Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии: роль и место междисциплинарных кейсов по специальностям государственного управления (public administration) и управления бизнесом'

Современные образовательные технологии: роль и место междисциплинарных кейсов по специальностям государственного управления (public administration) и управления бизнесом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ/АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PUBLIC ADMINISTRATION / TRANSDISCIPLINARY APPROACH / CASE-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнацкая Марина Анатольевна

В статье актуализируются проблемы эффективного управления реформированием сферы высшего профессионального образования (ВПО) в области управления бизнесом и публичного администрирования (государственного и муниципального управления). Исследуются возможности применения междисциплинарного подхода в обеспечении конкурентоспособного ВПО в сфере управления на основе современных кейс-технологий. Рассматривается алгоритм разработки и особенности применения междисциплинарного кейса. На основе личного опыта автора представлен профессиональный взгляд на главные прикладные проблемы, возникающие в процессе создания междисциплинарного кейса в современных российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнацкая Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES: ROLE AND PLACE OF TRANSDISCIPLINARY CASES (PUBLIC AND BUSINESS ADMINISTRATION SPECIALIZATION)

Problems of management efficiency within Higher Professional Education (HPE) reforming process in business and public administration dimensions are being actuated in this article. Opportunities to implement transdisciplinary approach based on modern case-technologies to ensure competitive HPE in management sphere are highlighted. Algorithm of working out and specific features of modern case-technologies' implementation are considered. Professional author's views on major applied problems of transdisciplinary case development under contemporary Russian conditions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии: роль и место междисциплинарных кейсов по специальностям государственного управления (public administration) и управления бизнесом»

УПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЕМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: РОЛЬ И МЕСТО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КЕЙСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (РивиС АйМ^вТРАТЮМ) И УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ

М.А. Игнацкая

В статье актуализируются проблемы эффективного управления реформированием сферы высшего профессионального образования (ВПО) в области управления бизнесом и публичного администрирования (государственного и муниципального управления). Исследуются возможности применения междисциплинарного подхода в обеспечении конкурентоспособного ВПО в сфере управления на основе современных кейс-технологий. Рассматривается алгоритм разработки и особенности применения междисциплинарного кейса. На основе личного опыта автора представлен профессиональный взгляд на главные прикладные проблемы, возникающие в процессе создания междисциплинарного кейса в современных российских условиях.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, публичное управление/администрирование, междисциплинарный подход, кейс-технологии.

Актуализация междисциплинарного подхода к реформированию системы ВПО в России

Проблемы повышения эффективности и качества реформирования системы высшего профессионального образования в современной России сопряжено с необходимостью непрекращающегося поиска инструментов социальной инноватики в рамках образовательного контекста управления и подготовки кадрового потенциала. Возможности повышения эффективности и качества подготовки профессиональных управленцев связаны в первую очередь с внедрением междисциплинарного подхода (принципа междисцип-

линарности), который является важнейшим направлением обучения в сферах публичного управления и/или управления бизнесом. Само же обучение в области профессионального управления все больше становится междисциплинарным продуктом, эффективность прикладных результатов которого достигается на стыке наук.

Актуализация междисциплинарного подхода в формировании компетенций современного управленца в условиях инновационной экономики обусловлена объективной необходимостью обеспечения инновационной составляющей экономического роста и социального прогресса [1. С. 174-184]. Поэтому управление профессиональным образованием требует качественно иного подхода к организации процесса обучения с учетом увеличения сложности и масштабов проблем, решаемых современными специалистами сферы публичного управления и управления бизнесом. Инновационное развитие экономики диктует требования, реализация которых возможна только при существенном повышении уровня профессионализма и перманентного поддержания адекватности требованиям рынка, особенно в эпоху структурных и системных кризисов [6. С. 54-61; 3. С. 45-53]. Таким образом происходит интеллектуализация профессии менеджера сферы публичного управления и управления бизнесом, в основе которой лежит наращивание компетентности и решения беспрецедентно новых задач с использованием для этих целей новых научных знаний.

В новых условиях инновационной экономики теряет свой смысл прежнее понимание стратегии как однозначно понимаемого курса действий.

На первый план выходит система коллективных обсуждений, генерация идей и принятие решений по открывающимся возможностям (как форма вовлечения всего, а не только управленческого персонала современной организации, различных профессиональных групп в активную инновационную деятельность на основе перманентного процесса самообучения). Подобным условиям и требованиям максимально соответствует так называемая гете-рархическая (в противоположность традиционной иерархической) организационная структура и синергетические эффекты, а также инновационный тип мышления, благодаря которым формируются новые профессиональные междисциплинарные знания и расширяются взаимосвязи различных сфер и областей знаний, профессионального опыта и компетенций [4. С. 339-344].

