Научная статья на тему 'Использование картинных тренажеров в обучении грамоте дошкольников с задержкой психичского развития (из опыта работы)'

Использование картинных тренажеров в обучении грамоте дошкольников с задержкой психичского развития (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ФГОС ДО / РППС / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЕЧЕВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / КОРРЕКЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ГРАМОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павула О. Т.

В статье описывается практическая реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, из опыта работы учителя логопеда, учителя дефектолога группы компенсирующей направленности для детей VII вида. Определяются цели и задачи обучения детей с ЗПР. Обосновывается реализация деятельностного подхода и описывается алгоритм применения речевых тренажеров. Данный опыт работы можно использовать для практического применения специалистам, работающим с детьми ЗПР и ТНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павула О. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION (FROM EXPERIENCE)

The article describes practical implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education, from the experience of the special education teacher and the teacher-logopedist who works in a compensating group of children type VII. It is defined the purposes and objectives of teaching children with mental retardation. It is also explained the implementation of the activity approach and described the algorithm of the speech trainers using. This experience can be used by professionals working on practice with children with mental retardation and with serious speech disturbance.

Текст научной работы на тему «Использование картинных тренажеров в обучении грамоте дошкольников с задержкой психичского развития (из опыта работы)»

7. Находим массовую долю растворенного вещества в исходном растворе . Для этого составляем данную пропорцию:

в 300 г исходного раствора содержится 39 г растворенного вещества, а в 100 г полученного раствора содержится у г растворенного вещества

100*39

у =-= 13%или0,13

300

8. Можно найти и щ (получ.раствора) после добавления 1000 г воды

щ (получ. раствора) = 39

= 0,03или3%

300 + 1000

Ответ: концентрация растворенного вещества в полученном растворе составляет 13 % или 0,13

Итак, особенностью контекстных задач является то, что они обеспечивают эффект новизны, вызывают интерес к изучаемому предмету. При их решении на определенном уровне решается проблема оценивания сформированности компетентностей и математической грамотности учащихся.

Литература

1. 3000 конкурсных задач по математике. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, Айрис - пресс, 1998. - 624с., с илл.

2. Сборник конкурсных задач по математике с методическими указаниями и решениями. - В.М. Говоров, П.Т. Дыбов, Н.В. Мирошин, С.Ф. Смирнова - Москва «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1983

3. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. - Хомченко, 2002г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧСКОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Павула О. Т.

МБДОУ «ДС № 433 г. Челябинска», учитель - дефектолог, учитель - логопед высшей квалификационной категории

PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION (FROM

EXPERIENCE)

Pavula O. T.,

Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution «Kindergarten No. 433, Chelyabinsk» special education teacher, teacher-logopedist with the highest qualification grade

АННОТАЦИЯ

В статье описывается практическая реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, из опыта работы учителя - логопеда, учителя - дефектолога группы компенсирующей направленности для детей VII вида. Определяются цели и задачи обучения детей с ЗПР. Обосновывается реализация деятельностного подхода и описывается алгоритм применения речевых тренажеров. Данный опыт работы можно использовать для практического применения специалистам, работающим с детьми ЗПР и ТНР.

ABSTRACT

The article describes practical implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education, from the experience of the special education teacher and the teacher-logopedist who works in a compensating group of children type VII. It is defined the purposes and objectives of teaching children with mental retardation. It is also explained the implementation of the activity approach and described the algorithm of the speech trainers using. This experience can be used by professionals working on practice with children with mental retardation and with serious speech disturbance.

Ключевые слова: ФГОС ДО, РППС, деятельностный подход, речевые тренажеры, коррекция, компенсация, задержка психического развития, общее недоразвитие речи, тяжелые нарушения речи, фонематическое восприятие, грамота.

Keywords: Federal State Educational Standard of preschool education, developing objective dimensional field, the activity approach, speech trainers, correction, compensation, mental retardation, general speech underdevelopment, serious speech disturbance, phonemic awareness, literacy.

Постановка проблемы. Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, часть умений необходимо формировать в детском саду. Поэтому выбор методов, приемов, средств, разработка новых видов наглядных материалов, создание речевых тренажеров - актуальная проблема на современном этапе.

Анализ последних исследований и публикаций. В результате анализа программ, методических пособий таких авторов как:

> Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина;

> Л.В. Лопатина;

> Н.В. Нищева;

> Н.В. Дурова;

> Н.С. Жукова;

> С.Г. Шевченко;

> И.А. Морозова и А.М. Пушкарева;

> Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина и многих других.: можно сделать вывод, что применение на занятиях наглядного материала способствует более эффективному усвоению учебного материала. Но все эти пособия предназначены для работы с детьми, развивающимися по возрасту, для детей с ЗПР, для детей с ТНР, отдельно для каждой категории. А дети с ЗПР имеют особенности психического и речевого развития.

У детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: фоне-тико-фонематическое, слуховое и зрительное восприятие, слуховая и зрительная память, логическое мышление, память, внимание. А для успешного овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, которые в них содержатся, но и имел четкое представление о звуковом составе языка. Но дети с задержкой психического развития с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Особенности психической деятельности у таких детей и общее недоразвитие речи являются серьезным препятствием в овладении основами грамоты. Поэтому в идее использования картинных тренажеров заключены большие возможности. Создавая благоприятные условия для развития детей, обучая их в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, повышая образовательный уровень, используя деятельностный подход и применяя наглядность можно успешно проводить кор-рекционную работу.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Для подготовки к занятиям, с такими детьми, необходимо использовать методические источники и как часть занятия, использовать некоторые материалы из рабочих тетрадей «Школы Семи Гномов», рабочих тетрадей издательства «Весна-Дизайн», «Детство - Пресс», это связано с

тем, что эффективность обучения детей с ЗПР обеспечивается максимальным использованием наглядного и дидактического материала, игровых приемов и практической деятельности. Поэтому при проведении занятий целесообразно применяю разную наглядность: тренажеры, алгоритмы, опорные карточки, схемы, предметные и сюжетные картинки и т. д.

В настоящее время существует много различных тренажеров:

> «Слоговой альбом, тренажер» И. Н Реутовой;

> Тренажер для дошкольника «Учимся читать слова» Н.Е. Пановой;

> Интерактивный тренажер «Котенок учится читать» Л.П. Фокиной;

> Тренажер по чтению О.В. Бойко вой;

> Тренажер «Не ошибись» по слоговому чтению Н. Лихановой;

> Тренажер « Составь схему слова» С. Куприяновой.

Все эти тренажеры помогают решать одну определенную задачу, а такого тренажера, который бы решал несколько задач и использовался многократно - нет. Поэтому возникла необходимость разработки речевых тренажеров, которые были бы просты в исполнении, интересны для детей, многократно использовались и решали бы комплекс учебных задач.

Цель статьи. Поэтому цель данной статьи представить тренажеры, описать их содержание, изложить алгоритм применения, перечислить их функции, а самое главное показать, что разработанные многоцелевые тренажеры можно эффективно применять при обучении грамоте.

Изложение основного материала. Согласно ФГОС ДО, такие тренажеры объединяют усилия специалистов в целостный образовательный процесс для формировании звуковой аналитико-синте-тической активности, как предпосылок обучения грамоте, обеспечивают учебную деятельность детей, сохраняют психическое здоровье и эмоциональное благополучие, так же способствуют повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования детей с ЗПР

На занятиях по обучению грамоте, в совместной деятельности, дети получают определенный объем учебного материала, который согласно требованиям Стандарта к результатам освоения Программы представлен в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Эти ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. На этапе завершения дошкольного образования, ребенок может выделять определенные звуки в словах, у него складываются основы грамотности и формируются предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, чтобы в дальнейшем определять темы занятий и объем учебного материала необходимо определять, как усвоен текущий материал, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Для этого надо получить обратную связь, которая дает представление о том, насколько дети усвоили учебный материал, поняли его и осмыслили. В этом

виде деятельности как раз актуально применение разработанных тренажеров.

Сущность такого тренажера - это расположение картинного материала, который взят из интернета, по определенной системе. Такие тренажеры были разработаны и выполнены для всех звуков, которые изучаются в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Многоцелевой картинный тренажер представляет собой, лист белой бумаги размера А 4, альбомной ориентации с названием тренажера, на нем изображены 8 цветных картинок, названия картинок - слова разной слоговой структуры и с разным расположением заданного звука в слове, расположенных в два ряда по 4 картинки в ряд. Под каждой картинкой пустой прямоугольник. Этот лист вложен в файл к нему обязательное приложение - водные маркеры черного, красного, синего и зеленого цвета и губка для стирания маркеров.

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по подготовке к обучению грамоте начинается с гласных звуков. На каждый звук отводится 2 недели или 4 занятия. Все виды деятельности во время занятия проводятся фронтально. В конце каждого занятия включается индивидуальная деятельность по картинным тренажерам, в пределах 3-5 минут. Один и тот же тренажер используется от 4 до 6 раз. Отличительная особенность таких тренажеров заключается в следующем:

1) тренажер позволяет определить уровень усвоения учебного материала индивидуально;

2) анализ деятельности по картинным тренажерам определяет направление, содержание и тему индивидуальных коррекционных занятий;

3) использование данных тренажеров в работе с детьми, которые пропускают занятия по болезни;

4) тренажер используется в работе с родителями (индивидуальная консультация), т. к. тренажер подписан (сверху на файле имя ребенка);

5) такие тренажеры используются воспитателям в коррекционной работе по закреплению учебного материала;

6) один и тот же тренажер используется многократно;

7) тренажер является многоцелевым т. к. при его помощи можно решать следующие задачи:

> обогащение словарного запаса;

> определение наличия заданного звука в слове,

> нахождение места звука в слове (использование маркеров);

> дифференциация твердых и мягких согласных (использование маркеров);

> вычисление порядкового номера звука;

> нахождение места буквы в слове;

> графическое изображение буквы в слове (использование маркеров);

> подготовка к письму и чтению.

