Научная статья на тему 'Модель формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка'

Модель формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / MEDICAL SERVICE SPHERE SPECIALIST / PROFESSIONAL MEDICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибова Наталья Сергеевна

Рассматривается формирование социокультурной компетенции в неразрывной связи с уровнем развития профессионального медицинского мышления. Предлагается педагогическая модель формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка, которая соответствует профессиональным задачам, специфическим для медицинского работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION MODEL OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF MEDICAL STUDENTS AT FOREIGN LANGUAGE STUDYING

Formation of socio-cultural competence within the development level of professional medical thinking is considered. Pedagogical model of formation of socio-cultural competence of medical students at foreign language studying which corresponds to professional tasks, specific for medical worker is offered.

Текст научной работы на тему «Модель формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка»

УДК 378.02:372.8

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Наталья Сергеевна ГРИБОВА

Курский государственный медицинский университет, г. Курск, Российская Федерация, ассистент кафедры иностранных языков, е-mail: [email protected]

Рассматривается формирование социокультурной компетенции в неразрывной связи с уровнем развития профессионального медицинского мышления. Предлагается педагогическая модель формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка, которая соответствует профессиональным задачам, специфическим для медицинского работника.

Ключевые слова: социокультурная компетенция; специалист сферы медицинского обслуживания; профессиональное медицинское мышление.

Одной из основных целей высшего медицинского образования является формирование профессионального мышления спе-циалиста-медика. Содержание данного понятия включает в себя умение анализировать медицинскую ситуацию и стоящие перед врачом задачи, отражающие типичные сферы профессиональной деятельности [1, 2]. Профессиональное мышление специалиста-

медика неразрывно связано со способностью

мобилизовать себя в проблемной ситуации и оперативно принимать решения.

Вся дальнейшая профессиональная деятельность будущего врача зависит от уровня развития у него профессионального мышления, которое является основой проведения анализа результатов своих наблюдений, сопоставления, и сравнения клинических данных, анализа предлагаемой информации и установления причинно-следственных свя-

зей. А владение профессиональным медицинским мышлением, в свою очередь, требует анализа социокультурных ситуаций, осуществление которого невозможно без владения социокультурной компетенцией.

Развитие профессионального мышления специалистов-медиков может осуществляться при изучении всех дисциплин, включая изучение иностранного языка, при котором происходит совершенствование мыслительных операций в процессе работы над текстом, анализ языковых форм, сравнение лексико-грамматических явлений родного языка и изучаемого языка, оценка собственного уровня овладения иностранным языком, а также анализ национально-культурных особенностей, которые находят отражение на различных уровнях профессиональной деятельности специалиста-медика: бытовом,

социальном, профессиональном и др.

Иностранный язык является средством развития профессионального медицинского мышления, а также средством овладения профессионального мышления и общения и средством, без которого невозможно формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студента-медика, среди которых социокультурная компетенция является одной из ведущих. Овладение общекультурными и общепрофессиональными компетенциями позволяют вывести будущих специалистов-медиков на более высокий уровень общения с иностранными коллегами и возможность трудоустроиться за границей и познакомиться с особенностями, характерными для социокультурного окружения данных стран.

К сожалению, на сегодняшний день не все студенты медицинских вузов могут воспользоваться возможностью побывать в англоговорящих странах и увидеть на практике особенности работы специалистов в лечебных учреждениях, повышая тем самым интенсивность своей познавательной деятельности в рамках своей специализации.

Содержание обучения специалиста сферы медицинского обслуживания, в свою очередь, должно быть направлено на реализацию всех аспектов иноязычного образования (развивающий аспект, учебный аспект, воспитательный аспект, познавательный аспект) [3] и социокультурный аспект должен прони-

зывать все вышеуказанные аспекты иноязычного образования.

Как мы отмечали ранее, формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с учебным и развивающим аспектами. При реализации развивающего аспекта иноязычного образования необходимо развитие профессионального мышления и аналитического мышления, а также профессионального внимания, восприятия и воображения (например, повышенный уровень внимания к проблемам вакцинации детей и взрослых за границей, а также проблемы, связанные с паразитологией). При реализации учебного аспекта иноязычного образования необходимо обеспечить студентов-медиков языковыми средствами, которые используются в типичных ситуациях общения (а именно, лексико-грамматические модели, стили общения, интонационное оформление речи). Необходимо также формирование моделей речи, связанных с основными функциями профессионального общения (расспрос, сбор анамнеза, выражение, суждение, умозаключение).

Формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с воспитательным аспектом иноязычного образования сту-дента-медика. Задачей преподавателя иностранного языка в данном случае является реализация воспитательного аспекта иноязычного образования специалиста сферы медицинского обслуживания через содержание аутентичных текстов, художественных произведений, а также через просмотр художественных и документальных фильмов на английском языке (например, произведения William S. Maugham “Under Human Bandages”, Grisham “Testament”, сериалы “First Aid”, “Doctor House”). Данный вид аудиторной работы и самостоятельной работы позволит специалисту-медику узнать о некоторых социокультурных особенностях организации работы сферы медицинского обслуживания англоязычных стран, например, таких, как различные модели общения с клиентами в зависимости от принадлежности их к определенным социальным слоям; или то, что арабы-врачи, работающие в США, могут практиковать только со специалистами той же половой принадлежности и др.).

Формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с познаватель-

ным аспектом иноязычного образования сту-дента-медика. При реализации познавательного аспекта иноязычного образования специалиста сферы медицинского обслуживания необходимо знакомство с традициями организации сферы медицинского обслуживания англоязычных стран, с историческими аспектами функционирования учреждений здравоохранения, особенностями питания и санитарии, наиболее распространенными заболеваниями, характерными для той или иной социальной группы, а также с особенностями быта. Реализация данного аспекта иноязычного образования будущего доктора может осуществляться через изучение пословиц и поговорок, связанных с медициной “An apple a day keeps a doctor away”, “You’ll be as good as new”, “A sound mind in a sound body”; знание особенностей общения врач - пациент, особенностей сбора анамнеза с учетом социокультурной ситуации в стране.

Будущему специалисту-медику необходимо знание социокультурных особенностей организации работы врача, связанные с менталитетом народов англоязычных стран. Врачи за границей не имеют права много говорить о работе на рабочем месте, следуя принципу: «Все должно быть в меру» или «Don’t talk»; также врачи за границей несут ответственность за моральный ущерб, поэтому они стараются максимально соблюдать принципы врачебной этики и такта, в то время как в России врач безнаказанно может напугать пациента, не задумываясь о последствиях. В англоязычных странах понятие постановки на учет по беременности отсутствует. И вместо «Are you pregnant?», скорее, вежливо спросят «Are you expecting?». Если говорить о наркотиках и проблеме наркомании в целом, то можно отметить, что за границей всю информацию стараются предать гласности, в то время как в России, все, что касается данной проблемы, особенно отдельно взятой семьи или авторитетного человека, вся информация не предается огласке.

Использование аутентичных материалов, особенно социокультурной направленности, нацелено на развитие профессионального мышления в целом, и на развитие аналитических умений в частности [4]. Студенты осваивают новую картину мира, а следовательно, учатся мыслить как представители иной

культуры. Безусловно, при развитом профессиональном мышлении и аналитических умениях этот процесс происходит быстрее. Студентам с неразвитыми аналитическими умениями гораздо труднее воспринимать новые языковые формы.

Формирование социокультурной компетенции у студентов-медиков требует разработки педагогической модели, адекватной профессиональным задачам, специфическим для медицинского работника, на необходимость решения которых указывают стандарты Высшего профессионального образования III поколения. Создание данной модели поможет сделать процесс профессиональной подготовки будущих-специалистов-медиков более управляемым, целенаправленным и эффективным.

Студентам разных курсов, обучающихся в Курском государственном медицинском университете, нами было предложено проанализировать различные ситуации в США по сбору анамнеза. Студенты, у которых уровень профессионального мышления выше, показали лучшие результаты по сбору анамнеза в США, а студенты, у которых уровень профессионального мышления чуть ниже, справились с предложенным заданием немного хуже.

В ходе нашего исследования мы выявили, что формирование социокультурной компетенции у студентов-медиков находится в прямой зависимости от уровня их профессионального мышления, от правильно поставленной цели в обучении иностранному языку, от подходов и принципов, способствующих реализации цели нашего исследования, от технологий, используемых на занятиях по иностранному языку и способствующих формированию социокультурной компетенции, а также от условий, создаваемых для эффективного достижения поставленной цели. Процесс овладения компетенциями должен строиться на процессе развития профессионального медицинского мышления, которое определяет успешность овладения социокультурной компетенцией специали-ста-медика.

Нами была предложена следующая педагогическая модель формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка.

Рис. 1. Педагогическая модель формирования социокультурной компетенции у специалиста сферы медицинского обслуживания

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1996.

2. Андронов В.П. Профессиональное мышления врача и возможности его формирования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2.

UDC 378.02:372.8

FORMATION MODEL OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF MEDICAL STUDENTS AT FOREIGN LANGUAGE STUDYING

Natalia Sergeyevna GRIBOVA, Kursk State Medical University, Kursk, Russian Federation, Assistant of Foreign Languages Department, е-mail: [email protected]

Formation of socio-cultural competence within the development level of professional medical thinking is considered. Pedagogical model of formation of socio-cultural competence of medical students at foreign language studying which corresponds to professional tasks, specific for medical worker is offered.

Key words: socio-cultural competence; professional education; medical service sphere specialist; professional medical thinking.

3. Пассов Е.И. Коммуникативное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 2000.

4. Тертель А.Л. Психология. М., 2006. С. 50-51.

Поступила в редакцию 20.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.