Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СТУДИИ НАРОДНОГО ТАНЦА'

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СТУДИИ НАРОДНОГО ТАНЦА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика воспитания / самоорганизация / любительское творчество / педагогика народного танца / формирование навыков самоорганизации / methods of education / self-organization / amateur creativity / pedagogy of folk dance / formation of self-organization skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недельницына У.В.

В статье представлена авторская интерпретация педагогического процесса формирования навыков самоорганизации личности. Определено, что становление подобных навыков начинается в раннем детстве под влиянием различных факторов, одним из которых выступает творческая деятельность. В статье раскрыты этапы формирования навыков самоорганизации и рассмотрено их содержание. В этой связи автор обращает внимание на оригинальную систему воспитания, сложившуюся в отечественной педагогике народного танца, в которой ранее процесс формирования навыков самоорганизации детей не рассматривался. В статье показано, что народный танец, как часть культурного наследия, имеет высокий воспитательный потенциал, транслирует традиции, историю, характер и формирует национальную идентичность. Обращение педагогов-репетиторов и балетмейстеров к вопросам самостоятельной работы артиста над своими физическими данными позволило сформировать рекомендации для взрослых исполнителей, однако перенос подобных методик в воспитательный процесс в детских самодеятельных коллективах народного танца требует дополнительного осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недельницына У.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF SELF-ORGANIZATION SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF A FOLK DANCE STUDIO

The article presents the author’s interpretation of the pedagogical process of formation of personal self-organization skills. It is determined that the formation of such skills begins in early childhood under the influence of various factors, one of which is creative activity. The article reveals the stages of formation of self-organization skills and examines their content. In this regard, the author draws attention to the original system of education that has developed in the national pedagogy of folk dance, in which the process of forming children’s self-organization skills was not previously considered. The article shows that folk dance, as part of the cultural heritage, has a high educational potential, translates traditions, history, character and forms a national identity. The appeal of teachers-tutors and choreographers to the issues of the artist’s independent work on his physical data made it possible to form recommendations for adult performers, however, the transfer of such techniques into the educational process in children’s amateur folk dance groups requires additional reflection.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СТУДИИ НАРОДНОГО ТАНЦА»

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ

САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СТУДИИ НАРОДНОГО ТАНЦА

УДК 793.31 : 37.013

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-133-142

У.В. Н е де льницын а

Департамент социально-культурной деятельности и сценических искусств,

Московский город-

ской педагогический университет, Москва, Российская Федерация, e-mail:

uliyana_n@mail.ru

Аннотация: В статье представлена авторская интерпретация педагогического

процесса

формирования навыков самоорганизации личности. Определено, что становление

подобных

навыков начинается в раннем детстве под влиянием различных факторов, одним из

которых

выступает творческая деятельность. В статье раскрыты этапы формирования навыков

самоорганизации и рассмотрено их содержание. В этой связи автор обращает

внимание на

оригинальную систему воспитания, сложившуюся в отечественной педагогике

народного танца,

в которой ранее процесс формирования навыков самоорганизации детей не

рассматривался.

В статье показано, что народный танец, как часть культурного наследия, имеет

высокий

воспитательный потенциал, транслирует традиции, историю, характер и формирует

национальную

идентичность. Обращение педагогов-репетиторов и балетмейстеров к вопросам

самостоятельной

работы артиста над своими физическими данными позволило сформировать

рекомендации для

взрослых исполнителей, однако перенос подобных методик в воспитательный процесс

в детских

самодеятельных коллективах народного танца требует дополнительного осмысления.

Ключевые слова: методика воспитания, самоорганизация, любительское творчество,

педагогика

народного танца, формирование навыков самоорганизации.

