Библиографический список
1. Вахитов Д.Р Перспективы реиндустриализации экономики РФ в условиях глобализации и нестабильности мировой экономической системы. Вестник ТИСБИ. 2016; № 2: 61 - 71; № 3: 104 - 130.
2. Новосельцева А.С. Ключевые функции мегаполисов в глобальной экономике: системность исследования. ВестникВолГУ. Серия 9. 2011; Выпуск 9: 71 - 77.
3. Вахитов Д.Р Проблемы и тенденции развития российского образования на современном этапе. Москва: РУСАЙНС, 2016.
4. Кондратьева Т.Н. Взаимоотношение экологии и образования в современных условиях (стенограмма вебинара). Философия образования. 2016; № 1 (64): 232 - 234.
5. Вахитов Д.Р, Лукина М.А., Гриневецкая Т.Н. Влияние социально-экономических и природно-климатических аспектов на перспективы развития современного образования. Философия образования. 2018; № 74; Выпуск 1: 90 - 96.
6. Кондратьева Т.Н. Тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике бурятского народа: монография. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2014.
7. Кондратьева Т.Н. Актуальные тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014; № 9: 156 - 160.
References
1. Vahitov D.R. Perspektivy reindustrializacii 'ekonomiki RF v usloviyah globalizacii i nestabil'nosti mirovoj 'ekonomicheskoj sistemy. Vestnik TISBI. 2016; № 2: 61 - 71; № 3: 104 - 130.
2. Novosel'ceva A.S. Klyuchevye funkcii megapolisov v global'noj 'ekonomike: sistemnost' issledovaniya. Vestnik VolGU. Seriya 9. 2011; Vypusk 9: 71 - 77.
3. Vahitov D.R. Problemy i tendenciirazvitiya rossijskogo obrazovaniya na sovremennom 'etape. Moskva: RUSAJNS, 2016.
4. Kondrat'eva T.N. Vzaimootnoshenie ekologii i obrazovaniya v sovremennyh usloviyah (stenogramma vebinara). Filosofiya obrazovaniya. 2016; № 1 (64): 232 - 234.
5. Vahitov D.R., Lukina M.A., Grineveckaya T.N. Vliyanie social'no-'ekonomicheskih i prirodno-klimaticheskih aspektov na perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. 2018; № 74; Vypusk 1: 90 - 96.
6. Kondrat'eva T.N. Tendencii razvitiya 'ekologicheskogo vospitaniya v 'etnopedagogike buryatskogo naroda: monografiya. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2014.
7. Kondrat'eva T.N. Aktual'nye tendencii razvitiya 'ekologicheskogo vospitaniya v 'etnopedagogike korennyh narodov. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2014; № 9: 156 - 160.
Статья поступила в редакцию 26.03.20
УДК 373.2
Golub I.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Amur State University n.a. Sholem Aleichem (Birobidzhan, Russia),
E-mail: [email protected]
SPECIFICITY OF THE JEWISH EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN. The article discusses the specifics of Jewish education of preschool children in such multinational and multiconfessional state as Russian Federation. Particular emphasis in the work is given to the initial actions for the formation of ethnic identity in the Jewish family. To this end, the author examines seven basic aspects of Jewish education. The article reveals the tasks reflecting the specifics of Jewish education of preschool children in a multinational and multi-confessional state. The presented material allows us to conclude that the specificity of Jewish upbringing of preschool children lies precisely in the initial correct and strong basis for the whole future life of the child - the desire to constantly improve, strive for a positive result and success, develop throughout your life and make maximum use of the inherent in the child inclinations (talents).
Key words: identity, upbringing, Jewish upbringing, family, family values and traditions.
И.Б. Голубь, канд. пед. наук, доц., Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ЕВРЕЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается специфика еврейского воспитания детей дошкольного возраста в условиях многонационального и поликонфессионального государства, такого как Российская Федерация. Особый акцент в работе отводится первоначальным действиям по формированию этнического самосознания в еврейской семье. С этой целью автором рассмотрены семь основных аспектов еврейского воспитания. В статье раскрыты задачи, отражающие специфику еврейского воспитания детей дошкольного возраста в условиях многонационального и поликонфессионального государства. Представленный материал позволяет сделать вывод, что специфика еврейского воспитания детей дошкольного возраста заключается именно в первоначально правильной и сильной основе для всей дальнейшей жизни ребенка - желании постоянно самосовершенствоваться, стремиться к позитивному результату и успеху, развиваться на протяжении своей жизни и максимально использовать заложенные в самом ребёнке задатки (таланты).
