Научная статья на тему 'Специфика реализации основных подходов и принципов иноязычного образования в условиях кризиса глобализации'

Специфика реализации основных подходов и принципов иноязычного образования в условиях кризиса глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / кризис / обучение иностранному языку / профессиональная подготовка / professional training. / globalization / crisis / foreign language education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н А. Тарасюк, Р С. Дорохов, К М. Синькевич

В статье рассматриваются основные особенности профессиональной подготовки в условиях кризиса глобализации, раскрываются наиболее важные современные принципы и подходы в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н А. Тарасюк, Р С. Дорохов, К М. Синькевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF REALIZATION OF THE MAIN APPROACHES AND PRINCIPLES OF FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION CRISIS

The article contains the main specific features of professional training in the conditions of global cultural crisis. The authors depict the most important contemporary principles and approaches in the process of the foreign language training.

Текст научной работы на тему «Специфика реализации основных подходов и принципов иноязычного образования в условиях кризиса глобализации»

УДК 378

Специфика реализации основных подходов и принципов иноязычного образования в условиях кризиса глобализации

12 3

Н. А. Тарасюк , Р.С. Дорохов , К.М. Синькевич

1докт. пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: [email protected] 2канд. пед. наук, доцент кафедры теории языка 3канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков

Курский государственный университет

В статье рассматриваются основные особенности профессиональной подготовки в условиях кризиса глобализации, раскрываются наиболее важные современные принципы и подходы в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: глобализация, кризис, обучение иностранному языку,

профессиональная подготовка.

Реализация ФГОС ВПО нового поколения требует подготовки компетентностных высококвалифицированных кадров, способных гибко

ориентироваться в постоянно меняющихся условиях современного образовательного пространства и способных адекватно отвечать на вызовы XXI века в условиях кризиса глобализации. Национальная доктрина российского образования определяет ведущие цели обучения и воспитания будущего гражданина России и пути достижения этих целей на основе использования инновационных подходов и технологий.

В условиях взаимодействия представителей профессионального сообщества различных стран и культур представляется значимым обеспечить реализацию наиболее эффективных подходов в профессиональном образовании, соответствующих современным социальным потребностям общества.

Приоритетным подходом в достижении указанных целей является компетентностный подход, обеспечивающий реализацию поликультурного образования и поликультурного воспитания в условиях межнационального взаимодействия на основе интеграции различных видов общекультурных и профессиональных компетенций.

Современный профессионал должен уметь достойно представить

профессиональное сообщество своей страны с учетом особенностей осуществления социокультурного взаимодействия с профессионалами Востока и Запада. Представитель современного профессионального сообщества России должен уметь осуществлять профессиональное поликультурное взаимодействие на основе сравнительно-сопоставительного анализа типологических характеристик различных профессиональных культур. Сегодня представляется особенно значимым развитие у будущих специалистов умения достойно представлять свою страну и свою культуру в условиях поликультурного взаимодействия. Указанные факторы свидетельствуют об актуальности социокультурного подхода в современном профессиональном

образовании. Социокультурный подход направлен на овладение социокультурными знаниями, умениями, навыками и социокультурным опытом в условиях поликультурного взаимодействия. Результатом реализации социокультурного подхода является социокультурная компетенция. Она проявляется в способности учитывать в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

актах общения особенности страны, истории народа, с представителем которого идет профессиональное общение.

В процессе реализации приоритетных целей профессионального образования в условиях кризиса глобализации приобретает особую актуальность концепция И.И. Халеевой, основанная на обязательном учете в процессе иноязычного образования основных категорий, положенных в основу отличия культур Востока и Запада. В своей структурированной общности они образуют специфический профиль отдельно взятой культуры и называются структурными признаками. К таким признакам относятся: национальный характер, базисная личность; восприятие окружающего мира; переживание времени; ценностные ориентации; образцы поведения; обычаи, нормы, роли; социальные группировки и отношения [Халеева 2000]. Указанные категории должны стать обязательной базой содержания профессионального иноязычного образования в условиях взаимодействия различных языков и культур.

