Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / СТУДЕНТ / ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даниялова Надежда Данияловна, Багичева Жасмира Багичевна, Умариева Светлана Зауровна

В статье рассмотрена специфика эмоциональных состояний студентов в процессе обучения в вузе. Получение высшего образования в высших учебных заведениях, но зачастую этот процесс может вызывать множество стрессогенных ситуаций у человека. Перспективные направления по работе с учебным стрессом обосновывают психологи, рассматривая антиципационную состоятельность как личностный ресурс студентов. Для того чтобы студенты могли осознанно относиться к трудностям учебного процесса как потенциальному источнику стресса, важно понимать особенности саморегуляции студентов в обучении. На сегодняшний день арт-психология признаётся как психотерапевтическое направление, позволяющее прорабатывать и корректировать психоэмоциональные состояния личности, но не диагностируя патологических нарушений. Организация учебного процесса с арт-терапевтическими техниками позволяют отслеживать межличностные конфликты в группах, кризисное состояние, стресс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Даниялова Надежда Данияловна, Багичева Жасмира Багичевна, Умариева Светлана Зауровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF STUDENTS' EMOTIONAL STATES IN THE PROCESS OF STUDYING IN HIGHER EDUCATION

The article deals with the specifics of students' emotional states in the process of higher education. Obtaining higher education in higher education institutions, but often this process can cause a lot of stressful situations for a person. Prospective directions for dealing with academic stress are substantiated by psychologists, who consider anticipatory statehood as a personal resource of students. In order for students to be aware of the difficulties of the learning process as a potential source of stress, it is important to understand the peculiarities of students' self-regulation in learning. Today, art psychology is recognised as a psychotherapeutic area that allows to work through and correct the psycho-emotional states of the individual, but without diagnosing pathological disorders. The organization of the educational process with art therapy techniques allows monitoring interpersonal conflicts in groups, the crisis state, stress.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

конкурсов. Участвуя в таких мероприятиях, дети получить новые яркие впечатления, проявить свои сильные стороны личности: побороть стеснительность и научиться выражать свои эмоции и чувства.

Особенно ценно для детей время отдыха, которое в зависимости от погодных условий он проводят в игровой комнате, предпочитая настольные и развивающие игры или на свежем воздухе на детских площадках. Во время совместной игры дети учатся коммуникации, разрешению возникающих конфликтных ситуаций.

Результаты педагогической работы в городском детском лагере "Эрудит" показали, что одаренным детям необходимо активное участие в разнообразных формах и видах деятельности, так как это способствует улучшению их коммуникативных навыков, способствует физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Выводы. Данная статья направлена на изучение особенностей педагогической работы с одаренными детьми в культурно-образовательной среде. Было выявлено, что педагогу для успешной работы необходимо уметь выявить одаренность в процессе специальной диагностики, для чего необходимо знать критерии, по которым выделяются категории одаренных детей и их характеристики, а также оказывать непосредственное психолого-педагогическое сопровождение для совершенствования личности одаренных детей. От профессионализма педагога, его творческой способности, умения создать подходящую образовательную и социальную среду зависит успешность развития одаренных детей.

В ходе исследования произведен анализ педагогической работы по организации инклюзивной площадки для детей как общих, так и особых образовательных потребностей. Были выявлено положительное влияние на общее физическое, эмоциональное и психологическое развития одаренных детей и совершенствование коммуникативных, культурных навыков.

Литература:

1. Агалакова, М.Ю. Особенности детской одаренности / М.Ю. Агалакова, А.О. Лучинина // Вестник ВятГУ. - 2018. -№1. - C. 75-80

2. Дурманенко, О.Л. Анализ видовых проявлений детской одаренности / О.Л. Дурманенко // Научен вектор на Балканите. - 2019. - №1 (3). - C. 22-24

3. Мубаракшина, А.Р. Готовность педагога к работе с одаренными детьми / А.Р. Мубаракшина, А.Ш. Яруллина, Д.Р. Саляхутдинова // Казанский вестник молодых учёных. - 2018. - №3 (6). - C. 113-117

4. Парц, О.С. Идеи инклюзии для образования одаренных детей идеи инклюзии для образования одаренных детей / О.С. Парц // Russian Journal of Education and Psychology. - 2021. - №6. - C. 78-98

