Научная статья на тему 'Специфика и актуальность философии жизни В. С. Соловьева'

Специфика и актуальность философии жизни В. С. Соловьева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
769
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика и актуальность философии жизни В. С. Соловьева»

КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ Кравченко В.В. Символ гармонии

(Вл.Соловьев и озеро Сайма)......................................................271

Меняшев А.Е. Понятие Софии-Премудрости Божией и Богоматерии в метафизике

Вл. Соловьева...............................276

Сизарова Е.Г. Проблема наказания в правовой концепции Владимира Соловьева..................................................................281

Павленко A.B. К вопросу об информационном подходе в определении высших ценностей..............................................289

НАШИ АВТОРЫ

Н.В. МОТРОШИЛОВА

Институт философии РАН

СПЕЦИФИКА И АКТУАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ В.С.СОЛОВЬЕВА

В литературе о B.C. Соловьеве, как, впрочем, и в литературе о H.A. Бердяеве или С.Л. Франке, явно просматривается такое противоречие: с одной стороны, признано, что в текстах этих выдающихся российских философов широко и фундаментально задействовано понятие жизни, но, с другой стороны, этот факт до сих пор не осмыслен во всей его полноте, значимости и историко-философской релевантности.

Попытке обдумать и по возможности разрешить данное противоречие посвящена эта статья.

1) В философских работах Вл. Соловьева (и его последователей в этом вопросе - H.A. Бердяева и С.Л.Франка) понятие жизни имеет не случайный, смутный, поэтически-беллетристический смысл, но приобретает некоторый категориальный и фундаментальный философский характер. Понятие жизни становится фундаментальным основанием философии Вл. Соловьева, которую вслед за ним самим правомерно назвать философией жизни.

2) Основные положения этой философии жизни, органически вписываясь в метафизическую систему Вл. Соловьева, вместе составляют один из самых ранних в философии XIX века вариантов философии жизни, который можно типологически сопоставить с вариантами философии, условно объединяемыми в направление философии жизни в западной философии.

3) Специфический вариант философии жизни Вл. Соловьева носит парадигмальный характер. Философия жизни в этот период, в том числе в работах Соловьева, становится одной из парадигм, и причем относительно новых парадигм философской мысли вообще, развиваясь параллельно с некоторыми вариантами западной философии жизни - с философией жизни Ф. Ницше, с работами ранних В. Дильтея, А. Бергсона. По отношению же к развитию философии жизни в последующий период правомерно говорить о предвосхищающем характере изысканий Соловьева: это было своего рода теоретическое предчувствие, предварение того поворота к жизни, который наблюдался в философской мысли всего мира на рубеже XIX и XX столетий.

4) Внутри метафизического учения Вл. Соловьева философия жизни играет очень важную функционально-конструктивную роль. Именно с ее помощью, как я полагаю, мыслитель отвечает на позитивный вопрос, который следует за работой по критике отвлеченных начал: чем заменить философию абстрактных, отвлеченных начал, что ей противопоставить? И противопоставляется именно философия жизни с подробной проработкой самого этого понятия и с увязыванием этого понятия с другими фундаментальными понятиями философии Соловьева, например с понятием всеединства.

5) Философия жизни используется Соловьевым для того, чтобы ввести в философию, учесть в ней достижения естество-

знания, прежде всего теории эволюции, различных организми-ческих исследований, - но при этом учесть не на пути широко распространенных тогда позитивистских вариантов, когда философия просто подверстывается к естествознанию и становится его бледным и почтительным двойником. Понятие жизни у Соловьева испытывает философское преобразование, наполняется нетривиальным смыслом и в то же время приобретает универсальный характер для философских исследований.

Вл. Соловьев сам называет свою философию «философией жизни» и ставит задачу разработать именно философию жизни как новую философию неклассического образца. В «Философских началах цельного знания» Вл. Соловьев различает два главных понятия философии: «По первому понятию философия относится исключительно к познавательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии с сферами творчества и практической деятельности, хотя и различаясь от них. Для философии, соответствующей первому понятию, - для философии школы - от человека требуется только развитой до известной степени ум, обогащенный некоторыми познаниями и освобожденный от вульгарных предрассудков, для философии, соответствующей второму понятию, - для философии жизни (выделено мною -Н.М.) - требуется кроме того особенное направление воли, т.е. особенное нравственное настроение, и еще художественное чув -ство и смысл, сила воображения, или фантазии. Первая философия, занимаясь исключительно теоретическими вопросами, не имеет никакой прямой внутренней связи с жизнью личной и общественной, вторая философия стремится стать образующей и управляющей силой этой жизни» .

