Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ТНР НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ'

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ТНР НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕД / ДЕТИ / УПРАЖНЕНИЯ / ИГРА / БУКВА / ЗВУК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Анна Петровна, Зиновьева Валентина Николаевна, Бабушкина Наталья Аркадьевна

В настоящее время, при увеличении количества детей с ТНР, остро встаёт проблема подготовки таких детей к школе. В статье предложен вариант закрепления материала, полученного на занятиях по обучению грамоте средствами логопедической ритмики, с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Анна Петровна, Зиновьева Валентина Николаевна, Бабушкина Наталья Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DYSGRAPHY IN CHILDREN WITH TNR IN LOGORHYTHMIC CLASSES

Currently, with the increase in the number of children with TNR, the problem of preparing such children for school is acute. The article offers a variant of consolidating the material obtained in literacy classes by means of speech therapy rhythmics with children with TNR in a preparatory group for school.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ТНР НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»

Для занятий, на которых используются арт-терапевтические техники, предполагается создание доверительной атмосферы, проявление толерантности и внимания к мировоззрению к каждому студенту. Свободное творчество позволяет разрядиться эмоционально, но при этом требует от преподавателя особого внимания и высокой психологической культуры. Работая индивидуально, люди создают продукт творчества, выражая при этом свои переживания и чувства. После выполнения упражнения происходит обмен впечатлениями и представления художественных продуктов через публичное выступление, что содействует развитию коммуникативных навыков в эмоционально комфортной ситуации.

Наиболее эффективная, но при этом не «травмирующая» техника - прорисовка мандал. Мандала - это идеальный чертеж внутреннего мира человека, рисунок в круге. Впервые эту технику продемонстрировал К.Г. Юнг, считая это отражением процесса развития и изменений личности. На современном этапе развития психологии прорисовку мандал используют как возможную форму проекции бессознательного, с помощью которой можно больше узнать о себе самом.

Выводы. Таким образом, появление Арт-психологической коррекции как одного из методов в психологии позволяет эффективно проводить как групповые, так и индивидуальные занятия. Преимуществом использования терапии искусствами следует отметить возможность работать с творческим продуктом, как с воплощением человеческих эмоций и чувств, особенно когда клиенты неспособны вербализовать свой запрос. Современные психологи, которые активно развивают это направление в России: А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Г.О. Самсонова, Е.Н. Мадонова.

Литература:

1. Бодров, В.А. Психологические механизмы адаптации человека / В.А. Бодров // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2007. - С. 42-61.

2. Веневцева, Ю.Л. Системные психофизиологическиеособенности студентов первого курса / Ю.Л. Веневцева, Г.О. Самсонова, С.В. Антоненко // Вестник новых медицинских технологий. - 2009. - Т. 16. - №. 2. - С. 99-100.

3. Даниленко, О.И. Антиципационная состоятельность как личностный ресурс студентов / О.И. Даниленко, И.А. Горбунов //Вопросы психологии. - 2018. -№. 3. - С. 33-39.

4. Лурия, А. Р. Психологическое наследие: избранные труды по общей психологии / Лурия А. Р. / под редакцией Ж. М. Глозман, Д. А. Леонтьева, Е. Г. Радковской. - Москва: Смысл, 2003. - 432 с.

5. Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ)/ М.Е. Сандомирский. - М.: Изд-во Института психотерапии. - 2001. - 336 с.

6. Усынина, К.М. Особенности психоэмоционального состояния обучающегося в условиях дистанционного обучения / К.М. Усынина, К.В. Михайлова //Инновационная наука. - 2021. - №. 7. - С. 141-144.

7. Филаретова, Л.П. Стресс в физиологических исследованиях/ Л.П. Филаретова //Российский физиологический журнал им. ИМ Сеченова. - 2010. - Т. 96. - №. 9. - С. 924-935.

