Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / ARTEDUCATION / AESTHETIC EDUCATION OF DECORATIVE AND APPLIED ART / TRADITIONS OF DECORATIVE AND APPLIED ART / INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION / THE PROCESS OF ART EDUCATION AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максудова Шуайнат Амуслимовна

В статье рассматриваются вопросы в сфере современного художественного образования и эстетического воспитания детей. Особое значение автор статьи придаёт определению статуса декоративно-прикладного искусства, которое трактуется им как художественные предметы, выполненные из разнообразных материалов и техник в различных стилистических и видовых направлениях, создаваемые на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Такая позиция декоративно-прикладного искусства позволяет автору позиционировать его как средство художественного образования и эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования. Одним из учреждений, реализующих программы художественного образования на традициях декоративно-прикладного искусства, являются учреждения дополнительного образования детей. Исследование проводилось автором на примере традиций декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.The article deals with issues in the field of modern art education and aesthetic education of children. The author of the article attaches special importance to the definition of the status of decorative and applied art, which is interpreted by him as artistic objects made of various materials and techniques in various stylistic and specific directions, created throughout the centuries-old history of human civilization. This position of decorative and applied art allows the author to position it as a means of artistic education and aesthetic education of children in institutions of additional education. One of the institutions that implement art education programs based on the traditions of decorative and applied arts is the institutions of additional education for children. The study was conducted by the author on the example of the traditions of decorative and applied art of the peoples of Dagestan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максудова Шуайнат Амуслимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

6. Магин В.А. Противодействие идеологии экстремизма средствами формирования российской гражданской и цивилизационной идентичности в полиэтничной студенческой среде / Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде : сборник статей / сост. В.В. Каберник. — Москва: МГИМО-Университет, 2018. — 191 с. - С. 12-20.

7. Магин В.А. Развитие и социализация личности студента Северо-Кавказского федерального университета / материалы VIII Международной конференции исследователей высшего образования «Университеты, меняющие себя и мир» (19-21 октября 2017 г.) - Москва: НИУ «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]: http://www.innocentre.tversu.ru/websites/28/ckeditor_assets/attachments/1395/programma_konferentsii_raivo_2017_ 12_10_17.pdf

8. Магин В.А. Теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 235-237.

9. Магомадова З.Х. Гуманистические идеи как основа развития толерантного сознания молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 53-54

10. Мустафаева А.Р., Гайдарова Л.И., Курбанова А. Педагогическое просвещение родителей в области нравственного формирования личности и профилактики экстремизма // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 66-68

11. Пименова Е.В., Сёмина И.С., Соколова И.Ю., Сорокопуд Ю.В., Уварова Н.Н., Дьяченко А.С. Формирование имиджа будущего педагога в процессе профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № T.1. С. 296-302.

12. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" на 2012-2021 годы http://www.ncfu.ru/export/uploads/docuniversity/razvitie/izm_progr_razvit_skfu_18.07.2015.pdf

13. Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России // Мир образования - образование в мире. 2010. № 1 (37). С. 11-15.

14. Ученые СКФУ приняли участие во Всероссийской конференции по противодействию терроризму http://www.ncfu.ru/university/stop_terror/novosti/Informaciya/Uchenye-SKFU-prinyali-uchastie-vo-Vserossiiskoi-konferencii-po-protivodeistviu-terrorizmu/

Педагогика

УДК 371

аспирантка Максудова Шуайнат Амуслимовна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы в сфере современного художественного образования и эстетического воспитания детей. Особое значение автор статьи придаёт определению статуса декоративно-прикладного искусства, которое трактуется им как художественные предметы, выполненные из разнообразных материалов и техник в различных стилистических и видовых направлениях, создаваемые на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Такая позиция декоративно-прикладного искусства позволяет автору позиционировать его как средство художественного образования и эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования. Одним из учреждений, реализующих программы художественного образования на традициях декоративно-прикладного искусства, являются учреждения дополнительного образования детей. Исследование проводилось автором на примере традиций декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.

Ключевые слова: художественное образование, эстетическое воспитание декоративно-прикладное искусство, традиции декоративно-прикладного искусства, учреждения дополнительного образования, процесс художественного образования и эстетического воспитания детей.

Annotation. The article deals with issues in the field of modern art education and aesthetic education of children. The author of the article attaches special importance to the definition of the status of decorative and applied art, which is interpreted by him as artistic objects made of various materials and techniques in various stylistic and specific directions, created throughout the centuries-old history of human civilization. This position of decorative and applied art allows the author to position it as a means of artistic education and aesthetic education of children in institutions of additional education. One of the institutions that implement art education programs based on the traditions of decorative and applied arts is the institutions of additional education for children. The study was conducted by the author on the example of the traditions of decorative and applied art of the peoples of Dagestan.

Keywords: arteducation, aesthetic education of decorative and applied art, traditions of decorative and applied art, institutions of additional education, the process of art education and aesthetic education of children.

Введение. Современное состояние художественного образования и эстетического воспитания в Дагестане определяется рядом факторов.

