Научная статья на тему 'Проблемы уровневого подхода к формированию профессиональных компетенций менеджеров'

Проблемы уровневого подхода к формированию профессиональных компетенций менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ / МАГИСТРАТУРА / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / МЕНЕДЖМЕНТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашмарина Светлана Игоревна, Жабин Александр Петрович, Кандрашина Елена Александровна

в статье рассматривается проблема уровневого подхода к формированию профессиональных компетенций, необходимых для определенного уровня профессиональной квалификации менеджера. Магистратура развивает компетенции в области организационно-управленческой и аналитической деятельности, базовый уровень которых был сформирован в бакалавриате. Кроме того, подготовка магистров предусматривает формирование принципиально новых компетенций в области научноисследовательской и педагогической деятельности. Действующая редакция стандарта подготовки магистров по направлению «Менеджмент» фактически увязывает задачи в указанных областях профессиональной деятельности и необходимые для их решения профессиональные компетенции с ориентацией выпускников на научную и педагогическую карьеру. С нашей точки зрения потребность в новых компетенциях в области научно-исследовательской и педагогической деятельности естественным образом обусловлена логикой уровневого подхода к формированию профессиональной квалификации менеджеров. Представляется целесообразным в новой редакции стандартов четко показать, что научно-исследовательская и педагогическая деятельность не являются самоцелью, а выступают неотъемлемой органичной частью профессиональной подготовки магистра – необходимой для формирования соответствующего квалификационного уровня менеджера. Это может быть обеспечено путем корректировки формулировок профессиональных задач и профессиональных компетенций по этим видам профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашмарина Светлана Игоревна, Жабин Александр Петрович, Кандрашина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы уровневого подхода к формированию профессиональных компетенций менеджеров»

С.И. Ашмарина А.П. Жабин Е.А. Кандрашина

ПРОБЛЕМЫ УРОВНЕВОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

МЕНЕДЖЕРОВ

PROBLEMS OF LEVEL APPROACH TO MANAGER'S PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Аннотация: в статье рассматривается проблема уровневого подхода к формированию профессиональных компетенций, необходимых для определенного уровня профессиональной квалификации менеджера. Магистратура развивает компетенции в области организационно-управленческой и аналитической деятельности, базовый уровень которых был сформирован в бакалавриате. Кроме того, подготовка магистров предусматривает формирование принципиально новых компетенций в области научно-исследовательской и педагогической деятельности. Действующая редакция стандарта подготовки магистров по направлению «Менеджмент» фактически увязывает задачи в указанных областях профессиональной деятельности и необходимые для их решения профессиональные компетенции с ориентацией выпускников на научную и педагогическую карьеру. С нашей точки зрения потребность в новых компетенциях в области научно-исследовательской и педагогической деятельности естественным образом обусловлена логикой уровневого подхода к формированию профессиональной квалификации менеджеров. Представляется целесообразным в новой редакции стандартов четко показать, что научно-исследовательская и педагогическая деятельность не являются самоцелью, а выступают неотъемлемой органичной частью профессиональной подготовки магистра - необходимой для формирования соответствующего квалификационного уровня менеджера. Это может быть обеспечено путем корректировки формулировок профессиональных задач и профессиональных компетенций по этим видам профессиональной деятельности.

Ключевые слова: уровень образования, уровень квалификации, магистратура, направление подготовки, менеджмент, научно-исследовательская деятельность, педагогическая деятельность, профессиональные задачи, профессиональные компетенции.

Abstract: the article deals with the problem of level approach to professional competence formation required for certain level of manager's professional qualification. Postgraduate education develops competence in the filed of organizational and management activities, while the basic level of this competence was formed in the course of undergraduate education. Besides, Master's degree programme presupposes formation of principally new skills in the field of scientific research and teaching activities. The current version of Master training standard in "Management" specialization in fact makes a link between the tasks in the given spheres of professional activities with the required professional competencies for their accomplishment and orientation of the graduates on scientific and pedagogic career. From the author's point of view the necessity of new competencies in the sphere of scientific research and pedagogic activities is naturally conditioned by the logic of level approach to manager's professional qualification formation. It seems reasonable and appropriate to show in the new version that scientific research and pedagogic activities are not an ultimate goal but stand out as an essential integrated part of postgraduate professional education required for a corresponding qualification level formation of a manager. This can be provided by correction

© С.И. Ашмарина, А.П. Жабин, Е.А. Кандрашина, 2013

of job tasks and professional competencies formulating according to these kinds of professional activities.

Keywords: education level, qualification level, Master's degree programme, field of training, management, scientific research activity, teaching activity, job tasks, professional competencies.

Траектория развития современного высшего образования обусловлена следующими трендами, определяющими специфику и особенности формирования содержательной части и технологий обеспечения образовательных процессов: глобализацией образовательных процессов (ростом числа участников мирового рынка высшего образования; растущей конкуренцией за абитуриентов на международном уровне; расширением числа альтернатив для студентов); цифровизацией образовательного пространства (необходимостью обеспечения сетевого взаимодействия обучающихся и обучающих в реальном и виртуальном времени и пространстве; повышении мобильности ресурсов, идей, людей, инфраструктуры и технологий). Важнейшим трендом, определяющим вектор развития отечественного образования, стало принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В качестве ключевых требований, предъявляемых к современному образованию выступают следующие - образовательные процессы должны быть максимально включенным в жизнь обучаемого, неформальным, реализуемым с помощью современных технологий с возможностями быстрой актуализации, доступным в любых пространствах с использованием дополненной реальности, сетевым.

