Таким образом, подготовка конкурентоспособных менеджеров - важная задача управленческого образования в целом. Оценочные средства, построенные на основе современных достижений теории педагогических измерений, позволят объективно оценивать и анализировать освоенность компетенций и, соответственно, конкурентоспособность выпускников-менеджеров. Формировать ФОС желательно с учетом специфики образовательной программы, ее профилизации и степени (бакалавра или магистра).
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010 г. № 544.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2009 г. № 636.
3. Документированная процедура «Проектирование и разработка основных образовательных
программ ВПО». - АлтГУ-МСК-ДП-2.2-01, 2011.
4. Документированная процедура «Подготовка учебного процесса ВПО». - АлтГУ-СМК-ДП-2.6-01, 2011
5. Документированная процедура «Реализация управленческого процесса ВПО». - АлтГУ-СМК-ДП-2.6-02, 2011.
6. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ков-тун Е.Н. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. - М.: Изд-во МГУ, 2007.
7. Волков А., Реморенко И., Кузьминов Я. и др. Образование - 2020. Доклад / под ред. Я. Кузьми-нова, И. Фрумина. - М.: ГУ-ВШЭ, 2008.
8. Ефремова Н.Ф., Казанович В.Г. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 36 с.
9. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентнос-тный подход. - М.: ГУУ, 2009.
УДК 338.24
Коречков Юрий Викторович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Национальная безопасность структурирована на соответствующие подсистемы. Особое внимание уделено экономической и военной безопасности. При этом предложены теоретические основания включения военной науки в состав общей экономической теории.
Ключевые слова: экономическая безопасность, военная безопасность, национальная безопасность, общая экономическая теория.
Экономика составляет материальную основу жизни человеческого общества. Однако для организации трудовой деятельности, обеспечения тех условий труда, исследованием которых занимается экономическая наука, нужно создать необходимые внешние условия, в основе которых лежат экономическая и военная безопасность государства. Общественное разделение труда привело к выделению военного дела в особую отрасль деятельности, военная защита стала функцией вооруженных сил.
В последние годы усилилось внимание к обеспечению безопасности, включающей политическую, экономическую, военную, экологическую и другие виды. Проблема обеспечения безопасности обусловливает формирование специфических военно-экономических отношений и закономерностей, требующих познания. При этом экономика бе-
зопасности предстает, во-первых, как часть экономики, обслуживающая защиту жизненно важных интересов общества, во-вторых, в более конкретном виде - как совокупность специальных (функциональных) экономик, обеспечивающих конкретные функциональные виды безопасности [1]. В свою очередь, экономическое обеспечение военной безопасности осуществляет экономика военной сферы.
Создание вооруженных сил и обеспечение их функционирования требует отвлечения на эти цели экономических ресурсов, формирования обеспечивающих структур. Таким образом, с давних пор между экономикой и войной развиваются тесные взаимосвязи, а в обществе формируются военно-экономические отношения [2]. Выясняя определяющее влияние экономики на войну, следует указать на политико-экономический аспект этого явления.
122
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
© Коречков Ю.В., 2012
Война есть продолжение политики насильственными средствами, писал К. Клаузевиц, политика же, как известно, есть концентрированное выражение интересов государства, прежде всего экономических [3]. Эти существенные взаимосвязи позволяют понять причины возникновения войн, их политическую, экономическую и социальную сущность.
В ХХ веке произошло коренное преобразование военного производства, что, в свою очередь, обусловило изменение масштабов и характера ведения войн. Если в годы Второй мировой войны преобладали высокотехничные военные средства (боевые корабли, танки, самолеты), то с наступлением эпохи ядерных вооружений основной силой стало ракетно-ядерное оружие. В настоящее время на первый план выходят электронные средства вооруженной борьбы.
Вопрос о взаимосвязи войны и экономики, военной и экономической безопасности государств актуален с давних пор. Экономическая обусловленность войн означает, что причины их возникновения коренятся в экономике, которая предопределяет сущность, характер и политические цели войн. Войны становятся закономерным социальным явлением лишь на той ступени экономического развития, когда утверждается господство частной собственности на средства производства и возникают антагонистические противоречия. Справедливы слова Ф. Энгельса: «Война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни» [7].
