экономика
УДК 330.341(045)
специфика довузовской
подготовки кадров
для инновационной экономики*
Ушакова Юлия Олеговна,
студентка магистратуры,
Вологодский научный центр Российской академии наук,
Вологда, Россия
Аннотация. Основным направлением российской экономики является переход на инновационный путь развития. Ключевым фактором успешной реализации этой задачи являются высококвалифицированные кадры. Одной из проблем подготовки специалистов для инновационного развития экономики выступает формирование профессионально ориентированных знаний, умений и навыков, а также развитие необходимых качеств и способностей. В статье обоснована актуальность развития творческих, технических, предпринимательских способностей специалистов, занятых в сфере инновационной экономики. Сделан вывод о необходимости развития данных способностей с раннего возраста.
Ключевые слова: подготовка кадров; инновационная экономика; творческие способности; технические способности; предпринимательские способности; классификация способностей; человеческий капитал; высококвалифицированные кадры
the specificity of pre-university personnel
TRAINING FoR INNoVATIVE ECoNoMY**
Ushakova Yulia Olegovna,
graduate student,
Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences,
Vologda, Russia
Abstract. The main direction of the Russian economy is the transition to an innovative development path. The key factor for the successful implementation of this task is highly qualified personnel. One of the problems of training specialists for the innovative development of the economy is the formation of professionally oriented knowledge, skills and skills, as well as the development of necessary qualities and abilities. The urgency of the development of creative, technical, entrepreneurial abilities of specialists engaged in the field of the innovative economy as I determined in the article. Also, I concluded that it is necessary to develop these abilities from an early age.
Keywords: training of personnel; innovative economy; creative abilities; technical abilities; entrepreneurial abilities; classification of abilities; human capital; highly qualified specialists
Научный руководитель: Гулин К.А., доктор экономических наук, доцент, Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Россия.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Вологодской области в рамках научного проекта № 18-410-350013.
** The study was carried out with the financial support of RFBR and the Government of the Vologda region in the framework of the scientific project № 18-410-350013.
Конкурентоспособность инновационной экономики зависит от качества профессиональных кадров. Подготовка кадров должна быть основана на учете существующего человеческого капитала, включающего в себя знания, умения, навыки, которые используются в процессе производства и способствуют экономическому росту, а также являются неотъемлемой характеристикой высококвалифицированных кадров.
Инновационная экономика - это экономика, которая не только использует инновации, но и изобретает, и реализует их в процессе инновационной деятельности. Ее осуществление основано на новой идее, а творческая способность генерировать и воплощать новые идеи является основным свойством инновационной деятельности. Создание инноваций в процессе инновационной деятельности требует от специалистов наличия технических способностей, навыков работы на оборудовании, в результате чего происходит усовершенствование и создание высокотехнологичной продукции,конкурентоспособной на рынке. Любой инновационный проект может оказаться неудачным. Специалисты, занятые в сфере инновационной экономики, должны обладать предпринимательскими способностями, которые позволят защитить инновационный проект от рисков. Таким образом, для развития инновационной экономики требуются специалисты с творческими,техническими, предпринимательскими способностями, которые обладают гибким мышлением, способностью генерировать новые идеи, их реализовывать и продвигать.
Развитие способностей каждого человека происходит в благоприятный для этого период. Успех их развития на каждом последующем этапе зависит от эффективной работы по формированию способностей на предыдущем. Невозможно рассчитывать на то, что в старшем возрасте ребенок сможет компенсировать упущенное. По этой причине работать над развитием творческих, технических и предпринимательских способностей важно начинать с раннего возраста. В связи с этим целью исследования является выявление специфики подготовки кадров для инновационной экономики на дошкольном и школьном этапах обучения. Поэтому необходимо решить следующие задачи: 1) рассмо-
треть классификацию способностей человека; 2) выделить возрастные особенности дошкольников и школьников в развитии необходимых способностей; 3) сделать выводы о специфике довузовской подготовки кадров для инновационной экономики.
