Научная статья на тему 'Конвергенциальный подход к организации бизнес-образования в вузе: зарубежный опыт'

Конвергенциальный подход к организации бизнес-образования в вузе: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / BUSINESS EDUCATION / КОНВЕРГЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / CONVERGENCE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / "МЯГКИЕ НАВЫКИ" / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COGNITIVE ABILITIES / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / SOFT SKILLS / CURRICULARS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Келарев Владимир Викторович, Котова Нина Сергеевна

В статье приводится зарубежный опыт адаптации системы бизнес-образования к современным требованиям и реалиям. Анализируются элементы структурной конвергенции в подготовке выпускников, в которую входят рынок труда, формирование и развитие качественных профессиональных компетенций и когнитивных способностей выпускников вузов, структуры содержания учебных программ, планов, результатов государственных экзаменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Келарев Владимир Викторович, Котова Нина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERGENCE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF BUSINESS EDUCATION IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION: FOREIGN EXPERIENCE

The article gives the foreign experience of the adaptation of business education to modern practices. It also analyses the elements of the structural convergence in the process of graduates’ education? Which involves labour market, formation and development of qualified competences and cognitive abilities of graduates, structure of curricular, educational programs, and results of final exams.

Текст научной работы на тему «Конвергенциальный подход к организации бизнес-образования в вузе: зарубежный опыт»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378:338.2

КОНВЕРГЕНЦИАЛЬНЫИ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Келарев

Владимир

Викторович

Котова Нина

Сергеевна

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и предпринимательства,

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков и речевых коммуникаций,

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье приводится зарубежный опыт адаптации системы бизнес-образования к современным требованиям и реалиям. Анализируются элементы структурной конвергенции в подготовке выпускников, в которую входят рынок труда, формирование и развитие качественных профессиональных компетенций и когнитивных способностей выпускников вузов, структуры содержания учебных программ, планов, результатов государственных экзаменов.

Ключевые слова: бизнес-образование, конвергенциальный подход, профессиональные компетенции, «мягкие навыки», когнитивные способности, учебные программы.

Современное состояние бизнес-образования и общей системы высшей школы постоянно находятся в поле научного и практического интереса. Ключевые аспекты этого положения детерминированы необходимостью адаптировать систему образования под динамичную трансформацию внешней и внутренней среды общества и государства.

Такие же проблемы стоят и за рубежом. Так, например, исследования, проводимые в странах Европы и Америки, отмечают особую важность для специалистов финансово-хозяйственной, предпринимательской деятельности навыков 21 века, так называемых «21 century skills», объединяющих в себе критическое мышление и творчество [1]. Тем не менее, среди недостатков выпускников до сих пор отмечаются отсутствие лидерских качеств, недостаточное понимание сущности бизнеса и слабые навыки работы в команде[2].

Задача выживать в условиях жесткой конкуренции требует от современных образовательных учреждений развития творческой, инновационной и хорошо образованной рабочей силы, а бизнес и промышленность требуют квалифицированных и способных к адаптации выпускников для того, чтобы оставаться конкурентоспособными в быстро меняющихся реалиях. Комплекс «нового базового навыка» включает как широкий спектр когнитивных навыков, так и формирование так называемых "мягких навыков" / soft skills - способность работать в группах, делать устные и письменные презентации, принимать нестандартные решения и т.д. [3].

В последнее десятилетие наблюдается поток инициатив, направленных на улучшение качества преподавания и обучения в рамках высшего образования.

В частности, повышенное внимание на развитие компетенций студентов. Отчасти, эти инициативы были вызваны национальными приоритетами - адаптацией к быстрым и меняющимся тенденциям в экономических и торговых отношениях.

Следовательно, одной из существенных задач, стоящих перед университетом, является подготовка выпускников с ключевыми общими и профессиональными компетенциями, которые они способны адаптировать для использования в различных контекстах в рамках «реальных» условий на рабочем месте; т.е. соответствие компетенций выпускников критериям, которые работодатели используют при приеме на работу:

• субъект-специфических знаний и навыков, а также транслируемых навыков, таких как

• работа в команде,

• коммуникация,

• лидерство

• и навыков творческого мышления и т.д.