Экономика является материальной основой ведения войн, оказывает определяющее влияние на их масштабы, длительность, напряженность. Чем выше уровень экономического развития, тем больше оружия и боевой техники, и более высокого качества, могут получить вооруженные силы, тем, следовательно, выше будут их боевые возможности. Зависимость войн и военного дела от экономики является существенной, устойчивой и повторяющейся взаимосвязью. Однако экономическая мощь не сама по себе автоматически превращается в военную силу. Для того чтобы реализовать военно-экономический потенциал государства, необходимо создать военную экономику и организовать ресурсное обеспечение потребностей войны.
Военная экономика - это хозяйство, обслуживающее военные потребности государства, подготовку и ведение войн. Для того чтобы превратить военно-экономические возможности в военную мощь, нужно произвести вооружение и военную технику, другие предметы военного назначения, доставить их вооруженным силам и обеспечить эффективное использование. Для выполнения соответствующих функций и предназначены специальные звенья военной экономики - производственное, распределительное, обменное, а также звено, обслуживающее конечное военное потребление. Военно-промышленный комплекс в структуре любой экономической системы имеет свою специфику, отличающую его от других секторов экономики. В то же время строгого определения понятия «оборонно-промышленный комплекс» не дает ни один из современных экономических словарей. В специальной литературе можно набрать десятки различных формулировок этого понятия. Одни трактуют его чрезмерно широко и идеологизиро-ванно - как союз крупнейших монополий, правительственной бюрократии и верхушки военщины. Другие обозначают этим термином совокупность предприятий по функциональному, ведомственному признаку. По мнению Б. Кузыка, речь идет о более или менее широком комплексе предприятий и организаций, составляющих специфический сектор экономики, предназначенный для удовлетворения военных потребностей государства [6]. Так, в бывшем СССР к оборонно-промышленному комплексу относили предприятия и организации, входившие в девять министерств оборонных отраслей промышленности, курируемых Военно-промышленной комиссией (впоследствии комитетом) при Союзном Совмине, демонстрируя тем самым ведомственный подход к определению экономического явления.
Одним из важных моментов в развитии отечественного ВПК является определение минимального количественного и качественного состава стратегических сил, необходимых для выполнения поставленных перед ними задач. В частности, по мнению российских специалистов, России достаточно сохранить свой стратегический арсенал на уровне 1000 ядерных боезарядов в течение первых
Таблица 1
Стратегические предприятия в России [9]
Основание Всего стратегических предприятий и организаций России Доля предприятий и организаций ВПК (%)
Указ Президента РФ от 04.08.2004 г. 198 61,1
Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 г. № 1226-р 1204 77,66
Решение Правительственной Комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики 304 (системообразующие предприятия, имеющие стратегическое значение) 17,43
15 лет XXI в. В последние годы начата определенная работа по оптимизации состава существующих в ВПК структур в целях концентрации оборонно-ориентированных производств в ядре системообразующих комплексов для полного обеспечения общегосударственных нужд и потребностей. Формируется ядро стратегических предприятий. В соответствии с различными нормативными документами определено количество стратегических предприятий и организаций России [9]. Доля предприятий и организаций ВПК в общем количестве стратегических предприятий представлена в табл. 1.
По мнению ряда военных специалистов, военно-промышленный комплекс служит удовлетворению военно-экономических потребностей и включает отрасли производства, которые по функциональному признаку можно сгруппировать в три сектора военного производства: производство конечной военной продукции, производство средств производства для производства военной продукции и производство предметов потребления для работников военного производства [2]. На взгляд других экономистов, экономика военной сферы, составной частью которой является оборонно-промышленный комплекс, представляет собой специфическую военно-хозяйственную систему, которая охватывает производство, распределение, обмен и потребление оружия и других предметов военного назначения, материально обеспечивая поддержание военной безопасности государства в соответствии с его доктриной [6].
