Научная статья на тему 'Специфика эмоциональных проявлений депривированных подростков в социально-нормативном пространстве'

Специфика эмоциональных проявлений депривированных подростков в социально-нормативном пространстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРИВАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / DEPRIVATION / EMOTIONAL SPHERE / EMOTIONAL COMPONENTS / PERSONAL SOCIAL SPACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопатина Ирина Александровна

В статье представлены результаты исследования эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в контексте социально-нормативного пространства. В эмпирическом исследовании выделены и раскрыты параметры эмоциональной сферы депривированных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of deprived Teenagers' Emotional display in the Socially-normative Space

The article presents results of research of emotional sphere of teenagers who are brought up in boarding institutions for unparented children, in the of socially-noramative context. The empirical research educes and reveals parameters of deprived teenagers' emotional sphere.

Текст научной работы на тему «Специфика эмоциональных проявлений депривированных подростков в социально-нормативном пространстве»

И.А. Лопатина

Специфика эмоциональных проявлений депривированных подростков в социальнонормативном пространстве

Эмоциональная сфера пронизывает всю психическую жизнь человека, будучи одним из ведущих факторов, определяющих субъективное качество бытия личности, характеризуя как индивидуальные, так и социальные процессы. Современная социальная среда с ее информационными перегрузками, нестабильностью, напряженным ритмом жизни, многовариативностью путей самоопределения и конкуренции предъявляет новые требования к ресурсам эмоциональной сферы личности.

Особенно сложная ситуация складывается у воспитанников учреждений интернатного типа в связи с изначально неблагоприятными условиями развития эмоциональной сферы: отягощенной наследственностью, длительным проживанием в условиях депривации. У подростков на всю дальнейшую жизнь остается общее чувство неблагополучия, обиды, небезопасности жизни. Последствия незрелости эмоциональной сферы сказываются на плохой адаптации к трудовой деятельности, на трудностях в семейных и межличностных отношениях.

Наиболее остро последствия дифицитарного развития проявляются в подростковом возрасте: ситуация усугубляется интенсивным психофизиологическим развитием, эмоциональной нестабильностью, импульсивностью, повышенной уязвимостью и особой чувствительностью подростка к воздействиям среды.

Какими особенностями обладает эмоциональная сфера подростка, проживающего в ситуации депривации? Как он относится к окружающим его людям? Чем детерминировано его поведение в социуме? — поиску этих ответов было посвящено наше исследование.

Теоретическое обоснование. В психологии существуют разные точки зрения, определяющие эмоциональную сферу и родственные ей категории как системное целостное образование. Исследователи, занимавшиеся проблемой психологии эмоций (В. Вунд, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев, К. Изард, В.К. Вилюнас и др.), отмечают, что в эмоциях представлено целостное отношение человека к явлениям и событиям окружающего мира, к другим людям. Оно выражается в форме непосредственного переживания, характеризующегося знаком (положительным или отрицательным), интенсивностью (глубиной переживания или величиной физиологических сдвигов), длительностью протекания, модальностью, предметностью (степенью осознанности и связи с конкретным предметом).

На каждом возрастном этапе существуют свои специфические особенности эмоциональной сферы. Анализ результатов психологических исследований эмоциональной сферы детей подросткового возраста (С. Холл, А. Фрейд, П.М. Якобсон, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.) позволяет выделить основные ее характеристики: нестабильность эмоциональной сферы, противоречивость, большая эмоциональная возбудимость, ощущения эмоционального дискомфорта — тревоги, страха, одиночества.

Общепринята в психологии точка зрения о высокой агрессивности детей в подростковом возрасте. Это может быть следствием стремления к самостоятельности, к признанию новой социальной роли [2]; желания подростков (особенно с агрессивными установками) скрыть свою личностную и эмоциональную незрелость, гипертрофированно демонстрируя в стрессовых ситуациях поведение зрелой личности, стремления психологической разрядкой устранить высокую тревожность, эмоциональный дискомфорт, стресс (то есть подсознательное компенсаторное снижение уровня внешней реализации личностной тревожности, социально не одобряемой в среде подростков) [1]; это может быть и формой проявления неуверенности в себе в результате переживаемого подростком разрыва между идеальным образом себя и действительным своим положением [5], формой выражения достоинства человека [3] и др.