5. Токарев, О.А. Одаренные дети: трудности в общении / О.А. Токарев // Гаудеамус. - 2018. - №3 (37). - C. 73-75

6. Федорченко, С.Ю. Создание комфортной среды развития одаренных обучающихся в условиях профессиональной образовательной организации / С.Ю. Федорченко // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - №2 (22). - C. 120-124

7. Хабибулина, О.П., Выявление и поддержка одарённых детей в организациях дополнительного образования / О.П. Хабибулина, С.В. Подгорнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-3. - C. 248-251

8. Хамедова, Ю.Р. Развитие способностей. Одаренность / Ю.Р. Хамедова // Наука, техника и образование. - 2020. -№1. (65). - C. 65-70

Педагогика

УДК 378

кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии с усовершенствованием врачей Даниялова Надежда Данияловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Багичева Жасмира Багичевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Умариева Светлана Зауровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассмотрена специфика эмоциональных состояний студентов в процессе обучения в вузе. Получение высшего образования в высших учебных заведениях, но зачастую этот процесс может вызывать множество стрессогенных ситуаций у человека. Перспективные направления по работе с учебным стрессом обосновывают психологи, рассматривая антиципационную состоятельность как личностный ресурс студентов. Для того чтобы студенты могли осознанно относиться к трудностям учебного процесса как потенциальному источнику стресса, важно понимать особенности саморегуляции студентов в обучении. На сегодняшний день арт-психология признаётся как психотерапевтическое направление, позволяющее прорабатывать и корректировать психоэмоциональные состояния личности, но не диагностируя патологических нарушений. Организация учебного процесса с арт-терапевтическими техниками позволяют отслеживать межличностные конфликты в группах, кризисное состояние, стресс.

Ключевые слова: специфика, эмоциональные состояния, студент, процесс, обучение, вуз.

Annotation. The article deals with the specifics of students' emotional states in the process of higher education. Obtaining higher education in higher education institutions, but often this process can cause a lot of stressful situations for a person. Prospective directions for dealing with academic stress are substantiated by psychologists, who consider anticipatory statehood as a personal resource of students. In order for students to be aware of the difficulties of the learning process as a potential source of stress, it is important to understand the peculiarities of students' self-regulation in learning. Today, art psychology is recognised as a psychotherapeutic area that allows to work through and correct the psycho-emotional states of the individual, but without diagnosing pathological disorders. The organization of the educational process with art therapy techniques allows monitoring interpersonal conflicts in groups, the crisis state, stress.

Key words: specificity, emotional states, student, process, learning, university.

Введение. В современном мире процесс образования является неотъемлемой частью жизни любого человека. Школьное образование в нашей стране обязательно, и позволяет не только приобретать практические знания по предметам, но и обычно социализирует учеников. Для многих следующим шагом для развития является получение высшего образования в высших учебных заведениях, но зачастую этот процесс может вызывать множество стрессогенных ситуаций у человека в связи со следующими особенностями: расхождение требований вуза и возможностей (психофизических, интеллектуальных, волевых) студента, страх перед будущим. При этом существует давление со стороны социума - в современном мире высшее образование становится способом дифференцировать людей по интеллектуальному признаку. У Российского общества есть представления о том, что получение только специального образования делает личность недостаточно образованной, человека могут считать «неуспешным», поэтому часто необходимость получение высшего образования транслируется родителями детям. Однако не каждый абитуриент тщательно готовится к процессу поступления, здесь важно не только подготовка к Единому Государственному Экзамену, но и развитие его социальных, личностных навыков, умение адаптироваться к новому учебному процессу. Поступление в высшее учебное заведение свидетельствует о смене образа жизни, погружение индивидом в новую образовательную среду, знакомство с другими людьми. Первоначально положительные эмоции сменяются на спокойные, а затем перерастающие в негативные.

Изложение основного материала статьи. Немаловажный этап в ходе любого процесса обучения - оценка знаний по средствам тестирования или устного опроса. Во время данной деятельности студенты неспособны давать адекватную реакцию, т.к. зачастую сдача экзаменов значительно повышает дезорганизующие эмоциональные состояния, а именно: склонность к немотивированной тревожности, фрустрированность и апатия. Все эти факторы негативно влияют на личность и здоровье индивида, не говоря о снижении вовлечения в процесс обучения и получение необъективных оценок студентами.

