УДК 378.147:61 ББК 74.48Р3
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
| Н.С.Грибова. О.В. Парахина, Н.А. Тарасюк
Аннотация. Статья посвящена специфике описания процесса профессиональной подготовки кадров в условиях глобализации в соответствие с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения. Авторы статьи детально конкретизируют особенности реализации ведущих подходов в современном иноязычном образовании в условиях поликультурного взаимодействия представителей Востока и Запада. В качестве приоритетных подходов представлены компетент-ностный, социокультурный и аксиологический, интеграция которых позволяет достичь максимального уровня эффективности в процессе решения профессиональных задач в современном социуме. Статья также содержит описание наиболее адекватной технологии профессиональной подготовки кадров, в качестве которой выступает проблемно-модульная технология. В статье отражены основные этапы предложенной технологии и дана четкая последовательность их реализации. Авторы также детально останавливаются на условиях технологии, необходимых для ее эффективного
121
применения.
Ключевые слова: профессиональное образование, глобализация, подходы, профессиональная технология, условия.
THE MAIN PECULIARITIES OF THE PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
I N.S. Gribova, O.V. Parakhina, N.A. Tarasuk
Summary. The article reflects the main peculiarities of the professional training in the conditions of globalization according to the main up-to-date professional training principles. The authors give detailed descriptions of the main principles, technologies and conditions of the professional training in the process of global interaction of the Eastern and Western professional cultures. The article contains the succession of stages in the process of carrying out the main professional tasks in the modern global world.
The authors describe the main conditions which are necessary in order to carry out the most actual tasks in the sphere of education and professional training today.
Keywords: professional training, globalization, approaches, technology, conditions.
Реализация ФГОС ВПО нового поколения требует подготовки компетентностных высококвалифицированных кадров, способных гибко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях современного образовательного пространства и способных адекватно отвечать на вызовы XXI века в условиях глобализации. Национальная доктрина российского образования определяет ведущие цели обучения и воспитания будущего гражданина России и пути достижения этих целей на основе использования инновационных подходов и технологий.
В условиях взаимодействия представителей профессиональных сообществ различных стран и культур в условиях глобализации представля-I22 ется значимым обеспечить реализацию наиболее эффективных подходов в профессиональном образовании, соответствующих современным социальным потребностям общества. Приоритетным подходом в достижении указанных целей является ком-петентностный подход, обеспечивающий реализацию поликультурного образования и поликультурного воспитания в условиях межнационального взаимодействия. Современный профессионал должен уметь осуществлять профессиональное поликультурное взаимодействие на основе сравнительно-сопоставительного анализа типологических характери-
стик различных профессиональных культур, а также достойно представ -лять свою страну и культуру в условиях такого взаимодействия.
Указанные факторы свидетельствуют об актуальности социокультурного подхода в современном профессиональном образовании. Он направлен на овладение социокультурными знаниями, умениями, навыками и социокультурным опытом в условиях поликультурного взаимодействия и на формирование социокультурной компетенции. Под социокультурной компетенцией понимается способность пользоваться теми элементами этнокультурного и социокультурного контекста, которые релевантны для порождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка (обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, социальные стереотипы и другие) [1, с. 11]. Эта компетенция включает и лингвострановедческий компонент, что предполагает знание, понимание и правильное использование национальных реалий, которые обозначают предметы, явления, понятия, уникальные для определенного социокультурного сообщества [2].
В процессе реализации приоритетных целей профессионального образования в условиях глобализации приобретает особую актуальность концепция И.И. Халеевой, основанная на обязательном учете в процессе
Преподаватель
3 / 2014
иноязычного образования основных категорий, положенных в основу отличия культур. В своей структурированной общности они образуют специфический профиль отдельно взятой культуры и называются структурными признаками. К таким признакам относятся: национальный характер, базисная личность; восприятие окружающего мира; переживание времени; ценностные ориентации; образцы поведения; обычаи, нормы, роли; социальные группировки и отношения [3]. Указанные категории должны найти отражение в процессе формирования социокультурной компетенции будущих профессионалов и стать базой содержания обучения основным составляющим социокультурной компетенции.
Модернизация системы профессионального образования в современной России выдвигает также на первый план проблему подготовки кадров, способных на основе интеграции в мировое профессиональное сообщество сохранять традиции своей страны, свои национальные интересы, ценности с целью улучшения качества жизни россиян. В этой связи возрастает роль аксиологического подхода, который обладает огромным потенциалом при реализации воспитательных задач в профессиональном образовании. Под воспитанием понимается совокупность воспитательных, обучающих и профессиональных воздействий воспитательной системы образовательного учреждения, способствующих обеспечению самостоятельности и осознанности при выборе, освоении и осуществлении личностью профессиональной деятельности, позволяющей ей реализовать свои способности и склонности в из-
бранной профессиональной сфере при решении профессиональных задач в интересах своей страны и прогрессивного мирового сообщества. В процессе профессионального образования необходимо осуществлять передачу не только профессиональных, но и общечеловеческих ценностей, которые будут являться основой осуществления взаимодействия между представителями различных национальных сообществ в определенной профессиональной сфере. Аксиологическая составляющая профессиональной подготовки находит свое отражение в формуле «знать-уметь-творить-хотеть» [4], все компоненты которой должны характеризоваться ценностной направленностью. Среди наиболее значимых профессиональных ценностей в условиях глобализации представляется целесообразным выделить следующие: профессиональный долг, патриотизм, ответственность, честность, служение людям, творчество, мастерство.