Формирование у современного управленца соответствующих компетенций становится возможным только на основе усиления в учебном процессе междисциплинарного подхода (принципа междисциплинарности) [14]. Под последним следует понимать не столько совместное рассмотрение проблем из разных областей науки и практики, сколько кооперацию и синтез различных знаний с целью получения принципиально нового решения сложной инновационной задачи, не имеющей аналогов в прошлом.

Управленческая деятельность, носящая по самой своей сути междисциплинарный характер, в современных условиях диктует объективную потреб-

ность в новой модели профессионализма, которая представляет собой междисциплинарный комплекс взаимовлияющих компетенций.

Объединение содержания отдельных учебных дисциплин в рамках логики решения реальных задач, выделение междисциплинарных аспектов и преломление их через практические действия способствуют интеграции в целостную картину и формируют навыки к сочетанию и одновременному применению знаний из разных наук. Именно такой подход становится сутью главного фокуса новой парадигмы профессионализма, в том числе специа-литета сферы публичного управления и управления бизнесом. Он способствует формированию целостного представления о науке управления, развитию системного управленческого мышления и, кроме того, преодолевает прежнюю излишнюю теоретичность традиционно организованного учебного процесса.

Таким образом, междисциплинарность ведет к соприкосновению различных дисциплин, обращению к их теоретическим принципам, моделям, категориям и понятиям, обеспечивая интеграционные процессы, в результате чего растет взаимодействие и взаимообогащение методов (использование одновременно нескольких парадигм для решения конкретных проблем, рождение новых методов и инструментария).

Ключевым элементом профессионализма становится умение быстро, а зачастую практически мгновенно реагировать на изменение ситуации, формировать ее видение и интерпретировать задачу в контексте сопровождающих ее обстоятельств. Это делает междисциплинарный подход той основой, которая обеспечивает оперативное принятие решений и организацию их выполнения. Практика комплексных исследований, решения многолетних «стыковых» проблем, применение инновационных по своей сути команд из представителей многих областей знаний и профессий, проведение стратегических сессий и деловых/ролевых игр уже сегодня все больше распространяются в российской практике подготовки специалистов в области публичного управления и управления бизнесом.

Все более значимой составляющей инновационных компетенций управления становится концептуальное проектирование, понимаемое как умение идентифицировать и создавать новые организационные модели, выявлять структуры и взаимосвязи, передавая их смысл с помощью понятий, логических схем, аналогий и метафор.

Структурно-функциональные характеристики и особенности внедрения кейс-технологий

Роль и значение кейс-технологий, учебных и исследовательских кейсов в формировании профессиональных компетенций современных менеджеров обусловливаются необходимостью реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке корпуса управленцев всех сфер и рангов.

Именно этот подход принят за основу российских образовательных государственных стандартов третьего поколения (3+) и предполагает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм и методов обучения, а именно анализа кейсов, в том числе и особенно междисциплинарных, а также групповых дискуссий, деловых и ролевых игр, тренингов и др., то есть эффективных образовательных технологий, выбор которых должен быть адекватен осваиваемым навыкам профессиональной деятельности и призван обеспечивать формирование и развитие у студентов фундаментальных профессиональных компетенций [12].

На основе внедрения кейс-технологий в образовательную практику растет профессионализация студентов, а также формируется фундаментальный управленческий навык - умение активно слушать и взаимодействовать с другими людьми.

На основе активной творческой работы происходит формирование таких основополагающих профессиональных компетенций, как самостоятельное целеполагание, сбор информации и ее обработка с различных точек зрения, выдвижение различных гипотез, формулировка выводов и заключений, самоконтроль процесса получения знаний и его результатов.

По мнению Т.Д. Стрельниковой, роль кейс-технологий определяется тем, что они способствуют развитию навыков критического мышления, выдвижению различных точек зрения, оценке альтернативных программ действий [8. C. 59-72].

И.В. Шумова пишет о том, что кейс-технологии обеспечивают комплекс средств и активных методов обучения, который снабжает студентов необходимым набором информационного и методического материалов, способствует формированию специальных компетенций и профессионально-личностных качеств будущего специалиста по управлению сферами публичного администрирования и управления бизнесом [11].

Методами кейс-технологий выступает непосредственный анализ конкретных ситуаций наряду с решением ситуационных задач и упражнений и кейс-методом (case-study или метод конкретных ситуаций).