При изучении звуков, картинные тренажеры используются в следующем порядке:

1 занятие: уточнение названия всех картинок, деление слов на слоги, нахождение места звука, самостоятельное цветовое обозначение места звука;

2 занятие: уточнение места звука в слове, обозначающем название картинки, характеристика звука по твердости или мягкости, самостоятельное цветовое обозначение звука;

3 занятие: счет количества звуков в слове, деление слова, обозначающего название картинки, на слоги, определение порядкового места звука, замена звука на букву, самостоятельное написание буквы;

4 занятие: полная характеристика звука.

Примерный ответ ребенка (4 занятие): слово -

МУКА,

в слове - 2 части (слога);

звук (М) согласный, петь нельзя, расположен вначале слова

звук - твердый, обозначается, синим цветом;

звук в первом слоге;

по счету 1 звук;

пишем букву М первую, вначале слова.

Если дети обучаются грамоте с 5-6 лет (сензи-тивный период для усвоения такого материала), то успехи по их обучению грамоте более выраженные, чем у детей сборных подготовительных групп, которые приходят в компенсирующие группы на один год из массовых детских садов. Поэтому набор детей с ЗПР для обучения грамоте, желательно начинать со старшей или средней группы. И еще одно важное условие, детей компенсирующих групп, должен учить и выпускать один специалист.

Занятия по обучению грамоте у детей с ЗПР активизируют речемоторный и речеслуховой анализаторы, развивают фонематический слух, и предопределяют успешность формирования речевого механизма в целом. Кроме этого, занятия по обучению грамоте детей с ЗПР, активизируют выработку внутренней речи, содействуют формированию способности к осуществлению внутреннего плана действий, который особо важен при порождении какого-либо высказывания в устной или, что сложнее, в письменной форме речи. Все это способствует успешному освоению школьной программы начального обучения, т. к. подготавливают детей с ЗПР и ОНР III уровня, к обучению чтению и письму.

Выводы. По представленному материалу можно сделать выводы. Картинные тренажеры:

1. актуальны в обучении детей с ЗПР, т. к. они компактны, информативны, доступны и просты в исполнении;

2. обеспечивают одновременную индивидуальную деятельность всех детей по теме;

3. используются полностью или частично, в зависимости от индивидуальных особенностей развития детей;

4. способствуют переключению детей на другой тип восприятия информации (зрительный, слуховой, тактильный);

5. позволяют каждому ребенку рассказать и показать результаты своей деятельности родителям;

6. используются в РППС, как атрибут ролевой игры в школу;

7. применяются в предметно-практической деятельности с детьми в присутствии родителей.

Предложения. Данный практический опыт может быть использован:

1. учителями - логопедами при работе в группе детей с ЗПР и ОНР;

2. учителями - логопедами при работе в группе детей с ТНР;

3. воспитателями при обучении детей грамоте и подготовке к школе.

_89

Литература

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.: Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. - М.: Просвещение, 2016. - 207 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -Екатеринбург.: Издательский Дом «Ажур», 2016. -24 с.

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ С ПОЛИНАЦИОНАЛЬНЫМ СОСТАВОМ

Полякова Е.Е.

магистрант 2 курса Института педагогики и психологии образования, ГАОУВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва

FOLK GAME AS A MEANS OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN PRESCHOOL GROUPS POLYNATIONAL COMPOSITION

Polyakova E.E.,

the 2-year student of the Institute ofpedagogy and psychology of education, GAOU IN "Moscow city pedagogical University", Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются педагогические условия социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группах с полинациональным составом посредством комплекса народных игр и сотрудничества с родителями воспитанников.

ABSTRACT

The article considers pedagogical conditions of social adaptation of children of senior preschool age in the groups with polynational composition through a combination of folk games and cooperation with parents of pupils.

Ключевые слова: народная игра, социальная адаптация, национальный состав, поликультурное воспитание, толерантность.

Keywords: folk games, social adaptation, ethnic composition, multicultural education, tolerance.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране за последние десятилетия, явилась причиной создания в образовательных организациях крупных мегаполисов учебных классов и дошкольных групп с полинациональным составом воспитанников, где на первый план выходит проблема социальной адаптации участников образовательного процесса.

Данные исследований (А.А. Бодалев, С.А. Козлова, Р.А. Курбанов, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является первой и основополагающей ступенью социализации личности. В период дошкольного детства происходит усвоение базовых нравственных ценностей, норм, правил и способов поведения человека в обществе. В основе социальной адаптации находятся механизмы высшей нервной деятельности, в силу этого социальная адапта-

ция является следствием функционирования целостного организма [1]. Особая роль в процессе социальной адаптации и духовно-нравственного воспитания дошкольников в группах с полинациональным составом принадлежит средствам народной педагогики.

Исследователи (Г.И. Батурина, Г.Н. Волков, Т.Ф. Кузина, М.Н. Мельников, В.И. Прокопенко и др.) в своих работах раскрывают потенциал народной педагогической культуры и обращают внимание на целенаправленный характер воспитания детей у каждого народа, которое выражается в существовании определенного идеала, к которому следует стремиться в воспитании детей. В большинстве народных культур в качестве идеала представлен человек с развитыми духовными и физическими качествами, любящий свою Родину, уважающий старших, гармонично живущий в природе. Каждое культурное наследие уникально, раскрывая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.