Для цитирования: Недельницына У.В. Специфика формирования навыков

самоорганизации

детей младшего школьного возраста в условиях студии народного танца // Вестник

Московского

государственного университета культуры и искусств. 2021. № 6. С. 133-142.

http://doi.

org/10.24412/1997-0803-2021-6104-133-142

THE SPECIFICS OF THE FORMATION

OF SELF-ORGANIZATION SKILLS OF PRIMARY SCHOOL

CHILDREN IN THE CONDITIONS OF A FOLK DANCE STUDIO

U lya na V. N e d e lni ts y na

Department of Socio-Cultural Activities and Performing Arts, Moscow City

Pedagogical

University, Moscow Russian Federation, e-mail: uliyana_n@mail.ru

НЕДЕЛЬНИЦЫНА УЛЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА – аспирант департамента социально-культурной

деятельности и сценических искусств, ГАОУ ВО «Московский городской

педагогический

университет», художественный руководитель коллектива народного танца

«Богородские кружева»

ГБОУ г. Москва «Школа №1360»

NEDELNITSYNA ULYANA VLADIMIROVNA – postgraduate student of the Department of

Socio-Cultural

Activities and Performing Arts, Moscow City Pedagogical University, artistic

director of the folk dance group

“Bogorodskiye lace” GBOU Moscow “School No. 1360”

© Недельницына У. В., 2021

Abstract: The article presents the author’s interpretation of the pedagogical

process of formation of

personal self-organization skills. It is determined that the formation of such

skills begins in early

childhood under the influence of various factors, one of which is creative

activity. The article reveals

the stages of formation of self-organization skills and examines their content.

In this regard, the author

draws attention to the original system of education that has developed in the

national pedagogy of folk

dance, in which the process of forming children’s self-organization skills was

not previously considered.

The article shows that folk dance, as part of the cultural heritage, has a high

educational potential,

translates traditions, history, character and forms a national identity. The

appeal of teachers-tutors and

choreographers to the issues of the artist’s independent work on his physical

data made it possible to form

recommendations for adult performers, however, the transfer of such techniques

into the educational

process in children’s amateur folk dance groups requires additional reflection.

Keywords: methods of education, self-organization, amateur creativity, pedagogy

of folk dance, formation

of self-organization skills.

For citation: Nedelnitsyna U.V. The specifics of the formation of

self-organization skills of primary

school children in the conditions of a folk dance studio. The Bulletin of

Moscow State University of

Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 6 (104), pp. 133-142. (In Russ.).

http://doi.

org/10.24412/1997-0803-2021-6104-133-142

Обращение к осмыслению педагогического

процесса формирования навыков самоор-

ганизации личности обусловлено задачами

совершенствования процесса воспитания, пол-

ноценно обеспечивающего становление лич-

ности ребенка. В исследованиях отечествен-

ных и зарубежных психологов и педагогов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Л.С. Выготский, А.Л. Гезелл, А.С. Макаренко,

В.С. Мухина, В.А. Сухомлинский, С. Френе,

Н. Е. Щуркова и др.) доказано, что одним

из показателей высоких результатов воспита-

ния является наличие у ребенка склонности

и способности к самоорганизованному пове-

дению, а сама самоорганизация является есте-

ственным способом существования человека

[2, с. 133]. При этом отмечается необходимость

педагогического стимулирования различных

форм самоорганизации, создания условий

для творческого развития, коммуникации

и взаимодействия в процессе активной деятель-

ности детей (Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова) [2].

Современные педагогические исследова-

ния демонстрируют не только теоретические

обобщения, но определенный практический

опыт в вопросах формирования самооргани-

зации обучающихся (Г.В. Коган, М.Р. Мирош-

киной, Е.Б. Евладовой, Л.Г. Логиновой и др.).

Е.Б. Евладова и Л.Г. Логинова пишут о том,

что сформулированные в научной литературе

современные представления о таком явлении,

как самоорганизация, позволяют определить

его как научное понятие [2, с. 134]. Согласно

мнению М.Р. Мирошкиной, зона самоорга-

низации ребенка – осознание своих прав,

приобретение навыков осознанного выбора,

формирование готовности к ответственности

за свои поступки, а для развития и реализа-

ции это навыков необходимо педагогическое

сопровождение и сфера применения данных

навыков [4, с. 52].

