УДК 378.147.261:005 С Л Ерем^
доктор экономических наук, профессор кафедры международного менеджмента Института инженерного предпринимательства Томского политехнического университета,
А. Е. Гуткевич,
кандидат экономических наук, доцент кафедры международного менеджмента Института инженерного предпринимательства Томского политехнического университета,
Е. Г. Леонтьева,
кандидат философских наук, доцент кафедры международного менеджмента Института инженерного предпринимательства Томского политехнического университета.
Sofia Eremina,
PhD in Economics, professor of International management Department, Institute of Engineering Entrepreneurship, Tomsk Polytechnic University,
Anastasia Gutkevich,
PhD in Economics, associated professor of International management Department, Institute of Engineering Entrepreneurship, Tomsk Polytechnic University,
Helen Leontyeva,
PhD in Philosophy, associated professor of International management Department, Institute of Engineering Entrepreneurship, Tomsk Polytechnic University
МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ
MODEL OF RESEARCH COMPETENCY OF ECONOMIC QUALIFICATIONS UNIVERSITY STUDENTS
Описаны различные формы итоговой оценки знаний выпускника программы «менеджмент»: тест, билет с вопросами, кейс. Установлена связь междисциплинарности оценки по направлению «менеджмент» с новыми стандартами высшего профессионального образования, основной особенностью которых является, в том числе, ориентация на компетенции выпускников как результат обучения. Сформулированы основные компетенции, необходимые менеджерам. Предложен кейс, как наиболее корректная форма контроля.
Разработаны этапы подготовки и реализации междисциплинарного экзамена. На основе анализа компетенций сформированы авторские критерии индивидуальные и групповые оценки выполнения кейсов. Приведены примеры кейсов, разработанных авторами. Сделан вывод о том, что кейс позволяет учесть требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в части оценки образовательных программ с позиции ком-петентностного подхода.
The paper describes various forms
of the total knowledge estimation among graduates of the program «management»: test, questionnaire, case. It gives connection between interdisciplinary estimate in regards to the management courseand new standards of the higher education, basic feature of which is -among others - orientation on the competences of the graduates. The paper formulates the core competences needed by managers. The case-method is offered as the most consistent control form. Work stages of interdisciplinary examination preparation and realization are developed. On the basis of the competence analysis author’s criteria of an individual and group assessment of performance of cases are generated. Author’s cases are used at the Institute of Engineering Entrepreneurship. The conclusion that the case allows to consider requirements of the Federal State Educational Standard of the Higher Education are regarded from a competence position.
Ключевые слова: компетенции, кейс, менеджмент
Keywords: the competence, the case, management
Основной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения стала его ориентация не столько на содержание образования, сколько на компетенции специалистов как результат обучения. В новом российском стандарте высшего профессионального образования нашла отражение мировая тенденция «learning outcome-based approach» (подхода, основанного на результатах обучения) к проектированию программ. На базе этого стандарта был сформирован стандарт основной образовательной программы Томского политехнического университета (ООП ТПУ), основными особенностями которого является, в том числе, ориентация на компетенции выпускников как результаты обучения при разработке, реализации и оценке программ.
Компетенция (Competence) определяется ФГОС ВПО как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Стандарт ООП ТПУ определяет компетенцию специалиста (выпускника) как готовность (мотивация и личностные качества) проявить способности (знания, умения и опыт) для успешной профессиональной деятельности в определенных условиях (проблемная ситуация и ресурсы).
В современных условиях важнейшей задачей и направлением в высшей школе, по направлению менеджмент становится междисциплинарность. Интердисциплинар-ность изживает себя в силу того, что менеджмент - междисциплинарный продукт и что в последнее время все открытия делаются на стыке наук. Менеджмент как образовательная программа и интегрированный вид деятельности предполагает использование философских, психологических, экономических и ряда других подходов.