Это заявление можно считать программным; оно находит подтверждение и продолжение в целом ряде других, более поздних работ Соловьева, где он в таком же смысле использует понятие жизни. Здесь важно то, что замышляется такая филосо-

фия, которая не только внутри самой себя выполняет некоторые, хотя бы и очень важные теоретические задачи, философия, которая апеллирует не только к познанию и познавательной способности человека, но к воле, к воображению, к нравственному, эстетическому и другим началам. Таким образом, понятие жизни становится конгениальным понятию всеединства - в том смысле, прежде всего, что здесь имеются в виду разносторонние задачи философии как философии метафизической, как философии, решающей гносеологические, этические задачи, эстетические, философско - исторические и другие задачи. В известном смысле все основные измерения философии замышляется объединить понятием жизни. Итак, понятию жизни придано центральное и, можно сказать, парадигмальное значение. Здесь совершенно определенная параллель с западными вариантами философии жизни. Во всех этих философских учениях также имеется в виду осуществить необходимый поворот от «застревания» классической философии на некоторой системе отвлечений или абстракций, причем таких абстракций, которые приобретают самостоятельный характер и чуть ли не превращаются в некие самодовлеющие сущности, как бы существующие вне и независимо от того, от чего они были отвлечены. Вот почему можно утверждать, что у Соловьева понятие жизни противопоставляется тем разрывам, тем дихотомиям и тем привычкам к отвлеченным началам, которые он приписывает всей предшествующей философии.

А вот новая философия - именно как философия жизни -должна дать новый синтез философии природы, философии человека и общества, обеспечить построение ее как религиозной философии, которая опирается на всеединство, то есть единство Добра, Истины и Красоты.

Понятие жизни играет ключевую роль в различных работах Соловьева. Но особенно подробно оно разбирается в «Философских началах цельного знания», в работах «Красота в природе», «На пути к истинной философии», «Оправдание добра» и, наконец, в превосходных работах, объединенных под названием «Теоретическая философия».

В работе 1883 года «На пути к истинной философии» Соловьев говорит о смуте ума, к которой привели односторонние позиции чистого механизма и чистой мысли. Соловьев пишет: «Выход из этой смуты ума один: отказаться от коренного заблуждения, производящего всю эту путаницу, т.е. решительно признать, что и мертвое вещество и чистое мышление, res extensa и res cogitans, и всемирный механизм и всемирный силлогизм суть лишь отвлечения нашего ума, которые сами по себе существовать не могут, но имеют действительность только в том, от чего они отвлечены, в чем - то третьем, что не есть ни бездушное вещество, ни бесплотная идея. Чтобы обозначить это третье не в нем самом, а в самом общем его проявлении, мы скажем, что оно есть жизнь... Необходимо признать полную реальность того, от чего они отвлечены, т.е. необходимо признавать полную реальность жизни и наше объяснение жизни не сводить к ее отрицанию.

Жизнь, - продолжает Соловьев, - есть самое общее и всеобъемлющее название для полноты действительности везде и во всем. Мы с одинаковым правом говорим и о жизни божественной и о жизни человеческой, и о жизни природы» . Следует подчеркнуть здесь понятийную, категориальную сторону: жизнь в понимании Соловьева не тождественна, скажем, только органической природе. Жизнь - не некая биологическая категория, а именно философская категория, причем применяется она для обозначения реальности, действительности, полноты, изначаль-ности существования и развития всего, что есть в мире, что объединено в такие типологические единства, каковы природа, человек, Бог, и что может находить проявление в конкретных дробных разновидностях жизни (таких как духовная, личная, лично-общественная, историческая, религиозная, нравственная и другие, выражаясь словами Соловьева, жизненные формы). Для Соловьева очень важно в категориальном плане утверждение, что «жизнь» - это некоторое новое положительное содержание, нечто большее сравнительно с безжизненной материей. Здесь один из самых трудных пунктов: не есть ли это некий символ, некая метафора, которая глубокого философского со-