На наш взгляд, данные условия должны быть максимально учтены и при формировании стандартов подготовки современных бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент». Менеджмент представляет собой направление, в рамках которого профессиональная подготовка разделена на уровни. Полностью соглашаясь с целесообразностью уровневого подхода к подготовке менеджеров, считаем необходимым остановиться на двух проблемах, которые тесно связаны между собой. Эти проблемы в большей степени связаны с идеологией магистратуры как уровня образования, но о них невозможно говорить, не затрагивая и бакалавриат.

Первая проблема - это проблема соответствия уровня образования уровню квалификации. На какие позиции могут рассчитывать выпускники - бакалавры и магистры, обучавшиеся по направлению «Менеджмент»? Какой объем знаний мы должны им давать?

На этот вопрос нам дает Министерство труда и социальной защиты, которое установило требования к уровню квалификации работников. Эти требования разработаны специально для разработки проектов профессиональных стандартов. Одним из показателей уровней квалификации выступают «Широта полномочий и ответственность». Это прямое указание для того, чтобы развести по уровням подготовку менеджеров. Бакалавриат формирует 6-ой уровень квалификации, магистратура - 7-ой уровень и выше.

Таким образом, в рамках бакалавриата осуществляется подготовка самого многочисленного слоя менеджеров низового звена. Для продвижения по карьерной лестнице, которое сопровождается расширением полномочий и ответственности, менеджерам требуется образование второго уровня - магистратура.

Вторая проблема логичным образом вытекает из первой. Это проблема уровневого подхода к формированию профессиональных компетенций, необходимых для определенного уровня профессиональной квалификации.

Таблица 1

Требования к профессиональному образованию по уровням квалификации [1]

Уровень квалификации Уровень ответственности Минимальные требования к уровню образования

5 уровень Ответственность за результат деятельности группы работников или подразделения Среднее профессиональное образование

6 уровень Ответственность за результат деятельности подразделения или организации Высшее образование -бакалавриат; в отдельных случаях - среднее профессиональное образование

7 уровень Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений Высшее образование -магистратура или специалитет.

8 уровень Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Высшее образование -магистратура или специалитет Программы подготовки научно-педагогических кадров

9 уровень Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровне

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом бакалавр по направлению подготовки «Менеджмент» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

• организационно-управленческая;

• информационно-аналитическая;

• предпринимательская [2].

Таким образом, задача бакалавриата состоит в том, чтобы сформировать у выпускников компетенции, необходимые для организации и оперативного управления конкретными видами деятельности, проектами, работами в различных секторах экономики. Этот уровень профессиональной квалификации предполагает наличие у работников способностей к решению типовых профессиональных задач с помощью освоенных в процессе обучения методов.

Уровень профессиональной квалификации магистров предполагает наличие у них способностей решать не только типовые, но и нестандартные профессиональные задачи, характерные для динамично развивающегося бизнеса и изменяющихся условий его функционирования. Соответственно, виды деятельности, к которым готовится магистр по данному направлению подготовки, носят уже совершенно иной характер. К ним относятся:

• организационно-управленческая;

• аналитическая;

• научно-исследовательская;

• педагогическая [3].

Логика формирования уровней квалификации предполагает, что в магистратуре обучающиеся получают дополнительные профессиональные компетенции, которые позволяют им самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, вырабатывать новые подходы к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Безусловно, магистратура развивает компетенции в области организационно-управленческой и аналитической деятельности, базовый уровень которых был сформирован в бакалавриате.

Кроме того, подготовка магистров предусматривает формирование принципиально новых компетенций в области научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Действующая редакция стандарта подготовки магистров по направлению «Менеджмент» фактически увязывает задачи в указанных областях профессиональной деятельности и необходимые для их решения профессиональные компетенции с ориентацией выпускников на научную и педагогическую карьеру. Эта логика отражена и в формулировке области профессиональной деятельности магистров, которая включает научно-исследовательские организации, связанные с решением управленческих проблем, и учреждения системы высшего и дополнительного профессионального образования [3].

С нашей точки зрения потребность в новых компетенциях в области научно-исследовательской и педагогической деятельности естественным образом обусловлена логикой уровневого подхода к формированию профессиональной квалификации менеджеров.

Формирование профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности выступает важным условием разработки магистрами новых креативных подходов к решению задач профессиональной деятельности, которые становятся все более сложными и комплексными по мере карьерного роста.

Успешное построение карьеры сопровождается с одной стороны, накапливанием и обобщением знаний и опыта, а с другой стороны, все большим дистанцированием от операционной деятельности. Соответственно, встает задача передачи знаний и опыта, накопленных по мере карьерного роста, более молодым коллегам, что требует специфических компетенций в области педагогической деятельности.