Существующие работы по данной тематике посвящены рассмотрению отдельных элементов проблемы. В качестве примеров имеющихся работ представляется возможность выделить труды Н. В. Матяш, И. А. Мезенцевой, П. В. Матюхиной, П. В. Тюленева и др.
В данной работе сделана попытка комплексно рассмотреть способности, которыми должны обладать специалисты в области инновационной экономики, и пути их развития.
Классификация способностей
В большинстве классификаций способностей различают природные и специфически человеческие способности. Под природными способностями понимают те, которые биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками и формируются на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей [1, с. 5-6]. Специфически человеческие способности - это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде [1, с. 5].
Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные. Общие способности свойственны большинству людей и определяют успехи человека в различных видах деятельности. Специальные определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Общие и специальные способности, в свою очередь, делятся на сложные и элементарные. Общие элементарные способности - это способности ощущать, воспринимать, мыслить, воображать, речевая способность. Общие сложные способности предполагают способности к обучению, труду, общий уровень интеллектуального развития. К специальным элементарным способностям относятся музыкальный слух, глазомер, словесно-логическая память, высокая обонятельная чувствительность. Специальные сложные способности - это математические, музыкальные,
Способности человека
Специфические человеческие
Природные
Специальные (Творческие)
Ощущать. Воспринимать. Воображать. Мыслить. Память.
мышления Словесно-логическая память. Высокая обонятельная чувствительность
Математические.
Музыкальные. Конструктор ско-технические. Художественные и т.д.
Классификация способностей
Источник: составлено автором на основе [1].
конструкторско-технические, художественные и другие способности.
Некоторые исследователи отделяют учебные способности от творческих (А. А. Радугин, Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская, Н. В. Матяш). Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. [1, с. 7]. Проанализировав различные классификации, мы пришли к выводу, что можно рассматривать учебные способности как общие, а творческие как специальные, поскольку их сущность и содержание не противоречат друг другу (см. рисунок).
развитие творческих способностей специалистов в области инновационной экономики
Как уже отмечалось выше, специалисты в сфере инновационной экономики должны обладать творческими способностями. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышен-
ной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии оно будет крайне затруднительно, а то и вовсе невозможно. Ошибочно предполагать, что в старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное [1, с. 7]. Таким образом, начинать развитие творческих способностей нужно как можно раньше. Первые годы жизни - самое благоприятное время.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития творческих способностей. Воображение ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное его познание создают предпосылки для создания условий по развитию в этот период творческой деятельности. Эффективному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста способствуют такие условия, как раннее физическое развитие (плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение), создание обста-
экономика
новки, опережающей развитие детей, характер творческого процесса, представление ребенку большой свободы в выборе деятельности и т.д. [2, с. 109-110].
Дети младшего школьного возраста стремятся получить как можно больше знаний. На данном возрастном этапе необходимо развивать воображение и творческое мышление в игровой деятельности. Кроме этого, важное место в формировании творческих способностей занимает учеба.
Подростковый возраст также характеризуется повышенной творческой и познавательной активностью. Уровень развития творческих способностей подростков базируется на воображении, речевой компетенции и нравственно-эстетических представлениях [3]. В подростковом возрасте важно стимулировать развитие творческих способностей, использовать в учебном процессе творческие задания, создавать проблемные ситуации творческого характера.
развитие технических способностей специалистов в области инновационной экономики
При осуществлении инновационной деятельности большую роль играют технические способности специалистов. Начинать подготовку кадров технической направленности, развивать технический интерес и способности нужно с начальных ступеней обучения. В этом случае интеграция образовательных и технических областей позволит им гармонично объединиться в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты в развитии и воспитании.
Технические способности у ребенка проявляются не сразу, гораздо позднее. Это обуславливается тем,что для конструирования, изобретательства и моделирования требуется уже достаточно высокое развитие психики и мышления. Поэтому самый подходящий возраст для развития у детей технических способностей -это 7-11 лет [4].
