УДК 378.147
Специфика и факторы эффективного внедрения интерактивных форм обучения в вузе
Т. Л. Короткова
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Анализируются факторы эффективного использования интерактивных форм обучения при подготовке студентов по дисциплинам направления «Менеджмент» и их специфика, выявленная в процессе практического применения. С этой целью в ходе исследования использованы две модели: «конус опыта» профессора Э. Дейла и предложенная его последователями «пирамида обучения». Рассматриваемые факторы эффективности объединены в 5 групп согласно уровню их абстрагирования. В результате раскрыты проблемы, затрудняющие внедрение интерактивных форм обучения в учебный процесс, а также предложены пути их преодоления.
Ключевые слова: менеджмент как учебная дисциплина; интерактивные формы обучения; «конус опыта»; «пирамида обучения»; факторы и специфика использования.
Успешная реализация карьеры выпускников обусловлена вузовской подготовкой, обеспечивающей формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных или профессиональноприкладных компетенций, связанных с их будущей профессией.
В ФГОС ВО предусмотрено, что при разработке и реализации общеобразовательных программ по направлению «Менеджмент» вуз должен ориентироваться на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, исходя из потребностей рынка.
Подготовить квалифицированного специалиста, обладающего умениями и навыками организационно-управленческой, административной, информационно-аналитической и предпринимательской работы, без активных и интерактивных элементов учебного процесса представляется весьма проблематичным.
© Короткова Т. Л.
К общесистемным особенностям интерактивных форм обучения (ИФО) по программам менеджмента можно отнести следующие:
— это средства включения в процесс освоения и приобретения знаний всех участников обучения в вузе путем активизации взаимоотношений студентов во время занятий (как с преподавателями, так и друг с другом);
— основная роль при их использовании отводится обучающимся, а задача преподавателя сводится к мотивации их работы на достижение основных целей конкретного учебного занятия;
— в процесс обучения должны быть по возможности включены все органы чувств человека;
— следует учитывать разделение личностей на психологические типы для ролевого распределения при ИФО.
При подготовке менеджеров нужно принять к сведению и перечисленные ниже особенности интерактивных форм обучения.
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015
71
Проблемы общественного развития и образования
— Требования менее конкретного, более абстрактного подхода (формализация не столь эффективна).
— Необходимость выполнения принципа системности.
— Комплексное решение проблемы, которое предполагает рассмотрение множества факторов,
влияющих на объект изучения при ИФО.
- Обязательное обеспечение эффективности ИФО путем поддержания в аудитории творческой атмосферы и активности.
— Неукоснительное следование алгоритму проведения интерактивного занятия (табл. 1).
Таблица 1
Алгоритм проведения интерактивного занятия
Этап Цель Действия Учитываемые факторы
Подготовка к занятию Обеспечить занятие всеми материалами и информацией Рекомендуется тщательно продумать возможные варианты развития событий, сформировать главные обсуждаемые вопросы и ответы на них Возраст студентов, временные рамки занятия, особенности темы, современные тенденции в рассматриваемой области и отрасли науки, влияние окружающей среды
Вступление Задать нужное направление занятию, стимулировать умственную активность, вызвать интерес к изучаемой теме Участникам дается информация о целях, основных понятиях, правилах, законах, парадигмах и принципах, методах и методологии рассматриваемой тематики Численность группы, факторы мотивации; специфика обсуждаемой темы; уровень знаний и способностей, а также особенности личностного склада, психотип личности
Основная часть Выполнить задания, предусмотренные для изучения данной темы Студенты выполняют конкретные задания, решают задачи, обсуждают варианты решений, дискуссируют Число заданий и примеров (рекомендуется не более двух); очередность и интенсивность выполнения; оптимальность для решения поставленных в задании задач
Заключение Подведение итогов Проверка формирования компетенций у студентов Наличие фондов оценивающих средств
При подготовке менеджеров занятия в интерактивной форме требуют слаженной работы в команде, из чего следует рекомендация проверять ее участников на эмоциональную и психологическую совместимость.
Кроме того, важно учесть, что в процессе принятия управленческих решений часто наиболее эффективными оказываются нетривиальные и нестандартные, так называемые креативные.
72
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015
Короткова Т. Л.
Критериями эффективности ИФО можно считать достигаемый уровень усвоения материала и сохранение приобретенных знаний, умений и навыков на долгое время.
К факторам эффективности интерактивных видов учебных занятий относится то, что при активизации обучения помимо механизма усвоения услышанного (как, например, на обычной лекции) включаются и иные: выполнения реального действия; имитации реальной действительности; театрализованного выступления; участия в дискуссии; наблюдения за конкретным действием, — а также применяются демонстрация видео, слайдов и анимации в системе мультимедиа и др. (см. рисунок).
Факторы эффективности ИФО
Весь набор этих факторов можно объединить в несколько групп в зависимости от уровня их абстрагирования, т. е. степени отвлечения в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей изучаемого объекта в целях выделения их существенных, закономерных признаков [1].