Представляется целесообразным в новой редакции стандартов четко показать, что научно-исследовательская и педагогическая деятельность не являются самоцелью, а выступают неотъемлемой органичной частью профессиональной подготовки магистра -необходимой для формирования соответствующего квалификационного уровня менеджера. Это может быть обеспечено путем корректировки формулировок профессиональных задач и профессиональных компетенций по этим видам профессиональной деятельности.

Актуальность профессиональных задач и компетенций, которые предлагается внести в стандарт, подтверждается наличием соответствующих требований к менеджерам в Профессиональном стандарте «Управление (руководство) организацией», разработанного Национальным центром сертификации управляющих в 2010 г. [4].

В области научно-исследовательской деятельности действующий стандарт делает акцент на научных проблемах и научных публикациях. В то же время менеджеры среднего и высшего звена должны обладать способностями к созданию новых знаний в первую очередь прикладного характера для принятия управленческих решений в нестандартных ситуациях (см. табл. 2).

В области педагогической деятельности действующий стандарт ориентирует обучающихся на преподавание управленческих дисциплин. Однако, следует признать, что в образовательных проектах профессиональные менеджеры принимают участие преимущественно в качестве экспертов, а не преподавателей. При этом, активно развиваются институты наставничества и коучинга, которые целесообразно подкреплять соответствующими компетенциями (см. табл. 3).

Предлагаемая редакция ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров «Менеджмент» будет точнее отражать реальные запросы бизнес-практики по отношению к подготовке менеджеров и, соответственно, даст вузовским кафедрам и факультетам более разумные и понятные основания для работы с магистрантами в части формирования у них исследовательских и педагогических компетенций.

Таблица 2

Профессиональные задачи и компетенции магистров, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент», в области научно-исследовательской деятельности_

Профессиональные задачи Профессиональные компетенции

Требования ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»)» - выявление и формулирование актуальных научных проблем; - разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения; - разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов; - разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов; - поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования; - подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций - способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9); - способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-10); - способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11); - способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12)

Проект - решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых объектов (организаций и их подразделений, проектов, процессов); - создание новых знаний прикладного характера в области организационно-управленческой деятельности - умение проводить интерпретацию и анализ проблем в области организационно-управленческой деятельности для их решения; - умение осуществлять разработки и использовать их в управлении проектами, ресурсами и командами в новых и нестандартных учебных и трудовых ситуациях

Таблица 3 Профессиональные задачи и компетенции магистров, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент», в области педагогической деятельности

Профессиональные задачи Профессиональные компетенции

Требования ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»)» - преподавание управленческих дисциплин; - разработка образовательных программ и учебно-методических материалов - способность применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин (ПК-13); - способность разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин (ПК-14)

Проект - передача профессионального опыта в области организационно-управленческой деятельности; - разработка учебно-методических материалов и реализация образовательных программ в области менеджмента - способность к систематизации и трансляции информации; - способность сообщать идеи, проблемы и решения как специалистам, так и неспециалистам, используя соответствующие техники

Литература

1. Приказ Минтруда России № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 г. (направлен на регистрацию в Минюст России) [Электр. ресурс]: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 544 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»)» от 20 мая 2010 г. [Электр. ресурс]: http://fgosvpo.rU/uploadfiles/fgos/8/20111115140436.pdf

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 636 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»)» от 18 ноября 2009 г. [Электр. ресурс]: http://fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/36/20110326211205.pdf

4. Протокол заседания Комиссии по профессиональным стандартам РСПП № 5 «Об утверждении Профессионального стандарта «Управление (руководство) организацией» (разработчик - Национальный центр сертификации управляющих») от 6 апреля 2010 г. [Электр. ресурс]: http://ncsu.ru/index.php/2011-09-13-17-44-59/7-2011-09-13-10-01-48/29-2011-09-13-10-15-08.Мт!

К.Л. Матевосова Т.Н. Еремина

ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (ВТО)

TENDENCIES OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE ENTRY OF RUSSIA INTO THE WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO)

Аннотация: вступление России в ВТО в 2012 г. имеет ряд преимуществ в отношении расширения рынков сбыта и конкурентоспособности российской продукции, повышения экологичности товаров и технологий, улучшения инвестиционного климата. Вместе с тем, требуется значительно усовершенствовать российскую законодательную базу и реформировать систему образования с учетом положений Болонского процесса по интеграции России в европейское образовательное пространство. В настоящий момент складываются тенденции совместимости программ различных учебных заведений, нострификации дипломов российских выпускников в иностранных государствах, расширения современных средств и методов обучения, усиления эколого-ориентированного образования, повышения мобильности студентов и преподавателей, использования гибкой системы кредитования и т.д. В то же время, возникает необходимость повышения качества образования (как студентов, так и преподавательского состава высших учебных заведений) с целью их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке труда.

Ключевые слова: интеграция, гармонизация, конкурентоспособность, экологизация, безопасность, риск, образование, реформы, федеральные стандарты, компетенции, эколого-ориентированное высшее образование, тенденции.

© К. Л. Матевосова, Т.Н. Еремина, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.