Как определяют исследователи [1-8], основные проблемы художественного образования и эстетическое воспитания в Дагестане можно условно разделить на две большие группы: организационные и методические.

Организационные причины связаны с преподаванием художественной культуры и искусства, в. частности, в учреждениях дополнительного образования (УДО). Нередко занятия искусством дети воспринимают как необязательные и несерьезные. Такой взгляд может отрицательно сказаться на эффективности обучения ребёнка в условиях дополнительного образования. в этой связи педагог дополнительного образования должен так организовать свою работу с учащимися, что бы, с одной стороны, не отбить интерес к обучению излишней требовательностью. В то же время педагог, с другой стороны. должен суметь создать необходимую мотивацию, достаточную для того, что бы учащиеся прикладывали определённые усилия в овладении художественным искусством.

Рассматривая вторую группу проблем художественного образования и воспитания, следует отметить парадоксальность ситуации, заключающейся в том, что, отставая от развитых стран по измеримым параметрам, фактически не признавая его ценности для детей и общества, мы обладаем теоретическими разработками, методическими достижениями и конкретными учебными программами высокого мирового уровня. Но неожиданное препятствие художественному образованию создал Закон об авторском праве, который фактически лишает авторов и издателей учебников и учебных пособий возможности знакомить детей с лучшими образцами народного и мирового искусства. Необходимо урегулировать данную проблему. Но ещё более значимым является тот факт, что в условиях дополнительного образования преподавание ведётся по авторским методикам. Для совершенствования работы педагога дополнительного образования необходимо оказывать методическую помощь по созданию авторских программ. И в то же время необходимо оказывать поддержку педагогам, чьи авторские методики доказали свою эффективность. Необходимо помочь таким педагогам распространить свой опыт и создать условия для его освоения и распространения в учреждениях дополнительного образования.

Тем самым для совершенствования деятельности УДО необходимо объединение Культуры и Образования в рамках образовательной проблематики со всеми информационными, административно-юридическими и финансовыми последствиями такого объединения. Так же должны произойти серьёзные изменения в системе подготовки преподавателей УДО разных видов кружковой деятельности. Как показывает изучение опыта, в вузах России внедрено ещё недостаточное количество образовательных программ, непосредственно осуществляющих подготовку педагогов дополнительного образования школьников в сфере художественного творчества. Однако, достаточно эффективно себя зарекомендовали различные формы повышения квалификации и, прежде всего, мастер-классы, которые необходимо организовывать как на базе самих учреждений дополнительного образования, так и в условиях учреждений повышения квалификации работников образования.

Изложение основного материала статьи. Успешно работать в учреждениях дополнительного образования детей может только тот педагог, который достаточно глубоко овладел правилами методами преподавания своего предмета, а также учитывает особенности детей и уровня их художественной подготовки. Последняя, в свою очередь, в значительной степени определяется окружающей средой, в которой выросли дети.

Применительно к условиям Дагестана это особенно важно, так как именно здесь широко развиты художественные промыслы. Речь, естественно, идёт не об учебных дисциплинах, а об одном из них художественное образование и эстетическое воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. В условиях учреждения педагог по этой сталкивается с очень важной особенностью детей - совершенно различная подготовленность до учреждений дополнительного образования. Чтобы достаточно плодотворно вести свою преподавательскую работу, педагог должен тщательно учитывать состав своих детей, то есть знать кто, где и в каких условиях воспитывался. Дети, как известно, очень восприимчивы к окружающему, они запоминают все действия педагога, в том числе трудовые, художественные умения, навыки и оценки. Нельзя не учитывать и этические особенности Дагестана: очень внимательное и уважительное отношение детей, так и трудовой деятельности педагога.

Как уже говорилось, Дагестане характерно широкое развитие художественного образования и эстетического воспитания. Поэтому педагог обязан быть и своего рода психологом - использовать при преподавании общепринятого курса умения в учреждениях дополнительного образования, умения и навыки детей, которые могут помочь им глубже и полнее усвоить предмет. Это учитывается и современной педагогической наукой, которая обращает внимание на особенности детей, определяемые конкретными историческими условиями.

Из вышесказанного вытекает логический выход: педагог, работающий в определённом национальном и историческом регионе страны для повышения эффективности своей деятельности должен иметь постоянный художественный контакт с коллегами из других районов и областей с аналогическими условиями, обмениваться с ними педагогическими и методическими находками. Это как конечный результат способствует повышению эффективности деятельности в учреждениях дополнительного образования.

Учёные [2-51 выделяют следующие функции дополнительного образования, определяющие его содержание (табл. 1.):

Таблица 1

Основные функции дополнительного образования школьников

№ Функции

1. рекреационная,

2. психотерапевтическая,

3. коммуникативная,

4. ценностно-ориентационная,

5. социально-адаптационная,

6. профориентационная,

7. культурообразующая и др.

Обучение - это процесс удовлетворения детьми их различных образовательных потребностей. В современных учреждениях дополнительного образования детей обучение ведётся по самым разным предметам, в соответствии с реализуемыми направленностями. Как уже неоднократно говорилось в этой статье, особую роль в учреждениях дополнительного образования играет художественное образование и образование в других сферах искусств. Специфика этого образования заключается в том, что оно осуществляется на основе художественных способностей. На их основе у учащихся происходит развитие навыков и умений в определённых видах художественной деятельности. Всё это накалывает определённые обязательства на педагога дополнительного образования, манера преподавания которого должна отличаться от такового в усвояли учреждений общего образования.

