Литература:
1. Абоимова, И.С. Использование предметных средств в формировании профессиональных способностей студентов-дизайнеров / И.С. Абоимова, Д.И. Шавина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 6-9.
2. Александрова, И.Б. Формирование профессиональной компетентности через актуализацию творческого потенциала личности студента / И.Б. Александрова, Л.А. Пятко // Перспективы науки. - 2017. - № 5 (92). - С. 74-78.
3. Депсамес, Л.П. Влияние предметно-пространственной среды на художественно-эстетическое развитие обучающихся / Л.П. Депсамес, Е.А. Гизатуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 92-96.
4. Лапшова, А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования / А.В. Лапшова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 4(8). - С. 31.
5. Сиорпас, А.В. Республиканский детский технопарк «Кванториум» - ресурс развития инженерно-технических компетенций обучающихся / А.В. Сиорпас, Н.А. Мальцева // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2019. - № 4(30). - С. 127-130.
Педагогика
УДК 373:372.8:51:37.012.7
кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье представлена экспериментальная методика повышения эффективности методического сопровождения воспитателей в процессе математического образования дошкольников. Целью методики является содействие личностно-профессиональному развитию педагогов в процессе математического образования дошкольников средствами активного взаимодействия. Концепция экспериментальной методики соответствует нормативно-правовым документам, которые регулируют деятельность методической службы ДОО, раскрывает эффективность партнерства и сотрудничества, предусматривает повышение глубокой внутренней мотивации воспитателей. Практическая реализация экспериментальной методики позволяет тратить меньше времени на изучение определенного объема информации, имеет высокий процент ее усвоения, расширяет познавательные возможности участников, дает возможность переноса (адаптации) полученных знаний в практику, облегчает работу методиста по налаживанию творческого взаимодействия в педагогическом коллективе. Интерактивные формы методического сопровождения позволяют стимулировать процессы приобретения профессиональной компетентности воспитателями, меняют профессионально-личностную позицию педагога, мотивируют стабильный профессиональный рост личности. Кроме результативности они характеризуются гибкостью и эффективностью сочетания с традиционными формами и методами обучения педагогов.
Ключевые слова: экспериментальная методика, методическое сопровождение, педагоги, математическое образование, дети дошкольного возраста.
Annotation. The article presents an experimental technique for improving the effectiveness of methodological support of educators in the process of mathematical education of preschoolers. The purpose of the methodology is to promote the personal and professional development of teachers in the process of mathematical education of preschoolers by means of active interaction. The concept of the experimental methodology corresponds to the normative legal documents that regulate the activities of the methodological service of the preschool educational institution, reveals the effectiveness of partnership and cooperation, provides for an increase in the deep internal motivation of educators. The practical implementation of the experimental methodology allows you to spend less time studying a certain amount of information, has a high percentage of its assimilation, expands the cognitive capabilities of participants, makes it possible to transfer (adapt) the acquired knowledge into practice, facilitates the work of the methodologist to establish creative interaction in the teaching staff. Interactive technologies allow to stimulate the processes of acquiring professional competence by educators, change the professional and personal position of the teacher, motivate stable professional growth of the individual. In addition to effectiveness, these measures are characterized by flexibility and efficiency of combination with traditional forms and methods of teaching teachers.
Key words: experimental methodology, methodological support, teachers, mathematical education, preschool children.
Введение. Методическая работа, реализуемая в условиях дошкольной образовательной организации и организованная с помощью интерактивных форм, не только насыщает ее содержание, но и влияет на качество работы с детьми. Внедрение интерактивных технологий значительно гармонизирует отношения на всех уровнях: «администрация - воспитатели», «воспитатель - воспитатель», «воспитатель - дети».