В дошкольном возрасте развитие технических способностей опирается на сформированную мелкую моторику. Развитие же мелкой моторики у детей раннего возраста обусловлено их возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем
дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Развитие мелкой моторики возможно через практическую деятельность (измерение, построение, рисование, моделирование, конструирование, решение задач). Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития в будущем и станет начальным этапом в развитии конструкторских способностей на последующих возрастных этапах [5, с. 9].
Развитие технических способностей в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Придя в первый класс школы, ребенок уже ознакомлен с реальной бытовой жизнью общества, имеет представления о различных сферах производства. Особенностью современного младшего школьника является то, что с появлением вычислительной техники, компьютера, радио, телевидения, Интернета, телефона ребенком сразу осваиваются сложные уровни технической реальности. К практическим способностям младших школьников относят конструктивно-технические: пространственное видение, воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Возможности для развития конструктивно-технических способностей дает конструирование из разных материалов, решение технических задач [1, с. 15-16].
Для учащихся средней школы характерно активное развитие логического мышления и всех познавательных процессов. Согласно возрастным особенностям в процессе формирования мышления в подростковом возрасте активно включаются процессы интеграции, усиливается произвольность, самоконтроль, способность к саморазвитию. Поэтому на данном этапе важным является деятельность, направленная на активное и целенаправленное
развитие технических способностей. Выполнение графических работ способствует выработке у учащихся необходимых навыков выполнения чертежей, проекций, эскизов, технических рисунков. В процессе выполнения графических изображений учащиеся познают логику построения чертежа, знакомятся с правилами и условностями его оформления, принятыми соответствующими стандартами. Овладение графическими знаниями и умениями невозможно без развития пространственных представлений. Этому способствует выполнение учащимися различных задач и упражнений, включающих наглядные изображения деталей.
Ведущей деятельностью в ранней юности (15-17 лет) является учебно-профессиональная деятельность, которая выступает как подготовка к будущей жизни, усвоение основ отдельных наук - возможных областей будущей профессиональной деятельности. Проявленный к 12-15 годам интерес к какому-либо действию или занятию является признаком будущей профориентации. Качественное воспитание играет значимую роль в формировании профессионально важных качеств личности старшего школьника. Половые различия в профессиональной направленности заметны уже на ранних этапах развития детей. Исследователи отмечают, что в возрасте 1,5-2 лет проявляется склонность мальчиков к преобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках. Половые различия учащихся влияют на профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни. Юноши отдают предпочтение технономическим профессиям, а девушки - социономическим.
Большое значение имеет развитие у подростков и юношей любознательности, стремление к самостоятельности при решении сложных технических задач [1, с. 19-20].
развитие предпринимательских способностей специалистов в области инновационной экономики
Для специалистов в области инновационной экономики большую роль играет высокий уровень развития предпринимательских способностей. Развитием предпринимательских способностей нужно заниматься с дошкольного возраста. Стремление к познанию, критическое
восприятие информации и творческий подход к своему делу - это и есть составные части предпринимательского творчества [6, с. 287]. Именно в дошкольном возрасте (особенно в раннем детстве) и далее в начальной школе ярко проявляются задатки креативности, способность к нестандартным решениям, элементарная предприимчивость [7]. Поскольку задатки этих качеств есть у каждого ребенка, их необходимо развивать. При этом особое значение приобретает создание условий, благоприятствующих любознательности, познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности.
В данный возрастной период предпринимательские качества формируются в игровой деятельности. На дошкольном этапе игра носит сюжетно-дидактический характер, где ведущая роль принадлежит педагогу. Именно в игре наблюдается проявление активности, самостоятельности, инициативы, деловитости [8].
У младших школьников, как и у детей дошкольного возраста, проявляется стремление к познанию окружающего мира и творческий потенциал. Эти качества являются составным элементом предпринимательских способностей, которые необходимо развивать. Для формирования и развития предпринимательских способностей на данном возрастном этапе следует также использовать игровые методы. Для младших школьников сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, а место педагога в ней второстепенно.
