УДК (378.147:61) ББК (74.48Р3)
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Н.С. Грибова, Н.А. Тарасюк
Аннотация. В статье рассмотрена специфика процесса формирования социокультурной компетенции в ходе изучения иностранного языка специалистами направления подготовки «Лечебное дело». Приводится номенклатура всех составляющих социокультурной компетенции; определяется роль социокультурной компетенции в реализации учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач в процессе иноязычного образования специалистов направления подготовки «Лечебное дело» в условиях глобализации и взаимодействия представителей различных стран медицинского сообщества, а также ее связь с основными аспектами медицинской профессиональной деятельности.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, иноязычное образование, специалист сферы медицинского обслуживания.
N.S. Gribova, N.A. Tarasuk
Abstract. The article reflects the main peculiarities of social and cultural competence formation in the process of future doctors' professional training. The article includes a detailed range of all the components of social and cultural competence and depicts the role of the competence in the process of implementation of academic tasks: instructive, cognitive, developing and upbringing within the globalization and interaction of medical specialists from various countries. The article defines the connection between social and cultural competence and the main aspects of the medical professional activity.
135
PECULIARITIES OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE FORMATION IN THE PROCESS OF FUTURE DOCTORS' PROFESSIONAL TRAINING ON THE BASIS OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS
Keywords: social and cultural competence, foreign language education, medical service specialist.
136
Стремительное развитие международных контактов, обусловленное вхождением России в европейское экономическое, образовательное и социокультурное пространство, значительно повышает спрос на высококвалифицированных специалистов различных областей, в том числе специалистов сферы медицинского обслуживания. Эффективность функционирования коммуникативной компетенции будущих врачей обусловлена взаимодействием комплекса компетенций, входящих в нее, особое место среди которых занимает социокультурная компетенция.
Социокультурная компетенция проявляется в способности учитывать в актах общения особенности страны, истории народа, с представителем которого идет общение. Она включает и лингвострановедческий компонент, что предполагает знание, понимание и правильное использование национальных реалий, которые обозначают предметы, явления, понятия (обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, социальные стереотипы и другие), уникальные для определенного социокультурного сообщества [1].
Представляется значимой для исследования проблемы формирования социокультурной компетенции у будущих специалистов-медиков концепция И.И. Халеевой, которая основывается на обязательном учете в процессе иноязычного образования основных категорий, положенных в основу отличия культур. В своей структурированной общности они образуют специфический профиль отдельно взятой культуры и называются структурными признака-
ми. К таким признакам относятся: национальный характер, базисная личность; восприятие окружающего мира; переживание времени; ценностные ориентации; образцы поведения; обычаи, нормы, роли; социальные группировки и отношения [2]. Указанные категории должны найти отражение в процессе формирования социокультурной компетенции будущих специалистов-медиков и стать базой содержания обучения основным составляющим социокультурной компетенции.
Социокультурная компетенция в рамках иноязычной коммуникативной компетенции студентов направления подготовки (специальности) «Лечебное дело» включает знания реалий систем здравоохранения стран родного и изучаемого языков, а также умения и навыки адекватно интерпретировать, обобщать и представлять информацию относительно сходства и различий в реалиях сферы здравоохранения контактирующих культур. В структурном плане социокультурная компетенция студентов указанного направления подготовки включает три компонента: знания относительно системы здравоохранения страны изучаемого языка и России (структуры; принципов государственной и частной систем здравоохранения; этапов развития; способов финансирования здравоохранения; государственной и частной медицины; системы государственного и частного медицинского страхования; нормирования и контроля в здравоохранении; государственных программ / национальных проектов, направленных на поддержку развития здравоохранения;
реформ здравоохранения; подготовки кадров для данной сферы), а также умения и навыки (работать с основными типами литературы (справочной, учебно-справочной, учебной) и ресурсами сети Интернет по медицинскому профилю при выполнении познавательно-исследовательских страноведческих проектов или в ходе реализации профессиональных целей; производить отбор, обобщение, классификацию, анализ фактов и явлений, одновременно изучаемых культур при работе с различными видами литературы и ресурсами сети Интернет; проводить сравнения и видеть аналогии в ходе изучения аспектов культуры стран родного и изучаемого языков по медицинскому профилю; опознавать и интерпретировать социокультурно маркированные лексические единицы по медицинскому профилю; реферировать аутентичные страноведческие материалы по медицинскому профилю, переводить их с иностранного на родной язык; осуществлять подготовку страноведческих материалов по различным аспектам медицинского профиля.
Анализ наиболее значимых видов профессиональной деятельности специалистов-медиков свидетельствует о том, что успешность решения соответствующих профессиональных задач невозможна без владения социокультурными знаниями, умениями и опытом в сфере медицинского обслуживания. Компетентностная парадигма образования требует от современного врача высокого уровня сформированности социокультурной компетенции, которая связана с другими компетенциями специалиста-медика: общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) [3].
Рассмотрим, как осуществляется на практике взаимосвязь социокуль-
турной компетенции с общекультурными и профессиональными, которые составляют основу профессиональной деятельности специалиста-медика.
Связь с общекультурными компетенциями проявляется в том, что будущий специалист-медик должен обладать способностью и готовностью:
• анализировать социозначимые проблемы и процессы в различных видах профессиональной и социальной деятельности в условиях взаимодействия с зарубежными коллегами и другими субъектами иностранных государств (ОК-1);
• логически и аргументированно анализировать, публичной выступать, вести дискуссии и полемику, что требует высокого уровня владения социокультурными нюансами общения (ОК-5);
• овладеть иностранным языком на уровне бытового общения, осуществлять письменную и устную коммуникации на государственном языке (ОК-6);
• осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных норм, правил врачебной этики в различном социокультурном окружении (ОК-8).