Отметим, что в дошкольном возрасте

о полноценном формировании способности

к самоорганизации говорить рано. В млад-

шем школьном возрасте, с момента обучения

в школе и смены целей, задач и приорите-

тов начинает преобладать мотивация к по-

знавательным видам деятельности. Именно

в этот период открываются максимальные

возможности воспитательной работы по фор-

мированию навыков самоорганизации. Говоря

о младшем школьном возрасте следует сказать,

что в этом возрасте дети осознают нравствен-

ные требования и правила, способны проана-

лизировать свои поступки и сделать предпо-

ложения об их последствиях. Их поведение

начинает отличаться целенаправленностью

и сознательностью, что способствует созда-

нию основ самоконтроля и организованности.

По мнению В.А. Сухомлинского в детском

возрасте важна роль духовного самовоспи-

тания, осознания себя как личности, самопо-

знание, умение требовать от себя разумного

поведения. В.А. Сухомлинский настаивал

на исключительной важности укрепления ду-

ховных, моральных сил в младшем школьном

возрасте. Игнорирование или недостаточное

внимание к воспитанию детей в этот период

является пагубным, а дальнейшее формиро-

вание культурной и образованной личности

невозможным. Несмотря на слабость, без-

защитность, несамостоятельность младших

школьников необходимо побудить их к обра-

зованию, активной деятельности, совершению

поступков [7, с. 28]. Необходимо отметить,

что становление самоорганизации ребенка

происходит в двух сферах: в образовательной

и в сфере досуга.

Сегодня образовательные организации

наряду с основной деятельностью предостав-

ляют обширный спектр услуг по организации

досуга детей (деятельность студий и коллек-

тивов художественной, эстетической, физ-

культурно-оздоровительной, исследователь-

ской, технической и другой направленности),

открывающих возможности для творческого

развития. Особой популярностью среди детей

и родителей пользуются хореографические

студии в государственных и частных обра-

зовательных учреждениях. Педагоги-хорео-

графы разрабатывают авторские методики

и рабочие программы, создают оригиналь-

ные и эксклюзивные хореографические по-

становки. Система художественных образов

в хореографии складывается из совместно-

го творчества постановщика, исполнителя,

композитора и других составляющих. Само-

деятельное хореографическое искусство дает

детям возможность полноценного и всесто-

роннего развития. У ребенка формируется

потребность в саморазвитии, готовность

к творческой деятельности, повышается са-

мооценка и статус в глазах сверстников, пе-

дагогов и родителей.

Хореографическая деятельность акту-

альна с точки зрения воспитания детей, так

как представляет наглядные образы, эмоции,

истории, которые доступны пониманию млад-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ших школьников. Необходимо отметить важ-

ность воспитания ребенка в возрасте 6-10 лет.

Именно в этот период ребенок в наибольшей

степени воспринимает наставления и советы

извне. В дальнейшем, в подростковом возрас-

те, необходима и возможна исключительно

поддержка и коррекция заложенных воспита-

тельных идеалов и расширение в сознании по-

нятий о жизни, мире, гармонии и прекрасном.

В процессе освоения хореографии восприятие

образов, музыки и костюмов способствует

развитию воображения, фантазии, творческой

реализации и активному взаимодействию

детей между собой и с педагогом. Хореогра-

фия развивает в детях актерские способности,

музыкальный слух, способность к перевопло-

щению. Танец способствует преодолению за-

стенчивости, неуверенности, робости, а также

повышает самооценку. Если рассматривать

вопрос самооценки с точки зрения хорео-

графического искусства, можем отметить,

что трудоёмкий процесс изучения народно-

го танца помогает воспитанникам не только

знакомиться с возможностями своего тела,

но и учит распределять силы, планировать,

достигать поставленных целей. Возможность

демонстрировать свои достижения на сцене

повышает детскую самооценку. Данный на-

вык способствует самоконтролю в действиях

в соответствии с нормами и правилам, а также

позволяет корректировать планы и способы

их реализации в соответствии с полученными

результатами.

Народный танец является основой хорео-

графического искусства и одним из популяр-

ных направлений сегодня. Народный танец

транслирует индивидуальные особенности

характера, быта, истории народов в уникаль-

ной образно-выразительной форме с инди-

видуальной манерой исполнения. Народный

танец способствует воспитанию у младших

школьников исполнительской манеры, вы-

разительности движений и музыкальности,

а также дисциплины, формирует сильный

характер, чувство ответственности и долга.

