Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА: ЭЛЕМЕНТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА: ЭЛЕМЕНТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА: ЭЛЕМЕНТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА»

Долгова Р.А. студент 3 курса

ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина»

Россия, г. Ульяновск ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА: ЭЛЕМЕНТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

В настоящее время наличие социального пакета, как гарантии социальной защищенности, становится все более определяющим при выборе места работы, и при двух равных предложениях, сотрудник выберет ту организацию, которая гарантирует получение льгот.

Социальный пакет - это набор специальных льгот, которые организация предоставляет своим работникам [1].

Трудовой кодекс РФ достаточно четко регламентирует, какие социальные блага работодатель обязан предоставлять своим сотрудникам. Организация должна осуществлять обязательное страхование сотрудника (статья 22, глава 2 ТК РФ), тогда оплачиваемый больничный лист и ежегодный оплачиваемый отпуск нельзя считать привилегией, отчисления в Отчисления в пенсионный фонд также являются обязательными для руководителей всех предприятий независимо от форм собственности. Поэтому все, что полагается по законам РФ, не следует расценивать как особую заботу работодателя о сотруднике [2].

Наряду с вышеперечисленными льготами, утвержденными законодательно на федеральном уровне, организации на основании правовых, тарифно-договорных или добровольно взятых на себя обязательств гарантируют многочисленные дополнительные льготы.

При формировании социального пакета, каждой организации необходимо учитывать действие внешних и внутренних факторов (рис.1.)

Внешние факторы

Национальное и местное законодательство Рынок труда Налоговый режим Культурные традиции и особенности

Цели компании Возможности компании Иотр<£}носгш и ожидания персонала

Внутренние факторы

Рисунок 1 - Формирование социального пакета

К внешним факторам относятся:

1) Национальное и местное законодательство. Организации обязаны предоставлять своим сотрудникам льготы, установленные законодательством.

2) Рынок труда. Для того чтобы быть конкурентоспособным работодателем, организация должна предоставлять своим сотрудникам такой набор льгот, который является не менее чем стандартным для данного рынка.

3) Налоговый режим. Организации должны эффективно использовать специфику налогообложения для оптимизации своих издержек на рабочую силу.

4) Культурные традиции и особенности. Этот фактор необходимо учитывать, прежде всего, организациям, открывающим филиалы в других государствах.

К внутренним факторам относятся:

1) Цели организации. Социальный пакет должен быть сформирован исходя из целей предприятия.

2) Возможности организации. Введение дополнительных социальных льгот полностью зависит от наличия или отсутствия у предприятий необходимых для этого ресурсов.

3) Потребности и ожидания персонала. При формировании социального пакета необходимо учитывать реальные потребности и ожидания персонала относительно наполнения социального пакета. Предоставление невостребованных льгот может привести к неудовлетворенности сотрудников и, как следствие, к понижению мотивации и неэффективному использованию ресурсов организации [3].

В результате социологического исследования, проведенного на территории Ульяновской области [2], были выявлены наиболее значимые для всех категорий работников компоненты социального пакета (таблица 1) [3].

Таблица 1 - Наиболее значимые компоненты социального пакета

№ п/п Компоненты социального пакета Работники % Руководители %

1 Обязательное медицинское страхование 436 51,3 15 65,2

2 Оплата больничных листов 653 76,8 15 65,2

3 Пособия по государственному социальному страхованию 255 30,0 8 34,8

4 Оплата питания 173 20,3 3 13,0

5 Путевки на санаторно - курортное лечение 202 23,8 6 26,1

6 Путевки в детский оздоровительный лагерь 85 10,0 6 26,1

7 Материальная помощь при рождении ребенка 134 15,8 4 17,4

8 Оплата мобильного телефона 68 8,0 2 8,7

9 Частичная оплата процентов по

кредиту банка на покупку жилья 84 10,0 5 21,7

молодым специалистам

Таким образом, на первом месте, как и у руководителей, так и у работников стоит оплата больничных отпусков, затем обязательное медицинское страхование и пособия по государственному социальному страхованию. Однако, это все относится к обязательным социальным льготам. Среди льгот, предоставляемых сотрудникам сверх того, что установлено законами РФ, на первом месте стоит предоставление путевок на санатарно - курортное лечение, затем предоставление путевок в детский оздоровительный лагерь, оплата питания, частичная оплата процентов по кредиту банка на покупку жилья молодым специалистам и оплата мобильного телефона.

