Научная статья на тему 'Формирование фонда оценочных средств для анализа освоенности компетенций и конкурентоспособности выпускников-менеджеров'

Формирование фонда оценочных средств для анализа освоенности компетенций и конкурентоспособности выпускников-менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / EDUCATIONAL STANDARDS OF THIRD GENERATION / MODEL OF COMPETENCES OF MANAGER / FUND OF ESTIMATION MEANS / COMPETITIVENESS OF GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевина Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы реализации компетентностной модели обучения и роли фонда оценочных средств при анализе освоенности компетенций менеджера. Выявлены проблемы образования и подготовки квалифицированных менеджеров. Предложена модель формирования компетенций менеджера через обучение, включающая ряд этапов. Выявлены задачи, виды и формы оценочных средств, приведены ключевые принципы оценивания, обоснована необходимость интегральных оценок освоенности компетенций менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of fund of estimated means for the analysis of development of competences and competitiveness of graduates managers

In article questions of realization model of competences of training and a role of fund of estimated means are considered in the analysis of development of competences of the manager. Problems of education and preparation of the qualified managers are revealed. The model of formation of competences of the manager through the training, including a number of stages is offered. Tasks, types and forms of estimated means are revealed, key principles of estimation are given, need of integrated estimates of development of competences of the manager is proved.

Текст научной работы на тему «Формирование фонда оценочных средств для анализа освоенности компетенций и конкурентоспособности выпускников-менеджеров»

Кожевина Ольга Владимировна

Алтайский государственный университет [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АНАЛИЗА ОСВОЕННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

В статье рассматриваются вопросы реализации компетентностной модели обучения и роли фонда оценочных средств при анализе освоенности компетенций менеджера. Выявлены проблемы образования и подготовки квалифицированных менеджеров. Предложена модель формирования компетенций менеджера через обучение, включающая ряд этапов. Выявлены задачи, виды и формы оценочных средств, приведены ключевые принципы оценивания, обоснована необходимость интегральных оценок освоенности компетенций менеджера.

Ключевые слова: образовательные стандарты третьего поколения, компетентностная модель обучения, фонд оценочных средств, конкурентоспособность выпускников.

Стратегический выбор России - это инновационное развитие экономики, что, соответственно, определяет ключевую задачу подъема качества образования. Системные вызовы современного российского образования сводятся к следующим проблемам: ресурсы не соответствуют масштабам; снижение качества образования; рост доли слабых преподавателей и низкая творческая активность ППС в целом; снижение конкурентоспособности на глобальном рынке; высшая школа практически не «производит» инноваций и инноваторов [7, с. 9-10]. Сложившуюся модель отечественного высшего образования существенно изменил переход на образовательные стандарты третьего поколения и внедрение компетент-ностно-ориентированного обучения.

Компетенция - это интегральная характеристика обучающегося, то есть динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Результаты образования и компетенции не тождественны друг другу. Результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются студентами. Компетенции необходимо развивать, а развиваются они через обучение и дальнейшую практическую деятельность. Компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, понимая ответственность за результаты этой деятельности и необходимость постоянного совершенствования.

Целостную структурную модель компетенций можно представить в виде тетраэдра, отражающего единство когнитивных, функциональных, метакомпетенций и социальных компетенций [9, с. 27].

Формирование компетенций через обучение можно представить в виде модели с последовательно реализуемыми этапами: 1) выявление потребности в обучении; 2) актуализация / структурирование про-

цесса обучения; 3) проектирование и организация учебного процесса; 4) получение знаний, навыков, методов; 5) применение новых знаний, навыков, умений; 6) развитие компетенций менеджера.

Для специалиста-менеджера ключевыми компетенциями являются: способность осуществлять превентивное управление и оценивать стратегическую перспективу развития организации; умение своевременно принять комплекс эффективных решений на основе правильного применения знаний; знание методов командообразования и развития персонала; владение техникой моделирования бизнес-процессов и их реинжиниринга.

В требованиях ведущих компаний и государственных ведомств к персоналу отчетливо прослеживается тенденция говорить на языке компетенций, что проявилось в разработке и внедрении так называемых «профилей (или моделей) компетенций», описывающих требования к отдельным категориям сотрудников: высшим руководителям, менеджерам, административному персоналу. Но овладение профессиональными компетенциями -достаточно сложный и трудоемкий процесс, предполагающий существенные изменения в работе с обучающимися по направлению «Менеджмент».

Стандарты ФГОС ВПО отдельным разделом предусматривают оценку качества освоения основных образовательных программ и формирование фондов оценочных средств, которые необходимо использовать для анализа освоенности компетенций в ходе текущего, промежуточного и рубежного контроля, а также итоговой аттестации [1; 2].

Оценочные средства при компетентностной модели ВПО призваны решать следующие задачи:

1) контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки;

2) контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора общекультурных и профессиональных компетенций выпускников;

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

© Кожевина О.В., 2012

3) оценка достижений студентов в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/ отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;

4) обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс [6, с. 8].

Выделим ключевые принципы оценивания, на основе которых формируются фонды оценочных средств. К ним относятся - валидность, надежность, справедливость, своевременность и эффективность.

В целях контроля качества сформированности компетенций проектируемые диагностические средства должны отвечать не только требованию структурированности включенного в них учебного материала, но и его связности (интегративности). При оценке качества изучения дисциплин, лежащих в основе тех или иных компетенций, должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками. Интегральные оценки позволяют установить качество сформированных компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускника к трудовой деятельности. В качестве внешних экспертов качества образования и соответствия его будущей профессиональной деятельности все больше стали привлекаться работодатели, а руководители предприятий или структурных подразделений вводятся в состав ГАК.

