Научная статья на тему 'Специфика и факторы эффективного внедрения интерактивных форм обучения в вузе'

Специфика и факторы эффективного внедрения интерактивных форм обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MANAGEMENT AS TRAINING COURSE / INTERACTIVE TEACHING / CONE OF EXPERIENCE / LEARNING PYRAMID / USAGE FACTORS AND SPECIFICITY / МЕНЕДЖМЕНТ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / "КОНУС ОПЫТА" / "ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ" / ФАКТОРЫ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Татьяна Леонидовна

Анализируются факторы эффективного использования интерактивных форм обучения при подготовке студентов по дисциплинам направления «Менеджмент» и их специфика, выявленная в процессе практического применения. С этой целью в ходе исследования использованы две модели: «конус опыта» профессора Э. Дейла и предложенная его последователями «пирамида обучения». Рассматриваемые факторы эффективности объединены в 5 групп согласно уровню их абстрагирования. В результате раскрыты проблемы, затрудняющие внедрение интерактивных форм обучения в учебный процесс, а также предложены пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity and Factors of Interactive Teaching’s Effective Implementation in Tertiary Institution

The author analyzed the factors of interactive teaching’s effective use at students training in Management course units and their specificity revealed by practical application. That was done by using in studies the following two models: E. Dale’s Cone of Experience and his followers’ Learning Pyramid. The effectiveness factors in consideration were combined in 5 groups according to their abstraction level. As a result the author revealed the problems hampering interactive teaching implementation in training process and proposed the ways of their overcoming.

Текст научной работы на тему «Специфика и факторы эффективного внедрения интерактивных форм обучения в вузе»

УДК 378.147

Специфика и факторы эффективного внедрения интерактивных форм обучения в вузе

Т. Л. Короткова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Анализируются факторы эффективного использования интерактивных форм обучения при подготовке студентов по дисциплинам направления «Менеджмент» и их специфика, выявленная в процессе практического применения. С этой целью в ходе исследования использованы две модели: «конус опыта» профессора Э. Дейла и предложенная его последователями «пирамида обучения». Рассматриваемые факторы эффективности объединены в 5 групп согласно уровню их абстрагирования. В результате раскрыты проблемы, затрудняющие внедрение интерактивных форм обучения в учебный процесс, а также предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: менеджмент как учебная дисциплина; интерактивные формы обучения; «конус опыта»; «пирамида обучения»; факторы и специфика использования.

Успешная реализация карьеры выпускников обусловлена вузовской подготовкой, обеспечивающей формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных или профессиональноприкладных компетенций, связанных с их будущей профессией.

В ФГОС ВО предусмотрено, что при разработке и реализации общеобразовательных программ по направлению «Менеджмент» вуз должен ориентироваться на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, исходя из потребностей рынка.

Подготовить квалифицированного специалиста, обладающего умениями и навыками организационно-управленческой, административной, информационно-аналитической и предпринимательской работы, без активных и интерактивных элементов учебного процесса представляется весьма проблематичным.

© Короткова Т. Л.

К общесистемным особенностям интерактивных форм обучения (ИФО) по программам менеджмента можно отнести следующие:

— это средства включения в процесс освоения и приобретения знаний всех участников обучения в вузе путем активизации взаимоотношений студентов во время занятий (как с преподавателями, так и друг с другом);

— основная роль при их использовании отводится обучающимся, а задача преподавателя сводится к мотивации их работы на достижение основных целей конкретного учебного занятия;

— в процесс обучения должны быть по возможности включены все органы чувств человека;

— следует учитывать разделение личностей на психологические типы для ролевого распределения при ИФО.

При подготовке менеджеров нужно принять к сведению и перечисленные ниже особенности интерактивных форм обучения.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015

71

Проблемы общественного развития и образования

— Требования менее конкретного, более абстрактного подхода (формализация не столь эффективна).

— Необходимость выполнения принципа системности.

— Комплексное решение проблемы, которое предполагает рассмотрение множества факторов,

влияющих на объект изучения при ИФО.

- Обязательное обеспечение эффективности ИФО путем поддержания в аудитории творческой атмосферы и активности.