То есть правомерно заключить, что кейс-метод представляет собой такую технику обучения, которая опирается на использование описания реальных событий и проблемных ситуаций экономического, социального, психологического и пр. характера. Суть этого метода заключается в организации процесса обучения с использованием конкретных жизненных ситуаций современных организаций сферы публичного управления, подлежащих осмыслению, в ходе которого у студентов происходит актуализация определенного комплекса знаний, необходимых для разрешения управленческой проблемы, причем сама эта проблема изначально не имеет однозначных решений [7].

Строго говоря, основы кейс-метода были заложены еще в древности -в этой связи обычно напоминают о том, что еще Сократ занимался преподаванием риторики и рассуждениями об образе жизни; в начале ХХ в. кейс-

стади как метод в его современном виде был впервые применен в Гарвардской школе бизнеса при преподавании управленческих дисциплин (Гарвардская школа и сегодня лидирует как в разработке, так и во внедрении кейсов в управленческое образование).

В ХХ в. кейс-метод прочно вошел в практику преподавания сферы публичного управления и управления бизнесом в ведущих вузах западных стран. В России с начала 90-х гг. ХХ в. поначалу в основном заимствовали передовой западный опыт и до настоящего времени за два с половиной десятка лет практика кейсов не нашла адекватного отражения в обучении будущих профессиональных управленцев. При этом особая ценность кейсов для сферы публичного управления до сих пор сопряжена с отражением реальных особенностей российского рынка и взаимоотношений его контрагентов, фактических национальных/региональных условий функционирования организаций, находящих свое проявление в российской специфике менталитета, мышления и поведения должностных лиц.

Для общего понимания логики и структуры кейсов, а также продолжения их эффективной разработки в российских условиях перечислим основные общие требования к ним. Это, в первую очередь, наличие реальной истории организации и ее должностных лиц (в противовес придуманным ситуациям, которые априори имеют обедненный контент), основанной на проверенных фактах; если берется вторичная информация, то она должна быть только из достоверных источников. Кроме того, профессиональный кейс пишется в прошедшем времени, когда реальная ситуация получила свое завершение (практики, и в частности проф. Н.Д.Стрекалова, говорят, что в ней лучше не использовать настоящий период времени, поскольку для «устаканивания» реалий требуется, чтобы ситуация осталась в прошлом) [12. C. 114-128; 9; 10]. Профессионально составленный кейс обязательно содержит постановку проблемы, требующей своего решения и по возможности затрагивающей межфункциональные аспекты профессиональной деятельности, а также анализ и оценку альтернативных вариантов действий и принятия решений.

Выделение видов современных кейсов помогает раскрыть их функциональные особенности через постановку главной цели - учебной и/или исследовательской. Первый вид функционально привязан к реализации учебных (обучающих) целей при изучении дисциплин профподготовки, а его разработка в обязательном порядке сопровождается составлением методических рекомендаций для преподавателей (Teaching Notes). Второй разрабатывается в целях изучения определенного явления/процесса и представляет собой дискриптивный анализ реальной организационной ситуации, которая характеризует определенную теоретическую концепцию; таким образом, исследовательский кейс либо подтверждает новую гипотезу, либо предлагает альтернативную ей.

Структурно-функциональные особенности кейс-технологий были бы неполными без рассмотрения их классификаций (имея в виду их огромное

многообразие, а также задачу сосредоточиться на структурных и функциональных характеристиках, здесь мы приведем только две; первая, как представляется, носит обобщающий характер; вторая предлагается автором для выделения основополагающего критерия многоуровневости и сложности кейс-контента).

Общая классификация рассматривает кейсы в зависимости от их нижеследующих признаков:

- по структуре (кейсы подразделяются на структурированные и неструктурированные, а также первооткрывательские и оригинальные);

- по размеру (объемные или полноформатные, средние, мини, микро);

- по воздействию (обучающий, критический, исследовательский);

- по сюжету (сюжетный, бессюжетный);

- по представлению (печатный, мультимедийный, видео-кейс);

- по времени (от прошлого к настоящему, кейс-воспоминания, прогностический кейс);

- по жанру (эссе, рассказ, очерк);

- по субъекту (личностный, многосубъектный);

- по приложениям (со специальными приложениями, без приложений);

- по содержанию (комплексный, изложение, иллюстрация, практическое задание).

