Научная статья на тему 'Конструирование кейс-заданий для обучения бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»'

Конструирование кейс-заданий для обучения бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1655
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" / КОМПЕТЕНЦИИ / КЕЙС-ЗАДАНИЕ / СТРУКТУРА КЕЙС-ЗАДАНИЯ / CASE METHOD / TRAINING OF THE BACHELORS / "STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT" / COMPETENCES / CASE-TASKS / STRUCTURE OF CASE-TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Алла Александровна -, Маслюк Наталья Альбертовна

В статье раскрывается унифицированный подход к использованию кейс-технологии, который позволяет повысить эффективность данного использования путем четкого структурирования кейс-задания и сокращения времени на его разработку и решение. Универсальная структура кейс-задания позволяет реализовывать комплексные проекты по решению фактических ситуаций в рамках преподавания одной или нескольких дисциплин учебного плана. Предложенный авторами подход позволяет повысить мотивацию к обучению, реализовать требование ФГОС по обязательному использованию интерактивных методов, а главное, получить в результате сформированные у обучающихся компетенции в сфере их будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Алла Александровна -, Маслюк Наталья Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing case-tasks fortraining of bachelors in the program «state and municipal management»

The article presents unified approach to the use of Case method in training bachelors in the program “State and Municipal Management” that allows to increase the efficiency of Case method use by a clear structuring of the case-tasks and reducing the time on the constituting and solving of the case-tasks. Universal design of the tasks allows to implementcomplex projects to address factual situations within the teaching of one or more subjects of the curriculum. Ultimately, the use of case-study as part of the proposed approach can increase motivation to learn, implement the requirements of the Federal State Educational Standard to mandatory use of interactive methods of learning, and most importantly, and as a result the formation of necessary competences of studentsfor their future professional activity.

Текст научной работы на тему «Конструирование кейс-заданий для обучения бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»»

3. Козаков В. А. Самостоятельная работа студентов: Учебное пособие. Киев, 1989.

4. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М., 1971.

5. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. №№ 14-55-996ин/15. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 03.02.2017).

6. ФГОС ВО. URL: fgosvo.ru.

А.А. Осипова Н.А. Маслюк

Конструирование кейс-заданий для обучения бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»

В статье раскрывается унифицированный подход к использованию кейс-технологии, который позволяет повысить эффективность данного использования путем четкого структурирования кейс-задания и сокращения времени на его разработку и решение. Универсальная структура кейс-задания позволяет реа-лизовывать комплексные проекты по решению фактических ситуаций в рамках преподавания одной или нескольких дисциплин учебного плана. Предложенный авторами подход позволяет повысить мотивацию к обучению, реализовать требование ФГОС по обязательному использованию интерактивных методов, а главное, получить в результате сформированные у обучающихся компетенции в сфере их будущей профессиональной деятельности. Ключевые слова: кейс-технология, обучение бакалавров, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», компетенции, кейс-задание, структура кейс-задания.

го о сс

ы

о л

^ л го

О CD

к о

(D го го

л го

о

Ы VO

сс и о

и

а. си

о-а

О

1— ü с

о §

Практико-ориентированный подход освоения образовательных программ высшего образования требует применения активных и интерактивных методов обучения. Вместе с тем, реализация такого подхода для 5 ° преподавателя сопряжена с проблемой, носящей комплексный харак- | 1 тер. С одной стороны, речь идет о сниженном интересе обучающихся | <§ к занятиям, проводимым в традиционных формах, что не позволяет о § полностью сформировать компетенции, необходимые для дальнейшей чю профессиональной деятельности: работа в команде, формирование лидерских качеств, умение принимать обоснованные управленческие решения и осознавать последствия их реализации и др. С другой стороны, сложность структуры и, как правило, большой объем документарного оформления кейс-задания часто являются ограничивающими факторами в применении преподавателем кейс-технологий для выработки необходимых знаний, умений и навыков у обучающихся в рамках одной темы учебной дисциплины. Последнее обстоятельство затрудняет тиражирование практики использования такой технологии в достижении миссии, цели и задач образовательной программы.

Миссия образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», реализуемой в Дальневосточном институте управления РАНХиГС, состоит в подготовке высоко конкурентных менеджеров в области государственного и муниципального управления, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях Дальневосточного региона, имеющего особенности социально-экономического развития.

Целью программы является подготовка бакалавров, способных обеспечить организацию и эффективное функционирование соответствующих объектов профессиональной деятельности.

Задачи программы связаны с формированием у обучающихся знаний, навыков и умений на основе междисциплинарного подхода к решению актуальных проблем в области государственного и муниципального управления.

Практико-ориентированные задачи образовательной программы обусловливают использование соответствующих технологий обучения, одним из которых является кейс-технология. В силу этого, ставится две основные задачи.

1. Активизировать процесс разработки кейс-заданий по дисциплинам бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» за счет оптимизации методического обеспечения разработки кейс-заданий.

*

го о к

=ё 2. Тиражировать практики использования кейс-заданий по данному ° ^ о направлению подготовки с точки зрения наиболее полного охвата дис-

Ф го т

| о о. циплин учебного плана.

