Научная статья на тему 'Формирование в магистратуре педагогических профессиональных компетенций на основе комплекса активных методов обучения'

Формирование в магистратуре педагогических профессиональных компетенций на основе комплекса активных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING METHODS / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / GAME MODELING / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / BUSINESS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумянкова Наталья Викторовна

Рассматривается оригинальный подход к созданию учебно-методической литературы в отечественном бизнес-образовании, обеспечивающий комплексное исследование проблемы формирования педагогических компетенций в процессе обучения в магистратуре. В практической части пособия обобщён многолетний опыт авторов по применению активных методов обучения в бизнес-образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумянкова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF A MASTER TEACHING PROFESSIONAL COMPETENCIES BASED ON THE COMPLEX OF ACTIVE LEARNING METHODS

Considered an original approach to the creation of educational-methodical literature in Russian business education that provides a comprehensive study of the problems of formation of pedagogical competences in the process of training in a magistracy. In the practical part of the book summarizes the long experience of the authors on the use of active teaching methods in business education.

Текст научной работы на тему «Формирование в магистратуре педагогических профессиональных компетенций на основе комплекса активных методов обучения»

УДК 793.7

Н.В. Шумянкова

ФОРМИРОВАНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Рассматривается оригинальный подход к созданию учебно-методической литературы в отечественном бизнес-образовании, обеспечивающий комплексное исследование проблемы формирования педагогических компетенций в процессе обучения в магистратуре. В практической части пособия обобщён многолетний опыт авторов по применению активных методов обучения в бизнес-образовании.

Ключевые слова: профессиональные педагогические компетенции; активные методы обучения; игровое моделирование; бизнес-образование.

N. Shumiankova

THE CREATION OF A MASTER TEACHING PROFESSIONAL COMPETENCIES BASED ON THE COMPLEX OF ACTIVE LEARNING METHODS

Considered an original approach to the creation of educational-methodical literature in Russian business education that provides a comprehensive study of the problems of formation of pedagogical competences in the process of training in a magistracy. In the practical part of the book summarizes the long experience of the authors on the use of active teaching methods in business education.

Keywords: professional pedagogical competence; active learning methods; game modeling; business education.

Переход российской высшей школы на двухуровневую систему подготовки и включение в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлениям магистратуры «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ» (направления 080100 Экономика, 080200 Менеджмент, 080300 Финансы и кредит, 080400 Управление персоналом, 080500 Бизнес-информатика, 081100 Государственное и муниципальное управление, 081200 Государственный аудит) профессиональных задач и компетенций в области педагогической деятельности обуславливают необходимость применения новых подходов к организации учебного процесса в магистратуре.

Понятие «компетенция» имеет многочисленные трактовки и, соответственно, различные подходы к их выделению и использованию1. Компетенции как инструмент развития человеческих ресурсов прошли эволюционный путь развития. Выделяют различные стороны этого понятия, которые нашли отражение в поведенческом подходе, функциональном подходе (британская традиция), многомерном и целостном подходе (Франция, Германия); компетентностный подход получил развитие в российских условиях [1]. На практике все эти подходы пересекаются и дополняют друг друга.

В ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр»), утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ 18 ноября 2009 № 636, выделяются 4 блока профессиональных компетенций в соответствии с видами профессиональной

1 См.: Емельянова Е. В., Шумянкова Н. В. Игровое моделирование в менеджменте. Управление человеческими ресурсами на основе компетентностного подхода: учебное пособие. - М.: МГУПИ, 2012. - 40 с.

деятельности: организационно-управленческая; аналитическая; научно-исследовательская; педагогическая.

Компетенция, согласно ФГОС ВПО, формулируется как способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях.

Уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформулированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определённой области (в профессиональной деятельности), ФГОС ВПО определяет, как компетентность.

Профессиональные задачи и компетенции в области педагогической деятельности, определённые ФГОС ВПО по отдельным направлениям магистратуры «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ» представлены в табл. 1.

При этом согласно ФГОС ВПО удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основной образовательной программы магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

По сравнению с другими методами интерактивные (активные) ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. К активным и интерактивным методам относят, таким образом, лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения [2]. Такие методы являются инновационными образовательными технологиями.