Одной из основных задач педагога-хореографа

является формирование самостоятельной,

организованной индивидуальной творческой

личности учащегося.

В конце XX – начале XXI в. народный

танец приобрел особое развитие благодаря

именам таких выдающихся балетмейстеров,

как П.П. Вирский, Ф.А. Гаскаров, М.С. Годенко,

О.Н. Князева, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина,

Т.А. Устинова и др. Они стали создателями

современной школы народного танца, которая

отличается особым академизмом и сценично-

стью. На основе их опыта сегодня создаются

и развиваются самодеятельные коллективы

народного танца. Основу их воспитательно-

го идеала составляет народная культура и ее

материальные и нематериальные ценности,

в которых находят отражение традиции, лю-

бовь к родному краю и природе, дому, семье,

труду. Таким образом, транслируются куль-

турное наследие и духовно-нравственные

ценности [1, с. 42].

Народный танец – строгая и сложная от-

расль знаний, которая требует особой сосре-

доточенности, внимания и усидчивости при

изучении и исполнении, и, как любой вид ис-

кусства – самоорганизованности, стремления

к порядку, дисциплине. В книгах, посвящен-

ных классическому и народному танцу, авто-

ры, выдающиеся педагоги и артисты балета,

настоятельно рекомендуют развивать навы-

ки самостоятельной работы, которые будут

способствовать становлению качественной

исполнительской манеры. Самостоятельная

работа и самосовершенствование основы-

ваются на самоорганизации, выработанной

в детстве при педагогической поддержке.

Танцовщик, первоначально в младших

классах заимствуя движения, постепенно,

в процессе самостоятельной практики, при-

обретает индивидуальный характер испол-

нительской деятельности. Во время станов-

ления юного исполнителя основная задача

педагога – дать воспитанникам возможность

вложить в учебную комбинацию или сцениче-

скую постановку свою исполнительскую идею

или мысль, настроение, характер, проявить

личную манеру исполнения, не пренебрегая

академичностью. Подобный самостоятель-

ный поиск себя предопределяет становление

хорошо обученного артиста [8, с. 16].

Артист балета, балетмейстер, заслужен-

ный артист Императорских театров А. А. Гор-

ский еще в начале XX века настаивал на разви-

тии индивидуальной исполнительской манеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

артистов и воспитывал в них умение самосто-

ятельно искать решения творческих задач,

его методика была строго противоположна

балетмейстерским и педагогическим прин-

ципам балетмейстера и педагога М.М. Фоки-

на, который создавал совершенные по форме

произведения, но ограничивал творческую

самостоятельность исполнителей и артистов,

задача которых была следовать строгим рам-

кам его хореографических произведений

и постановок.

Народная артистка РСФСР и основопо-

ложник теории русской классической балетной

школы А. Я. Ваганова настаивала на раннем

приходе учениц в класс для самостоятельного

разогрева, рекомендовала заниматься в летнее

каникулярное время. На основе сложивше-

гося опыта многие балетмейстеры признают

пользу самостоятельной работы танцовщиков

над собой, которая несомненно требует опре-

деленной внутренней дисциплины и органи-

зованности.

Определенные правила, установленные

педагогом для воспитанников в начале обу-

чения, могут способствовать формированию

навыков самоорганизации - развитию чувства

ответственности, дисциплины, организован-

ности у младших школьников в коллективе

народного танца. Специфика организации

процесса освоения народного танца заклю-

чается в ряде правил:

1. Установление строгих норм поведения

при общении с педагогом, концертмейсте-

ром, одногруппниками. Воспитание в рамках

коллектива народного танца способствует

выработке определенной манеры поведения,

которая становится нормой для младшего

школьника в повседневной жизни.

2. Внедрение формы и требований к внеш-

нему виду воспитанников. Внешние атрибуты,

наличие единообразной хореографической

формы не только создают чувство причаст-

ности к коллективу и общему делу, но и спо-

собствует сплочению коллектива и командо-

образованию, формированию коллективного

духа. Некоторые хореографические студии

и коллективы приобретают форму для заня-

тий с индивидуальным дизайном, логотипом,

символикой и отличительными знаками для

своих воспитанников.