Все это создает проблему корректности оценки знаний выпускника программы «менеджмент», имея в виду, как содержание, так и форму экза-мена. Хотелось бы обратить внимание на то, что государственный экзамен для менеджеров должен носить междисциплинарный характер, поэтому для удобства далее в статье мы будем
называть его междисциплинарным экзаменом. Можно выделить три основные формы государственного экзамена, которые используются для оценки знаний выпускника:
• тест,
• билет с вопросами,
• кейс.
Остановимся на каждой из этих форм экзамена, полагая, что есть как общее, так и особенное в каждой из них.
Например, экзаменационный билет с вопросами. Оценить качество подготовки менеджера с помощью ответов на вопросы крайне сложно, ведь в менеджменте не существует единственно правильного решения. С помощью тестов и вопросов можно проверить знания, но специфика направления менеджмент требует оценки не столько знаний, сколько компетенций.
Тест и вопросы билетов как формы государственного экзамена позволяют проверить знания терминологии, теорий, правил, алгоритмов. Но в менеджменте это не всегда корректно, так как тест предполагает выбор из ограниченного конечного числа вариантов, которые не могут учесть огромного числа факторов, влияющих на ситуацию. Во-вторых, специфика менеджмента состоит в том, чтобы принимать нестандартные, креативные решения, а не те, что предлагаются в учебниках или даже на олимпиадах. Как показывает опыт, конкурентоспособность в бизнесе (от англ. «дело», т.е. в широком смысле этого слова, а не только предпринимательство, как это принято называть в России) обеспечивают, прежде всего, нестандартные решения. В-третьих, при равном наборе ресурсов разные люди принимают разные решения, выбирают разные стратегии поведения, тактику достижения целей. В менеджменте стандартизация не приветствуется, как, например, в русском языке или правилах дорожного движения. Менеджмент предполагает синергетический эффект за счёт использования правил, компетенций и их креативного применения. Есть ещё один существенный недостаток тради-ционных форм итогового контроля -при современном развитии средств связи студенту ничто не мешает списать ответ на вопрос или найти правильный вариант при тестировании. Сложно проверить компетен-
ции с помощью вопросов и ответов, но можно оценить через умение применять знания в реальных ситуациях.
Исходя из вышеизложенного, наиболее корректной формой междисциплинарного экзамена по менеджменту, наш взгляд, является кейс. Мы исходим их того, что кейс
- ситуация, взятая из практики для обучения в процессе преподавания той или иной дисциплины с целью отработки методики анализа, разработки и принятия решений. На протяжении последних 5 лет в институте инженерного предпринимательства ТПУ в качестве формы междисциплинарного экзамена используются кейсы для всех уровней подготовки - бакалавров, специалистов, магистров, подготовка и реализация которых включает несколько этапов работы:
1. использовать тот набор компетенций, на основании которых был составлен учебный план.
2. Сформировать перечень профильных курсов.
3. Составить перечень компаний, история развития которых может стать основой кейса.
4. Собрать информацию о компании.
5. Разработать кейс, исходя из требований междицсциплинарности, ло-гичности, структурированности.
6. Сформировать критерии оценки компетенций выпускников.
7. Разработать процедуру экзамена.
8. Разработать процедуру итоговой оценки студентов.
Остановимся подробнее на каждом из этих этапов.
A. Учебный план Института инженерного предпринимательства ТПУ составлен для всех трёх уровней подготовки: бакалавр, специалист, магистр. Для примера рассмотрим компетенции специалистов: умение учитывать риски, предвидеть последствия принятых решений, принимать ответственность за принятые решения, избегать ошибок или преодолевать их с минимальными издержками, учитывать возможные изменения в реальном бизнесе, оценивать значимость информации, способность представлять себя, свои решения, свой бизнес, умение работать в команде и другие.
B. Профильными мы считаем следующие курсы: основы менеджмента, маркетинг,
логистику, теорию организации, управление персоналом, мировую экономику и внешнеэкономическую деятельность, искусство презентации, управление проектами, опыт предпринимательской деятельности и другие.