К определению понятия «военно-промышленный комплекс» в системе экономической и военной безопасности необходимо подходить с двух сторон. С институциональной стороны, ВПК - это институциональная единица экономики страны, включающая предприятия и организации разных форм собственности, которые на основе утвержденной нормативной правовой базы производят и реализуют продукцию военного назначения. С другой стороны, ВПК - это совокупность экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления конечного военного продукта как для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил России и иных органов безопасности, так и в рамках осуществления военно-технического сотрудничества с другими странами [4].
Превращение потенциальных военно-экономических возможностей в реальную военную мощь и систему безопасности происходит на основе функционирования военной экономики, обеспечивающей производство и распределение вооружений и военной техники. Военная экономика отвечает, с одной стороны, экономическим возможностям страны, с другой - характеру и требованиям современной войны. Она призвана обеспечить поддержание постоянной высокой боеготовности вооруженных сил и должна быть способна быстро нара-
щивать свою мощь до уровня, необходимого для срыва военной агрессии. Круг военных потребностей и рамки военного производства разными авторами определялись по-разному. Одни ограничивали военное производство лишь производством «средств истребления» [8], другие включали в него также производство предметов личного потребления военнослужащих [5], третьи - еще и средства производства для производства военной продукции.
Военное производство как фаза общественного воспроизводства предстает исходным пунктом в реализации военно-экономических возможностей, служащим для создания материально-вещественных элементов военной мощи. Наличие военного производства как постоянного крупного по масштабам многоотраслевого комплекса - общепризнанное положение военно-экономических концепций и военно-технической политики многих стран. Подобные комплексы включают ряд специализированных отраслей и производств, в том числе атомную, ракетно-космическую, авиационную, судостроительную, автобронетанковую промышленность, производство артиллерийско-стрелково-го вооружения и боеприпасов и другие.
В последние годы существенным образом видоизменилась взаимосвязь военной и гражданской экономики. Чтобы обеспечить военные потребности за счет текущего военного производства, необходимо было резко увеличить его масштабы, следствием чего явилась коренная ломка всех народнохозяйственных пропорций, приспособление их к интересам войны, военная перестройка всей экономики. На наш взгляд, для экономического обеспечения военных потребностей необходимо: а) обеспечение военных потребностей за счет текущего производства предметов военного назначения; б) создание развитой военной экономики как взаимосогласованного единства военного производства, распределения, обмена (обращения) и потребления; в) военная перестройка (мобилизация) всей экономики.
Объем промышленной продукции, произведенной предприятиями оборонно-промышленного комплекса в 2011 году, составил 104,5% к 2010 году [9]. Производство гражданской продукции в 2011 году превысило уровень 2010 года на 6,1%. В авиационной промышленности объем производства гражданской продукции по сравнению с 2010 годом снизился на 1,6%. При этом допущено значительное снижение производства продукции на экспорт - на 25% за счет сокращения производства данной продукции на ряде предприятий. Производство продукции на внутренний рынок увеличилось на 8,3% за счет предприятий: ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «НПО «Сатурн»», ЗАО «Гражданские самолеты «Сухого»», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», ОАО «Куз-
124
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
нецов», ОАО «Кумертауское авиационное 1111». В 2011 году произведено 13 самолетов, в том числе: два среднемагистральных пассажирских самолета Ту-214, два среднемагистральных пассажирских самолета Ту-204-300, пять региональных пассажирских самолетов Sukhoi SuperJet-100 (в том числе один - на экспорт), два ближнемагистраль-ных пассажирских самолета Ан-148, два самолета-амфибии Бе-200. За январь-декабрь 2011 года произведено вертолетов гражданских - 65 ед., из них 50 ед. - на экспорт (Ми-17-В5 - 3 ед. (все на экспорт), Ми-8МТВ-1 - 8 ед.(1 на экспорт), Ка-32Т - 4 ед., Ми-171Е - 45 ед. (43 ед. на экспорт), Ми-8АМТ - 1 ед. (на экспорт), Ми-171А - 3 ед. (2 ед. на экспорт), Ка-226.50 - 1 ед. В судостроительной промышленности по итогам года объем производства гражданской продукции сократился на 2,3%. Рост производства гражданской продукции отмечается на ОАО «Выборгский судостроительный завод», ОАО «Завод «Красное Сормово»», ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», ОАО «Московский судостроительный завод» и ряде других. Производство продукции для внутреннего рынка возросло на 30%. Производство гражданской продукции на экспорт снизилось почти на 70 %.