8. Хаидов, С.К. Исследования проблем личностно-профессионального развития муниципальных служащих в отечественной психологии / С.К. Хаидов //Наука, религия и искусство в психологическом познании человека. Сборник материалов Сергиево-Посадской сессии научной школы профессора В.С.Агапова. Под редакцией B.C. Агапова, Д.П. Сидоренко и Н.Н. Шенцевой. Сергиев Посад. - 2014. - С. 403 -407.

9. Kobasa, S. С. Stressful life events, personality, and health: an inquiry into hardiness /S. C. Kobasa //Journal of personality and social psychology. - 1979. - Т. 37. -№. 1. - С. 1 -11.

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); учитель-логопед Бабушкина Наталья Аркадьевна

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Ферзиковский» (п. Ферзиково)

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ТНР НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. В настоящее время, при увеличении количества детей с ТНР, остро встаёт проблема подготовки таких детей к школе. В статье предложен вариант закрепления материала, полученного на занятиях по обучению грамоте средствами логопедической ритмики, с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе. Ключевые слова: логопед, дети, упражнения, игра, буква, звук.

Annotation. Currently, with the increase in the number of children with TNR, the problem of preparing such children for school is acute. The article offers a variant of consolidating the material obtained in literacy classes by means of speech therapy rhythmics with children with TNR in a preparatory group for school.

Key words: speech therapist, children, exercises, game, letter, sound.

Введение. МДОУ «Детский сад «Ферзиковский» является учреждением общеразвивающего вида. В последние годы в практике наблюдается, как и везде, тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Сад является районным, коррекционных групп нет, так как большинство родителей отказывается от проведения ПМПК. Поэтому дети с ТНР, обучаются в общеобразовательных группах. Дети с ТНР очень часто имеют проблемы с формированием высших психических функций, что в свою очередь является предпосылкой в дальнейшем к нарушению письменной речи. Так как данная группа детей с трудом запоминает и быстро забывает учебный материал, с целью закрепления изученного на занятиях по обучению грамоте, дополнительно проводятся совместные логоритмические занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, направленные на профилактику дисграфии.

Изложение основного материала статьи. Логопедическая ритмика представляет собой систему двигательных упражнений, где произнесение речевого материала сочетается с различными движениями. Во время занятия происходит активное развитие высших психических функций. Такая форма занятий интересна детям, так как ребёнок постоянно находится в движении, и основная форма заданий представлена в виде игровых упражнений. Материал запоминается успешнее, потому что ребёнок «проигрывает» каждое задание и старается выполнить его как можно лучше.

Дисграфия и дислексия у детей с ТНР представляет достаточно частое явление. У детей с ТНР практически всегда нарушена способность, правильно определять на слух ритмические структуры разного уровня сложности. Ритмическая

организация текста представляет собой упорядоченное повторение отдельных элементов текста через определённые промежутки. Эта способность является одним из факторов развития чтения и письма. Для того чтобы сформировать у данной категории детей этот фактор мы используем задания, направленные на развитие чувства ритма. Как пример, можно представить игру на музыкальных инструментах с помощью графического изображения ритмического рисунка. Детям раздаются музыкальные инструменты. Обычно используются деревянные палочки, ложки или трещотки (Рисунок 1). Выставляется ритмический рисунок, который дети (по двое), с помощью музыкальных инструментов отхлопывают. Примерные ритмы представлены на Рисунке 2. Если пара детей ошибается, необходимо проиграть ритмический рисунок всей группой.

Рисунок 1

ллл 1ЛЛ

Рисунок 2

Чтобы закрепить материал, полученный на занятиях по обучению грамоте в игре, составляется рассказ-сказка, где героем является изученная буква. Дети проживают приключения и преодолевают трудности, которые встречаются на пути буквы. На примере знакомства с буквой «Ы» предлагаем сказку из пособия 0.Л. Соболевой.