Классификация в зависимости от контента разработана автором в целях выделения критерия многоуровневости и сложности кейса, его качества и вариативности:

- узко-профильные, разрабатываемые в рамках одной-двух тем определенного учебного курса и составленные преимущественно на основе придуманной ситуации;

- обобщающие/интегральные, создаваемые для закрепления и обобщения учебных материалов всего курса обучения на основе анализа реальных событий реальной организации;

- междисциплинарные, написанные на основе двух-трех учебных курсов, как правило, профильных, и объективно пересекающейся проблематики (например, управление человеческими ресурсами и управление организационным поведением или теория управления и прикладной менеджмент);

- междисциплинарные комплексные, которые, согласно своему названию, обобщают многие учебные курсы, особенно профильные (минимум три-четыре) на основе использования реальных событий реальных организаций, которые анализируются в них на протяжении широкого временного отрезка времени, вплоть до нескольких десятков лет.

Кроме того, для понимания логики и структуры составления кейсов и их последующего внедрения в учебный процесс выделим также общий алгоритм разработки кейсов через его основные шаги:

- выделение комплекса компетенций, на основе которых составлен учебный план, и их сквозное использование при разработке кейса;

- формирование перечня профильных курсов;

- составление перечня организаций, история развития и конкретные события функционирования которых берутся за основу кейса;

- сбор (с последующим отбором) и систематизация информации для будущего кейса (минимальный набор инструментов представляет собой опросы в форме интервью должностных лиц и ведущего персонала выбранной организации, анкетирование, изучение данных по рынкам, отраслям; статистическая информация; важнейшими источниками инсайдерской информации становится персонал организации, ее руководители, собственники, средства массовой информации, интернет-сайты, органы власти);

- собственно разработка основного содержания кейса с его последующей доработкой и составлением методических рекомендаций для преподавателей и отдельной методичкой - для студентов.

Что касается собственно наполнения (контента) кейса, то его название должно носить краткий, но емкий характер; во введении обязательно надо дать погружение в текущие реалии и проблемы реальной организации, а далее лаконично сформулировать основное задание по решаемым проблемам; за этим следует так называемое «тело» кейса, а именно информация об организации и ее персонале, включая предысторию событий, организационную структуру, характеристику продукции и т.д.; кроме того, в основное «тело» кейса входит описание состояния отрасли функционирования и текущей ситуации в организации с проблемами, с которыми она столкнулась; и наконец, заключение с краткой формулировкой основных учебных задач по кейсу для студентов [5. С. 122-126]. Добавим, что по сути кейс по реальным событиям реальной организации не может не быть полевым исследованием, поскольку требует непосредственного контакта эксперта-исследователя и/или их группы с эмпирическим объектом посредством, например, глубинных интервью, включенного наблюдения, а также работы с документами, архивами, журналами и иными письменными источниками.

Вышеизложенные характеристики контента кейса имеют прямое отношение и к кейсам междисциплинарного характера, которые, однако, обладают определенными особенностями и, в частности, предполагают включение описания следующих контекстуальных характеристик организации:

- ее истории (как правило, речь идет о том, как именно шло развитие на протяжении нескольких десятилетий до настоящего времени);

- реальных данных многих ведущих исследователей, обеспечивающих составителей новыми идеями и концепциями;

- учета национальных и международных особенностей функционирования и управления организациями подобного типа;

- сложившейся структуры управления организацией, способов и форм ее функционирования, методов ведения текущей деятельности;

- роли и влияния правительства и других учреждений и организаций на местном, региональном и федеральном уровнях; изменений в трудовом, налоговом и др. законодательстве;

- роли концепции/теории, воспринимаемой как основной в настоящее время (например, при разработке стратегии организации эксперт-исследователь обязан рассмотреть существующие концепции стратегического управления, а также подходы к разработке стратегий в сравнении с теми, которые имели место в данной организации).

Отметим также, что многие полноформатные кейсы априори являются полифункциональными и междисциплинарными (например, по стратегическому менеджменту), требующими использования теорий/концепций, моделей и понятий различных учебных дисциплин и, таким образом, нуждающимися в итоговых междисциплинарных выводах и заключениях.

Наконец, еще одним важнейшим аспектом структурно-функционального подхода к роли и месту междисциплинарного кейса в программах подготовки менеджера-профессионала становится его все расширяющееся применение в практике ведущих российских вузов (например, НИУ ВШЭ или Томского политехнического университета) в междисциплинарных выпускных экзаменах как их неотъемлемой части.

Таким образом, междисциплинарный кейс закономерно становится завершающим этапом освоения образовательных программ обучения по специальностями государственного управления и управления бизнесом, поскольку он выполняет интегрирующую функцию по синтезу всех аспектов управленческой деятельности и способствует формированию у выпускников стратегического и системного взглядов на систему управления. При этом в соответствии с практикой ведущих вузов и их опытом междисциплинарный кейс может быть использован для всех уровней подготовки - в бакалавриате, специалитете и магистратуре.