П.М. Якобсон, рассматривая систему отношений, которая складывается у подростков со взрослыми, отмечает, что предписания взрослых, их «покушения» на самостоятельность ребенка, пренебрежительное отношение к нему как личности порождает внутреннюю установку на настороженное, враждебное отношение к любым возможным воздействиям взрослого. При этом, по его мнению, при благоприятных психологических обстоятельствах подросток может реагировать на предписания взрослых глубокими социально-положительными чувствами [6].

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, находятся в особой социальной ситуации, отличной от ситуации проживания в семье. Они попадают в приют в силу неблагоприятных жизненных обстоятельств, с раннего возраста лишены родительской заботы (или заботы заменяющих их взрослых), внимания, эмоционального общения, недополучают интимно-личностного общения с ними, значимого для развития психики ребенка. При этом они с раннего возраста сталкиваются с большим количеством людей — им приходится жить с группой детей, контактировать с множеством лиц, заменяющих им мать, с приходящими, часто сменяющимися воспитателями, — вследствие чего перегружены постоянным общением.

В результате депривации у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, происходит искажение процесса развития самосознания, нарушается система их отношений с другими людьми (В.С. Мухина, Г.В. Семья, Е.А. Счастная, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.). Так, например, невозможность реализации потребности в притязании на признание взрослого приводит к аффективным срывам, к гнетущему напряжению, тревожности, от-

чаянию, гневу. Следствием этого может стать ощущение отвергнутости, одиночества, что в итоге приводит к негативному восприятию мира и себя в нем (И.А. Дубровина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейн и др.)

Организация эмпирического исследования. В эмпирическом исследовании особенностей эмоциональной сферы депривированных подростков использовались следующие эмпирические методы исследования эмоциональной сферы: 1 — проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов); 2 — психосемантический тест Е.Ю. Артемьевой; 3 — метод незаконченных предложений; 4 — контент-анализ сочинений; 5 — проективный рисуночный тест; а так же методы статистической обработки данных.

Экспериментальная выборка состояла из подростков, проживающих в Люльпанском детском доме и в Волжской средней общеобразовательной школе-интернате: 114 мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 15 лет. Контрольную группу составили учащиеся 5-9 классов общеобразовательных школ Москвы и Йошкар-Олы, проживающие в семье: 124 мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 15 лет. Общее количество испытуемых, принявших участие в исследовании, составило 238 человек.

Обсуждение результатов и интерпретация. В контексте социального пространства подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, нами были проанализированы особенности эмоциональной сферы по значимым для подростка категориям: «мой воспитатель», «мой учитель», «мои родные (взрослые)», «мои сверстники».

1. Результаты, полученные посредством проективного метода депривации структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение типов реакций на ситуацию фрустрации у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в % (по В.С. Мухиной)12

№ серии Депривирующие персонажи Тип реакции

адекватный позитивный неадекватный позитивный адекватный негативный агрессивный адекватный негативный игнорирующий безразличный

1 Воспитатели, учителя 17,0 32,8 25,3 17,3 7,6

2 Родственники (взрослые) 15,0 40,92 24,8 12,4 6,6

3 Сверстники 16,0 30,4 42,32 9,6 1,7

Всего по сериям: 16,0 34,7 30,8 13,1 5,3

1 Достоверность в частоте конкретных реакций определилась при помощи критерия Л. Закса.

2 Показатели статистически значимых величин.

В ситуации общения с учителями и воспитателями у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, не выявлено преобладания какого-либо типа эмоционального поведения.

В проективной ситуации общения с родными (взрослыми) у воспитанников доминирует неадекватное позитивное поведение. Подросток относится к окружающим взрослым менее позитивно, чем к родным, с кем отношения реально нарушены, но сохраняется шлейф от потребности быть любимым.

В ситуации общения со сверстниками превалирует негативное агрессивное поведение. Отношение к сверстникам оказывается настолько значимым, что в случае проективной депривации подростки дают выраженную аффективную реакцию в виде агрессивного вербального или поведенческого выпада.

2. Результаты, полученные посредством психосемантического теста Е.Ю. Артемьевой.

Самые низкие значения эмоционального отношения подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, получены по шкалам «мой воспитатель» (0,009) и «мой учитель» (0,024), самые высокие — по шкале: «моя семья» (0,138).