Модернизация системы профессионального образования в современной России выдвигает на первый план проблему подготовки нового поколения кадров, способных, интегрируясь в мировое профессиональное сообщество, сохранять традиции своей страны, свои национальные интересы и ценности. В связи с этим возрастает роль аксиологического подхода, который обладает огромным потенциалом при реализации воспитательных задач в профессиональном образовании. Под воспитанием в современном профессиональном образовании в условиях кризиса глобализации понимается совокупность воспитательных, обучающих и профессиональных воздействий системы образовательного учреждения, способствующих обеспечению самостоятельности и осознанности при выборе, освоении и осуществлении личностью профессиональной деятельности, позволяющей ей реализовать свои способности и склонности в избранной профессиональной сфере при решении профессиональных задач в интересах своей страны и прогрессивного мирового сообщества. Осуществление взаимодействия различных языков и культур требует усиления роли аксиологического подхода как одного из приоритетных в процессе подготовки профессиональных кадров в России. В процессе профессионального образования необходимо осуществлять передачу не только профессиональных, но и общечеловеческих ценностей, которые будут являться основой осуществления взаимодействия между представителями различных национальных сообществ в определенной профессиональной сфере. В процессе профессионального образования должна реализовываться аксиологическая составляющая профессиональной подготовки, которая находит отражение в следующей формуле: знать-уметь-творить-хотеть. Все составляющие, представленные в указанной формуле, должны характеризоваться ценностной направленностью. Среди наиболее значимых

профессиональных ценностей в условиях глобализации представляется целесообразным выделить следующие: профессиональный долг, патриотизм,

ответственность, честность, служение людям, творчество, мастерство.

В современных условиях увеличивается степень сложности профессиональных задач, что требует введения новых образовательных технологий. Наиболее адекватной в современных условиях представляется интегративно-модульная технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Данная технология базируется на алгоритме, включающем в себя следующие шаги: проблематизация; актуализация профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной работы; формирование и развитие опыта по реализации типичных видов деятельности будущего специалиста; планирование целей, содержания, педагогических технологий и условий;

самостоятельное создание проектов реализации авторских вариантов выполнения

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Тарасюк Н. А., Дорохов Р. С., Синькевич К. М. Специфика реализации основных подходов и принципов

иноязычного образования в условиях кризиса глобализации

типичных видов деятельности магистранта, их презентация; оценка качества исследовательской и учебной деятельности, а также ее самооценка [Тарасюк 2001].

Ещё одним из наиболее значимых подходов в условиях глобализации является эпистемический подход, который осуществляется на основе следующих принципов: диалога культур, культурной рефлексии, предупреждения формирования стереотипов, коммуникативности, профессиональной направленности.

Принцип диалога культур является приоритетным, поскольку в процессе иноязычного профессионального образования происходит передача и присвоение иноязычной культуры как системы ценностей иностранной, родной и мировой культур.

Принцип культурной рефлексии предполагает осознанное овладение

социокультурными знаниями и реалиями. Информация применяется «дозами», позволяющими понимать и порождать иноязычное высказывание с учетом складывающихся социокультурных обстоятельств и национально культурных норм, характерных для представителей каждой отдельной национальности. В процессе профессионального иноязычного образования студенты должны рассматривать полученный опыт через призму интересов своей страны. В процессе иноязычного профессионального общения происходит отражение различных точек зрения на затрагиваемую проблему, у студентов появляется возможность скорректировать свою точку зрения с учетом национальных и профессиональных интересов.

Принцип предупреждения формирования стереотипов предполагает развитие особого мышления, обеспечивающего способность гибко реагировать на

существующие в межкультурном общении стереотипы.

Принцип коммуникативности предусматривает овладение профессиональным опытом через общение с носителями языка и представителями различных организаций и профессиональных сфер, которые тесно связаны с иноязычной деятельностью того или иного рода.

И в заключение хотелось бы подчеркнуть роль принципа профессиональной направленности, который предусматривает, что реализация профессионального иноязычного образования происходит в типичных профессионально-направленных ситуациях и отражает основные функциональные виды иноязычной профессиональной деятельности будущего профессионала.

Библиографический список

Тарасюк Н.А. Формирование профессиональной готовности к иноязычному дошкольному образованию. М.: Изд-во МИГУ, 2001. С. 30.

Халеева И.И. «ЛИНГВАУНИ» - вклад в культуру мира // Лингвауни: Третья Международная конференция ЮНЕСКО. М.: МГЛУ, 2000. С. 65-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.