В промышленности обычных вооружений объем продукции гражданского назначения возрос на 28,2% [9]. Производство продукции для внутреннего рынка возросло в 1,3 раза, прирост обеспечили предприятия: ОАО «НПК «Уралвагонзавод»», ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «Нытва», ООО «Челябинский тракторный завод - Уралт-ракт», ФГУП «Ижевский механический завод». Удельный вес продукции гражданского назначения ОАО «НПК «Уралвагонзавод»» составил 58,1% гражданской продукции отрасли. В 2011 году предприятием произведено 19,7 тыс. вагонов (полувагонов) и 5,7 тыс. железнодорожных цистерн.
В промышленности боеприпасов и спецхимии объем гражданской продукции увеличился по сравнению с 2010 годом на 0,7%, при этом производство продукции на внутренний рынок имеет незначительный прирост по сравнению с 2010 годом, а производство продукции на экспорт - снижение [9]. Возросло производство гражданской продукции на ОАО «Знамя», ОАО «Новосибирский механический завод «Искра»», ФГУП «Дальневосточное ПО «Восход»», ФГУП «Чебоксарское ПО им. В. И. Чапаева» и ряде других.
В радиоэлектронной промышленности объем производства гражданской продукции в 2011 году снизился на 1,1%, при этом в электронной промышленности он вырос на 2%, в промышленности средств связи - на 5,4%, а в радиопромышленности сократился на 10,7%. В целом по радиоэлектронной промышленности производство для внутреннего рынка увеличилось на 1,2%, продукции на экспорт - сократилось почти на 20% [9].
Военно-промышленный комплекс, как сегмент экономики, занятый в производстве военной и гражданской продукции, формирует материальную основу обеспечения безопасности и обороны государства, а также, аккумулируя передовые научно-технические достижения, определяет эффективность функционирования высокотехнологичных сфер экономики страны. Сложность систем оружия, их высокая наукоемкость потребовали создания специальной системы управления процессом их разработки и производства. Начало этому было положено при создании ядерного оружия и ракетных средств его доставки, что потребовало концентрации усилий научных центров фундаментальной науки, создания специальных центров прикладной технологической науки, полигонов, сложных испытательных стендов, гиперзвуковых аэродинамических труб, сложных установок для исследования ядерных процессов и т.д. Были созданы крупные научные центры: Институт ядерных исследований им. Курчатова, ОКБ ракетной и авиационной промышленности. По мере усложнения оружия сухопутных войск, ВВС, ПВО, ВМФ создавались аналогичные инфраструктуры в соответствующих звеньях оборонного комплекса. В эту технологическую, научную и экспериментальную базу, которая создавалась десятилетиями, были вложены громадные средства, исчисляемые сотнями миллиардов долларов. Финансирование НИОКР непосредственно через отрасли позволяло формировать ту мощную научную и технологическую инфраструктуру, которая дала возможность создать современные системы вооружения, по сей день пользующиеся спросом и конкурентоспособные на международных рынках оружия.
Всё это свидетельствует о неразрывной связи экономической и военной безопасности в системе национальной безопасности. Экономическое обеспечение военно-промышленного комплекса служит основой развития экономики страны, обеспечения экономического роста.
Библиографический список
1. Абросимов Н.В., Викулов С.Ф., Пожаров А.И. Военно-экономическая безопасность в системе национальной безопасности // Вооружение. Политика. Конверсия. - 1993. - № 3; Военно-экономическая безопасность. - М.: ВФЭУ, 2002.
2. Воробьев В.В., Пожаров А.И., Ермаков С.М. Военная экономика. - М.: Воениздат, 2003. - С.8.
3. Клаузевиц К. О войне. - М.: Госвоениздат, 1934. -С. 12. URL: militera.lib.ru/science/clausewitz/index.html
4. Коречков Ю.В., Викторович Е.В. Оборонно-промышленный комплекс России: система управления и финансового обеспечения. Монография. -Ярославль: Аверс Плюс, 2006. - С. 12.
5. Кравченко Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. - М., 1970. - С. 17.