Так, при объяснении нового материала педагог дополнительного образования должен менять тон речи, жесты и мимику, превращаться в увлекательного, эмоционального рассказчика. Объяснение надо стараться сделать ярким по форме и богатым, эмоциональным по содержанию.

Большую роль играет чередование видов художественной деятельности, художественного образования и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей отведение времени для выполнения любимой работы.

Желательно, чтобы занимались в кружке по всем видам декоративно-прикладного искусства. У каждого из детей есть свое любимое дело, и занятия строятся так, чтобы все дети могли как можно больше времени уделять своему увеличению [1].

Художественное образование и воспитание в учреждениях дополнительного образования детей также влияет на художественные способности детей, которые развиваются в процессе усвоения и применения на практике специальных знаний, умений и навыков.

На первом занятии в учреждении дополнительного образования дети, как правило, рисуют и лепят на тему, выбранную ими самими. В работах на свободную тему наиболее ярко проявляется индивидуальные способности, интересы, знания, навыки детей. Тем самым у педагога дополнительного образования появляется возможность провести первичную диагностику сформированных художественных умений и навыков. На основе полученных данных педагог проектирует дальнейшие занятия с учащимися [3].

В дополнительном образовании обучение, прежде всего, основано на интересе ребёнка. Это связано с тем, что одними из главных принципов дополнительного образования являются - принцип добровольности и принцип доминирования интересов детства.

Проблема интереса также тесно связано с проблемой способностей. Безусловно учащиеся, обладающие выраженными творческими и художественными способностями, быстрее и лучше овладевают необходимыми навыками в художественной деятельности. однако, как показала практика, лучшие результаты показывают в конечном итоге те учащиеся, которые обладают выраженными волевыми качествами, у которых сформирована способность доводить до конца свои усилия, способностью к постоянному совершенствованию своих умений, в том числе в художественной деятельности.

Индивидуальный подход во время организации кружковых занятиях в условиях УДО, является одним из важных в художественном образовании и воспитании. Он помогает вовлечь всех детей в художественную деятельность. Тем самым в учреждения дополнительного образования имеются большие потенциальные возможности для изучения индивидуальных способностей детей с последующей разработкой индивидуального маршрута обучения ребёнка, исходя из его интересов, притязаний, способностей и личностных качеств [8].

Дети отлично чувствуют объем, возможности материала, прекрасно учитывает функциональное значение предмета. Но для каждого из них характерны свои недочёты: первый - слабо ощущает объем, второй - закономерности орнамента, его связь с плоскостью. Причём это не мешает им, каждому в достаточной степени усваивать недостающие знания, что позволяет им добиться необходимых успехов в общем художественном образовании.

Задача педагога - разобраться в том, какие из накопленных детьми знаний и умений можно использовать в преподавании, обусловленного кружковой программой, а что необходимо поправить, скорректировать обратить на пользу детей.

Педагог не должен разрушать то, что приобрели дети до УДО их художественное образование и эстетического воспитание. Напротив это должно стать составной частью обучения в УДО. Не основной -иначе программа УДО пойдёт на поводу местных традиций, а именно составной частью, облегчив детям учёбу на определенных ее этапах и обогатив их при освоении основополагающих принципов художественного образования и воспитания реальной действительности.

Выводы. Изложенные в данной статье специфические особенности организации художественного образования и эстетического воспитания в условиях УДО, на наш взгляд, наиболее эффективны. При данном подходе для учащихся облегчается путь к приобщению к общенациональным художественным ценностям. Одним из важнейших дидактических приёмов при этом является выработка у детей умения мыслить художественными образами, уметь предвосхищать заранее конечный результат своей художественной деятельности. Это умение позволяет учащимся значительно ускорить процесс усвоения художественных навыков, умения видеть в окружающей действительности различные объекты, которые можно перенести на бумагу или холст, в том числе умение переработать виденное в природе в орнаментальные мотивы на основе народной техники отдельных видов декоративно - прикладного искусства, выработанной веками.

Литература:

1. Асриева О.О. Музыкально-эстетическое воспитание в современной школе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 46-49

2. Баев А.Ю., Маврин С.А. Художественное воспитание студентов колледжа в процессе обучения основам вокального искусства // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 16-18.

3. Бондаренко В.А. Развитие интересов и способностей школьников в кружковой деятельности // Начальная школа. - 1987. - №3

4. Гизатуллина К.Х. Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 55-56.

5. Жуйкова Т.П., Дорофеева Т.А. Профессиональная подготовка будущего педагога с учётом регионального компонента // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 33-34.

6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / 2-е изд., испр. И доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 159 с.

7. Мещерякова Е.В., Мещерякова Ю.В., Спиридонова Е.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе внеурочной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 52-53.

8. Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей подростков к народному творчеству Available at: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=784212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.