«Жила-была буква, которая любила путешествовать. Нравилось этой букве ходить в горЫЫЫ, по горам трудно ходить и буква стала брать с собой палочку, а в горах жили великанЫЫЫ. Великаны, когда видели букву с палочкой кричали: ЫЫЫ! Букву с палочкой так и прозвали: Ы». Детям демонстрируется картинка с изображением буквы. Примерный вариант представлен на рисунке 3. Заучивание с детьми небольшого стихотворения про букву, так же способствует запоминанию образа:

А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы.

Рисунок 3

Для запоминания образа буквы обязательно дается задание, где нужно изобразить букву с помощью разнообразных предметов, составить её при помощи пальчиков, выложить своим телом. В качестве вспомогательных предметов можно использовать шары, кубики, веревку. Выкладывание букв тренирует моторную память, что является основой письма. Во время задания дети по 2-3 человека выкладывают букву различными предметами и проверяют друг у друга правильность «написания», что носит соревновательный характер, и каждый пытается выполнить его как можно лучше. Этот вид упражнений представлен на рисунках 4-7.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

В процессе обучения грамоте важным является процесс овладения звукового анализа устной речи. Дети с тяжёлыми нарушениями речи испытывают трудности из-за неумения слышать гласные звуки, отделить гласные от согласных, дифференциации по твердости-мягкости. Чтобы этот процесс проходил продуктивно, а ребёнку было интересно узнавать новое, мы используем на занятиях игры с парашютом. Игровой парашют, используемый на занятиях, представлен на Рисунке 8. _

Рисунок 8

Игровой парашют, разделен по цветовым секторам. Вначале дети учатся в игре реагировать на определенный цвет, а впоследствии цвет начинает обозначать определённый звук: красный - гласный, синий - твёрдый согласный, зелёный -мягкий согласный звук. Вариант игры: дети стоят по кругу, лицом к парашюту, каждый ребёнок - определённый цветовой сектор.

Дети хором произносят: «Скучно, скучно нам стоять - не пора ли побежать?

Раз, два, три...»

Логопед: «Синие - беги!» Дети, стоящие рядом с этим цветом, бегут вокруг парашюта. На сигнал: «Стоп!» становятся в произвольном порядке, но на такой же цвет.

На последующих занятиях, заменяется сначала красный цвет на гласный звук. Пример: «Раз, два, три. звук [О] беги» - бегут дети, занимающие сектор красного цвета. Потом вводится твёрдый согласный звук. Пример: «Раз, два, три. звук [Т] беги» - бегут дети, занимающие сектор синего цвета. Лучше не спешить и постепенно дифференцировать по два звука: гласный - твёрдый согласный; твёрдый согласный - мягкий согласный; гласный - мягкий согласный, и когда уже дети легко будут справляться, можно ввести на одном занятии 3 звука сразу: гласный - твёрдый согласный - мягкий согласный.

Выводы. Занятия логопедической ритмикой в МДОУ «Детский сад Ферзиковский» проводится с младшего возраста. Данный вид занятий очень нравятся детям, они с удовольствием выполняют задания и хорошо запоминают представленный материал, так как все подается в игровой форме. Ранее занятия проводились в соответствии с лексической темой согласно тематическому планированию. В подготовительной группе мы решили апробировать и связать тему занятия с изучаемыми звуками и буквой. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется с помощью стихотворения о букве, а так же выкладыванием и формированием образа

буквы с помощью мячей, верёвочек, пальцев рук и тела. Рассказ о каждой букве сопровождается сказочным сюжетом, что способствует хорошему запоминанию материала и вызывает интерес.

Литература:

1. Ивенсен, М.И. «Осень». - URL: https://stihi.ru/2015/10/31/7557 (дата обращения: 23.12.2022).

2. Малолеткова, М.В. Занятие по логоритмике по теме «Перелетные птицы» для детей старшего дошкольного возраста. - URL: https://infourok.ru/zanyatie-po-logoritmike-po-teme-pereletnie-ptici-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2435919.html (дата обращения: 23.12.2022).

3. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.