Формат государственного междисциплинарного экзамена (на стыке как минимум теории управления/менеджмента, стратегического управления, теории организации, управления организационным поведением, управления человеческими ресурсами, финансового менеджмента, принятия управленческих решений, маркетинга, управления проектами, бизнес-планирования) разрабатывается в соответствии с компетентностно-ориентированным подходом. Это означает, что постановка заданий и оценка их выполнения ориентированы на комплекс общекультурных и профессиональных компетенций, освоение которых является требованием образовательного стандарта к выпускникам. Цель кейса на междисциплинарном экзамене - дать оценку уровня умений и навыков выпускника в осуществлении организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности.

Междисциплинарный кейс на государственном экзамене таким образом выступает как комплексное задание по профессионально-ориентированным междисциплинарным проблемам. Решение выпускником такого кейса осно-

вывается на анализе проблемной ситуации, разработке презентации с обоснованием решения и защите результатов работы с кейсом перед госкомиссией наряду с ответами на ее вопросы.

Итак, использование междисциплинарного кейса в рамках итоговой государственной аттестации обусловлено возможностью оценки на его основе уровня развития комплексных профессиональных компетенций, являющихся результатами обучения по специальностям публичного управления и управления бизнесом.

Основные проблемы подготовки и качества междисциплинарных кейсов

Что касается профессионального взгляда автора на главные прикладные проблемы, неизбежно и объективно возникающие при разработке кейса по управленческим дисциплинам в целом, и междисциплинарного кейса в частности, то в их постановке и формулировке в данной статье мы опираемся на собственный профессиональный опыт участия в подобных исследованиях со второй половины 1990-х гг. применительно к российским социально-экономическим и политическим реалиям. В частности, выделим крупномасштабный проект, который был реализован в рамках американского Фонда Фулбрайта применительно к России и в котором автор принимал участие как эксперт-разработчик междисциплинарного кейса на стыке таких основополагающих для подготовки современного менеджера-профессионала учебных дисциплин, как экономическая теория (микроэкономика, экономика предприятия), теория организации, управление организационным поведением, управление персоналом (проблемы стимулирования труда и его мотивации).

Кроме того, колоссальный профессиональный опыт был получен в результате участия автора в составлении междисциплинарного исследовательского кейса по изучению состояния и перспектив рынка чая в России также в рамках группы экспертов-разработчиков на базе академического института востоковедения, получившего данный научный заказ, - здесь стыковыми были такие учебные дисциплины программы профессиональной управленческой подготовки, как стратегический менеджмент, управление проектами, маркетинг и маркетинговые стратегии, бизнес-планирование.

На основе вышеуказанных и некоторых других кейсов, написанных автором в рамках управленческих дисциплин программы подготовки по специальностям управления бизнесом и государственного управления (РА), можно обобщить некоторые, на наш взгляд, основополагающие проблемы, от решения которых зависит общая эффективность разработки и внедрения междисциплинарных кейсов.

Во-первых, рассмотренный выше в данной статье алгоритм оптимальных шагов при написании кейсов должен быть адаптирован применительно к специфике кейсов междисциплинарных, взятых в двух основных формах

реализации - учебной и научно-исследовательской. Кроме того, данный алгоритм должен быть адаптирован также к профессиональным возможностям экспертной группы преподавателей, участвующих в его реализации, их опыту и знаниям, а также возможностям изыскивать на безвозмездной основе инсайдерскую информацию по организациям, изучение функционирования которых в междисциплинарном контексте им следует осуществить в заданные сроки. При этом, на наш взгляд, составление и внедрение в учебный контент учебного кейса с подробными методическими рекомендациями для преподавателей (так наз. Teaching Notes) более подходит для применения в бакалавриате, а исследовательского - в специалитете и магистратуре.

Это, конечно, не означает строгого разграничения применения междисциплинарного кейса в преподавании управленческих дисциплин по двум уровням обучения, однако исследовательский кейс, более сложный по своей сути, при его применении в бакалавриате мы рекомендуем на третьем и особенно четвертом году обучения в силу большей подготовленности студентов бакалавриата на старших курсах к работе и восприятию на уровне междис-циплинарности (основой здесь все-таки должен быть учебный кейс).

Во-вторых, отметим в качестве возможной серьезной проблемы профессиональную неготовность преподавателей большинства российских вузов, за исключением ведущих, работать в режиме интерактивности на основе кейсов, не говоря уже об участии в экспертной группе по их составлению. Здесь роль ограничителя играет и отсутствие подобного масштабного опыта, и ненадлежащая подготовленность (написанию кейсов как минимум надо учиться во время серьезных (некраткосрочных) зарубежных командировок и стажировок у практиков ведущих американских и европейских вузов, начиная с Гарварда).

