3. Козаков В. А. Самостоятельная работа студентов: Учебное пособие. Киев, 1989.
4. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М., 1971.
5. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. №№ 14-55-996ин/15. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 03.02.2017).
6. ФГОС ВО. URL: fgosvo.ru.
А.А. Осипова Н.А. Маслюк
Конструирование кейс-заданий для обучения бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»
В статье раскрывается унифицированный подход к использованию кейс-технологии, который позволяет повысить эффективность данного использования путем четкого структурирования кейс-задания и сокращения времени на его разработку и решение. Универсальная структура кейс-задания позволяет реа-лизовывать комплексные проекты по решению фактических ситуаций в рамках преподавания одной или нескольких дисциплин учебного плана. Предложенный авторами подход позволяет повысить мотивацию к обучению, реализовать требование ФГОС по обязательному использованию интерактивных методов, а главное, получить в результате сформированные у обучающихся компетенции в сфере их будущей профессиональной деятельности. Ключевые слова: кейс-технология, обучение бакалавров, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», компетенции, кейс-задание, структура кейс-задания.
го о сс
ы
о л
^ л го
О CD
к о
(D го го
л го
о
Ы VO
сс и о
и
а. си
о-а
О
1— ü с
о §
Практико-ориентированный подход освоения образовательных программ высшего образования требует применения активных и интерактивных методов обучения. Вместе с тем, реализация такого подхода для 5 ° преподавателя сопряжена с проблемой, носящей комплексный харак- | 1 тер. С одной стороны, речь идет о сниженном интересе обучающихся | <§ к занятиям, проводимым в традиционных формах, что не позволяет о § полностью сформировать компетенции, необходимые для дальнейшей чю профессиональной деятельности: работа в команде, формирование лидерских качеств, умение принимать обоснованные управленческие решения и осознавать последствия их реализации и др. С другой стороны, сложность структуры и, как правило, большой объем документарного оформления кейс-задания часто являются ограничивающими факторами в применении преподавателем кейс-технологий для выработки необходимых знаний, умений и навыков у обучающихся в рамках одной темы учебной дисциплины. Последнее обстоятельство затрудняет тиражирование практики использования такой технологии в достижении миссии, цели и задач образовательной программы.
Миссия образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», реализуемой в Дальневосточном институте управления РАНХиГС, состоит в подготовке высоко конкурентных менеджеров в области государственного и муниципального управления, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях Дальневосточного региона, имеющего особенности социально-экономического развития.
Целью программы является подготовка бакалавров, способных обеспечить организацию и эффективное функционирование соответствующих объектов профессиональной деятельности.
Задачи программы связаны с формированием у обучающихся знаний, навыков и умений на основе междисциплинарного подхода к решению актуальных проблем в области государственного и муниципального управления.
Практико-ориентированные задачи образовательной программы обусловливают использование соответствующих технологий обучения, одним из которых является кейс-технология. В силу этого, ставится две основные задачи.
1. Активизировать процесс разработки кейс-заданий по дисциплинам бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» за счет оптимизации методического обеспечения разработки кейс-заданий.
*
го о к
=ё 2. Тиражировать практики использования кейс-заданий по данному ° ^ о направлению подготовки с точки зрения наиболее полного охвата дис-
Ф го т
| о о. циплин учебного плана.
§ у ° Кейс-технология - это особого рода практико-ориентированная груп-о-е- повая работа обучающихся, предполагающая одновременное сочетание _ ^ ситуационного и проектного подходов к освоению учебной дисциплины и формированию у обучающихся как минимум следующих компетенций.
1. Общекультурные:
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
2. Общепрофессиональные:
- способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
- способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
- способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4).
3. Профессиональные.
3.1. Организационно-управленческая деятельность:
- умение определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);
- владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);
- способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4).
^ ГО
3.2. Информационно-методическая деятельность: Е
- владение навыками количественного и качественного анализа при § г< оценке состояния экономической, социальной, политической среды, 5 ™ деятельности органов государственной власти Российской Федерации, | 1 органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 2 <§
¡Е О
органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, о рд предприятий и учреждений, политических партий, общественно-поли- 5 ю тических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6). с
3.3. Коммуникативная деятельность:
- способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9).
3.4. Проектная деятельность:
- способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12);
- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-14).
3.5. Вспомогательно-технологическая (исполнительская):
- владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействия с другими исполнителями (ПК-17).
3.6. Организационно-регулирующая деятельность:
- способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19);
- умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22).