Далее, глобализация диктует возрастание значения и роли про- ._„ фессиональной культурообразую- 123 щей среды. В этой связи актуальной для данного исследования представляется позиция Е.П. Белозерцева, который подчеркивает: «Использование понятия "педагогический потенциал культурно-образовательной среды" позволяет расширить границы интересов современного профессионального образования, включая в нее окружающую действительность в качестве источника, движущей силы развития личности будущего профессионала» [5]. Основным системообразующим фактором в условиях глобализации выступает сре-довая жизнедеятельность, структу-
124
роформирующей связью которой является отношение человека к его культурному окружению, в результате чего возникает взаимосвязь и между составляющими культурно-образовательной среды. Степень взаимосвязи зависит от меры личностного осмысления, от степени включения в активизированную ценностную сферу культуры. Педагогический потенциал может быть увеличен как за счет возрастания ресурсов среды, так и путем изменений в структуре и взаимодействия между элементами среды» [6, с. 285]. Данное положение доказывает необходимость погружения студентов в динамичную поликультурную среду с учетом постоянно происходящих изменений в ее структуре и содержании под влиянием фактора глобализации.
Наконец, следует отметить увеличение степени сложности профессиональных задач в условиях глобализации, что требует введения новых образовательных технологий. Наиболее адекватной в современных условиях представляется ин-тегративно-модульная технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Данная технология базируется на алгоритме, включающем в себя следующие шаги: проблематизация; актуализация профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной работы; формирование и развитие опыта по реализации типичных видов деятельности будущего специалиста; планирование целей, содержания, педагогических технологий и условий; самостоятельное создание проектов реализа-
ции авторских вариантов выполнения типичных видов деятельности магистранта, их презентацию; оценку качества исследовательской и учебной деятельности, а также ее самооценку [7].
Таким образом, основными педагогическими условиями процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста на основе интегративно-модуль-ной технологии являются: развитие поликультурного профессионального мышления; развитие профессиональной мотивации; интеграция видов профессиональной деятельности, модулей изучаемых дисциплин, модуля научно-исследовательской работы, модуля производственной практики, модуля самостоятельной работы; овладение системой профессиональных ценностей в избранной профессиональной сфере.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грибова, Н.С. Формирование социокультурной компетенции студентов направления подготовки (специальности) «Лечебное дело» [Текст] / Н.С. Грибова : дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2012.
2. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования [Текст] / П.В. Сысоев. - М. : Еврошкола, 2003. - 406 с.
3. Халеева, И.И. «ЛИНГВАУНИ» - вклад в культуру мира [Текст] / И.И. Халеева // Лингвауни : Третья Международная конференция ЮНЕСКО. - М. : МГЛУ, 2000.
- С. 65-69.
4. Лернер, И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе [Текст] / И.Я. Лернер.
- М. : Педагогика, 1986. - 189 с.
5. Белозерцев, Е.П. Судьба российского образования сквозь призму социальной политики государства (Послесловие к монографии О.Н. Смолина) [Текст] / Е.П. Белозерцев //
Преподаватель
ВЕК
3 / 2014
Психолого-педагогический поиск. - 2011. -№ 1 (17). - С. 6-34.
6. Парахина, О.В. Профессиональное воспитание будущего медицинского работника в воспитательной системе ССУЗа [Текст] / О.В. Парахина : дис. ... канд. пед. наук, Курск, 2012.
7. Тарасюк, Н.А. Формирование профессиональной готовности к иноязычному дошкольному образованию [Текст] / Н.А. Тарасюк. - М. : Изд-во МПГУ, 2001. - 147 с.
REFERENCES
1. Gribova N.S. Dissertaziya "Formirivaniye soziokul'turnoy kompetenziyi studentov napravleniya podgotovki (spezial'nosti) "Lechebnoye delo"? [The thesis "The formation of the socio-cultural competence in the process of future professional doctors' training], Kursk, 2012.
2. Sysoev P.V. Konzepziya yazukovogo polikul'turnogo obrazovaniya [The main concepts of the policultural education], M., Euroshkola, 2003, 406 p.
3. Chaleeva I.I. "LINGVAUNI" - vklad v kul'turu mira [LINGVAUNI - the main in-
put into the world culture], the 3rd International conference UNESKO, M., MGLU, 2000, pp. 65-69.
4. Lerner I.Y. Vzaimosvyaz' obucheniya i vos-pitaniya v zelostnom uchebno-vospitatel'nom prozesse [The interaction of the education and up-bringing in the process of teaching], M., Pedagogika, 1986, 189 p.
5. Belozerzev E.P. Sud'ba rossyiskogo obrazovaniya skvoz' prizmu sozial'noy politiki go-sudarstva [The history of Russian education through the social state politics], Psycholo-go-pedagogicheskyi poisk, 2012, No 1 (17), pp. 6-34.
6. Parahina O.V. Dissertaziya "Professionaly-noe vospitaniye buduzhego medizinskogo rabotnika v vospitatelinoy sisteme SSUZa" [The professional training of the medical specialist according to the educational system SSEE], Kursk, 2012.
7. Tarasuk N.A. Formarovanie professional'noy gotovnosti k inoyazuchnomu doshkol'nomu obrazovaniyu [The formation of the professional skills of speaking English in the preschool education], M., MPGU, 2001.
Грибова Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Курского государственного медицинского университета, natik_4@ freemail.ru
Gribova N.S., PhD in Pedagogy, Senior Teacher, Foreign Languages Department, Kursk State Medical University, [email protected]
Парахина Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, ассистент кафедры микробиологии Курского государственного медицинского университета, [email protected]
Parakhina O.V., PhD in Pedagogy, Lecturer, Microbiology Department, Kursk State Medical University, [email protected]
Тарасюк Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Курского государственного университета, [email protected]
Tarasuk N.A., Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Department of Methodology of Foreign Languages Teaching, Kursk State University, [email protected]
125