— Неукоснительное следование алгоритму проведения интерактивного занятия (табл. 1).

Таблица 1

Алгоритм проведения интерактивного занятия

Этап Цель Действия Учитываемые факторы

Подготовка к занятию Обеспечить занятие всеми материалами и информацией Рекомендуется тщательно продумать возможные варианты развития событий, сформировать главные обсуждаемые вопросы и ответы на них Возраст студентов, временные рамки занятия, особенности темы, современные тенденции в рассматриваемой области и отрасли науки, влияние окружающей среды

Вступление Задать нужное направление занятию, стимулировать умственную активность, вызвать интерес к изучаемой теме Участникам дается информация о целях, основных понятиях, правилах, законах, парадигмах и принципах, методах и методологии рассматриваемой тематики Численность группы, факторы мотивации; специфика обсуждаемой темы; уровень знаний и способностей, а также особенности личностного склада, психотип личности

Основная часть Выполнить задания, предусмотренные для изучения данной темы Студенты выполняют конкретные задания, решают задачи, обсуждают варианты решений, дискуссируют Число заданий и примеров (рекомендуется не более двух); очередность и интенсивность выполнения; оптимальность для решения поставленных в задании задач

Заключение Подведение итогов Проверка формирования компетенций у студентов Наличие фондов оценивающих средств

При подготовке менеджеров занятия в интерактивной форме требуют слаженной работы в команде, из чего следует рекомендация проверять ее участников на эмоциональную и психологическую совместимость.

Кроме того, важно учесть, что в процессе принятия управленческих решений часто наиболее эффективными оказываются нетривиальные и нестандартные, так называемые креативные.

72

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015

Короткова Т. Л.

Критериями эффективности ИФО можно считать достигаемый уровень усвоения материала и сохранение приобретенных знаний, умений и навыков на долгое время.

К факторам эффективности интерактивных видов учебных занятий относится то, что при активизации обучения помимо механизма усвоения услышанного (как, например, на обычной лекции) включаются и иные: выполнения реального действия; имитации реальной действительности; театрализованного выступления; участия в дискуссии; наблюдения за конкретным действием, — а также применяются демонстрация видео, слайдов и анимации в системе мультимедиа и др. (см. рисунок).

Факторы эффективности ИФО

Весь набор этих факторов можно объединить в несколько групп в зависимости от уровня их абстрагирования, т. е. степени отвлечения в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей изучаемого объекта в целях выделения их существенных, закономерных признаков [1].

Первая группа факторов — воздействия, связанные с примитивным чувственным восприятием (например, чтение, слушание), — одним из основных процессов умственной деятельности человека, опирающимся на знаковое опосредствование (поскольку он лишь обращает внимание воспринимающих на существующие явления и проблемы).

Во вторую группу включены факторы более высокого уровня абстрагирования (просмотр видео, рисунков, слайдов). При их задействовании в процессе обучения акцент делается на конкретные свойства и поведение изучаемого предмета, а также на главные аспекты проблемы.

Факторы, входящие в третью группу (знакомство с образцами, наблюдение за явлениями и процессами), имеют еще более высокий уровень воздействия на слушателей, поскольку при этом студенты отвлечены от информации, не связанной с рассматриваемой темой, и сосредоточены на очень узкой тематике, которую изучают с позиций выявления присущих ей свойств и отношений.

Четвертая группа объединяет факторы по способности активизировать и стимулировать учебный процесс путем вовлечения студентов в дискуссии и выступления. Обсуждение проблем в рамках выбранной темы способствует усилению мыслительной деятельности и запоминанию материала через ассоциативные механизмы памяти.

Факторы пятой группы воздействуют на обучающихся через мысленное вычленение некоторых элементов познаваемой предметной области и отвлечение от прочих относящихся к ней. При этом умственная деятельность студента направляется на объект рассмотрения, отмечая существенные принципы и закономерности его функционирования и развития.

В результате воздействия группы менее абстрактных и более конкретных факторов (1-й, см. рисунок) студенты приобретают способность воспроизводить элементарные действия (определять, описывать, пояснять). Группы факторов более высокой абстракции (2-я и 3-я) стимулируют напряжение памяти и мыслительной деятельности. К таким действиям относятся демонстрация образцов, изучаемых объектов, явлений;

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015

73

Проблемы общественного развития и образования

применение методов и средств аналитической работы; выполнение процессов, требующих повышенных знаний и умений.

