровождения педагогов в условиях дошкольной образовательной организации.
Изложение основного материала статьи. Как указывают Т.В. Волосовец [2], О.Н. Сазонова [3], Л.М. Волобуева [3], интерактивные формы методического сопровождения направлены на профессиональный рост педагогов, развитие их творческого потенциала, совершенствование коммуникативной компетентности, систематизацию и конкретизацию профессиональных знаний, практическую отработку определенных умений и навыков педагогов, а также активное использование интерактивных методов в работе с детьми.
В процессе организации методической работы в условиях ДОО необходимо понимать, что взрослые учатся лучше:
- когда они сами этого хотят и чувствуют полную ответственность за процесс обучения;
- если чувствуют в этом потребность;
- путем решения реальных проблем, которые их касаются;
- если информационный материал связан с их опытом;
- в неформальной атмосфере [6].
Основной акцент в методической работе делается на организации помощи каждому воспитателю в разработке и апробации новых программ, изучении и обобщении передового педагогического опыта и др. Для того, чтобы достичь этих целей, деятельность ДОО должна строиться с учетом, как достижений за прошедшие годы, так и существующих недостатков. Это способствует систематизации научно-методической работы ДОО, а также выявлению актуальных проблем [4, С. 40].
Рассмотрим ниже преимущества интерактивных форм работы с педагогами. Игры данной направленности позволяют:
♦ создать условия для активной познавательной деятельности каждого педагога;
♦ повысить уровень мотивации, активности и творчества;
♦ способствовать установлению отношений сотрудничества между коллегами;
♦ формировать организаторские способности и навыки общения;
♦ вырабатывать умение принимать нестандартные решения; анализировать и оценивать свои действия, уровень собственной компетентности;
♦ гораздо лучше запоминать материал [7].
Такие формы работы интересны для педагогов, они вносят в образовательный процесс свежие мысли, новые идеи, способствуют сплочению коллектива, имеют значительные преимущества перед традиционными формами работы. Их оригинальность и новизна вызывают интерес, а использование игровых методов помогает снять субъективные барьеры в общении (боязнь ошибиться, принять неправильное решение и тому подобное) [1; 5].
Традиционное обучение больше ориентировано на правильный ответ, и, по своей сути, является формой передачи информации и усвоения знаний. Зато интерактивные формы ориентированы на вопросы и поиск ответа. Они охватывают весь потенциал человека: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию решений, взаимодействию. Использование интерактивных методов обучения в малых группах способствует развитию таких личностных качеств, как коммуникабельность, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы и т.п.
Как указывает Л.В. Шмонина, сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве [7, С. 65].
Рассмотрим ниже характеристику некоторых интерактивных методов согласно следующей структуры: 1. Название метода. 2. Определение и цели применения метода. 3. Преимущества и ограничения метода.
1. Мозговой штурм.
Определение: Неструктурированный процесс генерирования и отбора инновационных творческих идей в группе, что координируются педагогом.
Цели: тренировка участников в решении проблем; развитие творческого мышления; развитие навыков общения, работы в малых группах; повышение заинтересованности слушателей.
Преимущества: высокая степень активности участников; продуктивные результаты; опыт творческой деятельности; ориентированность на решение проблем; развитие личностных навыков участников; стимулирование новых идей; небольшой срок.
Ограничение: размер группы должен быть не очень большим или очень маленьким (5-7 человек); процесс координирования групповых дискуссий и обобщения идей требует высокого мастерства педагога; разное «качество» результатов обучения, которые достигаются при мозговом штурме.
2. Изучение конкретных ситуаций.
Определение: Изучение и анализ реальной или вымышленной, но реалистической ситуации, события, явления.
Цели: развитие умений решения проблем, принятия решений; связь теоретического обучения с практикой; анализ комплексных ситуаций; развитие межличностных отношений.
Преимущества: реалистичность ситуации, которая была рассмотрена; развитие навыков самообучения; интенсивный процесс группового взаимодействия; взаимообучение участников; синтез различных точек зрения; развитие навыков отбора оптимального варианта разрешения ситуации; практическая отработка теоретических знаний; развитие личностных навыков.
Ограничение: требует затрат времени на подготовку описания ситуации; ограниченность конкретной ситуацией необходимость постоянного восстановления.
3. Групповая дискуссия.
Определение: Общение между парами или группами участников в определенной учебной ситуации. Может быть элементом круглого стола, обсуждения конкретной ситуации и других методов.
Цели: раскрытие теоретических концепций; развитие умений решения проблем; развитие умений планирования, формулирования стратегии.
Преимущества: уточнение и проверка гипотез; обмен знаниями и опытом; вовлечение в процесс обучения; совершенствование навыков коммуникации.