Компетентностный подход предполагает широкое использование инновационных и интерактивных методов обучения. Основные отличия интерактивных форм обучения от традиционных определяются не только методикой и техникой преподавания, но и высокой эффективностью учебного процесса, который проявляется высокой мотивацией обучаемых; закреплении теоретических знаний на практике; повышении самосознания обучаемых; выработке способности к коллективным решениям и социальной интеграции; приобретении навыков решения управленческих конфликтов.

По стандарту 080200, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен быть не менее 30% для бакалавриата и не менее 50% для магистратуры. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов, особенно это касается реализации магистерских ООП.

Для чтения дисциплин профессионального цикла, таких как «Стратегическое управление», «Управление развитием организации», «Современные управленческие технологии», «Управленческое консультирование», «Стратегическое планирование

и управление проектами» и прочих, желательно приглашать консультантов, тьюторов, практиков, используя формат бинарной лекции или гостевой лекции. Кроме того, целесообразно повсеместно использовать такие образовательные технологии, как ситуационное обучение (кейс-стади), просмотр видеофильмов управленческой тематики, написание эссе, деловые игры, методы компьютерного моделирования, симуляторы, а также привлекать магистрантов к разработке компьютерных деловых игр, «перекрестных» тестов и анкет. Все это будет способствовать формированию способности у обучающихся осваивать одновременно и теоретические положения, и новые практические навыки, легко ориентироваться в быстро изменяющейся экономической жизни.

При разработке карт компетенций по дисциплине необходимо определить оценочные средства, позволяющие определить уровень освоения общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося по направлению «Менеджмент».

Виды контроля: устный опрос; письменные работы; контроль с помощью технических средств и информационных систем. Формами контроля являются собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен), тест, симулятор, контрольная работа, эссе, творческие работы (индивидуальные и групповые проекты), реферат, отчет (по практикам), курсовая работа, ВКР.

Для эффективной реализации компетентностно-го подхода в обучении менеджеров необходимо изменить методы и средства контроля. Разработка надежных и валидных измерителей для оценки компетенции требует выполнения ряда шагов:

1. Определение компетенций вузовской части ООП с учетом специфики отдельных профилей подготовки и магистерских программ.

2. Экспертная кластеризация компетенций.

3. Построение компетентностной модели подготовки бакалавра и магистра.

4. Планирование содержания измерителей.

5. Разработка заданий для компетентностных тестов либо других инновационных измерительных средств и их экспертиза.

6. Проведение оценочных процедур, сбор эмпирических данных на репрезентативной выборке студентов, первичная коррекция.

7. Проведение факторного анализа эмпирических данных, их статистической обработки, коррекция структуры кластеров.

8. Оценка прогностической валидности измерителей и их надежности.

9. Проведение анкетирования работодателей по результатам прохождения практик студентами или работы выпускников.

10. Коррекция оценочных средств, их содержания, числа заданий и оценочных рубрик.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

121

Таким образом, подготовка конкурентоспособных менеджеров - важная задача управленческого образования в целом. Оценочные средства, построенные на основе современных достижений теории педагогических измерений, позволят объективно оценивать и анализировать освоенность компетенций и, соответственно, конкурентоспособность выпускников-менеджеров. Формировать ФОС желательно с учетом специфики образовательной программы, ее профилизации и степени (бакалавра или магистра).

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010 г. № 544.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2009 г. № 636.

3. Документированная процедура «Проектирование и разработка основных образовательных

программ ВПО». - АлтГУ-МСК-ДП-2.2-01, 2011.

4. Документированная процедура «Подготовка учебного процесса ВПО». - АлтГУ-СМК-ДП-2.6-01, 2011

5. Документированная процедура «Реализация управленческого процесса ВПО». - АлтГУ-СМК-ДП-2.6-02, 2011.

6. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

7. Волков А., Реморенко И., Кузьминов Я. и др. Образование - 2020. Доклад / под ред. Я. Кузьми-нова, И. Фрумина. - М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

8. Ефремова Н.Ф., Казанович В.Г. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 36 с.

9. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентнос-тный подход. - М.: ГУУ, 2009.

УДК 338.24

Коречков Юрий Викторович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Национальная безопасность структурирована на соответствующие подсистемы. Особое внимание уделено экономической и военной безопасности. При этом предложены теоретические основания включения военной науки в состав общей экономической теории.

Ключевые слова: экономическая безопасность, военная безопасность, национальная безопасность, общая экономическая теория.

Экономика составляет материальную основу жизни человеческого общества. Однако для организации трудовой деятельности, обеспечения тех условий труда, исследованием которых занимается экономическая наука, нужно создать необходимые внешние условия, в основе которых лежат экономическая и военная безопасность государства. Общественное разделение труда привело к выделению военного дела в особую отрасль деятельности, военная защита стала функцией вооруженных сил.

В последние годы усилилось внимание к обеспечению безопасности, включающей политическую, экономическую, военную, экологическую и другие виды. Проблема обеспечения безопасности обусловливает формирование специфических военно-экономических отношений и закономерностей, требующих познания. При этом экономика бе-

зопасности предстает, во-первых, как часть экономики, обслуживающая защиту жизненно важных интересов общества, во-вторых, в более конкретном виде - как совокупность специальных (функциональных) экономик, обеспечивающих конкретные функциональные виды безопасности [1]. В свою очередь, экономическое обеспечение военной безопасности осуществляет экономика военной сферы.

Создание вооруженных сил и обеспечение их функционирования требует отвлечения на эти цели экономических ресурсов, формирования обеспечивающих структур. Таким образом, с давних пор между экономикой и войной развиваются тесные взаимосвязи, а в обществе формируются военноэкономические отношения [2]. Выясняя определяющее влияние экономики на войну, следует указать на политико-экономический аспект этого явления.

122

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

© Коречков Ю.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.