Ключевые слова: самосознание, воспитание, еврейское воспитание, семья, семейные ценности и традиции.
Общеизвестно, что именно культура является цементирующей основой общественных отношений не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе его социализации и контактов с представителями других культур, но еще и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной общности, т.е. чувство своей идентичности.
Самуэль Хантингтон отмечал, что «в современном мире культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а вот отдельные союзы народов и государств, антагонизмы между ними и конкретная государственная политика складываются, прежде всего, с учетом культурной близости или культурных различий» [1].
Поэтому вполне понятна и оправдана та ревностность и порою даже та «острота, с которой каждый народ так трепетно относится к сохранению именно своей культуры, и великий самообман - желать человеку творить помимо своей национальности» [2].
Актуальность данной проблематики обусловлена еще и тем обстоятельством, что именно под влиянием поведенческих стереотипов отдельных этносов и групп в настоящее время активно происходит формирование и более общезначимых нравственных отношений даже на общегосударственном и международном уровнях.
Следовательно, функция образования и воспитания детей дошкольного возраста и, в частности, его содержания как основного средства обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста вводится в ранг государственной политики в области образования и сформулирована в Законе РФ «Об образовании» следующим образом: «Защита системой образования национальных
культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами» [3]. Именно этим обстоятельством и объясняется тот факт, что современная Концепция модернизации российского образования определяет в качестве основной цели прежде всего именно духовно-нравственное воспитание подрастающей личности. Эту стратегическую цель предлагается реализовать путем решением следующих задач:
- достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и молодежи;
- сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию всех народов России и формирование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений [4].
Рост этнического самосознания народов России в условиях современной парадигмы общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые проявляются также в культурной и образовательной сферах жизни. С изменением социальной, экономической и идеологической ситуации, этнографической картины нашей жизни изменяется и место нашей народной культуры
и ее этнопедагогическая направленность. В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности российского социума для педагогической науки и практики на сегодня весьма актуальны проблемы именно национального образования и этнической воспитания детей малых народов. Тем более что исследования их традиций и культур проводятся обычно на взрослом населении, в то время как онтогенез этнических особенностей и механизмы закрепления традиций изучены в современной педагогике еще недостаточно.
Актуальность дальнейшей теоретической и практической разработок становления именно вопросов этнического самосознания, на наш взгляд, обострена еще и тем обстоятельством, что в быту, культуре и воспитании народов есть еще немало противоречий, которые нарушают развитие этнического самосознания личности. К ним в первую очередь следует отнести:
- противоречия между активно идущей в современном мире общей глобализацией социокультурных процессов и одновременным оживлением норм, в частности этнического архетипа, и, как следствие этого, возникновение явления так называемого «резонанс-конфликта» посттоталитарной эпохи;
- между развитием самостоятельности, суверенности того или иного народа, с одной стороны, и отчуждением, неприятием других народов, их этнокуль-тур и этнообразовательных идей, с другой стороны;
- между необходимостью становления этнического самосознания личности и отсутствием механизмов, естественным образом связанных с этнокульту-рой и этнопедагогикой;
- между желаниями субъектов образовательного процесса реализовать свою идею этноконфессионального образования в системе общего образования и отсутствием целостной педагогической системы становления и развития такого этнического самосознания личности.
Вот почему нам так важен сегодня в этом вопросе опыт наших отечественных исследователей и в том числе работы А.Ю. Белогрудова, ПД. Дмитриева, Б.Л. Вульфсона, М.Н. Кузьмина, В.В. Макаева, Д.В. Сажина и многих других, описанных этнопедагогикой - наукой о социальной среде воспитания, в которой собственно и происходит становление отдельно взятой личности [5]. Так, в частности в поисках ответа на вопрос, каким образом и когда ребенок начинает считать себя представителем того или иного этноса (культуры), швейцарский ученый Ж. Пиаже предложил еще в начале 50-х годов ХХ в. свою классификацию первоначального развития этнической идентичности, включающих в себя трех основных этапа:
• 6 - 7 лет. В этом возрасте ребенок приобретает первые, весьма фрагментарные и несистематические знания о своей этнической принадлежности, и потому именно семья является для него наиболее значимым окружением, а не страна или отдельно взятая этническая группа;
• В 7 - 8 лет ребенок уже довольно четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основные идентификации - этническая принадлежность родителей, место проживания, родной язык и т.д.:
• В младшем подростковом возрасте (9 - 10 лет) этническая личность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры и др. [6].