В связи с этим, образование в сфере управления и предпринимательства [4] требует от педагогов помимо давно разработанных и успешно введенных в учебный план курсов по деловому общению и поведению работника в организации, курсов по формированию критического мышления, включающих синтез методов традиционного решения проблем и анализа, таких как бизнес-статистики и стратегического управления. Тем не менее, элемент творческой составляющей до сих пор не является основным и обязательным компонентом управленческих/бизнес программ, в то время как данная тенденция является ключевым аспектом, позволяющим бизнес школам и факультетам управления отвечать современным вызовам в подготовке специалистов [5]. Такой подход требует сбалансированных учебные программ, когда творческая составляющая, как основы обучения управлению и бизнесу, ставится в центр традиционной учебной программы.

В современном мире интернет выровнял поле экономической игры, создав глобальную платформу, к которой могут подключаться множество игроков. По мнению исследователей бизнеса Джона Хагеля и Джона Сили Брауна «капиталы теперь перемещаются все быстрее, стремясь привлечь наиболее эффективных талантливых людей, где бы они ни находились, поэтому каждая страна стремится повысить уровень таланта своего населения. Когда у всех есть доступ к одной и той же технологии, "единственным долгосрочным преимуществом" остается талант человека» [6].

Добавим к этому, что, по мнению известного теоретика менеджмента П. Друкера, доминирующими факторами развития организации в 21 веке, станут наличие лидера, человека способного предвосхищать изменения и способность организации к этим изменениям быстро адаптироваться [7].

В виду вышесказанного, современное образование должно базироваться на феномене конвергенции науки, технологий, форсайтные стратегии и т.д. Понятие «конвергенция» (лат. convergo — «сближаю») заимствовано из математики, где оно трактуется как слияние, совмещение, путь.

В социологии, конвергенция означает слияние экономических систем, в экономике — это явление, описывающее уподобление национальных экономик [8].

В сфере образования, в том числе бизнес-образования, мы говорим о структурной конвергенции, в которую входят рынок труда, сближение параметров развития высшего профессионального образования, распространение long-life (непрерывного) профессионального образования, развитие дистанционного и корпоративного обучения, формирование и развитие качественных профессиональных компетенций и когнитивных способностей выпускников вузов, степени информатизации образования, структуры содержания учебных программ, планов, результатов государственных экзаменов, материально-технической базы высших учебных заведений, а также по уровню соответствия лицензионным требованиям и финансовым механизмам регулирования образовательных процессов и т.д. [9]

Остановимся несколько подробно на системе бизнес-образования. В понятии «бизнес-образование» мы опираемся на концепцию Е.Н. Лидэ в работе понимается образовательная деятельность, нацеленная на формирование и развитие у слушателей управленческих компетенций (практически значимых знаний и профессиональных навыков), необходимых им для эффективного управле-

ния деловыми организациями, функционирующими в условиях рыночной конкуренции и глобализации экономики [10].

Так, бизнес-образование представляет собой междисциплинарную область образовательной деятельности, в которой достижение образовательных целей достигается «не только с помощью образовательных программ и силами образовательных институтов, но и на основе практической деятельности людей, которые занимают управленческие должности или выполняют управленческие функции».

Данный подход позволяет определить три главных цели бизнес-образования:

• во-первых, передача знаний фундаментальных наук и научных дисциплин, относящихся к осуществлению различных функций управления;

• во-вторых, выработка управленческих навыков и умений принимать решения, вести переговоры, управлять персоналом и др.;

• в-третьих, формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения менеджера [10].

В центре бизнес-образования и консалтинга ЮРИУ РАНХиГС, начиная с 2008 года доминируют именно такие взгляды к организации и проведению существующих методов образования. Так, например, программа бизнес-школы успешного предпринимательства содержит в себе тренинги, направленные не только на формирование сугубо специфических компетенций предпринимателя, например «технологии поиска эффективных бизнес идей», но и тренинги формирующие управленческие компетенции (эффективные коммуникации в бизнесе, командообразование, деловые переговоры, создание бизнес проектов и т.д.), а также тренинги связанные с созданием фундаментальных компетенций в предпринимательстве (практический маркетинг, система госрегулирования бизнеса и т.д.) (http//www.cboik.net).