Первая группа факторов — воздействия, связанные с примитивным чувственным восприятием (например, чтение, слушание), — одним из основных процессов умственной деятельности человека, опирающимся на знаковое опосредствование (поскольку он лишь обращает внимание воспринимающих на существующие явления и проблемы).
Во вторую группу включены факторы более высокого уровня абстрагирования (просмотр видео, рисунков, слайдов). При их задействовании в процессе обучения акцент делается на конкретные свойства и поведение изучаемого предмета, а также на главные аспекты проблемы.
Факторы, входящие в третью группу (знакомство с образцами, наблюдение за явлениями и процессами), имеют еще более высокий уровень воздействия на слушателей, поскольку при этом студенты отвлечены от информации, не связанной с рассматриваемой темой, и сосредоточены на очень узкой тематике, которую изучают с позиций выявления присущих ей свойств и отношений.
Четвертая группа объединяет факторы по способности активизировать и стимулировать учебный процесс путем вовлечения студентов в дискуссии и выступления. Обсуждение проблем в рамках выбранной темы способствует усилению мыслительной деятельности и запоминанию материала через ассоциативные механизмы памяти.
Факторы пятой группы воздействуют на обучающихся через мысленное вычленение некоторых элементов познаваемой предметной области и отвлечение от прочих относящихся к ней. При этом умственная деятельность студента направляется на объект рассмотрения, отмечая существенные принципы и закономерности его функционирования и развития.
В результате воздействия группы менее абстрактных и более конкретных факторов (1-й, см. рисунок) студенты приобретают способность воспроизводить элементарные действия (определять, описывать, пояснять). Группы факторов более высокой абстракции (2-я и 3-я) стимулируют напряжение памяти и мыслительной деятельности. К таким действиям относятся демонстрация образцов, изучаемых объектов, явлений;
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015
73
Проблемы общественного развития и образования
применение методов и средств аналитической работы; выполнение процессов, требующих повышенных знаний и умений.
Факторы более высокого порядка абстрагирования (4-я и 5-я группы) еще значительнее повышают эффективность обучения, помогая выполнять такие высокоинтеллектуальные задачи, как анализ явлений и систем; разработка и принятие решений; создание моделей и конструирование объектов; экспертное оценивание процессов, проблем, целей и задач.
Таким образом, занятия, проводимые в интерактивном режиме, помогают формировать компетенции и их элементы, в том числе:
— формируют интерес к изучаемой дисциплине;
— помогают лучше усваивать материал определенной темы в рамках учебной дисциплины;
— развивают интеллектуальную самостоятельность для индивидуального поиска путей и вариантов решения проблемы;
— обучают работе в команде и терпимости к критической точке зрения;
— учат уважению права каждого на собственное мнение, его достоинства;
— способствуют установлению благоприятного взаимодействия обучающихся;
— формируют у студентов профессиональные компетенции и конструктивные идеи, мнения, отношения, профессиональные и жизненные навыки.
Успешное решение этих задач может быть обеспечено соблюдением ряда принципов подготовки, организации и внедрения ИФО (табл. 2).
Принципы проведения ИФО
Таблица 2
Название принципа Условие соблюдения
1. Всеобъемлющий охват процессом обучения всех студентов Активность всех участников
2. Равенство всех участников вне зависимости от социального статуса, возраста, места работы и опыта Создание обстановки, ставящей всех участников в равноправное положение
3. Соблюдение права на высказывание своего мнение абсолютно по любому вопросу Предоставление права голоса всем участникам по всем обсуждаемым темам
4. Стимулирование умственной деятельности путем предоставления информации к размышлению Создание творческой обстановки и поощрение выступающих на занятиях студентов
5. Недопустимость прямой критики личности Разрешение комментировать исключительно идеи
Для внедрения интерактивных форм обучения студентов университета экономическим дисциплинам в рамках направления «Менеджмент» были выбраны наиболее эффективные при создавшихся в вузе условиях и отвечающие требованиям программ обучения. При этом учитывались специфика общеобразовательных программ и учебных
дисциплин, а также регламентации, предусмотренные образовательными стандартами. Формы активизации учебного процесса в вузе должны удовлетворять следующим требованиям:
— временная протяженность ИФО должна быть небольшой, с учетом ограниченности сеткой часов учебных занятий и их академическими рамками;
74
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015
Короткова Т. Л.
— повышенная трудоемкость, информационная насыщенность, всесторонняя документальная и техническая оснащенность процесса подготовки ИФО;
— современный уровень развития информационных технологий обязывает применять электронные средства обучения, такие как программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, для математического и имитационного моделирования; электронные тренажеры и учебники; экспертные обучающие и информационно-поисковые справочные системы; средства автоматизации профессиональной деятельности и Интернет;
— желательно проводить психологическое и профессиональное тестирование для формирования команд и групп студентов, выполняющих коллективные задания;
— необходимо выделять специальное время на презентации, обсуждение и оценку заданий в интерактивной форме;
— очень важно умение преподавателя направлять в нужное русло и стимулировать активность студентов.