С. В состав компаний г. Томска, ситуация в которых в разное время становилась основой для создания кейсов, входят: ООО «Холдинг Хэппи» (сфера деятельности -торговля алкогольными напитками, продуктами питания, сеть супермаркетов, ресторан, сеть розничных точек разливного пива, вендинг кофе - автоматов Nescafe), ЗАО «Сибирская аграрная группа» (сфера деятельности: фермерское хозяйство, мясопе-реработка полного цикла, производство и реализация мясных продуктов, фирменная розничная сеть регионального уровня, Бизнес - инкубатор ТПУ (сфера деятельности: продвижение объектов интеллектуальной собственности ТПУ на международный рынок, коммерциализация инноваций), ООО «СИАМ» (сфера деятельности: инжиниринг и сервисное обслуживание нефтедобывающей промышленности), ООО «Контек
- софт» (сфера деятельности: разработка сложных интерфейсов, программного обеспечения). Время от времени основой для разработки кейсов становились мировые компании, например, в 2009 году основой кейса для междисциплинарного экзамена магистратуры по направлению «международный бизнес» стала кризисная ситуация в компании Airbus (Airbus S.A.S) - одной из крупнейших авиастроительных компаний, производящей одноимённые пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты. Д. Сбор информации о компании осуществляется следующими методами: опросы в форме интервью, анкетирования, вторичные данные по рынкам, отраслям, статистическая информация. Основными источниками информации являются: персонал компании, руководители и собственники бизнеса, средства массовой информации, интернет - сайты, власть.
Е. Как правило, кейс составляется следующим образом:
название кейса - краткое, нейтральное, введение - погружение в реальную текущую проблему компании, ла-коничное формулирование основного задания кейса,
так называемое «тело» кейса содержит информацию о компании (история, структура, продукты); состояние отрасли; текущую ситуацию в компании, где отражены те проблемы, с которыми столкнулось предприятие
и, соответственно сформулирован вызов менеджерским компетенциям студентов, заключение, где ещё раз кратко формулируется основная задача для студента.
Приведем краткое изложение некоторых разделов кейса «AIRBUS: крупный - не значит успешный?».
1. Введение. 12 марта 2009 г. Густав Хумберт - президент Airbus только что завершил одно из самых сложных собраний в своей управленческой карьере, и размышлял, насколько правильными были разработанные совместно с правительствами Франции и Германии планы POWER- 8 и POWER -8+ по выводу компании из кризиса. Далее в кейсе приводились краткая информация об истории и нынешнем составе акционеров ком-пании.
2. Организация производства и размещение компании. Семь заводов Airbus в Германии считаются перспективными и технически хорошо осна-щенными. Для выполнения многочисленных заказов компании Airbus планирует привлечь инвестиции на заводы в Бремене, Норденхаме, Фареле, Штаде, Букстехуде и Лаупхайме. На заводах компании в Тулузе (Франция) и Гамбурге (Германия) окончательная сборка продукции осуществляется паритетно. В настоящее время у Airbus 1 900 невыполненных заказов на самолеты. В компании заняты 56 тысяч работников, из которых 22 тысячи - во Франции, 21 тысяча - в Германии, 10 тысяч
- в Великобритании и 3 тысячи - в Испании.
3. Состояние отрасли. По прогнозам Международной ассоциации воз-душного транспорта (IATA), до 2010 года летать на самолетах будут около 500 миллионов человек. Воздушное сообщение будет расти на пять процентов в год - прежде всего за счет экономического подъема в Азии. В настоящее время в мире существует 900 авиакомпаний, которые владеют 22 000 самолетов, многие машины нуждаются в ремонте.
4. Текущая ситуация в компании. Задержка серийного производства А-380 составляет 2 года, что, включая неустойки,
может привести к убыткам около €10 млрд. Причиной задержки стали грубые ошибки в управлении компанией: одновременно и рекордно короткие сроки, и исполнение всех пожеланий клиентов. Однако разбросанность заводов по разным городам и странам не позволила выполнить заказы в срок. Угроза увольнения, слабость доллара США, государственное вмешательство ради сохранения рабочих мест и паритета с Францией, урон репутации компании.