3.7. Исполнительно-распорядительная:
- способность участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27)1. Приобретение профессиональных умений и навыков обучающимися
является одним из основных направлений компетентностного подхода в высшем образовании. В свою очередь кейс-технологии позволяют перенести акцент обучения с необходимости овладения готовым знанием на его выработку.
1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2014 г. № 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)"».
го о к
* £ ^
^ О I
4 I го О т
к ^ о
Ф го т
5 л го ^ О О.
к и О
^ и
о. ф
Ф о
н- о.
Цель использования кейс-технологии состоит в изучении и проведении анализа реальной жизненной ситуации для получения обучающимися навыков в поиске и выбора обоснованного верного решения.
Систему мероприятий в процессе подготовки кейс-ситуации и ее решения можно представить в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1
План мероприятий по решению кейс-ситуации
Этап Мероприятие Результат
Подготовительный Поиск и анализ информации Формирование исходной информации по конкретной учебной практикоори-ентированной ситуации
Организационный Формулировка и выдача задания сформированным рабочим группам Ситуация для анализа с перечнем необходимых к выполнению заданий
Выполнение задания Выполнение поставленных в ситуации заданий, ответы на вопросы, подготовка отчета о выполнении задания и презентации Принятое управленческое решение по конкретной ситуации, ответы на вопросы, структурированный отчет, презентация
Демонстрационный Заслушивание отчетов и презентаций рабочих групп, обсуждение Доведение до преподавателя и других обучающихся результатов выполнения задания
Оценочный Оценка докладов и презентаций, подведение итогов Приобретение и закрепление у обучающихся конкретных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных умений и навыков
Для реализации системы указанных мероприятий могут быть задействованы временной ресурс (поиск исходной информации в сети Интернет; решение ситуаций в аудитории) и информационный ресурс.
Коротко описание процесса подготовки и проведения занятий с использованием кейс-технологии можно представить схемой, изображенной на рис. 1.
В результате реализации кейс-технологии в процессе обучения происходит выработка вариантов решения проблемной ситуации обучающимися. Они демонстрируют знания, полученные ими в процессе обучения
на предыдущих курсах, а также овладевают умениями и навыками выработки конкретных управленческих решений с применением положений действующей нормативной и правовой базы.
о §
Подведение итогов и выставление оценок
Поиск информации преподавателем Формулировка задания Формирование рабочих групп из обучающихся
Подготовка и защита отчета о выполнении задания Выполнение задания Выдача задания обучающимся
¡± о
S3
го CP
ч: vo
ш о
Рис. 1. Описание процесса подготовки и проведения занятий с использованием кейс-технологии
Кейс-технологии позволяют выработать у обучающихся навыки командной работы, лидерские качества, умение вести переговоры, принимать управленческие решения в условиях неопределенности, критическое мышление («Soft Skills»).
Ранее подчеркивалось, что сложность структуры и, как правило, большой объем кейс-задания часто являются ограничивающими факторами в применении преподавателем кейс-технологий для выработки необходимых знаний, умений и навыков у обучающихся в рамках одной темы учебной дисциплины.
Предлагаемая далее структура кейс-задания поможет упростить процедуры подготовки и использования кейс-технологий при изучении даже сложных и необъемных по содержанию тем дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
Кейс-задание включает две части: описательную и информационную. Структура описательной части является общей для любой дисциплины (темы дисциплины), по которой готовится кейс-задание. В эту часть включаются следующие информационные технологии:
1) цели и задачи кейса;
2) этапы проведения занятия в форме кейс-стади.
Цели и задачи кейс-задания содержательно определяются компетенциями, которые должны быть сформированы в процессе изучения
го о
^
о л
ч л го
О т
к О
Ф го т
л го
о .
ы о
и О
и
О. ш
о
к . с
дисциплины (темы дисциплины)1. Необходимый уровень сформированных компетенций является базовым результатом выполнения задания в форме кейс-стади. Назовем их результатами освоения дисциплины.
Процесс организации и проведения занятия в форме кейс-стади включает этапы:
1) организационный,
2) изучение и обсуждение проблемы;
3) разработка проекта (выполнение основного задания);
4) защита проекта (выполненного задания).
Важно отметить, что для каждого этапа должны быть установлены временные ограничения. Исключение составляют задания, предполагающие выработку умений и навыков тайм-менеджмента и самоорганизации.
Содержание организационного этапа удобно представить следующим алгоритмом, неизменным относительно того, по какой дисциплине (теме дисциплины) разрабатывается кейс-задание.