Образовательные программы по управлению, предпринимательству и бизнесу должны быть ориентированы на формирование определенного набора компетенций, находящихся на перекрестке нескольких дисциплин, где творческая компетенция может обеспечить точку фокуса данных дисциплин:

• деловое общение (в предлагаемом ключе понимается как «гибридная дисциплина», включающая в себя риторику, коммуникацию и управление и формирующая навыки прагматического решения проблем [11]. Курс делового общения формирует необходимые компетенции через диверсифицированный набор темы, заданий и кейсов [12].

• предпринимательство (включает в себя гуманитарные и бизнес-дисциплины, носящие процесс-ориентированный характер, в которых, например, особое внимания уделяется разработке бизнес-планов, кейсов по созданию и управлению новыми предприятиями (start-up) [13].

• креативность (творчество является важнейшим компонентом деловой практики и ключевым элементом конкурентоспособности. Как правило, выпускники факультетов управления и бизнес-школ демонстрируют недостаточное развитие нетехнических навыков, таких как творчества [14].

Эта проблема может быть решена с помощью междисциплинарных усилий, с опорой на конвергентные темы (например, управленческое творчество, критическое мышления, и эмоциональный интеллект), которые могут быть объединены в одном бизнес-курсе и эффективно развивать соответствующие навыки [15].

Такой подход в полной мере согласуется также с практикой работой центра бизнес-образования и консалтинга. В той же программе школы успешного предпринимательства (см. выше) существуют тренинги, направленные на компетенции, которые формируют психологические аспекты предпринимательства (стресс-менеджмент, личность выдающегося предпринимательства); тренинги, направленные на поиск креативных идей в бизнесе (креативное мышление в бизнесе) и другие смежные дисциплины, которые в общем виде дают синергетическую программу подготовки будущих предпринимателей страны. В целом, за 6 лет работы центра подготовлено более 150 слушателей, из них более половины имеют успешный бизнес.

В целом же, в западной системе подготовки, конвергентные составляющие формирования и развития предпринимательского творчество и делового общения выходят за рамки их междисциплинарного характера. Поэтому содержание бизнес курса должно быть обрамлено дополнительным контекстом сочетания предпринимательского творчества с ожидаемыми результатами и определяется целью достижения профессиональных навыков. Таким образом, деловое общение становится основой бизнес курса.

Изучая западный опыт, видно, что большинство курсов делового общения сфокусированы вокруг комбинации письменных упражнений (форматирование деловых документов и использование правильной грамматики и структуры) и презентаций (устных заданий - индивидуальные и групповые публичные выступления), а также формирование и развитие специальных навыков опосредованной коммуникации (электронной почты и т.п.), межличностного общения (предоставление и получение обратной связи) и т.д.

В контексте предпринимательской и управленческой направленности креативность и инновации курса делового общения, его тем и упражнений должны составляться с учетом конкретных ожидаемых результатов делового общения. Подобные темы и упражнения обеспечивают основу творческой составляющей делового общения. Например, упражнение «Презентация идеи». Студенты создают, классифицируют и организовывают идеи в качестве возможных решений проблемы. Подобное упражнение помогает развивать дивергентное мышление - способность генерировать больше разнообразных идей с использованием различных способов визуализации, включая Mind Mapping, которые помогают генерировать творческие идеи, анализировать аудиторию и структурировать презентации через представление идей в иерархии и тангенциальных деталях. Упражнение «Инновационное предложение» / Elevator Pitch, цель которого состоит в выявлении студентами положительного и/или отрицательного воздействия инноваций на субъектов и на stakeholders /заинтересованные стороны. "Elevator Pitch" - презентация идеи за 1-2 минуты - формирует важные предпринимательские умения [16].

Метод «сотрудничества» используется в целях эффективного обучения в рамках университета. Данный метод позволяет развить умение работать в команде, способствует как повышение участия в выполнение групповых заданий и успешно используется в формате «непрерывного обучения».

