Лапшина Г.В.,
доцент Карандаева О.А. студент 3 курса
ФГБОУВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина»
Россия, ¿.Ульяновск СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
В настоящее время корпоративная социальная ответственность это тема, которую постоянно обсуждают в деловом мире. Это обусловлено тем, что роль бизнеса заметно возросла, требования к открытости в деловой сфере повысились. Многие организации заметили, что в изолированном пространстве успешно вести бизнес невозможно.
Государство как регулятор социальных отношений переложил социальную ответственность на бизнес. В итоге на законодательном уровне наблюдается ущемление прав работников, в частности, по условиям оплаты времени нетрудоспособности, доплаты за работу в ночное время, получению задолженности по заработной плате при банкротстве предприятия, поэтому многие российские организации создают собственную дополнительную систему мотивации персонала в виде социального пакета [1].
«Социальный пакет» как понятие законодательно не закреплено. Под ним зачастую понимаются любые выплаты сотрудникам дополнительно к заработной плате. Трудовой кодекс РФ достаточно четко регламентирует, какие социальные блага работодатель обязан предоставлять своим сотрудникам. Организация должна осуществлять обязательное страхование сотрудника (статья 22, глава 2 Трудового кодекса РФ), тогда оплачиваемый больничный лист нельзя считать привилегией; ежегодный оплачиваемый отпуск (статьи 114, 115, главы 19 Трудового кодекса РФ) также нельзя считать привилегией; отчисления в Пенсионный фонд являются обязательными для руководителей всех организаций независимо от форм собственности. Поэтому социальным пакетом правильнее называть блага, предоставляемые сотрудникам сверх того, что установлено законами РФ [2,3].
Он может составлять от трети до половины величины заработка. Его разрабатывает отдел по управлению персоналом, затем социальный пакет согласовывается с руководителем предприятия [1].
Необходимо отметить, что не все работодатели предоставляют социальный пакет. Однако, если организация может его предоставить своим сотрудникам, значит она состоятельна, финансово надежна и проявляет заботу о коллективе. Предоставлять или нет социальный пакет - это право работодателя, а не обязанность. Также нужно помнить, что конкретного набора социального пакета нет. Один работодатель может предложить большее количество благ, а другой - меньшее. Это уже зависит от
работодателя, а также может быть связано с тем, какую должность занимает сотрудник и какой стаж работы имеет [4].
Все социальные льготы, имеющиеся в социальном пакете, должны включаться в трудовой договор или быть перечислены в приложении к нему[5]. Тогда, если определенные блага не будут предоставлены, то сотрудник имеет право потребовать их, и содержание пакета не может быть изменено без согласия работника. Также нужно помнить, что при предоставлении работнику объемного социального пакета, работодатель имеет право выдвигать условия, в которых эти блага будут предоставлены.
Как уже говорилось, элементы социального пакета в разных предприятиях не одинаковы. Основной перечень того, что может содержаться в этом пакете:
- обслуживание медицинского характера;
- обучение на различных курсах, которые способствуют профессиональному росту сотрудников, повышают их квалификацию;
- дополнительные перечисления на пенсионный счет работника;
- получение работниками кредитов на льготных условиях;
- оплата мобильной связи, если в профессиональной деятельности работнику приходится много пользоваться телефоном;
- оплата топлива, если в своей деятельности работник пользуется личным транспортом;
- бесплатное питание на территории организации;
- бесплатный проезд до места работы и обратно;
- оплата путевок в дома отдыха, санатории;
- предоставление дополнительных отпусков, выходных дней;
- предоставление абонементов для занятия спортом;
- помощь в обустройстве и поиске жилья для сотрудников [4,6].
Самые популярные составляющие социального пакета и данные по
опросу работодателей, готовых их предоставить:
1) Оплата мобильной связи (44 % работодателей).
2) Обучение персонала (35 %).
3) Обеспечение жильем иногороднего работника (10 %).
4) Компенсация за амортизацию личного автомобиля сотрудника, используемого в служебных целях, включая затраты на бензин (86 %).
5) Спортзал на работе, абонемент в бассейн (6%).
6) Обеды в офис (15 %).
7) Служебный транспорт или компенсация проезда (17 %).
8) Организация отдыха и досуга (5 % работодателей) [7].
Содержимое социального пакета волнует людей. На основе данных
исследования специалистов аналитического центра получены следующие данные. Большинство респондентов (22%) выбирают полную оплату больничного листа и отпуска по беременности и родам вне зависимости от стажа. 17% опрошенных проголосовали за полис дополнительного
медицинского страхования для сотрудника и членов его семьи. Около 15% выбрали для себя оплату жилья либо предоставление ипотечного кредита [8].