В настоящее время становятся более востребованными гибкие социальные пакеты. Такой подход нашел свое отражение в системе формирования социального пакета сотрудника по принципу «кафетерия». Суть данного подхода заключается в том, что сотрудник самостоятельно, в пределах установленной суммы, выбирает из списка льготы, которые наиболее важны для него в текущем году. В таком случае удовлетворенность персонала от нематериального стимулирования будет значительно выше, нежели при навязанном сверху перечне льгот и привилегий [4].

Таким образом, затраты организаций на формирование социального пакета оправданы, так как работник получает поддержку от работодателя, и как следствие на предприятиях повышается производительность труда, уменьшается «текучка» кадров, улучшается атмосфера в коллективе. О такой организации создается благоприятное общественное мнение.

Использованные источники:

1. Андреева Э. Социальный пакет лучше денежного поощрения / Э. Андреева // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве - 2008 - №1. С. 31-33

2. Лапшина, Г.В. Методика исследований социальной ответственности агробизнеса. /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Агробизнес в устойчивом развитии сельской местности. 70 лет УГСХА»: сборник научных трудов. - Ульяновск: УГСХА им. П.А.Столыпина, 2013. - С. 55-60.

3. Жирнов, А.В. Методика и результаты исследований социальной ответственности агробизнеса /А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Международный технико-экономический журнал. -2013. - №6. - С. 65-68.

4. Лапшина, Г.В. Социальный пакет как элемент мотивации персонала / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. -2014. - №2. - С. 76-79.

5. Лапшина, Г.В. Мотивация персонала и его особенности в агропромышленном производстве /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин

//Материалы II-ой Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения»: сборник научных трудов. Том III. -Ульяновск: УГСХА, 2012. - С. 132-138.

6. Лапшин, Ю.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / Ю.А. Лапшин, К.В. Шленкин. - Ульяновск: УГСХА, 2008. - 128 с.

7. Сосновый, А.П. Методы и средства эффективной мотивации персонала. / Сосновый А.П., Ратников П.В. [Электронный ресурс] / Режим доступа -URL: http://free-consulters.ru

Егорова А.О., к.э.н. преподаватель

ФГБОУВПО «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» Россия, г. Нижний Новгород ИНВЕСТИЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ

ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье проанализирована динамика российских и зарубежных инвестиций в основной капитал промышленных предприятий Нижегородской области. Рассмотрены состав и структура источников финансирования инвестиций в промышленности региона. Предложены преобразования по важнейшим направлениям развития промышленности.

Ключевые слова: инвестиции, экономика, промышленность, основной капитал, обрабатывающие производства, прибыль.

Нижегородская область является одной из крупнейших индустриальных областей Российской Федерации. В 2012 г. в области функционировало 5706 промышленных предприятий, на которых было занято 303 тыс. человек [3]. Крупнейшими промышленными предприятиями Нижегородской области являются ОАО «ГАЗ», ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «РУМО», ОАО «Павловский Автобус», ОАО «Завод «Красное Сормово», ОАО «Гидромаш», ОАО «Теплообменник», ОАО «НАЗ «Сокол». По общему объему промышленного производства область занимает 11-е место среди 89 регионов России. Развитие экономики Нижегородской области напрямую зависит от размера инвестиций в промышленность. В 2012 году объём инвестиций в основной капитал по обрабатывающим производствам составил более 65 млрд. руб., что составляет около 41,2 % от общего объёма инвестиций в регионе [2] (табл.1). Кроме, того необходимо отметить, что в 2012 году объём инвестиций в обрабатывающие производства увеличился по сравнению с 2010 годом на 38,2% (+18202089 тыс. руб.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.