В формате зарубежных бизнес-школ метод совместного обучения подразумевает совмещение двух основных форм обучения: получить знания и сформировать навыки по определенной теме / рассматриваемому вопросу и получить знания об опыте других учащихся, что неизбежно приводит к самообразованию. Студенты, участвующие в совместной обучения не только активно участвуют в процессе, не только получают контроль над содержанием процесса, но и несут ответственность за собственное обучение. В «обязанности студентов» входят индивидуальная и коллективная самодисциплина, позволяющая согласовывать и координировать свои собственные направления обучения, и способность оценить его масштаб и значимость [17]. В своих работах Жак [18] и Хантингтон [19] подчеркивают, что управление «я» при контакте с «другими», является интересной, полезной и сложной работой, направленной на долговременное хранение полученного знания и опыта, включает более частое использование суждений высшего порядка и навыков мышления, позволяют более творчески решать проблемы, выявляют степень готовности взять на себя принятие решения, формирует позитивные отношения к необходимости решения сложных задач, повышенной готовности для обмена идеями и мнениями с другими, повышает внутреннюю мотивацию для дальнейшего обучения. Тем не менее, Хартли [20] предположил, что природа студенческих команд может быть довольно сильно отличается от коммерческих / организационных команд. Он также отмечает, что в то время как перед всеми группами стоит общая задача найти пути решения проблем и сработаться друг с другом, различия в поиске и принятия решений могут быть более значительны в студенческих группах. Таким образом, успешная интеграция совместной работы в учебную программу в рамках подготовки к послевузовского трудоустройства является сложной задачей, принимающей форму запрос-ориентированный подхода в разработке концепции совместной работы с точки зрения всех заинтересованных сторон.

Можно в полной мере добавить к этому, что практика работы центра бизнес-образования и консалтинга доминирующим вектором образования определяет технологии активных и деловых форм

обучения. Эта практика используется во внешних образовательных программах центра, в непосредственно собственных программах, а также в учебных стандартах по курсу «Государственное регулировании предпринимательства». Этот опыт распространяется с помощью «Школ тренеров, школы подготовки модераторов» и других форматов, и в целом позволяет нашему ВУЗу быть в числе современных образовательных учреждений.

Что же касается форм контроля полученных компетенций, то в зарубежном опыте, ожидаемые результаты выпускников бизнес школ и бакалавров факультетов управления могут быть проконтролированы через применение студентами своих бизнес-знаний и опыт в области управления виртуальной компанией, демонстрацию общих навыков, которые работодатели ожидают от компетентных выпускников. Например, использование междисциплинарных учебных команд, в которых студенты имеют возможность работать вместе, чтобы максимизировать свои собственные, и совместные навыки. Формы контроля:

- анкетирование (самостоятельное заполнение анкеты). Выпускникам предлагают ответить на вопросы, указав свою позицию по шкале 5-балльной Лайкерта, начиная от решительно не согласны (1) до полностью согласен (5). Цель анкетирования - эффективно определить навыки и перспективы студентов. Кроме того, анкета должна содержать раздел открытых комментариев студентов, с целью повышения эффективности образовательного процесса;

- полуструктурированное интервью с преподавателем, представителями бизнеса и промышленности, направленные на углубленное объяснение и понимание концептуализации эффективной совместной работы на рабочем месте. Подобные интервью позволяют интервьюеру задать сложные вопросы, получить более подробные ответы.

На основе анализа вышесказанного и с учетом наработанного образовательного опыта в центре бизнес-образования ЮРИУ РАНХиГС, можно заключить, что бизнес-образование, как и управленческое образование сопряжено со сменой образовательной парадигмы в русле конвергенции образовательного процесса, отражающего запросы общества, экономики и производства. Процессы конвергенции в:

а) структуре бизнес-образования осуществляются в рамках перехода от классического (пассивного) восприятия знаний к активному обучению - решение задач/проблемных ситуаций, возникающих в реальном мире;

б) контента образовательных программ: от традиционного стандартизованного подхода к ориентированному на рынок.