3. Оценка достижений воспитанников

в различных формах культурно-досуговой де-

ятельности: открытые занятия, мастер-классы,

выступления, фестивали, конкурсы.

4. Знакомство детей младшего школьного

возраста с творчеством профессиональных

государственных ансамблей танца (ГААНТ им.

Игоря Моисеева, ГАХА «Березка» им. Н.С. На-

деждиной, Государственный академический

русский народный хор имени М. Е. Пятниц-

кого, Ансамбль танца Украины имени Пав-

ла Вирского, ГААНТ им. Файзи Гаскарова)

мотивирует, повышает осознание ценности

искусства и культуры в глазах воспитанни-

ков, способствует становлению интереса

к изучению и сохранению образцов народного

творчества.

Перечисленные выше правила, принятые

в студии или коллективе народного танца,

будут способствовать дальнейшему форми-

рованию навыков самоорганизации детей

младшего школьного возраста. Сложность

формирования у детей младшего школьного

возраста навыков самоорганизации состоит

в необходимости целесообразного подбора

различных средств и методов воспитания

и регулярной обратной связи педагога. Само-

организация формируется в процессе взрос-

ления ребенка, и педагогу, занимающемуся

процессом воспитания, следует поддерживать

активную позицию ребенка в решении задач,

способствующих развитию навыков самосто-

ятельной деятельности. При этом необходимо

отметить, что воспитание и самовоспитание

— это единый воспитательный процесс. За-

дача педагога создать у ребенка потребность

в саморазвитии путем внешнего воздействия.

В исследованиях М.Р. Мирошкиной вы-

делены следующие стадии развития само-

организации: целевая, проектная, коммуни-

кативная, деятельностно-технологическая,

оценочно-рефлексивная, корректировочная

[5, с. 116].

Мы считаем возможным выделить сле-

дующие этапы процесса самоорганизации

ребенка:

На первом этапе самоорганизации –

в процессе краткосрочного и долгосрочно-

го планирования своей деятельности – ре-

бенок развивает навык прогнозирования,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

творческий взгляд на решение задач, проек-

тирование, наблюдательность, воображение.

Самоорганизация основывается на способ-

ности человека контролировать и разумно

использовать личное время в краткосрочной

и долгосрочной перспективе. В области на-

родного танца можем определить одно заня-

тие, как этап краткосрочного планирования

и учебный год – долгосрочного планирования.

Долгосрочное планирование под руководством

педагога, обсуждение целей и задач для детей

будет более результативным.

Вторая стадия – определение плана-мини-

мум и плана-максимум. Активная творческая

деятельность, участие в социально-культурных

мероприятиях способствует формированию

осознанного подхода к решению задач и до-

стижению поставленных целей. В любой куль-

турно-досуговой деятельности детей: отдыхе,

развлечении, праздниках, самообразовании,

творчестве важным этапом организации дей-

ствий и поведения является планирование

и определение плана-минимум и плана-мак-

симум. Проект творческого мероприятия, тай-

минг игры, проектирование образовательного

маршрута будут удачно реализованы благо-

даря продуманному планированию. В случае

самодеятельного коллектива народного танца

определение минимального и максимального

уровней ожидаемых результатов будет зави-

сеть от цели посещения данного объединения.

Третья стадия самоорганизации – распре-

деление задач по степени важности. Сплани-

рованная деятельность в процессе ее осущест-

вления требует соотнесения с намеченным

планом. В культурно-досуговой деятельно-

сти ребенка наиболее ярко необходимость

распределения задач по степени важности

представлена в исследовательской и проектной

деятельности. В процессе работы юным иссле-

дователям приходится корректировать планы,

вносить изменения, проверять правильность

определений и суждений; оценивать резуль-

таты исследования; обсуждать полученные

результаты; наглядно представлять резуль-

таты. Таким образом, контролируя процесс

организации своей деятельности воспитанник

развивает способность к адаптации и коррек-

тировке поведения в изменяющихся ситуаци-

ях. В народном танце постановка и распре-

деление задач может ярко транслироваться

в случае включения ребенка в процесс созда-

ния творческого продукта – хореографический

постановки, этюда, зарисовки, комбинации.