Если в младшем школьном возрасте при развитии предпринимательских способностей использовались только игровые методы, то для учащихся средней школы используются состязательные [7]. Кроме этого, сама учеба имеет большое значение в развитии данных способностей. Основы предпринимательских качеств начинают закладываться в рамках учебной дисциплины «Обществознание».
Для развития предпринимательских способностей у старших школьников следует обратить внимание на формирование таких качеств, как целеустремленность, инициативность, глубина экономического мышления, инновационная активность, организаторские качества, умение работать самостоятельно [9, с. 96-97]. Большую
роль в их развитии играет учебная деятельность. Формирование и совершенствование предпринимательских способностей у старших школьников происходит в рамках таких школьных дисциплин, как «Обществознание» и «Экономика».
Не менее важную роль в развитии предпринимательских способностей играет деловая игра, которая способствует совершенствованию системного мышления, навыков предпринимательской деятельности, деловой речи, а также коммуникационных возможностей человека.
основные выводы
Таким образом, каждая возрастная группа имеет свои особенности развития необходимых способностей. Для учащихся дошкольного возраста характерно активное познание окружающего мира, поэтому это самое благоприятное время для их интенсивного развития. У детей младшего школьного возраста оно проходит в игровой деятельности, у учащихся средней школы - в учебной. Приоритетной деятельностью подросткового возраста является учебно-
профессиональная. Поэтому профессиональное воспитание играет большую роль в формировании профессионально важных качеств личности школьника. Как отмечалось выше, для инновационной экономики требуются кадры, которые владеют специфическими знаниями, умениями, навыками. Специалисты, осуществляющие инновационную деятельность, должны обладать творческими, техническими, предпринимательскими способностями. Формирование благоприятных условий недостаточно для их развития. Необходимо закладывать фундамент инновационных, творческих, технических, предпринимательских компетенций еще на этапе дошкольного обучения и целенаправленно работать по их развитию и совершенствованию на каждой ступени образования.
На следующих этапах исследования будет проведен анализ отечественного и зарубежного опыта подготовки кадров, а также планируется разработка инструментов совершенствования системы подготовки специалистов для инновационной экономики.
список источников
1. Матяш Н. В., Мезенцева И. А., Матюхина П. В. Развитие технических способностей учащихся в системе дополнительного образования детей. Брянск: БИПКРО; 2014. 148 с.
2. Рудина Е. Е., Иванова И. Ю. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Международный научный журнал. 2016;(7):108-110.
3. Игнатович В. Г. Возрастные особенности развития творческого потенциала личности подростков. URL: http://eLib.bspu.by/bitstream/doc/21482/1/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81% D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD% D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf (дата обращения: 23.01.2018).
4. Шатликова Н. М. Развитие технических способностей ребенка. URL: http://sut-nov.um.La/ metodicheskaya-kopiLka/135-razvitie-tekhnicheskikh-sposobnostej-rebenka (дата обращения: 15.01.2018).
5. Емельянова И. Е., Елпанова Н. П. Развитие технических способностей детей дошкольного возраста. Вестник Бурятского государственного университета. 2014;1(4):8-12.
6. Мельникова К. С., Столярова Н. Г. Развитие предпринимательских навыков детей как стратегических ход современного образования. Россия и мировое сообщество: экономическое, социальное, технико-технологическое развитие: сб. науч. трудов по материалам I Всероссийской научно-практической студенческой конференции. Н. Новгород; 2016:285-292.
7. Тюленев П. В. Предпринимать - раньше, чем ходить. URL: http://www.proza.ru/2013/05/25/944 (дата обращения: 31.01.2018).
8. Галкина Л. Н. Развитие предпринимательских качеств у старших дошкольников в процессе игры. URL: http://schooL2100.com/upLoad/ibLock/12f/12f55483207bc9f0d2ea933faf7d942d.pdf (дата обращения: 31.01.2018).
9. Ступин А. А., Ступина Е. Е. Развитие предпринимательских качеств у старшеклассников на уроках технологии. Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2014;(11): 94-103.