Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Лапшина Г.В., к.э. н.

доцент Лапшин Ю.А., к.т.н.

доцент

ФГБОУВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина»

Россия, г. Ульяновск Жирное А.В., к. э. н.

доцент

ФГБОУ ВПО «РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева»

Россия, г. Москва СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СоциальнОГО пакетА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Одна из причин низкого уровня мотивации работников агропромышленного комплекса (АПК) заключается в недооценке руководителями роли и экономической эффективности реализации социальных программ, в частности, обеспечения социальным пакетом работников. Система социальных льгот и гарантий, предоставляемых сотрудникам организаций, во многих случаях способна привлечь необходимых специалистов, повысить эффективность их труда. В настоящее время тема обеспечения социальным пакетом в организациях весьма актуальна, поскольку социальный пакет может быть эффективным инструментом удержания работников.

Социальный пакет как понятие законодательно не закреплен. Социальный пакет - это набор специальных льгот, которые организация предоставляет своим работникам. Содержимое социального пакета определяет работодатель. В настоящее время набор льгот, получивший название «социальный пакет», постепенно вошел в общепринятую практику в организациях промышленности

Однако специфика сельскохозяйственного производства влечет за собой существенные отличия в формировании компонентов социального пакета по сравнению с промышленными предприятиями. В целях изучения мотивации трудового коллектива проводились социологические исследования на предприятиях АПК Ульяновской области по разработанным нами анкетам, в которых приведены возможные виды материальной помощи, оказываемые предприятиями агробизнеса региона. Количественная выборка респондентов является репрезентативной и с достаточной для такого рода исследований достоверностью может отражать всю генеральную совокупность работников сельскохозяйственных предприятий региона.

Проведенные исследования позволили выявить значимость различных компонентов социального пакета для персонала предприятий АПК региона. Наиболее значимые для всех категорий работников компоненты социального пакета представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Виды материальной помощи, оказываемые предприятиями

АПК региона

Виды человек %

В связи со стихийными бедствиями, пожарами, хищением имущества и иными чрезвычайными ситуациями 423 50,0

На приобретение дорогостоящих лекарств по рецепту врача 48 5,6

На приобретение дорогостоящих медицинских материалов, необходимых по жизненным показателям 42 5,0

На проведение дорогостоящих видов лечения, необходимых по жизненным показателям 27 3,2

В связи с рождением ребенка 260 30,6

В связи с вступлением в брак 179 21,0

В связи со смертью близких родственников 499 58,7

В связи с увольнением по сокращению численности штатов 43 5,0

Основной формой социальной помощи, применяемой на предприятиях АПК региона, является материальная, на что указало 79,2% респондентов. Более 10 % респондентов указало доплату к государственным пособиям по уходу за ребенком до размера среднемесячной заработной платы. На первом месте, как у руководителей, так и работников стоит оплата больничных листов, затем пособия по государственному социальному страхованию. Как следует из таблицы 2, работники АПК региона самыми значимыми считают такие компоненты социального пакета, как медицинское страхование и оплата питания. Многие сотрудники пользуются путевками на санаторно-курортное лечение. Уменьшение количества работников, признающих значимость предоставления путевок в детские оздоровительные лагеря и материальной помощи при рождении ребенка можно объяснить тем, что у респондентов мало детей школьного возраста.

Таблица 2 - Формы социальной помощи, применяемые на _предприятиях_

Формы человек %

Материальная помощь 673 79,2

Доплата к государственным пенсиям по обязательному пенсионному страхованию 35 4,1

Оплата питания 328 38,3

Доплата к государственным пособиям по уходу за ребенком до размера среднемесячной заработной платы 85 10,0

Таким образом, на предприятиях АПК региона в основном удовлетворяются только материальные формы социального пакета. Именно поэтому роль социальных льгот и выплат как части совокупного дохода работников существенно возрастает в последнее время. Кроме того, руководители отмечают, что кроме ветеранов ВОВ помощь оказывается

многодетным семьям (65,2%), малообеспеченным (43,5%) и другим категориям работников. Как следствие лишь 21,7% руководителей по результатам анкетирования могут назвать свою организацию социально ответственной.

Проведенные исследования позволяют сделать следующий вывод, что, несмотря на сложное финансовое состояние, одним из социальных приоритетов, решаемых организациями АПК региона, является их участие в решении отдельных социальных вопросов: обеспечение персонала достойным социальным пакетом, обеспечение безопасных условий труда и уровня оплаты работников.

В настоящее время становятся более востребованными гибкие социальные пакеты. Суть данного подхода заключается в том, что сотрудник самостоятельно, в пределах установленной суммы, выбирает из списка льготы, которые наиболее важны для него в текущем году. В таком случае удовлетворенность персонала от нематериального стимулирования будет значительно выше, нежели при навязанном сверху перечне льгот.

Использованные источники:

1. Жирнов, А.В. Методика и результаты исследований социальной ответственности агробизнеса /А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Международный технико-экономический журнал. -2013. - №6. - С. 65-68.

2. Лапшин, Ю.А. Опыт реализации социальной ответственности агробизнеса в Ульяновской области /Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. -2013. - №4. - С. 28-31.

3. Лапшина Г.В. Участие агробизнеса Ульяновской области в социальном развитии села. Монография /Г.В. Лапшина, Н.Р. Александрова. - Ульяновск: УГСХА им. П.А.Столыпина, 2013. - 223 с.

4. Лапшина, Г.В. Социальный пакет как элемент мотивации персонала / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. -2014. - №2. - С. 76-79.

5. Лапшина, Г.В. Результаты исследований социальной ответственности агробизнеса Ульяновского региона /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Агробизнес в устойчивом развитии сельской местности. 70 лет УГСХА»: сборник научных трудов. - Ульяновск: УГСХА им. П.А.Столыпина, 2013. - С. 60-63.

6. Лапшина, Г.В. Методика исследований социальной ответственности агробизнеса. /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Агробизнес в устойчивом развитии сельской местности. 70 лет УГСХА»: сборник научных трудов. - Ульяновск: УГСХА им. П.А.Столыпина, 2013. - С. 55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.