Учитывая вышеуказанное, на основе рекомендаций И.М. Гриневич, А.А. Чуприной, М.А. Тоторкуловой с целью повышения профессиональной компетентности воспитателей в области математического образования была разработана экспериментальная методика с использованием интерактивных форм и приемов работы [4]. Научные исследования Т.В. Волосовец, О.Н. Сазоновой [2], С.В. Кузнецовой [3], В.И. Савченко [6], А.Г. Чернявской [8], Л.В. Шмониной [9] относительно эффективности применения интерактивных технологий в процессе организации методической работы позволили обосновать создание и внедрение методики, которая синтезирует традиционные и интерактивные методы обучения педагогов согласно цели методического мероприятия.
Цель статьи: презентовать экспериментальную методику повышения эффективности методического сопровождения воспитателей в процессе математического образования дошкольников.
Изложение основного материала статьи. В основу экспериментальной работы легли следующие теоретические положения:
- интерактивные технологии позволяют стимулировать процессы приобретения воспитателями профессиональной компетентности, меняют профессионально-личностную позицию педагога, способствуют стабильному профессиональному росту личности, обеспечивают адекватное развитие регионального образования, повышение качества деятельности педагогов [1];
- организация интерактивного взаимодействия способна преодолеть такие недостатки в методической работе как: монологичность, низкий уровень активности воспитателей, преимущественно репродуктивная деятельность, отсутствие самостоятельности и творчества участников методических мероприятий [5; 7].
Целью методики является содействие личностно-профессиональному развитию педагогов в процессе математического образования дошкольников средствами активного взаимодействия. Концепция экспериментальной методики соответствует нормативно-правовым документам, которые регулируют деятельность методической службы ДОО, раскрывает эффективность партнерства и сотрудничества, предусматривает повышение глубокой внутренней мотивации воспитателей. Практическая реализация экспериментальной методики позволяет тратить меньше времени на изучение определенного объема информации, имеет высокий процент ее усвоения, расширяет познавательные возможности участников, дает возможность переноса (адаптации) полученных знаний в практику, облегчает работу методиста по налаживанию творческого взаимодействия в педагогическом коллективе.
Экспериментальная методика охватывает три этапа: целевой - направлен на выявление потребностей педагогов по проблеме математического образования детей, а также дальнейшее формулирование целей и плана работы; содержательный
- предполагающий внедрение в процесс методического сопровождения педагогов трех видов интерактивных упражнений (информационно-адаптивных упражнений; информационно-творческих упражнений; упражнений на развитие личности и самовосприятие); заключительный - предполагающий подведение итогов работы, обмен впечатлениями и новым опытом, рефлексию.
Разработанная экспериментальная методика направлена на решение следующих задач:
1) взаимодополнение профессионального и личностного роста воспитателей;
2) стимулирование мотивации воспитателей к осознанному приобретению профессионально-личностной компетентности в области математического образования старших дошкольников;
3) обучение воспитателей умению адаптировать полученную теоретическую и практическую информацию к условиям собственной педагогической деятельности;
4) создание и постоянное развитие каждым педагогом собственной индивидуальной системы деятельности на основе творческого поиска и внедрения идей в практику работы.
Для оценивания качества реализации методики повышения профессиональной компетентности воспитателей в области математического образования с использованием интерактивных форм работы были выбраны следующие критерии: первый критерий - результативности (успехи в развитии детей без перегрузки педагогического процесса); второй критерий -рациональности (повышение мастерства воспитателей в условиях рациональной траты времени и усилий методиста); третий
- критерий психологического комфорта (улучшение психологического микроклимата в коллективе, рост творческой активности педагогов).
Для реализации экспериментальной методики были приняты правила групповой работы: проявлять активность; работать в партнерстве; не употреблять фразы: «это мы делали», «это очень смело», «это непрактично», «это банально», «так никто не делает», «подожди»; приветствуется: общение, инициатива, креативность.
Интерактивные упражнения, реализуемые в ходе методики, можно распределить на следующие виды:
1. Информационно-адаптивные упражнения: направлены на адаптацию полученной воспитателем информации к имеющимся условиям практики.