Наиболее полно указанным требованиям при обучении студентов менеджменту отвечают 6 выбранных для формирования соответствующих компетенций и активизации обучения ИФО.
1. Дискуссии по докладам, подготовленным студентами на заданную тему, во время которых они оппонируют мнению собеседника, аргументируя свои позиции. Формируют способности делового общения и публичных выступлений, ведения переговоров и совещаний (общепрофессиональная компетенция ОПК-4) [2; 3].
2. Имитационное моделирование. Модели описывают управленческие и бизнес-процессы так, как они проходили бы
в действительности, развивают способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций их социальной значимости (общепрофессиональная компетенция ОПК-2) [2; 3].
3. Разбор, анализ и принятие решений по бизнес-ситуациям в конкретной среде и системе взаимоотношений, помогающие трансформировать проблему в набор решаемых бизнес-задач. При этом студенты обучаются методам принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (общепрофессиональная компетенция ОПК-6); у них формируется способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса с учетом знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (профессиональная компетенция ПК-7) [2; 3].
4. Бизнес-симуляция, т. е. разработка интерактивных моделей экономической системы управления компанией. Развивает способность анализировать взаимосвязи функциональных стратегий компаний в целях подготовки сбалансированных управленческих решений (профессиональная компетенция ПК-5), а также участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или организационных изменений (профессиональная компетенция ПК-6) [2; 3].
5. Деловые игры (ДИ) как средство моделирования разнообразных (в том числе кризисных) условий профессиональной деятельности менеджера
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015
75
Проблемы общественного развития и образования
методом поиска новых способов решения управленческих и хозяйственных задач в организации. Как системная и комплексная форма интерактивного обучения ДИ оказывают много факторное воздействие и формируют ряд компетенций (например, уже названная ПК-5; владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач; стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности; различными способами разрешения конфликтных ситуаций, а также умение применять основные методы финансового менеджмента и др.) [2—4].
6. Вебинары, т. е. интерактивные семинары для взаимосвязи и общения, проводимые через Интернет в онлайн-режиме при изучении учебной дисциплины. Они предоставляют как студентам, так и преподавателям множество возможностей: предварительной настройки процедуры управления любыми дискуссиями, обсуждениями, спорами и учета статистики; общения всех участников в реальном времени. В ходе аудио- и видеообщения на экранах отображаются фотографии декламирующих участников. Весь вебинар записывается на компьютер, а его данные сохраняются в отдельных файлах. Руководитель вебинара располагает доской и инструментами рисования для демонстрации графиков, рисунков, набросков и статистических диаграмм.
Таким образом, использование ИФО требует большой подготовительной работы: составления сценариев, поиска вспомогательных материалов, продумывания технологии проведения, изучения теоретического материала и разбора проблемных вопросов на заданную тему. При этом преподаватель
выступает в различном качестве (как автор сценария, режиссер-постановщик и исполнитель нескольких ролей), что требует от него значительных затрат моральных и физических сил. Эффективность ИФО зависит от качественной подготовки и умения преподавателя стимулировать активность студентов и их вовлеченность в процесс.
Опыт внедрения ИФО выявил основные трудности их проведения: неоднородность студенческой аудитории по психографическим и поведенческим параметрам часто диктует необходимость коррекции процесса в сторону упрощения; не всегда достигается главная цель ИФО — вовлечение в процесс всех обучающихся — ввиду их различной теоретической подготовки и заинтересованности в результатах; временные рамки учебных часов обязывают использовать сокращенные варианты ИФО; для повышения эффекта от занятий в интерактивной форме желательно проводить их с ассистентом, как лабораторные работы.
Литература
1. О профессоре ДЕЙЛЕ, его «конусе опыта» и «пирамиде обучения», предложенной его последователями // Открытый урок [Электронный ресурс / В. М. Букатов]. Cop. 2015. URL: http://www.openlesson.ru/?p=16822/ (дата обращения: 07.09.2015).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) // Pandiaweb.ru: Социальная сеть [Электронный ресурс]. Cop. 2009—2015. URL: http://pandia.ru/text/79/432/3978.php (дата обращения: 09.09.2015).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры) // Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. Cop. 2015. URL: http://fgosvo.ru/news/9/1140/ (дата обращения: 08.09.2015).
4. Короткова Т. Л. Методы исследований в менеджменте. Saarbrncken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 307 с.
76
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015
Короткова Т. Л.
5. Короткова Т. Л. Практика внедрения интерактивных форм обучения студентов // SCI-ARTICLE.RU: Электронный научный журнал. 2015. № 20. С. 108-113. URL: http://sci-article.ru/number/04_2015.pdf (дата обращения: 08.09.2015).
Короткова Татьяна Леонидовна — доктор экономических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, член Международной академии науки и практики организации производства (МАОП), международный научный эксперт в области маркетинга, ведущий профессор кафедры маркетинга и управления проектами (МиУП) МИЭТ.
E- mail: [email protected]
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3 (7) 2015
77