Выявлена возрастная динамика изменения отношений подростков, проживающих в учреждениях интернатного типа: эмоциональный образ учителя из положительного становится отрицательным. То есть, к взрослым, требующим выполнения нормативных правил, старшие подростки начинают относиться негативно, противопоставляя им собственные намерения и представления

о «правильном». Это отношение значимо хуже, чем у подростков, проживающих в семьях. При этом, несмотря на снижение представлений о нормах отношения к взрослым, подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, в большей степени выражают положительное отношение к воспитателям, чем подростки из семьи.

В отношении к сверстникам подростки, проживающие в ситуации депривации, проявляют более позитивную позицию, чем дети из семьи. Для них сверстники очень значимы, несмотря на репрессии с позиции силы в личной жизни.

3. Результаты, полученные посредством метода контент-анализа незаконченных предложений.

Подросткам, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа, свойственно в целом положительное отношение к взрослым (71,6% подростков — положительное, 17,9% — амбивалентное) и к сверстникам (55,2% подростков — положительное, 20,9% — амбивалентное).

Сравнительный анализ данных по группам подростков показал, что на вербальном уровне подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, статистически значимо хуже относятся к сверстникам, чем дети из семьи.

Наблюдаются проявления психологической защиты, когда подросток отказывается отвечать на отдельные вопросы теста (чаще всего касающиеся от-

ношения к своим родителям, родственникам, к самому себе). Это свидетельствует о неблагоприятном состоянии внутреннего мира подростка, являющемся следствием деформирующего влияния депривации.

4. Результаты, полученные посредством метода контент-анализа сочинений.

Эмоциональный словарь подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, значительно уже, чем детей из семьи (р < 0,001). Эмоциональные отношения, выражаются преимущественно словами: «нравится», «хорошо», «удобно», отражающими уровень элементарных чувствований — проявлений органической аффективной чувствительности — первый уровень эмоциональной саморегуляции (по С.Л. Рубинштейну [4]).

Наблюдается низкая частотность слов, указывающих на эмоциональные состояния в межличностных отношениях подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. При этом используется большее количество слов, чем у детей, проживающих в семьях, в описании значимых эмоциональных отношений своего прошлого. Прошлое эмоционально значимо за счет присутствия привязанностей, важных, но депривированных межличностных отношений. Эмоциональная насыщенность текстов сочинений подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, имеет тенденцию к снижению от описания прошлого времени к описанию будущей жизненной перспективы.

Продолжительность психологической временной перспективы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, ограничивается 25-30 годами. Образ будущего связан с материальной обеспеченностью, профессиональной направленностью — часто неадекватной (быть известным футболистом, певицей и т.д.). Люди присутствуют в нем в качестве друзей, коллег. Образ собственной будущей семьи отсутствует.

5. Результаты, полученные посредством проективного рисуночного метода.

Анализ рисунков показал, что в отношениях с другими людьми у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отсутствует эмоциональная близость, принятие.

Изображения прошлого характеризуются нарушением значимых отношений со взрослыми у подростков, а в отдельных случаях, непережитыми критическими ситуациями, требующими психотерапевтической коррекции. Детство представлено в большей степени рисунками без людей или с одним ребенком, либо со сверстниками без взрослых.

Тематическое содержание рисунков будущей перспективы жизни подростков, воспитывающихся в учреждении интернатного типа, характеризует их профессиональную направленность, желание быть экономически успешными, жить в достатке, иметь развлечения. Тема семьи, дома не представлена. От прошлого к будущему увеличивается количество проявлений психологической защиты.

Подростки, проживающие в условиях депривации, видят себя вне социального контекста. В целом, их рисунки демонстрируют нарушения привязанности к другому, социальную дезадаптацию.

В результате факторного анализа данных исследования были выделены следующие факторы:

Фактор 1. «Негативные формы социального реагирования на взрослых» (вес 7,3; процент корреляций — 11,1%). Содержание фактора: негативная нормативная форма социального реагирования в отношениях со взрослыми (В.С. Мухина) — 0,548, три типа фрустрационных реакций в отношениях со взрослыми (кроме пассивной) — 0,566; адаптивная и негативная нормативная формы реагирования с родителями (0,629; 0,535); и реакция на фрустрацию без агрессии (0,509).