Факторы более высокого порядка абстрагирования (4-я и 5-я группы) еще значительнее повышают эффективность обучения, помогая выполнять такие высокоинтеллектуальные задачи, как анализ явлений и систем; разработка и принятие решений; создание моделей и конструирование объектов; экспертное оценивание процессов, проблем, целей и задач.

Таким образом, занятия, проводимые в интерактивном режиме, помогают формировать компетенции и их элементы, в том числе:

— формируют интерес к изучаемой дисциплине;

— помогают лучше усваивать материал определенной темы в рамках учебной дисциплины;

— развивают интеллектуальную самостоятельность для индивидуального поиска путей и вариантов решения проблемы;

— обучают работе в команде и терпимости к критической точке зрения;

— учат уважению права каждого на собственное мнение, его достоинства;

— способствуют установлению благоприятного взаимодействия обучающихся;

— формируют у студентов профессиональные компетенции и конструктивные идеи, мнения, отношения, профессиональные и жизненные навыки.

Успешное решение этих задач может быть обеспечено соблюдением ряда принципов подготовки, организации и внедрения ИФО (табл. 2).

Принципы проведения ИФО

Таблица 2

Название принципа Условие соблюдения

1. Всеобъемлющий охват процессом обучения всех студентов Активность всех участников

2. Равенство всех участников вне зависимости от социального статуса, возраста, места работы и опыта Создание обстановки, ставящей всех участников в равноправное положение

3. Соблюдение права на высказывание своего мнение абсолютно по любому вопросу Предоставление права голоса всем участникам по всем обсуждаемым темам

4. Стимулирование умственной деятельности путем предоставления информации к размышлению Создание творческой обстановки и поощрение выступающих на занятиях студентов

5. Недопустимость прямой критики личности Разрешение комментировать исключительно идеи

Для внедрения интерактивных форм обучения студентов университета экономическим дисциплинам в рамках направления «Менеджмент» были выбраны наиболее эффективные при создавшихся в вузе условиях и отвечающие требованиям программ обучения. При этом учитывались специфика общеобразовательных программ и учебных

дисциплин, а также регламентации, предусмотренные образовательными стандартами. Формы активизации учебного процесса в вузе должны удовлетворять следующим требованиям:

— временная протяженность ИФО должна быть небольшой, с учетом ограниченности сеткой часов учебных занятий и их академическими рамками;

74

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015

Короткова Т. Л.

— повышенная трудоемкость, информационная насыщенность, всесторонняя документальная и техническая оснащенность процесса подготовки ИФО;

— современный уровень развития информационных технологий обязывает применять электронные средства обучения, такие как программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, для математического и имитационного моделирования; электронные тренажеры и учебники; экспертные обучающие и информационно-поисковые справочные системы; средства автоматизации профессиональной деятельности и Интернет;

— желательно проводить психологическое и профессиональное тестирование для формирования команд и групп студентов, выполняющих коллективные задания;

— необходимо выделять специальное время на презентации, обсуждение и оценку заданий в интерактивной форме;

— очень важно умение преподавателя направлять в нужное русло и стимулировать активность студентов.

Наиболее полно указанным требованиям при обучении студентов менеджменту отвечают 6 выбранных для формирования соответствующих компетенций и активизации обучения ИФО.

1. Дискуссии по докладам, подготовленным студентами на заданную тему, во время которых они оппонируют мнению собеседника, аргументируя свои позиции. Формируют способности делового общения и публичных выступлений, ведения переговоров и совещаний (общепрофессиональная компетенция ОПК-4) [2; 3].

2. Имитационное моделирование. Модели описывают управленческие и бизнес-процессы так, как они проходили бы

в действительности, развивают способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций их социальной значимости (общепрофессиональная компетенция ОПК-2) [2; 3].