держания и не имеет? Мне кажется, что такой символизм, или метафоризм, в понимании жизни имеет место. Ведь жизнь - собирательное понятие, которое Соловьев расшифровывает в философском, положительном содержании с одной стороны, с другой стороны, он надеется на наши ассоциации, ассоциации эстетического, конкретно-научного, этического плана. При этом для Соловьева чрезвычайно важно уйти от плоского эволюционизма и биологизма в понимании и жизни и того, что расшифровывает жизнь, то есть организма. Биологизм же состоит в том, что утвердившееся в биологии частное, специфическое понимание жизни, живого организма становится основанием для внешнего сведения к биологическому всего того, что стоит как бы на высшей ступени этой жизни. Таким образом, высшее как бы выводится из низшего. Соловьева такое сведение решительно не уст -раивает. Напротив, он полагает, что в философское понятие жизни включено вот такое содержание: нельзя выводить большее из меньшего, как это делается, скажем, в плоских теориях эволюции. С каждой новой, более высокой ступенью жизни, -например, при переходе от животной формы жизни к человеческой, - возникает известный «плюс бытия». Это выражается в том, что человек не подчиняется себе как животному. Человек с точки зрения биологии есть животное и может так анализироваться, но высшие формы, или типы жизни, бытия (хотя они исторически, возникают после низших) не есть проявления или создания этих низших форм. Метафизически, то «первее» низших форм. И каждое высшее проявление жизни в известном смысле, говорит Соловьев, есть новое творение.

Соловьев пытается здесь попутно решить сверхзадачи, которые всегда стояли перед ним при любом философском построении - сверхзадачи обоснования религиозного воззрения. Нужно сделать так, чтобы Бог как бы отвечал за весь мир, но чтобы он не растворял в некоемом тождестве - будет ли оно названо жизнью или чем - нибудь другим - все, что Он творит. Все высшее, что Он творит, - это новое творение. Человек должен осознать философскую наполненность понятия жизни таким совершенно особенным содержанием, поскольку из этого вытекает

множество практических задач, а также вытекает и особая философия истории.

Очень важно отметить целостность принципов и их взаимодополнительность: жизнь отсылает к всеединству, всеединство отсылает к жизни. Таким образом, можно утверждать, что один из аспектов философии жизни Соловьева - это увязывание жизни и всеединства. Но увязывание это не иерархическое, не по принципу одно главнее другого, а по принципу взаимной связи. Через понятие жизни мы иллюстрируем и понятие всеединства: всеединство тогда содержательно раскрывается, когда мы последовательно рассматриваем все ступени, формы, возможности жизни. На этом пути Соловьеву сподручно использовать понятие организма. Следовательно, его философию сложно назвать также организмической философией.

Соловьев часто пользуется понятием «организм». Например, когда он говорит о человечестве, о продвижении к всецель-ной жизненной организации, к собирательному организму, причем он считает, что ссылки на жизнь и организм - здесь не туманные общие метафоры, а некоторые векторы направления исследования, свидетельствующие об органической или организ-мической целостности в анализе этих сфер. Даже теологическая сторона философии Соловьева как бы увязывается с этим поня -тием жизни: он говорит о понятии безусловного начала жизни и знания, безусловного и всеобъемлющего начала всякого бытия, или о Божестве.

Еще один аспект философии жизни Соловьева - это увязывание жизни и красоты. В принципе, согласно Соловьеву, цельность, действительность, силу жизни мы более всего способны открыть именно эстетически. Когда мы созерцаем мертвую природу, то есть ту, которую как будто бы и нельзя подверстать к узко истолкованному понятию жизни, мы все-таки проникаемся тем, что жизнь в философском понимании связана и с неорганической природой. Итак, Соловьев придает понятию «жизнь» очень широкое значение, выходящее за пределы биологического понимания организма. Соловьев так и говорит о неор-

ганическом мире: «Красота принадлежит или таким предметам и явлениям, в которых вещество прямо становится носителем света, или таким, в которых неодушевленная природа как бы одушевляется и в своем движении являет черты жизни» .При этом он говорит, что природа помимо органических существ, растений и животных имеет в себе жизнь, то есть способность к внутренним восприятиям и самостоятельным движениям. Это - одно из определений понятия жизни у Соловьева. Камень, с точки зрения Соловьева, есть нечто отдельно сущее, а поэтому в философском смысле тоже организм. Человеческий организм - тем более организм; каждый орган тела человека - организм. Короче говоря, во всем есть жизнь постольку, поскольку есть способность к саморазвитию, к некоторой реализации того плана, который в творение заложен самим Богом. В основе жизни - способность к активной, самостоятельной реализации. В эстетических работах Соловьев поэтически говорит об этом. Он развивает поэтико-эстетическую философию жизни, стремясь сообщить понятию жизни такое содержание, которое он выражает в следующем определении: «Жизнь, - говорит он, - по самому широкому своему определению есть игра или свободное движение частных сил и положений, объединенных в индивидуальном целом» . Поэтому если есть хоть какая- то индивидуализация, то есть если есть сущее, то это сущее наполнено жизнью - независимо от того, принадлежит ли оно биологической жизни в узком смысле или нет.