В принципе признавая правомерность именно такого возрастного подхода в классификации этапов этнической идентичности, мы все же отмечаем и наличие других временных вариаций в этом вопросе.
И, в частности, в этой работе акцентируем свое внимание на наличии правил сугубо еврейского воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в духе своей идентичности.
И это неслучайно, так как на сегодняшний день благополучие подрастающего поколения превратилось практически в общенациональную идею.
В чем же специфика именно еврейского воспитания? Чем оно принципиально отличается от любого другого? Попытаемся это показать на примерах только семи основных правил традиционного воспитания детей в еврейских семьях.
• Обучение до рождения. Мудрейшие талмудисты прошлого утверждали, что воспитание ребенка должно начинаться еще задолго до его зачатия - с соблюдения родителями законов семейной чистоты. Ребенок еще не родился, он только развивается в теле матери, а на его будущий характер влияет все, в том числе биологический и химический состав питания матери и сама духовная природа питания - чистота (кошерность) пищи. Считается также, что когда новорожденному еврейская мама напевает колыбельную песенку «Рожинкес митман-длен» (идиш «Изюм с миндалем»), где говорится о ценности и значении Торы, тем самым она уже формирует прочные основы его еврейского воспитания. Поэтому и вполне закономерным следует считать, что как только малыш начинает складывать свои первые слова (обычно это происходит на втором году его жизни), прежде всего следует обучить следующей фразе: «Тойроциво лону Мойше, мойрошокхилас Яакова» (иврит). - «Тору заповедовал нам Моисей - наследие общины Яакова». И хотя ребенок еще слишком мал, чтобы осознать весь глубинный смысл этих слов, но именно они станут первым законченным предложением в его жизни.
А далее, с трехлетнего возраста он будет знакомиться с еврейским алфавитом, в пять лет начнет читать Тору и таким образом вырастает высокодуховным, интеллектуальным человеком, который будет и далее по жизни следовать высокогуманистическим еврейским идеалам и открыт творчеству.
• Личный пример. Родители воспитывают в детях прежде всего то, чем обладают сами, но не большее того. А поэтому все слова об ответственности, трудолюбии, аккуратности и честности останутся только словами, если этих качеств нет в самих родителях. Не стоит требовать от своих детей того, чего не делаете сами. Чтобы быть спокойными и уверенными за своих детей, родителям следует всегда следовать основному правилу: «Ведите себя при ребенке так, как вы хотели бы, чтобы он себя вел».
• Принцип «еврейской бабушки (мамы)». Суть этого принципа заключается в тотальной поддержке семьи. Что бы ребенок ни сделал, его бабушка (мама) всегда будет от него в восторге. Прибежал последним в школьном кроссе: «Ай, да молодец! Как красиво бежал». Малыш учится играть на виолончели, издает первые неуверенные звуки: «Боже мой, как гениально! Ну, будущий Ростропо-вич!» Родительская похвала, хотя и сильно преувеличенная, является той самой волшебной пилюлей, которая дает базовую уверенность ребенку в себя, в свои возможности. Еврейская бабушка (мама) всегда восторгается даже самым малейшим достижениям своего ребенка. Об этом успехе обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное - сам ребенок. И этот факт вселяет в него уверенность в том, что он может достичь многого. Плавное, чтобы он поверил - он сможет, если сильно захочет.
• Разумная свобода. Современное еврейское воспитание соединяет в себе две, казалось бы, до крайности противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Этот принцип хорошо описывается метафорой - «просторная свободная комната с жесткими стенами». В еврейских семьях маленьким детям разрешено очень многое, вплоть «до хождения по головам». И это неслучайно, ведь для еврейских родителей свобода малыша - не специальное воспитание, а воздух, которым нельзя не дышать. Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает границы допустимого. Традиционно считается, что ребенку можно все, кроме того, что ему нельзя. Именно поэтому с малых лет он должен усвоить правило, что есть такие вещи, делать которые запрещено при любых обстоятельствах. Таких запретов немного, но они незыблемы. Так, в частности, любимые мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове никак нельзя.