Таблица 1

Профессиональные задачи и компетенции в области педагогической деятельности, определенные ФГОС ВПО по направлениям магистратуры «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

Код Наименование направления Профессиональные задачи Профессиональные компетенции

080200 Менеджмент Педагогическая: преподавание управленческих дисциплин; разработка образовательных программ и учебно-методических материалов Педагогическая: способность применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин (ПК-13); способность разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин (ПК-14)

081100 Государственное и муниципальное управление Педагогическая деятельность: подготовка и апробация отдельных образовательных программ и курсов, представление результатов исследований для других специалистов Педагогическая деятельность: владеть методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-21); владеть методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-22)

Окончание таблицы 1

Код Наименование направления Профессиональные задачи Профессиональные компетенции

080400 Управление персоналом Педагогическая деятельность: разработка образовательных программ для обеспечения обучения персонала; разработка учебно-методических материалов для обеспечения обучения персонала в соответствии со стратегией развития организации; разработка и использование современных образовательных технологий в процессе обучения персонала; организация и участие в образовательном процессе образовательных учреждений Российской Федерации; организация и контроль наставничества; организация, участие в обучении и контроль за внутрикорпоративным профессиональным развитием персонала; педагогическая деятельность в корпоративных университетах, бизнес-школах Педагогическая деятельность: умение разрабатывать образовательные программы для проведения обучения персонала (ПК-42); умение разрабатывать учебно-методические материалы для проведения обучения персонала в соответствии со стратегией развития организации (ПК-43); владение современными образовательными технологиями и умение их использовать в процессе обучения персонала (ПК-44); владение навыками организации, управления и оценки эффективности образовательных процессов (ПК-45); владение навыками наставничества, способность вдохновлять других на развитие (ПК-46); владение навыками организации, управления и оценки эффективности образовательных процессов (ПК-47); владение навыками преподавания специализированных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом (ПК-48)

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учётом включённости в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создаётся среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля [3].

Сложность решения поставленной в ФГОС ВПО задачи формирования в магистратуре профессиональных педагогических компетенций усугубляется тем обстоятельством, что в соответствующих ФГОС ВПО на подготовку бакалавров педагогическая деятельность среди видов профессиональной деятельности (а также соответствующие профессиональные задачи и профессиональные компетенции) не предусмотрены, то есть будущий магистр в процессе обучения в магистратуре может впервые встретиться с необходимостью научиться разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин, а также

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'4

применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин [4]. Освоение каждой из этих компетенций, по нашему мнению, является весьма серьёзной работой даже для профессионального преподавателя вуза.

Следует также отметить как недостаточное количество преподавателей, свободно владеющих активными методами обучения, так и отсутствие систематизированной специальной литературы в рассматриваемой области. Среди многочисленных публикаций по инновационным образовательным технологиям значительное место занимают обзоры, посвящённые классификации различных методов обучения и возможностям их применения в учебном процессе, а также достаточно общие рекомендации по разработке методического обеспечения. При этом весьма редко встречается реальное методическое обеспечение, содержащее необходимые инструкции, формы, бланки, варианты расчётов и т. п., позволяющие будущим преподавателям освоить современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин.

Сравнительно новое направление учебно-методической литературы в отечественном бизнес-образовании, появление которого обусловлено переходом российской высшей школы на двухуровневую систему подготовки и включением в ФГОС ВПО (стандарты третьего поколения) по направлениям магистратуры «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ» профессиональных задач и компетенций в области педагогической деятельности, представляет учебное пособие «Формирование в магистратуре педагогических профессиональных компетенций на основе комплекса активных методов обучения»2, подготовленное специалистами кафедры «Менеджмент» Московского государственного университета приборостроения и информатики (МГУПИ).