Связь социокультурной компетенции с общепрофессиональными выражается в том, что будущий специалист-медик должен обладать способностью и готовностью:
• реализовывать этические аспекты врачебной деятельности в общении с субъектами профессиональной деятельности в соответствии с общепринятыми социокультурным нормами (ПК-1);
• анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, которые могут быть вызваны недостатком со-
137
циокультурных знаний, необходимых для проведения правильного анализа медицинской ситуации (ПК-4);
• проводить профилактику среди взрослого населения и подростков, что требует учета социокультурных факторов в определенном социокультурном окружении (ПК-6);
• получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, основываясь на использовании социокультурных знаний, умений и навыков (ПК-9).
Социокультурная компетенция предполагает достаточно высокий уровень социокультурного развития субъекта и определяет субъектную позицию в профессиональной деятельности, а именно способность человека не только к передаче той или иной информации своим партнерам по общению, но и стремление понять их внутренние мотивы, побуждения, цели, установки, их эмоциональное состояние и на основе этого строить взаимодействие с ними, совместную деятельность, регулируя свое собственное поведение I38 и воздействуя определенным образом на поведение своих собеседников. Социокультурная компетенция связана со следующими аспектами медицинской профессиональной деятельности: мотивационно-ценностным (потребности в общении, ценности, осознанный выбор профессиональной медицинской траектории); когнитивно-творческим (знания, умения, навыки, профессиональное медицинское мышление мышления); регулятивно-деятель-ностным (активность, целеполагание, планирование деятельности и оценка достигнутых результатов).
Рассмотрим связь социокультурной компетенции с каждым объек-
том иноязычного образования будущих специалистов-медиков, а также определим роль социокультурной компетенции в реализации всех аспектов иноязычного образования при подготовке специалиста сферы медицинского обслуживания.
При реализации учебного аспекта иноязычного образования необходимо обеспечить студентов-медиков языковыми средствами, которые используются в типичных социокультурных ситуациях общения. Студентам необходимо овладеть основными функциями профессионального общения (расспрос, сбор анамнеза, выражение одобрения, выражение пожелания, выражение рекомендации, убеждение и др.) в детерминированных профессионально направленных социокультурных ситуациях.
При реализации познавательного аспекта иноязычного образования специалиста сферы медицинского обслуживания необходимо знакомство с его следующими компонентами: с особенностями национального характера, которые формируют «базисную личность» (И.И. Халеева) в определенной культуре; восприятие окружающего мира представителями различных культур; ценностные ориентации; образцы поведения; обычаи, нормы, роли; систему социальных отношений в сфере медицинского обслуживания и др.
При реализации развивающего аспекта в иноязычном образовании в процессе формирования социокультурной компетенции у специалистов-медиков предполагается развитие основных психических функций и профессиональных способностей, таких как профессиональное мышление, восприятие, медицинская наблю-
дательность, антиципация результатов профессиональной деятельности, аналитические способности и др.
Процесс формирования социокультурной компетенции предоставляет прекрасные воспитательные возможности, которые способствуют формированию профессиональных качеств будущего специалиста-медика. В процессе анализа моделей социокультурного поведения происходит формирование и развитие особого толерантного «антропоцентрического» диалогического типа мышления, которое является основой нравственности медика. Процесс формирования социокультурной компетенции предполагает вооружение будущего специалиста-медика необходимыми знаниями об этических особенностях общения с пациентами различных социальных слоев с учетом их национально-культурной специфики (гендерные, возрастные, социальные особенности общения).
Содержание обучения специалиста сферы медицинского обслуживания должно быть направлено на реализацию всех указанных аспектов и социокультурный аспект должен пронизывать все вышеуказанные аспекты иноязычного образования (развивающий аспект, учебный аспект, воспитательный аспект, познавательный аспект), а также все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо, чтение). Социокультурная
компетенция должна включать две составляющие: социокультурную составляющую и профессионально-направленную составляющую, которые представляют собой неразрывное единство и пронизывают друг друга.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Томахин, Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? [Текст] / Г.Д. Томахин // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 6. - С. 22-27.
2. Халеева, И.И. Основы теории обучению понимания иноязычной речи [Текст] / И.И. Халеева. - М.: Высшая школа, 1989. - 236 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «Специалист») (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 года. № 1118 А.А. Фурсенко).
REFERENCES
1. Federalinyi Gosudarstvennyi Standart vys-shego professonalynogo obrazovanya po napravleniyu podgotovki (spezialynosti) 060101 Lechebnoye Delo (kvalfikaziya (ste-pen') "Spezialist" (Prikaz Ministerstva Ob-razovaniay Rossiyskoy Federaziyi No. 1118 08.11.2010, A.A. Fursenko). (in Russian)
2. Khaleeva I.I., Osnovy teorii obycheniyupon-imaniya inoyazychnoy rechi, Moscow, 1989, 236 p. (in Russian)
3. Tomakhin G.D., Ligvostranovedenie: chto eto takhoe?, Inostrannye yazyki v shkole, 1996, No. 6, pp. 22-27. (in Russian)
139
Грибова Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Курский государственный медицинский университет, [email protected] Gribova N.S., PhD in Education, Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Kursk State
Medical University, [email protected] Тарасюк Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, [email protected]
Tarasuk N.A., ScD in Education, Professor, Methods of Teaching Foreign Languages Department, Kursk State University, [email protected]