• Нет критиканству! Воспитание как систему нудного понукания стоит оставить в прошлом. Ничто так не толкает человека к плохому, как его постоянная критика. Мы не хотим слушать только чужие нравоучения. Аналогично надо поступать и с собственными детьми. Именно поэтому в еврейских семьях детям разрешено очень многое, их не ругают по мелочам. Взрослые не обращают внимание на мелкие проступки детей. Ошибки и мелкие шалости - явление нормальное. Критика как основной метод воспитания не помогает исправлению, а лишь порождает комплексы. Именно поэтому еврейская мама, никогда не скажет: «Ты плохой». Она скажет: «Как такой хороший мальчик мог сделать такую глупость?». Она никогда не допустит, чтобы кто-то даже усомнился в способностях ее чада, ведь у него попросту нет недостатков. Возможно, она их и видит, но кроме нее об этом никто никогда не узнает.
• Любовь и уважение в семье. Согласно вековым еврейским традициям во время семейной трапезы еврейская мама первую тарелку подает папе, в которой будет лежать самый лакомый кусочек. Потом нальет суп себе и только после этого - детям. И это не потому, что мама их недостаточно любит, а потому, что в этом ритуале заложен глубинный смысл: дети с самых ранних лет должны научиться уважать старших и в первую очередь - своих родителей. Если дети усвоили с ранних лет, что их родители живут, прежде всего, друг для друга, убедятся, что их взаимоотношения пропитаны любовью и заботой, то и они сами будут чувствовать себя более защищенными. Кроме того, подобное поведение родителей есть прекрасный пример для подражания. Именно такое отношение между собой дети и постараются потом воспроизвести и в собственных семьях, когда они вырастут.
• Высокая планка. Как правило, еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам. Скрипка, изучение английского языка или математики - все это одновременно и помногу. С малолетства они приучены к тому, что необходимо постоянно быть занятым делом - это нормально. Нельзя быть с ребенком «добреньким и жалостливым». Надо сразу поставить ему высокую планку требований. Даже самому маленькому ребенку нужно дать понять, что ему даны от природы большие способности, и поэтому и спрос с него будет большой. Еврейские родители не заставляют ребенка хорошо учиться - он делает это сам, потому что с детства усваивает жизненную установку на успех. А потому у него нет отвращения к учебе и к образованию, прежде всего потому, что он правильно мотивирован. Сформирована не только положительная реакция на выполнение каких-то учебно-познавательных действий, но и, что более важно, - верная мотивация совершения хороших поступков. С годами именно эта черта его характера будет только усиливаться и наполняться все новым и новым содержанием. Так, в частности, Рав, лорд, д-р Джонатан Сакс (главный раввин Объединенных еврейских общин Великобритании) говорит о том, что «если ребенок не умеет спрашивать - ты открой ему...», т.е. прежде всего при обучении детей мы должны научит их задавать вопросы. Ведь еврейство это, прежде всего, поиск ответов на поставленные вопросы. И в качестве наглядного примера он приводит рассказ физика, лауреата Нобелевской премии Изидора Раби о том, что стать настоящим ученым его научила мама. «Всех детей, возвращающихся из школы, обычно родители спрашивали: «Ну, что ты сегодня выучил? А моя мама говорила: Изи, ты
сегодня задал учителю хороший вопрос?» Вот почему и сегодня в традиционных религиозных еврейских школах (ивр. ешивах) самая высшая похвала со стороны учителя ученику звучит так: «Хороший вопрос ты мне задал!» [7].
Заключая вышесказанное, мы приходим к осмыслению того, что специфика еврейского воспитания детей дошкольного возраста заключается
Библиографический список
именно в первоначально правильной и сильной основе для всей дальнейшей жизни ребенка - желании постоянно самосовершенствоваться, стремиться к позитивному результату и успеху, развиваться на протяжении своей жизни и максимально использовать заложенные в самом ребёнке задатки (таланты).
1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки из книги). ProetContra. 1997; № 2; Т. 2: 142 - 144.
2. Бердяев Н.А. Национальность и человечество. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. Москва, 1999.
3. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. Москва,1918.
4. Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 г. Москва: МО РФ НФПК, 2002.
5. Волков ГН. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
6. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. Пермь: ПГПУ 1997.
7. О главном. Хрестоматия. Институт изучения иудаизма Рора. Еврейское самосознание. Перевод д-ра Арье Ольмана: Издательство США, 2016; Кн. 1: 56, 4.
8. Голубь И.Б. Некоторые подходы по интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс высшей школы. Под редакцией Л.Н. Вау-лина. Кострома: Издательство КГУ имени Н.А. Некрасова, 2010: 114 - 121.
References
1. Hantington S. Stolknovenie civilizacij i izmenenie mirovogo poryadka (otryvki iz knigi). ProetContra. 1997; № 2; T. 2: 142 - 144.