В.Соловьев начинает работу «Философские начала цельного знания» с «Общеисторического введения», имеющего подзаголовок «О законе исторического развития». Хотя непосредственной задачей автора, как видно уже из заголовка введения, является анализ исторического развития, реализации этой цели предшествуют общие тезисы относительно развития как такового.

В. Соловьев признает, что понятие развития с начала XIX века «вошло не только в науку, но и в обиходное мышление», однако отмечает, что логическое содержание идеи развития «остается весьма смутным и неопределенным». Прояснение понятия

«развитие» В. Соловьев мыслит на пути его «увязывания» с понятием «организм», на котором и предполагается сделать акцент - вопреки традиции, которая положила в основу философии понятие «простой субстанции», неспособной к развитию. В этом смысле философский шаг В.Соловьева - от субстанции к организму как понятийной «клеточке» философии - является кардинальным как шаг на пути от догматической метафизики с ее конструированными, абстрактными понятиями к новой метафи-зико-эволюционной философии как философии жизни. В таком преобразовании было логично опереться на понятие организма.

В том тексте, который мы сейчас разбираем, понятию организма вверяется сразу две системные задачи.

Во-первых, понятие организма позволяет ввести эволюционную координату, измерение развития, позволяет спроектировать философию жизни взамен догматической метафизики. «Если же подлежащим развитию не может быть ни безусловно простая субстанция, ни механическое внешнее соединение элементов, то им может быть только единое существо, содержащее в себе множественность элементов, внутренне между собой связанных, то есть живой организм. Действительно, развиваться в собственном смысле этого слова могут только организмы, что и составляет их существенное отличие от остальной природы» . И пусть не всякие изменения в организме означают его развитие, все-таки «организмическая» философия жизни начиная с ранних работ Соловьева образует своего рода отправной пункт в его критике традиционной метафизики и обосновании теории развития.

Во-вторых, отправляясь от организма, Соловьев пролагает путь от общей философско-метафизической теории организми-ческой эволюции к пониманию исторического развития, то есть к философии истории, где на первый план выдвигается важная соловьевская идея, выраженная в следующих словах: «...как собирательных характер человеческого организма не препятствует человеку быть действительным индивидуальным существом, так точно и собирательный характер всего человечества не препятствует ему быть столь же действительным индивидуальным су-

ществом. И в этом смысле мы признаем человечество как настоящий органический субъект исторического развития» .

В-третьих, и это относится уже, скорее, к социально-философскому и философско-историческому аспектам творчест -ва раннего В.Соловьева, в данном контексте компактно развита идея о «специфических особенностях духовного организма», каковым является человечество, - что позволяет распространенному в биологистских, организмических концепциях сведению общества и человечества к «организмам низшего порядка», а также позволяет применить «великий логический закон развития, в его отвлеченности формулированный Гегелем, к общече-левеческому организму во всей его совокупности» . И здесь мы видим, что метод организмической философии жизни Соловьева - не сведение, как в биологизме, а выведение, прорыв к «высшим организмам».

В-четвертых, опора на «организмическое» понимание развития в применении к обществу и истории позволяет В. Соловьеву особым образом подойти к критике западной цивилизации. Рассматриваемая в свете «непреложного Закона развития», она предстает лишь как один, при том переходный этап развития, который должен уступить место следующему этапу, ибо западная цивилизация не смогла сделать свои результаты «действительно всеобщими или вселенскими» . «Отдельный эгоистический интерес, случайный факт, мелкая подробность -атомизм в жизни, атомизм в науке, атомизм в искусстве - вот последнее слово западной цивилизации» . Итак, снимаются (в смысле Ап&еЬеп, диалектического снятия) такие формы, которые развивают не органическое единство жизни, а толкают в направлении «атомизации», распада единства.

В заключение хотелось бы обратить внимание вот на какой момент философии жизни Вл. Соловьева. Дело в том, что в теории всеединства, а также и в других аспектах своей метафизики Вл. Соловьев достигает глубочайшего драматизма. Для него всеединство - не нечто благое, не нечто такое, что реализуется как игра механических сил, что проходит под знаком некоторой прекрасной целостной идеи или идеала. На самом деле