1. Формирование проектной команды (10-12 чел.).
2. Распределение обязанностей по выполнению заданий, предполагающее участие каждого члена команды в выполнении конкретного задания или вида работы.
3. Заполнение табл. 2:
Таблица 2
Список экспертов - участников проектной команды
№ ФИО (полностью) Обязанности* (можно заполнить в процессе выполнения кейса)
Детальное содержание этапа изучения и обсуждения проблемы может варьироваться в зависимости от особенностей дисциплины, предполагаемых результатов ее освоения. Однако алгоритм действий обучающихся в процессе прохождения этого этапа можно описать следующим образом:
1) изучение данных о проблемной ситуации, которую необходимо решить;
1 Компетенции определяются компетентностной моделью ОП ВО бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в соответствии с ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Распределение формируемых у обучающихся компетенций по темам дисциплины закрепляется в рабочей программе дисциплины.
2) определение конечной цели и путей ее достижения; постановка ^ задач;
3) определение возможностей и проблемных зон воплощения проекта; 5
4) заполнение табл. 3;
5) определение средств достижения цели и решения задач.
Таблица 3
SWOT-анализ реализации проекта
¡± о
го
ч: ю
ш о
Внутренние сильные стороны Внутренние слабые стороны
1 2 1 2
Внешние благоприятные возможности Внешние угрозы
1 2 1 2
Содержание и структура третьего этапа определяется дисциплиной (темой дисциплины) и предполагаемыми результатами ее освоения. Следует указать на то, что структурно этап заканчивается изложением алгоритма работы обучающегося над кейс-заданием, например:
Шаг 1: Разделы 1-2 кейса обсуждается всеми участниками. Участник, ответственный за оформление отчета, письменно фиксирует результаты обсуждения.
Шаг 2: Для разработки проекта участники разбиваются на 3 группы. Каждая группа обсуждает и письменно фиксирует основные разделы проекта (продолжительность - 100 мин).
Шаг 3: Все участники группы обсуждают достигнутые результаты, оформляют проект и готовятся к его защите (продолжительность - 20 мин).
Шаг 4: Представление проекта путем публичной защиты. Четвертый этап кейс-задания включает регламентацию публичной защиты выполненной работы.
1. Выступление команд с защитой проектов. Структура доклада:
- краткое изложение ситуации-задания;
- тезисное изложение достигнутых результатов по разделам.
2. Ответы на вопросы.
Структура и содержание информационной части различны в разных кейс-заданиях, в том числе варьируются для каждой команды обучающихся.
Теория и методика I—^ профессионального КЭ образования
Таблица 4
Дорожная карта тиражирования практики составления кейс-заданий
Этап Мероприятие Результат
Конструирование кейс-задания по предлагаемой документарной модели 1. Подготовка описательной части кейс-задания на основе универсальной документарной модели кейс-задания. 2. Разработка информационной описательной части кейс-задания на основе универсальной документарной модели кейс-задания Упрощение процесса разработки кейс-заданий за счет оптимизации методического обеспечения разработки кейс-заданий
Применение подготовленных кейс-заданий Организация и проведение занятий Формирование у выпускников компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО
Тиражирование практики конструирования кейс-заданий и их использования в учебном процессе 1. Выпуск учебно-методического пособия по материалам проекта с приложением набора кейс-ситуаций 2. Возможная рассылка экземпляров пособий во все филиалы РАНХиГС Активизация разработки кейс-заданий
Тиражирование практики составления кейс-заданий, используя пред- | ложенный вариант их конструирования, возможно за счет реализации § ^ мероприятий, представленных в дорожной карте (табл. 4). 5 °
Кейс-стади - одна из ведущих технологий интерактивного обуче- 1 1 ния на основе деятельностного подхода. В процессе реализации кейс- | 2 технологий у обучающихся формируются основные умения и навыки: о § анализировать информацию, фильтровать и сортировать ее для реше- чю ния конкретной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать с альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программу действий, вносить в нее необходимые коррективы и т.д. То есть, благодаря данной технологии, обучающиеся имеют возможность приобрести навыки принятия управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления, их обоснования и определения социально-экономических последствий от их реализации.
Библиографический список
1. Игонина Л.Л. Кейс-технологии в преподавании экономических дисциплин // Успехи современного естествознания. 2015. № 8. С. 82-86.
2. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Современные методы обучения как средство активизации познавательной активности студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 12. С. 108-111.
3. Темина С.Ю. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений // Среднее профессиональное образование. 2010. № 1. С. 44-46.