§ у ° Кейс-технология - это особого рода практико-ориентированная груп-о-е- повая работа обучающихся, предполагающая одновременное сочетание _ ^ ситуационного и проектного подходов к освоению учебной дисциплины и формированию у обучающихся как минимум следующих компетенций.

1. Общекультурные:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

2. Общепрофессиональные:

- способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

- способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

- способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4).

3. Профессиональные.

3.1. Организационно-управленческая деятельность:

- умение определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);

- владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);

- способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4).

^ ГО

3.2. Информационно-методическая деятельность: Е

- владение навыками количественного и качественного анализа при § г< оценке состояния экономической, социальной, политической среды, 5 ™ деятельности органов государственной власти Российской Федерации, | 1 органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 2 <§

¡Е О

органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, о рд предприятий и учреждений, политических партий, общественно-поли- 5 ю тических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6). с

3.3. Коммуникативная деятельность:

- способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9).

3.4. Проектная деятельность:

- способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12);

- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-14).

3.5. Вспомогательно-технологическая (исполнительская):

- владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействия с другими исполнителями (ПК-17).

3.6. Организационно-регулирующая деятельность:

- способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19);

- умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22).

3.7. Исполнительно-распорядительная:

- способность участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27)1. Приобретение профессиональных умений и навыков обучающимися

является одним из основных направлений компетентностного подхода в высшем образовании. В свою очередь кейс-технологии позволяют перенести акцент обучения с необходимости овладения готовым знанием на его выработку.

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2014 г. № 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)"».

го о к

* £ ^

^ О I

4 I го О т

к ^ о

Ф го т

5 л го ^ О О.

к и О

^ и

о. ф

Ф о

н- о.

Цель использования кейс-технологии состоит в изучении и проведении анализа реальной жизненной ситуации для получения обучающимися навыков в поиске и выбора обоснованного верного решения.

Систему мероприятий в процессе подготовки кейс-ситуации и ее решения можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

План мероприятий по решению кейс-ситуации

Этап Мероприятие Результат

Подготовительный Поиск и анализ информации Формирование исходной информации по конкретной учебной практикоори-ентированной ситуации

Организационный Формулировка и выдача задания сформированным рабочим группам Ситуация для анализа с перечнем необходимых к выполнению заданий

Выполнение задания Выполнение поставленных в ситуации заданий, ответы на вопросы, подготовка отчета о выполнении задания и презентации Принятое управленческое решение по конкретной ситуации, ответы на вопросы, структурированный отчет, презентация

Демонстрационный Заслушивание отчетов и презентаций рабочих групп, обсуждение Доведение до преподавателя и других обучающихся результатов выполнения задания

Оценочный Оценка докладов и презентаций, подведение итогов Приобретение и закрепление у обучающихся конкретных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных умений и навыков

Для реализации системы указанных мероприятий могут быть задействованы временной ресурс (поиск исходной информации в сети Интернет; решение ситуаций в аудитории) и информационный ресурс.

Коротко описание процесса подготовки и проведения занятий с использованием кейс-технологии можно представить схемой, изображенной на рис. 1.

В результате реализации кейс-технологии в процессе обучения происходит выработка вариантов решения проблемной ситуации обучающимися. Они демонстрируют знания, полученные ими в процессе обучения

на предыдущих курсах, а также овладевают умениями и навыками выработки конкретных управленческих решений с применением положений действующей нормативной и правовой базы.

о §

Подведение итогов и выставление оценок

Поиск информации преподавателем Формулировка задания Формирование рабочих групп из обучающихся

Подготовка и защита отчета о выполнении задания Выполнение задания Выдача задания обучающимся

¡± о

S3

го CP

ч: vo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш о

Рис. 1. Описание процесса подготовки и проведения занятий с использованием кейс-технологии

Кейс-технологии позволяют выработать у обучающихся навыки командной работы, лидерские качества, умение вести переговоры, принимать управленческие решения в условиях неопределенности, критическое мышление («Soft Skills»).

Ранее подчеркивалось, что сложность структуры и, как правило, большой объем кейс-задания часто являются ограничивающими факторами в применении преподавателем кейс-технологий для выработки необходимых знаний, умений и навыков у обучающихся в рамках одной темы учебной дисциплины.

Предлагаемая далее структура кейс-задания поможет упростить процедуры подготовки и использования кейс-технологий при изучении даже сложных и необъемных по содержанию тем дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Кейс-задание включает две части: описательную и информационную. Структура описательной части является общей для любой дисциплины (темы дисциплины), по которой готовится кейс-задание. В эту часть включаются следующие информационные технологии:

1) цели и задачи кейса;

2) этапы проведения занятия в форме кейс-стади.

Цели и задачи кейс-задания содержательно определяются компетенциями, которые должны быть сформированы в процессе изучения

го о

^

о л

ч л го

О т

к О

Ф го т

л го

о .

ы о

и О

и

О. ш

о

к . с

дисциплины (темы дисциплины)1. Необходимый уровень сформированных компетенций является базовым результатом выполнения задания в форме кейс-стади. Назовем их результатами освоения дисциплины.