Проблематика влияния процесса обучения и связанных с ней факторов всегда была актуальна и значима, ей посвящены труды таких исследователей, как Ю.Л. Веневцева, Г.О. Самсонова, С.В. Антоненко.

Появление депрессивных эпизодов и развитие психических отклонений растет с увеличением количества стресса в нашей жизни, на что указывают исследования Е.Ю. Эбзеевой, О.А. Поляковой, Г.С. Никифорова. Психологическая несформированность и растущая ответственность на индивида не всегда позволяет успешно осваивать образовательную программу, следовательно, человек, снова попадая в ситуацию неуспеха, лишается ресурсов для жизни.

Исследованию проблемы психоэмоционального состояния обучающихся в ситуации дефицита внутренних ресурсов уделяли внимание К.М. Усынина, К.В. Михайлова, Е.В. Козорез, Е.Н. Кирьянова, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев. Методам коррекции подобных состояний посвящены работы Е.Н. Мадоновой, М.В. Лебедевой, Г.Г. Вербиной.

Несмотря на достаточную разработанность проблемы коррекции психоэмоционального состояния студентов в процессе обучения и растущий год от года уровень интереса к психологии обществом, вопрос адаптации обучающихся к образовательному процессу и умению купировать стресс остается открытым и актуальным.

Одним из методов коррекции эмоционально-психического состояния студентов может являться арт-терапия. Множество исследователей выделяют творческую деятельность в действенный инструмент регулирования эмоционального фона у студентов. Среди них - Л.А. Аметова, Г.А. Иванова.

Однако ресурсы применения арт-терапии как одного из методов психотерапии в силу своей относительной молодости, пока еще недостаточно разработаны в научной литературе и практике.

Стресс является одной из самых значимых и распространенных медико-социальных проблем, при этом любой человек вне зависимости от культурных, возрастных и гендерных различий подвергается стрессу.

Для зарубежной литературы активно рассматривалось взаимовлияние стрессогенных событий на здоровье у руководителей. С. Кобаса вводит новое понятие Hardiness, как особенность личности, имея аналоги в русском языке: выносливость, смелость, отвага, стойкость [9, С. 1]. Последователем этого направления стал С. Мадди, наделив его тремя компонентами и считав показателем психического здоровья человека:

1. Включённость - осознание себя в общей картине мире через социум. Данная характеристика способна мотивировать личность, давать ресурсы на следование здоровому образу жизни, поведению. Также регулирует уровень самооценки личности, позволяющей включаться в работу вне зависимости от наличие стрессогенных факторов и изменений.

2. Контроль - осознание индивида реальных возможностей влияния на ход событий. Это качество позволяет бороться с депрессивными мыслями, состоянием беспомощности, фрустрациями. Человек, обладающий данной характеристикой способен снизить значимость трагических событий и тем самым уменьшить психотравмирующий эффект.

3. Следовательно, психологическая устойчивость - это качество личности, заключающееся в способности не поддаваться неблагоприятным обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий.

Другой важный термин необходимый для понимания дальнейшей работы - эмоциональная устойчивость. Это способность человека к устойчивости психических и психомоторных процессов, преодоления последствий эмоционального возбуждения, и своевременное возвращение к состоянию душевного равновесия после стресса. Эмоциональная устойчивость позволяет контролировать своё поведение в любой ситуации, даже стрессогенной.

Оценка личности может производится благодаря реакции человека на действительность посредством таких параметров, как: мимика, поза, голос, моторные реакции, частоте сердечных сокращений и дыханию. Максимально выразительным обычно является лицо человека, которое способно выразить все оттенки эмоций.

Крупным исследователем человеческих эмоций является Ланге, приводивший детали некоторых чувств, испытываемых людьми. Например, он заметил, что радость сопровождается возбужденностью моторных центров, из-за чего возникают специфические движения (жестикуляция, подпрыгивания), усиливается кровоток в мелких сосудах (капиллярах), из- за чего кожа тела багровеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы обеспечиваются кислородом и обмен веществ в них начинает проистекать интенсивнее [8, С. 403].