4. Соболева, 0.Л. Новый букварь для дошкольников и первоклассников / 0.Л. Соболева, В.В. Агафонов, 0.В. Агафонова; под редакцией 0.Л. Соболевой. - М.: Дрофа-Плюс, 2007. - 272 с.

5. Брысина, А.С. Мастер-класс «Использование игрового пособия «парашют» - URL: https://labirintznaniy.ru/master-klass/master-klass/master-klass-ispolzovanie-igrovogo-posobiya-parashyut.html (дата обращения: 23.12.2022).

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Егорова Анастасия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); заведующий кафедрой страхования финансов и кредита, кандидат педагогических наук, доцент Курылёва Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Долгова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается применение сквозных цифровых технологий в образовании. В настоящее время в рамках национального проекта «Цифровая экономика» уделяется большое внимание» использованию новых цифровых технологий, так как они охватывают большой спектр отраслей, как в России, так и за ее пределами. Соответственно, не исключена и образовательная среда. Сквозные технологии получили такое название именно, потому что они не принадлежат к конкретной сфере деятельности и могут быть задействованы повсеместно. Так каким же образом инновации применять в образовательной деятельности и при чем тут экономика? Статья призвана ответить на данный вопрос.

Ключевые слова: образование, сквозные технологии, цифровизация, цифровая экономика.

Annotation. The article examines the application of end-to-end digital technologies in education. Currently great attention is paid to new digital technologies within the framework of the "Digital economy" national project, as they cover a wide range of areas both in Russia and abroad. Thus, the educational sphere is also included. End-to-end technologies get their name precisely because they do not belong to any one specific area and may be applied universally. So how can innovations be implemented in the educational sphere and how is economics related to it? The article is intended to answer this question.

Key words: education, end-to-end technologies, digitalization, digital economy.

Введение. В 2018 году были утверждены двенадцать национальных проектов в области образования, здравоохранения, демографии, культуры, городской среды, экологии науки, экономики. Одним из них является проект «Цифровая экономика», в рамках работы над которым было создано девять дорожных карт по развитию сквозных технологий во всех государственных секторах, в том числе и в образовании. Пандемия новой коронавирусной инфекции в 2020 году только ускорила процессы перехода в «цифру». Образовательная деятельность играет, без преувеличения, важнейшую роль в жизни общества, поэтому все современные тенденции в данной сфере требуют внимательного подхода и изучения. Именно этим и обусловлена актуальность работы.

Цифровизация образовательной среды, являясь глобальным процессом имеет весьма противоречивый характер. Сторонники цифровизации говорят о прогрессе, который, так или иначе, ведет нас к глобальному обществу. Противники же, в свою очередь, отмечают, что стремительное развитие цифровых технологий может привести нас к полной роботизации и потере человеком его свободы.

Основной целью работы является анализ опыта использования и роли сквозных цифровых технологий в образовательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Цифровизация образования является одним из составных компонентов более масштабного процесса цифровизации экономики.

Зарубежные исследователи предполагают, что цифровая экономика образована следующими компонентами:

- создание больших данных;

- создание информационно-коммуникационной инфраструктуры, которая предполагает развитие больших данных;

- цифровая обработка и хранение больших данных [6].

Считается, что Интернет является ведущим инструментом развития цифровой экономики. Развитие всемирной сети позволяет выделить основные объекты цифровой экономики. На данный момент такими считаются:

- цифровые сервисы по продаже товаров и услуг;

- цифровые товары и услуги;

- провайдеры, которые предоставляют доступ в Интернет;

- потребители цифровых услуг.

Все объекты между собой связывают прочные взаимосвязи, благодаря которым образуется сложная суперсистема цифровой экономики.

Цифровая экономика как суперсистема состоит из вложенных в нее систем, к которым относится наука, образование, культура и другие сферы общественной жизни [6].

Национальный проект «Образование», который был запущен в 2019 году включает в себя федеральный проект «Цифровая образовательная среда», направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.