Лучшая профессиональная подготовленность и компетентность западного профессорско-преподавательского состава в области разработки кейсов объективно обусловлена тем, что большинство учебных дисциплин подготовки управленца-менеджера изучаются и преподаются как минимум век (в отличие от российских реалий, в которых основные рыночные и управленческие дисциплины были введены в программы подготовки управленческого персонала с начала 1990-х гг.).

Таким образом, серьезную сложность представляет как необходимость овладеть опытом масштабной международной передовой практики, чтобы на ее фоне овладеть и отразить в кейсах российскую специфику, так и доскональные знания ведомых российским ППС учебных управленческих дисциплин на стыке проблематики междисциплинарного кейса.

То есть без должной профессиональной подготовленности ППС и кропотливой многомесячной работы в духе единой команды междисциплинарный кейс на высоком профессиональном уровне создать невозможно.

На наш взгляд, именно эта проблема становится ключевой (наряду, безусловно, с такой ее составляющей, как оплата труда преподавателей, о чем

речь пойдет отдельно в шестом пункте данного подраздела), поскольку труд составителя-исследователя подразумевает особый профессионализм и уровень подготовленности преподавателя, он уникален и должен удовлетворять хотя бы минимальному набору требований. В последние мы включаем: профессиональное знание, владение, преподавание профильных основополагающих курсов программы подготовки (от стратегического менеджмента до управления проектами и бизнес-планирования) на учебном, методическом и научно-исследовательском уровнях, сопряженных с владением международным стандартом.

В том случае, если выбирается вариант разработки междисциплинарного кейса командой экспертов, то важно обеспечить гомогенность группы профессионалов по уровню подготовленности, начиная с написания и внедрения кейсов в рамках хотя бы одной своей дисциплины.

В-третьих, перестройка учебного процесса на основе интерактивных технологий и кейс-метода делает настоятельно необходимой существенное преобразование учебного расписания (рабочих учебных планов) программы подготовки специалиста-менеджера, поскольку она требует строгой логики перехода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

Имеется в виду тот факт, не представляющий собой никакого секрета, что зачастую учебные планы верстаются исходя из определенных бюрократических интересов и установок, в результате чего не выдерживается не только логика программы, но и нарушается ее последовательность, что делает практически невозможным внедрение междисциплинарного подхода. Так, часто такие дисциплины, как теория организации и организационное поведение, а также экономическая теория преподаются на младших курсах, а управление персоналом, управление проектами, стратегический менеджмент и бизнес-планирование - на старших.

В-четвертых, междисциплинарный кейс представляет собой безусловно очень важный, но не единственный учебный инструмент программы подготовки менеджеров-профессионалов на основе интерактивных образовательных технологий. Максимальная эффективность может быть достигнута только в случае непосредственного соединения кейсов, в том числе междисциплинарных, с деловыми и ролевыми играми (представляющими собой тот же ситуационный анализ, но в узко-конкретных условиях реализации), профессиональным тестированием (в целях выявления текущего уровня владения тем или иным управленческим навыком, его ограничителей и возможностей совершенствования), тренингами, мастер-классами и некоторыми другими инструментами реализации интерактивных обучающих технологий. Только таким образом возможно раздвинуть границы привычного мышления аудитории и выйти на новый уровень профессиональных управленческих компетенций.

Кроме того, как показывает практика многих ведущих на сегодняшний день российских вузов (таких как, например, НИУ ВШЭ), обязательный пись-

менный анализ междисциплинарного кейса принято включать в итоговый выпускной междисциплинарный экзамен по специальности, особенно в специали-тете и магистратуре. При этом применяются и такие традиционные формы государственного выпускного экзамена, как междисциплинарное тестирование и ответы на вопросы (чаще всего в письменной форме, которая сопровождается последующим устным собеседованием) по специальностям «государственное и муниципальное управление» и/или «управление бизнесом».

В-пятых, с учебно-методической точки зрения наибольшая эффективность практики кейс-технологий при обучении управленческим дисциплинам на основе междисциплинарности может быть достигнута только при обеспечении так называемой обратной связи (feedback). Эта обратная связь в рамках обучающей программы подразумевает, в первую очередь, осмысление материалов кейса на основе его многочисленных обсуждений с аудиторией и его дальнейшую доработку и осовременивание. В определенном смысле слова профессионализм разработки кейсов находится в прямопро-порциональной зависимости от перманентности учета преподавателем / экспертной группой его разработчиков категории обратной связи. Ярким примером может служить стыковая управленческая конкретная ситуация / междисциплинарный кейс по теории организации / управлению персоналом / управлению организационным поведением / стратегическому менеджменту Ричарда Л. Дафта «Парадоксальные близнецы», варианты которой адаптированы к началу 1990-х и 2000-х гг. [13. C. 36-66; 2. C. 77-94, 188-192].