«Микрофон» - прием, который является разновидностью ознакомления с краткой информацией или общегруппового обсуждения и предоставляет возможность каждому воспитателю высказаться по теме мероприятия. Слово предоставляется только тому, кто держит «воображаемый микрофон». Участники высказываются в течение одной минуты. Как вариант, прием «Микрофон» может сочетаться с игровыми заданиями типа: «Хочу сказать», «Закончи предложение» и др.
«Педагогический полилог» - интерактивная форма работы с педагогами, которая способствует формированию собственной педагогической позиции, критическому мышлению, требует осведомленности в вопросах современных методик математического образования. Воспитателям предлагается дискуссионный вопрос, который не предполагает однозначного ответа и требует обсуждения. Полилог также раскрывает общекультурные, коммуникативные, профессиональные качества педагогов, дает возможность показать осведомленность, стимулирует к самообразованию.
«Минутки презентации» - эта форма работы имеет характер распространения накопленного передового опыта и самопрезентации достижений по проблеме математического образования детей. Воспитатели за отведенное время должны рассказать о своих достижениях как можно большему количеству людей. Ознакомленные с опытом воспитатели оценивают идеи и определяют, какой из презентованного материала стоит подробно изучить и внедрить в собственную работу.
2. Информационно-творческие упражнения: содержание составляет организация творческой деятельности, во время которой важно не только стимулировать творческий потенциал, но и научить воспитателей «не терять» собственные идеи.
Форма методической работы «Творческое письмо» заключается в творчески-прикладном использовании воспитателями самостоятельно найденной практической и теоретической информации для решения проблемы математического образования детей. На первом этапе поиска проблему предоставляет методист, на втором - педагоги берут проблему из собственного опыта и обсуждают ее. На третьем этапе педагоги уже работают как над теоретическими, так и практическими проблемами. Например, пути реализации одной из годовых задач. Ответственный за творческое письмо воспитатель оформляет его с учетом мнения каждого и составляет резюме, которое подается к рассмотрению методического совета. Важно, что каждый воспитатель представляет свое собственное творческое интересное решение, это придает профессиональной уверенности и творческого вдохновения, стимулирует самообразование.
«Творческая студия» - постоянно действующая форма моделирования передового педагогического опыта по определенной теме математического образования детей. Для активного взаимодействия воспитателей центром становится идея, проблема или задача. Воспитатели обмениваются предложениями, которые оценивают члены экспертной группы. Системности поискам и обобщению придают документы, учебники, справочные издания, электронная информация, заранее предложенные методистом.
3. Упражнения на развитие личности и самовосприятие - гармонизирующие интерактивные упражнения.
«Минутки эмпатии» - парные интерактивные этюды, которые создают условия для развития способности понять
позицию оппонента, гибко решать проблемы и конфликты. Во время минуток эмпатии педагоги учатся ставить себя на место других. Сначала это игровые эмпатические этюды типа: «Я цветок», «Я окно», «Я тетрадь». Далее - эмпатические этюды, соответствующие образам известных сказочных героев, а также героев художественных фильмов. Постепенно участники рассматривают варианты оптимальных решений как профессиональных, так и повседневных ситуаций (вымышленных и настоящих). Такая технология дает воспитателям возможность говорить, высказываться, доказывать свое мнение, убеждать.
Особенно эффективным средством достижения любой дидактической цели методической работы (усвоение, закрепление, уточнение, обмен мнениями) является технология работы в парах. Для реализации задач методического
мероприятия через организацию взаимодействия в парах внедрены такие упражнения, как: обсуждение документов, просмотренных занятий по математике, интервью, редактирование конспекта, формулирование задач на определенную цель, ответы на общий вопрос. Стоит отметить, что пары могут быть динамичными и менять свой состав.