Представим небольшую часть задач, которые

стоят перед воспитанниками в случае сотвор-

чества с педагогом: прослушивание музы-

ки, определение эмоционального настроения

музыки, определение музыкального размера,

обсуждение идеи номера, постановка танца,

или его частей, внесение корректировок, вы-

сказывание замечаний, просьб, репетиции и др.

Четвертый этап – контролирование вы-

полнения поставленных задач. Данный ком-

понент самоорганизации можно обозначить,

как самоконтроль. Он может совершенство-

ваться при осуществлении текущего контро-

ля и оценки воспитанником своих действий

на каждом этапе какого-либо вида деятель-

ности, в особенности, во время выступлений,

чтения стихов или отрывков худ. литерату-

ры, хореографических, музыкальных высту-

плений. Самоконтроль совершенствуется

при соотнесении со сторонним оцениванием

педагогов, поэтому нельзя отрицать необхо-

димость педагогического контроля в культур-

но-досуговой деятельности ребенка. Педаго-

гическое воздействие должно быть нацелено

на помощь воспитанникам в вопросах учета

сил и условий при планировании деятельности

и облегчения непосильных задач. Помощь

педагога не приравнивается к абсолютному

контролю, а преподносится в форме профес-

сиональной консультации и сотрудничества.

Пятым этапом в реализации самоорга-

низации является достижение результатов.

Достижение высоких результатов деятель-

ности требует концентрации, собранности

и организованности, осознания личной от-

ветственности за успехи и неудачи. Резуль-

тативный компонент является практическим

итогом деятельности воспитанника и итогом

работы по выделению специального времени

на проведение досуга, самостоятельному пла-

нированию времени работы, составлению пла-

на действий, определению сроков выполнения,

распределению приоритетов. Таким образом,

воспитанник учится разрабатывать модели по-

ведения. В культурно-досуговой деятельности

результаты работы отражаются в получении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новых навыков, достижениях на фестивалях

и конкурсах, результатах проектов и др. Еже-

годно Департаментом образования и науки

города Москвы готовится список значимых

мероприятий для коллективов дополнитель-

ного образования. Участие в предлагаемых

фестивалях и конкурсах не является обяза-

тельным, но такие мероприятия способствуют

формированию командного духа в условиях

конкурентной среды. Фестивали и конкурсы —

это борьба не столько с соперниками, сколь-

ко с внутренними противоречиями каждого

ребенка. Страхи и сомнения преодолеваются

при поддержке педагога, родителей и одно-

группников. Итоги фестивалей и конкурсов

доказательно демонстрируют младшим школь-

никам достигнутые результаты.

Шестой этап в процессе самоорганиза-

ции – оценивание результата. Умение ор-

ганизовывать время и пространства, свой

образовательный маршрут формируется

в процессе непрерывной работы над своими

достоинствами и недостатками, поэтому важно

помнить об оценивании достижений и искать

причины неудач. Эта способность называется

самооценкой. Для способности организовывать

пространство в образовательном и воспита-

тельном плане характерны: внутренняя дис-

циплина, самоконтроль, умение анализировать

события и действия. На основе участия в со-

циально-культурных мероприятиях начинает

складываться здоровая самооценка личности,

не только на основании точки зрения педагога,

но и в сравнении с окружающими, решением

членов жюри и зрителей.

Последний этап самоорганизации – под-

ведение итогов по результатам деятельности.

Данный этап отличается от предыдущего все-

сторонней и всеобъемлющей оценкой каждого

этапа и действия воспитанника. Здесь оцени-

ваются степень удовлетворения потребности

в саморазвитии, творческой самореализации,

общении и самодеятельности в разнообразных

формах, включающих общение, социальное

творчество, игру, труд, культуру и другие сфе-

ры возможного самоопределения.