Фактор 2. «Отрицательные эмоции» (вес 5,57; процент корреляций — 8,43%). Содержание фактора: горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вина (значение корреляции с фактором — 0,574-0,650). Проведенные попытки кластерного анализа данных, не включенные в работу из-за неравного количества членов кластера, показали, что большинство подростков характеризует низкий уровень переживания эмоций разной модальности. Этот результат получил многократное подтверждение в данных других методик. Отрицательная связь с фактором показателей возраста свидетельствует о том, что чем старше становятся подростки, тем меньше они отмечают у себя отрицательные эмоции. Показатели проективных методик позволяют сделать вывод о вытеснении этих переживаний в бессознательное. Таким образом, отрицательные эмоциональные состояния служат фактором, обусловливающим все другие показатели отношений и эмоциональных реакций.

Фактор 3. «Принятие жизненной ситуации» (вес 4,81; процент корреляций — 7,29%). Содержание фактора: положительное отношение к своему прошлому, конструктивное переживание ситуации нарушения привязанности, интенсивность отношений со сверстниками, отсутствие подавления реагирования в ситуациях фрустрации со стороны взрослых и воспитателей (значение связи с фактором — 0,669), — эти особенности составляют фактор, обеспечивающий наибольшую адаптивность подростка к условиям жизни в учреждениях интернатного типа.

Фактор 4. «Самоуважение» (вес 4,15; процент корреляций — 6,28). Содержание фактора: положительное отношение к себе, отсутствие вербальной агрессии. Можно предположить, что этот фактор проявляется в способности сохранять самоуважение и конструктивно реагировать в конфликтных ситуациях.

На основе полученных результатов исследования были сделаны следующие выводы.

1. К окружающим взрослым (учителям, воспитателям), требующим выполнения нормативных правил, подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, относятся с достаточно выраженным обособлением.

2. К родственникам, с кем отношения нарушены, к воображаемой (желаемой) семье подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, испытывают позитивные чувства, в проективной ситуации фрустрации проявляя неадекватное позитивное отношение.

3. В отношении к сверстникам подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, демонстрируют положительно-окрашенные эмоции, однако в проективной ситуации фрустрации легко проявляют агрессивные реакции.

4. Эмоциональные проявления во временной организации личной жизни подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, характеризуются отсутствием социального контекста, нарушением привязанности, социальной дезадаптацией.

5. Организация эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, характеризуется проявлениями аффективной чувствительности, нестабильностью, неосознанностью, низкой эмоциональной культурой, что свидетельствует о низкой эмоциональной саморегуляции.

6. Эмоциональная сфера подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, имеет специфические особенности, позволяющие адаптироваться к социуму, сохранять самоуважение и способность конструктивно реагировать в конфликтных ситуациях: положительное отношение к прошлому, конструктивное переживание ситуации нарушения привязанности, отсутствие подавления реагирования в ситуациях фрустрации со стороны взрослых и воспитателей, интенсивность отношений со сверстниками, положительное отношение к себе, отсутствие вербальной агрессии к себе.

Литература

1. Андреева Л.В. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной адаптации подростков с агрессивными установками: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.В. Андреева. - Казань, 2005. - 195 с.

2. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизмы / Ю.Б. Можгинский. - СПб.: Лань : С.-Петерб. ун-т МВД России, 1999. - 127 с.

3. Никитин А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / А.В. Никитин. -М., 2006. - 29 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998. - 685 с.

5. Саблина Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.А. Саблина. -Ставрополь, 2004. - 178 с.

6. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1966. - 291 с.

Literatura

1. Andreeva L.V. Psixologo-pedagogicheskaya korrekciya kommunikativnoj adaptacii podrostkov s agressivny’mi ustanovkami: dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.07 / L.V. Andreeva. -Kazan’, 2005. - 195 s.

2. Mozhginskij Yu.B. Agressiya podrostkov: e’mocional’ny’j i krizisny’j mexaniz-my’ / Yu.B. Mozhginskij. - SPb.: Lan’; S.-Peterb. un-t MVD Rossii, 1999. - 127 s.

3. Nikitin A.V Psixologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya v podrostkovom vozraste: avtoref. dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.13. / A.V. Nikitin. - M., 2006. - 29 s.

4. Rubinshtejn S.L. Osnovy’ obshhej psixologii / S.L. Rubinshtejn. - SPb.: Piter, 1998. - 685 s.

5. Sablina N.A. Povedencheskie proyavleniya agressivnosti v podrostkovom vozraste

i vozmozhnosti ix preodoleniya: dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.07. / N.A. Sablina. - Stavropol’, 2004. - 178 s.

6. Yakobson P.M. E’mocional’naya zhizn’ shkol’nika / P.M. Yakobson. - M.: Pros-veshhenie, 1966. - 291 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.