2. Berdyaev N.A. Nacional'nost' i chelovechestvo. O cheloveke, ego svobode i duhovnosti. Izbrannye trudy. Moskva, 1999.
3. Zen'kovskij V.V. Social'noe vospitanie, ego zadachi iputi. Moskva,1918.
4. Koncepciya modernizacii obrazovaniya RF na period do 2010 g. Moskva: MO RF NFPK, 2002.
5. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Cheboksary, 1974.
6. Vyatkin B.A., Hotinec V.Yu. Integral'naya individual'nost'i 'etnicheskie osobennosti cheloveka. Perm': PGPU, 1997.
7. O glavnom. Hrestomatiya. Institut izucheniya iudaizma Rora. Evrejskoe samosoznanie. Perevod d-ra Ar'e Ol'mana: Izdatel'stvo SShA, 2016; Kn. 1: 56, 4.
8. Golub' I.B. Nekotoryepodhody po integraciinacional'nyh kul'turnyh cennostej v uchebno-vospitatel'nyjprocess vysshej shkoly. Pod redakciej L.N. Vaulina. Kostroma: Izdatel'stvo KGU imeni N.A. Nekrasova, 2010: 114 - 121.
Статья поступила в редакцию 28.03.20
УДК 37.0
Vakhitov D.R., Doctor of Sciences (Economics), Head of Department of Economics, Russian State University of Justice; Professor, Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Grinevetskaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University, Ministry of Healthcare of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Lukina M.A., senior teacher, Department of Legal Informatics, Information Law and Natural Science Disciplines, Kazan Branch of Russian State University of Justice(Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Nurova L.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Linguistics and Foreign Languages, Kazan Branch of Russian State University of Justice(Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
VOUCHER FORM AS A TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF RECEIVED EDUCATION. Different views on the process of reforming the national education system are considered. The voucher form is analyzed in more detail as a tool for improving the quality of education. Theoretical sources on directions of reforming the national education are analyzed. The focus of the study is on one of the tools for obtaining education, which has not yet been widely used in our country - educational vouchers. Advantages and disadvantages of the voucher system are highlighted. An overview of the positive and negative aspects of the voucher system of education is given. The conclusion is made about the main drawback of the voucher system, which consists in deepening the stratification both among students and within society. This is especially dangerous for the Russian mentality based on the principles of collectivism. It is concluded that the voucher system can best be implemented in the system of additional education, and not only in relation to retraining of teachers. Taking into account that professional development is a mandatory requirement for many professions, and educational institutions differ in the level of educational services provided, the voucher system will allow students of such courses to choose a university where the efficiency and quality of retraining is highest. In addition, there are certain prospects for the introduction of vouchers in master's program, where in-depth training is taking place. At the same time, the voucher system in general and secondary vocational education, as well as in education for bachelors is risky because of the ambiguous results of such experiment in the world, and will also require large financial and human resources. Key words: voucher form, education, education reform, quality of education, professional development.
Д.Р. Вахитов, д-р экон. наук, зав. каф. экономики, Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», проф., Казанского кооперативного института, г. Казань, E-mail: [email protected]
Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
М.А. Лукина, ст. преп., Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Казань, E-mail: [email protected]
Л.Р. Нурова, канд. филол. наук, доц., Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Казань, E-mail: [email protected]
ВАУЧЕРНАЯ ФОРМА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОЛУЧАЕМОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются разные взгляды на процесс реформирования системы отечественного образования. Более подробно анализируется ваучерная форма как инструмент повышения качества получаемого образования. Анализируются теоретические источники, посвященные направлениям реформирования отечественного образования. Фокус исследования направлен на один из инструментов получения образования, который пока еще не получил широкого распространения в нашей стране - образовательные ваучеры. Выделены преимущества и недостатки ваучерной системы. Дается обзор положительных и отрицательных сторон ваучерной системы образования. Делается вывод о главном недостатке ваучерной системы, заключающейся в углублении расслоения и среди обучающихся, и внутри общества. Для российского менталитета, базирующегося на принципах коллективизма, это особенно опасно. Делается вывод, что ваучерная система наилучшим образом может быть реализована в системе дополнительного образования, причем не только в отношении переподготовки педагогических кадров. С учетом того, что повышение квалификации является обязательным требованием для многих профессий, а учебные заведения различаются по уровню предоставляемых образовательных услуг то ваучерная система позволит слушателям таких курсов выбрать тот вуз, где