Отличаются люди и по эмоциональной возбудимости: одни патетично откликаются на самые слабые раздражители, некоторые - исключительно на сильные. Заразительность одна из характеристик эмоций, личность способна бессознательно транслировать свое настроение, эмоции людям, которые находятся рядом. Передаются такие состояния как: всеобщее веселье, скука или даже паника. Вторым признаком эмоций является их способность долговременно содержаться в памяти. В связи с этим отделяют особый вид памяти - эмоциональную память. Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых конфигураций реагирования. Порой эмоциональные явления бывают бурными и внезапными, возникая практически незамедлительно после поступка возбуждающего агента. Подобная эмоция воспринимает форму аффекта.

У каждого человека демонстрация эмоций индивидуальна, в связи с чем говорят о подобной личной характеристике, как экспрессивность. Чем сильнее высказывает личность свои эмоции посредством мимики жестов, голоса, моторных реакций, тем больше у него обнаружена экспрессивность.

Это также способно искажать эмпатические возможности человека, например, если он сам находится в веселом состоянии, то с большой вероятностью может интерпретировать другие эмоции также. Дополнительным свойством эмоций является их способность долгое время храниться в памяти, некоторые даже выделяют «эмоциональную память». Эмоции способны формироваться и постепенно, не проявляясь и не оставляя следов в сознании. Остается только повышенная готовность к эмоциональной реакции. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании. Стрессовые ситуации зачастую происходят в жизни людей, но умение справляться с ними и адекватно реагировать возможно при развитии эмоциональной устойчивости.

Процесс обучения в университете для большинства студентов является источником стресса. Причина - несоответствие между требованиями университета и способностями студента; низкая адаптивность студента; повышенные нагрузки; страх перед будущим; отсутствие распорядка дня; преувеличение важности учебы [6, С. 141].

Основные стратегии преодоления учебного стресса должны быть связаны с осознанием его разрушающего воздействия, персонифицированным отношением к обучающимся, своевременностью оказания системной психологической помощи, основанной на понимании его структуры.

Исследования А.Р. Лурии позволили сформулировать вывод, что экзаменационный стресс оказывается наиболее сильным для студентов, имеющих неустойчивый или реактивно-лабильный тип личности. Для них характерны возбудимость, неустойчивость, переутомление, истощение. Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения, быстрая и мало предсказуемое переключение эмоционального состояния, что сильнее проявляется, находясь в стрессовых ситуациях, например, перед экзаменом. Во время экзамена появляются сильное торможение ЦНС, нарушение моторики, студент попросту впадает в ступор. Именно поэтому результаты, полученные на экзамене, не всегда соответствуют истинным знаниям обучающихся [4, С. 126].

Студенты с «реактивно-стабильным» типом личности обладают устойчивой моторикой, позволяющей спокойнее реагировать на внешние раздражители.

Таким образом, для эффективного взаимодействия со студентами преподавателям необходимо учитывать специфику их нейродинамики.

И.П. Павлов выделил такие свойства нервной системы, как: сила процессов возбуждения; сила процессов торможения; уравновешенность процессов возбуждения и торможения; подвижность нервных процессов отражается в скорости перехода одного процесса в другой [7, С. 924].

Теорию И.П. Павлова дополнили его последователи, советские психологи В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Б.М. Теплов. В научной литературе доказано, что нейродинамические свойства детерминируют способы реакции на стрессоры. Так, было проведено лонгитюдное исследование с участием врачей и юристов; возраст респондентов на начало эксперимента - 23-25 лет. Участники экспериментальной работы были распределены на две группы: доброжелательные и веселые; нетерпимые и взрывчатые.

По истечении 25 лет из первой группы врачей умерло только 2%, а из второй - 14%, в группе юристов ситуация подобная: 4 и 20% соответственно. Таким образом, оптимистическое состояние поддерживает уровень соматического здоровья, в то время как респонденты, демонстрирующие агрессию, раздражение, нетерпимость, страдают от выброса гормона адреналина, который в данном случае действует не как стимулятор, а как разрушитель [5, С. 280].

Перспективные направления по работе с учебным стрессом обосновывают психологи, рассматривая антиципационную состоятельность как личностный ресурс студентов. Для того чтобы студенты могли осознанно относиться к трудностям учебного процесса как потенциальному источнику стресса, важно понимать особенности саморегуляции студентов в обучении. Многие студенты считают, что к «показателям успешности преодоления стресса в учебном процессе относятся уровни академической успеваемости и субъективного благополучия обучающегося» [3, С. 33].