5. Реакция общественных институтов на ситуацию в компании: экспертов, государственных органов, рабочих, профсоюзов, политиков.
6. Выработанные решения:
• план Power-8, принятый с одобрения правительств Франции и Германии,
• создание консорциума частных инвесторов,
• приобретение акций через государственный банк Kreditanstalt fur Wiederaufbau (KfW).
• аутсорсинг в максимальном объеме
• перенести производство в Тунис, где дешевизна рабочей силы обеспечит дополнительный оздоровительный эффект.
Ж. Поскольку компетенции - это способность принимать решения, опи-раясь на полученные знания, умения, навыки, то критерии оценки формируются исходя из необходимости проверки именно этих способностей. Поскольку не существует единственно правильного решения кейса, поэтому и не ставится цель оценить правильность или неправиль-ность решения, важна корректная аргументация и креативность в принятии решения. Поскольку одной из ключевых компетенций менеджера является умение работать в команде, то были сформированы две группы критериев:
1. Критерии оценки индивидуальной работы: какое количество проблем и дисциплин студент смог вычленить из тела кейса?
Какое количество изученных подходов, моделей, методов, инстру-ментов студент использовал при решении кейса и ответов на вопросы?
Являются ли выбранные студентом подходы, методы, инструменты, модели подходящими для решения данного кейса? Какое количество аргументов в пользу свое-
го решения привел сту-дент и насколько они убедительны?
Корректность, последовательность, логичность, структурирован-ность предлагаемого решения?
2. Критерии оценки групповой работы (в
команде, в презентации, в ответах на вопросы): активно предлагал варианты,
Проявил организаторские способности, Профессионально аргументировал позицию, Грамотно презентовал решение, Объективно оценил работу коллег по команде.
7. Процедура экзамена включает три
вида работ студента:
индивидуальную - решение кейса и ответы на дополнительные во-просы к кейсу (2 - 3 часа), в команде (3 - 4 человека) - выработка командного решения кейса, подготовка презентации решения (2 часа), групповую
презентацию решения (10 - 12 мин.) ответы на вопросы государственной аттестационной комиссии (5 - 10 мин.).
8. Итоговая оценка работы студента складывается из оценки:
индивидуальной работы (60%), работы студента в команде (10%), групповой презентации (Power Point) ответов на вопросы (30%).
Таким образом, можно сделать вывод, что кейс позволяет учесть требования ФГОС ВПО в части оценки образовательных программ с позиции компетентностного подхода к их разработке, реализации и оценки. Безусловно, кейс - не панацея, но один из оптимальных вариантов формы государственного экзамена по менеджменту.
УДК/UDC 377.5 Туркина Т. С.,
преподаватель ФГОУ СПО «Смоленский экономико-промышленный колледж»,
г. Смоленск, pov@aso-ksui.ru Turkina Tatiana,
Lecturer of the Federal State Academic Organization of Secondary Vocational Education "Smolensk Economic and Industrial College”, Smolensk, Russia, pov@aso-ksui.ru
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ССУЗ
FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL OUTLOOK AMONG SECONDARY
VOCATIONAL STUDENTS
В статье теоретически обосновано значение профессионального мировоззрения как системы профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления индивида; определены принципы (креативность, акмеологичность, событийность, субъектная интеграция, ассептивность, компаративизм) и выявлены педагогические условия (готовность преподавателей к формированию у студентов профессионального мировоззрения; интеграция
общего и профессионального знаний; проектно-целевая форма профессиональной подготовки) формирования профессионального мировоззрения студентов ссуз.
The paper theoretically justifies the value of professional philosophy as a system of professional ideals, intellectual and value-emotional attitude towards professional work in the professional formation of an individual; defines foundations (creativity, akmeologity event, subject integration, asseptivity
comparativity), and pedagogical conditions (the willingness of teachers to form students