Литература

1. Reilly, Edward T. "The Four C's." MWorld, v. 10 issue 2, 2011, p. 48-48.

2. Caspersz, D., Skene, J., and Wu, M. (2005). Principles and guidelines in managing student teams. In The Reflective Practitioner. Proceedings of the 14th Annual Teaching Learning Forum, Perth, Australia. Retrieved March 4, 2005 from: http://lsn.curtin.edu.au/tlf/tlf2005/refereed/caspersz.html

3. Murnane, Richard and Levy, Frank. 1996. Teaching the New Basic Skills. NewYork:The Free Press.

4. Glenn, Joanne M. Lozar. "Strengthening Students' Communication and Collaboration Skills."Business Education Forum, v. 65 issue 3, 2011, p. 7-13.

5. Митусова О.А. Глобализация и ее влияние на развитие образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 7. С. 71-80.

6. Начинается глобальная конвергенция образования Томас Фридман, обозреватель "Нью-Йорк таймс"// http://www.courier-edu.ru/cour0604/4100.htm

7. Друкер Питер. Менеджмент. Вызовы ХХ1 века. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

8. Феномен конвергенции науки, технологий образования в контексте научно-технологического развития человечества // http://moyuniver.net/fenomen-konvergencii-nauki-texnologij-obrazovaniya-v-kontekste-nauchno-texnologicheskogo-razvitiya-chelovechestva/

Пр о б лемы о б р азо вания

9. Лашко С.И. Интеграция системы экономического и бизнес-образования России в мировой рынок образовательных услуг: теория, модели, практика // http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a1216.php

10. Лидэ Е.Н. Инновационное развитие системы бизнес-образования в условиях модернизации российской экономики // http://www.dissers.ru/1ekonomika/innovacionnoe-razvitie-sistemi-biznes-obrazovaniya-usloviyah-modernizacii-rossiyskoy-ekonomiki-08-00-05-ekonomika-upravlenie-narodnim-hozyaystvom.php

11. Shaw, Gary. "The Shape of Our Field: Business Communication as a Hybrid Discipline." Journal of Business Communication, v. 30 issue 3, 1993, p. 297-313.

12. Johnson, Betty S. "Business Communication Courses." National Business Education Yearbook, issue 49, 2011, p. 155-166.

13. Solomon, G. An examination of entrepreneurship education in the United States. Journal of Small Business and Enterprise Development, 2007, 14(2), 168-182.

14. Mill, Robert Christie. "Meeting the Needs of Business: Are We Teaching the Right Things?" Journal of College Teaching & Learning, v. 4 issue 8, 2007, p. 7-12.

15. Fekula, Michael J. "Managerial Creativity, Critical Thinking, and Emotional Intelligence: Convergence in Course Design." Business Education Innovation Journal, v. 3 issue 2, 2011, p. 92-102.

16. Jourdan Jr., Louis F. "The Relationship of Investor Decisions and Entrepreneurs' Dispositional and Interpersonal Factors." Entrepreneurial Executive, v. 17, 2012, p. 49-60.

17. Clouston, T. J. Facilitating tutorials in problem-based learning: Students' perspectives. In P. Hartley, A. Woods, and M. Pill (Eds.), Enhancing teaching in higher education (pp. 48-58). New York: Routledge. 2005.

18. Jacques, D. (Ed.). Learning in groups (3rd ed.). London: Kogan Page. 2000.

19. Huntington, A. (2005). Interactive teaching and learning: Exploring and reflecting on practice. In P. Hartley, A. Woods, and M. Pill (Eds.), Enhancing teaching in higher education (pp. 26-36). New York: Routledge.

20. Hartley, P., Woods, A., and Pill, M. (Eds.). Enhancing teaching in higher education. New York: Routledge. 2005.

Kelarev Vladimir Viktorovich, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Entrepreneurship; South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] Kotova Nina Sergeevna, Doctor of Philological Sciences, Professor of the Department of Foreign languages and speech communication; South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

CONVERGENCE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF BUSINESS EDUCATION IN INSTITUTIONS OF HIGHER

EDUCATION: FOREIGN EXPERIENCE

Abstract

The article gives the foreign experience of the adaptation of business education to modern practices. It also analyses the elements of the structural convergence in the process of graduates' education? Which involves labour market, formation and development of qualified competences and cognitive abilities of graduates, structure of curricular, educational programs, and results of final exams.

Keywords: business education, convergence approach, professional competences, soft skills, cognitive abilities, curriculars.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.