В конце 90-х гг. начинает разрабатываться проблема соотношения когнитивных процессов и психологического стресса. Особое место занимает позиция В.А. Бодрова, внесшего значительный вклад в развитие теории стресса. В рамках этого исследования показано, что неопределенность и значимость события (например, сдача коллоквиума, экзамена), эмоциональность личности, личностные коппинг-стратегии оказывают влияние на особенности проявления психологического стресса [1, С. 42].

Влияние на состояние здоровья рассматривали такие авторы, как Веневцева Ю.Л., Самсонова Г.О., Антоненко С.В. Они провели исследование состояния студентов 1-го курса в течение двух лет в Тульском государственном университете, где в ходе исследования были проведены психофизиологического и психосоциальные тестирования на 257 студентах, Данная работа статистически подчеркивает какие проблемы возникают со здоровьем и эмоциональном состоянии во время обучения в вузе. Результат позволил показать увеличение риска развития артериальной гипертензии, проблемы со зрением, утомляемостью. Важным пунктом становится снижение самооценки и уровня концентрации внимания, что нарушает ход внутренних биологических часов [2, С. 99].

Таким образом, рассмотрением спецификой эмоциональных состояний студентов занимались такие учёные, как Веневцева Ю.Л., Самсонова Г.О., Антоненко С.В. Следует отметить повышенную тревожность со стороны студентов, увеличение стрессогенных ситуаций во время учебного процесса. Также на адаптацию в учебном процессе значительно влияет тип личности и выработанные копинг-стратегии.

Существует большое количество техник, которые могут применяться в процессе обучения, например, рисуночная терапия, работа с материалами (пластилин, фольга, бумага и т.д.), коллажирование, сказкотерапия, песочная терапия. На сегодняшний день арт-психология признаётся как психотерапевтическое направление, позволяющее прорабатывать и корректировать психоэмоциональные состояния личности, но не диагностируя патологических нарушений. Добавление техник арт-терапии в образовательный процесс способствует расширить психолого- педагогические подходы, внести новые организационные формы работы, регулирует психоэмоциональное состояние студентов. Организация учебного процесса с арт-терапевтическими техниками позволяют отслеживать межличностные конфликты в группах, кризисное состояние, стресс.

Следует заметить, что гармонизация межличностных отношений в малых социальных группах и совершенствование коммуникативной культуры необходима для успешного и комфортного взаимодействия в коллективе. Коммуникативная культура - многоуровневая и многофункциональная система взаимодействия, представляющая позицию личности и уровень профессионального развития. В состав коммуникативной культуры входят:

• способность выражать свою мысль (в устной и письменной форме) осмысленно, грамматически правильно;

• умение самоопределяться в обществе;

• высокий уровень эмоционального интеллекта (умение определять эмоциональное состояние личностей и собственное);

• владение техниками саморегуляции, эмпатическими навыками и умениями, основными стратегиями, тактиками разрешения конфликта и его предотвращения.

Для занятий, на которых используются арт-терапевтические техники, предполагается создание доверительной атмосферы, проявление толерантности и внимания к мировоззрению к каждому студенту. Свободное творчество позволяет разрядиться эмоционально, но при этом требует от преподавателя особого внимания и высокой психологической культуры. Работая индивидуально, люди создают продукт творчества, выражая при этом свои переживания и чувства. После выполнения упражнения происходит обмен впечатлениями и представления художественных продуктов через публичное выступление, что содействует развитию коммуникативных навыков в эмоционально комфортной ситуации.

Наиболее эффективная, но при этом не «травмирующая» техника - прорисовка мандал. Мандала - это идеальный чертеж внутреннего мира человека, рисунок в круге. Впервые эту технику продемонстрировал К.Г. Юнг, считая это отражением процесса развития и изменений личности. На современном этапе развития психологии прорисовку мандал используют как возможную форму проекции бессознательного, с помощью которой можно больше узнать о себе самом.

Выводы. Таким образом, появление Арт-психологической коррекции как одного из методов в психологии позволяет эффективно проводить как групповые, так и индивидуальные занятия. Преимуществом использования терапии искусствами следует отметить возможность работать с творческим продуктом, как с воплощением человеческих эмоций и чувств, особенно когда клиенты неспособны вербализовать свой запрос. Современные психологи, которые активно развивают это направление в России: А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Г.О. Самсонова, Е.Н. Мадонова.