Как вариант интерактивного взаимодействия, с целью обсуждения проблемы, сбора информации, проверки знаний, в парах проводится игра «Педагогическая карусель». Карусель составлена из двух кругов воспитателей. Внутренний круг воспитателей неподвижен, а внешний подвижен (воспитатели переходят в течение игры к другим участникам по часовой стрелке, по сигналу, свободно). Пары из разных кругов обмениваются информацией и переходят к следующему участнику. Воспитатели собирают максимум информации по вопросам математического образования детей и записывают ее.
В интерактивных играх очень часто рождаются интересные идеи и удобные решения проблем. Но из-за динамичности проведения таких мероприятий иногда ценная информация (продукт коллективного мышления) теряется. С этой проблемой можно справиться с помощью введения в игры «диспетчеров», «экспертов», «корреспондентов», «представителей детей, администрации, родителей», которые фиксируют предложения и систематизируют их. Современными средствами являются диктофонные записи, фотографии и др.
Выводы. Исследование проблемы убеждает в том, что использование интерактивных форм в организации методической работы с воспитателями по математическому образованию детей целесообразно. А именно, интерактивные технологии позволяют стимулировать процессы приобретения профессиональной компетентности воспитателями, меняют профессионально-личностную позицию педагога, а также мотивируют стабильный профессиональный рост личности. Кроме результативности эти формы работы характеризуются гибкостью и эффективностью сочетания с традиционными методами обучения педагогов.
Литература:
1. Богославец, Л.Г. Управление качеством дошкольного образования. Методическое пособие / Л.Г. Богословец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
2. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАД0С,2004. - 232 с.
3. Кузнецова, С.В. Инновационный поиск. Обновление системы методической работы в ДОО / С.В. Кузнецова. - М.: Сфера, 2017. - 258 с.
4. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / сост. И.М. Гриневич, А.А. Чуприна, М.А. Тоторкулова, Н.Ю. Москвитина, Г.В. Гриневич, О.А. Матяжова. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. - 86 с.
5. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 156 с.
6. Савченко, В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО / В.И. Савченко. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 192 с.
7. Управление персоналом: учеб. для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 560 с.
8. Чернявская, А.Г. Андрагогика: практическое пособие для вузов / А.Г. Чернявская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 174 с.
9. Шмонина, Л.В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ / Л.В. Шмонина. - М.: Учитель, 2014. - 162 с.
Педагогика
УДК 378.1
доктор педагогических наук, доцент Апанасюк Лариса Ахунжановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Яблонских Юлия Павловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); начальник отдела воспитательной работы и молодежной политики ОГПУ Шишковская Ирина Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
Аннотация. В статье описаны социокультурные предпосылки, определяющие изменение требований к студентам вузов на современном рынке труда. Проанализированы основополагающие нормативно-правовые документы, актуализирующие изучаемую проблематику. Изучены проблемы недостаточной готовности выпускников вузов (по мнению специалистов и работодателей) к полноценной реализации себя в профессии при первичном трудоустройстве. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Представлены современные требования к профессиональной подготовке студентов вузов, повышающие их востребованность на рынке труда: переосмысление монопрофессионализма в аспекте перехода к транспрофессионализму в системе высшего образования; возрастание роли гармоничного развития soft-, hard-, digital skills студентов; приоритетность практико-ориентированной профессиональной подготовки в вузе; активизация роли интерактивных технологий в многоаспектности онлайн и офлайн форматов обучения в высшей школе.
Ключевые слова: трансформация общества, профессиональная подготовка, студенты, обновленные требования к выпускникам вузов, компетенции и профессионально-личностные характеристики субъектов образования, ориентиры модификации содержания образовательного процесса вуза.
An^tat^. The article describes socio-cultural prerequisites that determine the change in requirements for university students in the modern labor market. The fundamental regulatory documents that update the studied problems were analyzed. The problems of insufficient readiness of university graduates (according to specialists and employers) to fully realize themselves in the profession during primary employment have been studied. The need to optimize work in this direction has been determined. Modern requirements for the professional training of university students are presented, increasing their demand in the labor market: rethinking monoprofessionalism in terms of the transition to transprofessionalism in the higher education system; increasing the role