Кроме того, серьезный исследовательский материал для последующего осмысления и использования в дообработке кейсов дают многообразные и зачастую парадоксальные студенческие оценки, высказанные в ходе дискуссий; в продвинутых управленческих аудиториях нередко при последующем возвращении к «пройденному» кейсу студенты переоценивают собственные выводы, оценки, заключения и рекомендации. Это, в свою очередь, обеспечивает высшую задачу междисциплинарного подхода в образовании на основе интерактивных технологий, а именно раздвижение границ привычных взглядов, установок и отношений по прошествии времени со дня дискуссии по кейсу на основе его переосмысления с учетом высказанных преподавателем заключений и итогов обсуждения.

В-шестых, последней по месту, но не по значению становится основная проблема изыскания финансовых ресурсов для оплаты разработки кейсов, особенно сложных междисциплинарных (как известно, разработка средне-масштабного европейского формата современного кейса в среднем стоит от 7-8 тыс.долл., а полноформатного Гарвардского - от 20 тыс.). Таким образом, первоочередной становится проблема сбора информации и ее источников (включая адекватную инсайдерскую информацию), а также ее профессиональной обработки и оплаты источников на основе их полной профессиональной адекватности. Кроме того, встает и вопрос источников оплаты

труда преподавателей / экспертной группы разработчиков кейсов (например, в рамках персональной надбавки на время участия в разработке кейсов и/или разовой премии из ФЗП).

Обобщающие выводы и заключения

С точки зрения современных общемировых процессов глобальной и постиндустриальной новой экономики для динамической конкурентоспособности страны (или динамических сравнительных конкурентных преимуществ) должна быть обеспечена и воспроизведена критическая масса профессионалов по управлению.

Поскольку новой экономике ХХ1-го в. соответствует высоко турбулентная окружающая среда, то когнитивная мобильность и умение принимать упреждающие эффективные управленческие решения руководящими кадрами специалистов на основе интуитивно-иррационального способа мышления становятся ключевой компетенцией. Ее формирование может быть обеспечено только на основе роста качества профессионального образования интеллектуального капитала, а оптимизация взаимоотношений между вузами, государством, обществом в целом и бизнес-сообществом обеспечивает требуемый уровень качества. Для этого необходим новый социальный контракт между указанными контрагентами, который урегулирует и определит направления решения главных проблем реформирования российского высшего профессионального образования, а именно его финансирования, неадекватных стимулов, нехватки лидеров, нетранспарентности и невосприимчивости к инноватике. Решение проблем реформирования ВПО должно достигаться только системно [3. С. 45-53].

Актуализация проблем эффективного управления реформированием сферы высшего профессионального образования по специальностям государственного управления и управления бизнесом объективно сопряжена с внедрением в образовательные процессы социальной инноватики и междисциплинарного подхода. Только на этой основе становится возможной интеллектуализация профессии менеджера сфер публичного управления и управления бизнесом. Междисциплинарность как образовательный принцип способствует формированию целостного представления о науке управления, развитию системного управленческого мышления и преодолению прежней излишней теоретичности учебного процесса.

Междисциплинарный подход на практике реализуется посредством внедрения интерактивных образовательных технологий (ИОТ), среди инструментов которых важнейшую роль играют современные кейс-технологии. ИОТ в целом и кейс-технологии, в частности, обеспечивают формирование у студентов фундаментальных профессиональных компетенций.

Среди кейс-технологий особую значимость приобретает междисциплинарный кейс, все более применяемый в практике ВПО ведущими российскими вузами, в том числе на государственном выпускном междисциплинарном экзамене по специальностям государственного управления и управления бизнесом.

Основные проблемы, неизбежно возникающие в процессе разработки и внедрения междисциплинарных кейсов в образовательный процесс в российских условиях, связаны с необходимостью адаптации алгоритма оптимальных шагов по их составлению; с профессиональной неготовностью ППС к работе в интерактивном режиме; с необходимостью кардинальной перестройки подхода к составлению рабочих учебных планов (РУПов); с необходимостью овладения всем (полным) инструментарием ИОТ; с обеспечением «обратной связи» по междисциплинарным кейсам; а также с решением ключевой проблемы финансирования разработок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Игнацкая М.А., 2016 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Гительман Л.Д., Магарил Е.Л., ХодоровскийМ.Я. Экономика региона. 2014. № 1.