В коллективе народного танца одним

из способов подведения результатов деятель-

ности является отчетный концерт. Это один

из важных способов развития навыков само-

организации. Во время концерта демонстри-

руются достижения воспитанников за год

и в наибольшей степени проявляются элемен-

ты самоконтроля и самодисциплины каждого

участника. Отчетный концерт – это показатель

качества работы педагогов, концертмейсте-

ра, воспитанников, степень освоения про-

граммы и качественный рост успеваемости

обучающихся. Это большая ответственность

и годовой итог труда каждого ребенка и ру-

ководителя коллектива. Высокая степень от-

ветственности за ситуации во время отчетных

концертов дисциплинируют младших школь-

ников, самостоятельность действий предпо-

лагает высокую степень сосредоточенности,

самоконтроля и самообладания. Осознание

значимости своих поступков мотивирует ре-

бенка и способствует четкому следованию

правилам поведения и организации своего

личного места и времени с учетом интереса

окружающих.

Таким образом, рождается эффективная

воспитательная система, способствующая

формированию навыков самоорганизации

участников коллектива: формируется устой-

чивый морально-психологический климат;

принимаются коллективные решения; разви-

вается наставничество по отношению старших

воспитанников к младшим; саморегулирова-

ние, разрешение конфликтов без вмешатель-

ства педагога; выявление лидерских качеств

некоторых учащихся. Одним из качественных

способов рефлексии является обсуждение

видеозаписи отчетного концерта с воспитан-

никами через несколько дней после концерта.

Обсуждение плюсов и минусов в наглядном

формате доказывает младшим школьникам

необходимость самостоятельного оттачива-

ния навыков.

Таким образом, необходимо отметить,

что в творческом пространстве воспитанни-

ками самостоятельно выбираются формы,

содержание, методы, технологии деятельности,

в этом отражается самоорганизованный подход

к действительности. Педагогами, в свою

очередь, создаются условия для реализации

самоорганизации воспитанников. В досуге

подрастающего поколения есть возможность

реализовать условия для педагогически це-

лесообразной, эмоционально-привлекатель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной деятельности воспитанников. Практи-

ка самоорганизации подразумевает умение

воспитанника занимать свое личное время

и пространство без систематического кон-

троля, помощи и стимуляции со стороны

педагогов. Самоорганизация способствует

регулированию деятельности и реализации

планов, повышению эффективности деятель-

ности, качественному обучению и дальнейше-

му становлению.

Самоорганизация – одно из важнейших

качеств личности, которое помогает организо-

вать пространство вокруг себя, распределить

учебное и личное время, своевременно выпол-

нять задачи согласно графику. Навыки самоор-

ганизации, заложенные в детстве, в процессе

взросления продолжают совершенствоваться.

Свойственные младшему школьному

возрасту смена интересов и настроений вы-

двигает необходимость непосредственного

педагогического воздействия во всем процес-

се досуговой деятельности. Это воздействие

не должно быть прямым или грубым, а являет-

ся тактическим и осторожным, направленным

на поддержание общего уровня интересов

детей к обучению, стимулирование и поощре-

ние творческой инициативы. Но необходимо

не забывать и о требовании в выполнении

взятых на себя обязанностей и решении воз-

ложенных педагогом задач.

Таким образом, на занятиях народ-

ным танцем и в процессе подготовки

к ним воспитанник содержит в порядке свой

внешний вид, мысли, чувства и эмоции.

Спи с о к ли т ер а т у р ы

На занятиях формируется самостоятельная

личность, умеющая нести ответственность

за свои поступки, занимающая активную

позицию в решении конкретных задач

и проблем. Самодисциплина играет перво-

степенную роль в получении качественного

результата работы, а осознанное стремле-

ние к реализации собственного потенциа-

ла поддерживает процесс самовоспитания

и развития. В младшем школьном возрас-

те мотивация ребенка к обучению при гра-

мотно выстроенном воспитательном про-

цессе возрастает. Дети не только получа-

ют удовольствие от творческого процесса,

но стремятся к самостоятельному расши-

рению своих знаний и творческим экспери-

ментам.

1. Бакланова, Т.И. Этнокультурная педагогика. Проблемы русского этнокультурного

и этнохудоже-

ственного образования: Монография / Т.И. Бакланова. – Саратов: Вузовское

образование, 2015.

– 155 c.

2. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Самоорганизация как перспективная возможность

развития

дополнительного образования детей // Вестник Костромского государственного

университета.

Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №2. С. 132-135.

3. Мацукевич О. Ю., Лазарева Л. Н., Рябова Н. Е. Дети и современный мир:

вхождение в пространство

ценностей культуры. Нравственное здоровье детства в проекции будущего России:

коллективная

монография / О. Ю. Мацукевич, Л. Н. Лазарева, Н. Е. Рябова [ и др.; науч. ред.:

О. Ю. Мацукевич,

Л. Н. Лазарева] ; Научно-исследовательский центр Детского благотворительного

фонда «АРТ

Фестиваль - Роза Ветров». - Москва: АРТ Фестиваль - Роза Ветров, 2019. - 202

с.: ил., ноты, табл.

факс.

4. Мирошкина, М. Р. Педагогическое сопровождение самоорганизации детей и

подростков /

М. Р. Мирошкина // Школьные технологии. – 2014. – № 5. – С. 49-54.

5. Мирошкина М. Р. Самоорганизация участников образовательного процесса в школе

// Школьные

технологии. 2014. №4. С. 115-121.

6. Опарина Н.А. Воспитательные составляющие праздника в начальной школе / Н.А.

Опарина // Научно-

методический журнал Начальная школа. № 5. – Москва : Начальная школа, 2021. –

84 с.

7. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика ком.

воспитания). Педагогическое

наследие / В.А. Сухомлинский; сост. О.В. Сухомлинская. – Москва : Педагогика. –

1990. – 288 с.

8. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 3-е изд. —

Санкт-Петербург:

Издательство «Лань», 2005. — 496 с.

R ef er en c e s

1. Baklanova, T.I. Etnokul’turnaya pedagogika. Problemy russkogo

etnokul’turnogo i etnohudozhestvennogo

obrazovaniya: Monografiya / T.I. Baklanova. – Saratov: Vuzovskoe obrazovanie,

2015. – 155 c.

2. Evladova E. B., Loginova L. G. Samoorganizaciya kak perspektivnaya

vozmozhnost’ razvitiya dopolnitel’nogo

obrazovaniya detej // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta.

Seriya: Pedagogika.

Psihologiya. Sociokinetika. 2014. №2. S. 132-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Macukevich O. YU., Lazareva L. N., Ryabova N. E. Deti i sovremennyj mir:

vhozhdenie v prostranstvo

cennostej kul’tury. Nravstvennoe zdorov’e detstva v proekcii budushchego

Rossii: kollektivnaya monografiya /

O. YU. Macukevich, L. N. Lazareva, N. E. Ryabova [ i dr.; nauch. red.: O. YU.

Macukevich, L. N. Lazareva] ;

Nauchno-issledovatel’skij centr Detskogo blagotvoritel’nogo fonda “ART

Festival’ - Roza Vetrov”. - Moskva:

ART Festival’ - Roza Vetrov, 2019. - 202 s.: il., noty, tabl. faks.

4. Miroshkina, M. R. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoorganizacii detej i

podrostkov / M. R. Miroshkina //

SHkol’nye tekhnologii. – 2014. – № 5. – S. 49-54.

5. Miroshkina M. R. Samoorganizaciya uchastnikov obrazovatel’nogo processa v

shkole // SHkol’nye tekhnologii.

2014. №4. S. 115-121.

6. Oparina N.A. Vospitatel’nye sostavlyayushchie prazdnika v nachal’noj shkole

/ N.A. Oparina // Nauchno-

metodicheskij zhurnal Nachal’naya shkola. № 5. – Moskva : Nachal’naya shkola,

2021. – 84 s.

7. Suhomlinskij, V.A. Kak vospitat’ nastoyashchego cheloveka: (Etika kom.

vospitaniya). Pedagogicheskoe nasledie

/ V.A. Suhomlinskij; sost. O.V. Suhomlinskaya. – Moskva : Pedagogika. – 1990. –

288 s.

8. Tarasov N.I. Klassicheskij tanec. SHkola muzhskogo ispolnitel’stva. 3-e izd.

— Sankt-Peterburg: Izdatel’stvo

«Lan’», 2005. — 496 s.

Поступила в редакцию 06.12.2021

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.