жизнь - именно свободная игра сил, а значит, драматическое столкновение разнонаправленных начал. Он проявляет реалистическую содержательность, скажем, в том, что он пишет о понятии красоты. Красота - аксиома жизни, красота - сторона жизни. Но он не выключает из рассмотрения все, что можно назвать безобразным в природе, несовершенством красоты и т.д. Для Соловьева жизнь - это не благостное и не абстрактное метафизическое понятие, а именно жизненное понятие, то есть связанное со всеми теми моментами раскола, противоречий, несовершенства, драматизма, которые жизни-то, собственно, и присущи. И здесь неотъемлемая сторона всей философии Соловьева: в ней всегда есть вектор единения и всегда есть вектор раскола, а если есть то и другое, значит, есть полный напряжения драматизм, и вот это-то как раз и есть жизнь, то есть драматизм, столкновение противоположных начал, не гарантированное столкновение, развитие свободы во что бы то ни стало. Все в природе живо, во всем есть игра самостоятельных сил, а значит, нет гарантированного продвижения к какому-то высшему идеалу. И все-таки в концепции Соловьева применительно как к человеку, так и миру вообще есть некоторая составляющая - ее можно назвать верой или теологической первоосновой, она связана с тем, что внутренний рост человека и человечества, пусть и глубоко драматический, идет в направлении совершенствования. Эта идея развита Соловьевым в работе «Идея сверхчеловека», посвященной Ф. Ницше. Обычно обращают внимание на критическую солидарность Соловьева с понятием сверхчеловека Ницше. Представляются еще более интересными второй и третий разделы этой статьи, где Соловьев как раз говорит о понятии жизни, где его философия прямо перекликается с западной философией жизни, в частности с понятием жизни у Ницше. Разумеется, существует очень серьезное различие, потому что упомянутые идеи космического усовершенствования, внутреннего роста, прогрессирования и т.д., которые Соловьев, несмотря на все противоречия, отстаивает, это, как известно, находится в резком контрасте с тем, что о жизни, тем более о жизни человеческой, полагает и думает Ницше: человеческий род не прогрес-

сирует, он находится в упадке, человек недалеко ушел от животного. Надо сказать, что реалистически Соловьев со многим вынужден согласиться с Ницше. Но все же, как религиозный мыслитель - в отличие от антирелигиозно настроенного Ницше, -Соловьев связывает с космическим ростом вообще усложнение, усовершенствование природного бытия, как он говорит, в развитии и органических форм растительной, и форм животной жизни.

Общий вывод. В историко-философском, критическом аспекте философия жизни В.Соловьева направлена на преодоление абстрактных, отвлеченных (именно от жизни) начал и принципов, подменяющих собою цельность самой жизни (природы, человека, духа), а также на снятие теоретических дихотомий, разрывающих стороны живых противоречий сущего. (Обобщенно -это попытка преодоления разрыва между res extensa и res cogitans, между «всемирным механизмом и всемирным силлогизмом»).

С положительной теоретической стороны, в философии жизни Соловьева заключены следующие конструктивные моменты:

а) из общего понятия жизни, подвергающегося самому широкому толкованию, извлекаются метафизические компоненты, которые положены Соловьевым в основание его философии - «полноты действительности», «реальности», «саморазвития», способности к активной самореализации , заключенной во всяком индивидуализированном сущем;

аО понятие жизни позволяет Соловьеву протянуть нить универсальной, поистине космической всеобъединяющей связи через все формы и виды сущего и в то же время отстоять философскую, надбиологическую организмическую идею эволюции;

б) в понятии жизни Соловьев одновременно воплощает теологическое, метафизическое, эстетическое и социально-философское содержание; это понятие цементирует философскую систему Соловьева - подвижную, живую систему, противопоставляемую застывшим системам философии прошлого;

в) понятие жизни тесно связано в философии Соловьева с понятием абсолютного «всеединства»;

г) философия жизни Соловьева, сохраняющая (в отличие, например, от философии жизни Ницше) вектор совершенствования жизни, надежду на победу жизни над смертью, веру в силу и попечительство Богу, вместе с тем бесконечно далека от прекраснодушного оптимизма и принимает в расчет вектор раскола, противоречивости, упадка (имеющий космически-витальное происхождение и порой, особенно в философии истории, принимающий апокалипсические формы).

Для историко-философской науки очень важно умение разглядеть и прогнозировать переходные эпохи, в которые на смену философиям «отвлеченных начал» обязательно приходят новые формы философствования, апеллирующие к цельности, полноте, всеединству жизни.

1 Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев B.C. Соч. В 2 т. Т.2. М., 1988. - С. 179.

2 Соловьев B.C. На пути к истинной философии // Там же. С. 330.

3 Соловьев B.C. Красота в природе // Там же. С. 364.

4 Там же. С. 367.

5 Соловьев B.C. Там же. С. 141.

6 Там же. С 145.

7 Там же. С 147.

8 Там же. С. 169.

9 Там же. С. 171.

ТВОРЧЕСТВО ВЛ.СОЛОВЬЕВА: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ДИСКУРСИВНЫХ ФОРМ

Н.Г.БАРАНЕЦ

Ульяновский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.