Ограничение: различная степень вовлечения участников обучения в процесс обсуждения; риск несоответствия/неполного соответствия хода дискуссии целям обучения.
4. Ролевая игра.
Цели: выработка стратегии действий в конфликтных и стрессовых ситуациях; развитие целевых поведенческих установок; развитие навыков межличностного общения; развитие коммуникативных навыков; иллюстрация эмоционального аспекта деятельности.
Преимущества: эффективность в отработке профессиональных действий, освещении сложных конфликтных ситуаций; закрепляет усвоение теоретических концепций; проясняет особенности поведения; развивает навыки оперативного решения проблем; обучение в действии; драматический, игровой эффект способствует лучшему усвоению учебного материала; эффективный способ изменения наставлений и взглядов.
Ограничение: необходимость качественной подготовки «актеров»; необходимость разработки сценария и содержания ролей; временные затраты на подготовку и постановку игры.
Также представим ниже содержание интерактивных упражнений для педагогов ДОО.
«Ролевый репертуар воспитателя» - интеракция между участниками по предоставленной модели коммуникаций, отношений, ролевых предположений. Эта форма методической работы носит адаптационный характер и предполагает постепенное ознакомление начинающих воспитателей со многими ролями педагога. Перед началом цикла ролевого репертуара воспитателя составляется схема, в центре которой схематично изображена личность педагога. Цель упражнения: поиск группой начинающих воспитателей эффективных средств общения с воспитанниками и внутренней позиции, которую воспитатель должен реализовать.
Группа располагается в круг, каждому участнику ведущий дает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция-роль («помощник», «мама», «воспитатель», «лидер», «авторитет», «информатор», «идеал», «добрый», «наблюдатель», «учитель», «товарищ», «судья», «посредник», «игрок», «оценщик»). Каждый из участников группы получает карточку с определенной позицией-ролью, зачитывает и говорит, в чем он соглашается с такой характеристикой профессиональной позиции воспитателя, а в чем - нет. При групповом обсуждении ролей стоит акцентировать внимание воспитателей на поисках собственной внутренней позиции-роли, выявлении ее центра - отношение к детям.
Интеллектуальные игры и игры-соревнования. Задачи интеллектуального, профессионального содержания предоставляются двум командам. Результаты сравниваются экспертной группой и определяется оптимальный вариант. Так, интерактивная игра для «экипажей» педагогов «Два корабля» заключается в организации «путешествия» за методическими «сокровищами». Для успешного путешествия воспитателям предоставляется стратегическая карта, где обозначены основные этапы работы. Цель каждой из команд - выбрать верный последовательный путь, указать его направления стрелками и доказать собственное мнение.
«Цитатные споры» - форма работы, которая имеет характер интерактивного тренинга и ставит целью доведения своего мнения с помощью: на первом этапе - цитат из исследований выдающихся ученых и практиков; на втором этапе -аргументации собственного мнения по отношению к известным высказываниям в режиме «согласен, потому что» или «не согласен, потому что». Групповой и самостоятельный анализ цитат способствует самообразованию и общей эрудиции воспитателей. Умение доказывать собственное мнение формируется наряду с навыками оценивания, анализа, изучения ситуации.
«Поисковое поле» - интерактивная форма работы с педагогами. Для организации игры используется объединение воспитателей в ротационные тройки. Педагогам каждой тройки предлагается вопрос (одинаковый для всех) или проблема практического или теоретического характера. Каждый в тройке должен ответить на вопросы по очереди. После короткого обсуждения воспитатели переходят к следующей тройке (по системе часовой стрелки, номеру участника или броуновским методом). Для решения этой проблемы педагоги учатся строить «круг» вариантов решений, и каждая тройка предлагает собственное решение, которое обсуждается и принимается во внимание. Для системного видения круга проблем и путей решения педагоги учатся составлять «поисковое поле» - интегрально связанные между собой проблемы с оптимальными вариантами их комплексного изучения.
Выводы. Таким образом, интерактивные методы методического сопровождения педагогов ориентированы на организацию процесса эффективной коммуникации, в которой участники процесса взаимодействия были бы более мобильны, открыты и активны.
Применение интерактивных технологий позволяет: сделать процесс более демократичным; аргументировать свою точку зрения и дискутировать; строить конструктивные отношения в коллективе, выходить из конфликтных ситуаций, искать компромиссы, стремиться к диалогу; анализировать широкий спектр мнений, творчески подходить к путям решения проблем; развивать у членов коллектива чувство общности, единства, ответственности за процесс принятия решений и их исполнения.
Литература:
1. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС,2004. - 232 с.
2. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
3. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / сост. И.М. Гриневич, А.А. Чуприна, М.А. Тоторкулова, Н.Ю. Москвитина, Г.В. Гриневич, О.А. Матяжова. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. - 86 с.