Процесс организации и проведения занятия в форме кейс-стади включает этапы:

1) организационный,

2) изучение и обсуждение проблемы;

3) разработка проекта (выполнение основного задания);

4) защита проекта (выполненного задания).

Важно отметить, что для каждого этапа должны быть установлены временные ограничения. Исключение составляют задания, предполагающие выработку умений и навыков тайм-менеджмента и самоорганизации.

Содержание организационного этапа удобно представить следующим алгоритмом, неизменным относительно того, по какой дисциплине (теме дисциплины) разрабатывается кейс-задание.

1. Формирование проектной команды (10-12 чел.).

2. Распределение обязанностей по выполнению заданий, предполагающее участие каждого члена команды в выполнении конкретного задания или вида работы.

3. Заполнение табл. 2:

Таблица 2

Список экспертов - участников проектной команды

№ ФИО (полностью) Обязанности* (можно заполнить в процессе выполнения кейса)

Детальное содержание этапа изучения и обсуждения проблемы может варьироваться в зависимости от особенностей дисциплины, предполагаемых результатов ее освоения. Однако алгоритм действий обучающихся в процессе прохождения этого этапа можно описать следующим образом:

1) изучение данных о проблемной ситуации, которую необходимо решить;

1 Компетенции определяются компетентностной моделью ОП ВО бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в соответствии с ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Распределение формируемых у обучающихся компетенций по темам дисциплины закрепляется в рабочей программе дисциплины.

2) определение конечной цели и путей ее достижения; постановка ^ задач;

3) определение возможностей и проблемных зон воплощения проекта; 5

4) заполнение табл. 3;

5) определение средств достижения цели и решения задач.

Таблица 3

SWOT-анализ реализации проекта

¡± о

го

ч: ю

ш о

Внутренние сильные стороны Внутренние слабые стороны

1 2 1 2

Внешние благоприятные возможности Внешние угрозы

1 2 1 2

Содержание и структура третьего этапа определяется дисциплиной (темой дисциплины) и предполагаемыми результатами ее освоения. Следует указать на то, что структурно этап заканчивается изложением алгоритма работы обучающегося над кейс-заданием, например:

Шаг 1: Разделы 1-2 кейса обсуждается всеми участниками. Участник, ответственный за оформление отчета, письменно фиксирует результаты обсуждения.

Шаг 2: Для разработки проекта участники разбиваются на 3 группы. Каждая группа обсуждает и письменно фиксирует основные разделы проекта (продолжительность - 100 мин).

Шаг 3: Все участники группы обсуждают достигнутые результаты, оформляют проект и готовятся к его защите (продолжительность - 20 мин).

Шаг 4: Представление проекта путем публичной защиты. Четвертый этап кейс-задания включает регламентацию публичной защиты выполненной работы.

1. Выступление команд с защитой проектов. Структура доклада:

- краткое изложение ситуации-задания;

- тезисное изложение достигнутых результатов по разделам.

2. Ответы на вопросы.

Структура и содержание информационной части различны в разных кейс-заданиях, в том числе варьируются для каждой команды обучающихся.

Теория и методика I—^ профессионального КЭ образования

Таблица 4

Дорожная карта тиражирования практики составления кейс-заданий

Этап Мероприятие Результат

Конструирование кейс-задания по предлагаемой документарной модели 1. Подготовка описательной части кейс-задания на основе универсальной документарной модели кейс-задания. 2. Разработка информационной описательной части кейс-задания на основе универсальной документарной модели кейс-задания Упрощение процесса разработки кейс-заданий за счет оптимизации методического обеспечения разработки кейс-заданий

Применение подготовленных кейс-заданий Организация и проведение занятий Формирование у выпускников компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО

Тиражирование практики конструирования кейс-заданий и их использования в учебном процессе 1. Выпуск учебно-методического пособия по материалам проекта с приложением набора кейс-ситуаций 2. Возможная рассылка экземпляров пособий во все филиалы РАНХиГС Активизация разработки кейс-заданий

Тиражирование практики составления кейс-заданий, используя пред- | ложенный вариант их конструирования, возможно за счет реализации § ^ мероприятий, представленных в дорожной карте (табл. 4). 5 °

Кейс-стади - одна из ведущих технологий интерактивного обуче- 1 1 ния на основе деятельностного подхода. В процессе реализации кейс- | 2 технологий у обучающихся формируются основные умения и навыки: о § анализировать информацию, фильтровать и сортировать ее для реше- чю ния конкретной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать с альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программу действий, вносить в нее необходимые коррективы и т.д. То есть, благодаря данной технологии, обучающиеся имеют возможность приобрести навыки принятия управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления, их обоснования и определения социально-экономических последствий от их реализации.

Библиографический список

1. Игонина Л.Л. Кейс-технологии в преподавании экономических дисциплин // Успехи современного естествознания. 2015. № 8. С. 82-86.

2. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Современные методы обучения как средство активизации познавательной активности студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 12. С. 108-111.

3. Темина С.Ю. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений // Среднее профессиональное образование. 2010. № 1. С. 44-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.