Литература:

1. Бодров, В.А. Психологические механизмы адаптации человека / В.А. Бодров // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2007. - С. 42-61.

2. Веневцева, Ю.Л. Системные психофизиологическиеособенности студентов первого курса / Ю.Л. Веневцева, Г.О. Самсонова, С.В. Антоненко // Вестник новых медицинских технологий. - 2009. - Т. 16. - №. 2. - С. 99-100.

3. Даниленко, О.И. Антиципационная состоятельность как личностный ресурс студентов / О.И. Даниленко, И.А. Горбунов //Вопросы психологии. - 2018. -№. 3. - С. 33-39.

4. Лурия, А. Р. Психологическое наследие: избранные труды по общей психологии / Лурия А. Р. / под редакцией Ж. М. Глозман, Д. А. Леонтьева, Е. Г. Радковской. - Москва: Смысл, 2003. - 432 с.

5. Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ)/ М.Е. Сандомирский. - М.: Изд-во Института психотерапии. - 2001. - 336 с.

6. Усынина, К.М. Особенности психоэмоционального состояния обучающегося в условиях дистанционного обучения / К.М. Усынина, К.В. Михайлова //Инновационная наука. - 2021. - №. 7. - С. 141-144.

7. Филаретова, Л.П. Стресс в физиологических исследованиях/ Л.П. Филаретова //Российский физиологический журнал им. ИМ Сеченова. - 2010. - Т. 96. - №. 9. - С. 924-935.

8. Хаидов, С.К. Исследования проблем личностно-профессионального развития муниципальных служащих в отечественной психологии / С.К. Хаидов //Наука, религия и искусство в психологическом познании человека. Сборник материалов Сергиево-Посадской сессии научной школы профессора В.С.Агапова. Под редакцией B.C. Агапова, Д.П. Сидоренко и Н.Н. Шенцевой. Сергиев Посад. - 2014. - С. 403 -407.

9. Kobasa, S. С. Stressful life events, personality, and health: an inquiry into hardiness /S. C. Kobasa //Journal of personality and social psychology. - 1979. - Т. 37. -№. 1. - С. 1 -11.

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); учитель-логопед Бабушкина Наталья Аркадьевна

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Ферзиковский» (п. Ферзиково)

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ТНР НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. В настоящее время, при увеличении количества детей с ТНР, остро встаёт проблема подготовки таких детей к школе. В статье предложен вариант закрепления материала, полученного на занятиях по обучению грамоте средствами логопедической ритмики, с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе. Ключевые слова: логопед, дети, упражнения, игра, буква, звук.

Annotation. Currently, with the increase in the number of children with TNR, the problem of preparing such children for school is acute. The article offers a variant of consolidating the material obtained in literacy classes by means of speech therapy rhythmics with children with TNR in a preparatory group for school.

Key words: speech therapist, children, exercises, game, letter, sound.

Введение. МДОУ «Детский сад «Ферзиковский» является учреждением общеразвивающего вида. В последние годы в практике наблюдается, как и везде, тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Сад является районным, коррекционных групп нет, так как большинство родителей отказывается от проведения ПМПК. Поэтому дети с ТНР, обучаются в общеобразовательных группах. Дети с ТНР очень часто имеют проблемы с формированием высших психических функций, что в свою очередь является предпосылкой в дальнейшем к нарушению письменной речи. Так как данная группа детей с трудом запоминает и быстро забывает учебный материал, с целью закрепления изученного на занятиях по обучению грамоте, дополнительно проводятся совместные логоритмические занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, направленные на профилактику дисграфии.

Изложение основного материала статьи. Логопедическая ритмика представляет собой систему двигательных упражнений, где произнесение речевого материала сочетается с различными движениями. Во время занятия происходит активное развитие высших психических функций. Такая форма занятий интересна детям, так как ребёнок постоянно находится в движении, и основная форма заданий представлена в виде игровых упражнений. Материал запоминается успешнее, потому что ребёнок «проигрывает» каждое задание и старается выполнить его как можно лучше.

Дисграфия и дислексия у детей с ТНР представляет достаточно частое явление. У детей с ТНР практически всегда нарушена способность, правильно определять на слух ритмические структуры разного уровня сложности. Ритмическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.