[2] Дафт Р.Л. Оценка эффективности организации // Теория организации / пер. с англ. под ред. Э.М. Короткова. М.: Юнити-Дана, 2006.

[3] Игнацкая М.А. Реформирование российского ВПО в сфере государственного управления. Вестник РУДН. Серия ГМУ. 2014. № 1.

[4] Полещенко К.Н., Разумов В.И., Щетинкин Н.А. Фундаментальные аспекты образовательной подготовки инновационно-ориентированных управленческих кадров. Вестник Омского Университета. 2011. № 2.

[5] Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2).

[6] Семёнова А.А. Опыт использования инновационных образовательных технологий в практике работы вузов. Вестник РУДН. Серия ГМУ. 2014. № 1.

[7] Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. Киев, 2002.

[8] Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий. Справочник директора школы. 2009. № 4.

[9] Управление социальными инновациями: опыт, проблемы и перспективы. М.: РУДН, 2013.

[10] Управление социальными инновациями: опыт, проблемы и перспективы. М.: РУДН, 2011.

[11] Шумова И.В. Методика организации и проведения практики бакалавра ... на основе кейс-технологий. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. М., 2010.

[12] Case-study - образовательный и исследовательский опыт в междисциплинарном контексте / отв. ред. Е.В. Веретенник, науч. ред. Н.Д. Стрекалова. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2014.

[13] Daft Richard L. Organization Theory and Design. N.Y.: West Publishing Co, 1993.

[14] Somerville M., Rapport D. Transdisciplinarity: re-Creating Integrated Knowledge. Oxford: EOLL Publishers Co Ltd., 2000.

REFERENCES

[1] Gitel'man L.D., Magaril E.L., HodorovskijM.Ja. Jekonomika regiona. 2014. № 1.

[2] Daft R.L. Ocenka jeffektivnosti organizacii // Teorija organizacii / per. s angl. pod red. Je.M. Korotkova. M.: Juniti-Dana, 2006.

[3] IgnackajaM.A. Reformirovanie rossijskogo VPO v sfere gosudarstvennogo upravlenija. Vestnik RUDN. Serija GMU. 2014. № 1.

[4] Poleshhenko K.N., Razumov V.I., Shhetinkin N.A. Fundamental'nye aspekty obrazovatel'noj podgotovki innovacionno-orientirovannyh upravlencheskih kadrov. Vestnik Omskogo Universiteta. 2011. № 2.

[5] Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2010. № 1 (2).

[6] Semjonova A.A. Opyt ispol'zovanija innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v prak-tike raboty vuzov. Vestnik RUDN. Serija GMU. 2014. № 1.

[7] Situacionnyj analiz ili Anatomija kejs-metoda / pod red. Ju.P. Surmina. Kiev, 2002.

[8] Strel'nikova T.D. Obuchenie s pomoshh'ju kejs-tehnologij. Spravochnik direktora shkoly. 2009. № 4.

[9] Upravlenie social'nymi innovacijami: opyt, problemy i perspektivy. M.: RUDN, 2013.

[10] Upravlenie social'nymi innovacijami: opyt, problemy i perspektivy. M.: RUDN, 2011.

[11] Shumova I.V. Metodika organizacii i provedenija praktiki bakalavra ... na osnove kejs-tehnologij. Avtoreferat diss. ... kand. ped. nauk. M., 2010.

[12] Case-study - obrazovatel'nyj i issledovatel'skij opyt v mezhdisciplinarnom kontekste / otv. red. E.V. Veretennik, nauch. red. N.D. Strekalova. SPb.: Otdel operativnoj poligrafii NIU VShJe - Sankt-Peterburg, 2014.

[13] Daft Richard L. Organization Theory and Design. N.Y.: West Publishing Co, 1993.

[14] Somerville M., Rapport D. Transdisciplinarity: re-Creating Integrated Knowledge. Oxford: EOLL Publishers Co Ltd., 2000.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES: ROLE AND PLACE OF TRANSDISCIPLINARY CASES (PUBLIC AND BUSINESS ADMINISTRATION SPECIALIZATION)

Marina A. Ignatskaya

Problems of management efficiency within Higher Professional Education (HPE) reforming process in business and public administration dimensions are being actuated in this article. Opportunities to implement transdisciplinary approach based on modern case-technologies to ensure competitive HPE in management sphere are highlighted. Algorithm of working out and specific features of modern case-technologies' implementation are considered. Professional author's views on major applied problems of transdisciplinary case development under contemporary Russian conditions are analyzed.

Key worlds: higher professional education, public administration, transdisciplinary approach, case-technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.