Авторским коллективом реализован оригинальный подход к созданию учебного пособия, обеспечивающий комплексное исследование проблемы формирования педагогических компетенций в процессе обучения в магистратуре. Рассматривается эволюция компетентностного подхода, заложенного в основу ФГОС ВПО третьего поколения, и особенности его применения в управлении человеческими ресурсами предприятий. В основу практической части пособия положен многолетний опыт авторов по применению активных методов обучения в бизнес-образовании, обобщённый в рамках дисциплины «Игровое моделирование в менеджменте», являющейся частью учебно-методического обеспечения магистерских программ «Управление проектом», «Производственный менеджмент» и «Управлением малым бизнесом (предпринимательство)», реализуемых кафедрой «Менеджмент» МГУПИ (направление 080200 Менеджмент).

Следует отметить особенности структурирования информации в учебном пособии. Читателю предлагается рабочая программа курса по дисциплине «Игровое моделирование в менеджменте», целью которой авторами определено формирование исследовательских умений и навыков магистрантов в изучении экономических явлений и объектов при помощи деловых игр [4]. В свою очередь, задача авторского курса - научить магистрантов применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин, разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин, обеспечив приобретение обучаемыми профессиональных компетенций для осуществления определённой ФГОС ВПО профессиональной педагогической деятельности.

2 Формирование в магистратуре педагогических профессиональных компетенций на основе комплекса активных методов обучения. Учебное пособие (в 3-х частях). - Под ред. докт. экон. наук, проф. Шумянковой Н.В.- М. : МГУПИ, 2014. Коллектив авторов: Шумянкова Н.В., д.э.н., профессор; Воронов Д.Г. , к.э.н.; Данилкина Ю.В., к.э.н.; Емельянова Е.В., к.э.н.; Плиева З.Р., к.э.н.; Салькова Н.Е., к.э.н., доцент.

Учебное пособие насыщено методическими материалами, обеспечивающими проведение занятий с магистрантами в активных формах. Авторами представлены как теоретические подходы к активизации обучения, способам формирования компетенций, классификация активных методов обучения, так и подробные методические рекомендации по проведению занятий в активной форме разных уровней сложности (исследование ситуаций, экспериментальные упражнения, деловые игры учебные и исследовательские). Представленные материалы могут использоваться преподавателями в процессе проведения учебных занятий с магистрантами, а также рассматриваться в качестве методических материалов для формирования педагогических компетенций магистров в процессе анализа методики проведения этих занятий. Так, магистрантами осуществляется подготовка методического обеспечения и освоение методики проведения деловой игры «ЛОТОС» с реализацией полученных знаний и навыков в рамках педагогической практики магистранта.

При этом авторы предлагают методические рекомендации по технологии конструирования, проведения и анализа результатов деловой игры - компьютерной бизнес-имитации «Управление изменениями», позволяющие магистрантам включиться в процесс разработки методических материалов [5].

Самостоятельное значение имеет часть учебного пособия, содержащая обобщение опыта применения комплекса активных методов обучения (КАМО) в организации образовательного процесса и использования возможностей активного контроля знаний студентов вуза. Авторами представлены учебные пособия для студентов, ориентированные на проведение занятий в активных формах с использованием КАМО, реализованные на примере дисциплин «Экономика организации» и «Сетевое планирование и управление в менеджменте».

Дисциплина «Игровое моделирование в менеджменте» относится к дисциплинам, входящим в профессиональный цикл подготовки магистров. Как учебная дисциплина она связана со следующими дисциплинами ООП подготовки магистров: «Методы исследования в менеджменте», «Теория организации и организационное поведение», «Инновационное развитие предприятия», «Исследование и моделирование организаций».

Указанные связи и содержание дисциплины «Игровое моделирование в менеджменте» дают магистранту системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с ФГОС ВПО, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности магистра.

Литература

1. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. /. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.

2. Гидрович С.Р., Сыроежин И.М. Игровое моделирование экономических процессов. - М.: Экономика,

1976.

3. Емельянова Е.В., Шумянкова Н.В. Игровое моделирование в менеджменте. Управление человеческими ресурсами на основе компетентностного подхода: учебное пособие. - М.: МГУПИ, 2012. -40 с.

4. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. - 58 с.

5. Формирование в магистратуре педагогических профессиональных компетенций на основе комплекса активных методов обучения. Учебное пособие (в 3-х частях). - Под ред. докт. экон. наук, проф. Шумянковой Н.В.- М. : МГУПИ, 2014.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.