3. Разбор, анализ и принятие решений по бизнес-ситуациям в конкретной среде и системе взаимоотношений, помогающие трансформировать проблему в набор решаемых бизнес-задач. При этом студенты обучаются методам принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (общепрофессиональная компетенция ОПК-6); у них формируется способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса с учетом знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (профессиональная компетенция ПК-7) [2; 3].

4. Бизнес-симуляция, т. е. разработка интерактивных моделей экономической системы управления компанией. Развивает способность анализировать взаимосвязи функциональных стратегий компаний в целях подготовки сбалансированных управленческих решений (профессиональная компетенция ПК-5), а также участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или организационных изменений (профессиональная компетенция ПК-6) [2; 3].

5. Деловые игры (ДИ) как средство моделирования разнообразных (в том числе кризисных) условий профессиональной деятельности менеджера

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015

75

Проблемы общественного развития и образования

методом поиска новых способов решения управленческих и хозяйственных задач в организации. Как системная и комплексная форма интерактивного обучения ДИ оказывают много факторное воздействие и формируют ряд компетенций (например, уже названная ПК-5; владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач; стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности; различными способами разрешения конфликтных ситуаций, а также умение применять основные методы финансового менеджмента и др.) [2—4].

6. Вебинары, т. е. интерактивные семинары для взаимосвязи и общения, проводимые через Интернет в онлайн-режиме при изучении учебной дисциплины. Они предоставляют как студентам, так и преподавателям множество возможностей: предварительной настройки процедуры управления любыми дискуссиями, обсуждениями, спорами и учета статистики; общения всех участников в реальном времени. В ходе аудио- и видеообщения на экранах отображаются фотографии декламирующих участников. Весь вебинар записывается на компьютер, а его данные сохраняются в отдельных файлах. Руководитель вебинара располагает доской и инструментами рисования для демонстрации графиков, рисунков, набросков и статистических диаграмм.

Таким образом, использование ИФО требует большой подготовительной работы: составления сценариев, поиска вспомогательных материалов, продумывания технологии проведения, изучения теоретического материала и разбора проблемных вопросов на заданную тему. При этом преподаватель

выступает в различном качестве (как автор сценария, режиссер-постановщик и исполнитель нескольких ролей), что требует от него значительных затрат моральных и физических сил. Эффективность ИФО зависит от качественной подготовки и умения преподавателя стимулировать активность студентов и их вовлеченность в процесс.

Опыт внедрения ИФО выявил основные трудности их проведения: неоднородность студенческой аудитории по психографическим и поведенческим параметрам часто диктует необходимость коррекции процесса в сторону упрощения; не всегда достигается главная цель ИФО — вовлечение в процесс всех обучающихся — ввиду их различной теоретической подготовки и заинтересованности в результатах; временные рамки учебных часов обязывают использовать сокращенные варианты ИФО; для повышения эффекта от занятий в интерактивной форме желательно проводить их с ассистентом, как лабораторные работы.

Литература

1. О профессоре ДЕЙЛЕ, его «конусе опыта» и «пирамиде обучения», предложенной его последователями // Открытый урок [Электронный ресурс / В. М. Букатов]. Cop. 2015. URL: http://www.openlesson.ru/?p=16822/ (дата обращения: 07.09.2015).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) // Pandiaweb.ru: Социальная сеть [Электронный ресурс]. Cop. 2009—2015. URL: http://pandia.ru/text/79/432/3978.php (дата обращения: 09.09.2015).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры) // Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. Cop. 2015. URL: http://fgosvo.ru/news/9/1140/ (дата обращения: 08.09.2015).

4. Короткова Т. Л. Методы исследований в менеджменте. Saarbrncken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 307 с.

76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015

Короткова Т. Л.

5. Короткова Т. Л. Практика внедрения интерактивных форм обучения студентов // SCI-ARTICLE.RU: Электронный научный журнал. 2015. № 20. С. 108-113. URL: http://sci-article.ru/number/04_2015.pdf (дата обращения: 08.09.2015).

Короткова Татьяна Леонидовна — доктор экономических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, член Международной академии науки и практики организации производства (МАОП), международный научный эксперт в области маркетинга, ведущий профессор кафедры маркетинга и управления проектами (МиУП) МИЭТ.

E- mail: [email protected]

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.