6. Кузык Б.Н. Оборонно-промышленный комп- 8. Струмилин С.Г. Избранные произведения. лекс России: прорыв в XXI век. - М, 1999. - С. 12. Т. 4. - М., 1964. - С. 83.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. - М.: 9. URL: http://www.vpk.ru/cgi-bin/cis/w3.cgi/ Политиздат, 1976. - С.164. CMS/
УДК 330.4
Кудрин Николай Владимирович
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики в Нижнем Новгороде
Максимов Андрей Геннадьевич
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики в Нижнем Новгороде
amaksimo [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЦЕНЫ НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Поведение цен на рынках электроэнергии, не подвергающихся жесткому государственному регулированию, характеризуется наличием сезонности, высокой волатильности и существованием резких скачков. Это значительно осложняет моделирование цен стандартными средствами. В работе сделана попытка применения системы ФитцХью-Нагу-мо со стохастическим слагаемым для моделирования динамики ценовых изменений на рынках электроэнергии.
Ключевые слова: рынок электроэнергии, модель ФитцХью-Нагумо, динамика цен.
Ослабление государственного регулирования электроэнергетической индустрии в ряде стран Европы и Северной Америки привело к тому, что цены на электричество под воздействием рыночных сил демонстрируют существенные колебания, которые не соответствуют картинам, наблюдаемым на основательно изученных фондовых рынках. В поведении цен на упомянутый реальный актив наблюдаются очевидные качественные отличия [7; 8]. Разработанные на сегодня эконометрические методы оценки не позволяют в полной мере учесть эти особенности. Задача данной работы состоит в том, чтобы продемонстрировать схожесть динамики траекторий модели ФитцХью-Нагумо со стохастическим слагаемым с поведением цен на рынке электроэнергии Великобритании и определить возможность ее применения для моделирования цен на различные промежутки времени. В ходе работы были исследованы статистические свойства модели по отношению к соответствующим рыночным показателям, а также влияние на них отдельных параметров.
Особенности поведения цен. Основной особенностью ценовой динамики электроэнергии является наличие резких выбросов, называемых также «спайками» (от англ. spike - «шип, острый выступ»). Под ними подразумеваются кратковременные ценовые скачки большой амплитуды с последующим падением на начальный уровень. Объяснением такого необычного поведения служат как товарные свойства электроэнергии, так и специфика процесса ее производства и доставки до потребителя. Среди них необходимо выделить следующие:
- невозможность (точнее, высокие издержки) создания и хранения запаса;
- технические аспекты генерации обсуждаемого актива - электростанции способны менять уро-
вень выработки энергии только с существенным временным лагом [13];
- неоднородность издержек при использовании различных производственных мощностей (и технологий производства), точнее - быстро растущие предельные издержки производства;
- неэластичность спроса со стороны потребителей;
- ограничения, накладываемые инфраструктурой сетей доставки, и необходимость поддержания стабильности системы [6].
Сеть представляет собой систему высоковольтных линий электропередач, доставляющих энергию от вырабатывающих электростанций к региональным распределительным сетям. На схеме, приведенной, например, в [9, рис. 1] наглядно показана структура передаточных и распределительных сетей Великобритании. Работа системы происходит на частоте 50Гц, а передача осуществляется по линиям с напряжением 275 и 400 кВ [9]. Британская карта сети передачи электричества представлена в [1].
Устойчивость системы требует поддержания постоянного напряжения на каждом участке сети и зависит от возможности сохранять равновесие между спросом и предложением. Кроме того, необходимо поддерживать постоянную частоту в системе после нарушений, вызванных их дисбалансом. Серьезные колебания частоты могут привести к выходу сети из строя [9].
На рисунке 1 отражена динамика спроса и цены на электроэнергию (здесь и далее по горизонтали отложен номер получасового интервала наблюдения) на разных по длительности временных интервалах. Можно отметить присутствие сезонного фактора в динамике цен. Явно заметны дневная и недельная периодичность, что обуславливается естественной сменой уровня спроса на электричество в течение дня и падением уровня спроса в выходные дни.
126
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
© Кудрин Н.В., Максимов А.Г., 2012