Наиболее предпочтительные пункты социального пакета для работников не являются важными для руководителей. Так, всего 14% предприятий предоставляют своим сотрудникам полис ДМС, 8% - полную оплату больничного листа. Лишь 1% оплачивает жилье либо предоставляет ипотечный кредит.
Есть еще один пункт, который был выбран респондентами -предоставление потребительского кредита (6%). Однако пока только 1% работодателей могут предложить своим сотрудникам данную опцию. 8% участников исследования проявляют интерес к компенсации транспортных расходов. Практически 6% - в корпоративном обучении, столько же - в льготном или бесплатном питании. 19% компаний, а это большинство, готовы предложить своим сотрудникам обеды за счет предприятия. По 4% -приходится на льготные путевки на отдых и компенсация расходов на бензин или ремонт личного автомобиля. 3% участников опроса предпочли получение стоматологической страховки и оплаты отпуска по уходу за ребенком. Выплаты при внештатных ситуациях составили 2%, полная или частичная оплата карты в фитнес-клуб - 2%, оплата мобильной связи - 1% и корпоративный транспорт 1%.
Перечень социального пакета, который предлагают организации работникам выглядит следующим образом. На первом месте находятся наименее затратные составляющие. 17% предприятий готовы предложить своим работникам оплачиваемую мобильную связь и 11% - корпоративное обучение. Не совсем необходимый, по мнению респондентов, пункт «Выплаты при внештатных ситуациях» составил 9% опрошенных компаний. В следующих льготах компании также заинтересованы больше, чем сами работники: 6% оплачивают отпуск по уходу за ребенком и 5% -корпоративный транспорт. 3% работодателей готовы возместить своим сотрудникам транспортные расходы. Остальным пунктам было отдано по 1% голосов [8].
На основе данных социологов следует вывод, что далеко не весь перечень социального пакета, который предлагается предприятием, также важен для работников. Многие руководители готовы обеспечить своих работников дополнительным медицинским страхованием. Но больше внимания они все-таки уделяют таким льготам, как оплата питания, мобильная связь, обучение. Такой значимый для соискателей пункт, как предоставление ипотечного кредита, готовы предложить всего 1% работодателей.
У всех участников трудовых отношений существуют свои приоритеты и взгляд относительно социального пакета. Поэтому обязанность
работодателя состоит в том, чтобы каждый работник получал от своей деятельности именно то, что ему нужно и выгодно.
Использованные источники:
1. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков, О. Н. Александрова, С. А. Антонов; под ред. Э. М. Короткова. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 445 с.
2. Лапшина Г.В. Участие агробизнеса Ульяновской области в социальном развитии села. Монография /Г.В.Лапшина, Н.Р.Александрова. - Ульяновск: УГСХА им. П.А.Столыпина, 2013. - 223 с.
3. Жирнов, А.В. Методика и результаты исследований социальной ответственности агробизнеса /А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Международный технико-экономический журнал. -2013. - №6. - С. 65-68.
4.Лапшин, Ю.А. Охрана труда. Учебное пособие. /Ю.А. Лапшин, Б.И. Зотов. Ульяновск: «Ульяновский Дом печати», 2006. - 312 с.
5. Лапшина, Г.В. Социальный пакет как элемент мотивации персонала / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. -2014. - №2. - С. 76-79.
6. Социальный пакет, предоставляемый работодателем - его составляющие -http: //provincialynews .ru/
7. Социальный пакет -http://www.e-xecutive.ru/
8. Соцпакет: что желаем, что имеем - http: //hr-portal. ru/
Лапшина Г.В.,
доцент Хорина Н. С. студент 2 курса
ФГБОУВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина»
Россия, ¿.Ульяновск НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
На протяжении многих лет в Ульяновской области остро стоит вопрос о проблемах безработицы. Безработными считаются: дети до 16 лет; лица, находящиеся в местах лишения свободы и психиатрических больницах; домохозяйки; не имеющие работы, но активно ищущие ее. Существует множество причин, по которым люди не работают: одни потеряли работу; другие не хотят работать; уволились по каким-либо причинам; не имеют профессиональной подготовки и квалификации [1].
Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в сельской местности. Так как сельское хозяйство во многих населенных пунктах пришло в упадок, сельскохозяйственные организации перестают быть основным местом трудоустройства сельского населения, людям просто негде стало работать[2]. Для поиска работы сельчане едут в город, порой на продолжительное время. Но не все могут себе это позволить по многим