4. Савченко, В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО / В.И. Савченко. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 192 с.
5. Управление персоналом: учеб. для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2012 - 560 с.
6. Чернявская, А.Г. Андрагогика: практическое пособие для вузов / А.Г. Чернявская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 174 с.
7. Шмонина, Л.В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. Планирование, формы работы / Л.В. Шмонина. - М.: Учитель, 2014. - 162 с.
Педагогика
УДК 37.025
доктор педагогических наук, профессор, проректор Ахметова Дания Загриевна
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (г. Казань); аспирант Набиев Радис Ренатович
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (г. Казань)
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОСОЗНАННОМУ УЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ
ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье авторы проанализировали роль интернета в жизни современного человека, также-психолого-педагогические аспекты осознанного учения студентов технического вуза. Данная исследовательская проблема актуальна ввиду того, что многие начинающие студенты слабо регулируют учебный процесс, не готовы сформировать учебную мотивацию, зачастую бывают подвержены интернет-аддикции. Цифровые инструменты, используемые в системе высшего технического образования - необходимые средства для решения учебных задач, а для овладения ими на высоком уровне, что является требованием времени, студент должен быть мотивирован на осознанное учение как стимулятора профессиональной подготовки.
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровые инструменты, осознанное учение, мотивация к учению, интернет-аддикция, саморегулирование учебной деятельности.
Annotation. In the article the authors analyze the role of the Internet in the life of a modern person, as well as psychological and pedagogical aspects of conscious learning of students of a technical university. This research problem is relevant due to the fact that many «beginning» students poorly regulate the educational process, they are not ready to form educational motivation and are often Internet addicted. Digital tools used in the system of higher technical education are necessary tools for solving educational problems, and in order to master them at a high level, which is a requirement of the time, the student must be motivated to conscious learning as a stimulator of professional training.
Key words: digital transformation of education, digital tools, conscious learning, motivation to learn, Internet addiction, self-regulation of educational activities.
Введение. Современное образование развивается в информационной среде, в которой происходит замена бумажной информации цифровой. Цифровая трансформация образования обсуждается и продвигается на всех уровнях управления -от законодательных актов правительства до конкретных решений руководителей образовательных организаций. Анализ и осмысление массива литературы показывает, что в большинстве документах не затрагивается проблема человека ни как создателя информационных потоков и ни как их пользователя, не освещается его осознанное или неосознанное (формальное) восприятие информации и ее использование. Особенно важным аспектом нам видится мотивационная сторона взаимодействия человека с информацией. Ст. Лем в своей книге «Сумма технологии» писал, что «основной проблемой будущего, информационного, века станет не решение тех или иных технократических задач, а психологическая профилактика возможного аксиологического коллапса, потенциального разрушения самих мотивационных основ человеческого поведения» [3].
Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании проблем осознанного учения студентов технического вуза в условиях цифровой трансформации образования в фокусе внимания - мотивационные аспекты учебной деятельности студентов. Чтобы раскрыть особенности формирования мотивации студентов в процессе их учения, необходимо пояснить сущность осознанного учения. Слово «осознанность» образовано от существительного «сознание». Феномен сознания исследуют нейробиологи, философы, психологи, педагоги, нейропсихологи. Мы рассматриваем педагогические аспекты этого понятия. Заметим, что в разработке и создании искусственного интеллекта (ИИ) сознание -ключевой элемент (ведутся дискуссии о том, в какой степени ИИ может обладать сознанием). Сознание предполагает осознание своего состояния - тела, мыслительного процесса, то есть понимание того, что происходит с тобой (человеком) «здесь и теперь». Понятие «осознание» как термин пока не устоялось, однако с позиций педагогики мы предлагаем такую интерпретацию: это личностное состояние, сущностью которого являются переживания человека, рефлексия, понимание того, что происходит «здесь и сейчас», видение ситуации и понимание ее сущности. В системе развивающего обучения одним из принципов является понимание смысла учения. Следовательно «осознанное учение» в нашем понимании - это самостоятельная учебная деятельность обучающегося, который, выполняя то или иное действие, понимает, зачем это ему нужно, умеет ставить цели, знает траекторию своей деятельности и способов деятельности, умеет рефлексировать и регулировать свое внутреннее состояние (регулятивная функция). Важной составляющей функции осознанного учения является способность к самомотивированию, являющейся основой поддержания интереса к учению и воли. Результатом осознанного учения являются прочные знания и сформированные компетенции. Студенты, готовящиеся стать в будущем инженерами и технологами, должны львиную долю времени посвятить самостоятельной учебной деятельности, то есть учению. Почему эта проблема особенно актуальна в эпоху цифровизации? На этот вопрос можно ответить, осветив роль компьютера и интернета в жизни современного человека. Е.П. Белинская в книге «Психология интернет-коммуникации»